Гофман. Михель : другие произведения.

4. Равенство

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Равенство

  
   В тра­ди­ци­он­ном ари­сто­кра­ти­че­ском об­ще­ст­ве Ев­ро­пы не­ра­вен­ст­во рас­про­стра­ня­лось по все­му по­лю общественных от­но­ше­ний, от ие­рар­хии клас­сов до ие­рар­хии лич­но­стей - кто-то ярок, кто-то бес­цве­тен, од­ни ум­ны, дру­гие глу­пы, од­ни кра­си­вы, дру­гие урод­ли­вы. Экономическая де­мо­кра­тия за­ме­ни­ла ие­рар­хию лич­но­стей ие­рар­хи­ей дос­ти­же­ний в эко­но­ми­ке. Че­ло­век может быть кра­сив или урод­лив, умен или глуп, но глав­ное ка­че­ст­во, которым его оценивает общество и он сам себя, его спо­соб­ность соз­да­вать и при­ум­но­жать бо­гат­ст­ва.
   Идея де­мо­кра­тии, по­стро­ен­ной на ра­вен­ст­ве в борь­бе за бо­гат­ст­во, впер­вые бы­ла про­воз­гла­ше­на от­ца­ми-ос­но­ва­те­ля­ми аме­ри­кан­ско­го го­су­дар­ст­ва в 1785 го­ду, де­ба­ти­ро­вав­ши­ми на Пер­вом Кон­грессе США ка­ким об­ра­зом ра­вен­ст­во мо­жет быть реа­ли­зо­ва­но.
   Од­на точ­ка зре­ния, ба­зи­ро­вав­шая­ся на хри­сти­ан­ской эти­ке, ут­вер­жда­ла, что эко­но­ми­че­ское ра­вен­ст­во долж­но ре­гу­ли­ро­вать­ся ре­ли­ги­оз­ной мо­ра­лью, мораль сможет удержать сильных от эксплуатации слабых, иначе им грозит наказание в загробной жизни. Как гла­сит Биб­лия, - "Бо­га­тый ни­ко­гда не вой­дет в рай, как верб­люд не прой­дет че­рез уголь­ное уш­ко."
   Дру­гая по­зи­ция, ко­то­рую от­стаи­вал се­на­тор Мэ­ди­сон - мо­раль не об­ла­да­ет дос­та­точ­ной си­лой, рав­ные воз­мож­но­сти для всех групп на­се­ле­ния долж­но ре­гу­ли­ро­вать­ся за­ко­ном, го­су­дар­ст­вом. В сво­бо­дной конкуренции са­мы­е силь­ны­е захватят все богатства страны, что при­ве­дет к мас­со­во­му бун­ту, поэтому го­су­дар­ст­во дол­жно соз­дать пре­де­лы на­ко­п­ле­нию экс­тре­маль­ных бо­гатств в ру­ках не­мно­гих, ус­ред­нив до­хо­ды - "Reduce extreme wealth toward мediocrity". Мэдисон разделял взгляды своего современника, экономиста Адама Смита: "Си­ла за­ко­на долж­на быть ис­поль­зо­ва­на, что­бы край­няя бед­ность бы­ла под­ня­та до уров­ня об­ще­при­ня­то­го ком­фор­та."
   За­щит­ни­ки же сво­бод­ной от го­су­дар­ст­ва эко­но­ми­ки го­во­ри­ли, что толь­ко ин­ди­ви­ду­аль­ное пред­при­ни­ма­тель­ст­во, без ка­ких ли­бо ог­ра­ни­че­ний го­су­дар­ст­вом, при­­в­едет к все­об­ще­му ма­те­ри­аль­но­му бла­го­по­лу­чию, а ре­ли­ги­оз­ная мо­раль скор­рек­ти­ру­ет все воз­ни­каю­щие экс­цес­сы. .
   Ев­ро­пей­ские мыс­ли­те­ли се­ре­ди­ны 19-го ве­ка, от Фрэн­сис Тро­лопп до Дик­кен­са, от То­ма­са Кар­лай­ля до Ма­тью Ар­ноль­да, бы­ли еди­но­душ­ны в при­зна­нии то­го, что Аме­ри­ка дей­ст­ви­тель­но су­ме­ла соз­дать об­ще­ст­во рав­ных. Они счи­та­ли, что ра­вен­ст­во в США су­ще­ст­ву­ет, так как оно за­фик­си­ро­ва­но в по­ли­ти­че­ских до­ку­мен­тах стра­ны - Кон­сти­ту­ции, Бил­ле о Пра­вах.
   По­ли­ти­че­ские пра­ва действительно получили все, но экономическое не­ра­вен­ст­во за­ло­же­но в са­мом фун­да­мен­те свободного рынка - банк в иг­ре при­над­ле­жит по­бе­ди­те­лю.
   И, хо­тя идея Ада­ма Сми­та о том, что край­няя бед­ность долж­на быть под­ня­та до уров­ня об­ще­при­ня­то­го ком­фор­та бы­ла, во мно­гом, го­су­дар­ст­вом реа­ли­зо­ва­на, тем не ме­нее, сво­бод­ный ры­нок не­из­беж­но соз­да­вал рез­кий кон­траст бо­гат­ст­ва и бед­но­сти в стра­не "рав­ных воз­мож­но­стей".
   От­цы-ос­но­ва­те­ли аме­ри­кан­ско­го го­су­дар­ст­ва предполагали, что свобода в условиях всеобщей конкуренции при­ве­дет к кра­ху де­мо­кра­ти­че­ско­го экс­пе­ри­мен­та. Но их опа­се­ния не оп­рав­да­лись, уча­ст­ни­ки кон­ку­рент­ной борь­бы вос­при­ни­ма­ли не­рав­ное рас­пре­де­ле­ние при­зов в де­ло­вой иг­ре как ес­те­ст­вен­ное для лю­бой иг­ры раз­де­ле­ние на по­бе­ди­те­лей и по­бе­ж­ден­ных. У ка­ж­до­го был свой шанс, у каждого на руках были карты, в игре победителей не судят.
   Тем не менее, победители знают, что у проигравших, а они составляют большинство, всегда будет желание отнять, и, чтобы предохранить себя от опасных посягательств, необходимо сохранять равенство во внешних формах отношений.
   "Бо­га­тые лю­ди дру­гих куль­тур стре­мят­ся про­де­мон­ст­ри­ро­вать все­му ми­ру свое бо­гат­ст­во, свою ис­клю­чи­тель­ность, свои при­ви­ле­гии, аме­ри­ка­нец это­го не де­ла­ет поч­ти ни­ко­гда. Ма­ло кто ре­ша­ет­ся на от­кры­тую де­мон­ст­ра­цию сво­его осо­бо­го мес­та в об­ще­ст­вен­ной жиз­ни, так как это может привести к конфликту, сделать скрываемое наглядным." Со­цио­лог Абель.
   Тем не менее, раз­ли­чия в ста­ту­се демонстрируются, но не в открытых формах, а в нюансах и деталях поведения, час­то не про­чи­ты­вае­мых сто­рон­ним на­блю­да­те­лем, пред­ста­ви­те­лем дру­гой куль­ту­ры. Тон го­ло­са, кто го­во­рит пер­вым, кто вто­рым, кто го­во­рит без ре­ма­рок со сто­ро­ны слу­ша­те­лей, вы­бор слов и вы­ра­же­ний, рас­по­ло­же­ние лю­дей в груп­пе. Зна­ки ие­рар­хии внут­ри ка­ж­дой груп­пы по­зво­ля­ют вы­дер­жи­вать не­об­хо­ди­мое рас­стоя­ние, по­ка­зы­ва­ют рас­ста­нов­ку сил. .
   Ме­нед­жер любого уровня, от решений которого зависит благополучие многих, ни­ко­гда не под­чер­ки­ва­ет свой особый ста­ту­с, он но­сит такие же джин­сы, что и ря­­­­­­­­д­­о­­вой слу­­­­­­­­ж­­а­­щий, приезжает на ра­бо­ту в не­до­ро­гой ма­ши­не как и его подчиненные, берет в кафетерии офиса тот же набор блюд.
   В лю­бом об­ще­ст­вен­ном мес­те, будь-то ра­бо­чий офис, су­пер­мод­ный бу­тик, до­ро­гой рес­то­ран или гос­ти­ни­ца ми­ро­во­го клас­са, ни­кто, ни­где и ни­ко­гда не по­зво­лит се­бе пре­неб­ре­жи­тель­но­го от­но­ше­ния к че­ло­ве­ку низ­ше­го со­ци­аль­но­го слоя. Об­слу­жи­ваю­щий пер­со­нал, ко­то­рый в дру­гих стра­нах ми­ра час­то под­вер­га­ет­ся ос­корб­ле­ни­ям кли­ен­тов, вос­при­ни­ма­ет­ся как рав­ный, да­же в слу­чае, ес­ли это эли­тар­ный клуб или со­б­ра­ние, где при­сут­ст­ву­ют те, кто вер­шит судь­ба­ми на­ции
   Во вре­мя боль­ших на­цио­наль­ных празд­ни­ков в аме­ри­кан­ской ар­мии при­ня­то, что­бы выс­шие офи­це­ры уча­ст­во­ва­ли в раз­да­че празд­нич­но­го обе­да сол­да­там. Пре­зи­дент Буш, во вре­мя од­но­го из сво­их ви­зи­тов в Ирак в дни празд­ни­ка Бла­го­да­ре­ния, вме­сте с ге­не­ра­ла­ми сто­ял за стой­кой ар­мей­ско­го ка­фе­те­рия, уча­ст­вуя в раз­да­че пор­ци­он­ных блюд сол­да­там.
   Са­мый бо­га­тый че­ло­век ми­ра Билл Гейтс не толь­ко в ма­не­ре по­ве­де­ния, в оде­ж­де ни­чем не вы­де­ля­ет­ся из тол­пы, но и его стиль жиз­ни, в прин­ци­пе, ни­чем не от­ли­ча­ет­ся от жиз­ни пред­ста­ви­те­лей сред­не­го клас­са. Зав­тра­ка­ет мил­ли­ар­дер Гейтс так­же, как и сред­ний аме­ри­ка­нец, апель­си­но­вый сок, се­ри­ал с мо­ло­ком, сэн­двич и ко­фе, обе­да­ет в об­щем ка­фе­те­рии ком­па­нии. Же­на Гейт­са Лин­да са­ма от­во­зит де­тей в шко­лу в ма­ши­не "Шев­ро­ле" ста­рой мо­де­ли и са­ма де­ла­ет по­куп­ки в су­пер­мар­ке­те. Семья, обладающая капиталом в 50 миллиардов, постоянно демонстрирует, что ее образ жизни не отличается от той, которой живет подавляющее большинство, зарабатывая 25-30 ты­сяч дол­ла­ров год. Поэтому, в сознании среднего человека, Гейтс, хотя он победил в деловой игре, тем не менее остался таким же простым человеком как и все.
   "Че­ло­ве­че­ское ли­цо" от­но­ше­ний раз­лич­ных со­ци­аль­ных клас­сов - тща­тель­но от­ра­бо­тан­ная сис­те­ма ил­лю­зий, де­ко­ра­ций, мас­ки­рую­щая со­ци­аль­ное и эко­но­ми­че­ское не­ра­вен­ст­во.
   "Со­вре­мен­ная ци­­­­­­­­­­­­­­­в­­­и­­­ли­­зация, соз­дав ог­ром­ные ма­те­ри­аль­ные бо­гат­ст­ва, не при­ве­ла к ра­вен­ст­ву, она лишь построила куль­ту­ру со­кры­тия не­ра­вен­ст­ва, скрывающую ис­тин­ный ме­ха­низм об­ще­ст­вен­ных от­­­­­­­н­­ош­ений." Джон М. Кейнс, ве­ду­щий бри­тан­ский эко­но­мист пе­рвой по­ло­ви­ны ХХ ве­ка.
   Однако, со­ци­аль­ное ра­вен­ст­во в фор­ме ло­­­з­у­нга боль­ше­ви­ков "Грабь на­граб­лен­ное!", Soak the rich!, в ко­то­ром не­иму­щие мас­сы при­зы­ва­лись гра­бить иму­щий класс, ни­ко­гда не на­­­­х­­о­­дило от­кли­ка сре­ди аме­ри­кан­ских ни­зов.
   Во-пер­вых, по­то­му, что ло­зунг пред­по­ла­га­ет мас­со­вую анар­хию, и в ре­зуль­та­те ог­раб­лен­ным мо­жет ока­зать­ся ка­ж­дый. Во-вто­рых, ка­ж­дый ве­рит, что ко­гда-ни­будь и он сам смо­жет по­пасть в круг тех, кто обы­грал ос­таль­ных. Ка­ж­дый меч­та­ет стать по­бе­ди­те­лем, и у не­го не под­ни­мет­ся ру­ка на тех, кем он сам хо­чет стать, "Deal me in", возь­ми­те ме­ня в до­лю, эта идея бли­же серд­цу аме­ри­кан­ца.
   В Ев­ро­пе го­су­дар­ст­во вы­рав­ни­ва­ет шка­лу до­хо­дов и зар­плат, ис­хо­дя из об­щих за­дач об­ще­ст­вен­но­го бла­го­сос­тоя­ния, по­это­му раз­рыв в эко­но­ми­че­ском ста­ту­се там не­со­из­ме­ри­мо мень­ше, чем в Со­еди­нен­ных Шта­тах.
   "Жи­тель Фин­лян­дии с са­мым низ­ким уров­нем зар­пла­ты по­лу­ча­ет поч­ти на 30% боль­ше, не­же­ли аме­ри­ка­нец, при­над­ле­жа­щий к этой же ка­те­го­рии. Жи­тель Шве­ции боль­ше на 24%. В це­лом бо­га­тые аме­ри­кан­цы го­раз­до бо­га­че бо­га­тых лю­дей Ев­ро­пы, а ее бед­ня­ки го­раз­до бед­нее бед­ня­ков дру­гих ин­ду­ст­ри­аль­ных стран." Ти­мо­ти Сми­динг, ди­рек­тор Люк­сем­бург­ско­го Ин­сти­ту­та изу­че­ния за­ра­бот­ной пла­ты, под­во­дя итог мно­го­лет­не­му срав­не­нию зар­плат в Ев­ро­пе и США.
   Тем не менее, оше­лом­ляю­щий кон­траст бо­гат­ст­ва и бед­но­сти поч­ти ни­ко­гда не вы­зы­вал в американской истории таких ши­ро­ких мас­со­вых по­ли­ти­че­ских дви­же­ний, как в Ев­ро­пе. В Ев­ро­пе идея со­ци­аль­но­го ра­вен­ст­ва пред­по­ла­га­ет, что бо­га­тые ста­но­вят­ся бо­га­че за чей-то счет, по­это­му долж­ны от­дать хо­тя бы часть тем, у ко­го взя­ли, а сле­дить за ба­лан­сом рас­пре­де­ле­ния долж­но го­су­дар­ст­во. По­это­му по­ли­ти­че­ская жизнь в ев­ро­пей­ских стра­нах на­мно­го ак­тив­нее, не­же­ли в США, где влия­ние го­су­дар­ст­ва на эко­но­ми­ку все­гда бы­ло ог­ра­ни­че­но.
   По­ли­ти­че­ская жизнь аме­ри­кан­ца, за­ня­то­го сво­им де­лом, мо­жет за­ин­те­ре­со­вать лишь ко­гда го­су­дар­ст­во по­ся­га­ет на его до­хо­ды, что слу­ча­ет­ся до­воль­но ред­ко. Он ак­тив­но уча­ст­ву­ет в де­ло­вой иг­ре сво­бод­но­го рын­ка, в ко­то­рой вы­иг­ры­ва­ет силь­ней­ший, а по­бе­ди­тель в иг­ре не от­­­­­­­н­­им­ает, он обыг­ры­ва­ет сво­их кон­ку­рен­тов. Про­иг­рав­шие мо­гут об­ви­нять толь­ко се­бя: не уме­ешь иг­рать, не са­дись за кар­точ­ный стол.
   Государство в США всегда было лишь одним из игроков в экономике, и те, кто вло­жил боль­ше тру­да, те, ко­му боль­ше по­вез­ло, или те, кто под­хо­дил к пра­ви­лам эко­но­ми­че­ской иг­ры "твор­че­ски", по­лу­ча­ли боль­ше. По­это­му те, кто стал бо­га­че дру­гих по­лу­ча­ли вы­со­кий об­ще­ст­вен­ный пре­стиж и ува­же­ние. В ус­ло­ви­ях по­сто­ян­ных из­ме­не­ний ха­рак­тер­ных для аме­ри­кан­ской эко­но­ми­ки, бо­гат­ст­во не яв­ля­ет­ся чем-то ста­биль­ным и не­зыб­ле­мым, биз­нес - боль­шая до­ро­га, на ко­то­рой мож­но по­те­рять или при­об­ре­сти, и то, что при­над­ле­жит ко­му-то се­го­дня, зав­тра бу­дет при­над­ле­жать дру­го­му. У всех равные возможности.
   Но, как по­ка­зы­ва­ет ста­ти­сти­ка, "рав­ные" воз­мож­но­сти есть только у 5% на­се­ле­ния - "money makers", об­ла­даю­щих 75 % об­ще­на­цио­наль­но­го бо­гат­ст­ва, ос­таль­ные име­ют лишь воз­мож­ность под­би­рать кро­хи со стола.
   Круп­ные кор­по­ра­ции, одал­живая мил­лио­ны у бан­ка под бу­ду­щее раз­ви­тие, вы­пус­кая ак­ции, вкла­ды­вая в рост биз­не­са ог­ром­ные сред­ст­ва, уве­ли­чи­ва­ют­ свои доходы про­пор­цио­наль­но вкла­дам. Ин­ди­ви­ду­аль­ный пред­при­ни­ма­тель, чьи вкла­ды в рост биз­не­са ог­ра­ни­че­ны, име­ет со­от­вет­ст­вен­но мень­ше до­хо­дов. У на­ем­ных ра­бот­ни­ков рост до­хо­да идет лишь на уров­не об­ще­на­цио­наль­но­го рос­та. По­сле рас­хо­дов на са­мое не­об­хо­ди­мое у бед­ных не ос­та­ет­ся поч­ти ни­че­го, у бо­га­тых же ос­та­ет­ся ка­пи­тал, ко­то­рый ро­ж­да­ет еще боль­ший ка­пи­тал. Прин­цип прост - чем боль­ше у вас есть, тем боль­ше у вас бу­дет. Бо­гат­ст­во поро­ж­да­ет бо­гат­ст­во, бед­ность поро­ж­да­ет бед­ность.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"