Гильмуллина Лада Мансуровна : другие произведения.

Как сделать Туринскую плащаницу

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Эти результаты, разумеется, не вносят никакой новизны в уже беспредметный, на мой взгляд, спор о возрасте Туринской плащаницы, - уверен профессор Гарласкелли. - Но утверждать, что изображение появилось мистическим, нерукотворным способом, теперь по меньшей мере неуместно. Создать такую ткань было вполне по силам любому средневековому ремесленнику, а мы знаем, что в то время индустрия фальшивых реликвий процветала по всей Европе..."


   Одна из самых загадочных христианских реликвий - Туринская плащаница (четырехметровая льняная ткань с отпечатанным человеческим обликом, которая хранится в кафедральном соборе Турина) - продолжает будоражить умы и сердца ученых. Споры об ее происхождении ведутся до сих пор. Например, совсем недавно американская исследовательница Лиллиан Шварц, консультант Нью-йоркской школы изящных искусств, заявила, что "негативное" изображение на плащанице не что иное, как автопортрет гения итальянского Возрождения Леонардо да Винчи. Она считает, что Леонардо для создания портрета на льняном полотне, использовал камеру обскуру (впервые в истории!). Ученый покрыл простыню фоточувствительной эмульсией, изготовленной из яичного белка и желатина, подвесил ткань в темной комнате, напротив, в стене сделал дырку, закрыв ее стеклянной линзой, а по другую сторону поместил свой скульптурный автопортрет. Через несколько дней силуэт бюста отпечатался в перевернутом виде на простыне. Автор гипотезы напоминает, что Леонардо был зачарован магией оптических экспериментов, в его "кодексах" находится описание камеры обскуры.
   УНИКАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
   10 октября 2009 года итальянские ученые из города Павия представили публике результаты необычного опыта: им удалось воспроизвести Туринскую плащаницу с помощью средств, доступных средневековым мастерам.
   Во время эксперимента добровольца накрыли куском льняного полотна. В местах, где ткань соприкасалась с телом, ее как следует натерли охрой. Полученную картинку уже пришлось дорабатывать вручную - в том числе отметить раны, следы которых четко видны на оригинале.
   "Сложности возникли только с лицом, - говорит Гарласчелли. - Простая калька с лица добровольца необходимого эффекта не давала, поэтому пришлось подготовить барельеф и снять слепок с него".
   Натертую охрой заготовку подвергли термической обработке, поместив в духовую печь. Потом пигмент смыли, но изображение осталось, причем по своим характеристикам оно полностью напоминало отпечаток с оригинальной плащаницы.
   - Тех двух-трех минут, когда я находился под плащаницей, мне вполне хватило - уверяю вас, было очень неуютно, - поделился своими ощущениями "модель" Симоне Анджоини, переживший эксперимент в целости и сохранности. - Если не брать в расчет рост и черты лица, а взять, скажем, небольшой фрагмент ткани, то отличить нашу копию от туринского "оригинала" можно только с помощью углеродного анализа.
   Кстати, в охре, которую итальянский профессор использовал в эксперименте, содержались кислотные примеси, что помогло визуально "состарить" полотно и изображение на нем. Для полноты картины Гарласчелли "украсил" свой новодел пятнами крови, водяными разводами, а также прожег в тех же местах, где был поврежден оригинал во время пожара в XVI веке. В результате получились погребальные пелены, которым можно дать несколько сотен лет. Конечно, проверки углеродом С14, с помощью которого ученые и датируют предметы старины, он не выдержит. Но в эпоху Средневековья этого метода еще никто не знал, так что искусную фальшивку вполне можно было выдать за подлинник.
   - Эти результаты, разумеется, не вносят никакой новизны в уже беспредметный, на мой взгляд, спор о возрасте Туринской плащаницы, - продолжает профессор Гарласчелли. - Но утверждать, что изображение появилось мистическим, нерукотворным способом, теперь по меньшей мере неуместно. Создать такую ткань было вполне по силам любому средневековому ремесленнику, а мы знаем, что в то время индустрия фальшивых реликвий процветала по всей Европе.
   В 2010 году, как известно, Туринскую реликвию откроют на 40 дней для очередной демонстрации, в Турин потянутся паломники, и споры вокруг этого экспоната возобновятся. Возможно ли подвести окончательную черту под этой многовековой полемикой?
   Гарласчелли считает, что с научной точки зрения - можно, и это уже сделано.
   - Кто еще сомневается, можно повторить углеродную экспертизу, взяв образцы самых разных участков ткани, волокон, пропитанных кровью, и еще раз убедиться: возраст датируется не I веком, а XIV. Все дело в том, что полемика затрагивает сферу веры. Ватикан абсолютно прав, воздерживаясь от официального признания этой фальшивки святой реликвией, заявляя при этом, что "плащаница напоминает нам о страданиях Христа". С этим как раз никто и не собирается спорить. 
   ДЕДОВСКИМ СПОСОБОМ
   В 1988 году представителям трех независимых лабораторий в Оксфорде, Цюрихе и Аризоне с благословения Святого престола выдали по фрагменту полотна с целью определить возраст плащаницы. Результаты всех трех радиоуглеродных анализов показали, что ткань относится не к началу нашей христианской эры, а к XIV веку. Но скептики так и не смогли ответить на главный вопрос: каким образом человеческое тело могло с такой точностью отпечататься на ткани. В ход шли всевозможные гипотезы - от живописной имитации изображения Спасителя до мощной вспышки радиационного излучения, исходившей от тела, которое было завернуто в плащаницу. Увы, ни у одной из них не нашлось экспериментальных доказательств. И тут на горизонте возник итальянский химик Луиджи Гарласчелли. Чтобы создать копию плащаницы, ему, по его словам, понадобилась всего одна неделя манипуляций с тканью, чему, правда, предшествовали два года подготовительных тестов.
   "Мы решили исходить из самого простого варианта, согласно которому изображение, возникшее на ткани, стало результатом химического травления целлюлозы в льняных волокнах, - объяснил профессор Гарласчелли. - Это разрушение вполне могло быть вызвано химически активными примесями, содержащимися в охре, которую активно использовали художники эпохи Средневековья. За годы существования плащаницы сам пигмент мог полностью исчезнуть, оставив в качестве напоминания о себе лишь измененную структуру волокон по всему рисунку".
   СЛЕД ТАМПЛИЕРОВ
   В своем исследовании Гарласчелли акцентирует внимание на том, что охра могла иметься в распоряжении любого мастера, работающего с красками. "Для меня самым интересным было провести эксперимент, - говорит химик, - остальное уже решать не мне, а историкам. Но, на мой взгляд, такую работу мог проделать лишь настоящий художник, не первый год работающий с красками и знающий сильные и слабые стороны каждой из них".
   Памятуя о духе того времени, можно предположить, что подделать святыню мог лишь тот человек, который чувствовал за собой покровительство сильных мира сего. Для поклонников теории тайных обществ выводы итальянского профессора можно считать настоящим подарком, ведь история явления миру Туринской плащаницы определенным образом связана с историей ордена тамплиеров.
   Во многих письменных источниках есть указания на то, что полотно, которым обернули тело Иисуса, и которое запечатлело его облик, хранилось в сокровищнице этого мистического ордена, а сами его представители поклонялись плащанице. В их символике встречается образ мужчины с бородой, похожего на каноническое изображение Христа, но только без нимба - точно как на плащанице. Подобные изображения, например, были обнаружены в английском Темплкомбе в здании, принадлежавшем тамплиерам. Некоторые ученые, основываясь на этом факте, выдвинули предположение, что авторы рисунков копировали именно плащаницу.
   На это обратил внимание английский исследователь Йен Уислон. В своей книге, изданной в 1978 году, он, опираясь на письменные источники, доказывает, что к французской семье Шарне, открывшей миру Туринскую плащаницу в XIV веке, реликвия могла попасть именно от рыцарей ордена Храма. Дело в том, что один из представителей семейства был прецептором ордена тамплиеров в Нормандии и вполне мог быть хранителем святыни (в 1314 году он, правда, был сожжен как еретик).
   "Увы, исследование Уислона оставляет открытым вопрос о подлинности плащаницы, - уверяет профессор истории средневековой Европы университета Ридинга Малькольм Барбер, - в распоряжении французов мог оказаться как подлинник, так и искусная копия, выполненная по заказу тамплиеров".
   "Штамповка святынь в Средневековье была привычным делом, - говорит писатель Александр Никонов, - по всей Европе в церквях можно было увидеть и головы петуха, который кукарекал, когда Петр отрекся от Христа, и сено из яслей, где он был рожден, и хвост осла, на котором въезжал в Иерусалим. Плащаница относится к их числу. Просто каким-то образом вышло так, что именно вокруг нее возникло множество слухов, которые с годами разрослись до вселенского масштаба".
   ВОПРОС ОСТАЛСЯ ОТКРЫТЫМ?
   Тем не менее, открытие Гарласчелли не дает ответов на главные вопросы. А их остается масса. К примеру, как получилось, что материал, из которого соткана плащаница, абсолютно идентичен тканям, изготовлявшимся в I веке нашей эры в Палестине - и по происхождению волокон, и по технике кручения нити? Как объяснить едва заметное глазу изображение редчайших монет времен прокуратора Понтия Пилата, отпечатавшееся на ткани? Откуда на плащанице появилась пыльца реликтовых растений, произраставших в I в. н. э. исключительно в окрестностях Иерусалима?
   И еще: где гарантия, что итальянец, щедро профинансированный атеистами и агностиками, не подогнал свои выкладки под пожелания спонсоров? Так что для чистоты эксперимента опыт должен быть повторен несколько раз в независимых лабораториях. Готов ли к этому синьор Гарласчелли?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"