Гоголевка : другие произведения.

Победители конкурса "Детская фантастика-2014"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:




0x01 graphic

Победители конкурса "Детская фантастика-2014", посвященного 80-летию Юрия Гагарина

  
  

I место

Маверик Джон

До свидания, дядя Лео

  
     Жара. Солнце палит невыносимо, струится искрами по моей угольно-янтарной шкуре. Я из последних сил полощу хвостом в горячей пыли. Лень даже поднять голову или шевельнуть лапой. А за низенькой оградой - глаза, разноцветные, детские, как будто целый луг полевых цветов простирается до горизонта. Любопытные глаза - без тени недоверия или страха. Вот, трех-четырехлетняя кроха в голубом платье и с такой огненно-рыжей гривой, которой мог бы позавидовать любой царь зверей, вскарабкалась на низкое ограждение.
     - Мама! Я хочу погладить лео... лео-пар-да!
     Это значит, меня.
     Ее васильковый голос еще звенел в душном воздухе, а подол уже взметнулся голубой волной, сверкнули на солнце белые босоножки - и девочка плюхнулась прямо в мою поилку, расплескав последние скудные капли воды. Упс! Неукротимый инстинкт хищного зверя заставил меня вскочить на ноги. Не очень грациозно, признаю, но какая уж тут грация, когда на улице плюс тридцать пять. В два прыжка я оказался возле ребенка, разинул пасть, готовясь испустить настоящий львиный - простите, леопардовый - рык. Но Хацкель - смотритель зоопарка - опередил меня. Легко перемахнув загородку, соскочил в мою вольеру, схватил меня железной рукой за холку и, делая страшные глаза, прошептал прямо в плюшевое ухо:
     - Йоси, ты сбрендил? Смотри, как детишек напугал, - и, неловко подхватив упавшие с носа очки, повернулся к девочке-львенку. - Ты не ушиблась, милая?
     Хацкель не умел разговаривать с детьми и очки все время ронял, когда волновался. Он говорил, такое у него анатомическое строение носа - дужка не держится. Хотя по мне так нос, как нос. Нормальный, человеческий.
     - Напугаешь их, как же, - огрызнулся я в ответ. Вернее, хотел огрызнуться, но какое-то хитроумное устройство в леопардовой глотке преобразовало мои слова в жалкое мяуканье.
     - Хочу погладить лео... лео... - капризно тянул ребенок, пытаясь обхватить пухлой ладошкой кончик моего хвоста.
     - Нельзя, - строго сказал Хацкель. - Это хищная кошка, может укусить. Или даже съесть.
     - Леопарды питаются непослушными девочками, - весело выкрикнул кто-то из-за ограды. Детский смех запорхал над толпой, дробясь и переливаясь, отскакивая от одного к другому, словно упругий резиновый мячик. Даже вечно серьезный Хацкель усмехнулся и, придерживая двумя пальцами дужку от очков, подхватил девочку на руки и понес матери.
     Я напустил на себя царственно-оскорбленный вид и улегся в кружевной тени дырявого навеса. "Все, хватит с меня, - думал раздраженно, чувствуя, как соленая влага капает с бровей и попадает в глаза. И ведь не смахнешь. - Это ад... ад кромешный. Завтра попрошусь тюленем или крокодилом. Пусть Ицик или Леви походят в синтетической шубе, а я, кум королю, буду плескаться целый день в бассейне. А не захотят, уволюсь к черту".
     Когда в конце дня, содрав с себя пятнистую шкуру, я в полуобморочном состоянии поплелся в душ, желание уйти из проекта из смутного недовольства переросло в решение-на-грани-поступка. Хацкель ждал меня у дверей душевой с халатом и чашкой горячего чая. Он считал чай самым подходящий напитком в летний зной и даже приводил высказывания каких-то умных людей на сей счет. Что-то из восточной мудрости.
     - Замучился, да? - спросил сочувственно. - Ну, хочешь я тебя завтра подменю?
     Исполнившись мудростью Востока, я взял дышащую теплым травяным паром чашку.
     - Хацкель, не говори, пожалуйста, глупости. Куда тебе с твоим диабетом лезть в такое пекло? Хочешь, чтобы мы тебя потом мертвого из шкуры выковыривали?
     Мы устроились в подсобке за сосновым столиком и - наконец-то - с бутылкой охлажденной колы. Стол из настоящего дерева - раритет, Хацкелю он достался по наследству от прабабушки. В углу гудел уютно маленький доисторический холодильник.
     - Понимаешь, - начал я, прихлебывая напиток, и с каждым глотком температура у меня внутри понижалась и постепенно возвращался душевный комфорт, - дело не в погоде. Хотя неплохо было бы продумать какую-нибудь... э... вентиляцию, что ли. Ладно зимой, но летом становится невыносимо. Но я вот что думал. Собственно, чем мы тут занимаемся, чего хотим? Да нет... я знаю чем. Мы же с тобой вместе все организовали. Мы хотим показать детям, какие красивые звери обитали на Земле. Конечно, их можно увидеть на пленке, но совсем другое дело - в живую. Настоящих. Ну, не совсем настоящих, но почти. Мы же стараемся перевоплотиться, не просто играть, а играть от души. Я, как натягиваю на себя шкуру, то сразу чувствую этакую хищную грацию... кураж... Мне кажется, такими они и были, леопарды. Для детей это важно - увидеть зверей, какими они были когда-то. А с другой стороны, почему важно? - мои плечи поникли. - Все равно их больше нет и никогда не будет. Ни леопардов, ни крокодилов, ни львов. И кому оно теперь нужно - наше фиглярство? Над нами смеются... над нашим проектом... вот, как смеялись сегодня надо мной.
     Хацкель слушал грустно и два раза от огорчения уронил очки. В конце концов снял их и принялся протирать мягкой тряпочкой, полируя до мутного радужного блеска. Без очков он видел очень плохо - как рыба в аквариуме, так он говорил. Как видят рыбы, я не знал, но понимал, что мой друг пытается скрыться от неловкости, ныряя в тинистые воды частичной слепоты.
     - Никто над тобой не смеялся, Йоси. Детишки забавляются - ну, ведь так оно и должно быть. Хуже, когда плачут. А что никогда не будет... так вот, не знаю.
     Он замялся, шаркая под столом ногой, как человек, которому есть что сказать, да боязно, и глаза его стали большими и радужными, как отполированные стекла очков.
     - Ты что, в этом сомневаешься? - опешил я.
     - Йоси, я вчера очень странную штуку увидел, - произнес Хацкель, снова водружая очки на нос, и - преломленный то ли стеклами, то ли воспоминаниями увиденного - взгляд его сфокусировался, сделался уверенным и выпуклым. - В городском парке, там, где подземные ключи. Я шел вдоль ручья, смотрел в воду и вдруг заметил... такое серебряное, искристое, словно веретенко крошечное. Сначала думал - блик. А потом пригляделся...
     Хацкель выдержал драматическую паузу. Смущенно шмыгнул носом.
     - ... пригляделся... и даже в горсть зачерпнул...
     - Так что же это было? - не выдержал я.
     - Малек рыбы! Живой! Верткий! С хвостиком, с плавничками...
     - Хацкель, - прервал я его, - из-за отравления погибли даже скорпионы, тараканы и крысы. А уж как их люди хвалили за живучесть, говорили, нас, мол, переживут. Черта с два. У людей были противогазы и всякие средства от ядов, а у тараканов - нет. Какой малек?! Это была галлюцинация, друг. На Земле не осталось фауны, и ты это прекрасно знаешь.
     - Йоси, я, конечно, близорукий, но говорю тебе, в ладонь зачерпнул, - возмутился Хацкель, - и так и эдак смотрел. Рыбка, самая настоящая, как на картинке. Чешуйчатая. Да я понимаю, сам бы не поверил, если бы кто рассказал.
     Но я, как ни странно, поверил, и как будто своими глазами увидел его - рыбьего малька. Он плескался и поблескивал серебряной булавкой у меня в руке. Маленький. Неуязвимый. Отрицающий смерть.
     - Но откуда? - спросил я тихо. - Хацкель, откуда он мог взяться? Ведь нет никого столько лет, ни рыб, ни насекомых. Неужели где-то все-таки... Но не в нашем ведь городском парке?
     - Почему бы и нет? - мой друг задумчиво поскреб указательным пальцем подбородок. - Чем плох наш парк? Мне нравится - тенистый такой, спокойный, и цветов в нем много появилось последние год-два, - сказал он с ударением на конце фразы и выразительно взглянул на меня. Я пожал плечами. - Йоси, знаешь, что я думаю? Планета отдохнула и восстанавливается постепенно...
     - Это так. Но...
     - ... и воссоздает все, что на ней когда-то жило, по памяти.
     - По памяти?
     - Ну, да. Она сама огромная - и память у нее огромная, каждую букашку может вместить. У нее, наверное, целая галерея наших фотографий, не в прямом смысле, конечно. Всегда то, что любишь, пытаешься сберечь. Вот, как ты хранишь портрет своей Ребекки... А Земля нас любит, для нее мы все дети - хоть люди, хоть рыбки.
     Я только головой покачал. Очередная безумная идея от Хацкеля. И тут меня осенило:
     - Ты хочешь сказать, что каждый организм может восстановиться сам собой по энерго-информационным слепкам, которые хранятся в памяти Земли?
     - Ну, как бы да, - подтвердил Хацкель. Он не любил заумных терминов. - Смотри, ведь раньше и растений не было столько, как сейчас. Еще пять лет назад. Одни лишайники, да березки карельские.
     Пока мы пили, небо за окном подсобки сначала вскипело розовой пеной облаков, а потом загустело, стало тягучим и томным, как сливовое повидло. С каждым порывом новорожденного ветра в стекло билась ветка персика, и мне чудилось, будто в самой глубине бело-розовых цветов копошится что-то полосатое, мохнатое... Нет, померещилось.
     Мы выкинули пустую бутылку в стеклосборник и вышли на свежий воздух. И в самом деле - заметно посвежело. Дышалось легко и непринужденно, и неяркий вечерний свет лучше всякого душа смывал с тела остатки усталости, выполаскивал жар и пот, напитывая кожу мягким запахом травы и остывающего гравия. Дорожки зоопарка и вольеры опустели, только у ворот толпилась кучка мамаш с детьми, да чуть подальше подростки сбились в две разноперые стайки: радужная - девчонок, и потемнее - мальчиков.
     При виде нас ребята, как один, обернулись, замахали руками:
     - До свидания, дядя Лео!
     - Пока! - я помахал им в ответ.
     Мы молча брели к автобусной остановке. Мелкие камешки хрустели под ногами. Хацкель, подслеповато щурился - вечером он всегда снимал очки, чтобы насладиться спокойными переливами заката - а я думал о том, что все мы, по сути дела, бессмертны. Потому что Земля помнит нас, и ценит, и когда-нибудь, через много-много лет, воссоздаст по старым фотографиям и выпустит в жизнь, словно рыбок в ручей.
     Тихие сумерки раннего лета... дети... деревья в цвету и жесткие щеточки травы на газоне... Счастье Земли, которое она не никогда не отдаст.
     
  

РЕЦЕНЗИЯ ВЗРОСЛОГО ЖЮРИ

  
   Для чего нам нужна фантастика? Каждый участник нашего конкурса ответил по-своему. И жюри, в особенности, детское, оценивало работы именно по качеству (внятности, четкости, эстетике) ответа на этот вопрос.
   В рассказе "До свидания, дядя Лео!" нас привлекает добрый, позитивный заряд, который ощущает каждый, кому не безразлична судьба всего живого на Земле. Идея получает интересное развитие в повести. Автор сумел средствами жанра фантастики ярко, изобретательно донести до читателей главную мысль о памяти Земли. Он не позволил себе заблудиться в многословии, разглагольствовании, бесконечных диалогах (чего не удалось избежать многим нашим участникам), а создал живые сценки, в которых как в капле воды отразилась главная мысль повести. С первых строк рассказа, когда маленькая девочка падает в клетку с "хищником", читательское внимание не ослабевает ни на минуту.
   Композиционная структура рассказа безупречна. Нас ничто не отвлекает от главной мысли, мы вместе с автором подходим к ней и, увлеченные автором, удивляемся ее простоте и глубине.
   Напоминаем, что наш конкурс фантастики для детей как раз и предполагает простоту и глубину и в развитии сюжета, и в литературных приемах, которыми пользуется автор.
   Интересный рассказ любого жанра не обходится без ноу-хау - образных словесных находок, которые делают повествование не похожим на другие, своеобразным, запоминающимся. Автор повести порадовал читателей такими находками: "ее васильковый голос еще звенел", "какое-то хитроумное устройство в леопардовой глотке преобразило мои слова в жалкое мяукание", "с каждым порывом новорожденного ветра в стекло билась ветка персика".
   Хочется пожелать автору новых творческих успехов, интересных и глубоких произведений, не терять присущего ему чувства юмора. Фантастика - это ваш жанр!
  
  

РЕЦЕНЗИИ ДЕТСКОГО ЖЮРИ

  
  
   После прочтения рассказа "До свидания, дядя Лео" у меня остались только положительные эмоции. Мне очень понравилось это произведение, потому что в нем раскрывается вероятное будущее Земли, и автор интересно отобразил это на бумаге. Также он подбирает красивые и необычные сравнения, и от этого рассказ читается быстро, сходу и с большим удовольствием. Ведь всегда интересно читать что-то новое, а не банальные фразы и предложения, так что автор сделал все прекрасно в этом плане. Но есть небольшие шероховатости: например, в начале текста нам встречается фраза: "Лень поднять голову или шевельнуть лапой". Конечно, это начинающий детский писатель, но, на мой взгляд, не очень корректно использовать молодежное выражение "лень что-либо сделать". На его месте я бы заменила "лень" на "нет желания", "неохота" или "не хочется".
   В рассказе очень много личных мыслей автора, хоть он и излагает их под именем Хацкеля и Йоси. Автор рассуждает о случившемся на Земле и делает множество выводов. Мне очень понравилось, что автор вкладывает в Хацкеля сущность мечтателя. Этот персонаж всем сердцем верит в возрождение флоры и фауны на Земле, и поступает правильно, ведь надежда умирает последней, и никто не знает, что нас ждет впереди. Тем более Хацкель приводит аргументы, подтверждающие, что возрождение возможно, ведь он говорит: "...Еще пять лет назад встречались одни лишайники, да березки карельские" и "...цветов в нем много появилось в последние год-два..", так что возможно, что на Земле будет больше животных и растений.
   Еще мне понравилось, в какой именно форме автор изобразил будущее: он описывает, как люди надевают шкуры животных и дают детям посмотреть на давно умерших зверей "вживую". Это очень интересная идея!
   В этом рассказе мне было все понятно, и я считаю, что он достоин появиться на страницах журнала. Возможно, для книги он не очень подходит, но вот для журнала - вполне! Во всяком случае, я бы хотела, однажды открыв журнал, увидеть этот чудный рассказ. И наверняка многие бы прочитали его, ведь по размеру он не очень большой, и начало у него захватывающее, так что подростков рассказ заинтригует.
   Мне бы еще хотелось, чтобы хоть небольшая часть людей задумалась о том, к чему движется наша планета. Прогрессы, открытия - это все здорово, но не стоит забывать, что именно флору и фауны Господь создал первыми при сотворении мира, и нам стоит бороться за то, чтобы не дать исчезнуть животным и растениям, а то все будет именно так, как описывает автор в рассказе.
   В качестве варианта названия, я бы выбрала "Парк живой Памяти Земли". Оно вполне отображает идею рассказа. А сама бы я назвала произведение "Живая Память Земли", хотя, на мой взгляд, все же более оптимальное заглавие представлено выше.
   Я бы поставила этому рассказу оценку "5", потому что автор порассуждал, изложил свои мысли, предположил, какое может быть будущее Земли. Я осталась довольна прочитанным.
  
  
   Мне понравился рассказ, потому что в нем говорится о том, как хрупка жизнь.
   Меня заинтересовала девочка, автор описывает ее хрупкой и беззащитной перед мощным леопардом. Самый интересный момент, когда Хацкель рассказывает о мальке рыбы как о чуде. Люди начали ценить все живое, когда потеряли. Рассказ читается легко, все было понятно.
   Я хотела бы увидеть этот рассказ на страницах детских книг, он будет учить новое поколение ценить то, что имеет.
   Новое название: "Что хранит память Земли".
   Я выбрала такое название, потому что оно более соответствует содержанию текста.
  
  
   Только что я прочитала рассказ "До свидания, дядя Лео"
   Мне понравилась эта история. Я люблю размышления о будущем нашей планеты, предположения, как могут люди довести ее до такого состояния. О подобном часто размышлял всем известный Р. Бредбери. Но это вовсе не значит, что автор этого произведения по слогу похож на Бредбери. У Джона есть свой стиль, а идея произведения замечательна!
   Безусловно, я хотела бы, чтобы рассказ напечатали где-нибудь.
   Мне предложили выбрать новое название рассказа, но мне не хочется. Все так, как надо.
   Оценка: конечно же, "5".
   Спасибо автору за удовольствие от прочтения!
  
  

II место

Лушин Алексей Владимирович

Звездный цветок

  
  
   Жил на планете Земля Джон Солнцев. В то время все звездные пути-дороги во Вселенной были давно изведаны и изучены, полет к другим планетам перестал быть трудным, и зависел только от желания путешественников. Инопланетяне на Земле были не в диковинку, а некоторые проживали с Джоном по соседству. Друзья Джона часто бывали на других планетах, возвращаясь, рассказывали о своих увлекательных путешествиях. Солнцев им не завидовал, сам в бескрайние пространства Вселенной не торопился.
   Он был заядлым цветоводом. Такого любителя цветов, наверное, еще не рождалось на нашей планете. На огромном участке он выращивал любимые растения. Чего только не встречалось в его оранжереях! Цветы, привезенные на Землю с других планет, под наблюдением Джона отлично приживались и чувствовали себя великолепно. Хотя они росли совсем в другом климате, с иным составом воздуха, или совсем без воздуха, как например, каменные цветы с планеты Краскопек, некоторые жили только под водой, как подводная лилия с планеты Линатрелла - все они находили свое место в садах Солнцева.
   Джон был не просто цветоводом, которого знали во всех ближайших галактиках, его каталог цветов был самым полным и популярным. Даже профессор Снак Крук с планеты Снабр из дальней галактики всегда советовался с нашим цветоводом.
   Но однажды случилось нечто, что изменило образ жизни любителя цветов, повлекло его в туманную даль межпланетных пространств. Все началось с вопроса посетителя оранжереи. Когда цветовод Джон проводил очередную экскурсию, знакомя туристов со своей огромной коллекцией, к нему подошел обитатель планеты Кррракрры. Он был похож на огромного толстого кота ростом выше самого высокого человека на Земле, пострижен необычно, как пудель с выставки. Он считал, что с такой стрижкой выглядит особенно симпатично. Обнажив огромные клыки в подобие улыбки, посетитель произнес:
   - Добрый день, уважаемый Джон. Меня зовут Мрррыснач. Я с удовольствием осмотрел ваши растения. Мне все понравилось, а некоторые цветы хороши и на вкус, извините, если что не так.
   - О, нет-нет, ничего страшного! Я надеюсь, что вы не съели эти растения целиком?
   - Конечно, нет! Я понимаю, что составление такой коллекции занимает много времени, это огромный труд. Я просто вежливо попробовал некоторые листочки, которые оказались превосходны на вкус. А какой у них запах! Но уважаемый Джон, у меня к Вам есть важный вопрос, он касается вашей любимой темы - цветов.
   - Конечно же, я готов ответить на все интересующие Вас вопросы.
   - Осматривая богатейшую коллекцию, я не смог найти одного экземпляра, который давно уже мечтаю увидеть.
   Джон Солнцев насторожился. Его коллекция цветов была, чуть ли не самой полной во Вселенной. А тут появляется существо с другой планеты, которое утверждает, что не может найти какого-то цветка... Этого не может быть!
   - Я надеюсь, что вы ошибаетесь любезный Мрррыснач, и если Вы назовете мне это растение, я надеюсь, что покажу Вам его.
   - Этот цветок называется Сарсаленделин или на земном языке Звездный цветок. Он встречается на планете Эстрандрион в галактике М 44251 в созвездии Капитана в туманности Конская Голова, если применять земные названия.
   Цветовод застыл в изумлении. Солнцев мысленно перебрал в уме все известные ему каталоги, коллекции цветов, но не вспомнил Сарсаленделина. Джон в недоумении посмотрел на пушистого посетителя.
   - О каком Звездном цветке вы говорите, любезный Мрррыснач, я впервые слышу это название! Не может быть, чтобы я не знал о существовании какого-либо растения! Меня очень заинтриговал ваш вопрос, пройдем в мой кабинет, выпьем по стаканчику молока, и вы поделитесь со мной данными о странном экземпляре флоры, не занесенном в мой каталог.
   - Вы очень любезны уважаемый Джон Солнцев. Если стакан молока не будет маленьким, я расскажу вам все, что знаю о Звездном цветке.
   Цветовод проводил гостя в свой кабинет, приготовился слушать.
   - Превосходное молоко, - сказал Мрррыснач, отхлебнув одним глотком чуть не литр вкусного напитка. - Так вот, вы, наверное, знаете, что наша раса намного древнее человеческой. Мы уже покоряли космос, когда на Земле все еще перевозили грузы на лошадях. Среди нашего народа были знаменитые путешественники и исследователи космоса. Так вот, один из них, а именно Мрснабрр, оставил увлекательные описания своих странствий. Мрррыснач передал Джону диск с приключениями знаменитого земляка.
   Джон поставил диск на считывающее устройство и нашел описание Звездного цветка. Мрррыснач переводил текст на земной язык:
   - Находясь на планете Эстрандрион, я наблюдал Звездный цветок. По красоте, изяществу, с ним не сравнится ни одно чудо Вселенной. Великолепие его не поддается описанию. Звездный цветок распускается один раз в 50 лет, принятых на планете. Я был так захвачен созерцанием необыкновенного зрелища, что забыл скопировать его на электронные носители. Но это чудо навсегда останется в моем сердце.
   - Невероятно! - вскричал Джон Солнцев. - Великолепный цветок, да еще и не известный современной науке. Почему же? Как случилось, что он до сих пор не внесен в каталоги?
   - Он распускается раз в 50 лет, принятых на той планете, по земным меркам это 5000 лет. Может быть поэтому никто из ныне живущих не видел Звездный цветок?
   - Я не могу допустить, чтобы такое чудо оставалось неизвестным! - закричал Джон Солнцев. - Я попробую связаться с этой планетой и выяснить, есть ли шанс увидеть невероятное растение. Если это возможно, я сам отправлюсь в космическое путешествие, каким бы трудным оно ни оказалось. Вся Вселенная должна увидеть Звездный цветок!
   - Цель достойная ученого, уважаемый Джон Солнцев. Я оставляю вам этот диск, надеюсь, это поможет в поисках.
   Джон Солнцев с энтузиазмом принялся за приготовления к длительному путешествию.
   Для начала он узнал, что цветок распустится уже через 3 земных года. Не такой уж большой срок для межзвездного путешествия! Расстояния между планетами огромны, а человеческая жизнь не так уж велика. Затеяв межпланетную экспедицию, Джон мечтал только о том, чтобы успеть увидеть Сарсаленделин - Звездный цветок. Любитель растений поменял несколько космических кораблей, включая почтовые, пересек несколько галактик, питался, чем придется, отдыхал, когда придется. Солнцев устал, оброс густой щетиной, потому что забывал побриться, от постоянного недоедания у него пропало круглое брюшко, признак его благополучия и спокойствия.
   ...Через 3 года из почтового корабля на космодроме планеты Эстрандрион в галактике М 44251 в созвездии Капитана в туманности Конская Голова высадился счастливый человек. Он успел! Он сможет увидеть одно из чудес Вселенной! К Джону подошел житель планеты вдвое выше него, худощавый, с сероватой кожей. Голова его была вытянутой с остроконечным подбородком. Глаза жителя Эстрандрион были огромными, темными и без зрачков. Казалось, из этих глаз на вас смотрят глубины космоса.
   - Здравствуйте, Джон Солнцев, - нараспев произнес он. - Меня зовут Илойо, я буду сопровождать вас в путешествии по нашей планете.
   - Я прибыл сюда с единственной целью - увидеть Сарсаленделин, и надеюсь, что смогу это сделать.
   - О да, вы высадились на Эстрандрионе удивительно вовремя. Ведь именно сегодня можно увидеть Звездный цветок, один-единственный раз за 50 планетарных лет. До следующего раза, боюсь, вы не доживете.
   - Но как мне попасть туда, где распускается цветок?
   - Нам нужно подняться в горы, выйти на горную равнину Сарсаленделинпрам - ее еще называют долина Звездного цветка. Мы доберемся туда только к вечеру и вдвоем насладимся зрелищем. Нам никто не помешает. Другие обитатели планеты не любят смотреть на Звездный цветок: он напоминает им о вечности Вселенной и недолгой жизни существ, которые населяют некоторые планеты...
   - Тогда отправимся в горы поскорее. Мы почти у цели и я не хочу терять время.
   Джон и Илойо на быстром космокатере пересекли почти всю планету и к вечеру были у подножья гор. Они долго поднимались вверх пешком. Хорошо, что сила тяжести на Эстрандрионе была меньше, чем на Земле, и Джону было легче идти по горным тропам, ведь он был почти без сил. Когда они вышли на равнину среди гор, уже темнело. Илойо показал рукой вперед и сказал:
   - Там будет видно Звездный цветок.
   Задыхаясь от усталости, Джон Солнцев, из последних сил, рванулся к указанному месту. Каково же было его разочарование, когда он увидел невысокий стебелек с невзрачными листочками и одним багровым лепестком. Из груди цветовода вырвался горестный вздох.
   - Я проделал длинный и тяжкий путь, пересек столько галактик. И что же я вижу?! Растение уже отцвело, и я никогда не смогу завершить главное дело моей жизни, не покажу всему миру цветок, который распускается один раз в 5000 лет. Это невыносимо!
   Солнцев готов был упасть на поверхность планеты и горько расплакаться.
   - Не огорчайтесь, Джон, - спокойно произнес Илойо. - То, что вы видите, называется Лайонароладоленделин. В переводе на земной язык - "цветок, который цветет сам по себе". Настоящий Звездный цветок, вы увидите только после захода солнца.
   - Куда еще я должен идти, лететь, бежать? - поинтересовался Джон.
   - Никуда. С этого места его будет видно.
   - Сколько еще ждать?
   - Недолго. Наше Солнце заходит быстро.
   И действительно, маленькое малиновое солнце стремительно свалилось за горизонт, и на горной равнине вдруг стало темным-темно.
   - Что же мы увидим в кромешной тьме?
   - Вы смотрите не туда Джон. - Глаза Илойо светились в сумерках мягким необычным светом. - надо - вперед и вверх.
   Джон Солнцев поднял глаза. То, что он увидел, ошеломило его, заставило забыть обо всем на свете... Звезды раскинулись над планетой огромным ярким шатром. Представьте себе Млечный Путь. С места, где стоял Джон, таких Млечных Путей, было видно целых три. Изгибаясь в форме лепестков, они вырастали из-за горизонта планеты, образуя сверкающие очертания огромного цветка. Количество звезд, их причудливое расположение поражали, захватывали и притягивали взгляд. Джон зачарованно, смотрел вверх. Дышал он или нет, цветовод не помнил. На равнине стояла абсолютная тишина и темнота. Полыхающий миллионами звезд горел над планетой Сарсаленделин - Звездный Цветок. И вдруг Илойо запел. Это был гимн звездам, Вселенной, Вечности. Джон Солнцев был словно загипнотизирован фантастическим зрелищем. Он простоял неподвижно до тех пор, пока Илойо не смолк и не тронул его за плечо.
   - Нам пора, Джон. Скоро начнет светать. Пришло время сказать "прощай" Звездному цветку еще на 5000 лет. Грустно, но факт!
   - А я даже не успел сфотографировать это зрелище.
   - Я сделал это за вас. Илойо протянул Джону информационную пластинку.
   - Может быть, вы разочарованны тем, что цветок не совсем обычный и не растет из грунта планеты?
   - Нет-нет, все было просто великолепно! Это дорогая награда за мой немалый труд, я не жалею о затраченных силах. В память о странствиях я возьму с собой ваш цветок Лайонароладоленделин с одним лепестком, а Звездный цветок останется до конца моих дней вот тут. - И Джон Солнцев показал ладонью туда, где бьется его сердце.
   Прошло несколько лет. Джон все так же выращивает цветы, ухаживает за растениями у себя на участке, и совсем не собирается покорять дальние уголки космоса. Он опять отрастил животик. Ничто не говорит о том, что этот человек совершил когда-то долгое, трудное, опасное космическое путешествие ради одного-единственного цветка. Но когда самый знаменитый цветовод водит группы межпланетных туристов по своей оранжерее, в конце экскурсии он обязательно подводит их к дальнему уголку. Там в небольшой кадке с песком и камнями растет неприхотливый цветок с ярко- красным, почти багровым соцветием. А рядом на стене посетители видят огромное голографическое изображение. Указывая на него, Джон Солнцев с грустной улыбкой говорит посетителям:
   - А сейчас вы видите самый прекрасный цветок, который только можно найти в моей оранжерее, да и во всей Вселенной, Сарсаленделин - Звездный Цветок.
  

РЕЦЕНЗИЯ ВЗРОСЛОГО ЖЮРИ

  
   Читаешь рассказ Алексея Владимировича Лушина и невольно вспоминаешь пронзительный стих-откровение великого поэта Маяковского: "Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно!!" Автор еще раз красноречиво подтверждает эту мысль: пройдут десятилетия, изменится Земля, другими станут межпланетные корабли, далеко вперед уйдут наука и техника, но тяга к прекрасному вечна и неизменна. Во все времена найдутся и люди, которые готовы жертвовать многим для того, чтобы разыскать и показать другим Прекрасное, Неповторимое и Замечательное.
   Судя по детским читательским откликам, эта мысль автора не кажется спорной и расплывчатой, не теряется в повести. Она изложена убедительно и весомо, что очень ценится в литературе для детей.
   Каким образом это достигнуто? Автор с помощью четко нарисованного характера героя Джона Солнцева умело и ненавязчиво подводит нас к этой мысли. Композицию фантастической повести, повороты сюжета мы воспринимаем с интересом. Путешествие героя нам кажутся занимательными. Ведь мы до самого конца рассказа не уверены, найдет ли цветовод Звездный цветок.
   И какую величественную космическую картину рисует автор в кульминации рассказа! Тут даже равнодушный к фантастике человек может заинтересоваться. Получился эффект, к которому стремились многие, но достигли не все участники нашего конкурса: средствами фантастики раскрыть актуальную и важную для нас сегодняшних идею.
   Новых творческих успехов! Вы умеете ставить перед собой сложные задачи и решать их по-своему, с присущим вам гуманизмом и талантом.
  

РЕЦЕНЗИИ ДЕТСКОГО ЖЮРИ

  
   Я прочитала рассказ А. В. Лушина "Звездный цветок". Мне он очень понравился, потому что он интересный, фантастический, добрый и самое главное - со счастливым концом. Особенно мне понравились в этом рассказе забавные имена героев и названия планет. Самый интересный момент для меня был тогда, когда Джон Солнцев прибыл на планету в созвездии Капитана, где растет Звездный цветок. Мне уже казалось, что Джон сразу увидит это растение, и на этом закончится рассказ, но все оказалось намного интереснее, чем я думала.
   Также, мне очень понравилось описание Звездного цветка. Оно было таинственным и волшебным. Автор так красиво описал его, что мне сразу очень захотелось увидеть этот Звездный цветок своими глазами.
   Мне бы хотелось, чтобы этот рассказ напечатали в книге или журнале, чтобы и другие люди смогли представить этот прекрасный цветок и порадоваться за Джона Солнцева, что он смог увидеть это чудо.
  
   Мне понравился рассказ. Он написан красивым языком, у него интересный сюжет. Мне было интересно узнать, как выглядит звездный цветок, так как даже в названии цветка было что-то необычное. Но мне было непонятно, что на одной из планет 1 год длится 100 земных лет.
   Я бы хотела, чтобы рассказ напечатали.
  
  
   Рассказ "Звездный цветок" мне понравился оригинальной идеей, яркими героями и событиями.
   Автор рассказ удачно нарисовал образ целеустремленного цветовода Джона Солнцева, учтивого кота-инопланетянина Мрррыснача и эстрандрионцаИлойо. Это мне понравилось.
   Но мне не понравились слишком длинные и замысловатые названия, например, "Сарсаленделин" или "Лайонароладоленделин". Повторения букв в именах и названиях заставляли вчитываться в эти слова, и мое внимание рассеивалось.
   В "Звездном цветке" мне было интересно узнать, найдет ли Джон Солнцев заветный цветок, а если найдет, то как будет выглядеть легендарный Сарсаленделин?
   Этот рассказ написан доступным языком, сюжет тоже был понятен.
   Я бы хотела, чтобы этот рассказ напечатали в журнале для детей и подростков, изменив немного имена и названия.
  
  
   Мне понравился рассказ Лушина Алексея Владимировича "Звездный цветок", потому что этот рассказ увлекательный и интересный. Читая его, представляешь себя путешественником, который вместе с героем летит на другую планету за таинственным и необычным растением. Мне понравилось увлекательное путешествие на планету Эстрандрион и красивый Звездный цветок. Было интересно, как красиво и необычно он распускается. Этот рассказ очень легко и понятно читать. Мне очень хотелось, чтобы этот рассказ напечатали в книге или журнале.
  
  
   Я хочу рассказать свое мнение о рассказе Лунина Алексея Владимировича "Звездный цветок".
   Мне очень понравилась идея рассказа, но я считаю, что эту красивую тему можно было намного ярче выразить. Это очень красивое явление, возможно и не существует, но мне очень хочется увидеть его.
   К сожалению, я заметила много ошибок. Я не имею права судить, но, по-моему, Алексей Владимирович был жутко невнимателен или очень сильно волновался во время написания рассказа. Когда я начала читать, я не думала, что Звездный цветок - это не обычное растение, растущее в почве, а удивительное явление природы. Еще я удивилась выбору имени главного героя. Это очень редкое имя - Джон. Достаточно трудно произнести его в комбинации с фамилией.
   Несмотря на все это, я бы хотела увидеть этот рассказ в журнале. Мне интересна реакция других людей на этот рассказ.
  
  
  
  

III место

Копаенко Ирина

Котя

  
      Костя любил Котю, а Котя любила бегать по Коридорам Времени. Вы ещё ничего не поняли? Тогда - всё по порядку!
      Котей звали девушку, очаровательную, хрупкую, с большими серыми глазами и тихой улыбкой феи. На самом деле её звали Катей, она жила в Москве с родителями, училась на историческом факультете МГУ, а на каникулы с самого детства приезжала к бабушке в чудесный светлый город R, что раскинулся на берегах одной из величайших рек нашей страны. Поездки к бабушке для неё всегда были праздником. Здесь и познакомились два года назад Костя и Катя. И придумал Костя это ласковое имя - Котя, и звал её только так, и никак иначе.
      Костя, высокий, по-юношески угловатый, с копной медно-рыжих волос, казался иногда смешным. Но Котя понимала, как серьёзно он к ней относится, и ... пока, увы, не знала, сколь серьёзны её чувства. И, главное! Совсем недавно у неё появилась тайна. И эту тайну она доверить не могла никому! А случилось это так.
      Год назад бабушка совершенно неожиданно для Коти и её родителей объявила, что уезжает к своей подруге детства в далёкую страну, где есть вулканы, гейзеры и ледники, и останется там надолго, может быть, навсегда, потому что очень скучно коротать старость в одиночестве. А маленькую квартирку на берегу большой реки и всю обстановку она дарит своей любимой внучке, чтобы могла Котя, как и раньше, приезжать в город R, отдыхать, вспоминать детство. "Какая старость?! Зачем?" - думала Котя, провожая бабушку в аэропорту.
      - Обещай мне Катенька, что после экзаменов ты обязательно приедешь в город R, как и раньше. Хорошо? - голос бабушки звучал ласково, но требовательно.
      - Хорошо. Но зачем ты уезжаешь? Страна гейзеров и вулканов - это, конечно, интересно, но зачем?!
      Бабушка молчала, целовала заплаканное Котино лицо и грустно улыбалась. А уже подходя к линии паспортного контроля, она обернулась и повторила: "Помни, Катя, после экзаменов - в город R!"
      Сессию Котя сдала легко. Только, вот сразу сдержать обещание никак не получалось. Трудно было решиться поехать навестить теперь уже собственное жилище. Всё казалось, что без бабушки не таким светлым будет любимый город детства, да, и всё, ну, совсем всё, изменится вокруг... Но, что же делать? Ведь она обещала.
      Квартира встретила юную хозяйку не паутиной и запустением, а чистотой и уютом. Даже чай в жестяной баночке дышал ароматом, и конфеты в вазочке были совсем свежие. "Наверное, какая-нибудь бабушкина подруга, или соседка за всем здесь присматривает", - подумала Котя и не удивилась. Бабушка всегда была общительной, к людям относилась по-доброму. Ну, а сейчас, поскольку убираться не пришлось, а про её визит совсем никто не знал, даже Костя, взволнованная нахлынувшими воспоминаниями, она решила попить чай и почитать что-нибудь из бабушкиной библиотеки, забравшись с ногами в огромное кресло под старомодным торшером. Там и уснула, как-то совсем незаметно для себя.
      Сон её был не то, чтобы тревожным, нет. Просто всё время снился Коте бабушкин сундук, стоявший в комнате на самом видном месте. Сундук был явно старинным, как из сказки. Снился он очень настойчиво, скрипел петлями, хлопал замками, да так громко, что пришлось проснуться. Часы показывали ровно два ночи. "Что ж, открою тебя сейчас, раз ты так хочешь", - храбро сказала заспанная Котя сундуку и ... открыла.
      А, вернее, сундук открылся сам, да и ключа что-то нигде не было видно. Чудеса! Просто, после прикосновения к одному из замков, тот вдруг щёлкнул, короб подпрыгнул у Коти на ладони, а дужки стали гораздо длиннее. Она подняла крышку таинственного сундука. "Так, посмотрим, что внутри!" Сердце билось, как после 100-метровки. "О! Кажется, керосиновая лампа. Только керосина здесь точно нет, и запах такой приятный, свежесть неведомых трав... Письмо!!"
      Котя, дрожа, чуть не плача от страха (или восторга), развернула листок. Бумага сверкала белизной. Ни единой буквы или знака. Не понимая, почему делает именно так, а не иначе, она достала из сундука вышитую скатерть и застелила ею стол, достала лампу и поставила на стол, затем письмо. "Есть! Сработало!" Лампа разгоралась всё ярче, а на чистом листе бумаге начали проявляться строчки. И Котя, конечно, сразу узнала милый, любимый бабушкин почерк. Уже не сдерживая слёз, она села за стол и начала читать.
      "Дорогая моя внученька. Ты читаешь это письмо, значит всё сделала правильно, в чём я и не сомневалась. Пожалуйста, Катенька, отнесись ко всему, что ты узнаешь, со всей серьёзностью. Уж, очень большую тайну тебе доверяю!
      Умение преодолевать пространство и время несёт в себе огромные возможности, но и ответственности требует не малой..."
      А дальше в письме было такое, чему поначалу и не поверишь. "Может быть, я всё ещё сплю?" - Котя крепко зажмурилась и сразу же широко открыла глаза. Ничего не изменилось. Перед ней лежало письмо. "Может быть, бабушка пошутила? Но, как же сундук, открывшийся сам? А лампа? Надо перечитать ещё раз!"
      Письмо содержало чёткие инструкции по перемещению в пространстве и во времени. Кто бы поверил сразу в такие чудеса? Она достала из сундука зеркальце, завёрнутое в полотенце. Положила его перед собой. Зеркальце было старым, в замысловатой, ажурной оправе из какого-то металла, потемневшего от времени. Именно зеркальце, согласно правилам, служило основным инструментом для столь удивительных путешествий.
      "А что, если прямо сейчас взять и махнуть куда-нибудь? Заодно и проверю..." - она схватила письмо и... "Стоп! Бабушка предупредила: осторожность и ответственность! А я?". Для начала Котя решила отправиться не очень далеко, например, в тот же город R, только другого времени. "Так, заклинание надо выучить, расчёты научиться делать, меры безопасности освоить"- говорила вслух Котя.
      Как было сказано в письме, "Повелители времени" делились на различные категории. К примеру, только избранным разрешалось наведываться в будущее, для этого требовалась совсем иная техника. С прошлым также всё обстояло не слишком просто. Только Посланники высшего разряда иногда вносили незначительную коррекцию в события ушедших лет. Эти операции разрабатывались и проводились с особой тщательностью и преследовали исключительно благие цели.
      Поэтому, квалификации Посланника придавалось огромное значение. Коте пока предстояло быть обычным беспристрастным наблюдателем прошлого, набираться опыта.
      Только теперь поняла Котя, кем была её бабушка: самой настоящей волшебницей, Повелительницей времени! Наверное, занимала она во "Временной Канцелярии" (о которой тоже говорилось в письме) высокий пост, и внучку тоже хотела подготовить к этому. Не у всех людей имелись способности к перемещению во времени и пространстве. У Коти они, получалось, были.
      Вот так и появилась у неё тайна. И началась иная, скрытая от других, жизнь. А Костя видел, что любимая девушка отдаляется от него, мучился, переживал, но ничего поделать не мог...
      Своё первое путешествие Котя готовила очень старательно. Место она наметила сразу - набережная города R, а вот время... И тут её взгляд случайно упал на видеокассету с фильмом, "Покровские ворота". 50-е...годы! И так ей захотелось увидеть всё своими глазами! Жизнь - ещё совсем близкая, и уже такая далёкая. Красивые девушки в чудесных платьицах, музыка! "Решено - отправляюсь в ... 1958 год! Ровно на 47 лет назад". Одежду она приготовила очень скромную и незаметную.
      ... Зеркальная гладь дрогнула, и в самой глубине обрамлённого металлическим ажуром овала, словно в сказочном зазеркалье, появилась тёмная воронка, которая становилась всё больше, больше! Миг, и воронка вырвалась из зеркала, затягивая в бездонную черноту и Котю, и комнату, и всё вокруг. Этот неудержимый полёт, подобный провалу в пропасть, неведомую, пугающую, длился всего несколько мгновений.
      Едва успела ошеломлённая девушка перевести дыхание, как поняла, что стоит среди старых лип, перед ней любимая набережная города R, река блестит под солнцем... Всё получилось! Да так интересно! Она видела город, и не узнавала его! Она бегала по улицам, мысленно отмечая, какие изменения их ждут, смотрела на людей, и так хотелось ей рассказать им о будущем, что... пришлось немедленно возвращаться.
      Конечно, следующие путешествия проходили гораздо спокойнее, начала появляться привычка к своим необычайным возможностям. "А не навестить ли мне последний разочек любимый город R в 1958 году?" - однажды подумала Котя.
      ... Вдоволь побродив по улицам, девушка возвращалась на набережную. За стволом вековой липы, чтобы не бросаться в глаза случайным прохожим, она и собиралась прыгнуть обратно в свой 2005. Как вдруг...
      "Какие у него чудесные светло-серые глаза", - подумала Котя, понимая, что тонет, тонет в этих глазах, а спасения нет.
      - Как Вас зовут, прекрасная незнакомка?
      - Катя.
      - А меня - Володя. А Вы знаете, что это за беседка? - Володя кивнул головой в сторону её любимой беседки. - Есть такая легенда: если влюблённые войдут туда вдвоём, поцелуются и покружатся в вальсе под её куполом, то они проживут вместе всю жизнь.
      - Ну... Это ведь влюблённые.
      - А я, кажется, уже влюблён. Помните:
     
      "Ночь коротка,
      Спят облака,
      И лежит у меня на погоне
      Незнакомая Ваша рука"
     
      Володя подошёл к Коте, чуть наклонил голову, легко щёлкнул каблуками, и бережно повёл её в танце, прямо здесь, на набережной!
     
      "Будем кружить,
      Петь и дружить,
      Я совсем танцевать разучился
      И прошу Вас меня извинить"
     
      Пел он тихо, но очень правильно. А всё кружилось вокруг: беседка, река, кроны старых лип... Всё казалось таким нереальным, ненастоящим, кроме этого вальса на высоком откосе над рекою, кроме этих ласковых светло-серых глаз.
      Нет, в тот раз они в беседку не пошли, долго бродили по набережной и разговаривали. Володя учился в R-ском военно-техническом училище. Ему оставалось ещё год, а затем - погоны лейтенанта и служба, быть может, далеко от города R. А, что же Катя? Скромно опустив голову, она рассказала, что учится в Москве, родителей у неё нет, здесь гостит у подружки. О себе говорить подробно она опасалась. Легко можно было допустить ошибку. Проводить себя Котя тоже не разрешила , но, расставаясь у "своей" беседки, о новой встрече они, конечно, договорились.
      "Что такое крылья за спиной? Что такое музыка в душе? Разве можно думать, рассуждать? Между нами сорок с лишним лет! Где живу я? Здесь, а может, там?" - словно белые стихи повторяла про себя Котя снова и снова. Год прошёл с момента их встречи, сумасшедших, озарённых счастьем дней. Но это - там. А здесь шумело тоже лето 2005 года. Котя, казалось, похудела ещё больше. Столь частые перемещения во времени изнуряли её, но глаза светились таким немыслимым восторгом, что Костя, верный Костя, понимая, что не имеет к этому восторгу никакого отношения, просто тихо отступил. И она была ему благодарна. Объяснять что-либо просто не хватило бы сил. Да, и как можно это объяснить? Она случайно встретила парня в 1958 году и влюбилась в него?! А он любит её! Бред... И это кончится когда-нибудь... "Пусть, всё закончится, но только не сейчас! Ещё чуть-чуть! Пусть продлится этот сон, причуда, наваждение... Так, где живу я? Здесь, иль там?" - спрашивала себя влюблённая Котя.
      А однажды, она чуть не "засыпалась". Уже наступила весна 1959 года. Они прощались на "их" месте, возле беседки, мечтали о встрече, никак не могли расстаться, как вдруг Володя, смущённо посмотрев в сторону, сказал:
      - Кать, извини, наверное, не надо спрашивать. Но... Я хотел тебе купить духи. В магазине даже голова закружилась от ароматов. А, таких как твои, не нашёл. Как они называются?
      Она замерла. "Ещё бы, ведь это - J'adore от Christian Dior, новинка 1999 года! Мои любимые духи. Попалась, разведчица..." - подумала она.
      - Таких здесь нет. У подружкиных родителей знакомые привезли из-за границы. На дне флакончика осталось немного, они их мне и отдала.
      - Извини. Просто, знаешь, ты словно райская птица. Прилетела ниоткуда, и я боюсь, всё время боюсь, что ты исчезнешь. Не уходи, пожалуйста, Катюха, ведь я пропаду без тебя. Глупо, да? Молчи, не отвечай сейчас. Но ты - смысл моей жизни. Да, что там, ты - моя жизнь, без тебя мне и не нужно ничего. Люблю...
      В тот вечер Котя, вернувшись в своё время, впервые задумалась о том, что её счастливая любовь обречена. Но, страдать, увы, не получалось. "Я что-нибудь придумаю, решу. Не знаю, правда, что? Но, как же я тебя люблю, Володя, милый, я люблю..."
      И вот он наступил, тот самый день, на который было назначено самое чудесное, романтическое, красивое путешествие. Должен был состояться выпускной бал в Володином военном училище! О! Это будет настоящий бал, совсем, как из старого кинофильма. Котя закрыла глаза и представила: вот, заиграл оркестр (военный, конечно), они вдвоём выходят в центр зала и кружатся, кружатся в вальсе...
      Её радужные мечты прервал грохот на верхнем этаже: что-то тяжёлое упало, послышался звон разбитого стекла, ругательства. "Сосед... Наверное, опять напился пьяный". Пришлось закрыть окно. "Не буду обращать внимание, ведь сегодня бал! Бал!" Она так готовилась к этому дню. Выбрала чудесное платье: в основе - силуэт "принцесса", на котором просто обворожительно смотрелись драпировочки со складочками. Это замечательно, что в конце 50-х модные девушки мечтали о туфлях-лодочках на высоком каблуке! Такие у неё были. Сумочку удалось подобрать очень легко, к платью, туфлям и к 1959 году она подходила идеально.
      До отправления в 1959-й оставалось ещё часа три. И тут будущая "принцесса" поняла, что жутко хочет есть. "Куплю пирог в киоске к чаю", - решила Котя. Быстренько надела серенькие джинсы, кофточку "на все времена", захлопнула дверь и побежала вниз по лестнице в киоск с выпечкой. И тут она сходу чуть не наступила на неожиданное препятствие. Препятствие это, в лице соседа-пьяницы дяди Володи, лежало поперёк ступенек и, кажется, спало. Котя замерла.
      - Ну, что стоишь столбом? - сосед хрюкнул.
      - Э-э-э... Вы не могли бы меня пропустить?
      - Прыгай, коза! А я отдыхаю, не видишь, что ли? - и дядя Володя захрюкал так, что её начало поташнивать. Котя, конечно, понимала, что сосед просто злит её, что он пьяница и хулиган, что надо повернуться и уйти к себе, но не успела.
      - Что, боишься прыгать, а?
      - Послушайте! Вы!! Ну, за что, скажите, за что Вы меня так ненавидите? За что?!! - как глупо всё это - её отчаянный вопрос, её порыв, но она уже воскликнула "в сердцах", просто не сдержалась. И вдруг стало тихо. Дядя Володя сел на ступеньках. Его мутный взгляд, сфокусировался на молоденькой соседке.
      - На девушку одну ты похожа очень. Она меня бросила. Давно.
      - Но причем здесь я?
      - Молчи! Я, как дурак, думал, что поженимся, уедем вместе. Как я ждал ее ... Чуть на поезд не опоздал. Всё стоял там, где всегда... Когда до поезда час остался, понял, не придёт. И не пришла. Я уехал один. Отпуск взял ровно через год. Пришёл на то же место. Думал, может она там. Ну, ищет меня... Нет! А потом мне отпуск не дали. А я уехал всё равно. Почему-то казалось, что на этот раз она придёт точно. Не было её! А меня за это услали, куда "Макар телят не гонял"... А там только пить...
      - А Вы не думали, что с ней что-то случилось, и она не бросила Вас, просто не смогла прийти?
      - Думал... Если б я только знал, что с ней! Исчезла. Как и не было. Мне и кошмары мерещились: маньяки разные, или, что её машиной сбило, что память потеряла... А как выпью, кошмаров и нет, вроде. Только злость. Бросила меня. Всё. Её тоже Катей звали...
      - А Вы её не пробовали искать?
      - Глупая ты. Знаешь, сколько Кать в Москве? Она из Москвы была. А больше я о ней не знал ничего... Что привязалась то?! Ты?!!
      Котя взлетела на свой этаж, не чувствуя ног, отдышалась только за запертой дверью. "Конечно, пьяницу-соседа жаль, хоть он и грубиян. Может, поискать потом его Катю в прошлом? - она задумалась, вздохнула. - Поищу, пожалуй".
      Включив чайник, быстро порезала сыр и хлеб. Приближалось расчётное время.
      Через час, полностью готовая к путешествию на бал, Котя придирчиво разглядывала себя в зеркале, большом, домашнем зеркале. Всё отлично, она будет самой красивой девушкой на балу! А Володя будет гордиться ею! Она даже зажмурилась от счастья. Правда, немного волновал вопрос, что же делать, если Володя предложит ей руку и сердце, как и положено в романах. Ведь это выпускной бал! А она так и не смогла придумать ходы отступления... Когда она находилась с Володей, то казалось, что вот это и есть её настоящая жизнь, здесь в 50-х. Глупо? Да, не получилось, кажется, из Коти беспристрастного наблюдателя. Бабушка расстроится!
      Ну, вот и всё, приближается момент перемещения. Она села за стол. Зеркало, расчёты - всё перед ней. Минутная и часовая стрелки сошлись: заклинание, давно выученное наизусть, зазвучало отчётливо и спокойно. Так, назвать координаты места. Так, теперь точное время. Что такое?! Резкие удары в её дверь, звон разбитой бутылки, поток брани - это сосед дядя Володя, наверное, перепутал этажи. "Ах, ты Хрюкало! Именно сейчас!" - не очень вежливо и совершенно некстати воскликнула Котя.
      То, что заклинание должно заканчиваться совсем не так, она сообразить успела, но поделать ничего уже не могла. Вокруг привычно потемнело и закружилось. "Куда же это я?" - обречённо подумала принцесса-путешественница и закрыла от страха глаза.
      Оказалось, всё не так страшно. С местом она точно не ошиблась. Это город R, набережная. Вот их любимая беседка с белыми колоннами. Именно здесь она и должна встретиться с Володей. Но его нет... Котя огляделась вокруг. О, ужас! Мосты... Их не может быть здесь сейчас! Она ошиблась во времени! Это не 1959 год! Обратно, срочно, срочно! Дрожащими руками она схватила зеркальце, и... "Стой! Немедленно прекрати панику!" - командовать собой было сложно, но у неё получилось.
      - Так, первое, что я должна сделать, узнать - какой сейчас год, месяц, число и время, затем, сделать расчёт и вернуться домой. А уже оттуда переместиться к Володе. Опоздаю, конечно, но это лучше, чем потеряться во времени..." И она почти побежала по набережной.
      "Куда же я попала? То есть, ясно куда! Но когда? Когда? Сейчас тоже лето, но какого года? Ой, какая же я глупая... Всё этот дядя Володя! - ей никак не удавалось сосредоточиться. - Мосты... В 1959-ом не было Большого моста через реку, он только где-то в середине 60-х был открыт, в 1966-ом, кажется. Да, кажется, я гораздо ближе к своему настоящему, чем к Володеньке..."
      Котя остановилась. Перед ней был Музей истории города. То, что его открыли к юбилею города R в 1985 году, она знала точно. "Если сейчас 1985-ый, а то и ближе, то и Речной вокзал уже должен быть!"
      Она снова бросилась бежать. Люди оглядывались на красивую девушку, так похожую на героиню послевоенного фильма, непостижимо прекрасную, уже не совсем подходящую для жизни сегодняшней, словно это актриса убежала со сцены во время спектакля.
      "Вот и Съезд к реке, а вот и Речной вокзал..." - подумала Котя. - Надо найти стенд с газетами или киоск, узнать, какое сегодня число, затем, уточнить время у прохожих, сделать расчёт и домой, домой..."
      Она уже собиралась спуститься к вокзалу, как вдруг услышала голоса, один из которых показался ей очень знакомым. На всякий случай Котя зашла в арку под мостом и затаилась, вглядываясь в проходящих мимо людей.
      К ней приближались двое - мужчина и женщина. Они шли вроде бы и вместе, но ... врозь. Лицо женщины выражало то отчаянную злость, то безнадёжную тоску, а мужчина просто был пьян.
      - Ненавижу, как же я тебя ненавижу... Видеть больше не могу, алкоголик несчастный! - женщина остановилась и смотрела красными от слёз, злыми глазами на своего спутника.
      - Ненавидишь, и ладно. Отвяжись, только, - он хмыкнул. - Чего приехала? Развелись давно, жила бы себе спокойно.
      - Ты мне всю жизнь искалечил! Зачем я тебя только встретила!? Да мне такие ребята в любви признавались... А ты?! Как был пьяницей, таким и ...
      - А ты уезжай, сделай милость.
      Голоса становились тише. Мужчина и женщина уходили всё дальше, а Котя стояла, прижавшись к холодному камню, боясь пошевелиться.
      Она уже всё поняла, но верить в нечаянно открывшуюся правду, отказывалась. Конечно, узнать в 70-ти летнем, причём изрядно пьющем, соседе дяде Володе своего Володеньку она никогда бы не смогла. Но сейчас, здесь, мимо прошёл мужчина лет 50-ти. Он был узнаваем вполне! Всё сложилось: Володенька, этот случайный прохожий, пьяница-сосед... ЭТО ЖЕ ОДНО ЛИЦО!
      Вот они прогулки по времени... А виновата во всём она. Ведь это Котя вместо наблюдения за прошлым, изучением его, позволила себе такой сумасшедший, удивительный роман, обречённый заранее. Она влюбилась сама и позволила любить себя. Она вскружила голову человеку из другого времени, для которого стала смыслом жизни.
      Именно Котю сосед дядя Володя искал тогда, в прошлом, именно о ней помнил, сходил с ума от неизвестности. А её ведь тогда и не было на свете, она ещё даже не родилась... А он, не найдя любимую, женился, как это бывает порою на случайной женщине, сделав несчастной и её. И пил, пил, превращаясь постепенно в хулиганистого деда, жившего по иронии (или по законам) судьбы прямо над её квартирой. Конечно, она его не узнала. А он по законам безопасности "временных коридоров" узнать её не должен был никак. Но, что же делать теперь?
      Не чувствуя ничего, кроме отчаяния, Котя добрела до ближайшей лавочки. Сейчас она немного отдохнёт, узнает точную дату и время, а затем отправится домой. Как же было написано в письме: "...если ты случайно разобьёшь зеркало, то никогда не сможешь вернуться назад! Помни об этом! Ты забудешь свою настоящую жизнь и останешься там, где утеряла зеркало..." Именно так ей, наверное, и следует поступить. Но, сначала - домой, а затем - к бабушке! Правда, по этическим законам "временных коридоров" не следовало навещать своих родственников в прошлом, но ведь она и так уже многое нарушила. А самое главное, Коте так нужен был мудрый бабушкин совет, поддержка и помощь.
      Сложное решение ей предстояло принять. Проститься с привычной жизнью, университетом, друзьями... А родители?! Да и как она вообще будет жить там, куда хочет отправиться навсегда?!
      Для встречи с бабушкой Котя выбрала их дом в деревеньке близ города R. В 2000-х годах от деревеньки остались только развалины и огороды с будками. А в конце 80-х и самом начале 90-х их домик ещё был цел, и бабушка проводила там лето вместе с маленькой Катей
      Так получилось и сейчас. Маленький домик с верандой, сирень и бабушка, ещё совсем молодая, улыбалась и смотрела на внучку добрыми глазами. "Должно быть, бабушке известно многое из того, что со мной случилось. Потому и смотрит она так ... печально... Тем лучше, тем лучше...". Они, как встарь, сидели за круглым обеденным столом на веранде у самовара, который теперь уже и не казался таким огромным, и пили душистый, по-прежнему самый лучший на всём белом свете, чай.
      - Бабушка, а ты помнишь, как очень давно, в детстве, я посмотрела фильм "Синяя птица" по пьесе Метерлинка, фильм старый, но такой замечательный... Мне больше всего запомнился один совсем небольшой эпизод. Я тогда была, слишком маленькая, чтобы понять идею пьесы. А вот этот эпизод забыть так и не смогла...
      Котя замолчала, разглядывая своё отражение в самоваре, потом продолжила:
      - Ты помнишь, как Тильтиль и Митиль оказываются в Царстве Будущего среди ещё не родившихся детей? Бабушка, помнишь, как Влюблённые дети просят старика Время не разлучать их? И мальчик говорит: "...когда она родится, меня уже не будет на Земле..." Ну, как-то так. Я не помню точно. А девочка сказала, что будет самой грустной и печальной среди всех, и, что проживут они очень одинокими всю жизнь, потому что встретиться на Земле им не суждено. Как странно, что это оказалось про меня...
      И Котя поведала бабушке всю свою невесёлую повесть о любви, казавшейся вначале забавным романтическим приключением, обернувшимся разрушенной жизнью. И о своём решении остаться там сказала тоже. Бабушка долго молчала, потом спросила:
      - А ты твёрдо решила? Ты точно знаешь, что хочешь? Понимаешь ли, чем жертвуешь, Катенька?
      - Знаю и понимаю. Но, не всё... Как же мама и папа? Куда я исчезну для них? И как я буду там, без прошлого?
      - Ты не исчезнешь. Ты сделаешь петлю, большую временную петлю. У нас это, правда, очень не одобряется. Только в самых исключительных случаях. И я помогу тебе. Но обещай, что ещё раз подумаешь, хорошо подумаешь!
      - А что такое - петля?
      - Ты просто появишься в 1959 году, и будешь жить, как живут все люди, не помня ничего о себе из 2005. У тебя будет история жизни, в которую можно поверить и сложно, почти невозможно проверить, и ты сама будешь в неё верить.
      - "Легенда", как у разведчиков, - Котя грустно усмехнулась.
      - Да, вроде "легенды", в которую ты будешь верить сама.
      - Значит, когда наступит 2005 год, тот самый миг, я появлюсь снова у себя дома, будто и не было целой жизни?
      - Да, всё так. Но есть три важных момента, которые надо знать. Первое: если погибнешь там, с 1959 по 2005, то не вернёшься уже никак. И второе: вернуться раньше нельзя. Ты уверена, что у тебя всё получится? Ведь там у тебя только Володя. Всю жизнь придётся строить заново. Может случиться, что эта жизнь окажется совсем не такой, как ты сейчас представляешь.
      - Нет, бабушка, я так люблю Володю... И я хочу к нему, туда! И всё у нас получится, я точно знаю, ты поверь! Невозможно продолжать жить, как прежде, каждый день видеть, каким стал мой Володя, видеть, что я натворила с его судьбой. Он же говорил, что пропадёт, если я исчезну. Вот и пропал...
      - Он вполне может пропасть и с тобой. Каждый взрослый человек сам должен отвечать за свою жизнь. Если Володя не оправдает твоей веры? Если случится что-либо непредвиденное, и ты будешь одинока и несчастлива там, помни, раньше вернуться нельзя.
      - Вот я и буду отвечать, за свои поступки, за легкомыслие... Но, знаешь, мне теперь кажется, что мы и впрямь были просто рождены друг для друга, но почему-то в разные времена, как те дети из "Синей птицы", и друг без друга наша жизнь не сложится, как ни старайся.
      Котя немного помолчала, а затем спросила:
      - Бабушка, а что будет, когда я вернусь?
      - Что будет? Петля времени замкнётся и исчезнет для тебя, и ты снова всё забудешь. Ты вернёшься для родителей, друзей. Все, кто знал тебя в той жизни, не узнают в этой, и, наоборот. Таков закон. И Костю ты потеряешь. Это один из законов защиты Тайны, закон безопасности. Кто, как не любящий человек может уловить изменения твоей души? Ты вернёшься другой, ты не сможешь остаться прежней. Да, забудешь всё, но останется жизненный опыт, след ушедшей эпохи... Родители, преподаватели, друзья решат, что ты повзрослела. А Костя просто не узнает тебя, а ты - его.
      - Бабушка, я ... уже потеряла Костю. Он хороший, славный, надёжный! Если бы у меня был такой брат! Ты понимаешь меня?
      - Понимаю.
      - А ... он меня совсем-совсем забудет?
      - Нет, конечно. Будет помнить, что когда-то любил чудесную девушку Котю. Но тебя, вернувшуюся, не узнает. И больше никто и никогда не будет звать тебя этим милым именем, бедная ты моя девочка...
      - А ... обязательно вернуться именно в 2005-ый? - Котя улыбнулась, хотя улыбка вышла какой-то жалкой и храброй одновременно. - Ну, может быть, чуть позже, если у меня в той жизни всё хорошо будет...
      - Позже? Что ж, это замечательно, когда есть такая вера в лучшее. Позже вернуться, в принципе, возможно. Потребуется растянуть петлю. Вернувшись, ты будешь уверена, что пробыла несколько лет в каком-нибудь труднодоступном месте, секретной командировке или экспедиции.
      - А как же я вообще вернусь?! Ведь забуду всё, о времени, о зеркале? И разобью же я зеркало.
      - Об этом не беспокойся. Но дар управлять временем ты потеряешь навсегда - это и есть третий ответственный момент, который надо знать. Серьёзная жертва. Не жаль?
      - Очень жалко! Я ведь и не успела ещё почти ничего, ни посмотреть, ни узнать. Только планы строила. Бабушка, а Володя? Он меня тоже не узнает?
      - Конечно. Закон безопасности. Странно, что он тебя сейчас узнал... Очень странно.
      - Нет, не узнал. Сказал, что похожа.
      - Нет, милая Катенька, он узнал тебя. Просто, что ты хочешь от давно пьющего, опустившегося человека? Какой работы мысли? Да, и любой на его месте глазам бы своим не поверил. Он узнал, решил, что " похожа", и стал дразнить тебя при каждом удобном случае. А ведь не должен был узнать. Таков закон.
      Никогда ещё Котя так тщательно не убирала свою квартиру. Путь предстоял дальний, неведомый, да, и вернётся ли она? Что ждёт её в той жизни? Едва начиная задумываться об этом, девушка холодела от страха. Но решения не меняла.
      "Так, всё готово. Квартирка чистая, водопроводные краны проверила, окна закрыла на шпингалеты". Все свои вещи 50-х годов, включая бальное платье, она сложила в старенький фибровый чемоданчик с металлическими уголками, который лежал у бабушки на антресолях. Проверив расчёты, дрожащая от волнения посланница села за стол.
      На этот раз ошибки быть не могло. Вот беседка, набережная... Володи ещё нет. Это хорошо. Ведь ей предстояло сейчас гораздо более серьёзное путешествие через время, без обратного билета...
      Котя аккуратно положила зеркальце среди травы, огляделась кругом, глубоко вздохнула, а затем резко ударила каблучком по сверкающему стеклу. Небо, отражённое в зеркале, треснуло, в глазах потемнело совсем не так, как прежде, она упала на траву.
      - Катенька! Что с тобой, милая? Ну, очнись, очнись, пожалуйста!
      Сознание возвращалось к ней медленно. Всё вокруг продолжало кружиться: деревья, беседка, облака. Но это не имело никакого значения. Никакого! Возле неё на коленях стоял Володя. В его глазах были тревога, любовь, счастье встречи... Володя помог ей подняться.
      - Что со мной было? Я потеряла сознание? Ничего не помню.
      - Катенька, любимая, я и сам не знаю, что произошло. Ты не пришла на бал, я даже не знал, где тебя искать. Сегодня - последний день, - Володя кивнул чуть в сторону, и Котя увидела чемоданчик, почти такой же, как и её, только больше.
      - Сюда вот пришёл, уже почти не надеясь тебя найти.
      Володя вдруг нежно притянул её к себе:
      - Катька, я так испугался! Никого нет вокруг, а ты лежишь, без движения, без чувств.
      - Надо же, ну, ничего не помню... Я шла к тебе, а потом, словно солнечный удар. Хотя солнца сегодня нет... Но, мы ведь уезжаем? Сегодня? Сейчас?
      И они зашагали по набережной. Высокий широкоплечий лейтенант нёс в руках два чемоданчика с металлическими уголками. А рядом, уверенно глядя вперёд, шла стройная девушка в прямом, чуть прилегающем платье и коротком жакетике. Изящные, небольшие каблучки её туфелек весело перестукивались с тёплым летним асфальтом: тук-тук, тук-тук. В руке она несла сумочку в тон туфелькам. А больше у неё ничего и не было. Только любовь...
  
  

РЕЦЕНЗИЯ ВЗРОСЛОГО ЖЮРИ

  
   На первый взгляд рассказ Ирины Копаенко воспринимается как вполне обычная. "серийная" в ряду многочисленных фантастических рассказов о "преодолении пространства и времени". И уж точно не удивила читателя мысль о том, что это преодоление "несет в себе огромные возможности". Но по мере развития сюжета повести мы понимаем, что Ирина Копаенко нашла для нас неожиданный поворот темы. Что происходит, когда в планы Повелителей Времени вмешивается любовь? Ведь это поистине фантастическое чувство, которое способно переворачивать миры и творить свою Вселенную! На этот вопрос автор отвечает талантливо и самобытно.
   Ирина очень находчиво плетет интригу повести во взаимодействии фантастического и любовного сюжетов, отвечая на многие этические вопросы, которые сегодня волнуют современных Ромео и Джульетту. Это увлекает читателя. Мы находим новые краски в психологических зарисовках характера героев. Сюжет становится реально фантастическим и очень интересным. Читателя многому учит выбор героини. Котя выбирает любовь, жертвуя многим, и даже Повелители Времени отступают перед ее решимостью.
   Интересная находка повести - "дядя Володя", с которым сталкивается героиня и узнает будущее своего любимого. Эта встреча становится судьбоносной для нее.
   Коридоры времени, которые прошла героиня, многому учат ее и нас. Неожиданная и фантастическая история любви, рассказанная в ХХ1 веке ...
   Наверняка читатели повести "Котя" задумаются о том, какие повороты судьбы ждут тех, кто по тем или иным причинам теряет любовь и любимых.
   Хочется посоветовать автору экономнее использовать словесное пространство, не перегружать ткань повести описаниями предметов, размышлений героев, идти по следу собственной мысли, никуда не сворачивая.
   Новых творческих успехов вам, новых психологических находок!
  
  

РЕЦЕНЗИИ ДЕТСКОГО ЖЮРИ

  
  
   Рассказ мне, несомненно, понравился. Поначалу, образы шаблонных историй о путешествиях во времени плыли у меня перед глазами, предвещая очередную тягомотину, о которой и читать-то неинтересно - все знаешь наперед. Однако это не тот случай, и уже страниц через пять захватило с головой. Нечто детское, шутливое по мере развития любовной линии перевоплотилось, потемнело и посерьезнело, и проступили сквозь бумагу полные философии мысли, которые действительно имеют место быть, дабы служить противовесом легкому непринужденному началу.
   Детское, абсолютно, казалось бы, несерьезное произведение содержит в себе много умных мыслей, и дети, читая, вдохновляются этими эмоциями, решительными действиями, в принципе, неразумной Коти. Но главное - вдохновляются на хорошие поступки, ибо автор в первую очередь учит именно этому. Отвага, любовь к путешествиям, пускай легкомыслие - качества среднестатистического ребенка, и не так важно, сколько ему лет, 5 или 15.
   Словом, рассказ мне понравился "вольностью" слога, этакой естественностью и необычайной легкостью черт главных героев и их любви.
   Самым интересным в рассказе мне, странному, возможно человеку, показались описания городского пейзажа. Привыкшая в первую очередь обращать внимание именно на них, я с жадностью вчитывалась и представляла старый город, и мост, и реку, и набережную, и раскидистые изумрудные кроны лип, их по-весеннему нежный шелест. Не сказала бы, что самих описаний много, но они хороши, право слово.
   Одно жаль, что про "Всемирную канцелярию" написано не так много, и, вероятно, в головы внимательных читателей закралось любопытство: а как же это? Где это? Кто эти люди и сколько же их? Однако, любопытная и обладающая на удивление живым воображением, я с легкостью додумаю, и придумаю, и, быть может, выльется это в нечто прозаическое.
   Я бы очень хотела, чтобы этот рассказ напечатали в книге или же в журнале, ибо это стоит почитать - размеренно произвольный, ничем не стесняемый и в то же время невозмутимый, чистый и содержащий в себе полезное напоминание, что за все, что натворил, придется заплатить, он, по моему мнению, приглянется многим детям разных возрастов этой своей непринужденностью и глубоким смыслом.
   Из трех предложенных мне вариантов названия рассказа, я бы выбрала "Игра со временем" и, если бы хотела придумать свое, то сказала бы то же самое, ибо играть со временем не стоит, его не обманешь, не вернешь, оно само по себе, и мы ему подвластны. В самом деле - это неосторожная игра со временем, которая, удивительно, не вышла главным героям боком. Почти.
  
  
   Я прочитал рассказ "Котя", и он мне очень понравился. Я люблю фантастические рассказы, в которых описывается путешествие во времени. Да я и сам не раз хотел попасть в другую эпоху. И очень завидую этой девочке. Было очень интересно узнать, какое она примет решение в той или иной ситуации.
   Этот рассказ многому учит, а главное, что прежде, чем принять решение - нужно хорошенько подумать и выслушать мнение взрослых.
   Мне кажется для этого рассказа больше всего подойдет название "Путешествие без обратного билета". Я ставлю этому рассказу оценку "5".
  
  
   Мне понравился рассказ. Он показался мне очень интересным, и я прочитала его на одном дыхании. Так держать!
   Единственное, были некоторые недочеты.
   Во-первых, я не считаю, что в рассказ нужно было включать Костю, т. к. он не присутствовал в произведении как действующее лицо, а лишь для подтверждения того факта, что у Коти был парень в 2005 году. И, во-вторых, мне был непонятен диалог между Котей и бабушкой. Они говорили о вещах, не упомянутых в тексте, и это запутало меня как читателя.
   Я считаю, что было бы замечательно напечатать этот рассказ - его действительно стоит почитать. Думаю, "Игра со временем" - хорошее и подходящее название для рассказа. Я бы могла его назвать "Петля времени" или "Временная петля".
  
  
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"