Глебов Алексей Валерьевич :
другие произведения.
Крысолов
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оставить комментарий
© Copyright
Глебов Алексей Валерьевич
(
aleksei_glebov@mail.ru
)
Размещен: 11/01/2002, изменен: 17/02/2009. 38k.
Статистика.
Пьеса; сценарий
:
Драматургия
Скачать
FB2
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Крысолов
(по А.С.Грину)
Небольшое помещение: то ли комната, то ли камера, то ли под-
вал, то ли чердак, то ли палата сумасшедшего дома. Весь пол засы-
пан бумагой. Где-то ее горы, где-то совсем немного. На бумаге ле-
жит молодой человек. Одет он бедно. Вдруг - от шороха рядом - он
поднимает голову, оглядывается. Шорох усиливается. Молодой чело-
век встряхивает головой, как бы пытаясь отогнать сон. Садится.
Достает флейту и начинает играть. Шорох стихает. Молодой человек
встает и, продолжая играть, уходит. Шорох двигается за ним.
Звук флейты переходит в завывания ветра. Улица перед Сенным
рынком в Петрограде. Посередине, похожая на памятник, стоит ста-
ромодно одетая старуха, держащая в руках ленты и еще что-то. Мо-
лодой человек и девушка двигаются навстречу друг другу. Оба
производят впечатление очень замерзших. В руках у них книги. Они
проходят мимо друг друга, потом поворачиваются и, чтобы не замер-
знуть окончательно, идут обратно. Появляется человек. Он подхо-
дит к молодому человеку, смотрит книги и приценивается. Качает
головой, подходит к девушке, смотрит ее книги, но они не вызы-
вают у него интереса. Он уходит. Ходьба продолжается. Старуха,
очевидно, не выдержав холода, тоже уходит.
Молодой человек (продолжая ходить, проходящей мимо девушке): Как
ваша маленькая торговля?
Девушка (поглядев на него): Так же, как и у вас.
Они продолжают движение. При следующей встрече молодой чело-
век уже меняет направление и ходит рядом с девушкой. Пауза.
Девушка: Никто не знает, что я ношу продавать книги. То есть я не
краду их, но беру с полок, когда отец спит. Когда умирала мать...
мы все продали, почти все. У нас не было хлеба, дров, керосина...
Однако отец рассердится, если узнает, что я сюда похаживаю. А я
похаживаю, понашиваю. Только тихонько. Жаль книг, но что делать?
Слава богу, их много. А у вас?
Молодой человек (закашлявшись): Н-нет... не думаю, чтобы их было
много. Это все, что у меня есть.
Девушка, удивленно склонив голову на бок, останавливается и
смотрит на молодого человека, который, последовав ее примеру, то-
же остановился. Потом она протягивает руку и касается пальцем во-
ротника его рубашки, напрочь лишенной пуговиц.
Девушка: Вы простудитесь. Потому что ходите с расхлястанным воро-
том. Подите-ка сюда.
Она берет книги под мышку и отводит молодого человека, пос-
лушно следующего за ней, в сторону. Там он поднимает голову
вверх, обнажив подбородок и горло. Девушка, извлекши откуда-то
булавку и положив книги, встает на цыпочки и сосредоточенно сое-
диняет края рубашки и пальто. Потом отступает на шаг, критически
рассматривая свою работу и склонив голову на бок.
Девушка (важно): Ну вот. Все. Идите гулять.
Молодой человек смеется и берет девушку за руку.
Молодой человек: Как ваше имя?
Девушка: Сказать недолго... Только зачем? Не стоит. Впрочем, за-
пишите наш телефон; может быть, я попрошу вас продать книги...
Или давайте я сама запишу.
Она берет одну из его книг, вынимает откуда-то карандаш и
записывает. Отдает книгу молодому человеку. В этот момент к моло-
дому человеку подходит старичок. Останавливается, смотрит книги.
Девушка в это время незаметно исчезает.
Старичок: Что желаете за эти экземпляры, молодой человек?
Молодой человек: Пять фунтов хлеба.
Старичок (задумчиво кивая головой): Мда... А за три с половиной?..
Молодой человек: За четыре.
Старичок (вздыхает): Что ж...
Он достает из внутреннего кармана сверток, протягивает его
молодому человеку. Тот взвешивает сверток на руке. Кивает. Отдает
старичку книги. Тот уходит, сгибаясь под их тяжестью. А молодой
человек быстро разворачивает сверток и начинает жадно есть хлеб.
Съев немного, он, вдруг вспомнив о девушке, оглядывается по сто-
ронам, но ее уже нет. Тогда молодой человек заворачивает остатки
в тот же сверток, прячет себе за пазуху и медленно и тяжело идет.
По дороге он, резко закашлявшись, хватается за горло, останавли-
вается и сгибается. Кашляет он до тех пор, пока в изнеможении не
падает. Приступ вьюги. Мимо проходит человек с портфелем. Он на-
гибается над лежащим, тормошит его за плечо, тот открывает глаза.
Человек с портфелем (удивленно): Ба! Не может быть! Это вы?!
Молодой человек (морщится, пытаясь вспомнить что-то): Кто вы?
Человек с портфелем: Я? Вы не помните? Я ваш бывший сосед. Не
помните?
Молодой человек (изумленно): Как?! Вы?! Господи, какая встреча!
Помогите мне подняться, пожалуйста!
Человек с портфелем поднимает молодого человека. Тот с тру-
дом держится на ногах, пошатывается.
Молодой человек: Я не сразу узнал вас без бороды. Как вы теперь?
Как ваша жена?
Человек с портфелем (безразлично): Она умерла.
Молодой человек: Давно?
Человек с портфелем: В восемнадцатом. От тифа.
Молодой человек (искренне): Как жаль!
Человек с портфелем (спокойно): Мне тоже!
Молодой человек: А как ваша торговля?
Человек с портфелем (делая яростные знаки, шепотом): Тише, ради
всего святого, тише!
Молодой человек (недоуменно): А что такое?
Человек с портфелем (шепотом): Я теперь служу новым властям. Мое
прошлое может мне сильно помешать!
Молодой человек: Понятно.
Человек с портфелем: А как ваши дела?
Молодой человек: Плохо. Я остался без жилья. Есть мне нечего. Я
живу по чердакам. Сегодня я продал последние книги. Больше мне
нечего продавать... К тому же я, кажется, болен. Одним словом,
жить мне остается не так долго...
Человек с портфелем: Не отчаивайтесь, друг мой. Я, конечно, не
всесилен, но кое-что могу. (Шепотом) Пойдемте, я отведу вас.
Молодой человек: Куда?
Человек с портфелем: Пустующие палаты Центрального Банка вас ус-
троят?
Молодой человек (освобождая свою руку из руки человека с портфе-
лем и при этом чуть не падая, обиженно): Не смейтесь надо мной!
Человек с портфелем (опять беря молодого человека под руку): А
кто сказал, что я смеюсь?
Молодой человек: Но ведь это же Ватикан! Разве там никто не жи-
вет? Или, может быть, туда приходят?.. А если так, то не отпра-
вит ли меня дворник в милицию?
Человек с портфелем: Это пока. Тем более, что дом недалеко. Иди-
те и посмотрите...
Пауза. Молодой человек колеблется.
Эх, вы! Ему предлагают роскошные апартаменты,
а он отказывается! Кому рассказать!..
Молодой человек: Хорошо, я согласен, согласен! Я просто... Не
здоров... Но скажите, это не галлюцинация? Мне это не снится? Вы
не исчезнете?
Оборачивается и на некоторое время закрывает глаза от ярко-
го света. Когда он открывает глаза, то не обнаруживает рядом че-
ловека с портфелем. Молодой человек беспокойно оглядывается по
сторонам, но того уже нигде нет. Молодой человек зажмуривается и
трет виски. Открывает глаза он от явственного шороха бумаги.
Осматривается и, обнаружив источник шума, бросается туда, но те-
ряет равновесие и падает. Яркий свет прекращается. Некоторое вре-
мя молодой человек лежит неподвижно. Потом поднимает голову и ру-
ку. Ощупывает себя. Садится. Ощупывает карманы. Находит сверток с
хлебом. Разворачивает, ест. Крошки смахивает на ладонь и отправ-
ляет в рот. Затем он достает из недр своей одежды огарок свечи и
спички. Зажигает свечу и ставит ее на пол. Потом приподымается и
начинает сгребать кучу бумаг себе под изголовье. Сделав это, он в
изнеможении падает на бумаги. Закрывает глаза, тяжело дышит, во-
рочается. Что-то шепчет. А потом начинается бред. Но сначала -
яркий свет.
К его ложу подходит молодая женщина. Присаживается на кор-
точки, кладет руку ему на лоб, качает головой. Гладит его по го-
лове.
Молодой человек (открывая глаза, слабо): Таня? Как ты здесь?
Молодая женщина прикладывает палец к губам.
Я
думал, что ты умерла... Как мама? Как отец? Как дядя Леня? Поче-
му ты ничего не сообщала?
Молодая женщина: Нельзя было...
Молодой человек: Почему?
Молодая женщина: Какая разница?
Молодой человек: Никакой.
Молодая женщина: Вот видишь... Как ты здесь оказался?
Молодой человек: Долго рассказывать... Послушай, я проголодал-
ся... Не могла бы ты принести мне кислого молока?
Молодая женщина: Видишь ли, кислое молоко... Тебе нельзя. Доктор
запретил.
Молодой человек: Но почему? И какой доктор?
Молодая женщина: Твой доктор.
Молодой человек (капризно): Ну и что! Я хочу кислого молока!
Молодая женщина: Нельзя. (Кладет руку ему на лоб). Нельзя.
Молодой человек (начинает метаться в жару): Хочу! Молока!
Молодая женщина медленно встает и удаляется. Молодой чело-
век мечется в жару. Появляется девушка - та самая, что была на
Сенной. Где-то тихо играет флейта. Девушка медленно проходит и
исчезает. Звуки флейты умолкают. Пока девушка идет, больной успо-
каивается и напряженно прислушивается.
Молодой человек (еле слышно): Это вы?
Ответа нет. Он поворачивается на бок. Закрывает глаза. Появ-
ляется молодой парень. Подсаживается к постели больного, берет
его за руку. Тот вздрагивает и открывает глаза.
Молодой человек (удивленно): Господи! Мишка, ты?!
Парень: Я, я, не волнуйся так. Тебе вредно.
Молодой человек: Где ты пропадал?
Парень: Это долгий разговор! Выздоровеешь - поговорим.
Молодой человек: А если я не выздоровлю?
Парень: Не говори чепухи!
Молодой человек: Хороша чепуха! Помнишь, твоего младшего брата...
Мы тоже думали, что он выздоровеет... А он...
Парень: Ну, сравнил! Он был маленький. Да и родители мои знали,
что он умрет. Только мне не говорили... Впрочем, давай о чем-ни-
будь повеселее.
Молодой человек (с трудом): Давай... Знаешь, я проголодался... Не
мог бы ты принести мне кислого молока?
Парень: Нет! Это исключено!
Молодой человек: Почему?
Парень: Кислое молоко тебе запретил доктор.
Молодой человек: Ну и что! Я хочу кислого молока!
Парень: Нельзя. (Кладет руку ему на лоб). Нельзя.
Молодой человек (снова начинает метаться в жару): Хочу! Хочу мо-
лока!
Парень встает и уходит. Пока больной мечется в жару, появ-
ляется девушка. Где-то тихо играет флейта. Девушка медленно про-
ходит и исчезает. Звуки флейты умолкают. Пока девушка идет,
больной успокаивается и напряженно прислушивается. За его спиной,
так, что он не видит, появляется пожилой человек. Подходит к пос-
тели и берет больного за руку. Тот вздрагивает и оборачивается.
Вскрикивает. Закрывает лицо другой рукой. Потом медленно отводит
руку.
Молодой человек: Это вы?!
Пожилой человек: Вас это удивляет?
Молодой человек: Признаться, да.
Пожилой человек (усмехаясь): Что ж тут удивительного, если ста-
рый учитель приходит навестить бывшего ученика?
Молодой человек: Но... Я ведь никогда не любил ваш предмет.
Пожилой человек (иронично): И что?
Молодой человек: И даже вас... Не любил... Потому что боялся. Вы
всегда были грозой для мальчишек.
Пожилой человек (посмеиваясь): Знаю. Я все знаю. Скажу больше: я
тоже не любил вас. Вы слишком много позволяли себе на уроках.
Моих уроках! Что же теперь? Жизнь поменялась. Бывшие друзья ста-
ли врагами, а враги - друзьями. Все перевернулось вверх дном. Так
и мы: были враги, стали друзья. Не так ли?
Молодой человек (в ужасе выдергивая у него свою руку): Нет, нет!
Никогда! Никогда! Нет! (Приподымается и отклоняется всем телом
назад и, потеряв равновесие, падает на спину).
Пауза. Тишина. Свет притушен. Молодой человек лежит некото-
рое время неподвижно, но потом начинает подавать признаки жизни.
Приподнимает голову. Осматривается. Вокруг никого. Медленно са-
дится. Снова оглядывается. Раздается шорох. Он настораживается,
снимает ботинок, замахивается. Шорох прекращается. Молодой чело-
век прислушивается, но не услышав ничего особенного, снова наде-
вает ботинок. Проделав это, он берет свечу, кряхтя подымается и
идет осматривать помещение. Его внимание привлекает высокий мас-
сивный шкаф. Он пробует его открыть. Шкаф заперт. Оглядевшись
вокруг, молодой человек подбирает стальную линейку и с ее по-
мощью не без труда взламывает замок. Раскрывает створки и зами-
рает: полки шкафа уставлены корзинами с едой. Он закрывает глаза
и прислоняется к створке шкафа, чтобы не упасть. Когда он откры-
вает глаза, то тут же лихорадочно начинает собирать в одну из
корзин первые попавшие под руку продукты. Затем, прикрыв дверцы