Это уже действительно традиция с моей стороны - оставлять отзывы о работах, участвующих в финале "Высоких Каблуков". Приятная такая обязанность. И этот финал не исключение. Тем более, что и самому интересно. Поговорить, например, "за жизнь". Открыть новое имя. Почитать "старых", знакомых авторов. Слегка покритиковать, если на то будут причины. И прочее, прочее, такое же небызинтересное. Что ж, приступим...
И да, как обычно, от себя ставлю оценки. По 10-ти балльной шкале. Они, конечно, для участниц ничего не значат, но для меня будут неким критерием, показателем и в какой-то мере ориентиром. А может, и для вас, уважаемые участницы.
По исполнению рассказ выглядит бледной тенью рассказа, а вот по теме, что там поднята - вполне. Автор настолько спешил поведать об этой "личности", что уже не обращал внимание на стиль своего изложения, лишь бы до читателя дошло в полной мере, о чём тут и о ком, собственно, речь. Написано коряво, вкривь и вкось, но зато тема поднята до небес. Я согласен, автор, что такие люди встречаются нам в жизни. Да, они есть, и, более того (по моему разумению), имеют право на существование. Другой вопрос, что вы увидели в том человеке саму себя. Как бы. При всём недавнем отвращении и непонимании. И тут согласен. И такое бывает. Даже чаще, чем вы думаете! Но, бог мой, неужели нельзя было написать более-менее читабельно? Нет? Или всему виной спешка? Как всегда?
Тут указан жанр - пародия. Было бы интересно узнать, на что или кого? Ладно, читатель сам с усам, догадается. Вот и я попробую: на фэнтези, конкурсы всякие женские, и вообще на все эти розовые сопли? Если так, то вы отлично справились - читать сей рассказ невозможно, штамп на штампе и им же погоняет. Герои предсказуемы, как голодный кот возле сметаны, логики - как тот же кот наплакал. То есть, все каноны убогого фэнтези соблюдены. И даже кое-где вялый интерес проглядывает. И, как ни странно, ещё и юмор имеется. Вполне себе ничего юмор. И вот тут у меня дилемма. Наверное, впервые за всё время, пока я обозреваю конкурсы. Если это действительно пародия, то просто обязан поставить высший балл. Но если это серьёзный рассказ, прячущийся за жанром пародии, получите "единицу" и распишитесь.
Что это было?.. Если притча, то мимо. Если эссе, ещё дальше. Если абсурд, то ближе. Но жанр указан - проза. Ага, значит, миниатюра, и 6 кило всего. Более того, миниатюра с претензией. С претензией разобраться, что такое Женщина по сути, и что такое и откуда пошла жизнь наша. Попытка неудачная. Начиная от яиц и старого изредка покашливающего вождя до "меня, блондинки, осталось немного". Единственное более-менее светлое пятно во всём этом опусе - финал. Всё остальное, увы, можно смело выбросить в корзину. Уважаемый автор! Если бы вы всю миниатюру сделали хоть чуть-чуть на том же уровне, что и финал, то миниатюра бы получилась. Не скачущими туда-сюда мыслями, не убогими образами и никудышным стилем, а хотя бы своей законченностью с точки зрения поданной идеи. Но в таком виде это всего лишь пустышка. С претензией на идею.
Сразу запутался. Кто такая Римма, кто Виолетта? Возвращался назад по тексту, и только после выяснил, кто есть кто. Это вот сразу минус. И ещё по логике: раз у вас Виолетта новосёл с севера, то откуда её Римма давно знает? И потом, запутался с возрастом героев. Кто же из них старше?.. Конструкция рассказа утяжеляется именно в том месте, где читателя надо заинтересовать, буквально схватить за горло выверенными фразами, отточенным стилем - именно в начале. Вам оно надо? Все эти смазанные объяснения? Однако это, пожалуй, единственное замечание. Разве что некая недоговорённость в финале тоже присутствует. Но это уже мои личные предпочтения. Потому что открытый финал как литературный приём и сюжетный ход тут отсутствует.
А вообще рассказ понравился. Жизненный он получился, правдивый. И герои достаточно живые. Да и всё остальное на месте. Но вот что-то не покидало меня ощущение, что тут много и от очерка. Плюс это или минус? А вот не знаю. Как мне кажется, автор прошёлся по середине дороги, и в прозу как следует не вложился, но и в очерк окончательно не съехал. Наверное, так и надо о подобном писать...
Спасибо, автор! За бальзам на душу, за наслаждение этим безупречным стилем, за тонкую грань, по которой вы прошли и меня за собой провели - грань между пошлостью и настоящим искусством. И ещё спасибо, что познакомили с этой изумительной женщиной, вашей героиней. Шикарный рассказ...
Оценка 10. Тема одиночества и любви. Исполнение великолепное.
Ме Я.Вк-5: Песня на крыльях бабочки и одна из слёз хэгыма
Прочитал не без трепета. Тема музыки и её возможностей мне и самому близка. Заслуга автора в том, что я поверил, что даже и из этого, с нашей точки зрения бесполезного инструмента, можно извлечь достойные такого внимания звуки. Описано это таинство достаточно убедительно (для убедительности тут и бабочка время от времени порхает). Подобран красивый словесный ряд со своими образами и символами. Словом, читается на раз, таинству веришь. Не веришь почему-то только полицейскому и особенно королю. На мой взгляд, неубедительна с этой точки зрения их неожиданная метаморфоза. Не знаю, в чём тут дело, но не доверяю я как-то государственным мужам. И уж тем более не верю, что чиновники такого ранга "перековались" за пять минут да в лучшую сторону. Хоть под воздействием музыки, хоть без неё.
Оценка 7. Тема музыкальных сфер и таинств. Исполнение на уровне, но - из пушки в никуда.
Русалка Вк-5 Как в сказке
Общее впечатление: простенко, но со вкусом. Можно и наоборот - со вкусом, но простенько, ничего не изменится для восприятия рассказа. Показана история обыкновенной девушки: вот её подружки, вот круг интересов, вот брат, ради которого, собственно, и живёт наша героиня, вот антураж - приморский город, вот работа. Всё. На другом конце повествования молодой офицер, который вдруг приехал в этот город ради одного - найти себе жену, непременно пианистку. Нашёл. Естественно, нашу героиню. Познакомились, полюбили друг друга, женились и благополучно уехали в Москву. Всё.
Обычно в отзыве на такие рассказы писать нечего. Текст похож на плоскую равнину, где ни кустика, ни деревца. Схема. Ни интриги, ни конфликта ситуаций, ни героев - ничего. Кстати, что с братом героини-то стало, можно хоть в рецензии узнать? А то как-то неудобно перед ним, сам автор, видимо, и забыл про пацана, хотя в начале рассказа про него много чего наговорил. И ещё. После таких серых текстов остаётся какое-то кислое послевкусие. Вроде бы у героев всё хорошо, жизнь сложилась, и вообще там сплошной ХЭ, а вот радоваться за них совершенно не хочется. Потому что в рассказе нет души, а у читателя, соответственно, сопереживания героям. Но это, как видно, уже совсем другая история.
Оценка 4. Тема благоустройства имеется, уровень средненький.
Киса-Лапа Вк-5: Взрослая игра по детским правилам
Я бы так охарактеризовал ситуацию в рассказе: "Через тернии - в койку!". Но как же автор вкусно даёт предисторию! Тут и психологическая подоплёка, и портреты героев и их характеры через поступки и обстоятельства, не забыты и родители, и даны детали и детальки, от которых текст приобретает ту самую достоверность и объективность, коих не хватало ранее уже прочитанным работам (скажем, некоторым работам). Постепенно из таких вот кусочков складывается мозаика отношений, выходит целостная картина реальной ситуации, а в итоге - очень хороший рассказ получается. Нам именно что не поведали скучным тоном, а рассказали в картинках и образно. И, конечно, не последнюю роль в истории играют мастерски выполненные диалоги, вещь, что и говорить, на просторах женской прозы редкая, штучная. Браво, автор! Прочёл с удовольствием. И, кстати, ещё такой нюанс. Посмотрите название рассказа и его начало. Автор сделал всё, чтобы сразу заинтересовать читателя. Всеми доступными способами. А это всегда приветствуется. Именно нами, читателями. Другой вопрос, чтобы и дальше было так же интересно. Но здесь не тот случай. Здесь - интересно!
Оценка 10. Тема отношений налицо. Выполнено мастерски.
Я Вк-5. Мой крючок
Скажу откровенно: совершенно не ожидал встретить подобный текст на конкурсе ВК. Типичный экшен на тему апокалипсиса. Каково, а? Для ВК? Тем внимательней и осмотрительней читал. Ждал подсознательно некоего подвоха со стороны автора. Нет, не дождался, к счастью. Рассказ именно тем и является - экшн на ту самую тему. Сразу скажу, что стиль для подобного выдержан всецело - эти постоянно повторяющиеся/чередующиеся глаголы, следующие через один абзацы, постепенно нарастающее напряжение и ожидание неминуемого. И удивительно, как показан в подобных обстоятельствах характер героини, у которой всё подчинено единственной цели - спасти детей любой ценой. Когда вокруг ад и полная неразбериха. И проваливающаяся куда-то Москва. И "поступь Белой госпожи"... Понравилось. Но есть и ложка дёгтя. Она в том, что это выглядит куском чего-то более крупного. Допустим, повести. Издержки производства, получается. Кусок есть кусок, целостность, как ни крути, дробится. Хотя, возможно, тут описан просто сон. Кошмарный сон. Но в первый вариант мне верится больше. Слишком уж он получился реальным...
Оценка 9. Тема поступков в исключительных обстоятельствах. Исполнено отлично.
afro "Вк-5: Кочегар"
Соглашусь с героиней этого рассказа: "не жалейте себя, женщины, и вас тоже будут любить". Лучше и не скажешь, пожалуй... Замечательный рассказ. По моему мнению, явный фаворит. И дело не в том, что показана и описана довольно распространённая, даже типичная ситуация женского коллектива, где говорят, толкуют и оценивают своё, женское. Ну, и мужей, естественно. В свете женской своей тяжёлой доли. Всё дело в подаче материала. Через характеры, через слова, через поступки, через то, что называется художественность. Что называется литература. Ибо тут нет прямой, как шпала, морали, бьющей тебя в лоб. Зато здесь есть Луна, светящая в окно. Нет высокопарности и нравоучений, а есть просто жизнь с её приземлёнными и в то же время возвышенными чувствами... Спасибо, автор, за прекрасный рассказ.
Оценка 10. Тема любви, простой и надёжной. Исполнено на высшем уровне.
Марфа Вк-5: Темная
Сразу смутила в начале высота колокольни. Три метра всего? Вы ничего не перепутали? У нас заборы выше строят. Ещё сплошные "я". С десяток этих местоимений на один небольшой абзац ну никуда не годится. Избавляйтесь от этих паразитов. А то вместо погружения в текст непроизвольно "якаешь". Потому что текст-то хорош на самом деле, есть стиль, чувствуешь и место, и человеческие порывы, и метания души. То есть, с литературной точки зрения порядок имеется. Что не скажешь об идеи рассказа. Идея рассказа очень сомнительна (мягко говоря) - вернуть с того света, чтобы попробовать снова. Оправдание поступку героини нет ни малейшего, будь она хоть тёмной, хоть в крапинку.
Оценка. За исполнение 6. Идею же рассказа не приму ни под каким соусом.
Берег Вк-5: Елка
Улыбнуло. Причём искренне. И за жизнь поговорили, и уму-разуму немного набрались, и в хорошей компании побывали. Всё в меру. Так на то и миниатюра, чтоб в меру, но со смыслом.
Оценка 7. Тема ёлок-тёток. Исполнение нормальное.
Кацнельсон S. Оберег
Отлично! Абсолютно логически, закончено и буквально выверено до сантиметра. Плюс нормальный русский язык. Плюс живые герои. Даже прабабка, мелькнувшая пару раз, и та запомнилась. Сюжет не нов, но подан с очередной, малохоженной стороны. Верю автору безоговорочно и - переживал за Иду. Не это ли главное для читателя? Проникнуться и потом долго помнить рассказ? Несомненно, ещё один фаворит. Только один совет: замените, пожалуйста, гриву львицы на хотя бы львиную гриву. Ну нет у львицы гривы, хоть ты тресни.
Оценка 9. Тема наших "ангелов-хранителей". Исполнено с чувством, толком и расстановкой.
Блеск! Вот такое фэнтези мне очень нравится, когда легко, непринуждённо, с юмором и по-житейски просто рассказывают нам про не совсем обычные вещи. Например, про демонов в розовых шароварчиках. Про двух безалаберных подруг, одна из которых в лёгком подпитии такое чудо смогла "из-за бугра" вызвать. А уж дальнейшие мизансцены!.. Автор, я в восторге! Буквально валяюсь в декорациях, как не скажет Димыч. И финал, пусть и ожидаем, но опять порадовал своей необычностью. Шоколадкой и пятью добрыми делами из уст демона. Браво, автор!
Оценка 10. Тема "за тех, кого приручаем". Исполнено на все двести... Нет, триста!
Переоценка ценностей - это всегда очень трудно и даже больно. Для тех, кто такое делает всерьёз и надолго. Для героини рассказа именно такой день и настал. Жила не тужила, думала о чём-то обыденном, приземлённом, но вот случилось, пришло, и всё для неё поменялось. Буквально с ног на голову. Толчком послужил инцидент в метро с двумя детдомовцами: они украли у неё сумку и началось. Хотя, с другой стороны, встреча эта оказалась подготовленной. Только что думала о своей жизни, о своих возможных будущих детях, планировала что-то, а тут - бац! И вот она, переоценка. Сюжет вообще-то не нов, краеугольный камень такой литературы, так сказать. Тут важно не скатиться в пафос и сюсюканье. У автора, думаю, получилось. Я поверил, что Надя делает выбор осознанно, а не по воле обстоятельств. А это самое важное, когда - осознанно. Потому что в тексте мелькнул и иной выбор по поводу детей - именно то самое сюсюканье без соплей и пелёнок. Однако, героиня всё же решилась на ответственный шаг. Что ж, пожелаем ей всего доброго на том нелёгком пути.
Оценка 8. Тема выбора. Исполнено на достойном уровне.
Очередной отличный рассказ. Так и повеяло от него этой морозно-палящей монгольской степью, изнуряющей и бескрайней. И люди на её фоне, с каким-то задачами, целями, которые ни уму, ни сердцу. И жизнь молодой женщины, волею судьбы оказавшейся здесь, на краю земли. С мужем, но без ребёнка, о котором мечтает. Естественно, чтобы забеременить, идёт на многое. Кстати, автор, а что там не так с мужем Володей? Этот момент стоило бы прояснить. И вообще начало какое-то сумбурное, действие скачет с пятое на десятое, не сразу и понимаешь, о чём речь в том или ином эпизоде. Но в целом текст вполне вытягивает. Есть и характеры, и природа, и эта безысходность во всём... Понравилось. Особенно кульминационная сцена со спасением голубоглазого парня. Даже отрывок из песни там к месту, не скатилась эта сцена в тот же пафос и поверхностность. Видны чувства. Ох, как видны.
Оценка 8. Тема долга перед собой и... Исполнено на достойном уровне.
Вроде всё на месте, а чего-то не хватает. Скупо как-то, местами скучно, нет языковой выразительности, что для художественной вещи непременное условие. Серьёзный недостаток подобных текстов - история ради самой истории. С картонными персонажами и такими же декорациями. Что тут посоветуешь? Только оживлять текст. Метафорами, образными сравнениями, побольше прилагательных, дать, наконец, героям внешность и одежду, наделить их какими-то привычками и особенностями. И непременно добавить/разбросить по тексту запоминающихся деталей - там, например, невзначай музыка заиграла, а чуть дальше смешной карапуз в песочнице сосредоточенно строит замок из песка. Тогда текст заиграет теми красками, что в него вложит автор. И превратится в цветной кусок полотна, а не в серый холст с буквами и предложениями. И, конечно, нужна хоть какая-то обоснованность тому, что зовётся темой рассказа. Я ничего такого тут не увидел. Ни на грамм не поверил в финале этому Владиславу. Любовь, ля-мур, жить без тебя не могу, улыбаться тебе хочу? Да ладно, это героине приснилось, наверное. Потому что автор сделал всё, чтобы реальный Влад так не только не сказал, но даже бы и не подумал.
Что подкупает в героине с первых строк, так это самоирония и трезвая оценка своих возможностей с точки зрения их реализации. Ибо диалог она ведёт сама с собой и отчитывается лишь перед собой. А ведь мы сами и есть тот критерий, после которого остаются одни посторонние советчики, помощь от которых нужна постольку поскольку. То есть, автор сразу дал характеристику герою: не дотошное копание в самом себе, не дай бог самолюбование, а просто так человек живёт, думает так и рассуждает вот так - трезво, взвешенно и где-то скептически. Хороший приём - через фактически внутренний монолог ввести читателя в курс дела, что за герой перед нами. Далее по тексту это правило соблюдается, и вот уже герой прорисован до конца, во весь рост. Осталось следить за сюжетом, который достаточно травиален. Не напряжённый, скажем так. Через музыку с большой буквы герои и знакомятся. Вот и всё, собственно. Просто, как сама жизнь. Но есть в этом рассказе что-то подкупающее. Наверное, то, что Музыка тут явно не третий лишний. Что не скажешь о Кошке. Столько о ней говорилось, а в финале про неё как-то и забыли. Я всё ждал, когда же это ружьё хоть как-то выстрелит. Увы, не дождался.
Оценка 8. Тема встречи через музыкальное составляющее. Исполнено на уровне.
"Моё спящее лицо" - какой перл! Обожаю такого рода беспомощную фэнтезятину вот за такие выкрутасы с русским языком. Причём, тут автор меня порадовал прямо-таки с первых строк. Собственно, после этого рассказ уже можно дальше и не читать, смело отправлять туда, куда ему и дорога, - в корзину. Но что делать бедному рецензенту? Посмотрим, что там хоть за сюжет и что за герои "со спящими лицами"... "И уж конечно, в ее присутствии никто не вытворял тех выходок, на которые не скупились в присутствии других преподавателей" - автор, выходки не вытворяются, они выходяются. Дарю, раз уж вы решили глумиться над языком и дальше. "Одна бровь Наставницы поползла вверх, изогнувшись ироничной дугой" - боже! Где вы только такое увидели - ироничная дуга... Как и предвидел, герои никакие, мизансцены желают лучшего, схематичность и подражательство во всём, мира нет и впомине, одна бутафория. Логики в поступках героев тоже. Словом, это не рассказ, это в лучшем случае сочинение пятиклассника "Как я пытался написать фэнтези". Я всегда после таких текстов задаю риторический вопрос: что это делает в финале?.. Горько осознавать, но факт: такого рода писанина всё чаще становится востребованной. Но, к счастью, не для меня.
Оценка 1. Тема... Да нет там никакой темы, лишь потуги связать между собой самые распространнённые фэнтезийные штампы бульварного пошиба. Исполнение ужасное.
И тут штамп на штампе да плюс ещё с солидной добавкой канцелярита. И ещё с пафасом, совершенно не нужным в такой вот теме. Это не рассказ, это в лучшем случае зарисовка в самом худшем её исполнении. Это не литература. Это макулатура. И опять задаю себе тот же риторический вопрос: как такое вышло в финал? Могу предположить, что были затронуты всем нам не чуждые эмоции и чувства. Но, боже, сделайте эту миниатюру хотя бы читабельной, автор, выкиньте вы эти штампы и штампища, уберите вы отсюда ядрёный пафос к такой-то матери... И тогда, возможно, из миниатюры и выйдет толк, ибо поднятая тема того стОит. Но в таком виде это, увы, сплошное убожество.
Написано так, что читаешь не отрываясь. Ибо тут про нас. Про ту самую жизнь, что не в картинках, не в сказке, а тут, за углом. И персонажи узнаваемы. Они тоже живут там, за углом. Или по-соседству. А то и рядом, руку только протяни. Узнаваемо это всё: каждодневная рутина, ежеминутные обязанности, круговорот чувств и отношений, и закономерный вопрос - а зачем, для чего? Вот герой рассказа и задал такой вопрос себе, и не получил ответа. Вернее, он ему не понравился своей прямотой, лучше бы и не задавал. И решил он переломать этот круговорот, переменить кое-что в своей жизни. И оказался настоящим мужиком, ибо сумел такое сделать. Не для себя (хотя и для себя тоже), для семьи, для дочерей. Потому что хотел. А что наши возможности без наших желаний? Только фикция, симуляция. Автор прекрасно справился с задачей не объяснить, а именно показать, попутно обрисовав и чувства героев, логику их поступков. Не придерёшься, и потому веришь. Более того, сопереживаешь героям. Финал выверен до миллиметра, а уж фраза про обратный билет эта та самая вишенка на торте, которую я пытался разглядеть в других рассказах, но так почти нигде и не разглядел. Браво, автор!
Оценка 10. Тема кризиса среднего возраста. Выполнено блестяще!
Ещё одно фэнтези, с попыткой пошутить на тему смерти. Шутка так себе, даже не улыбнулся ни разу. Такие вещи надо писать искромётно, на раз, шутить желательно без объясняловок, хорошим стилем и языком. Мы же тут имеем какую-то невнятицу и с тем, и с другим. Я уж молчу о сюжете, настолько он предсказуем. Разве что Смерть с бензопилой ещё туда-сюда, всё остальное создаёт впечатление унылости и отчасти скуки. Словом, пошутить не получилось. А вот выдать на гора убогий текст вышло на славу. Ну, почему раз фэнтези, то непременно вот такое? Ни уму, ни сердцу?
Оценка 4. Тема "служебного соответствия" после смерти. Исполнено так себе.
Просто история. Рассказанная с лёгким юморком, живенько и без особых изысков. Под последним я подразумеваю сюжет: нет в нём неожиданных поворотов, острых углов и замысловатых ходов. Всё предсказуемо. Потому и внимание обращаешь на исполнение. Тут тоже без особых изысков: хороший стиль, нормальный язык без всяких выкрутасов. Хотя, кто сказал, что чем проще, тем хуже? Иногда такое работает. Как в данном случае. Рассказ оставляет приятное впечатление. История из жизни тут работает. Веришь, что такое могло быть на самом деле. Действительно веришь. А это - самое главное. И пусть Донецк столица чего-то там, а история получилась. С чем автора и поздравляю.
Оценка 8. Тема случайной встречи с дальнейшими отношениями. Исполнено качественно.
Героиня правильно рассудила, что то, что у ней было с Олегом, называлось страстью. Наверное, правильно. Хотя, с другой стороны, такое самопожертвование может диктоваться и любовью. Кто знает? А вот последнее чувство к Сергею я бы назвал житейской мудростью, когда любовь, тихая и незаметная, так же тихо и незаметно постучит в дверь уже потом. В целом рассказ оставляет тёплое послевкусие. Потому, наверное, что героиня не бросила в своё время Олега и в итоге заслужила нормальную, полноценную семью, в которой, нисколько не сомневаюсь, она счастлива и на своём месте. Что ж, пожелаем ей таковой оставаться как можно дольше. Хороший рассказ.
Оценка 8. Тема "надёжного тыла". Выполнено на высоком уровне.
А что, иногда животные именно так и помогают преодолеть те трудности, что вываливает на нас жизнь с её не по-детски крутым нравом. Вопрос только в том, чтобы принять собачку, кошку и прочую животину сердцем, а не по обстоятельствам. Здесь, похоже, примут. Рассказ мало похож на рассказ как таковой, зарисовка скорее. С отдельно взятым эпизодом. Не знаю, отчего такое впечатление. Возможно, голуби виноваты? Они тут для чего вообще-то? В начале и в финале? Задали тот самый тон зарисовки и остались за кадром. И автор с зарисовок и продолжил, выше не поднялся, оттого и сочувствия героям никакого, ну, живут и живут себе люди, мне-то что? Нейтральная у меня, как читателя, осталась позиция. А это для любого рассказа громадный минус.
Жанр сказки полностью соблюдён, никаких претензий. И абсолютно логический финал. Именно так и должен был сказать король, который и сам побывал в таком же положении. Ноябрина как персонаж получилась, за сюжетом следишь с интересом, потому что предсказуемости мало, он оригинален. Мать, конечно, та ещё штучка, но на то и сказка, чтобы в ней имелись не только положительные герои. И да, ещё фея. А вот это ружьё, которое, на мой взгляд, не все залпы сделало. Логично было бы предположить, что и где-то возле финала она должна была бы отметиться. По ходу той же логики. Но в целом весьма приятное впечатление от этой сказки. Этому впечатлению весьма способствует заключительная фраза короля. Финал выверенный, почти с вишенкой на торте.
С художественной точки зрения рассказ вообще никакой. Он настолько сухой, что давишься этой сухостью, и никак этот суррогат не проглотишь. Одни факты. И почти ничего, кроме. Очерк какой-то, а не рассказ. Ещё эти канцеляриты чуть ли не в каждом абзаце. Уважаемый автор! Вы всё-таки пишите рассказ, поднимаете такую злободневную тему, а в итоге выходит отчёт о чём угодно, только не о судьбе несчастной женщины. Вы сделали всё, чтобы я, как читатель, потерял всякий интерес к этим персонажам. Они у вас ничуть не живые, что один, что другой. Фигуры из отчёта. Статисты. А жаль. Могло бы получиться и живо, и интересно, и даже назидательно. Если б над рассказом работал писатель, а не "бухгалтер".
Оценка 3. Тема подпольных абортов. Выполнено на "троечку". Ну, "тройку" и отразил.
Необходимое послесловие.
Вот такой он, финал ВК-5. Как мне кажется, он состоялся и удался, я давно не ставил так много высоких оценок. Поздравляю участниц и организаторов! И себя, ибо с удовольствием читал большинство работ. И, как всегда, удачи участницам! Они этого заслужили...