Аннотация: Путешествуя по книжным полкам я достаточно хорошо познакомился с этим направлением в литературе и решил высказать свое мнение.
В последние десятилетия стали набирать популярность произведения в стиле "попаданцы". Среди них встречаются произведения высокого качества, оставляющие приятные воспоминания, встречаются и те, что не вызывают сильного трепета, но все равно неплохи. К сожалению большинство произведений жанра напоминает работу МТА графомана или фанфик третьего сорта.
Я не буду разбирать случаи попаданцев в чистый канон, да ещё и с глубоким знанием его. Даже если такие миры и существуют, сомнительно чтобы попаданец попал в известный ему промежуток.
Разберём случай попаданца в прошлое.
Самый мягкий вариант показан в фильме эффект бабочки, где у главного героя была способность путешествовать в свое детское тело и радикально менять события. Есть несколько фильмов с похожей тематикой и это довольно интересно.
Что касается физического попаданца в прошлое, тут всё гораздо сложнее. Никаких документов. Никто его не знает, даже если каким-то чудом у подобного персонажа окажутся деньги данного периода, на долго их вряд ли хватит. В принципе есть шанс легализоваться в СССР любого временного промежутка, но сделать это весьма сложно, а уж как-то влиять на историю рискованно прежде всего для попаданца.
Для попаданца в Средние Века дела обстоят на порядок проще и одновременно сложнее. Совсем иной уровень медицины. Религиозная культура и другой язык. Другие бытовые навыки. Другая одежда. Риск смерти от меча интервента. Из плюсов разве что отсутствие паспортов, однако лучше ситуацию подобное не делает.
Попаданец в каменный век.
Ситуация схожая с человеком, попавшим на обитаемый остров. Вот только в отличие от Гавайев каменный век в Евразии протекал куда суровее. Средняя продолжительность жизни была ниже. И если даже гг такого произведения не убьют дикари, а примут в свое племя - жизнь в каменном веке тяжёлая и недолгая.
Попаданец в будущее.
Идеальный пример подобного произведения - Заповедник Гоблинов. Попаданцы там не главные герои но очень занимательные личности - Ульям Шекспир и Художник из начала 22 века. В целом шансы выжить и вернуться обратно высоки если будущее не является антиутопией. В случае с криогенной камерой высок шанс просто выжить.
Иные миры.
Мир Фэнтези.
Вряд ли главный герой будет избранным. Хотя в реальном фэнтези мире даже подобное качество не является залогом успеха.
Большинство подобных миров, по крайней мере в литературе застыли или топчатся в средних веках либо их развитие идёт на порядок медленнее. Причина проста - магия. Одной из причин окончания Средних Веков было падение эффективности рыцарского войска. В мире с Магическим развитием, если все или большинство феодалов владеют магией - подобное явление если и будет, то весьма не скоро. Хорошим примером такого мира будет Аватар: Последний маг Воздуха.
Миры с магическим типом развития редко имеют развитую технологию, однако если они все же развивают технологию до уровня Земли двадцать первого века их достижения будут выглядеть совершенно иначе, учитывая доминирующий фактор магии.
Техномир впустивший в себя магию так же изменит себя, но одновременно окажет огромное влияние на магию
Магия.
Попаданец может стать Магом в нескольких случаях.
Мир, в который он попал способен наделять некоторых людей магией.
Сделка с духом/Демон/магом.
Магом может стать каждый прошедший обучение.
Попаданец имел Магические способности, ещё в родном мире.
Если с первыми случаями всё понятно, то последнее разберем отдельно. Как пример стоит взять Землю, или любой другой мир где магии, в привычном для фэнтези варианте нет. Откуда у человека там могут быть Магические способности?
Магия как свойство организма.
Удобная мутация. За примерами далеко ходить не надо. Люди X, большинство коммиксов про супергероев/супер злодеев описывают способ получения сверхсил как следствие воздействие специального мутагена. Так почему нельзя таким образом обрести способности к магии или унаследовать их от мутировавшего предка?
Магия как следствие работы симбиотов.
Пример - медихлорианы из Звёздных Войн. Как человек с Земли может получить их? Заразиться от упавшего на землю метеорита, каметы. Причем это мог сделать ваш далёкий предок, а вы и не в курсе.
Магия как свойство ауры.
Магия это свойство ауры. Банальная ситуация - человек имеет ауру мага как врождённую особенность/следствие болезни/мутацию.
Магия как свойство Души.
Тут на помощь приходит реинкарнация - двадцать воплощений назад, душа принадлежала Архимагу/Богу/Демону.
Миры опередившие Землю по развитию.
По сути являются аналогией попаданца в будущее с возможностью вернуться. Как правилоситуация может быть разной и герой может оказаться как почетным гостем так и лабораторной свинкой.
Типичные опасности для попаданца.
Девственность. Как ее наличие, так и отсутсвие может привести к проблемам вплоть до смертной казни. Разные миры - разные законы!
Отсутствие/наличие специфических заболеваний.
Допустим вы попали в мир где у всего населения гнилые зубы. Вполне вероятно, что в случае открытия этого факта вас могут к примеру побить. Или мир, где люди поголовно лысые - с высокой вероятностью вашу внешность будут воспринимать так же как и бородатую женщину.
Телесные модификации.
Самые простые примеры обрезание, отрезание одного из яичек и женская кастрация. И если первый случай не считается чем-то ужасным, то следующие многие сочтут зверством. Попав в такой мир минимум есть риск насильственно лишиться "лишней" части тела.
Одежда.
Очень маловероятно, что одежда, в которой попаданец начинает свое приключение будет воспринята местными нормально, особенно в сильно отличающихся мирах.
Язык.
Язык надо учить. Но даже если знание местного языка чудом очутилось в голове попаданца, в норме у него будут проблемы с произношением.
Внешность.
Стандарты красоты/уродства так же могут быть слишком разными.
Цвет кожи.
Попаданец может попасть в мир расизма, где обладатели его цвета кожи не имеют прав и являются рабами.
Удачные примеры
(Король мотылек?) К сожалению название вспомнить не удалось. Фильм
Рестовратор картин призванный в другой мир чтобы спасти местных жителей от дикарей и их вождя - идейного вдохновителя - слепого великана людоеда.
Алан Пэриш из Джуманджи Фильм
Ребенок попавший в джунгли(собственный мир игры?)
Ульям Голдинг Повелитель Мух - Книга, но есть Фильм
Группа Мальчиков до 13 лет терпит крушение на самолёте и попадает необитаемый остров. Пожалуй это можно считать неким эталоном для жанра. Произведение показывает насколько далеко ушёл современный человек от пещерного дикаря.
Человек который пришел слишком рано. Пол Андерсон. - история попаданца во времени без хэппиэнда.
Книги Русскоязычных Авторов
Требуется Темный Властелин.
Занятное произведение, которое при желании можно разок прочитать. Первая книга в особенности весьма занятна. Однако после главный герой начинает сливаться.
Самый Злой Вид.
Произведение где главные герои вампиры, задуманные автором как МС. Несмотря на данный факт серия очень интересная, и способности главных героев не сильно отличаются от стандартных вампирских, кроме того они во многом уравновешены. Пишется 5 книга.
Земля Мертвых
Книга про лагерь реконструкторов попавший во времена Ивана Гроздного. Читается интересно. Люди не успевшие разобраться в сложившейся ситуации гибли. достижения цивилизации
Король-Демон Ингви
На Земле гг увлекался магией, записывал интересные ритуалы и заклинания и даже иногда имел сомнительные успехи. Но как-то раз найдя заклинание с туманным описанием он читает его и переносится в другой мир, где творить магию получается достаточно просто.
Стоит отметить, что не смотря на ум, силу, кучу заклинаний, и магическую силу сравнимую с величайшими магами мира гг не выглядит МС. У него есть трудности и враги, с которыми нет возможности справиться самостоятельно.
Хроники Странного Королевства. Автор женщина, но не смотря на некоторые мелочи я считаю это произведение одним из лучших в жанре. Тут и хорошо продуманный мир, и интриги и интересные персонажи. Главных героев несколько. Попаданцы в эжтом мире столь частоя явление, что даже создана система их адаптации.
Случайный попаданец Автор:Змеевский Сергей.
Книга начиналась вроде бы неплохо, но уже в начале возникли вопросы. маги из другого мира имеющие технологию древних скатились на уровень простых пользователей, а гг - программист, похищенный ими с Земли получил магическое по и разом во всем разобрался. Еще хочется читать?
Ах, да в одном из параллельных миров там пластиковые деньги, несмотря на средевековый уровень развития.
Ранобэ
Реинкарнация Безработного.
Гг изначально типичный хикка с лишним весом. Оказавшись на улице после смерти родителей, он пытается спасти людей от случайного грузовика после чего умирает и возрождается в теле младенца, но со всеми воспоминаниями. Решив не упускать второй шанс гг решает прожить новую жизнь нормально.
От себя хочу добавить, что это ранобэ одно из лучших в жанре Исекай. Читать рекомендую, правда местами раздражает самокопание гг и его ниская самооценка. (За счет тренировок чуть ли не с младенчества, у него к пятнадцати годам запасы маны больше чем у лорда демонов)
Да я паук и что же? Реал РПГ с целом классом переодившемся в другом мире. Главная героиня начинает гигантским пауком, по опасности сравнимым с собакой. Лично мне Было интересно читать до определенного момента. Трудности, развитие, тактика - сила заработанная трудом.
О моем перерождении в слизь - напоминает паучка, но в начале гг не встречает никаких трудностей. Его в принципе можно было бы назвать МС, если бы многие враги не были еще большими МС.
Восхождение героя щита.
Решительно непонятны мотивы врагов гг из королевской семьи. Есть интересные моменты, но много нелогичного.
Оверлорд.
Реал РПГ. Главный Герой переносится в теле своего игрового Аватара - Лича максимального уровня, в мир фэнтези с рпг системой как в его игре, за некоторыми исключениями.
Есть интересные небоевые моменты, есть интересные монстры. Что касается битв... Это избиение младенцев.
Миллионер из другого мира
Идея хороша. Но тот факт, что вещи из японии обладают в другом мире аномальными свойствами сильно портит впечатление.
По моему субъективному мнению, это хороший жанр, но как правило, для попаданца просто занять, сопоставимое положение в обществе уже достижение. Если отбросить рояли, и незаслуженные плюшки - попаданец всё же может выжить, пускай и не без труда, но с некоторой долей везения.
К сожалению, у большинства авторов попаданцы в фэнтэзи мире выглядят ничем не примечательными серыми персонажами обвешанными роялями и ведомые авторским произволом.
У многих азиатских авторов, да и многих русских трудяг жанра посещение другого мира обычным человеком выглядит как веселая прогулка, даже в случае жестокого мира, подобное уместно только если гг именно турист и в фэнтэзи без притензии на реализм.
И подводя итоги хочу сказать, попаданцы это прекрасная возможность раскрыть тот или иной мир глазами другого персонажа, внести хаос в упорядоченную картину мира, изменить его уж лучшему и принести непривычные взгляды и иное мировоззрение. Если хотите читать жанр - читайте! Если собираетесь писать - пишите, но главное чтобы ваши произведения поднимали у людей мнение о жанре, а не были очередными обитателями его дна.