Гил Наиль Фавилович : другие произведения.

4 Глава четвертая. Славянское государство

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Л.Мюссе: "багатур, таркан, кавкан, боляр... носили загадочный смысл происхождения...


0x01 graphic

Глава четвертая. Славянское государство

   Великие Булгары
   Происхождение слова "Булгар" (Болгары) доподлинно не известно, что именно обозначает? В исторических книгах упоминаются: Болгария, Булгария, Булгары. Ну а искать его этимологию из славянских словарей не имеет никакого смысла, булгары, они - древние тюрки. В тюркском языке существуют слова имеющие такие значения: бул -- будь, булу -- буду; "булгау" -- махать, размахивать, болтать, взбалтывать. Возможно, смешанность разных племен и привело к образованию этого этноса -- Булгары.
   Название современного государства на балканском полуострове в русском языке произносится как Болгария -- почему? Ведь во многих языках фонетика слова иная: например транскрипция на французском -- "бюлгари", по-английски bulgaria... а произношение на турецком -- bulgar... Правильно -- все-таки -- будет Булгар, то есть смешанный, смешанные. (Возможно, слово под собой определяет другое значение, например -- "бул", в переводе с тюркского означает будь: "булгар" в переносно смысле -- стань несокрушимым. Или, в образовании этнонима, имело место слово "бел" -- знать, ведать. "Булгар" -- знающий; образованный.)
   К большому сожалению, традиционная российская историография на своих страницах, мало выделила для них место. Даже не смотря на то, что "булгары" являются предками тех татар, которые проживают сегодня в центральной части российской федерации; потомками тех, древнюю историю которых загнали в темный угол -- отняв имя, а после и изменив им язык... Лишив тем самым памяти.
   Но, скрыть все невозможно...
   ...Современная историческая наука не отвергает происхождение народа из тюрков, но, и не смотря на это, проследить логическую цепочку, довольна трудно (в российских учебниках, скудны данные). Источников о Хазарах и Булгарах, времен раннего средневековья, очень мало... хотя государства эти -- опять заметим -- находились в центре современной России: и сегодня, являются неотъемлемой частью истории российского государства. По этому поводу есть интересная формулировка нашей науки -- "Хазары исчезли с карты мира еще много веков назад, и до сих пор не вполне ясна их судьба". Вот как это сегодня исповедуется. Но вспомним Николая Михайловича -- "народы не падают с неба и не срываются в земле". Так куда же они исчезли? Скрылись?
  
   Сначала о Булгарах и Хазарах -- середины первого тысячелетия.
   В 630 (30-70 годах) году начинается война между конфедерациями, Дудло и Нушиби: между булгарами и хазарами. Эта гражданская воина длится на протяжении полувека. "Война была настолько ожесточенной, что ни та, ни другая сторона не имела возможности заниматься покорением отпавших окраин тюркютского каганата. Это обстоятельство и позволило Кубрату сберечь независимость новорожденного Болгарского ханства".
   Под предводительством хана Кубрата (Кубер) образуется "булгарское государство". ...Смерть отца, сыновей заставляет принять решение. Они уходят от границ Хазарии, каганат распадается. "Значительная часть булгар, ушла на запад, главным образом на Балканы" -- так излагается в официальной российской науке. Сохранились источники о том, как на Запад, на поиски новых земель, свою орду повел один из сыновей хана -- Аспарух. Другой, со своей ордой, двинулся к берегам реки Кама. Вот что пишет Н.М.Карамзин: "Куврат, союзник и друг римлян, господствовал в окрестностях Азовского моря; но сыновья его, в противность мудрому совету умирающего отца, разделились: старший, именем Ватвай, остался на берегах Дона; второй сын, Котрак, перешел на другую сторону сей реки; четвертый в Паннонию, или Венгрию, к аварам, пятый в Италию; а третий, Аспарух, утвердился сначала между Днестром и Дунаем, но в 679 году, завоевал и Мизию, где жили многие славяне, основал там сильное государство болгарское".
  
   J "Небольшое государство, в VIII веке появилось на Средней Волге". В летописях упоминается как "Волжская Булгария". Это, предки современных татар Поволжья.
   В своей книге Э.Гиббон пишет: "Один из древних болгарских царей дал своим пяти сыновьям предсмертное наставление быть воздержанными и жить в согласии... эти пять принцев, похоронив отца, разделили между собой его подданных и рогатый скот... расстались друг с другом и отправились бродить в поисках счастья, а самого отважного из них мы находим в Италии под покровительством равеннского экзараха" (Греч. руководитель, начинатель.) Сегодня волжские историки, не редко отождествляют Великую Булгарию с Волжской Булгарией. Но это не одно и тоже: Великая Булгария прекратило свое существование в конце VII века...
  
   В сознании любого человека есть некая часть истории своих предков. Он знает столько, сколько ему необходимо. Большего -- не скрывая реального положения дел -- и не надо. Для украинца из Крыма, например, предки скифы. Все! Только непонятно -- кто подразумевается под скифами?.. И какой народ обитал на полуострове, скажем каких нибудь три столетия назад? Все это конечно хорошо... Для казанского татарина границы его исторических познаний, ограничатся казанским ханством. Историей Золотая Орды. Вот необходимый придел знаний истории своего края. Стыдиться этим, или гордиться, каждый вправе выбирать свое, дело личное. "Золотая Орда" -- прельщает душу волжского татарина. Иного и не надо...
   Но начало есть у всего.
   В седьмом веке, как уже было отмечено, в предкавказье жили булгары... Кочевники из Черного Иртыша. Эту группу составляли различные племена -- "унногундуры", "утургуры", "оногуры"... между Азовским морем, и Каспийским. Вождь орды "унногундуров", объединяет группы в одно целое. Правителем становится Кубрат; а объединенные племена получают название -- "булгары".
  
   J Книги, происхождение хана Кубрата описывают мелкими шрифтами, а его деяния, и могущество, с большими. В честь чего он получил такое имя? Как переводится имя? Возможно от древнетюркского quvrat (кубрат, куврат) -- собирать, скапливать. Кувра -- собираться, сосредотачиваться, скопляться.
  
   Ученым, при каких обстоятельствах скопились народы в шестом веке новой эры на этой местности, не известно. Версия казанских историков гласит, болгары, объединившись (предположительно) с унногурами во главе с кланом Дуло, в начале VII века, образовали в составе аварского каганата союз племен. И в 635 году, правитель булгар Органа и его племянник Кубрат, освободившись от власти аваров, создали в Приазовье этнополитическое объединение тюркских племен, вошедшее в историю как "Великая Болгария". Территория ее -- в период наивысшего расцвета -- в степях восточного Причерноморья простиралась от реки Кубань до реки Днепр. Вот что пишет Карамзин: "Куврат, князь болгарский, данник хана, в 635 году свергнул с себя иго аваров. Разделив силы свои на девять обширных укрепленных станов, они еще долгое время властвовали в Дакии и в Паннонии, вели жестокие войны с баварцами... наконец утратили в летописях имя свое".
  
   Новый каганат, -- как было отмечено, -- заявляет о себе войною с аварами в 635 году, где последние терпят поражение. И булгария, вызывает интерес у Константинополя: "Куврат, союзник и друг римлян", строит дипломатические отношения с Западом. Словарный запас греков дополняется новыми словами, которые в измененных формах входят в их лексикон. Французский историк Л.Мюссе пишет: "багатур, таркан, кавкан, боляр... носили в себе для них, загадочный смысл происхождения... Однако этого достаточно, чтобы с относительной уверенностью классифицировать протоболгарский язык и обнаружить достаточно оригинальную культуру. Список ханов доказывает, что этническое сознание болгар имело более древние и прочные корни, чем у большинства степных народов... они же выбивают исторические надписи на разговорном греческом, не чуждом эпического вдохновения, в вперемешку с тюркскими словами, высекают грандиозный каменный рельеф, изображающие хана верхом на коне, пронзающего хищников".
  
   J Слово "боярин" (бояре) происходит от древнетюркского baj -- богатый, щедрый. Отсюда и титул. В древности говорили bajayut, bajerlek -- то есть, разбогатевший, созревший, достигший. Татарское: "бай", "баег" -- богатый, разбогатевший (Немецкое: "Bojar" -- боярин.)
  
   Хан Аспарух
  
   Сведения о подданных хана Аспаруха (третьего сына Куврата, утвердившегося между Днестром и Дунаем), сохранились в европейских источниках. За что, следует благодарить греческих летописцев. Но, по утверждению российской академической науки: "сведений о Болгарах Волжских мы не имеем до 922 года, когда правитель Алмус (Алмуш) принял ислам...", то есть до времен принятия религии. Что, в выше изложенном контексте, настораживает исследователя? у русских историков XIX века, практически нет никакой информации о волжских Булгарах, второй половины первого тысячелетия.
   Но, что мешает нам рассмотреть историю тех булгар, у кого она сохранилась.
   Соседство с Константинополем орды хана Аспаруха (Араб. "рух" -- дух), приносит положительные плоды: тесная связь двух геополитических сфер образуют не только благотворную политическую площадку, но и духовную. Византийцы активно помогают укрепляться соседу. Молодому государству. ...Сегодняшним болгарским детям, приход Аспаруха на балканский полуостров, рассказывают как легенду, как сказку... упустив тюркский элемент.
   Но, никакой легенды тут нет! Византийский правитель Константин IV Погонат (Бородатый), официально уступает им земли Мизии. В 681 году Византия признает независимость государства Аспаруха. И на этой территории потомок Аттилы создает "первое Болгарское царство". Лично сам хан размечает свою резиденцию в Плиске (Абоба), и трудом "рабов-невольников", возводится дворец, с "тронным залом". Уместно вспомнить азиатский вояж Юстиниана II, византийского тирана, изгнанного из своей империи. Опального "ринотмета" (безносого) высылают на крымский полуостров, в город Херсонес. Где, на южном берегу меотийского озера, для него, ханом назначается резиденция: в городе Фанагория. Юстиниан женится на сестре хана. Но, через три года из "негостеприимного" полуострова Юстиниан бежит к Хазарам. "Задушив своими собственными руками двух ханских эмиссаров" он уплывает на поиск новых и надежных союзников. На устье Дуная, где "болгарское царство простиралось до пределов Фракии", он уговаривает хана Тербелиса, помочь ему возвратить утерянный трон, обещая выдать за него свою дочь, "и уделить значительную часть римских сокровищ".
   И уже скоро, византийский император Апсимар (Тиверий III), под стенами города Константинополя, наблюдал "пятнадцатитысячную булгарскую конницу" возглавляемую "ринотметом". После возврата трона, Юстиниан расплатился по всем долгам: "вызвал к себе жену", сестру хана из хазарии; которая по крещению получила имя Феодора, а хан Тербелис, получил обещанные золотые монеты, "объем которых он отмерил длиною своей скифской плети".
  

***

   В истории этого каганата (дунайских булгар), ханы насилии тюркские имена. И государственным языком у них, конечно же, был тюркский. Последователем Аспаруха, стал -- хан Тервель. Как указывают источники, в 705 году он принимает титул кесаря (царя). Сохраненные древние адаты предков, модернизировали армию -- она была отличительной чертой народа.
   Вмешательство константинопольского двора во внутриполитический строй булгар, приводил к меж этническим столкновениям, ко многим воинам. Под предводительством грозного хана Крума, начинается война за сопредельные территории. Болгары захватывают ряд городов, в том числе и город Сердику (Serdica, последующем София). История запечатлела и другие трагические события: воину императора Никифора, с ханом Крумом, намерившего уничтожить Болгарское государство. В 813 году, Крум начал грандиозную по масштабности подготовку кампании по взятию Константинополя: что не удалось ни одному болгарскому правителю. Война заканчивается в 811 году. Как известно, гибелью императора Никифора I. (Положение греков спасает Лев V, Армянин.) Конфликт был связан скорей с безвыходностью положения булгар, "более могущественные народы, которые стали переселяться вслед за ними, не дозволяли им не возвратиться на Север, ни расширять свои владения в западном направлении".
   Кем была спровоцирована война?
   Византийская армия под руководством императора Никифора I, проникает во владения булгар. По приказу Никифора сжигается царский дворец: солдаты делят добычу. Со стороны хана, было предложено мирное разрешение конфликта: послы передали "Вот ты пришел и победил. Возьми, что тебе будет угодно и уходи с миром". Предложение, императором было отвергнуто. И булгары собрав свой "куч" (силу), преграждают пути отступления византийцам. "Утром третьего дня болгары неожиданно напали на лагерь и умертвили римского монарха, а также высших сановников империи". Взяли вверх -- "голова Никифора была надета на пику, и отделанный золотом его череп потом часто наполнялся вином при праздновании победы".
   Так, кипчаки поступили со своим грозным противником. Достойного преклонению.
  
   J Тюрколог Мурад Аджи, в своей книге "Азиатская Европа" написал: "В далекие века у степных народов существовал обычай, если человек из войска противника был храбрым, отличался героизмом. То он становился примером для подражания не только у своих но и у противника. Попав в плен его жестоко убивали. Поверье говорило: `'Когда ты переродишься, удостой нас чести родиться на нашей земле''. Этого героя приносили в жертву. Но в этом случае ритуал нужно было обязательно соблюсти. В процессе казни душа `'героя становилось уже не врагом, духом-покровителем и защитником''".
   ...Здесь, древняя традиция тюрков. В истории, вождь лангобардов Албонин, тоже пользовался такой чашей для питья вина в праздники; и такую же посуду приобрели печенеги, одержав победу над Святославом.
  
   Наследник Крума хан Омуртаг, в 816 году, заключает перемирие с Византией на тридцать лет. "Великая фракийская стена" встает между ними. И хитрая византийская политическая игра, приводит болгар к событиям 864 года. Что же случилось?.. Чем ознаменовалось эта дата? Тому, кто не знаком с историей византийской, пожалуй, трудно будет понять всей сути и смысла принятия христианства болгарским каганатом, ведь в современной книжной литературе, облик Византии описан розовыми красками, показан светочем торжества средневекового благоденствия. Но реальные события тех далеких лет, к форпосту "великой римской империи", вызывают лишь сочувствие и жалость. Э.Гиббон выразился кратко: "...в течение которого греки упали ниже общего уровня рабов и... переходили, подобно стаду низких животных, от одного повелителя к другому".
   Надо здесь заметить, что против "восточной" империи, стояли государства, с которыми в течение нескольких веков происходили военные столкновения. С которыми, непременно, стоило считаться. В своем большинстве, это были тюркские государства, населенные людьми азиатского происхождения. К примеру, основателем венгерского королевства был человек тюркских кровей, звали его Войк (Святой Иштван). "Мадьяры -- это тюркское племя, которое в начале десятого века проникло в западную Европу. После того, как в 955 году они были разбиты, мадьяры обосновались на территории современной Венгрии". В 1000 году, их правителя римский папа Сильвестр II, возводит на "королевский трон". Следующий представитель династия "Арпадов" Ласло I (Святой), в 1077 году возглавляет венгерское королевство. В угоду папы. Для поддержания "священной римской империи", им была завоевана Словения. (Происхождение этнонима, от тюркского слова "арпа" -- ячмень.)
  
   J Профессор Д.Ласло в своей книге "Народ Арпада", об этом написал следующее: "Нет сомнения, что родным языком Ишвана был тюркский, и стал он венгром среди своего народа... широкие слои венгерской нации -- главным образом высокого уровня -- были тюркского происхождения... говорили на тюркском языке, тюркский язык был языком официальным, дипломатии, военных". А вот что отметил знаток нескольких языков, в том числе и тюркских, венгр А.Вамбери в девятнадцатом столетии: "То, что венгерский язык относится к алтайской семье языков, знает каждый, но к финской или же к татарской ее ветви -- вот вопрос, который ждет своего ответа".
  

***

   Тюрку брать чужое и присваивать себе, не разрешали законы предков, только завоеванное, трофейное... Набожный кипчак не имел право этого делать -- не позволял Тенгри. А завоевать его самого, физически не удавалось никому: никому это не было под силу. ...Еще до времен Великого Аттилы, воины степей, тактикой, и отшлифованной стратегией выдвигались на передний план. Среди других армий мира, им, равных не было.
   Греческие вторжения, на территорию соседей, не приносили желаемых результатов... каждая компания терпела неудачу. Видимо, по этой причине, константинопольские головы и возбудились идеей -- "врага победить изнутри". Греки понимали -- тюрк доверчивый... это наивный ребенок.
  
   Правитель булгар хан Богорис (Тюрк. бога -- герой, силач, богатырь; бюгу -- сгибать, наклонять; бюгулеш -- согнуться, сгибаться), наследовавший престол от хана Оморгата, примерно в 852 году, от византийского императора Михаила принимает крещение. "Борис, -- пишет Мюссе, -- вместе со своим народом принял крещение". В этой цитате историка, не только поверхностная информация, но и откровенное лукавство. Неправильная подача имени хана -- перешедшего на сторону Запада -- это мелочь, но, "со своим народом принял крещение", это уже вуалирование сюжета. ...Вышеприведенная болгарская авантюра станет костью в горле римской и константинопольской церкви, что в дальнейшем приведет к исчезновению слова "Византия" со всех карт мира. Исчезновению с лица земли...
   Но до этого еще довольно далеко.
   "Договору о мире", заключенному в 847 году при императоре Пресиаме истекал срок. К этому судьбоносному месту в официальных исторических книжках, подведена плавная черта: "они постепенно освобождались от условий жизни кочевого азиатского народа и воспринимали обычаи и нравы европейских народов". Этим строчкам, пожалуй, нечем воспрепятствовать; стоит только согласиться. И верно... "В Болгарии подразумеваемый переворот произведен был Богорисом, вызвав, однако, значительное потрясение". Переворот это, или эволюционный ход истории? об этом судить не историкам... Что случилось, то случилось. Факт остается фактом. Оправдывать действия хана "тяготением" к европейским жизненным ценностям, не имеет смысла. Хотя если посудить, то доля правды в этом все же присутствует.
  
   Князь Богорис-Михаил
  
   После оглашения нового явления в каганате -- бояре подняли народ против византийского крещения, назвав хана Богориса, "изменником отеческих обычаев". Возмущенные "комитеты" собрались вокруг дворца для расправы с изменником. Положение хана осложнилось тупиковой ситуацией, как казалось безвыходной... но в этот эксцесс, входят невольники, рабы, они и приходят на выручку...
   К торжеству положения хана Богориса, была привлечена та часть населения каганата, "которое до сели не принимало участие в администрации и не пользовалось политическими правами". Освобожденные и вооруженные рабы-невольники становятся гвардейцами князя Бориса. Как пишет византиновед Ф.И.Успенский: "С помощью славян Богорис потушил движение, казнив главных бунтовщиков в числе 52, и тем нанес непоправимый удар родовой болгарской знати". Так, за одну ночь, лишив жизни несколько десятков бояр. С переворотом, меняются "административные и политические правила" тюркского улуса. И в новом государстве первыми свое крещение получают -- "славяне". По крещению -- по христианским канонам -- Богорис получает имя крестителя, становится -- Михаилом. Так тюрк Богорис стал славянином.
  
   J Сын Бориса, получивший хорошее "образование и воспитание" у греческих учителей, в 913 году коронуется с титулом "Императора-соправителя" -- Константином VII.
   Так, миру было предоставлено первое "Славянское Государство".
   Йордан Табов, болгарский математик, доктор педагогических наук, автор книг по Новой Хронологии, пишет: "В глубокой древности славяне населяли относительно небольшие территории в центральной Европе, между Балтийским морем и Карпатами. Жили дружно, мирно, все говорили на одном языке -- старославянском. В VI-VII веках в груди этих мирных и трудолюбивых землепашцев вдруг воспылал воинственный дух. Они набросились на окрестные страны и народы, грабя, разрушая и убивая. Особенно пострадали от их походов земли Восточного Рима. На Балканах славяне буквально вырезали все местное население (к тому времени полностью эллинизированное), вплоть до самых южных районов Пелопоннеса. На самом Пелопоннесе, однако, небольшому числу греков удалось чудом уцелеть. Отметим, что в славянофильских кругах кровожадность славянских "нашественников" замалчивается (например, утверждается, что ко времени "славянского нашествия" на Балканы местное население полностью или почти полностью вымерло), а в славянофобских -- наоборот, преувеличивается. После этих подвигов славяне заняли уже обширные территории. Теперь с ними произошла новая странная перемена: они оставили воинственность и опять превратились в мирных землепашцев и скотоводов".
   Как крещение Владимира (Киевского князя), так и крещение Богориса, укутано туманом. Это -- пожалуй -- звенья одной логической цепи. Политика Западная, привела к изменению болгарского строя. Не обошлось тут без участия Рима, как и греческого патриархата, патриарха Фотия. По сегодняшний день сохранились письма руководителей восточной и западной церкви. Христианский мир торжествовал. кого мира того времени. Из строк этих писем пытливый ум, без труда может разглядеть, как делили этот пирог. Некоторые письма, пробивая слезу негодования, просто заставляют содрогаться читателя. Если осмелиться назвать таковым: трагичная была эпоха. Каждому народу в своей истории, проходится проходить реформацию, так, или иначе. У каждого свое преобразование. Свой путь. Булгары оказываются между молотом и наковальней. Между Азией и Европой. Попадают под удары -- руководимые из центральной Европы.
   ...Для новообращенных (в христианство), требовался "новый язык". Ведь языка литургии они не понимали. Книги с латинскими буквами не умели читать... и в Болгарию, с 866 по 867 годы, повалил поток проповедников христианских догматов: как со стороны папы, так и со стороны византийского двора. Даже "король Людовик, удовлетворяя просьбу, отправил епископа Ерменриха. Но когда они прибыли туда, то нашли, что посланные Римским первосвященником епископы наполнили уже всю страну, проповедуя и крестя" замечает историк. Послы из болгар мало ведали в чужой религии... у всех просили помощи. Невозможно было вразумить народ, который тормошился между новым и старым. Пришлых епископов особо не жаловали, где-то их прогоняли где-то не принимали... А в иной раз в "славянское государство" пробирались лжесвященники: разоблачение... стоило ушей, носа, порой и жизни.
  
   J Посол Михаила (Богориса), по имени Петр, прибыл в Рим "с любопытным письменным актом, в котором в 106 пунктах изложены были нужды и потребности страны". Интересно здесь следующее, на каком языке был написан этот акт?..
   Существует памятник под названием "Responsa ad consulta Bulgarorum", где определено, кому управлять "духовностью в этой стране".
  

***

   Все протекало естественным путем революции.
   Новой стране требовались преобразования. Требуется язык, письменность, "так как новые условия жизни, вызванные обращением к христианству, произвели полный переворот в мнениях и в настроениях". И раннюю письменность, требовалось "подвести под определенные нормы".
  
   Как Юстиниан в свое время проводит реконструкцию римского права, то же повторилось здесь. Аналогичный случай. Требуются новые гражданские законы: руководства для судебной практики, и многое другое. С этой целью, из "вечного города" высылаются книги. Что интересно?.. "Этим любопытным вопросом", -- куда они подевались? -- историки занимаются и сегодня. Они исчезли. Потеряны. Или они были не отправлены, или не дошли до пункта назначения: или -- из-за своей невостребованности -- были утеряны. Например, по причине -- нечитабельности. Ответ на "этот любопытный вопрос" очевиден -- их просто не умели читать! А переводить, было некому.
   Наивные кипчаки, теряющие рассудок от обилия чрезмерного внимания к себе, папе римскому задавали вопросы -- "у нас обычай, что прежде сражения наш государь посылал мужа испытанной верности и благоразумия осмотреть оружие, коней и все нужное для боя и если что у кого окажется не в должном порядке, то его казнить, -- как теперь поступать?". Какой ответ этим несчастным мог дать папа?.. Хитрость римской политики и заключалась в этом -- "действовать на основании закона!". Вот ответ папы.
  
   J Древнетюркское: "Чавуш" -- офицер, отвечающий за построение боевых порядков в бою. "Башган" -- глава, начальник, вождь. "Бюрюк" -- чиновник, служащий.
  
   Солунские братья -- Константин и Мефодий
  
   Тюрки, столетиями жившие по законам своих предков, по адатам отцов... теперь изучали римское право. Для начального образования болгар, лично сам папа -- под довольно простым названием -- написал книжку "Древнеславянское право" И ничего удивительного тут нет, без знания римской юриспруденции в Европу не пускали! Стране требовалась единая нация: многие части одного целого, что б вновь стали сплавом. Поскольку бояре и рабы, были теперь одного статуса, одного положения. Вчерашние невольники взяв вверх, теперь являлись полноправными хозяевами ситуации. Если учесть что невольников в каганат привозили из разных регионов континента, то, разноголосие следовало упорядочить... И в истории случайностей не бывает, каждая случайность это закономерность... Заставить народ говорить и писать на латинском и греческом языке, задача не из легких. Парой невыполнимая: что могло привести и к непоправимым последствиям. Поэтому, византийский двор принимает соломоново решение: создать средний язык; новую письменность...
   Этой задачей успешно справляются два брата из местечка Фессалоники (Солуни). Два тюрка по крови -- Константин и Мефодий.
  
   J Константин (Кирилл) родился 827 году, а год и место рождения Мефодия не известно. Братья родились в семье "друнгаря", византийского военачальника. Учителями Кирилла (Философа) в Константинополе были Лев Математик и Фотий. Князем Ростиславом, в 863 году Кирилл и Мефодий были приглашены в Моравию, для ведения богослужения на славянском языке.
   "Во всей этой картине есть одна странная деталь: в старину существование двух славянских алфавитов не волновало наших предков. Возникает ощущение, что они даже не знали о нем, или если и знали, то оно для них не имело никакого значения. Как книги, написанные кириллицей, так и книги, написанные глаголицей, считались равным образом "словенскими письменами" -- постольку, поскольку были на "словенском языке". Это и создает основание для выдвижения гипотезы, что деятельность св. Константина-Кирилла связана с созданием "словенского языка", что ему приписывали создание этого языка и что для нужд нового языка им и его последователями были приспособлены уже существующие среди славян письменные системы...", пишет болгарский математик Йордан Табов.
  
   Тюркским языком эти солунские братья владели в совершенстве, и конечно знали особенности тюркской речи. Также знали античную философию и были знакомы с философией далекого Алтая. Они и создают богослужебный язык Болгар. Изобретенная ими буквица, а точнее переделанные тюркские руны, получают восторженный отклик у самого папы Адриана II. Признавшего право славян использовать родной язык в богослужении. Книги "славянские" им были освящены. "Показали перевод императору, патриарху Игнатию и другим; все похвалили их и сказали им учить болгар и словен на их языке и перевести книги с греческого на словенский язык".
   Находчивостью этих изобретателей папа был весьма доволен, без конца посылая им самые светлые пожелания: "Мы одобряем славянские письмена, изобретенные Константином Философом, на которых правильно воздается хвалы Богу, и разрешаем повествовать и изъяснять на этом языке чудесные деяния Господа нашего... Впрочем, повелеваем во всех церквах земли твоей ради вещей торжественности читать св. Евангелие сначала на латинском, потом уже в славянском переводе для тех, кто не в состоянии понимать латинского текста...". Очень любопытно... Если взять за основу то, что славяне-болгары не знали латыни и "нового языка", то, автора этого письма можно было бы принять за не совсем адекватного человека? Но (!), следующее письмо, ставит все на свое место, вот строки: "Слышали еще, что литургию совершаешь на варварском, т. е. на славянском, языке..." (письмо к Мефодию). Эти строки -- историка Федора Ивановича Успенского приводят к удивлению: он отмечает: "Нигде с такой определенностью не расчленен этот вопрос, как в приведенном документе: с одной стороны, проповедь и церковные молитвы -- на это нет запрета, с другой -- совершение литургии на славянском -- варварском языке подвергается запрещению". Дальше, также заметил: "Греки плохо понимали латинский, итальянцы -- греческий язык и самые переводчики не обладали достаточными знаниями". О какой литургии на латыни у "славян", может идти речь, если сами греки "плохо понимали" этого языка, а итальянцы греческого!?
   (Эти отрывки писем, мысли -- взяты из книги историка с мировым именем. Византиноведа. Ученого, отдавшего половина своей жизни изучению истории византийской империи.)
  
   J Приблизительно в 867 году, византийский император Василий I, проводит реформу юриспруденции -- "устарелые Институты, Пандекты, Кодексы и Новеллы были переделаны на греческий язык". Преобразования, оказывается, постигли и греков.
  

***

   Из далекого средневековья до нас доносится -- "Как проклят ты в Константинополе, так будь проклят и в Риме", и следующее -- "Тут сидит дьявол, который устами Фотия сказал такие слова, которых сам не мог произнести"... Это голоса отцов западной и восточной церкви христианского мира конца первого тысячелетия с момента рождества Христова. Пятого октября 870 года, открывается восьмой вселенского собора, и как в один голос заметили историки -- "достижение торжества римской идеи!". Собор тогда решает два важных вопроса: признать патриарха Фотия еретиком; и второй вопрос "Церковная организация Болгарии!". Для решения второго вопроса князь Михаил (Богорис) присылает своих послов во главе с боярином Петром; уста которого промолвили -- "какой Церкви Болгария должна подчиняться?". Чем подлил только масло в огонь. Начались новые споры.
   Латиняне, болгарскую церковную организацию тянули на себя, греки на себя. Кому должна подчиняться болгарская церковь (?) -- вопрос завис в воздухе. Римские легаты на всеуслышание объяснили -- "от Папы Николая (он ваш царь) получили наставления". Греки не уступали: "Кому принадлежала эта страна, когда вы завладели ею?". Римские гости не унимались -- "Апостольский престол с древних времен имел под своей властью Епир, Фессалию и Дирданию, то есть те страны, к коим принадлежит Болгария, далее Болгария обращена в христианство латинским духовенством и зависит от Рима уже в течение трех лет". На этом духовном форуме историческую справедливость, отцы христианского мира доказывали друг другу долго...
   Чем завершилось это непримиримое противостояние, не известно, но известно следующее -- после собора 870 года булгары подчинились греческой церкви. Являются православными. "И получил (Богорис) самостоятельное церковное устройство под управлением своего архиепископа" отметил Ф.И.Успенский.
   Подлинный акт этого исторического собора не сохранился. Документ утерян. Есть только перевод на латинском языке, сделанный Анастасом Библиотекарем. Почему столь важный памятник, до сегодняшнего дня не сохранился (возможно, документ изобиловал громадным количеством тюркских слов), на это, существует множество версии... Или одна довольно красивая легенда, про то, как римские послы по дороге домой, были подвержены нападению славянских пиратов. Находились долго в плену, и естественно, "по возвращении в Рим, они не могли представить папе соборных актов"
  
   Отнюдь, это не было приобщением диких варваров к чистоте; к вере -- это было политическим решением проблемы. Проблемы поиска союзников. Богорис мечтал создать отдельный патриархат. Независимый, свой. Но. Страну затопили в крови. Народ его, долго не принимал новой веры, сопротивлялся... По смерти Мефодия, папой и баварским духовенством "Национальная Славянская Церковь" в Моравии была уничтожена. "Цареградская патриархия поставила во главе Болгарской архиепископии грека Льва Пафлагонского; от ее диоцеза отняли большое количество епископий; болгарский язык был выведен из употребления в церковной службе; болгарских священников низвергли и заменили греческими, церкви -- частью разрушили, частью перестроили, в перестроенных замазали известью старые стенописи, сделали новые и заново освятили, а канонизация болгарских святых была объявлена незаконной". Детей болгарской знати забирали в константинопольские школы для воспитания и обучения. Сын Богориса Симеон, овладел там риторикой Демосфена и логикой Аристотеля.
   Но всегда в истории... революции идут боком... По словам Эдуарда Гиббона: "Симеон сняв ряжу монаха, встал во главе Болгарского Государства. Его сорокалетнее правление, было периодом, когда, одно умение уклониться от ударов этой грозной нации считалось победой". В последующем, Болгария берется оспаривать у Византии господство на Балканском полуострове.
   С конца IX века, властители болгарского государства начинают называть себя "царями болгарскими и греческими".
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"