Аннотация: Простая девушка в ином мире. Простые мечты обычного человека. Но что делать, если у тебя есть новое имя и новое положение в незнакомом обществе? Новая семья и новые друзья? И, конечно же, новые проблемы? Ответ прост: жить. Жить, несмотря на непривычные обычаи и понятия, на положение карающего меча в чужих руках. Жить, отдавая всю себя новому миру, который так незаметно и естественно стал для тебя домом.
Повесть первая.
Выше, чем надежда
Предисловие.
Pourquoi pas?
Я убегаю
Агата Кристи "Беглец"
Наверное, это нормально: в трудные дни пытаться спрятаться, искать укромный уголок, где никто не найдет и не потревожит, пока ты осмысливаешь сложившуюся проблему. И, как говорится, "кто ищет, тот всегда находит". Я тоже однажды захотела спрятаться от больших разборок с родителями, вот только задумывалось это как поход к подруге или ночевка у бабушки... А вышло попаданием в другой мир.
Хотите, я расскажу вам сказку?
Жила-была девушка с простым русским именем Настя. И была эта девушка в двадцать лет непутевым ребенком без стремлений в жизни. За родительский счет поступила она в университет, на заочное отделение, пошла работать в музыкальный салон. Но по непутевости своей уже вторую сессию благополучно провалила. А еще почти через год и с работы уволилась, по глупости да самонадеянности своей. Но, зная нрав родительский, ничего им про это не рассказала и, как могла, скрывала. Но, естественно, матушка с батюшкой обо всем узнали, и вот ждал ее суровый разговор с ними. И если мать ее, может быть, пожалеет, хоть и не поймет (да и куда ж понимать, если сама Настена себя не понимала?), то вот отца она боялась крепко... Так и получилось, что шла девушка поздним апрельским днем домой в ритме умирающего лебедя и ноги переставляла все неохотнее и неохотнее, больше всего стремясь оказаться как можно дальше от дома и от разговора с родителями.
Бывают чудеса на свете. Иногда нам кажется, что они спасают нам жизнь, иногда - что окончательно портят ее. Вот и Насте в тот момент показалось, что пришло спасение, а уж как оно на самом деле было, решать нам самим. Потом, когда начнем вспоминать.
Ну, я думаю, сказку уже можно заканчивать, переходя в жанр мемуаров.
В общем, сначала я просто не поняла, что иду уже не по знакомой с детства улочке, до того она была похожа на оригинал. Не было ни сверкающей арки, ни неземного света, ни необычных ощущений. Даже летающей тарелки с зелеными человечками не было. Хотя кто его знает...
Признаюсь честно, первой моей мыслью было: "Потерялась!". Потом: "Это где же я?". Замыкал хоровод судорожный всхлип: "Мама!!". Для меня, никогда не бывавшей даже в соседнем пгт, ситуация была шоковой: одна, неизвестно где, даже телефон как назло еще днем разрядился, а денег с собой как всегда жалкий полтинник. Слава всем богам, местные спецслужбы, полиция-милиция, на нестандартный портал отреагировали крайне быстро, и истерика еще не успела принять меня в свои нервные объятия. Но нет, меня нашли уже через полчаса в слезах на скамеечке, крайне вежливо проводили в какой-то офис и начали вежливый (!) и обстоятельный допрос. Кто такая, откуда, сколько лет, где училась, есть ли семья, работа et cetera. После заполнили анкету и все так же вежливо увезли в гостиницу и сдали на руки персоналу. Все это проходило словно мимо меня в густом как сладкая вата тумане.
Самое страшное было утром: я открыла глаза в незнакомой комнате и до моего тормознутого мозга наконец дошло, что это не сон. Что все это вполне реальная правда. Что я действительно попала в другой мир.
Было...странно. Я, как и многие мои сверстницы, начитавшись фантастических и фэнтезийных романов, воображала себе параллельный мир чем-то вроде классического толкиенисткого фэнтези. Но этот новый мир оказался почти полной копией старого. Точнее, не совсем. Но об этом позже.
Больше всего меня, пожалуй, удивило отношение ко мне всей этой правительственной машины. Со мной носились как с писаной торбой, разве что пылинки не сдували. Оказалось, что я имею хоть очень слабый, но магический дар, благодаря чему попадаю под сразу две правительственные программы защиты как, во-первых, "попадалец" (какое емкое слово...), а во-вторых, будущая ведьма. Дескать, империя нуждается в вас.
Мне выделили нехилое денежное пособие, определили на какой-то заумный магический факультет, выделили милую однокомнатную квартирку в десяти минутах ходьбы до университета, даже провели несколько обширных лекций по устройству этого мира и моей, хоть и временной, роли в нем. Мне даже разрешили вернуться домой, правда, почти через полгода по стационарному порталу, но... НО! Вам не кажется, что это все слишком похоже на сказку?
Сначала я воспринимала все это как само собой разумеющееся, но в какой-то момент поняла, что все не так просто. Вот теперь и вернемся к различиям между мирами Альфой (или Землей) и Бетой.
Я часами бродила по улочкам, так напоминавшим мне мой родной город. Казалось, что там даже деревья росли на том же месте, что и дома. Казалось, стоит зайти в подъезд, позвонить в звонок и дверь откроет мать, только что вернувшаяся с работы...
Но мир Беты был пуст и тускл. Не было веселых компаний, не смеялись дети, играя в ярких песочницах, не рекламировали стенды "Comedy club". Ветер гонял пыль по чистым дорожкам скверов, пустовали скамейки на набережной, а в музыкальных магазинах не играла веселая музыка. Казалось, даже солнце светило вполсилы. Жизнь там похожа на старый мутный суп, вот-вот готовый заплесневеть: вроде и съедобно на вид, но внутри чувствуешь смутное отвращение.
Помню, дома, на Альфе, я часто жаловалась подругам на однообразность жизни, а особенно учебы. Дни были расписаны по минутам, и не было в них ни капли жизни или хаоса, составляющего жизнь. Все как всегда, все как у всех.
Здесь обнаружилась подобная же ситуация, но не в моей отдельно взятой жизни, а повсюду: везде, у каждого. Мне часто вспоминались фильмы о будущем, где в основном фигурировали роботы, вступающие в конфликт с людьми. Это ведь так страшно: ничего не чувствовать.
Могу вас заверить, я это будущее видела своими глазами на Бете, только вместо роботов там жили люди.
Каждый день я ходила на пары, отсутствующим взглядом сверлила окно или стену, на автомате записывая лекции, ни с кем не общалась, хотя вместе со мной училось несколько таких же попаданцев. В обед уходила домой и до вечера сидела в комнате, пытаясь что-нибудь читать или бездумно просиживая за компьютерной игрушкой. Изредка я выбиралась на улицу, бесцельно гуляя по пустынной набережной, несмотря на разгар лета. Я ждала осени.
Лишь однажды эта скорлупа дала трещину, увы, недостаточную, чтобы полностью разрушить ее. Оказывается, время в параллельных мирах идет по-разному, и я вместо полугодичного отсутствия вернусь домой через неделю. Моих родителей уже известили, меня тоже давно готовят к отправке в родные пенаты. Но самым интересным был тот факт, что сотовая связь между мирами почему-то работала, и вполне успешно. Почему - сложный вопрос, который мне даже попытались объяснить, но честно признаюсь, из всего длиннющего объяснения я поняла лишь предлоги с союзами и пару существительных.
Разговор с родителями всколыхнул накачанные снотворным чувства на целых три дня. Я грустила, рыдала, мерила шагами комнату... А потом закончились выходные и этот "эмоциональный всплеск" тоже как-то закончился. Незаметно, внезапно, а может и потихоньку. Не знаю. Это просто случилось, и все.
Так же незаметно подошла осень. Нарядились в золото и рубины немногочисленные хилые городские деревья, зашуршали по асфальту нудные моросящие дожди, полетели в дальние края мертвые листья, а охладевшее к земле солнце все чаще сбегало под спасительный покров свинцовых туч. В один из таких дождливых дней мне предстояло вернуться домой, чему я, признаться, радовалась, хоть и не особо. Жизнь все равно пока представала передо мной в на редкость выцветших красках. Не добавляла хорошего настроения изрядная доля волнения. Я даже на экзамены с меньшей нервозностью ходила, а тут совсем расклеилась.
Можно конечно, сделать загадочное лицо и утверждать, что "уже тогда меня преследовало чувство смутной тревоги", но это будет выглядеть полным бредом. В отношении меня, конечно же. Мало кого не трясло бы от страха перед подобным способом возвращения домой. Телепорт, пусть и стационарный, - это не самолет и даже не поезд.
Как водится, тряслась я не зря. Недаром я зашла в телепорт последней, судьба это была, наверное... Как вы может быть догадались, перенесло меня отнюдь не к себе домой, а неизвестно куда и в гордом одиночестве.
Так что, дамы и господа, я предлагаю вернуться во время настоящее, отложив время прошлое. Недаром говорят, что мемуары - самый скучный литературный жанр.
История первая.
Королевская охота
Когда становится чуть теплей
небо северных стран на пороге весны,
И ночи гонят черных коней
к востоку от солнца и к западу от луны...
Хелависа, "Королевская охота"
Действительность встретила меня до боли знакомо по многочисленным опусам писателей-фантастов. То есть: просыпаешься непонятно где, в лесочке (или на полянке), в гордом одиночестве и без вещей (тут уж кому как повезет). Далее обычно идет расхождение в сюжете: или герой, вспоминая пионерское прошлое, кое-как выбирается из леса к людям, или же события развиваются крайне стремительно и далеко не всегда благоприятно и безопасно для героя. В моем случае судьба дала мне полчасика на осмысление ситуации, а потом события понеслись как знаменитая русская тройка.
Когда до меня дошло, что деревья вокруг никак не могут быть частью городского парка культуры и отдыха, я поняла, что попала. Во всех смыслах. И тогда я просто села на землю и позорно разревелась. Светило солнышко, изрядно спустившееся к земле, жизнерадостно сплетничали вокруг какие-то птички, жужжали мошки над ухом... Как раз мошки и вернули меня в реальность. Почти.
Иначе как объяснить, что я, подобрав валяющийся радом рюкзак, побрела, как в сказке, "куда глаза глядят". Слава всем богам и не только, что к телепорту я пришла не в туфельках на каблучке и юбочке по колено, а из-за дождя одела вполне осенние полусапожки и теплые(!) джинсы. Хотя небольшие каблучки все равно мешали, утопая в прелой хвое.
Когда полянка скрылась из виду, понеслась та самая тройка. Или лучше сказать, что меня навестил всем известный северный зверек с ценным мехом?..
Сначала до моего заторможенного мозга дошел сигнал от ушей: где-то не очень далеко несколько раз с различными интервалами протрубили в рог. Следующий сигнал поступил еще быстрее и тоже от ушей, но был гораздо серьезнее: я услышала собачий лай. Вот тут я уже встрепенулась. К сожалению, понять, откуда слышен лай я не могла при всем желании, но почему-то не сомневалась, что он по мою душу. Ну, или я просто под руку попадусь. Поэтому я ускорила шаг, пытаясь прислушаться к голосу разозленной своры.
"Эх, в провидицы надо было податься", - с тоской подумала я, глядя на охотничью стаю. Меня очень быстро догнали и еще быстрее окружили, прижав к толстенному кедру. Забраться на дерево я не могла, так как не умела, хотя, не спорю, хотелось. Мне было очень страшно. До дрожи, до жути, до потери сознания. Казалось, вот она - смерть. Простая и такая свирепая. Жуткая. Обычная.
Но собаки не нападали. Рычали, лаяли, угрожающе переходили с места на место, демонстрируя собственное превосходство. Только когда между деревьев замелькали всадники, я все поняла. Они ждали.
Но вот рычание сменилось радостно-подобострастным скулежом, и на облюбованную мной полянку выехали три всадника: двое мужчин и подросток лет четырнадцати, может меньше. Они остановились на краю, задумчиво изучая взглядами представшую картину и не обращая внимания на собачий скулеж.
Я смотрела на этих людей, пытаясь увидеть и понять как можно больше, но лишь проклинала испорченное за компьютером зрение. Незнакомцы стояли всего лишь шагах в тридцати, а для меня их лица сливались в одно смутное пятно.
Они о чем-то негромко разговаривали, то и дело бросая на меня странные взгляды. Я их не слышала, да и язык-то мне наверняка неизвестен, поэтому молча прижималась спиной к дереву и тряслась от страха. Что стоило этим аристократам просто затравить меня собаками? Без причины, для удовольствия от приятного зрелища?
Но вот один из всадников подошел ближе, явно намереваясь вести переговоры. И вот уж тут я смогла рассмотреть его вволю. Это был молодой мужчина лет, наверное, двадцати пяти, красивый. Про такого говорят "аристократичный". Изящный, но не хрупкий, высокий, выше меня на полторы головы, волосы темные, скорее всего каштановые, заплетены в длинную косу, чей кончик забавно качается маятником при езде. Этот человек чем-то напомнил мне Атоса из фильма "Д'Артаньян и три мушкетера": такой же спокойный, держащий себя с достоинством и непринужденностью истинного аристократа, с задумчивой складкой на лбу и горечью в шоколадных глазах. Признаюсь, я тогда подумала, что если бы у меня был старший брат, я бы хотела, чтоб он выглядел именно таким.
Пока я пребывала в созерцательном трансе, незнакомец тоже не терял времени даром и присмотрелся ко мне, чуть заметно улыбаясь уголком губ. Видно, очень уж забавно выглядела трясущаяся от страха девица, во все глаза уставившаяся на него и едва ли не обнимающая толстенный ствол кедра. А потом он обратился ко мне. И я поняла! Прямо как в задрипаном фентезийном романе.
- Откуда ты, девочка?
Хвала богам, хотя бы вопрос неоригинальный! А то спросил бы он меня, чья я крестьянка, и чтобы я ответила? Хм, наверное, то же, что и сейчас...
- Если бы я знала! - честно призналась я. Откуда ж я знаю, чей это лес?
Всадник явно озадачился. Потом присмотрелся внимательнее к моей одежде и уточнил:
- Ты иномирянка?
Теперь озадачилась уже я. С одной стороны, если первый встречный признает во мне человека из другого мира, то скрывать этот факт глупо, бессмысленно и опасно. К тому же, одежда, незнание самых элементарных вещей и традиций. С другой - а вдруг они иномирцев в жертву приносят каждую пятницу?
Я посмотрела на мужчину. Было в нем что-то, что не давало мне соврать: в осанке, во взгляде. А может, это здравый смысл проснулся впервые за полгода.
- Ну...э-э-э...в общем, да, - опасливо промямлила я. И удивилась.
Незнакомец широко улыбнулся, без всякого намека на торжество или злорадство, и позвал меня за собой. Я тихонечко, маленькими шажками отлепилась от дерева и настороженно приблизилась к ожидающей меня троице. Одним из всадников оказался пожилой мужчина, с наполовину седой косой и внушительной фигурой потомственного спортсмена. От подростка же наоборот веяло какой-то хрупкостью и даже болезненностью. Казалось, ветер дунет - унесет как домик в Изумрудный Город.
Молодого человека звали Илларио Лео, герцог дю Лерро и этот лес принадлежал ему. Сам он являлся подданным и дальним родственником короля Генри II. Страна называлась Аре, а по социальному устройству и уровню развития соответствовала примерно веку XVII на Земле. Второй всадник, пожилой, представился просто Ги, без всяких предисловий. Я не удивилась подобной скрытности. Может, это просто воспитатель мальчишки или же лицо столь высокопоставленное, что обычным смертным его имени знать не положено. А может, он человек такого простого и веселого нрава, что придворный этикет подчеркнуто не признает? Личность же подростка ввела меня в пятиминутный ступор. Оказывается, передо мной стоял сам наследник престола, будущий король Мишель III.
Зато моя личность заинтересовала аристократов куда больше. Через полчаса допроса с пристрастием со стороны герцога и Ги, я просто села на землю, сложив ноги по-турецки, и рассказала всю историю своей жизни в более-менее кратком варианте. Не забыла упомянуть и мир Бета, и засбоивший телепорт, и собственное состояние после полугода жизни в образе растения. Под конец повествования у меня едва язык не отнялся, до того я устала. Но мое состояние быстро заметили и предложили проследовать в охотничий лагерь для более удобного отдыха. К тому же, герцога с принцем уже должны были потерять.
Было решено незамедлительно проследовать к лагерю. Сначала меня хотел взять к себе в седло Ги, но я с ужасом отскочила прочь. Что поделать, единственные животные, которых я не боюсь - домашние кошки. Дитя цивилизации, черт возьми!
Так мы и пришли в лагерь: герцог, следом за ним принц, а замыкал шествие Ги, за коня которого держалась я. Живописно получилось, ничего не скажешь.
Вы когда-нибудь видели фильм "Особенности национальной охоты"? Помните, там, помимо основного сюжета в качестве лирического отступления вставляли фрагменты настоящей русской охоты века XIX? Вот примерно ту же картину я и увидела, разве что вместо зимы на дворе стояла ранняя осень. Согласитесь, на фоне прекрасных дам в длинных платьях и кавалеров в костюмах из замши и шелка немного странно смотрелась растрепанная девица в черных джинсах, свитере и кожаном плаще? Зрелище, бесспорно, незабываемое.
Для герцога во мгновение ока был поставлен просторный шатер, куда и зашли герцог и Ги, предварительно впихнув меня. Внутри с потрясающей скоростью накрыли стол и усадили пребывающую в немного заторможенном состоянии меня. Вот тогда и начался серьезный разговор. Точнее, пока я старательно уничтожала легкие закуски, мужчины что-то обсуждали. Только основательно наевшись, я стала более адекватно воспринимать мир. А поскольку разговор шел обо мне, послушать его было крайне интересно.
Точнее, я так думала ровно до того момента, как заблудилась во многочисленных именах, названиях и событиях, которые мне ничего не говорили. А наступил этот момент почти сразу. В итоге мне пришлось вежливо прервать их вопросом: "А чем мне грозит мое происхождение?" Оказалось, ситуация вроде и проста как табуретка и одновременно сложна как фландрийское кружево.
С одной стороны, иномеряне в этом мире - редкость, но редкость ценная. До меня их было человек десять и все из одного времени - девятнадцатого или двадцатого века, но последний иномерянин умер двести лет назад. Что меня несказанно удивило, так это поведение попаданцев: никто из них не пытался спасти мир или же захватить его, не вмешивался в большую политику по собственному желанию, даже порох не пытались изобрести! Его аналог и так здесь есть... Поэтому и отношение ко мне должно быть по меньшей мере нейтральным, но... Я не знаю ни местных обычаев, ни устоев, ни политического положения. Я не имею никаких документов, закрепляющих мои права и обязанности. На крестьянское положение оформлять меня - неуважение, воин я аховый, разве что в монастырь какой уйти, да вот беда: здесь язычество. А для жриц нужна серьезная подготовка с самого детства. На дворянское положение у меня нет прав, так как нет рода, эти права подтверждающие. Можно было бы, конечно, подарить дворянский титул "за заслуги", но для этого должен быть "рабочий стаж" в местной Табели о рангах. Задним числом же оформлять - несолидно...
Если оставить все как есть, то ничем хорошим это явно не кончится. Мне хватило того факта, что при желании на меня можно повесить какое-нибудь мелкое преступление вроде осквернения священной клумбы, и я на десяток лет отправлюсь в принудительное рабство или вовсе на виселицу. Радужная перспектива, не правда ли?
Мало того, меня решили запугать еще и наличием нечисти, бродящей по местных лесам. Вампиры, низшие и высшие, проклятые оборотни, изгнанные жрецы, сошедшие с пути служения своему богу, да просто "романтики с большой дороги"! Что я им противопоставлю? Высокохудожественный ор в ухо или лекцию по истории Древнего Рима?!
Меня захлестнула волна тихой паники. Я тихонечко сидела в уголке, незряче уставившись в стол, и истово жалела себя, периодически сбиваясь на ругань. Ну что мне стоило домой вернуться пораньше? Или наоборот, остаться у подруги на ночь?
А герцог и Ги похоже уже нашли выход, вон как нетерпеливо поглядывают. И правда, нашли: мне предложили войти в дворянский род по какой-то старинной традиции. Я слушала их вдохновенную речь и все больше задавалась вопросом: а с чего они вообще мне помогают? Мы знакомы третий час, я из другого мира, о котором они ничего не знают кроме моего рассказа да, может быть, мемуаров кого-то из других попаданцев. Они - аристократы, воспитанные в почтении и гордости к собственному роду и многочисленным славным предкам. С какой стати им помогать мне? И не будет ли их помощь во сто крат горше, нежели отсутствие союзников в незнакомом мире? Я не преминула задать им эти вопросы. Ответ, признаться, меня немного ошарашил:
- Ты - другая. Из другого мира не только...э-э-э...физически, сколько нравственно и духовно. Каждый человек с раннего возраста изучает труды других иномирян. Все десять твоих предшественников были великими людьми. Они не спасали мир, не перекраивали его, но и не терялись в общей толпе. Они были великими учеными, поэтами, воинами, дипломатами. Последний, которого здесь называли барон Шанкрэ, считался величайшим мореплавателем за всю историю. Именно он научил нас строить как огромные галеоны и фрегаты, так и простые прогулочные яхты. До этого был художник по фамилии Васнецов и поэт, научивший людей любить, кажется, его на родине звали Байрон или как-то так... Мы не знаем, кем станешь ты, но то, что твоя судьба войдет в историю - не сомневаемся. Для нас честь быть знакомыми с человеком из другого мира.
Сказать, что я была удивлена, значит вежливо промолчать в сторонке.
- Знаете, вот уж кем-кем, а светилом науки я себя никогда не ощущала, скорее наоборот. Я даже университет закончить не смогла, потому что мне на занятиях скучно было! Можно сколько угодно доказывать, что Эйнштейн тоже в школе двойки получал, ко мне это не относится. Другой я человек, другого склада ума и характера! - я подавленно помолчала и закончила: - Я беглец, господа. На меня никогда нельзя положиться, все равно мне проще уйти, чем ввязаться в драку, что кажется бессмысленной. Откуда вы знаете, что я не решу так в тот момент, когда вам понадобится моя помощь? - я замолчала, увидев, как улыбается Ги на мои слова. - Ги, если вы думаете, что я наговариваю на себя, то совершенно напрасно. Я не говорила бы так, если б не подводила уже близких мне людей по собственной мимолетной глупости.
Герцог Илларио и Ги молчали, а я старательно прятала глаза. Да, возможно кто-то посчитает мое признание глупостью и недальновидностью, ведь с подобным характером мне совсем не место в дворянской семье, но я не могла промолчать. На меня надеются, и обмануть надежды - худшее предательство на свете. Но все же...сомневаюсь, что хотя бы четверть любой аристократии отвечает обычным понятиям морали и психологии.
- Может, вы и правы, Настя. А может, именно поэтому вы и попали сюда? Чтобы измениться и изменить окружающих? - улыбнулся мне герцог.
В общем, на том и порешили. Как ни странно, но войти я должна была в род герцога, а не Ги. На мой вопрос, Ги ответил лишь, что ему запрещено так поступать. Подобный ответ меня озадачил, но спрашивать дальше я постеснялась. Слуги сноровисто собрали шатер, герцог с грехом пополам уговорил меня забраться к нему на лошадь и мы, оставив позади изрядно опустевший к концу дня лагерь, отправились в замок герцога дю Лерро с романтичным названием Черная Роза.
За два часа езды я прокляла все на свете, и в первую очередь отсутствие нормальных дорог в лесу. Хвала богам, на лошади я проехала лишь минут двадцать, потом показалась дорога, где меня пересадили в карету, специально оставленную для тех, кто не слишком искусен в верховой езде. Но вот качество дорог поражала в самое сердце, а также то место, что ниже спины. В замок я приехала едва живая.
Но увидев замок, я поняла всю ничтожность своих проблем. Человек, что строил этот шедевр архитектурного искусства, не зря дал ему столь романтично-пафосное название, совсем не зря. Вспомните знаменитый Собор Парижской Богоматери. Вспомнили? А теперь мысленно переделайте церковь в замок. Результат и будет называться замком Черная Роза. А дальше добавьте в картину немного классической мрачности стандартного фильма про графа Дракулу, обрыв, на котором стоит сие сооружение, и холодное яростное море. Закончили? Поздравляю, перед вами фамильное гнездо рода дю Лерро!
По дороге в замок Ги старательно рассказывал мне про ритуал вхождения в род, чем вгонял меня в предобморочное состояние. Оказывается, подобный ритуал редко используется из-за того, что люди, прошедшие его, становятся не просто братьями по крови (а ритуал-то на крови), но действительно кровными братьями, ибо теперь на всю жизнь в их жилах течет одна кровь. Что интересно, такие вещи, как разные группы крови и резус-факторы, значения не имели. Вообще. Все-таки хорошо, что в жизни есть такая удобная вещь как магия.
Для меня проблема была в другом. Я до жути и потери сознания боюсь крови. Не важно, чьей, все равно боюсь. О чем честно предупредила Ги, но тот в ответ лишь посмеялся. Но увидев мое обиженное лицо, призадумался надолго, вплоть до приезда в замок. Пока же я восторгалась местной архитектурой, он явно что-то придумал и попросил не беспокоиться на этот счет. Я лишь пожала плечами. Все правильно, волноваться надо отнюдь не мне.
Стоило мне зайти под сень готического шедевра романтичного дизайнера, как мне сунули в руки чашку с чей-то горячим и подозрительно зеленым. И едва я успела выпить это "что-то", мир завертелся перед глазами черно-белым калейдоскопом. Не знаю, что это был за чудо-эликсир, но, как ни странно, я благодарна ему. Я слишком устала за этот бесконечно долгий день и непонятный "кровавый" ритуал вряд ли бы спокойно пережила.
То, что я помню об этот таинственном действе, укладывается в несколько строчек. Помню, как кружилась голова от обилия теней. Кажется, это были многочисленные мертвые предки рода дю Лерро. Они окружили нас с герцогом Илларио и затянули что-то заунывное, подтверждая правильность обряда. Дальше было еще проще: мы поочередно порезали себе ладони и скрепили родство крепким рукопожатием. На этом сам ритуал закончился, но теперь меня должны были представить особе королевской крови. Я думала, что этой особой будет принц Мишель, но вышел вперед почему-то Ги. Ой, кажется я знаю, от какого имени произошло это прозвище... Пока я пребывала в раздумьях мне предложили взять себе новое имя, ведь с этого момента у меня новая семья (не новая, а вторая!) и жизнь тоже новая. Я подумала и согласилась. Тогда король (а вы еще не догадались, господа?) поставил меня на колени, торжественно произнес клятву, с которой я без раздумий согласилась. Туман в голове начал стремительно редеть и мир снова приобретал краски, так что к концу длинной и цветистой речи мое сознание было почти в порядке.
А закончился обряд признания меня, несравненной, словами в стиле рыцарских романов:
За окном шелестел дождь, сливаясь с шумом прибоя. Тучи серыми лебедями уходили на запад, унося с собой последние дни осени. Высокие полукруглые окна библиотеки выходили на море, бушующее серо-стальное море. Ветер, ярясь, заставлял дребезжать дорогие стекла. В большом помещении было холодно, и я зябко куталась в шаль, но не уходила, завороженная стихией. Всегда безумно любила море, а сейчас само море безумно...
В дальнем углу успокаивающе потрескивал огонь в камине. Рядом с ним стояли два кресла, к одному из которых я подошла, облокотившись на мягкую спинку. В глубине этого мебельного гиганта затерялся мой брат. Я задумчиво смотрела на огонь, любуясь красотой хаоса первозданного существа.
- Что такое "честь", Илларио? Имя? Репутация? Благополучие? Родовые принципы? Рыцарский кодекс? Скажи мне, что есть "честь", Илларио!
Илларио наблюдал за пляской огня и молчал. Завывал за окном ветер, дребезжали окна, едва слышно шептались книги на полках.
- Не знаю, могу ли я объяснить тебе это, Хэл, - наконец нарушил молчание брат. - Я и сам не совсем понимаю это понятие. Просто есть где-то в глубине души четкое разделение: это - бесчестно, а это - нет. Мы - chevaliers, Хельга. Мы - рыцари короля. Для нас честь составляют и имя, и кодекс, и родовые принципы, и само служение королю. Да, наверное, верность - основа чести любого шевалье.
- Мне странно слышать рассуждения о чести и благородстве, - я подошла к камину, шелестя длинным подолом, постояла немного и опустилась в кресло напротив Илларио. - В моем мире этими понятиями переболели как дети краснухой: ярко, но только один раз. Стерлась грань между дворянином и простолюдином, нравственностью и пороком, жизнью и существованием. Там двести лет не сражаются на дуэлях, и не потому, что их запретили. Скорее, люди просто привыкли, что на оскорбление можно или не обратить внимания, или оскорбить в ответ...как перепалка на базаре. Зачем следить за своими словами и поступками, если нет надобности отвечать за них? Ну, я не имею ввиду прямое нарушение закона.
Я замолчала, когда в комнату тихонько вошла служанка с подносом. Она бесшумно поставила поднос на столик и ушла, стараясь быть как можно незаметнее. По комнате медленно поплыл легкий аромат ванили, разбавленный привкусом дорогого черного чая. Только взяв в руки обжигающе горячую чашку, я поняла, насколько замерзла.
- Легко жить, когда не за что отвечать, - отложив книгу, ответил Илларио. - Но ведь сейчас ты не на своей родине.
- Ты прав, - улыбнулась я. - Этот замок стал мне настоящим домом за последние три месяца, но... Я родилась среди других людей, в другом мире. Я не говорю о материальном, нет, а о духовном. Мне трудно понять то, что вы считаете элементарным и само собой разумеющимся, но от того и объяснить эти понятия гораздо труднее.
- Это напоминает мне детское любопытство, - тоже улыбнулся Илларио. - Все мы когда-то изводили родителей вопросами из разряда: "Почему трава зеленая?" или "Что такое семья?"
- Но ответ: "Потому что так создали боги" меня не устроит.
- И правильно.
- Но от этого много непонимания. В первую очередь, для меня самой.
- Просто ты еще слишком мало времени живешь здесь. Скоро ответы на эти вопросы придут сами, а ты и не заметишь этого. Мы - шевалье, Хельга. Мы служим короне. В этом наша честь.
- Аминь.
- Ты, как всегда, несерьезна, Хель.
- Напротив, я предельно серьезна, Илларио.
Брат снова углубился в книгу, а я наслаждалась ароматом чая, но нашу семейную идиллию нарушил осторожный стук в дверь.
- Госпожа, вас ждут в тренировочном зале.
- Спасибо, Грета, я скоро спущусь.
Илл заинтересованно поднял голову, отчего ему на нос упала непослушная шоколадная прядка. Мужчина забавно прищурился, став похожим на хитрого кота, считающего, что самая лучшая сметана - это та, которую тебе запретили есть.
- Как же твои успехи в ратном деле, дорогая сестра?
- Боюсь, не так блестяще, как мне хотелось бы, брат мой. Но я стараюсь, - скромно потупив глаза, ответила я и ушла переодеваться.
* * *
Три месяца. Три месяца назад у меня появился дом. Три месяца назад у меня появилась семья. Не просто родители, бабушки-дедушки, чувствующие ответственность за непутевое дитя скорее по привычке и обычаю. Моя семья - сирота Илларио, сходивший с ума от одиночества в фамильном замке. Моя семья - король, которому принадлежат моя жизнь, честь и верность, который никогда не предаст и не бросит. Моя семья - замок на краю моря с высокими стрельчатыми окнами и яркими витражами. Это - мой дом.
Все так просто.Все так ясно. Все так понятно. Но...
Я смотрю на серое море и серые тучи, просиживаючасами на подоконнике, и терзаю себя сомнениями. Может быть, ненужными. Может быть, оправданными.
Я беглец. Toujours, partout. Зачем учится, когда интереснее смотреть телевизор или окопаться за компьютером? Зачем работать, если от однообразия жизни сводит скулы? Зачем вообще так жить?A quoi bon?
Tres bete! Глупо и бессмысленно. Я далеко не одна в своем эгоизме и сомнениях. Сколько людей, готовых выть от никчемности своей жизни? Сколько людей не замечают подобных проблем своего существования?
Я усмехнулась. Вот оно! Сама того не замечая я сделала жизнь и существование синонимами. Это ли не показатель?
Хотя... Все это лишь пустые размышления и последствия депрессии. Илларио прав, скоро это пройдет. Чему я, признаться, рада.
Жизнь продолжается, mescheramis.
* * *
- "Я не вернусь" -
Так говорил когда-то,
И туман глотал мои слова
И превращал их в воду.
Я все отдам
За продолжение пути,
Оставлю позади
Свою беспечную свободу.
Артхолл, столица королевства Аре, встретил меня шумом, удушающей рыбной вонью и пестротой одежд всех сословий и рангов. Заливались криком чайки, сбившиеся в многочисленные стаи, ругался народ на портовом рынке, безбожно фальшивили многочисленные уличные музыканты. Что меня несказанно удивило, так это репертуар местных трубадуров: я с удивлением узнала с десяток песен, и это только по пути домой! Здесь, в столице, нам принадлежал старый особняк, Шатобре, где мы должны были жить все время пребывания в столице. Вскоре же нам предстояло предстать пред его величеством Генрихом II.
Шатобре встретил нас темнотой пустынного холла, прорезанного ярким светом высоких стрельчатых окон. Виноградной лозой вилась лепнина по потолку, тускло блестело фамильное серебро редких безделушек, морской волной изгибалась лестница на второй этаж, гигантским маятником казались напольные часы. Поступью Повелителя Мертвых казались наши с братом шаги, а шелест моего платья звучал шагами родового приведения. Я поднялась до середины лестницы и, улыбнувшись, обернулась к наблюдающему за мной Илларио:
- Мне здесь нравится!
Я выбрала себе комнату, отделанную в голубой и синей гамме. Размеры выбранного жилища приятно удивляли: помнится, в родительской квартире на Земле зал был меньше. Три узких и высоких окна, кровать, застеленная синим покрывалом, круглый столик у окна, камин и два глубоких кресла. Мне определенно здесь нравится.
Два окна выходили на небольшой сад с прудом. Брат рассказывал, что в Шатобре живет почти десяток кошек различных пород, и они особенно любят играть в траве. Третье окно выходило во двор, где сейчас суетились слуги, разбирая багаж. Я переоделась в легкое голубое платье и спустилась в столовую, где меня ждал брат.
- Ты уже готова?
- Да.
- Прекрасно, - Илларио стоял у окна, выходящего на одну главных улиц Артхолла. Он улыбался чему-то, глядя на прогуливающихся дам и их кавалеров, изысканно поддерживающих разговоры о ненужных пустяках. - Тогда я хотел бы рассказать тебе кое-что о нашей религии.
Брат отвернулся от окна, все еще продолжая улыбаться. Он подошел к столу, на котором стоял поднос с чаем, благоухающем корицей и лимоном, и жестом подозвал меня, наливая горячий чай в две фарфоровые чашки с тонким синим узором. Я опустилась на стул и взяла себе одну из чашек, приготовившись внимательно слушать.
- Как ты знаешь, у нас официальной религией является язычество. Но дело в том, что боги разные в разных частях света. Точнее, они таковыми были до эпохи великих путешествий, то есть примерно триста лет назад. С тех пор боги потеряли географическую и этническую привязку. Сейчас запросто можно встретить в одном городе храмы Гермесу и Тору, стоящие по разные стороны одной улицы...
- Постой! - удивленно перебила я. - Какой Гермес? Какой Тор? Это же боги с Земли! Разных народов, но с Земли!
- Ну да. Pourquoi pas? - переспросил Илларио. - Наши боги одни и те же, просто люди из вашего мира зачем-то придумали себе других богов или просто возвели в божественный ранг когда-то живших людей. Я, честно говоря, всей этой истории не знаю, но об этой ситуации у нас знает каждый ребенок. Все языческие боги изначально родились здесь. Они появились сразу после рождения первородных стихий. Кстати, о стихиях. Всего их семь: простые и высшие. К простым относятся огонь, вода, земля и воздух. Простейшие стихии составляют суть стихий высших, не зависимо от названия. Высшие - это свет, тьма и природа. Как ты наверное знаешь, свет далеко не всегда означает абсолютное добро и благо, а тьма - безраздельное зло. Все это лишь невежественные домыслы землян. Природа же тесно переплетает в себе саму жизнь и смерть, связанных не менее тесно. Со временем безликие стихии молитвами людей и черпающими силы от них магами получили некое подобие личности, и тогда появились боги. Как именно связаны эти "высшие существа" не знает никто и, наверное, никогда не узнает.
Но вернемся к богам. Я тебе еще не рассказывал, но само существование магии у нас доказано очень давно, но развита она примерно также, как и у вас. Ну, может, чуть получше. Магию заменило чудо. Не делай такие удивленные глаза, Хэл. Да, настоящее божественное чудо. Говорят, до появления у вас монотеизма, чудо тоже было довольно распространенным явлением на Земле. Но не будем вдаваться в ненужные подробности.
Здесь чудо вполне распространенное явление. Я сам не раз и не два был свидетелем того, как в храме Асклепия излечивались смертельно больные люди. Действительно смертельно больные, и это никак нельзя было объяснить шарлатанством или врачебной ошибкой. Согласись, истекающий кровью обрубок ноги сложно подделать. А однажды вообще случилась забавная история с Локки. Как-то младшего сына губернатора Нуара ограбили. Вора вроде бы нашли, им объявили какого-то мелкого служку. Недолго думая парня приговорили к виселице. Так перед самой казнью, когда на несчастном уже затягивали петлю, появился Локки, обложил всех последними словами и поведал, что губернаторский сынок просто проиграл папенькины деньги в карты и чтобы скрыть сей позорный факт, выдумал историю с ограблением. Естественно, служку отпустили, а проштрафившийся дворянчик был навеки опозорен. Говорят, кстати, что тот недоповешенный служка впоследствии стал самым удачливым вором севера.
Как видишь, эти истории - вполне правдивая реальность, и ты теперь в этой реальности живешь и здравствуешь. Поэтому сегодня у нас с тобой на повестке дня экскурсия по столичным храмам. Для удобства в Артхолле был построен огромный храм, где есть алтари всех богов мира. Вход туда совершенно свободный, так что я прошу тебя быть готовой через полчаса. Etez-vous d'accord, ma cherie?
- Tout a fait. Но что-то мне подсказывает, что ведешь ты меня на эту экскурсию не просто так, - я поставила на поднос пустую чашку, которую старательно вертела в руках последние полчаса.
- Ты как всегда права, ma cherie. Жрецы ясно видят способности любого человека, да и других рас тоже. А ты у нас ко всему прочему еще и ведьма. Слабенькая, конечно, но сам факт наличия дара это ни в коем случае не отменяет, - улыбнулся Илларио. - Советы жрецов всегда крайне ценны, и если он советует завести кошку, значит, это может как-то изменить твою жизнь или же тебя самого.
- Тогда вопросов больше нет, - я встала и сделала перед братом немного кривоватый реверанс. - Я буду готова через двадцать минут.
- Жду.
* * *
La Ville. Каменный гудящий город. Сотни людей, тысячи судеб. Я смотрю в окно, как мимо проходят люди: веселые и беззаботные, пустые и лицемерные, скучающие и прячущие боль за улыбкой. Прекрасные дамы, галантныекавалеры. Цокают копыта лошадей, стучат подкованные по последней моде высокие каблуки изысканных господ.
Так красиво. Так бездушно. Так бездумно. Так чертовски притягательно и немного романтично!
Летят по голубому небу невиданной формы облака. Иногда мне хочется молится им, подобно герою комедии Еврипида. Они прекрасны, недоступны и чужды.
Есть ли мне место в этом мире? Что я здесь делаю? Что ищу? От чего бегу?
"Берег, ласковый берег... В замке зеркал сегодня бал". Мне скоро предстоит предстать перед королевским двором.Charmant mademoiselles, elegant messieurs...
Наверное, мне надо найти себе хобби. Может быть, мне, как настоящей леди, научится вышивать крестиком? Или же лучше заняться чем-нибудь другим, более сложным и, несомненно, достойным? Например, музыкой? Как рассказывал Илларио, местные инструменты стараниями одного великого барда мало отличаются от привычных земных. Моего соотечественника, кстати, стараниями.
Странно, и почему я склоняюсь ко второму варианту?..
Странен этот город под названием Артхолл. Как это в переводе с английского?.. Если примерно, то что-то вроде "дома искусства". Или так переводится "arthouse"?
Но есть нечто интуитивно-притягательное в мощеных булыжником улицах аристократически-ухоженного центра и пропахших тухлой рыбой улочках трущоб. Это напоминает мне фотографии из старых районов Риги, где снимался фильм про мушкетеров; так представляется манящая мистикой Прага; так я видела Талин по рассказам бабушки, что недавно умерла.
Ах, mes amis!Он прекрасен и равнодушен, этот город, как и всякая красота, навеянная многими.
Наверное, я уже люблю этот город. Люблю английскую мрачность Шатобре, где живут девять кошек, которым так нравится играть в саду. Люблю старые пирсы в порту, где плавают в будние дни нечистоты, а иногда и чей-нибудь распухший труп. Люблю людей, что каждый день прогуливаются под окнами столовой, где мы с Илларио беседуем о вечных пустяках.
Воистину, мне нравится здесь! Так к чему же терзать себя риторическими вопросами, если ответы на них тоже - риторические?..
* * *
Главный храм Аре почему-то напомнил мне Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге. Те же колонны, узорчатый мрамор, высокий потолок главного зала и тонкий золотой шпиль на башне, с которой виден весь город. Действительно, Храм с большой буквы. Зеленый газон перед главным входом, статуи величайших деятелей культуры и искусства. Дарящая покой и облегчение прохлада темных стен. Где же еще чувствовать покой и радость, как не в земной обители богов?
Только вместо музея внутри компактный лабиринт: как в сказке или анекдоте, где: "Направо пойдешь - коня потеряешь, прямо пойдешь - богатым будешь, налево пойдешь - убью! Твоя Василиса".
Так и здесь: налево пойдешь - алтари южных богов, направо свернешь - восточных, а прямо - местных, северных, божеств. Илларио проводил меня в просторный, но слабо освещенный холл, где мы и расстались. Брат отправился к алтарю Одина, а мне он посоветовал навестить Фрейю, богиню весны, красоты и любви. Пока я медленно шла в нужном направлении, и навстречу мне попадались редкие посетители, почему-то вспомнилась цитата из одного фантастического произведения: "Увы, мы так закоснели в своем безверии, что когда говорим с Богом, называем это молитвой, а когда Бог с нами - шизофренией". Честно говоря, даже не представляю, с чего бы это высказывание вспомнилось мне?
Признаться, жрица Фрейи произвела на меня неизгладимое впечатление. Представьте себе женщину лет двадцати пяти, в легком белом платье явно не по сезону, с двумя задорными льняными косицами и изысканным поведением потомственной леди. Она стояла на коленях у самого алтаря, бережно раскладывая по камню последние полевые цветы и тихонько напевая себе под нос какую-то забавную песенку. Но стоило мне недоуменно замереть на пороге небольшой комнатки, где находился алтарь вечно юной богини, жрица, не оборачиваясь, приветствовала меня:
- Bon jour, ma cherie. Ищешь свою богиню, незнакомка?
Я застыла, пытаясь понять, что же имела в виду женщина, но через минуту пришла к выводу, что просто стоять нет смысла, и осторожно ответила:
- Наверное, - легкое пожатие плечами.
- Если ты пришла в храм в поисках ответов, то вопросы должны звучать как можно четче. Иначе столь желанные слова могут быть весьма далеки от истины, - заметила жрица, поворачиваясь ко мне лицом. Она была красива, спору нет, но из всей этой красоты запоминались лишь глаза: глубокие, темно-зеленые, таинственного хвойного оттенка и с легкой рыжинкой у зрачка. - Ты не веришь нашим богам, mademoiselle, поэтому они не видят тебя с высоты своих чертогов. Но хочешь ли ты получить их благословение, а, возможно, и покровительство? Они не знают тебя, и влиять на твой путь не могут, но и помощи свыше ты не дождешься. И чудеса для тебя не свершатся.
- Чудес не бывает. Бывают чудотворцы, - скорее для проформы возразила я, внимательно вслушиваясь в неторопливую речь собеседницы.
- У тебя дома - peut-etre. Но здесь чудо - часть системы мира. Поэтому я и спрашиваю тебя: хочешь ли ты стать родной нашему миру? - женщина в упор посмотрела на меня своими нереальными глазами. Наверное, этот взгляд должен был смутить или запутать человека, но все произошло совсем наоборот. - Думаю, тебе надо дать время на размышление. Приходи через пару дней, и дашь ответ, - она хотела уже вернуться к прерванному занятию, но я остановила ее.
- Pourquoi? Если бы я не решила уже все для себя заранее, пусть и неосознанно, пришла бы я сюда? Так зачем же тянуть время? Вы знаете, что я здесь именно за благословением местных богов. И за советом.
- Каким же советом? - жрица не спешила отвечать на первый вопрос.
- Ну, я же человек новый под этими небесами, и во многом отличаюсь от здешних mademoiselles как внешностью, так и поведением. Да и образованием тоже. Все-таки на моей родине геральдику и этикет не преподают, - улыбнулась я, делая вид, что так и должно быть.
- О, это как раз легко поправимо, - ответно улыбнулась жрица. - И решаются эти проблемы достаточно просто: походом в салон красоты, наймом учителя по этикету (естественно, в как можно большей тайне - если двор узнает, от колкостей устанешь отбиваться!) и визитом к портному. С проблемой общего образования легко справится ваш брат, герцогиня, так что на этот счет волноваться не нужно. Approuves?
- Oui, madame, tout a fait. Но разве я называла вам свое имя и титул?
- Non, однако, это легко определить. Только у герцога дю Лерро три месяца спустя таинственным образом появилась сестра, которую он привел с последней королевской охоты, - и жрица хитро, совсем по-девчоночьи, подмигнула удивленной мне.
Я пожала плечами. Как гласит народная молва: слухами земля полнится. Но стоило мне повернуться к выходу, как жрица окликнула меня:
- Да, a propos, насчет божественного благословления. Передай своему брату, что ты уже готова пройти Посвящение. А теперь au revoir! - в ответ я лишь еще раз пожала плечами и не стала переспрашивать. Да и зачем? Жрица явно больше ничего не скажет и расспрашивать ее не только бессмысленно, но и невежливо. К тому же, что мешает мне узнать ответ у Илларио?
Поэтому я с заметно улучшившимся настроением вышла на солнечный свет, тихонько напевая себе под нос куплет из одной из любимых песен "Алисы":
- Лишь небо знает наперед,
Как занесло и как нас всех несет!
Шатобре принял меня в свои заботливые объятия лишь поздно вечером. К моему удивлению, Илларио крайне серьезно отнесся к словам жрицы Фрейи насчет моей внешности и воспитания. В итоге в последние две недели моя жизнь превратилась в безумный калейдоскоп: парикмахер, портной, учитель этикета, учитель танцев, лекции по истории и экономике Аре et cetera, et cetera. К концу дня у меня не хватало ни сил, ни желания даже просто поужинать, поэтому еду в меня почти насильно запихивал нежно любящий брат. Казалось, это не кончится никогда...
Однако, как это ни странно, закончилось. Просто однажды ясным морозным утром ты просыпаешься и tout a coup понимаешь, что не нужно никуда бежать, торопиться и через силу проглатывать завтрак. Messieurs, вы даже не представляете себе, какое это счастье!
За эти две безумных недели меня превратили в истинную придворную леди. Честно говоря, в зеркале я себя признала отнюдь не сразу. Вам интересно? (Вопрос в основном к юным леди, читающим сей скромный труд.) Тогда по порядку.
Во-первых, волосы. От природы я вполне симпатичная шатенка с длиной шевелюры до лопаток, но местные чудо-парикмахеры за столь короткий срок отрастили мне ее до середины бедра. Я специально спросила, почему именно такой длины, на что мне ответили коротко и ясно: "Мода!" Мало того, волосы еще и покрасили в, несомненно, очень красивый шоколадный цвет с едва заметной золотой искоркой. И уже в последнюю очередь пропитали какой-то дурно пахнущей травой, отчего мои дивные (уже без иронии) локоны на ближайший год завились в тугие кольца.
Во-вторых, портной. О боги мира, кто бы знал скольких синяков и царапин стоили мне бесконечные примерки! Зато стараниями одного кутюрье и бригады швей я уже сейчас получила половину необходимого истинной придворной даме гардероба.
В-третьих, многочисленные учителя. Признаюсь, mes amis, труднее всего мне дался этикет. Мало кто с двух раз запомнит предназначение шести столовых приборов для выходного пикника... Зато учитель танцев на меня не нарадовался. И поверьте, комедия Лопе де Вега была написана не про этот случай!
Вот, собственно, так и прошли эти безумные две недели. До сих пор удивляюсь: как же я не отправила всех этих учителей-мучителей по конкретному адресу Наветренным проливом мимо Тортуги? Наверное, мне не хотелось разочаровывать Илларио... Право слово, чем же он заслужил столь недостойную и непутевую сестру?..
И, как гласит народная мудрость, на бочку меда toujours найдется ложка дегтя. В моем случае этой стандартной ложкой дегтя для моего хорошего настроения стало Посвящение. А также и приснопамятным медным тазом в придачу. О том, что это за зверь и с чем его едят, Илларио рассказал крайне смутно, отговорившись тем, что многого сам не знает, а остальное запрещено рассказывать. C'est pourquoi всего, что я узнала, хватит на пару предложений. А именно, Посвящение - что-то вроде языческого обряда инициации, когда подросток признается полноценным взрослым индивидуумом. В роду дю Лерро Посвящение является не только признанием совершеннолетия, но и своеобразным "паролем" к родовому наследию - какой-то там магии. Как именно поведет себя "семейный хранитель", не берется предсказать никто, хотя Илларио полностью уверен, что ничего плохого не произойдет.
"Его слова да богам бы в уши", - немного мрачно подумала я, спускаясь в подвал, где меня ждал неприлично веселый брат. - "Что-то он в последнее время всегда в хорошем настроении... Неужто у него дама сердца появилась? Надо будет вечером за чаем tres bien его расспросить" - на ходу сделала я себе зарубку в памяти.
- Хельга, ты сегодня особенно мрачна. Неужели это из-за Посвящения? - шутливо удивился Илларио.
- Право слово, брат мой, это совсем неудивительно, - отозвалась я. - Удивительно твое поведение. Неужто ты ни капли не беспокоишься обо мне? Или же твои мысли витают в несколько ином направлении?
- О, Хэл, ma cherie, не надо так нервничать, в Посвящении нет ничего пугающего. По крайней мере, со мной в свое время ничего плохого не случилось.
- Вот именно - с тобой. Я все-таки приемный родственник, - заметила я.
- Брось, Хэл, - отмахнулся Илларио. - Ты становишься пессимистом.
- Зато, глядя на тебя, я вспоминаю известную в художественных кругах фразу: "Настоящий оптимист даже на кладбище в крестах видит плюсы".
- Charmant, Хэл! Я вижу, что уроки изящной словесности не прошли для тебя даром. Ты станешь достойным украшением следующего бала.
- Не хочу показаться грубой, Илларио, но мне несколько неприятно чувствовать себя фигурно нарезанным фруктом или букетом вянущих цветов. Я все-таки вполне достойная внимания личность, - немного обиделась я.
- Oh, pardon, mademoiselle! Был не прав, признаю!
- Merci beaucoup!
Занятые столь важным и серьезным разговором, мы не заметили, как прошли подвал особняка и уперлись в стену с единственной дверью, выглядевшей декорацией к фильму ужасов: настолько зловещей и древней казалась она в свете одинокого масляного светильника. Естественно, открылась она с жутким потусторонним скрипом и старательно пугала непроглядной темнотой за порогом. Не знаю, какое impression должны были произвести на меня подобные спецэффекты, но я почему-то совершенно успокоилась. В конце концов, все это было слишком похоже на дешевые голливудские ужастики!
И я шагнула в ту самую непроглядную тьму совершенно спокойно. "Ну-с, господа, что же вы мне приготовили на обед?" - подумала я, оказавшись в полной темноте.
- Ты так уверенна в своих силах? - с ехидцей спросил чей-то женский голос, заставив меня вздрогнуть от неожиданности.
"Право слово, и чего тут бояться?" - внутренне сжимаясь, подумала я.
- Это хорошо, что ты еще думать можешь, - порадовался все тот же голос. - Некоторые после подобного трюка совершенно теряют способность трезво мыслить.
- А откуда вы знаете, что я трезво мыслю? - осмелилась подать я голос. - Я, например, не знаю, потому что никогда в жизни не бывала под алкогольным опьянением. Откуда же я могу знать: ясны и трезвы мои мысли или же нет?
- Ну, если можешь спокойно думать и говорить столь длинными фразами, значит и мысли твои трезвы, - заверил меня женский голос.
- Простите, конечно, мою назойливость, - решилась я, - но вы кто?
- Я? - удивился голос и тут же раздался серебристый смех. - Зови меня Фрейя, смертная!
- Богиня? - даже испугалась я. - А какими судьбами в наших краях?
- Да вот, жрица одна попросила к тебе присмотреться, - призналась богиня.
- Значит, это и есть Посвящение? - оживилась я. - Обретение бога-покровителя?
- Не совсем, - немного замялась божественная собеседница. - Твое Посвящение еще впереди. Просто я хотела увидеть тебя до него и, по возможности, подготовить и кое-что объяснить. Ты - ведьма, хоть и слабая. Но это отнюдь не главный твой дар. Как раз наоборот, магические способности являются чем-то вроде побочного эффекта твоей природы.
- И какова же моя природа? - я была откровенно заинтригована и не пыталась этого скрывать.
- Хельга, ты - стихийник. Человек, способный управлять первозданными стихиями. Безраздельно, - после недолгого молчания призналась Фрейя.
- Так зачем же вы мне это говорите? - усомнилась я. - Ведь это, насколько я могу догадываться, опасно как для простых людей и нелюдей, так и богам головную боль обеспечить может. Я права, не так ли?
- В общем, да, - согласилась она. - Именно поэтому я должна проконтролировать ход Посвящения: если что-то пойдет не так...
- ...вы меня уничтожите. Не продолжайте, сама догадаюсь, - я ненадолго задумалась, а потом по привычке легко пожала плечами: - Чему быть, того не миновать, так говорят у меня на родине. Начинайте, что ли, это дурацкое Посвящение!
- Оно уже началось, - словно издалека донесся голос Фрейи.
Каким-то двадцать пятым чувством я поняла, что осталась одна. Но мое вынужденное одиночество продлилось от силы пять минут. Все тем же двадцать пятым чувством я осознала, что темнота вокруг словно ожила, зашевелилась, густым туманом перекатываясь рядом. Стало заметно труднее дышать, и по нервам шаровой молнией ударила паника: тревога!, тревога!, опасность!, опасность!
Я упала на колени, судорожно держась за горло, но все вдруг резко прекратилось. Что-то безмерно древнее и могущественное было рядом, подавляя меня самим своим присутствием. Хотелось сжаться в клубочек, закрыть глаза и зажать уши: лишь бы только не чувствовать и не осознавать рядом это. Вот только сил и воли не хватало даже на такую малость. Захлебываясь паникой, я искала способ прекратить этот ужас, когда в голове зазвучали сотни непонятных голосов, калейдоскопом скачущих от шепота до крика. И неожиданно я нашла выход.
Он был прост, как и все гениальное: я старательно запела себе под нос, одновременно четко проговаривая слова в своей голове, пытаясь хоть как-то заглушить безбожно фальшививший хор:
- Я помню барышнею вас в короткой белой блузке.
Я был учитель-гувернер, учил вас по-французски.
Я вас тогда обожал...
Я был серым гимназистом, а вы моей принцессой:
Вы мне пели "Марсельезу", картавя так прелестно,
А я вам подпевал...
Как ни удивительно, но голоса постепенно стихали, словно внимательно прислушиваясь, как к тексту и голосу, так и к моему же состоянию от этой странной (читай: страшной) песни.
- Отче наш иже еси!
Семь волков одна волчиха,
Взвейся ветер наше лихо
В чисто поле унеси.
Меня не будет завтра,
Тебя не будет завтра,
Всех нас не будет завтра,
Сегодня или завтра!
Под конец песни я уже почти кричала и молилась тоже почти по-настоящему. А когда музыка и слова в голове кончились, я осознала, что страшных голосов в голове нет. Темнота вокруг потеряла свою первозданную однородность и теперь мягко и неожиданно переходила из одного цвета в другой: черный - синий - ярко-красный - зеленый - белый и так далее. И совсем не чувствовалось ни враждебности, ни давящей древности.
Я несмело вытянула вперед руку, и многочисленные цветные тени тут же слетелись к ней, обвили ее. Я испуганно отдернула ладонь, но тени по-прежнему не проявляли никакой агрессии. Я решилась.
Стоило с кряхтеньем встать с невидимого пола, как разноцветные облачка облепили меня со всех сторон. Мне невольно вспомнилось, как тыкались носом в руки слепые еще котята, с огромным интересом обнюхивая незнакомого человека. Эти тени вели себя также, за исключением того, что, во-первых, прекрасно видели, а во-вторых, постепенно слились в два радужных жгута и плотно, но на грани восприятия, обвили мне руки от запястий и до локтей. Постепенно тени таяли, а у меня на руках проявлялся замысловатый, тонкий, похожий на виноградную лозу или вьюнок, узор: на правой руке - черный, на левой - серебристо-белый.
Однако на этом все не закончилось: узоры начали быстро разрастаться по всему телу, отзываясь легкой щекоткой, но не смешивая цвета. Я так и представила себя: одна сторона лица в белом узоре, другая - в черном. Ну прямо богиня смерти Хель (кстати, тезка...): у той одна сторона лица принадлежит молоденькой девушке, а другая - дряхлой старухе! Но вот странная татуировка стала медленно пропадать, пока не исчезла вовсе.
И все же, что-то подсказывало мне, что еще не все кончено. Я стала усиленно вспоминать все, что рассказывал мне Илларио о Посвящении, меряя шагами пустоту. Voila! Илларио! Он же говорил, что прошедший испытание, становится совершеннолетним и может полноправно считать себя chevalier, а значит и участвовать в дуэлях. Но для дуэлей нужно особое, личное, оружие. Которого у меня нет.
И пусть в число моих талантов владение мечом не входит, я обязана иметь оружие. Все-таки в эпоху меча, наличие дорогого и качественного клинка очень часто заменяло родословные грамоты. К тому же я - признанный королем рыцарь. А как же я могу доказать свою верность человеку, столь легко признавшим меня достойной подобной чести, как не истинно рыцарским служением?
Я гордо вздернула подбородок, хотя любоваться мной было некому, да и выглядело это, без сомнения, забавно, и взмахнула рукой, коротко попросив неизвестно кого: "Помогите!". А через долю мгновения у меня в руке оказался клинок: с мою руку длиной, с лезвием шириной в два сантиметра, из темной перламутровой стали. Гарда сделана в виде двух птичьих крыльев насыщенного черного цвета и ярким синим камнем между ними. Сейчас по клинку расцвел такой же узор, что был на моем теле, только в этот раз белые и черные стебли хаотично перемешались друг с другом. Я еще раз взмахнула рукой, и прекрасное оружие исчезло по моей воле.
Я победно усмехнулась темноте. Тут же навалилась жуткая усталость, и от мгновенного падения в сон меня удержал лишь голос Фрейи:
- Поздравляю, ты прошла Посвящение, - серьезно и даже чуть-чуть уважительно сказала она. - Но мне интересно, ты и правда настолько верна королю и брату? Не ты ли утверждала, что на тебя никогда нельзя полностью положиться?
- У слова "верность" много смыслов, Фрейя, - из последних сил борясь со сном ответила я. - И я буду следовать самому главному из них - первому.
- Ну что ж... - задумчиво протянула она. - Тогда удачи тебе, Хельга Д'Арэ, герцогиня дю Лерро, шевалье Генриха II!