Аннотация: Тут я, в сущности, ничего нового-то и не сообщаю, просто суммирую много накопленного опыта.
Многие годы, да почитай всю свою сознательную жизнь, я занимаюсь вдумчивым и пытливым изучением человеческой глупости.
Глупость - это не отсутствие ума, а какой-то такой эдакий ум. Дурак не обязательно страдает слабоумием или психическими расстройствами. Скорее всего - нет. Не страдает. Он просто по-своему думает. Он - просто дурак.
Сразу нужно оговориться, что дурак - не лучше и не хуже прочих. Это даже главный показатель - дурак не хуже людей. И все у него должно быть, как положено. Дурак, за редким исключением, не может позволить себе отличаться, потому что всякое отличие оценивает в худшую сторону. Инакость - плохо шлехт! Единообразие - хорошо гут! Дрес-код придумали несомненно дураки. Лучше и комфортнее всего дураки чувствуют себя в армии - потому что порядок.
Никто так не привержен к порядку, как непроходимый дурак. Дурак непременно поинтересуется у подростка в майке с символикой рок группы, почему тот не носит нормальную одежду, как все люди.
Первые признаки глупости: необучаемость, упрямство, спесь, дурновкусие, скверные манеры. Непочтительность не только к авторитетам, но и к любому встреченному человеческому существу.
Человек, считающий всех окружающих дураками - скорее всего дурак.
Глупость многолика и разнообразна. И может достигать полного совершенства.
Описанные великолепным Ломброзо "маттоиды" - в известной степени дураки.
Умнейший человек может поступать глупо не в миг помутнения разума, а даже при полнейшем благорасположении духа и ясности ума. Просто в момент такого поступка он в той или иной степени счел себя слишком уж умнее прочих.
Я не исключаю того, что данный трактат - деяние в высшей степени глупое, - поскольку умный человек и так все это знает, а дурака учить - только портить.
Второстепенный признак глупости: дурак никогда не узнает себя в пародии, всегда пеняет на зеркало, как бы не была крива своя рожа и никогда не видит бревна в собственном глазу, усердно подмечая щепки в чужих, даже тогда, когда их там нет.
Как вести себя с дураками, спрашивают меня. Единственный способ общения здесь - столкнувшись со стеной непроходимой глупости следует оборотиться и двигаться прочь, как можно дальше. Дурак никогда не слушает того что не понимает, а то что понимает - понимает по-своему.
Если вам по какому-то выверту логики или, не дай бог, по долгу службы, пришлось преподавать дураку высшую математику, то он станет думать не о высшей математике, а только о том, что вот у вас, видите ли, есть способ показать ему, что вы умнее. А так с дураком нельзя. Он не успокоится, пока не поставит вас на место.
Издевательство школьников над преподавателями - в известной степени реакция дурака, которому нечаянно показали, что кто-то умнее.
Дурак легко подменяет понятия. В большинстве случаев для удобства. Косвенные и второстепенные признаки явления он часто принимает за признаки первостепенные, ключевые! И даже склонен считать их причинами. Человек без диплома - не образован, а необразованный - глуп. И наоборот - образование - признак ума, диплом же - признак образования. Редкое и дорогое - значит ценное. Молния - причина грозы. Осел с рогами - это козел.
Вкусы дурака всегда поражают воображение изощренной пошлостью и крайней простотой мощных раздражителей. Дурак реагирует только на простые но сильные раздражители. Но не значит, что реагирует просто.
Столкнувшись со всякого рода проявлением прекрасного, дурак демонстрирует два мощнейших позыва: обладать или испохабить.
Мышление дурака преимущественно описательное. В меньшей степени системное. Он не способен воспринимать мир комплексно и примириться с тем, что все состоит как из недостатков, так и достоинств. Дурак требует сравнивать и выстраивать по ранжиру. Предварительно навесив ярлыки.
Без ярлыков дураку трудно опознать явление. Он должен опознавать руководствуясь минимальным набором признаков где рок-музыка, а где поп-музыка. Где стихи, а где проза. Опознав стихи по минимальному набору признаков - рифма это когда складно, а в рифму - значит стихи - дурак и сам подчас начинает вдохновенно рифмовать порождая угарную кислотную пошлость и не понимая, чем плоды его вдохновения отличаются от стихов Пушкина.
Дурак обожает рейтинги и топ-листы. Благодаря им он знает что хорошо, а что плохо. Он знает, что коньяк лучше водки, а дорогой коньяк лучше дешевого - феррари лучше лендровера, а мерседес - лучше всех.
Дурак обожает выбирать из ограниченного списка самое быстрое, самое дорогое, самое толстое, самое вонючее, самое редкое, и остается убежденным в том, что все занимающее верхние строки рейтингов и есть лучшее.
Другой неотъемлемый признак дурака - мнительность и подозрительность ко всему и всем. Дурак считает, что весь мир хочет его облапошить, объегорить, провести и надуть. Но сам никогда не упустит случая попытаться облапошить, объегорить, провести и надуть, что к счастью у него получается редко.
Дурак отличается негативным мышлением. Он скорее видит отрицательные черты, нежели положительные. Последние у него вызывают сначала сомнения, а потом восхищение и поклонение. Но убедить его в том, что доброта, бескорыстие, хорошее качество продукта, добросовестное отношение к работе действительно имеют место крайне трудно. Как правило, под проявлениями положительного, дурак склонен видеть попытку скрыть от него тайный зловещий умысел. Халтурщик понятен дураку. Он - нечто ожидаемое и предсказуемое. Его радостно уличить, разоблачить, поставить на место, наказать рублем. Добросовестный работник - опасный вольнодумец. Он затаил коварный план.
Характерная тема для общения у дурака: "А знаешь, что еще меня бесит?"
Впрочем, встречается в природе и восторженный дурак, но гораздо реже.
Дурак обожает простые и доступные формулы, афоризмы и крылатые фразы, которые понимает, как уже говорилось весьма по-своему.
Дурак млеет от собственной исключительности, если заведет жизненное кредо, подхваченное где-то и понятое по-своему.
Фразу: "красота и ум - несовместимы", - придумали некрасивые дураки. Фразу: "Меня нельзя не любить - я же прелесть", - придумали гламурные дуры.
Кстати гламур - слово, поднятое на знамена, транспаранты и хоругви именно дураками означает вовсе не силикон, ботокс и блестки, а исключительно "неуловимое очарование". Просто дурак в силу дурновкусия и скверных манер понимает "неуловимое очарование" - как силикон, ботокс и блестки, серебристый "майбах", ну, и каблук 14 сантиметров.
Дурак никогда не верит в Бога. То есть он может искренне верить, что верит, но не более того. И может даже убить за веру. Но концепция Бога слишком сложна для него. Красивая атрибутика церковной службы пленяет дурака и вполне подменяет собственно веру. Описательное мышление не допускает абстракций. Поэтому Бог дурака - прост и понятен. В лучшем случае это седобородый парень на облаке, а худшем - деньги.
Дурак верит в деньги, даже если верит, что верит в Бога. Потому что деньги вещь понятная. Их приятно иметь. Кроме того их очень ловко можно поменять на что угодно, за что при их отсутствии придется работать. Деньги решают все проблемы, сносят все барьеры, заменяют все. При этом количество денег для дурака не имеет большого значения, равно как и способ их добывания. Он одинаково бездарно будет стремиться и к трем рублям и к трем миллионам и одинаково бездарно распорядится любой заработанной (украденной, найденной, подаренной) суммой.
Жизненные цели дурака просты и понятны. Дурак должен работать, дабы заработать денег и пенсию в перспективе. Деньги нужны для того, чтобы отдохнуть от работы. Пенсия нужна, чтобы не работать потом, когда доживет до пенсии. Работа не важна. Результат работы не имеет значения. В процессе дурак занят приобретением вещей, чтобы быть не хуже других.
Иногда дурак еще строит карьеру, чтобы заработать больше денег и лучше отдохнуть на них от их зарабатывания, но это - инициативный дурак. О нем отдельный разговор.
Дурак никогда не думает и не помнит о том, что он человек, но всегда помнит о своих правах человека.
Дурак никогда не думает и не помнит о своих обязанностях и обязательствах, но всегда помнит, и напомнит, тому кто подзабыл, о своих неотъемлемых правах.
Дурак любит говорить о морали, политике и проблемах вселенского масштаба, но самые простые бытовые проблемы решает с большим трудом, если решает вообще.
Дурак обожает заявления вроде "живут не для радости, а для совести", при том, что живет именно по принципу радости: "приятно - не приятно", "кайф-боль". А совести в изначальном значении у него нет вовсе. Совесть дураку заменяет страх перед общественным мнением. Если дурак знает, что никто его не сможет осудить, то нарушит любую заповедь, пойдет на любое преступление.
Существует несколько расхожих заблуждений о дураках. Первое и основополагающее: дураку нельзя объяснить, что он дурак. С одной стороны дурак никогда не признает, что он дурак. Потому, что дурак. Но с другой стороны - он ежеминутно получает доказательства этого и это его просто бесит. В глубине души дурак знает, что он дурак, но никогда не признается в этом даже самому себе. Если признал - значит не дурак. Но это не помешает ему вести себя по-дурацки. Другое дело - дурак никогда не поймет ПОЧЕМУ он дурак. Это истина.
Таким образом - дураку можно объяснить, что он дурак, но будет только хуже, однако нельзя объяснить ПОЧЕМУ.
Дурака вообще ни в чем нельзя убедить. Дурацкие истины, дурацкие принципы и дурацкое самомнение в дураке заложены базово и неколебимо.
Строго говоря, психоанализ по Фрейду применим в полной мере только к дураку, но именно на дурака он и не действует. То есть мы всегда можем доискаться причин того, как и когда на бессознательном уровне в дураке сформировались его дурацкие истины, дурацкие принципы и дурацкое самомнение. Но ничего осознать и исправить дурак не способен по определению.
Дурак живет не приходя в сознание. Его сознательное ничтожно, а бессознательное грандиозно. Его бессознательное - это непробиваемая стена непроходимой глупости.
Дурак никогда не думает - он знает точно. В лучшем случае - дурак думает, что он думает. В действительности это просто рефлекторная или бессознательная реакция на раздражители.
Дурак обожает простые, необременительные для понимания, неправильные решения проблем.
Так он искренне считает, что если провести честные демократические выборы (без фальсификаций и нарушений) то все в стране станет хорошо. Главное, чтобы выборы были честные, чтобы без фальсификаций и нарушений! И все будет.
При этом, дурак не задумывается о том, что выбор между шилом и мылом ничего не изменит при самых, самых, самых честных выборах.
Однако, дурак не верит, что выборы можно провести без фальсификаций и нарушений, и любые выборы будут нечестными в его глазах, потому что, как мы помним, весь мир ополчился против дурака, с целью обмануть, объегорить и т.п.
Дурак знает, что весь мир играет с ним в наперстки. Он знает, что в этой игре нельзя выиграть. Но он убежден, что именно он-то как-то когда-то выиграет, потому что он-то не дурак.
Работа дураков любит. Но дурак не любит работать. Однако дурак будет работать, потому что: "Иначе как же ж тогда ж?" Дурак никогда не будет заниматься любимым делом, потому что у него такого нет (домино и шашки не рассматриваются в качестве "дела"). Понятия "любимое" и "дело" - несовместимы для дурака. Работа - есть работа. Суббота - есть суббота. Дурак знает, что воскресенье - праздник.
Дурак дурака - видит издалека. И сблизка тоже... Поскольку дурак во всех видит дураков - дураки его окружают плотными рядами, медленно сжимая кольцо.
Однако, более того! Посредственность окружает себя посредственностями. Талантливому человеку везет на людей талантливых и неординарных. Дурака окружают только дураки. Хотя бы потому, что сталкиваясь с непроходимой глупостью, умный человек поступает по принципу: "отыди от зла и совершишь добро".
Если вы разговариваете с дураком, то можете быть уверены, что он думает о вас то же самое: он тоже разговаривает с дураком. Если вы спорите с дураком... Ну, я не знаю...
Главное и самое вредное заблуждение относительно дураков: не все дураки одинаково опасны, дураки бывают и безвредными. Нет и нет! Все дураки опасны одинаково.
Дурак всегда поступает вопреки жизненному опыту, повторяет свои и чужие ошибки, наступает на одни и те же грабли.