Головина Любовь Геннадьевна : другие произведения.

Критика. Выборка. Нин-2016

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Дорогие авторы, хочу всем сказать огромное спасибо за ваши произведения. Очень много хороших и очень хороших текстов. Попадаются даже просто отличные, над которыми после прочтения ещё долго размышляешь, наслаждаешься их послевкусием. К сожалению, написать про каждое - очень большой труд. Хотя прочитала я две трети работ, по ходу чтения не всегда делала пометки. Решила, что лучше меньше да лучше.
  
  Но до 25 апреля от меня БУДЕТ ЕЩЁ ОДИН ОБЗОР, в который войдёт большая часть тех работ, которые я посчитала лучшими. Но и в этом обзоре присутствуют те работы, которые мной высоко оценены и могут претендовать на Приз зрительских симпатий. Ещё раз большое спасибо авторам. Вы все замечательные. Пусть у кого-то пока ещё много ошибок, но одно лишь то, что вы пишите для детей, уже говорит о вашей неординарности , доброте души и молодости духа.
  
  1.Лето в ботинках. Елена Романова
  Замечательные рассказы об отдыхе в детском лагере. Здесь полно впечатлений, эмоций, мудрых рассуждений и наблюдений. И самое главное, всё это написано так, что ни секунды не сомневаешься в принадлежности этих мыслей и чувств ребёнку: от любви к "дребезжанию" собственной головы, прислоненной к стеклу едущего автобуса до желания подменить съеденную заячью капусту на землянику, чтобы зайцы не остались голодными. Написано ярко, сочно, занимательно.
  Минусы: в первом рассказе Караван мне показалось, что история с мальчиком не завершена. Как-то нехорошо, что героиня с ним не помирилась. Я подумала, что примирение произойдет позже, в других рассказах, но и этого не произошло. Очень странно, что дети не спросили друг друга, как их зовут. Обычно они всегда с этого начинают. Это взрослые могут долго разговаривать, не спрашивая имени. Не написан сам лагерь, хотя бы штрихами: природа, комната девочки, зарядки и т.д. Я понимаю, что, скорее всего, автор прислал главы повести, и, наверняка, в большом произведении все мои вопросы получают ответы. Но тогда нужно было немного переписать присланную часть, чтобы таких вопросов не возникало. Всё равно отрывок должен быть законченным произведением, способным жить самостоятельной жизнью. В рассказе, где дет собирают землянику кажется, что они дошколята. Но ведь лагерь-то школьный.
  
  2.Зёрнышко кофе. Ольга Ярмакова
  Сказка мне очень понравилась, хотя вначале показалось, что будет достаточно банально, по традиционной схеме: какой-то предмет исчезает от хозяина, в дальнейшем переходит в разные руки и в итоге возвращается домой. Но автор сумел найти решение, которое сделало предсказуемое возвращение зёрнышка интересным. А как этого у него получилось, не скажу - не буду портить другим впечатление от прочтения. Образ сыча Филиппа получился очень ярким. И вообще я, когда читала, представляла всё в красочном анимационном варианте. Мне кажется, по этой сказке может получиться прекрасный мультфильм.
  
  3.Деревянные цветы. Игорь Бабаян
  Стиль сказки постоянно сбивается со сказочного: это касается и отдельных слов (телохранитель, инвалид), так и целых речевых оборотов (был человеком зрелых лет, обремененный нездоровой нучкой и т.д.). Сказка не понравилась тем, что главный герой в ней пассивный - ждал- ждал чуда и, наконец, дождался. Одного того, что он сделал деревянные цветы и потом ухаживал за ними, мне показалось мало, чтобы заслужить чуда. Мысль о том, что нужно не терять бодрость духа и надежду в любой ситуации, понятна. Но всё-таки хочется от героя чего-то большего, чтобы он, как говорится, был не лыком шит: проявил какую-то смекалку, перехитрил короля, принёс себя в жертву и так далее. А так всё за него делает ЭХО. Вот если вы добавите в текст какие-то события, где садовник мог бы проявить свои личные качества, текст заиграет. А так герой просто ждёт...
  Текст не выверен - герой прячет алмаз под каменной розой, а стражник находит его в деревянных цветах.
  
  4.Зарядка. Татьяна Шипошина Очень понравилось. Весело и динамично. Да и смысл хороший. Я сама всеми частями тела выступаю за ЗОЖ и, конечно, люблю произведения, которые прививают детям любовь к спорту. Тем более что никакой пропаганды и морали в лоб здесь нет, а есть очень поучительная и смешная история. В Топ-лучших.
  Гора. Рассказ отличный, но не для маленьких детей, а больше для подростков. А так как он явно на более взрослую аудиторию, чем аудитория НИН, то можно было бы в рассказ добавить каких-нибудь сопутствующих смыслов. Я бы, например, добавила влюбленность героя в "молодую врачиху Верочку", что из-за неё он хотел попасть в санчасть, или изолятор, как вы называете. Мне это название немного резало слух. Вот , например, здесь: "Изолятор примостился в стороне от всех лагерных построек". Как-то рисуется совсем не атмосфера детского лагеря, а, скорее, концлагеря. В общем, словоупотребление, конечно, у вас правильное, но, на мой взгляд, можно заменить на какой-нибудь синоним.
  
  5.Школьные истории. Алексей Комлев. Рассказы не детские, это взрослая проза о детях. Но прочитала я с большим удовольствием, даже немного завидуя автору: не каждому человеку даётся такой богатый и интересный жизненный опыт (хотя, наверное, каждому, просто большинство не обращает на этот материал внимания и, став взрослыми, не могут его извлечь из памяти). Чувствуется за этими мемуарами ещё много невысказанного. Из некоторых глав мемуаров можно сделать детские рассказы, но понятно, что нужно полностью менять подачу материала. Но стоит ли это делать, решать вам. На мой взгляд, нужно просто записывать ваши мемуары, составляя их в полноценную книгу. Для взрослых они интересны и самобытны.
  
  6.Брунька. Дина Голубева Веселые и интересные рассказы про домашний зверинец, читается легко. Но мне показалось, что повествованию не хватает какой-то завершенности, магистральной идеи. Нет интонации финала, потому что дети просят папу рассказать завтра новые истории про Бруньку. Может, конечно, у автора есть продолжение, но на конкурс все же лучше присылать произведения, которые хоть и являются частями одного целого, но сами по себе могут считаться завершенными фрагментами. Автору следует обратить внимание на такую ошибку: не понятно, кто в повествовании выступает в роли рассказчика. Вроде как папа стал рассказывать детям про Бруньку, но потом сам папа упоминается в третьем лице. Я уж подумала, что это рассказывает ребёнок, но нет, и не ребенок это оказался. В общем, повествование мечется от одного рассказчика к другому. Но раз уж дети просили рассказать папу, то, конечно, логичнее было бы его и сделать рассказчиком. Если же повествование от лица автора, то детскую просьбу к папе лучше вообще не упоминать.
  
  7.Василий и пингвины. Ольга Никушкина. На мой взгляд, произведение не состоялось. Получилось и не поучительно, и не развлекательно. Чтение не увлекает. Вроде как автор описывает ночную вылазку детей в лагере, прогулку по тёмному тоннелю, то есть события, которые заведомо должны быть интересны, но желания узнать, что же дальше, любопытства в процессе чтения не возникает. Нет интриги, конфликта, кульминации, нет характеров героев.
  
  8.Пашка Снегирёв и его открытия. Надежда Сунгурова. Очень душевные зарисовки об очень, не по возрасту, умном и рассудительном мальчике Пашке. Но это именно зарисовки, до полноценных рассказов им ещё нужно "дорасти". Хотя просто как зарисовки они прекрасны. На мой взгляд, герой у вас уже есть. То есть не просто мальчик, а именно с определенными желаниями, мыслями, впечатлениями, собственным характером. После прочтения этого мальчика можно легко описать. Создать героя очень сложно, у многих получаются лишь "куклы", манекены. Так что герой вам удался блестяще. Но детям, так уж сложилось, не интересно читать долгие рассуждения, тем более, если их так много, как в ваших зарисовках, а события при этом отсутствуют.
  
  9.Лёвчик. Мария Евсеева. Очень добрая и милая история про воробья, который хотел в Африку. Яркие образы самих героев, легкий слог, хороший юмор. Мне понравилось. Единственное, на мой взгляд, следовало бы в самой "Африке" добавить каких-то событий. Уж как-то слишком быстро воробей разочаровался в своей мечте. И это выглядит несколько неправдоподобно. Может быть, добавить каких-то знакомств с обитателями зоопарка, неудачных попыток завязать дружбу? Вот тогда-то Лёвчику и захочется домой, к настоящим друзьям. А так глава про приезд в "Африку" выглядит незавершенной, а ведь именно она в композиционном плане играет роль кульминации событий.
  
  10.Умная голова. Багров. Есть неплохие отдельные сюжеты. Например, понравилась сказка про ерша и медведя, но похожие сюжеты и в народных сказках найти можно. Не понятно, зачем вообще дана была экспозиция про остров, на котором спасались все животные от половодья. Экспозиция не имеет отношения к дальнейшему повествованию, так как кот с острова благополучно, воспользовавшись "оказией", слинял. Все животные на острове - полноценные существа, но мыши - это просто еда. Странно для сказки. Не то чтобы я любила мышей, но я против такой дискриминации. Многие сюжетные линии автор просто бросает: и про сохатого, и про знакомство с кошечкой. Нет финала.
  
  11.Легенды русской степи. Лариса Шалафаст. Сказки отличные. Чувствуется в них и степь, и народный дух. Напомнили рассказы Гоголя из цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки", такие, как Колдун, Страшная месть и т.д. Как раз и напомнили народными легендами, мистикой. Повествование плавное, очень мелодичное, как будто и правда сидишь у костра и слушаешь живую речь сказителя. Есть интрига, читаешь с замиранием сердца. Однако последняя сказка как-то странно закончилась, на мой взгляд, даже оборвалась. Непонятно, почему так кум, который не кум, поступил с мужиком, что от него хотел. В общем, есть сильная кульминация и слабая развязка.
  
  12.Звёздный папа. Yuliya Veramei Очень необычное произведение. Сначала совсем не нравилось, но постепенно вчиталась и нашла в рассказе даже некоторую прелесть. Бесспорно, у автора есть свой особый слог и мироощущение. Произведение не для детей, точнее не для детей младше 12. На мой взгляд, это для подростков, и героя нужно сделать взрослее лет на 8. Маленьким будет сложно удержать внимание на таких психологических вещах, хоть и оформленных в некое подобие сказки. По большому счету, форма повествования - поток сознания. Именно сознания, а не событий, хотя бы по этой причине произведение не для маленьких детей. А вот подросткам тема розыска отца, пусть и в глубинах сознания, может приглянуться. Понравились некоторые яркие образы, сравнения, игра со словом. Вот это супер:
  - Сейчас как дам подзатыльник! - грубо перебил Макс.
  - Ты хоть знаешь, где затыльник-то? - спросил Кир.
  
  13.Веселые приключения Длинноухого и Коротышки. Елена Ермолова
  Хорошие юмористические рассказы про двух зайцев, которым не жилось в лесу без приключений. Сюжеты интересные, правда, местами очень затянуто. Например, сюжет про добывание клада, в котором потерялась динамика, присущая рассказам про выращивание капусты и лечение ангины. Нет каких-то характерных отличий Длинноухого от Коротышки в плане речи, поведения. То, что один предлагает приключение, а второй соглашается - есть, но хочется больше каких-то личностных характеристик, привычек, чтобы получились полноценные портреты героев. Если убрать из текста, кто где говорит, то не догадаешься: оба очень похожи. Стоит отметить хороший стиль изложения.
  
  14.Красный конь на зелёном поле. Анна Вербовская. Хорошие рассказы про детсадовские будни. Есть здесь и детская логика, и детское восприятие мира, и осознание своего места в коллективе других детей. Написано легко, есть динамика текста. Некоторые фразы резанули. Например, "меня раздирают противоречия". Вряд ли детсадовец подумает так. Наверное, гораздо проще, типа "а мне хочется и туда, и сюда". "Хохотала, раскрыв рот", - плеоназм, хохотать, закрыв рот, невозможно. Разве что хихикать, но точно не хохотать.
  Не понравилось про папу-шпиона. Дети сами рассказывают про своих пап. Получается, что это ребенок сказал, что у него папа-шпион. Но почему, не понятно. Отсутствуют обоснования. Лучше про это вовсе убрать.
  
  15.Белый Новый год. Дымок, Дымка и Золотистый Мандарин. Олег Андреев.
  Очень понравился язык автора, красивый, мелодичный, хотя редкие слова и фразы из этой мелодии выбиваются, совсем они не сказочные. Но что не понравилось: Торжок как будто выбран автором по функции "рэндом". Подставь любой другой город вместо него, ничего не поменяется. Указы о праздновании Нового года касались и других город Российской империи. Да и про сам Торжок как таковой ни слова в сказке нет, общие эпитеты и красивости, которые подойдут под описания любого города. Да и обоснование, что, дескать, Новый год не стали праздновать осенью из-за того, что не гоже приходить зиме в разгар сбора урожая, в корне неправильно. Новый год вообще не ассоциировался с зимой и не был привязан к ней. Перенос на 1 сентября, насколько я помню, был связан отчасти с тем, что урожай собрали и начался новый цикл, а отчасти с библейскими текстами. В общем, задумка ваша рассказать о переносах праздника в сказочной манере мне понятна, но, на мой взгляд, не удалась: некорректно подаются факты.
  Ко второй сказке претензий нет. Очень поэтичные и оригинальные образы героев - Дымка и Дымки. Не понравилось только то, что Дед Мороз у вас появляется на сцене как deus ex machina, как бы сказали древние греки. Так как сами герои не могли преодолеть возникшую трудность, то внешняя сила за них все решила. Это плохой вариант развязки. Всегда интереснее, когда герои сами преодолевают препятствия, а не когда все происходит, как по мановению волшебной палочки. Пусть даже если это сказка.
  
  16.Волшебная математика. Сергей Еремеев. Мне понравилось. Очень веселое, а главное, полезное чтение для детей, которые учатся считать. Герой Яша Смешилкин - ну очень симпатичный образ, причём хорошо проработанный: перед нами законченный характер, описано не какое-то одно качество, а много - и готовность помочь, и способность подкольнуть, проучить, когда нужно, и снисходительность, и, конечно, безграничный юмор. Из минусов: местами мне казалось, что слишком много числительных. Но, понимая, что текст носит прагматический характер, считаю, что такое нагнетание цифр оправданно.
  
  17.Во всём виноваты тигры. Надежда Смаглий.
  Рассказ неплохой, с кучей всяких хулиганств, что обожают дети. Но как раз этот момент меня и смутил. Хулиганства, а некоторые из них очень серьезные - про духовку, например, присутствуют, а вот наказание или - для гуманных родителей - разъяснительная работа плюс ликбез по технике безопасности отсутствуют. А ведь некоторые очень сообразительные читатели могут взять метод сушки кота на вооружение. Отсутствие наказание тем более странно, что за драку-то мама его наказала, а за то, что дети играли с газом, нет. Хотя это-то как раз пострашнее драки будет. Но написано хорошо, с юмором. Продолжайте в том же духе.
  
  18.Гениальные идеи Вани Водичкина. Юлия Рапат
  Автору следует обратить особое внимание на моральную сторону своих произведений. Написано так, что эти рассказы надо прятать от детей подальше, чем конфеты. Да простит меня автор, но это так. Если в рассказе "Во всем виноваты тигры" отсутствие разъяснения со стороны мамы - это вопрос дискуссионный, то по поводу ваших рассказов даже никакой дискуссии быть не может.
  Рассказ про крокодила. Нереально - это раз. Ребёнок купил (а ему ещё и продали), донёс до дома крокодильчика (маленькие крокодилы-то и палец оттяпать могут, а то и побольше чего: оттого, что они маленькие, они не становятся милыми домашними зверьками). Родители, конечно же, ничего Ване не сказали, просто побежали сдавать крокодила. Нет сюжета как такового - это два. Если написать логлайн вашего рассказа (термин сценаристов), то выйдет следующее: "Мальчик купил крокодила, но родителям это не понравилось, и они его сдали". Такой анонс никого не привлечет, а он отражает самую суть вашего произедения. А где развитие действия, кульминация, интрига, конфликт?
  Рассказ про индейцев из всех четырех представленных самый безобидный.
  Рассказ про собачку, точнее про собачоночку. Такое лингвистическое сюсюканье только портит произведение. Зачем вам такое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов в одном слове? Звучит плохо. Но это, конечно, не самое страшное. Страшное - это сюжет. Мальчик берет домой собаку, но, не справившись с уходом за ней, решает вместе с родителями благополучно избавиться от нее. "А Ваня весь следующий день провалялся в кровати. Так он устал и измучился с собачоночкой. И мама с папой даже не пытались его поднять, а носили ему, как больному, еду в постель". Вот так и вырастают маменькины сынки, которые при встрече в жизни с первыми малейшими трудностями опускают руки, а родители ещё около них бегают, еду носят. Тьфу, да и только. Если это был сарказм, то он вам не удался, да и дети в младшем возрасте не способны его понять.
  И про "Балет" тоже, к моему сожалению, ничего хорошего сказать не могу. Детский автор должен раскрыть это искусство для ребенка, показать, что это интересно. А у вас ничего этого нет. Детский автор должен очень требовательно относиться к тому, о чем он пишет и как это подает, перечитывать свои произведения, задавая себе вопросы: "А чему из этого повествования научится ребенок? А какой урок для себя извлечёт?" Когда автор начнёт эти вопросы задавать, идеи героя в скором времени станут действительно гениальными. Потенциал у вас есть. Работайте, работайте и ещё раз работайте.
  
  19.Две истории. Ольга Кудеш. Проза не для маленьких детей, конечно, а, скорее, для подростков. Проза проблемная. Темы, которые поднимает автор, - смерть близкого человека, алкоголизм родителей, - к сожалению, касаются не только взрослых, но и детей, как бы мы ни старались их уберечь от этого. Но подать такие темы корректно и с правильными смысловыми акцентами - чрезвычайно сложная задача. Я не против таких тем в детской литературе, но я за осторожное отношение к ним. Очень рекомендую автору почитать книги Альберта Лиханова. В его творчестве в подобных темах нет недостатка, даже местами перебор. Но он умеет это подать. И мне кажется, что такие психологические рассказы лучше писать от первого лица, то есть от лица ребенка. Это позволит вам говорить о таких вещах, о которых автор-рассказчик в 3-ем лице скажет надуманно, неправдоподобно. Такой глубокий психологизм должен исходить от самого ребенка, изнутри. Это, конечно, моё субъективное мнение. Но в такого рода произведениях подача от первого лица гораздо сильнее воздействует на читателя.
  
  20.Если бы корова была человеком. Елена Токарева. Простая, но очень милая сказка. Вроде как нет здесь непредсказуемости сюжета, но читать всё равно интересно из-за самого образа коровы. Хороший поучительный вывод в финале. Вторая сказка тоже понравилась, но у меня возник вопрос: "А что собственно кот забыл в лесу?" Это момент, мне кажется, нужно оговорить. Принесли ли его туда в мешке бывшие хозяева и он вынужден был начать нечестный бизнес или ещё что?
  
  21.Атуна гората. Игорь Книга. Очень понравилась эта необычная сказка. Увлекательный, непредсказуемый сюжет и развязка. Не очень понравилась проходящая через весь текст синтаксическая инверсия. Догадываюсь, что автор хотел так придать особую ритмичность тексту, но, по-моему, вышло не так, как задумывалось. Текст это усложнило - детям точно будет трудно воспринимать. Да и постоянно повторяющиеся одинаковые синтаксические конструкции, скорее, минус для писателя, чем плюс. Просто попробуйте поэкспериментировать и употребить прямой порядок слов и почитайте кому-нибудь вслух. Немного не хватило атмосферы города. Я, когда читала, то представляла Восток, и как будто бы ваша сказка из цикла "Тысячи и одной ночи". Но, тем не менее, атмосферы географического места как раз в произведении нет.
  Встретила речевую ошибку "ноги босые в сандалии обутые". Если обутые в сандалии, значит уже не босые. Может, просто голые. Так будет верно с точки зрения русского языка. Показалось нелогичным то, что дракон запивает медь водой. Всё-таки он есть источник огня и чтобы огонь извергать из себя, а тут вдруг вода. Но сказка, повторюсь, очень понравилась.
  
  22.Свежее лето. Ирина Кочеткова
  Первый рассказ чересчур описательный. Там ничего не происходит. Да и не рассказ это, а, скорее, просто зарисовка, этюд. Для рассказа здесь нет развития действия, кульминации, развязки. На мой взгляд, если бы так всё происходило в действительности, то дедушка бы не сумел заинтересовать мальчика. В общем, сцена какая-то неправдоподобная. Вот если бы дедушка дал городскому внуку, например, попилить самому или рассказал, как и что в саду-огороде делается, было бы поживее. А так просто какая-то экскурсия. Или шалаш бы они, например, вместе сделали, а не было бы всё уже готово к приезду внука. Они его вместе обустраивают, но сами действия по обустройству вы не показываете, поэтому процессом проникнуться невозможно. Вот читатель и не верит, что ребёнок заинтересовался. В зарисовке явные проблемы с течением времени: утро у вас занимает половину всего текста, обед один абзац, а потом резко наступает вечер. Это очень грубая ошибка. Да, и почему у вас бабушка с дедом всё время что-то говорят мальчику, подмигивая? Ладно бы один раз подмигнули, но вы так пишете, что создаётся впечатление, что у них нервный тик на глазу.
  А вот второй и третий рассказы мне понравились. Вот они действительно рассказы, с самыми настоящими событиями. Конечно, там есть что поредактировать, но оба произведения, безусловно, состоялись. В рассказе "Заботливый день" неплохо переданы особенности детской психологии, образного мышления, логики. Очень понравилось про наказание для опоздавших велосипедистов и про ловлю туч в луже.
  Резануло приветствие мальчика "Здорово, мужики". У меня закрались сомнения, что второклассник так скажет.
  В третьем рассказе очень понравился подход папы и вообще образ папы. Люблю, когда рассказ полезен не только для ребёнка, но и для взрослого, который его будет читать. Многие родители могут взять на вооружение, как помочь ребёнку завести друзей в незнакомом дворе/компании.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"