Гладченко Юрий Александрович : другие произведения.

Полуночные цитаты

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Своеобразное дополнение к эссе "Доктор Кислород". В принципе, можно читать и не припадая к первоисточнику.


...ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ УСНУЛ

  
  
   Как уже было сказано ранее, к написанию эссе "Доктор кислород" автор приступил "...не имея дара стихослагательного" и стал "излагать достойные деяния недостойным, но свойственным нам языком, избегая лишь подлых слов". Однако, по завершении труда сего многомудрого, обнаружил он некоторые перегибы, ощущения вызывающие сугубо отрицательные. "С чего бы это?" - задумался автор. Но тут насмешница-муза, взглянувшая через плечо на монитор, ехидно так бросила: "А ты бы ещё написал статью из одних цитат!" Автор хотел было обидеться, но почему-то передумал... и сделал так, как ему посоветовали. Так что, уважаемые читатели, посмотрите сами что бывает, когда в эссе остаются только цитаты. Благо книга, ставшая объектом внимания - удивительно проста и удивительно сложна для понимания одновременно.
  
  

"ПОЛУНОЧНЫЕ ЦИТАТЫ"

или

несколько слов о романе

МИХАИЛА ЕВГРАФОВИЧА САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

"СОВРЕМЕННАЯ ИДИЛЛИЯ"

Спите! Бог не спит за вас!

Жуковский

  
  

1

  
   Однажды заходит ко мне Алексей Степаныч Молчалин и говорит:
   - Нужно, голубчик, погодить!
   Разумеется, я удивился. С тех самых пор, как я себя помню, я только и делаю, что гожу.
   Вся моя молодость, вся жизнь исчерпывается этим словом, и вот выискивается же человек, который приходит к заключению, что мне и за всем тем необходимо умерить свой пыл!
   - Помилуйте, Алексей Степаныч! - изумился я. - Ведь это, право, уж начинает походить на мистификацию!
   - Там мистификация или не мистификация, как хотите рассуждайте, а мой совет - погодить!
   - Да что же, наконец, вы хотите этим сказать?
   - Русские вы, а по-русски не понимаете! Чудные вы, господа! Погодить - ну, приноровиться, что ли, уметь вовремя помолчать, позабыть кой об чем, думать не об том, об чем обыкновенно думается, заниматься не тем, чем обыкновенно занимаетесь... Например: гуляйте больше, в еду ударьтесь, папироски набивайте, письма к родным пишите, а вечером - в табельку или в сибирку засядьте. Вот это и будет значить "погодить".
   - Алексей Степаныч! батюшка! да почему же?
   - Некогда, мой друг, объяснять - в департамент спешу! Да и не объяснишь ведь тому, кто понимать не хочет. Мы - русские; мы эти вещи сразу должны понимать. Впрочем, я свое дело сделал, предупредил, а последуете ли моему совету или не последуете, это уж вы сами...
  
  

2

  
   - Вот в этом самом доме собрания библиографов бывают, - сказал я.
   - Когда?
   - Собираются они по ночам и в величайшем секрете: боятся, чтоб полиция не накрыла.
   - Их-то?
   - Да, брат, и их! - Вообще человечество все...
   - Ты бывал на этих собраниях?
   - Был однажды.
  
  

3

  
   Лгунище он был баснословный, хотя не забавный. Но так как мы находились уже в том градусе благонамеренности, когда настоящая умственная пища делается противною, то лганье представляло для нас как бы замену ее.
  
  

4

  
   Я столько времени вращался исключительно в сфере съестных припасов, что самое понятие о душе сделалось совершенно для меня чуждым. Я начал мысленно перебирать: душа... бессмертие... что, бишь, такое было? - но, увы! ничего припомнить не мог, кроме одного: да, было что-то... где-то там...
  

5

  
   ...и гостеприимный хозяин сказал:
   - Господа! милости просим на пожар!
  
  

6

  
   К сожалению, я не могу сказать, что не понял его вопроса. Нет, я не только понял, но даже в висках у меня застучало. Но в то же время я ощущал, что на мне лежит какой-то гнет, который сковывает мои чувства, мешает им перейти в негодование и даже самым обидным образом подчиняет их инстинктам самосохранения.
  
  

7

  
   Глумов прочитал:
   ОЛЕНЬКА,
  
   или
   ВСЯ ЖЕНСКАЯ ЖИЗНЬ В НЕСКОЛЬКИХ ЧАСАХ
   "В некоторой улице жила, при родителях, девушка Оленька, а напротив, в собственном доме, жил молодой человек Петр. Только увиделись они один раз на бульваре, и начал Петр Оленьку звать: приходи, Оленька, после обеда в лес погулять. Сперва Оленька отказалась, а потом пошла. И когда, погулявши, воротилась домой, то увидела, что узнала многое, чего прежде, не бывши в лесу, не знала. Тогда она сказала: чтобы еще больше знать, я завтра опять в лес гулять приду. Приходи, Петенька, и ты. И таким манером они очень часто гуляли, а потом Петеньку в солдаты отдали".
   КОНЕЦ
  
   Успех этой вещицы превзошел все ожидания. Все называли Фаинушку умницей и поздравляли литературу с новым свежим дарованием. А Глумов не выдержал и крикнул: ах, милая! Но, главным образом, всех восхитила мысль, что если бы все так писали, тогда цензорам нечего было бы делать, а следовательно, и цензуру можно бы упразднить. А упразднивши цензуру, можно бы и опять.
  
  

8

  
   Словом сказать, это была ликвидация интеллигенции в пользу здорового народного смысла, ликвидация до такой степени явная и бесспорная, что даже сотские и те поняли, что еще один шаг в том же направлении - и нельзя будет разобрать, где кончается "измена" и где начинается здравый народный смысл.
  
  

9

  
   Соображения высшего экономического и политического порядка так и лезли в голову по этому поводу.
  
  

10

  
   Наконец до того разъярились, что стали выбегать на улицу и суконными языками, облитыми змеиным ядом, изрыгали хулу и клевету. Проклинали человеческий разум и указывали на него, как на корень гнетущих нас зол; предвещали всевозможные бедствия, поселяли в сердцах тревогу, сеяли ненависть, раздор и междоусобие и проповедовали всеобщее упразднение. И в заключение - роптали, что нам не внимают.
   И за всем тем, воротившись домой, пили, ели, спали и вообще производили все отправления, какие человеческому естеству свойственны.
  
  

11

  
   В разгаре этой лихорадочной деятельности мы совсем забыли о Стыде.
   Но он об нас не забыл.
   Я помню, что накануне вечером мы общими силами написали громовую статью, в которой доказывали, что общество находится на краю бездны. Дело совсем не в поимке так называемых упразднителей общества, - гремели мы, которые как ни опасны, но представляют, в сущности, лишь слепое орудие в руках ловких людей, а в том, чтобы самую мысль, мысль, мысль человеческую окончательно упразднить. Покуда это не сделано - ничего не сделано; ибо в ней, в ней, в ней, в этой развращающей мысли, в ее подстрекательствах заключается источник всех угроз.
  
  

12

  
   Но вдруг мы почувствовали тоску. Не ту тоску праздности, которую ощущает человек, не знающий, как убить одолевающий его досуг, и не ту бессознательно пьяную прострацию сил, которая приводит человека к петле, к проруби, к дулу пистолета. Нет, это была тоска вполне сознательная, трезвая, которая и разрешения требовала сознательного, а не случайного. Боль, которую она приносила за собой, была тем мучительнее, что каждый ее укол воспринимался не только в той силе, которая ей присуща, но и в той, утроенной, удесятеренной, которую ей придавал доведенный до болезненной чуткости организм. Это была не казнь, а те предшествующие ей четверть часа, в продолжение которых читается приговор, а осужденный окостенелыми глазами смотрит на ожидающую его плаху.
   Одним словом, это была тоска проснувшегося Стыда...
   Мы не спрашивали себя, что такое Стыд, а только чувствовали присутствие его. И в нас самих, и в обстановке, которою мы были окружены, и на улице - везде. Стыд написан был на лицах наших, так что прохожие в изумлении вглядывались в нас...
  
   Что было дальше? к какому мы пришли выходу? - пусть догадываются сами читатели. Говорят, что Стыд очищает людей, - и я охотно этому верю. Но когда мне говорят, что действие Стыда захватывает далеко, что Стыд воспитывает и побеждает, - я оглядываюсь кругом, припоминаю те изолированные призывы Стыда, которые от времени до времени прорывались среди масс Бесстыжества, а затем все-таки канули в вечность... и уклоняюсь от ответа.
  
  
  
  
   P.S. За сим автор умолкает, оставив читателя наедине с источником цитат.
   Ибо, как говорили многомудрые латиняне - Sapienti sat (понимающему - достаточно).


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"