"Дерьма не держим-с!" - хвастовски выделяют себя из толпы люди с хроническим расстройством желудка. Я завидовал им, ведь даже из слабости своего организма они изворачиваются вывести собственную чистоту с едва ощутимым привкусом превосходства над другими. Моя зависть немного забавляла меня. Почему, откуда она взялась и что она такое? Чужой успех совсем меня не волновал. Пожалуй, я бы заскучал, сумей избавиться от завистливости. (Зависть - это пустота в тебе, которая у других чем-нибудь заполнена?). Лень делала меня безразличным ко всему и оберегала мою посредственность от внезапной судороги таланта. В сущности не являясь индийским йогом, живущим в ХАТхе, я мог быть приравнен с ним хотя бы поработившей меня прострацией и сомнением в необходимости делать что-либо. Все это укоренилось во мне с паразитическим упрямством неизличимой болезни, с которой я заключил комическое соглашение: она обязалась быть незаметной мне и посторонним, я обещал не замечать ее. Своеобразная договоренность видеть в вещах с бесконечным объемом нуль площади поверхности.
Едва я начинал с упоением завидовать кому-то, это чувство спешило успокоить меня, нашептывая внутреннему слуху теории о вреде амбициозности и тщеславия, из-за которых человек надрывает силы, выбаривая свою историческую исключительность у людей или человеческой природы, а под час и у самого Бога; в этой суетности жизнь теряет поводья, скачет, брыкается, лягает борца в зубы задними копытами тоски, превращается в сущее наказание недосказанности, неуспеяния совершить больше сделанного. Правда, что есть жизнь и как с ней обходиться - в теориях лаконично умалчивалось. О, нет! Надо быть посредственным! Это высшая социальная добродетель! Никакой борьбы! Никакого повода для зависти! Кроме зависти к еще более посредственным. Покой и благоденствие. Ах, если бы только наша земля была населена одними посредственностями! Пусть остановится гнуснопрославленный прогресс, но люди не будут упрекать друг друга на кухнях: "Посмотри, какой умница этот Белкин! Картины пишет маслом, а ведь кем был? Простым гинекологом! Не то, что ты"... Не пора ли принять новую мораль: я для этого человека и этому человеку ничего не сделал.
Человеку очень недостает третьего полушария головного мозга (впрочем, некоторые мыслят четырьмя, включая два основных, подспинных). Этакого третейского судьи в голове не хватает! Как ни прячься в созданном тобой удобстве видеть жизнь по-своему и считать это высшей истиной и твоим философским прозрением, -- червь мерзкой диалектики найдет тебя, потревожит, а бывает, и выгонит на яркий свет совершенно одиноко-голым, и не готовым одеться хотя бы в рубище чужой мысли. На всякое убеждение или факт жизнь отыщет контру.
Устав от редких сомнений и терзаний, потихоньку растеряв свою целостную полноту, я, наконец, подал в городской суд иск на самого себя. Пусть за меня решают другие: правильно я живу или нет?; надо ли мне перемениться?
Слушанье назначили на первый понедельник восьмого месяца и мне пришлось ждать полтора года, потому что за все это время понедельник упрямо не появлялся именно в восьмом месяце. Какое бы решение не вынес суд, я немедля отправил апелляцию в высшую инстанцию.
Судья спросил:
--В чем вы себя обвиняете?
--Ни в чем, -- кротко ответил я.
--Какие у вас к себе претензии?
--Вроде никаких.
--Но ваш иск... на каких основаниях вы его подали?
--Когда я завидую кому бы то ни было - мне хорошо! Когда я доволен собой - скверно себя чувствую!
--Вы не оригинальны.
--Нет, ваша честь, я очень оригинален, потому что я - это я, а не кто-нибудь другой!
--По закону вы неподсудны.
--А вы попробуйте. Это ваша обязанность! Я на вас парик и мантию силком не одевал.
--Хорошо, расскажите о себе.
Я просьбу исполнил. (См. выше)
--Вам плохо живется?
--Нет.
--Почему вы обратились в суд? Что вас беспокоит?
--Не "что", а "кто". Беспокоят люди.
--Мешают жить?
--Мешают быть.
--Но вы же есть.
--Я есть, когда других нет.
--Подробней, пожалуйста.
--А чего тут дробить? Когда я наедине с собой, я - величайший и счастливейший из смертных! Мне очень уютно и покойно! Я соразмерен моей жизни! А только выйду на улицу, или выгляну в окно - все пропало!
--Вас обокрали?
--Обкрадывают! Обкрадывают собственные сравнения с остальными! Но это совсем не мучительно! Просто... зачем мне сравнивать себя с кем-то? За что? Неужели каждый из нас неповторим только после неисчислимых сравнений? Почему я должен искать самого себя в отличиях с окружающими? Значит, нет меня, пока не завершен поиск?
--А вы не ищите!
--Это происходит само собой! Таково уж, видно, нутро человеческого устройства. Злоумысел, ошибка Творения! Все люди должны быть одинаковы лицом и умственной составляющей! И даже характерами! Представляете себе это?
--Нет!.. Боюсь!.. Не в силах...
--Исчезнет боль выбора и переборчивости! Друга, жену, мужа незачем будет искать - любой подойдет! Все равны, потому что все равно!!! Посудите сами, сколько условностей отомрет! Мужчина и женщина встречаются случайно, совершают длительные прогулки, гипнотизируются разговорами, обмениваясь томными взглядами убеждают каждый себя, что нашли свою судьбу!.. Вы мне как специалист ПВО специалисту ПВО объясните: зачем так долго витать в небесах и жечь топливо, если заранее известно, что когда-нибудь обе цели будут одновременно сбиты и упадут в темной окрестности постели или будуара?.. А когда все мужчины - по сути одно, тоже и женщины - нет нужды тратить время на слова и т.н. притирку характеров.
И мысли должны быть у всех одни! Когда я наедине - знаю, что буду жить вечно, пока не выйду на люди: вижу старость...
И память долой! Она только ограничивает вечное течение пугалом смерти...
И разве не страшно быть гением? Разве гениальность - это не мизантропическое чувство превосходства, доставшееся по праву рождения???... А совесть!..
--Что, совесть?
--Она тоже порождение вычитания разности из отношений человека к человеку. Если бы все были - одним, разница равнялась бы нулю!.. Совесть - омерзительное, привнесенное чувство! Вторжение постороннего!.. Откуда в человеке эта способность? Исторически приобретенная, изначально свойственная??? Что же она такое? Соболезнование; абстрактное переживание; психическая эпилепсия; тонкая организация сознания??? Ведь человек, отдавшись на откуп этому чувству, может бесконечно потерять себя из-за какого-то своего поступка, даже невинного. Однако это противоречит самой возможности быть человеком, потому что он не ответственен за свое появление! И ведь скорее всего, совесть - подспудный страх перед истинностью собственной вины - была она или нет! - признавая которую действительной - бесповоротная гибель личности! Я убежден, что совесть - эмпирический инструмент сознания, с помощью которого оно саморазрушается... Числом совести должен быть ноль!.. А еще...
--Довольно! Довольно! - разрыдался судья. - Живите, как жили! Вы оправданы!