Гильфанов Р.Р. : другие произведения.

Система координат

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Или прогулка по измерениям

Система координат

Измерение первое


Представим, что я червяк.
Допустим. На любой определенный промежуток времени.
Мне абсолютно пофиг, как вы меня назовете, хотя вам, наверное, будет даже обидно, что я Вас не указал с заглавной буквы. Теперь лучше? Впрочем, Вы не можете меня прочитать. Потому что я не пишу для вас. Я не люблю говорить с вами. Одноликими и однозевыми. Теми, чье ложное чувство собственного достоинства не позволяет выйти за четвертую строку этого, мягко говоря, произведения.
Я хочу говорить с Тобой. Именно с Тобой, а не с представителем общества, в котором к Тебе принято обращаться на вы с заглавной буквы. "Вы" - инертно, представляет власть масс и так называемую демократию в котором любая кухарка может думать. что способна управлять государством, прикрываясь за спиной "Вы". "Ты" - личность, которую само обращение "Ты", согласно определенному комплексу общества, должно коробить. Но если Тебя коробит такое обращение, то "Ты" автоматически причисляешь себя к "вы" и требуешь именоваться с заглавной буквы. Так, если Вы идете на поводу у общественного мнения, подумайте о своей значимости.
Итак, опустив "Вы" ниже "ты" я с чистой совестью могу сказать: "Представим, что я червяк". Все относительно. По Эйнштейну. Личность управляет массой, но пожирается червями. Но это отступление, которое просто характеризует мой образ мышления, но возможно, мешает целостности понятия моей мысли. С другой стороны, именно это и отсеивает тех, я надеюсь, кто считает меня, мягко говоря, чудиком.
Но я - дурак. Самый настоящий.
Я идейный дурак. Мне даже противно быть не дураком. В этом трехмерном мире с линейным сознанием, где все делятся либо на левых, либо на правых я жажду выйти из этой линии и встать в стороне.
Итак, я червяк. У меня нет никаких измерений: есть только точка. Куда не поверни голову, а видно только одно.... Ни черта не видно. Да и понятие "повернуть голову" звучит чисто образно.
Отсутствие зрения. Есть только та точка, в которой находится голова со свойственными ей мыслями. Наука говорит, что есть четыре измерения, но откуда это могу знать я? Для меня время - это мой хвост и та линия, которую я прошел и сообразно особенностям своего мозга даже не сумел зафиксировать.
Но я, со своего нулевого пространства (время, которое наука считает четвертым измерением, пока просматривается только в направлении хвоста, впрочем, как и сейчас), чисто умозрительно, могу представить всю последующую жизнь как линию или как перспективу, или, что важно, глубину. Так я могу стать тем из собратьев червей, кто вырвался за границы своего механического мозга, который, вполне заслуженно, может считаться среди собратьев либо, мягко говоря, придурком, либо, экстрасенсом.
Но разве в этом есть какие-то сверхспособности, если знать, в какой стороне располагается их хвост? Вся их будущая жизнь просматривается на всю их будущую жизнь. Ведь они живут в нулевом пространстве и единственным измерением считают время. К концу своей жизни они окажутся в корнях, допустим, яблони и будут считать это закономерным воздаянием за прошедшие тяготы жизни. Но мы-то ведь могли предугадать, что их ждет через полтора метра. К слову, если бы они повернули влево, то через сантиметров восемьдесят они оказались бы среди кустов земляники. Но разве они знают, что такое "влево"? Они не знают даже что такое "прямо", а всех видящих это причисляют к "колдунам".

Измерение второе


Мы подошли к понятию двухмерного пространства. Допустим, мы ползем по уже прорытому тоннелю и приспособили свои органы чувств для эффективного функционирования в этих условиях, то есть по линии вперед-назад. К этому нас приучил опыт всех прошедших поколений. Но если придавать большее значение не тому, к чему мы привыкли, а слабо развитому периферийному чувству, то мы сможем заметить трещинки на стенках тоннеля. Только сумасшедшие черви могут заниматься тем, чтоб посвятить свою жизнь изучению трещинок на стенках тоннеля. Все остальные же стремятся к достижению корней яблони, чтоб и встретить там счастливо старость. Теперь Тебе понятно, почему почва под яблоней такая "ухоженная"? Это взаимовыгодное сосуществование.
Кое-кто даже полагает, что это яблоня управляет сознанием червей и существует даже несколько теорий, в которых по-разному оценивается роль яблони на популяцию червей. Впрочем, сейчас им мало кто верит. Просто ползут по давно прорытым каналам к единому центру.
Среди тех же, кто занимается изучением стенок тоннеля, опять возникло понятие глубины. И чем на больший угол к периферии чувства сдвигается внимание, тем больше становится глубина. Причем возникает парадокс: чисто гипотетический объект может находиться предельно глубоко, но в то же время и в непосредственной близости от исследователя.
Оказалось, что если сместить внимание очень глубоко, то можно заметить уходящие в стороны перекрестные тоннели, пробитые предшественниками. И мир оказался невообразимо сложнее и прекраснее. И страшнее.
О тех из исследователей, которые выходили на так называемый солнечный свет, с момента их ухода ничего так и неслышно. Правда, с момента нашего поворота на девяносто градусов в сторону о нас среди наших бывших сограждан тоже ничего не слышно. Но мы то способны их видеть где-то глубоко на периферии.
В одной из тех же легенд о яблоне говорится, что случайно вышедший на солнечный свет червяк неминуемо хватается большой черной птицей, живущей на яблоне. Уже в виде экскрементов он оказывается все в тех же корнях яблони. Непонятно только, как могла родиться такая легенда, ведь для осознания этого нужно выйти на солнечный свет и быть унесенным этой птицей. Правда там указывается, что переживший такой случай червяк сумел бежать из дома птицы прямо из клюва ее малышей и оказался среди своих предков, много времени назад отправившихся в долгое путешествие по тоннелю к манившим их загадочным корням. Но для того чтобы мы узнали об этом событии нужно было чтобы этот червяк добровольно покинул предел мечтаний своих собратьев, что трудно представимо.

Измерение третье


Даже те из червей, которые смогли осознать двухмерность пространства, не способны сделать следующий революционный скачок. Посмотреть на звезды.
Это способны сделать черепахи. Хотя это им и не надо.
Они живут в двухмерном мире и курсируют между яблоней и земляникой и поедают опавшие плоды и вылезших на божий свет червей. Их взор приспособлен скользить в плоскости параллельной горизонту, замечать съедобное и при опасности прятать все пять конечностей под защитный панцирь. Даже наевшись от пуза черепахам незачем смотреть на небо. Они не интересуются окружающим миром, не представляющим им никакого практического интереса. Им бы только выбраться на солнышко да сбегать до ручья, чтоб восстановить водный баланс под панцирем. С другой стороны мы не можем понять в каких возможных глубинах сознания они находятся, когда, как нам кажется, они безмятежно греются на пляже.
Но проведя аналогию с более высокоразвитыми субъектами ноосферы, такими как пляжники, занимающиеся практически тем же, вынуждены признать, что черепахи имеют преимущественно двумерное сознание.
Но не все. Вы не замечали как некоторые черепахи, вроде бы и смотрят в обе стороны в оба глаза, но, то и дело натыкаются на стоящие препятствия? Они еще пытаются их или повалить или забраться на них. Так вот, они занимаются изучением третьего измерения или, как они называют, глубины. Поскольку у них двумерное сознание, то при взгляде вверх, то есть при повороте головы вся длина и ширина просто меняют положение и становятся наклонными или даже вертикальными (в нашем понимании).
Черепахи-исследователи обратили внимание, что удерживая уровень горизонта неизменным можно на периферии зрения обнаружить третье измерение. И даже, если повезет, заметить черную птицу, которая живет в параллельном мире и гадит оттуда в их черепаший. Еще она карает черепах за любопытство тем, что выхватывает червей прямо из под носа занаблюдавшихся. Одноглазый как-то пытался помешать этому, когда был еще двуглазым, но был наказан сверху и теперь не может грешить исследованиями третьего измерения в полной мере. Осталось только анализировать. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Теперь из полевого исследователя он стал кабинетным ученым и достиг поразительных результатов в исследованиях третьего измерения. Ведущий специалист по теоретической физике.

Измерения четвертое и пятое


Время. Пока измеряется только в одну сторону. В сторону хвоста. Те, кто видит вперед, теоретической физикой не рассматриваются и если удостаиваются внимания, то только в качестве шарлатанов. Но если в разных уголках Вселенной время течет по-разному, то и рассматривать его можно как пространственную структуру. Существует мнение, когда Вселенная начнет схлапываться, то и время потечет вспять. Только червей жалко, которым придется ползать по уже отрытым ходам хвостом вперед, а за собой закапывать пещеры.
Гравитация. Пока Ньютона яблоком не осенило, ее не существовало. До недавнего времени она занималась тем, что замедляла расширение Вселенной по формуле F=Gm1m2/r2. Но что-то не срослось и теперь она этим не занимается. Оказывается, на сегодняшний момент разбег галактик ускорился. Но может быть завтра все устаканится и формула опять заработает? Все-таки предполагается, что электромагнитное взаимодействие, удерживающее электроны вокруг ядер атомов и гравитационное, удерживающее планеты вокруг звезд и формирующее галактики вокруг центров, являются взаимодействиями одной природы, но просто разной силы. И если гравитация может оказаться такой ветреной, то и весь мир находится под угрозой. Вдруг электроны ни с того, ни с сего разбегуться как тараканы.

Измерение первое, переосмысленное


Я даже в затруднении с чего начать. Потому что это выход за принятую систему отсчета. В принципе, начинать можно с любого первого пришедшего на ум предложения и вывести его стройными умозаключениями за принятую в обществе Декартову систему координат, то есть за три линейных измерения, вектор времени и силу тяготения. Вот с этого предложения и начнем:
На сегодня в нашем материальном мире главенствует система координат великого мыслителя Рене Декарта. На самом деле Декарт глядит (здесь более уместно воспользоваться глаголом в настоящем времени) еще дальше. В его представлениях мир дуалистический. Он признает наличие в мире двух объективных сущностей: протяженной (уже принятые миром три измерения) и мыслящей. Гениальным же методом познания Декарта в ту эпоху, погрязшую в догмах и табу, явился скептицизм во всем. В началах философии он пишет:
"Так как мы рождаемся детьми и составляем разные суждения о вещах прежде, чем достигнем полного употребления своего разума, то многие предрассудки отклоняют нас от познания истины; избавится от них мы, по-видимому, можем не иначе, как постаравшись раз в жизни усомниться во всем том, в чем найдем хотя бы малейшее подозрение недостоверности... Если мы станем отвергать все то, в чем каким бы то ни было образом можем сомневаться, и даже будем считать все это ложным, то хотя мы легко предположим, что нет никакого Бога, никакого неба, никаких тел и что у нас самих нет ни рук, ни ног, ни вообще тела, однако же не предположим также и того, что мы сами, думающие об этом, не существуем: ибо нелепо признавать то, что мыслит, в то самое время, когда оно мыслит, не существующим. Вследствие чего это познание: я мыслю, следовательно существую, - есть первое и вернейшее из всех познаний, встречающееся каждому, кто философствует в порядке. И это лучший путь познания природы души и ее различия от тела; ибо, исследуя, что же такое мы, предполагающие ложным все, что от нас отлично, мы увидим совершенно ясно, что к нашей природе не принадлежит ни притяжение, ни форма, ни перемещение, ничто подобное, но одно мышление, которое вследствие того и познается первее и вернее всяких вещественных предметов, ибо его мы уже знаем, а во всем другом еще сомневаемся".
Так сам Рене Декарт вывел мыслящую сущность на первое место и поставил его над Декартовой системой координат.
Его ошибка, возьму на себя смелость критиковать гения, заключалась в одном из главных тезисов, сформулированных в "Началах философии": "Бог сотворил мир и законы природы, а далее Вселенная действует как самостоятельный механизм". При этом отвергалось воздействие Разума на мир в дальнейшем.
В.И. Вернадский, заметив этот момент, ввел понятие "ноосфера". Вернее, это я так считал раньше, согласуясь со своим набором усеченных знаний. Следом за мной и ноосфера приняла и растиражировала то ошибочное мнение, что Вернадский говорил о надчеловеческом Разуме, которое стали сразу применять телевизоры и газеты. Так же как она растиражировала фразу о том, что мысль материальна. Ведь никто не говорит о первоисточнике, откуда она была почерпнута. Только всем известно, что мысль материальна. То есть может быть измерена в общепринятой декартовой системе координат. Как будто сама мысль родилась и постучалась в черепные коробки землян.
Но Владимир Иванович имел в виду совсем другой аспект: "В биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе... Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного". "Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние... Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние - в ноосферу - перерабатывается научной мыслью социального человека". То есть с точки зрения геологии он имел в виду ноосферу, как разумное (и как вытекающее отсюда разумно неразумное) воздействие общества на планету. И тем более сильное, чем более развита научная мысль человека. То есть тем ее плоды будут заметны в последующие геологические эпохи, чем большие изменения мы произведем с природными объектами, движимые собственной мыслью и воздействуя трудом.
В нашем понятии ноосфера как надчеловеческий Разум трансформировалась благодаря последователям Вернадского, Эдуарду Леруа и Пьеру Тейяру де Шарден. Они трактовали ее как "мыслящую" оболочку планеты, формирующуюся человеческим сознанием. Интересно то, что Тейяр де Шарден считал, что конечным путем абиогенеза (оживления материи) и развития ноосферы будет слияние с Богом. В этот момент он и его последователи соглашаются как с буддистами и неоплатонистами, так и с Блаватской и Кастанедой.
Но дальше начинается все слишком абстрактно и академично. Распад Единого на Мировой Ум, Мировую Душу и ее эманации - Материю. Затем слияние всего этого в экстазе обратно в Единое. Прямо как научные выводы одноглазой комнатной черепашки. И ничего нового. Только лишь представления Блаватской на другой лад. Абстрактно настолько, что даже кажется, авторы не сами пришли к таким решениям а в процессе многократного философствования над уже нафилософствованным.

Попробую и я теперь выделить пресловутую "ноосферу" сообразно своему, не так изощренному в классических философиях менталитету: Жила-была клетка. Что-то пожирала, что-то выделяла, регулярно делилась. Она сама не могла понять, но что-то потянуло ее к оседлой жизни в колонии таких же клеток. Мы ведь знаем, что она ни черта не соображала. Как она могла догадаться, что коллективное хозяйство повышает производительность труда? Вроде бы и естественный отбор не мог ее подтолкнуть к тому, чтобы она вошла в состав губки. Или, допустим, червя. И вот уже новый организм, состоящий из множества клеток, разнообразит биосферу Земли. Но даже если бы у этой клетки появилась хоть какая-нибудь ничтожная капелька Разума, то и тогда она не смогла бы нам доходчиво объяснить своих действий. С другой стороны, для себя она бы непременно их объяснила и нас бы с жаром в этом убеждала. Но разве мы будем ее под микроскопом слушать? Все ее доводы так ничтожны, как и объем ее Разума. Но как велики ее дела!
Со временем на поверхности Земли развилось великое разнообразие всех известных форм и видов органической жизни, и большинство из них многоклеточные. По сути, каждый организм - это отдельное государство с населяющими его клетками и единым на весь организм сознанием. Люди решили, что этот вид сознания и есть единственный. При этом они считают это как само собой разумеющееся. А если кто-то все-таки поставит это под сомнение, то на такого человека все будут поглядывать подозрительно. Чего доброго и психушку могут вызвать. От доброты душевной да для его же блага, понимаемого каждым по-своему.
Но сознание простирается еще дальше и объединяет группы организмов. Так называемое коллективное сознание. В относительно современной психологии это нехотя признается, хотя и называется с подачи К.Г. Юнга коллективным бессознательным. Правда, его последователями оно опять нивелируется до вполне понятной Декартовой системы координат. Дескать, окружение, в которой выросли организмы, создало некую культурную атмосферу для формирования общего менталитета. Сказывается засилье материального Разума, для которого фраза "я мыслю, следовательно существую" считается простой формулой, которую, если загнать ее в арифмометр с ветряным движителем, а тем более в калькулятор на солнечных батареях, то можно создать исскуственный интеллект.
В биосфере коллективное сознание объединяет стаи птиц и рыб, крупные стада травоядных и колонии насекомых. Людей оно тоже объединяет. Наиболее заметно это на юмористических концертах, когда зал разогревает сам себя. Бывает даже не нужен и специально нанятый человек, который смеется в затянутых местах идиотским смехом. Часто можно заметить на таких концертах откровенно недоумевающих людей. Осмысление информации позволяет им не попадать под влияние эмоций, которые контролируют поведение групп людей. И когда залы Третьего Рейха в экстазе слушали фюрера, находящегося в трансе, трудно сказать, какими силами управлялась в то время Германия.
Вообще, наиболее заметно эта сила проявляется в то время, когда человек попадает под влияние групповых эмоций. Она может оказаться как невероятно созидательной в приступе экстаза, так и невероятно разрушительной в приступе гнева. Смысла нет напоминать, но все же: все эти эмоции прогнозируемы и управляемы. И скорее всего, существуют даже инструкции по возбуждению этих эмоций у подконтрольных граждан.
Если рассматривать сознание еще выше и шире и пытаться понять, как в процессе борьбы видов за выживание у биологических организмов появлялся необычный ранее инструментарий, то без мыслей о направленности эволюции не обойтись. Это следующий уровень сознания или ноосферы. Ведь с имеющихся у науки позиций проще совершенствовать уже имеющийся набор атакующих и защитных механизмов, чем вырабатывать целыми видами пока еще сырое и не обкатанное ноу хау.
На предпоследнем уровне коллективного сознания можно отметить тот момент, как после Большого Взрыва галактики из относительно однородного материала, прореагировавшего в ядерной топке пространства, собирались вокруг своих центров и закручивались по спирали. Это заставляет задуматься некоторых астрофизиков. Хотя обычные люди понимают, что тут играет роль гравитация, черные дыры, средняя плотность на кубический световой год и т.п. Понимая, что мы, как мелкие насекомые, не в состоянии доказать ведущей роли в процессе ни Сознания ни Материи, должны оставлять вопрос открытым. Попытки что либо доказать показывают лишь нашу убогость мышления.
Ну и последний уровень - Большой Взрыв. Если на предпоследнем уровне Сознание управляло процессом, то и Большой Взрыв был инициирован им же. Не доказуемо. Не опровергаемо. Имеет своих приверженцев как с одной стороны, так и с другой.
Хотя они, как и правы в своих высказываниях, так и не правы. Правы в том, что их доводы убедительны. А не правы в том, что они считают их исключительными и отрицают оппонентов.
Сознание не антипод материи. Сознание свойство материи. А следовательно, не отделимо одно от другого. Что толку в знании, что черная дыра притягивает материю, если не знать, сознательно дыра возникла или стихийно.

Но понимая последовательность процессов в истории Земли, биосферы, человечества, поступков людей, обывательских примет (отрицаемых наукой), принимая живучесть религий, гаданий, ворожбы, систематизируя опыты по влиянию мыслью на материю и окружающие процессы, как в природе, так и в человеческом сообществе вывод очевиден: СОЗНАНИЕ - ИЗМЕРЕНИЕ. И если знать формулу Декарта "Я мыслю, следовательно существую" в контексте, следует признать авторство этого открытия за ним. А то, видите ли, и фразу вырвали из текста и Декартову систему координат из Декартовой системы координат, в которой Сознание стояло как основное положение. Так и следует признать, что в Декартовой системе Сознание должно ставится первым измерением.
Согласен с тем, что Рене не измерял его. Но он увидел направление. Это главное. Измерение - это уровни Сознания. Причем они перетекают один в другой, и их классификация требует времени, а возможно и психического здоровья. Но если здоровье в порядке, то и уровни не доступны. Парадокс.
Уровни Сознания вложены друг в друга подобно матрешкам. Каждый последующий уровень управляется предыдущим и вынужден искать логические связи для реализации устремлений предыдущего, но в своей компетенции (каждый уровень, даже не сознавая давления над ним предыдущего уровня, должен решать свой круг проблем без объяснений самому себе, для чего это нужно). Но и предыдущий уровень Сознания обязуется создавать условия для эффективной работы последующего (все это несколько примитивно, поскольку можно делить Сознание на уровни, но все равно это единое целое). Как фантастически это не звучит, но даже законы физики скроены так, чтобы дать возможность Сознанию вырастить Разум (если бы не такой парадокс как расширяющаяся при замерзании вода, вложенный в закон природы, мы бы не состоялись).
Уход по Сознанию вглубь, в направлении Большого Взрыва идет постепенно, без ступеней и неизвестно, когда кончается логика. Только часто меняется в горизонтальной плоскости ориентация компаса "Добро - Зло". Возможно, если идти по другому пути к той же цели, компас на одних и тех же уровнях будет показывать другие значения. То, что это так, чувствуется любому, кто туда пойдет. А заодно чувствуется и то, что на полюсе нет Добра и Зла. Он внечеловечен. И он сокрушительно и деморализующе велик и всеобъемлющ.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"