Как и сто лет назад в тихом городке Елабуга на улице Набережной стоит дом семьи Шишкиных. Из его окон все также видны озера, заливные луга, дубравы и вековые сосновые боры. Именно эта неброская прелесть северной природы когда-то навеки покорила сердце великого пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина. Именно ее он воспевал в своих полотнах, ведь для него природа была самим совершенством, облагораживающим человека.
25 января 1832 года. В этот день в семье елабужского купца второй гильдии и городского главы Ивана Васильевича Шишкина появился на свет еще один сын, который был назван тоже Иваном - в честь отца. Никто тогда и не догадывался, какая судьба ожидает этого любознательного и пытливого мальчугана. Не раз вздыхала мать Вани - строгая Дарья Романовна, - боясь, что ничего путного из сына не получится. Где ж это видано, чтобы купеческий сын вместо того, чтобы отцу помогать да к делу приучаться, целыми днями картинки малевал! Да еще от соседей на Ваню жалобы идут - все заборы углем перемазал. Из-за такой страсти к малеванию в семье к Ване даже прозвище дали - "мазилка". Да ведь он не хотел ничего плохого, просто углем так здорово рисовать те березки, что у речки растут...
Незаменимого и понимающего друга нашел Ваня Шишкин в своем отце. Иван Васильевич был человеком разносторонних знаний. Сильно его уважали в Елабуге, ведь он - человек ученый, знающий, большой ревнитель старины, много о городе заботился, да и рода древнего. По преданию, предок его - священник Зотик, икону "Трех святителей" принял из рук самого Ивана Грозного в дар городу.
Видя у сына любовь к рисованию, Иван Васильевич специально для него стал выписывать художественные журналы и книги по искусству, старался привить интерес к старине, к чтению книг. Он дал сыну разностороннее образование и, помимо уездного училища, послал учиться в Первую мужскую гимназию Казани. Учился Ваня прилежно, но в 1848 году из гимназии ушел раньше срока и вернулся в Елабугу. Ему претила чиновничья жизнь, да и к купеческим делам он был непригоден. А вот зарисовки лесных берегов Камы, да "Чертова городища" - древней булгарской башни - всех приводили в восхищение. Хоть и огорчался порой Иван Васильевич, что у сына младшего нет хватки купеческой, но все же не стал неволить его, когда тот однажды вошел в его кабинет и сказал, что хочет пойти учиться на художника. Долго пришлось Ивану стоять на своем - никто из родных не понимал его стремления к творчеству, считая это юношеской блажью. Если бы не отец, возможно, мы бы никогда не слышали об Иване Ивановиче Шишкине...
В 1852 году Шишкин поступил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. К занятиям подходил серьезно, работал без устали. Его первые пейзажи с натуры заслужили всеобщую похвалу. Однако тогда пейзажи считались низшим и малодоходным родом живописи, и многие советовали Ивану заняться другими, более "благородными" жанрами - историческим или портретным. Но молодой художник уже определил свой творческий путь, и решил следовать ему до конца. Позже он запишет в своем дневнике: "пейзажист - истинный художник, он чувствует глубже, чище. Природа всегда нова ... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы?.."
Все в природе казалось Шишкину интересным, будь то старый пень, коряга или сухое дерево. Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу, изучая форму растений. Наряду с растительностью, он старательно изображал телеги, сараи, лодки или, например, идущую крестьянку с котомкой за спиной. Но за кажущейся простотой рисунков уже была видна необычайная одаренность и вдумчивость художника. Вскоре все училище говорило о том, что Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, а у него они выходят так красиво, словно швейцарские пейзажи. После окончания в 1856 году училища Шишкин, стремясь к дальнейшему совершенствованию, в январе 1856 года отправился в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. Уже спустя три с небольшим месяца после поступления он привлек внимание профессоров своими натурными пейзажными рисунками. В 1857 году он получил две малые серебряные медали - за картину "В окрестностях Петербурга" и за рисунки, исполненные летом в Дубках. Подлинной школой для Шишкина стал Валаам, служивший местом пленера академическим ученикам-пейзажистам. Шишкин на всю жизнь сохранил свое увлечение дикой, девственной природой живописного и сурового архипелага Валаамских островов с его гранитными скалами, вековыми соснами и елями. В 1858 году он даже получил большую серебряную медаль за рисунки пером и живописные этюды Валаама - "Сосна на Валааме", "Вид на острове Валааме". Выставленные в Москве, они были сразу же проданы.
1860 год. Иван Шишкин оканчивает Академию с Большой золотой медалью и получает право на поездку за границу. Но, несмотря на плодотворную творческую деятельность, виды Германии, Чехии, Бельгии, Голландии, Швейцарии мало вдохновляли Шишкина. Его тянуло на родину, и художник писал своим друзьям: "...полюбить природу чужого народа - что изменить своей церкви..."
В 1885 году он возвращается в Россию и живет в Петербурге, полностью отдавшись творчеству. Каждое его новое полотно все больше и больше раскрывает красоту, одухотворенность русской природы. Представляя зрителю неторопливую и величественную жизнь русского бора, дебри лесной глуши, напоенные запахами смолы и преющих листьев, художник не упускал ни единой подробности и безупречно изображал все: возраст деревьев, их характер, каждую хвоинку и листочек, почву, на которой они растут, и как лежат валуны в чистых водах лесных ручьев, и как бликуют пятна солнечного света в кронах и на траве.
...Миновали годы. Все также на высоком берегу реки Тоймы в городе Елабуга стоит старинный особняк, но давно уже нет на свете никого из тех, кто жил здесь когда-то. Из "мазилки", вырос великий художник, прославивший на века тот родной уголок земли, где прошли его детство и юность. Многие его картины давно стали хрестоматийными: "Рожь", "Утро в сосновом бору", "Корабельная роща", "Сосны, освещенные солнцем", "Святой ключ близ Елабуги" - эти картины знакомы нам с детства. А в доме, где прошли безмятежное детство и полная исканий юность Шишкина, теперь находится музей его имени. Который, кстати, появился не сразу. Потомки рода Шишкиных еще в 1937 году оставили в дар городу этот дом с пожеланием, чтобы здесь был создан музей художника, однако все было не так просто. Сначала здесь были всевозможные конторы, потом - ясли, и лишь к середине века в здании открылся краеведческий музей, в котором только часть экспозиции была посвящена Шишкину. А в 1975 году, наконец, появился тот самый дом-музей И.И.Шишкина.
Интерьер музея максимально приближен к обстановке XIX века. На первом этаже здания, как и раньше, находятся большая и малая гостиная, кабинет отца художника, буфетная и столовая. Время словно застыло в этих стенах. И кажется, что обитатели дома просто отлучились на минутку...
На втором этаже мастерская художника, спальни и два зала с работами Шишкина. Эта экспозиция включает в себя около 50 офортов и 20 живописных полотен, все они - подлинники. Если вы когда-нибудь попадете в эти залы, обратите внимание на картину "Жатва". У нее необычная история. Около тридцати лет назад, когда будущий музей ремонтировали и приводили в порядок, это полотно было найдено под полом одной из комнат. По счастливой случайности, она практически не отстрадала от сырости и не потеряла яркости своих красок. "Жатва" - одна из немногих сохранившихся ранних картин Шишкина.
...Елабужане бережно хранят память о своем знаменитом земляке. Хоть и провел Иван Иванович Шишкин большую свою часть в Санкт-Петербурге, но любовь к родной земле он сохранил до последних дней жизни. Не раз приезжал он сюда в Елабугу, к своим родным, бродил по окрестностям, черпая вдохновение в простых, но таких прекрасных видах...