Горба Виктория : другие произведения.

Витки Истории (часть 2)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Або Тбилели.

  Дальше мрачное средневековье, каким его называют, благодаря церковному мракобесию, бесконечным феодальным междоусобицам и многолетним войнам. Средние века-это века, обливаемые кровью братоубийственных войн, разорительных и опалённых пожаром грабительских походов крестоносцев. В Европе простые люди бьются за свои права, за личную свободу, и вообще, не найти было в то время уголка на всей земле, где бы не происходили ожесточённые схватки и сражения. Подоплёкой этой массовой агрессии было социальное неравенство, которое и поныне остаётся одной из главнейших причин глобальной агрессии. Живого человека никогда не удержишь в рамках догм и слепого послушания. Сквозь несоответствие между человеческой натурой и жесткими требованиями, ограничивающими её мечты и порывы, проникает свет нарождающегося разума, простор для великих открытий, для философии, праматери наук, и искусств. Гений Коперника не только в том, что он, создав свою модель космического мира, опрокинул все авторитетные версии о строении мира, но и в том, что смог, перехитрив строгую цензуру, донести своё учение до следующих за ним учёных-сподвижников, мучеников науки.
  
  -Что же поддерживало этих мучеников?
  
  -Вера! Они верили в то, что открыли, объяснили!
  
  -Счастливчики! Отстаивают своё, делают своё дело и верят!
  
  Таланту, обвенчанному с верой, нипочём гонители и враждебная ему среда. Рождается гений, который никогда, кстати, не афиширует своего преимущества перед другими, потому что ему некогда-он работает, работает и работает!
  
  Становление государств, борьба за независимость рождала героев, людей с нестандартными поступками в зкстремальных условиях массового насилия и гнёта.
  
  Исторический роман Нодара Цулейскири "Деяния и мученичество Або и Иоанна".
  
  Эпоха, век, время лихолетья. Какое время можно назвать благополучным?
  
  Писатель по призванию и патриот, Н.Цулейскири, пытаясь решить и объяснить проблемы сегодняшнего дня, обращается к событиям 8-го века, когда Грузия входила в территорию, подвластную арабскому халифату.
  
  В Тбилиси, в котором хозяйничают и распоряжаются арабы, прошла удивившая всех весть: юноша Або, мусульманин и араб, стал почитателем учения Иисуса Христа и, несмотря на уговоры, угрозы и последующие пытки в страшных подземельях городской тюрьмы, не отрекается от Христа, а готов принять все мучения от палачей.
  
  Або-ученик Иоанна Сабанисдзе, человека большого гражданского мужества, который достоин стать примером на все времена для тех, кто готов к беспрерывной борьбе за укрепление духовной чистоты и мощи народа. Ещё с кем сталкивается приехавший из Багдада юный араб?
  
  Это тогдашнее грузинское общество. Первые-это эристави Нерсе, Ашот и Степаноз. Эристави по-грузински означает главу нации, народа. Ни одного из них нельзя упрекнуть в корыстолюбии или интригах. Нерсе и Ашот-заговорщики, готовят вооружённое восстание, и цель их-возродить правление грузинского царя и выдворить арабов. Этот замысел, на первый взгляд, кажется несерьёзным, неосуществимым. Но в соседнем Азербайджане активно борются против арабов. И здесь, если объединиться всем регионам, то единогласие и твёрдый союз если не выдворит арабов, то заставит их пойти на уступки, хотя бы такие, что Степаноза, эрисмтавари (главу всех эристави), будут слушать в джамаате, как полноправного члена, а не как только сборщика налогов и дани с местного населения.
  
  Год лихолетья-786-й год. Восточная Грузия изнывает под гнётом завоевателей. Люди не в состоянии выплачивать дань и налоги и убегают в леса и горы. В Тбилиси скоро прибудет новый эмир, и все жители должны стать на колени. Нерсе и Ашот, эриставы из царской династии Грузии, уходят из города, чтобы избежать позорного для них акта коленопреклонения. В душевном смятении решаются напасть на крепость Уплисцихе, в которой засели арабы.
  
  Дерзкий план Ашота по овладению Уплисцихе осуществился бы, если бы не досадные обстоятельства. Отряды Нерсе и Ашота по несколько сотен воинов в каждом были порублены в отдельности. Голову строптивца Нерсе везут в мешке, на показ эмиру. Спасшиеся десять воинов вместе со своим предводителем Ашотом уходят в Тао-Кларджети, где собираются основные силы и создаётся новый независимый регион, способный не только отразить натиск врага, но и атаковать. Ученики Иоанна: Микаэл, Григол и другие-скоро соберутся вместе и "смертию смерть поправ", покажут поработителям, что народ вовсе не свыкся с порабощением и готов постоять, и выберет не смирение, а борьбу.
  
  А вдовы погибших воинов повторят бедственную участь вдовы Мело. Время ожидания лучших дней растягивается на целую жизнь.
  
  Женщина в одиночку подвергается физическому и моральному насилию, и очень редко, к сожалению, её кто-то защитит или спасёт. Вдова Мело с кучей детей, пухнущих от голода. Трое от мужа, остальные от арабов, насилующих молодую беззащитную женщину. Хочет покончить с собой, когда один из маленьких умер, отравившись какой-то травой, остальные сидят возле котла и ждут, когда сварятся камни. Но эта Мело чуть глаза не выцарапала Иоанну, когда тот предлагает бороться с арабами, упомянув её первенца Кецецо, который всё-таки погибает от руки приспешника арабов, когда обращается к народу с призывом, что только овцы могут стерпеть такую несправедливость, как объявление о новом постое прибывшего из Багдада двухтысячного войска. Мело с базара везёт на одолженной арбе тело своего сына. Рядом дочка гонит хворостинкой непроданных гусей и индюшонка. Не продали-нет денег для уплаты налога. Мело-только мать и женщина, имя которой нигде не будет записано. Она обречена отражать в одиночку новые беды и горести, Будет терпеть, будет хоронить своих детей, но на войну не пустит. Война-самое ненавистное слово для Мело, как для всех матерей.
  
  Або, принявшего учение Христа, казнят арабы. Иоанна Сабанисдзе, духовного пастыря и человека чистых помыслов, казнили тоже свои, грузины: закидали камнями.
  
  Всё мирское затушёвывается, остаётся только душа и память о духовной силе Або, которого в течение девяти дней и ночей мучали, истязали, но не смогли поработить его душу, которую он отдал служению Христу, служению справедливости и свободы. Обречь себя на муки ради всего человечества: чтоб одних не порабощали другие и уважали их свободу. Только юным доступны такие вершины душевного совершенства и пребывания в состоянии и способности отринуть все земные человеческие дрязги, которые мешают человеку стать человеком, а не одной из особей двуногих с разумом, но безвольных существ, разделённых друг от друга глубокой чертой социального неравенства. Отношение сильных арабов по отношению к грузинам, но не настолько слабым, чтоб изменить той вере, которую им оставили предки. Або видит людей, которые живут не в домах, а в норах, вырытых на склоне горы. Коренных притесняют везде, где можно притеснить беззащитного: для них базарная плата выше, чем для приезжих торговцев; налог джизья платят, как христиане; если живёшь не в норе, а в лачуге, то принимай на постой кроме одного прежнего ещё двух солдат-арабов.
   Решение Або стать христианином-это не мгновенный юношеский порыв и не религиозная эйфория фанатика. В нём душа и помыслы первых христиан, которые верили в победу добра и справедливости, и вера эта была чиста, пока к ней не протянулись руки богатеев, которые наживаются и наживаются и не могут никак нажиться; они и распяли самого Христа, его учение с его непреложными заповедями. Або-герой всех времён по своей уникальности, и проживи он дольше, то стал бы гордостью не только христиан, но и мусульман. Память об Або Тбилели и авторе Иоанне Сабанисдзе, рассказавшем его историю, будет путеводной звездой для грузин, которые сохранили свою веру и сохранят, и, бог даст, сохранят и свою родину, язык, культуру.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"