Гильмуллина Лада Мансуровна : другие произведения.

Гений второго плана

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Удивительно, но при всём огромном таланте и популярности Рины Зелёной практически во всех фильмах ей доставались роли только второго плана. Тем не менее, актриса вкладывала душу в каждую из них, и все они становились маленькими шедеврами, а реплики её персонажей мгновенно разлетались на цитаты...


  
   Когда заходит речь о Рине Зелёной, то сразу же всплывают в памяти её знаменитые герои: черепаха Тортилла из "Приключений Буратино", тараторка Ариша из "Подкидыша", тётушка Ганимед из "Трёх толстяков", миссис Хадсон из "Шерлока Холмса", Бабушка из "Красной Шапочки"... А ещё, её неповторимым голосом говорят персонажи многих, любимых нами с детства мультфильмов: например, лентяй Вовка, путешествующий по Тридесятому царству, или щенок, выясняющий, кто же всё-таки сказал "мяу"...
  
   Парадоксально, но при всём своём огромном таланте, остроумии, обаянии и работоспособности, Рине Зелёной во всех фильмах (а она снялась минимум в полусотне картин) практически всегда доставались роли второго плана или даже эпизодические. Почему? "Наверно, нужно было выйти замуж за кинорежиссёра", - порой шутила сама актриса.
   Её обожали тысячи людей по всему Советскому Союзу, любили друзья и восхищались коллеги (в том числе режиссёры), но, увы, она так и не получила предложения сняться в главной роли ни в комедии, ни в драме...
   Впрочем, даже самые крохотные её роли надолго запоминались зрителям, а остроумные реплики персонажей цитировала вся страна. Достаточно вспомнить смешную историю болтушки-домработницы из фильма "Подкидыш" про то, как "старушка попросила воды напиться. Потом хватились - пианины нету".
  
   Язва, по фамилии Зелёная
  
   "Исчезни, не всякая пустота прозрачна!" - отбривала любого недруга пигалица-гимназистка с тощими косичками и смешной фамилией Зелёная. В классе её побаивались и считали злючкой. Она и благодарила-то не без насмешки: "Тронута, двинута, перевернута, опрокинута". Даже учителя предпочитали не связываться без нужды с этой язвой.
   О Кате была наслышана практически вся гимназия и не только из-за бойкого язычка: она частенько вела себя как настоящий мальчишка-сорванец - лазила по деревьям, впрыгивала в трамваи на ходу.
   Между прочим, одевалась она хуже всех, но даже это считалось в гимназии проявлением её гордого высокомерия. На самом деле причина была в Василии Ивановиче, отце Кати, - он был до неприличия скуп, хотя получал солидное чиновничье жалованье. Деньги на одежду для детей выдавал раз в год, и ничто не могло заставить его раскошелиться во второй раз!
   Мать, Надежда Фёдоровна, выданная замуж шестнадцатилетней и против воли, вела с мужем затяжную домашнюю войну, и главным её оружием была безрассудная расточительность. Она могла, например, отдать старьёвщику за бесценок совершенно новые детские пальто и на вырученные деньги купить красок и холстов (не важно, что дети потом целый год ходили в обносках!). А однажды мать исчезла из дому и целый месяц посылала домой в Москву письма с петербургским штемпелем, а отец в ответ отправлял ей деньги и угрожающие телеграммы. Кончилось тем, что Надежда Фёдоровна вернулась в семью посвежевшая и похорошевшая. И жизнь потекла по-прежнему вплоть до самой революции. Василий Иванович сориентировался быстро, и в 1918 году уже заведовал в Одессе организацией вещевых складов у большевиков.
  
   Екатерина, ставшая Риной
  
   Стезю актрисы Катя выбрала спонтанно: просто шла по улице и увидела объявление о наборе студентов в Московское театральное училище. Вошла и прочитала стихотворение Никитина "Выезд ямщика", до слёз насмешив комиссию, куда входили знаменитые актёры Певцов и Шатрова. В итоге из восьмидесяти претендентов приняли двадцать два человека, в том числе и Зелёную.
   Екатерина окончила училище в 1919 году и стала эстрадной актрисой, причём благодаря таланту к импровизациям и природной комедийности очень быстро обрела популярность. Положил начало её эстрадной славе номер "Чарльстушки", в котором актриса соединила народную частушку с чарльстоном. Во время исполнения куплетов она скидывала сарафан и оказывалась в костюме гёрл, демонстрируя "стиль рюсс на изысканный вкюсс".
   Именно тогда, в начале 20-х годов, актриса и стала Риной Зелёной: на первой в её жизни афише имя Екатерина почему-то не поместилось, и актриса безжалостно его сократила до Рины. Получилось коротко и удобно.
   Творческая смелость и неугомонность заставляли Зелёную искать самое разное применение своим силам: сцена, гастроли, фронтовые бригады, радио, мультипликация, пластинки, статьи, но, пожалуй, больше всего её манил кинематограф. Её дебютом стала роль певицы из шайки Жигана в "Путёвке в жизнь" (1931 г.), одном из первых советских звуковых фильмов. К сожалению, часть плёнки оказалась засвечена, и Рина Зелёная осталась только в крохотном эпизоде. Потом была роль поэтессы в картине "Любовь и ненависть". Но известность Рине принесла её третья кинороль - домработницы Ариши ("Подкидыш", 1939 г.), после которой многие дамы, приходя в парикмахерскую, просили подстричь их "под Зелёную". Это ли не признак народной славы?
   Наконец-то заметили актрису и кинорежиссёры, начав предлагать ей различные роли, правда, всё больше эпизодические. Но Рина Зелёная не унывала и импровизировала перед камерой, оживляя, вкладывая душу, характер в очередную секретаршу, поэтессу, тётку в автобусе, гувернантку, певичку, просто старушку. И эти роли становились маленькими шедеврами, персонажи оказывались крайне интересными, а реплики мгновенно разлетались в народе. А сколько было этих фразочек! "Такие губы сейчас не носят!" ("Весна"), "У меня под кроватью лежит неразорвавшаяся бомба. Нет-нет, она мне совсем не мешает. Я только хотела узнать, можно ли её мыть мылом?" ("Встреча на Эльбе"), "С места не сойду, пока не умру! А умру я не скоро!" ("Иностранка")...
  
   Любимый Котэ
  
   Рина Зелёная дважды была замужем, но только во втором браке обрела счастье. Первым мужем актрисы стал известный московский юрист Владимир Блюмельфельд, за которого она вышла замуж в 18 лет. Вероятно, поэтому она относилась к нему больше как к другу, да и разница в возрасте тоже давала о себе знать. Так что вскоре они с Владимиром разошлись.
   С известным архитектором Константином Топуридзе (автором фонтанов "Дружба народов", "Золотой колос", "Каменный цветок" на ВДНХ), Рина познакомилась в одном из абхазских домов отдыха, куда они оба приехали залечивать душевные раны - от Топуридзе незадолго до их встречи ушла жена. И, пожалуй, никому ещё не удалось столь быстро и эффективно "излечиться", как этим двоим, влюбившимся друг в друга с первого взгляда и на всю жизнь.
   Константин Топуридзе ("Котэ", как его ласково называла Рина) прожил с актрисой душа в душу более сорока лет, причём они очень редко расставались. Если же Рине случалось ехать на гастроли или съёмки, Котэ приказывал: "Чтобы каждый день было письмо! Читать его я, может, и не буду, но оно должно лежать у меня на столе".
   Рина при всём своём отвращении к писанине, ежедневно строчила мужу обо всех новостях, зная, что это ему необходимо. Она скажет позднее: "Характер у него был ужасный. Но во всём свете нельзя было найти человека, который был бы мне нужнее. И всю жизнь, каждый день я ощущала счастье!"
   Им было весело и спокойно друг с другом всегда - и в старости, и даже в войну! Осенью 1941-го на крыше их дома примостилась зенитная батарея, и немцы всё пытались её разбомбить. Когда наступала очередь Котэ тушить на крыше зажигательные снаряды, Рина шутила: "Хоть кастрюлькой прикройся от осколков!" Котэ возражал: "Я дворянин и не могу умирать с кастрюлей на голове!"
   Рина и Котэ всегда ходили, трогательно взявшись за руки, и этой привычке не изменили, даже будучи пожилыми людьми. Гуляя по Москве, Котэ рассказывал жене то о старой церквушке, то об обитателях старинного особняка в каком-нибудь переулке. Он знал всё о каждом доме, о каждой площади столицы. Рина гордилась его умом и талантом больше, чем собственной популярностью. Хвасталась: "Мне никогда не нужен ни один словарь, Котэ ответит на любой вопрос". И, бывало, сердилась на подругу - Фаину Раневскую, когда та слишком часто звонила им домой, чтобы узнать что-нибудь у эрудита Топуридзе: "Фаиночка, вы обнаглели, он мне самой нужен! Я тоже хочу у него всё спрашивать, а вы его у меня отнимаете...".
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"