Глазунова Нина Анатольевна : другие произведения.

Июльский дождь не закончится никогда

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Эссе, заметки
  Нина Глазунова
  
  Июльский дождь не закончится никогда
  
  Фильм "Июльский дождь" Вы, конечно, видели. Сразу его вспомните. Я этот фильм смотрела и пятьдесят лет назад, и сорок лет, и тридцать, и двадцать. Сейчас я понимаю, что это произведение закрепилось в нашем сознании сразу и навсегда. Как будто автор заложил в нас некий код.
  Сегодня я, с расстояния прожитых лет, с благодарностью художнику осознаю, что вижу такую натуралистичность отснятого материала, будто выхвачен документальный кусок жизни нашего общества. Да, люди тогда были такими: свободными на генном уровне, раскрепощенными, с врожденным чувством собственного достоинства, независимыми, уверенными в завтрашнем дне.
  Кинорежиссёр Марлен Хуциев скончался в этом году, 19 марта 2019 года. По телевизору показали его фильм "Июльский дождь". И только в этом году я обратила внимание на один из важных моментов этого фильма, который, похоже, не мог появиться случайно. Его там вывел гений режиссёра. Я думаю, что для Хуциева это имело какое-то значение. Какое - мы уже не узнаем никогда. Это загадка. И наверное, зрителям ещё долго можно будет в этом фильме делать для себя открытия.
  В фильме на вечернике у друзей все гости и главные герои, которых играют Евгения Уралова и Александр Белявский, слушают исполнение песни Юрием Визбором. Александр Белявский шепотом отвечает Евгении Ураловой, что мужчина, о котором она его спросила - муж хозяйки дома. А Евгения Уралова кивает на другого мужчину и говорит, что она думала, что это муж.
  А теперь - самое главное! На заднем плане, сразу за Визбором, сидит этот муж хозяйки дома - мужчина в возрасте, нагнув голову, курит. За столько лет просмотра фильма я впервые поняла, как ему горько на душе. Так тяжело и тошно. Но он присутствует, потому что надо. Скорее всего, он всё понимает. Но он в таком состоянии, что у него нет выхода.
  Юрий Визбор исполняет следующую песню Брусникина. И какое неуловимое преображение происходит с этим мужем на заднем плане! Он распрямляется. Ему становится легче. Такое впечатление, что он опять обрёл стержень внутри себя. Возможно, пришло осознание чего-то. Может быть, он понимает, что Визбор и для него тоже исполняет эту песню, что это он - "товарищ мужчина". А курит он - как фронтовик! Всё. Эпизод в несколько минут - и такое потрясение для зрителя. Фильм был снят в 1966 году. Я подумала: "А что? Судя по его возрасту, он вполне мог воевать."
  А ведь эта вечеринка в фильме - это, как раньше говорили, просто "лёгкий трёп ни о чём" посреди лёгкого трёпа. Да не совсем.
  В этом фильме всё не просто так. Важны каждый взгляд, каждое слово, каждый визуальный кадр. И даже у мужчины в возрасте, на которого подумали, что он муж хозяйки дома, я подмечаю крашеные волосы. Хоть и кино чёрно-белое. Он галантно обращается с дамами. По тем временам - типичный женолюб. И этот мужчина тоже, как и большинство присутствующих, интеллигентен, образован, ироничен, остроумен. Мы понимаем его реплику: "Это не лишено..." (Это не лишено смысла.) Об этом же - молчаливая семейная пара в кадре, с академическим настоящим того времени. Об этом же Визбору сказал герой Александра Белявского, когда охарактеризовал свой серьёзный доклад, как "потрясение основ". Это всё - дух того времени.
  Потому, наверное, и муж хозяйки дома присутствует на этих вечеринках, что всё это - отдушина и подпитка и для него тоже. Вечеринка эта "дала старт" посиделкам на дому.
  А ещё в этом году я заметила в фильме, что Регина, девушка с которой пришёл Визбор, так интересно курит, выпуская дым вниз, почти незаметно. И вспомнила, что именно так курили девушки после выхода фильма на экраны. Слушая песню, она беззвучно повторяет слова песни, как бы подпевая. Это тоже стало модно после выхода фильма. Так беззвучно подпевала наша старшая пионервожатая в школе, когда слышала по радио новую песню.
  Как красиво показательно исполняет элегантная пара новый танец. Девушка тут же повторяет их движения, чтобы запомнить. Всё из фильма "ушло в народ".
  В конце фильма мы видим встречу ветеранов войны девятого мая в сквере возле Большого театра. Как интересно. Это же реальные победители. Молодые двадцатилетние парни в толпе зрителей пристально смотрят на каждого из нас. Возникает ощущение, что это перевоплотившиеся души погибших молодых бойцов.
  А в последних кадрах на нас долго смотрит мальчик лет десяти. Как верно было написано где-то в комментариях, это взгляд в будущие поколения и в вечность. А мне тогда было столько же лет, сколько и этому мальчику.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"