Глущенко Александр Григорьевич : другие произведения.

Почём опиум для народа?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.87*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    «Впервые подобная надпись появилась на бюстике 15 июня 1897 года в ночь, наступившую непосредственно после открытия памятника. И как представители полиции, а в последствии милиции ни старались, хулительная надпись возобновлялась каждый день.» И. Ильф, Е. Петров, 12 стульев.

Александр ГЛУЩЕНКО

ПОЧЁМ ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА?

Из цикла «Перелицованная история»




«Проходя мимо двери отца Фёдора, мстительный сын турецкого подданного пнул её ногой.»

    Илья Ильф, Евгений Петров, «12 стульев»



 []
 
Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (Алексей Ридигер).
Фото: Liveinternet.ru.

 
      Хотите страшную историю со счастливым концом?

      1940-й год. Прибалтика оккупирована советскими войсками. По дворам в поисках российских эмигрантов рыщут чекисты. Средь ночи врываются они в дом то ли местного диакона, то ли бухгалтера фанерной фабрики, женатого на дочери расстрелянного красными полковника Белой армии. Ещё бы: и бухгалтер-диакон, и его супруга эмигрировали из России после революции!

      Хозяев в доме не обнаруживается, вместо них в хате по лавкам сидят перепуганные гости — родственники из рода, ведущего историю ещё со времён императрицы Екатерины II.

      — Где, я спрашиваю, хозяева, в Христа-господа-бога-душу-мать?! — орёт чекист грохоча по столу стволом маузера.

      — А бог их знает... — отвечает родня, уклончиво отводя глаза. — Ещё с вечера были, а куды потом делись, не ведаем...

      Но чекиста на мякине не проведёшь! — он приказывает обыскать весь дом, а заодно уж и двор. Люди в кожанках начинают заглядывать под стол, лавки, в печку и даже в бочку с квашеной капустой. Одновременно несколько человек спускаются с крыльца и шарят по двору, поддевая штыками каждый чинарик и кучку собачьего дерьма (самих-то собак отчего-то не видно). Чекисты пересчитывают дрова в поленице, откидывают крышку колодца, сбрасывают с верёвки сохнущее бельё... Всё обыскали! Разве вот ещё сарай... Но не будет же дочь «настоящего» полковника-белогвардейца по сараям скрываться!

      И не подозревают сатрапы, что как раз из-за сарайчиковой двери за ними внимательно и напряжённо следят три пары человечьих, да две пары собачьих глаз... Полкан и Жучка, улавливая важность момента, зажимают морды между лап, чтобы ни одним «гавом» не выдать место схрона семьи.

      В результате, не солоно хлебавши, чекисты удаляются, грозя напоследок вышедшей проводить их родне:

      — Ладно, сидите... пока. Но когда сам вернётся, уж не затруднитесь направить его к нам. С женой и сыночком, ясное дело. Да «допровскую» корзинку им в дорогу собрать не забудьте... Ну а ежели чего не так, — сами знаете...

      Чекисты удаляются восвояси. Родня, перекрестившись на образа, допивает что с собою было и вновь укладывается по лавкам, как, собственно, и хозяева в сарайчике, которым утром по-прежнему предстоит идти на службу — то ли в церковь, то ли на фанерную фабрику...

Занавес. Хеппи, можно сказать, енд!

      Ну и как? Бредятина, говорите? Не знаю, не знаю... Во всяком случае в «АиФ» № 50 за 2008 год обнаружился похожий сюжет:

      «В 1940-м, когда в Эстонию вошли советские войска, русских эмигрантов массово ссылали в Сибирь. Пришли и за семьёй Ридигеров. Но в тот момент у них в доме гостили родственники, а потому Алёша с родителями ночевал в сарае. Чекисты обыскали дом, двор, а в сарай заглянуть не догадались. Чудесным образом собаки, спавшие в том же сарае, голоса не подали...»1

      Про фанерную фабрику и папу-полковника я тоже не сам придумал:

      «Протоиерей Михаил Ридигер (Ридигер Михаил Александрович) (1902–1962). Родился 28 мая 1902 г. в дворянской семье. Учился в Императорском училище правоведения в Санкт-Петербурге. После революции эмигрировал с семьёй (хотя, наверное, более точно было бы сказать: в возрасте 15–16 лет вывезен родителями. — А. Г.) в Эстонию. Жил в г. Хаапсалу в 100 километрах к юго-западу от Таллина, затем в Таллине. До 1940 г. работал бухгалтером на фанерной фабрике. В 1926 г. женился на Елене Иосифовне Писаревой, дочери полковника Белой армии. Принимал участие в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД). Отец Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Окончил богословско-пасторские курсы в Эстонии. Диакон (1940). Будучи диаконом служил в храме святителя Hиколая, настоятелем которого был священник Александр Киселёв. Священник (1941). Во время второй мировой войны окормлял заключённых в лагерях в Эстонии. В 1945–1946 гг. ключарь Таллинского кафедрального собора Александро-Невского. С 1946 по 1962 гг. настоятель церкви Рождества Богородицы и иконы Казанской Божией Матери в Таллине. Член Епархиального совета (до 1946 г. и с 1951 г.). С октября 1961 г. председатель Епархиального совета. Протоиерей (1958). Скончался 9 мая 1962 г. в Эстонии. Похоронен на Александро-Невском кладбище в Таллине»2.

      «Ридигер Елена Иосифовна (урожденная Писарева) (1902–1959). Родилась 12 мая 1902 г. в семье военного, полковника Белой армии, расстрелянного большевиками. После революции эмигрировала с семьей (также как и в случае с М. Ридигером, было бы правильнее сказать: в возрасте 15–16 лет вывезена матерью. — А. Г.) в Эстонию. Супруга (матушка) протоиерея Михаила Ридигера (1926). Принимала участие в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД). Мать Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Скончалась 19 августа 1959 г. в Эстонии. Похоронена на Александро-Невском кладбище в Таллине»3.

      Надеюсь, вы уже поняли, о ком идёт речь. Да, о семье Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Алексея Ридигера).

      Задержимся на некоторых фактах из родительских биографий.

      «...в семье военного, полковника Белой армии, расстрелянного большевиками.»

      Из интервью в интервью, из заметки в заметку передаются слова Патриарха: «Моего деда расстреляли большевики»4. Скажем, в тех же «Известиях» пишут: «Отец матери будущего патриарха, полковник-белогвардеец был расстрелян большевиками в Териоках, нынешнем Зеленогорске под Питером»5. Ну, белогвардеец, ну, расстрелян... — меня удивляло лишь отсутствие упоминания даты расстрела, хотя, понятно, в контексте проступали очертания «застенков ЧК». Но вот в «Википедии» нашлось уточнение про «убитого солдатами в августе 1917 года командира 1-го крепостного полка гарнизона Выборгской крепости полковника царской армии Иосифа Константиновича Дунина-Слепца, происходившего из древней шляхты Царства Польского, дворян герба „Лабендзь“/„Лебедь“ (Виленская губерния, Великое княжество Литовское)»6. Как вы понимаете, о ЧК здесь нет и быть не может никакой речи. Как впрочем, и о Белой гвардии. Был август 17-го. Были солдаты, возможно, «революционные солдаты», возможно даже, под руководством большевиков. И можно только себе представить, за какие такие заслуги могли расстрелять (а может, и на штыки поднять) солдаты своего командира — польского шляхтича. В истории подобные случаи не один раз описывались. Спро́сите, какое отношение командир 1-го крепостного полка полковник Дунин-Слепец имел к мещанке Елене Иосифовне Писаревой? Отвечу — прямое: «родители Елены Иосифовны были в разводе, но её мать Мария (урождённая Писарева) оставила себе фамилию бывшего мужа — Дунина. С возникновением самостоятельной Эстонской Республики, Елена Иосифовна приняла девичью фамилию матери — Писарева, и исправила дату рождения с 30 октября 1899 года на 12 мая 1902 года...»7 Просто так, на всякий случай...

      Дед будущего Патриарха по отцу был из дворян. (Как признавал сам Алексий, «род российских Ридигеров ведёт начало с екатерининских времен. Тогда курляндский дворянин Фридрих Вильгельм фон Ридигер перешёл в православие и под именем Фёдор Иванович стал основателем известного уже в России дворянского рода»8.) Поэтому эмиграция деда вместе с семьёй из ставшей вдруг Советской России представляется мне абсолютно предсказуемой и естественной. Отец Алексея «учился в одном из самых привилегированных столичных учебных заведений — Императорском училище правоведения. Там воспитывались дети потомственных дворян»9. Надо полагать, что хотя бы уже по этой причине для него столь же естественным стало участие в «Русском студенческом христианском движении» (РСХД) — организации антикоммунистической и антисоветской. И понятно, что, когда в 1940 году в Эстонии была установлена Советская власть, активные члены этой организации были репрессированы. Трое из них даже были приговорены к расстрелу10.

      В этой связи возникает вопрос к процитированному ранее утверждению «АиФ»: действительно ли «...русских эмигрантов массово ссылали в Сибирь...»?

      Почитаем «Википедию»:

      «Согласно „Отчёту комиссии по расследованию преступлений против человечности при президенте Эстонии“, опубликованному в 2001 году, в течение года до начала войны между Советским Союзом и Германией (22 июня 1941 года) в Эстонии было арестовано около 7000 человек, из которых было казнено по крайней мере 1850, в основном по обвинению в антисоветской деятельности. Были арестованы 800 кадровых офицеров Эстонии — половина состава.

      Это число казнённых (1850 человек) упоминается в пропагандистком немецком материале, изданном при немецкой оккупации — „Zentralstelle zur Erfassung der Verschleppten“. В последующих эстонских источниках указывается, что в Эстонии было казнено около 300 человек, около 150 человек из них за указанный период — до начала войны. Состав же преступления, осужденных к высшей мере наказания, был в дальнейшем уточнён. По отчету международной комиссии он был различен: антисоветская деятельность, аресты и казни коммунистов в независимой Эстонии, военные преступления в годы Гражданской войны, дезертирcтво скрывающихся в Эстонии — служивших в рядах Красной Армии, участие в белогвардейских организациях, разведывательная деятельность против СССР до 1940 года...»11.

      Не подвергая анализу авторитетность и беспристрастность источников, готов поверить «Википедии». Однако у меня лично глубокое сомнение вызывает следующее за приведённой цитатой утверждение: «...большинство проживавших к тому времени (1940 г. — А. Г.) в Эстонии русских были белогвардейцами или их потомками, поэтому почти все оставшиеся русские в Эстонии были репрессированы в 1940–1941 годах».

      Так, по данным той же «Википедии» (со ссылками на статистические источники), в 1934 году в Эстонии проживало 92 656 русских (8,23 % от всего населения)12. А арестовано в 1940–1941 годах было всего 7 тысяч человек, и, понятно, не все они русскими являлись. Как-то мало увязываются эти цифры и тезис «Википедии». И что, разве вызывает удивление, что репрессиям в числе прочих подвергались те, кто совершал «аресты и казни коммунистов в независимой Эстонии, военные преступления в годы Гражданской войны» и т. п.?

      Таким образом, в Эстонии с населением более 1 миллиона было арестовано 7000 человек — менее 0,7 %. А сколько сейчас сидит по тюрьмам в «цивилизованных» странах? 1–2 процента. Какие могут быть вопросы?!

      Но как бы там ни было, ни отец Михаил, ни матушка Елена, наравне с супругом «отмеченная» участием в РСХД, под репрессии не попали, в Сибирь не поехали, — видимо, роль их в «борьбе с коммунизмом» была не столь очевидна. Да и фамилию дочь царского полковника предусмотрительно сменила. И всё же при наступлении фашистов семья Ридигеров сочла за благо остаться в оккупированном Таллине. Вот тут-то и всплывает следующая тема.

      Как утверждает Патриарх, «с самого начала гитлеровской оккупации на территории Эстонии появились концлагеря. И мой отец счёл своим христианским долгом посещать их, совершать духовное окормление заключённых, помогать им, насколько это было возможно и дозволено немцами»13.

      Заметим, что деятельность церкви и её служителей на оккупированных территориях была далеко не однозначной, над её оценкой до сих пор ещё трудятся историки. Действительно, «в сообщении полиции безопасности и СД от 21 сентября 1942 г. говорилось, что небольшое количество богослужений, которое было проведено в прибалтийских лагерях военнопленных, произвело огромное впечатление на красноармейцев... В берлинской газете „Новое слово“ даже сообщалось, что 31 августа 1941 г. в рижском православном соборе состоялось специальное богослужение для русских военнопленных, на котором присутствовало 5000 человек, причём пел церковный хор из 35 военнопленных»14 Но, во-первых, не думаю, что «церковный хор» пел во славу русского оружия, и во-вторых, «это, вероятно, было одним из немногих исключений. Уже в 1942 г. в соответствии с общей направляющей линией богослужения для военнопленных в Прибалтике были запрещены»15. Так что другие военнопленные уже до конца войны так и оставались не «окормлёнными». Хотя вряд ли именно этот факт вызывал у них наибольшие страдания.

      Но продолжим о других жестокостях войны.

      «В 1944-м, когда Таллин подвергся жестокой бомбардировке, один из снарядов попал в дом Ридигеров. Погибла соседка, а семьи будущего патриарха именно в эту ночь не оказалось дома»16.

      Разумеется, семья будущего патриарха была вправе находиться по ночам где угодно. При этом, правда, не совсем ясно, что в их доме делала ночью соседка? Но простим журналистке и умолчание по данному поводу, и путаницу со снарядами-бомбами. А вот относительно «жестокой бомбардировки» давайте всё же уточним:

      «9 и 10 марта 1944 года были проведены крупнейшие за годы Второй мировой войны воздушные атаки на Таллин, оккупированный немецко-фашистскими войсками. Во время этих налётов советские самолёты сбросили на город около двух тысяч фугасных и около полутора тысяч зажигательных бомб. Как сообщают эстонские СМИ со ссылкой на мнение эстонских историков, во время налёта погибли 463 человека, без крова остались 20 тысяч горожан. В результате бомбовых ударов были уничтожены дома на улице Харью (Harju) в Старом городе, серьёзный ущерб нанесен театру „Эстония“ и церкви Нигулисте (Niguliste). Эстонские историки считают эти воздушные налёты политической, а не военной акцией.

      Напомним также, 9 марта в Таллине поминают жертв бомбардировки города советской авиацией. Поминальные акции организует Союз обществ охраны памятников старины Эстонии»17.

      Какой своеобразный, надо отметить, «Союз обществ охраны памятников старины». Как говорится, птичку жалко...

      463 гражданских человека — это, конечно, много, очень много, хотя и существенно меньше, чем, допустим, при атаке «9/11». О бомбардировках Дрездена американцами и англичанами, когда, по разным источникам, погибло от 18 до 150 и даже до 500 тысяч человек, вспоминать из вежливости и вовсе не будем — война, как вы понимаете...

 []
 
Интервью у Алексия II берёт Родион Часовников.
Фото с сайта «Хронос».

 
      Для пущей достоверности в газетных заметках описывают и некоторые умилительные подробности частной жизни (да в общем-то ещё и не жизни, а так, зачатка её) будущего Патриарха. Вот, например, в 2002 году «Известия» писали: «Незадолго до моего (Алексея — А. Г.) рождения мама должна была совершить далекую автобусную поездку. Но в самый последний момент из-за отсутствия билетов ей отказали в посадке на автобус. Она очень просила, даже требовала, да всё напрасно...»18. Скажите, вас удивляет сей факт: билета нет — в автобус не сажают? И меня не удивляет. Да и трагизм не ощущается. А без трагизма облик Их Святейшества как бы тускнеет... Поэтому шесть лет спустя «АиФ» подаёт ту же ситуацию несколько в ином свете: «Семейное предание сохранило такой случай: незадолго до родов его мать собралась в далёкую автобусную поездку. Но, несмотря на все просьбы, водитель почему-то, без всякой вразумительной аргументации, отказался посадить её в автобус. Она расплакалась...»19

      Как вам пассаж: «...водитель... без вразумительной аргументации...»? Вы слышали когда-нибудь «вразумительную аргументацию» водителя автобуса при попытке безбилетного проезда? Это ж — не приведи Господь, уши в трубочку заворачиваются!.. И матушка — тоже хороша: была «аргументация» — она требовала, не стало «аргументации» — расплакалась...

      Интересно, что обе газеты упоминают в этой связи «далёкую автобусную поездку». Вспомним: Алексей Ридигер родился в феврале 1929 года. Стало быть, описываемое событие относится к концу 28-го — началу 29-го года. Интересно, что можно понимать под «далёкой автобусной поездкой», если «...в Москве автобусное движение впервые было открыто 13 августа 1908 года, а постоянное автобусное движение лишь с 8 августа 1924 года, когда на первый регулярный маршрут между Каланчёвской площадью и Тверской Заставой вышли 8 автобусов марки „Лейланд“»20?

      Хотя, всякое бывает, Эстония — всё же не Россия...

      Многое в официальной биографии Патриарха... как бы это точнее сказать... обтекаемо. Например, упоминание о патриаршьем целибате — обете безбрачия.

      «— А на ваш выбор монашеского пути что повлияло?

      — Это был очень осознанный выбор. Я хорошо понимал, на что обрекаю себя. Понимал, что никогда не будет у меня ни семьи, ни детей...»21

      Читаешь и страдает душа за невинного отрока Алексея, так и не познавшего радости земной (дабы не сказать — плотской) любви. «Разумеется, патриарх, как и всякий епископ, не женат: начиная с VII века церковь требует от своих епископов безбрачия», — пишет газета «Московские новости» от 22–28 мая 2001 года22. Однако, как пишет та же газета, «это не значит, что он не имел права быть женатым до того, как принял монашество». И приводит некоторые детали: «В живописном пригороде Таллина, Нымме, в скромном сельском доме живет женщина. Она выглядит намного моложе своих лет (а ей почти 72), знакомые называют её исключительно достойным человеком. Она вырастила троих детей от второго брака, похоронила второго мужа. И мало кто знает, что в первом браке она была супругой нынешнего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II... Свадьба состоялась 11 апреля 1950 года, когда будущий патриарх был ещё студентом 1-го курса академии. Запись о заключении брака имеется в таллинском архиве... Брак Алексея Михайловича и Веры Георгиевны просуществовал совсем недолго: молодая пара разошлась в том же 1950 году. Причины развода окутаны тайной...» Я бы рекомендовал прочитать этот материал полностью, чтобы понять, что у Патриарха, словно у простого мирянина, вполне может свой «скелет в шкафу» обнаружиться.

      А вообще, Алексий II и бытие его — мне, атеисту, глубоко безразличны, прости Господи. Ну, жил человек, ну, помер — все мы смертны, в конце концов... Единственно, зачем же окончание жизненного пути патриарха в шоу превращать, со всеми газетами, телекамерами, крёстными знамениями бывших партактивистов и прочими прибамбасами?

      «5 декабря 2008 года Россия осиротела...»23 — к чему весь этот помпезный пафос?

      P. S.  А. Редигер родился 23 февраля 1929 года — в День Советской Армии, умер 5 декабря 2008 года — в День Советской Конституции 1936 года. Отец его — Михаил — скончался 9 мая 1962 года — в День Победы. Символические совпадения, не правда ли?


Магадан, 13 декабря 2008 г.


* * *


Примечания и ссылки


1 Алексий II. Он молился о каждом из нас. — «АиФ» № 50, 2008. Проверено 30.12.2012.

2 Протоиерей Михаил Ридигер (Ридигер Михаил Александрович). (1902 — 1962). — сайт «Религиозные деятели русского зарубежья». Проверено 30.12.2012.

3 Ридигер Елена Иосифовна (урожденная Писарева). (1902 — 1959). — сайт «Религиозные деятели русского зарубежья». Проверено 30.12.2012.

4 Патриарх Алексий II: «Бог миловал. Все в Его руках». — «Известия», 10 декабря 2002. Проверено 30.12.2012.

5 Патриарх Алексий II: «Приятно получать поздравления от "Известий"». — «Известия», 24 февраля 2004. Проверено 30.12.2012.

6 Алексий II. — Со ссылкой на Илляшевич В. Н. Русские судьбы Эстонии. — Таллин, 2007. — С. 139. Ссылка на «Послужной список» полковника Дунина-Слепца (РГВИА, ф. 409). — «Википедия». Проверено 30.12.2012.

7 Там же.

8 Патриарх Алексий II: «Бог миловал. Все в Его руках»...

9 Там же.

10 Милютина Тамара Павловна, Дело РСХД. — (С ссылкой на: Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы. / Милютина Т. П. Люди моей жизни / предисл. С. Г. Исакова. — Тарту : Крипта, 1997). — «Сахаров-Центр». Проверено 30.12.2012.

11 История Эстонии. — «Википедия». Проверено 30.12.2012.

12 Население Эстонии. — «Википедия». Проверено 30.12.2012.

13 Патриарх Алексий II: «Бог миловал. Все в Его руках»...

14 Шкаровский М. В., Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь. / М. В. Шкаровский. — М.: Вече, 2007. — С. 334—335. — Со ссылками на: BA, R58/225. B1. 173. и Новое слово. 1941. 21 сентября.

15 Шкаровский М. В., Крест и свастика... — С. 335.

16 Алексий II. Он молился о каждом из нас...

17 Российский историк: власти Эстонии используют любой повод для разжигания неприязни к России. — ИА «REGNUM». Проверено 30.12.2012.

18 Патриарх Алексий II: «Бог миловал. Все в Его руках»...

19 Алексий II. Он молился о каждом из нас...

20 Автобус. — «Википедия». Проверено 30.12.2012.

21 Патриарх Алексий II: «Бог миловал. Все в Его руках»...

22 Евгений Сидоренко, Замужем за Патриархом. — «Московские новости», 22—28 мая 2001 г. Проверено 30.12.2012.

23 Алексий II. Он молился о каждом из нас...



©   Александр Глущенко, 2010.

Оценка: 7.87*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"