Пятнадцать лет россияне в погонах ждали, что российские же деятели искусства, наконец, начнут создавать фильмы, в которых защитники Отечества будут выглядеть не толпой дебилов в форме, не знающих ничего, кроме пьянки и неуставных взаимоотношений, а хотя бы просто нормальными людьми.
С декабря 1995 года мы ждали, что в людях, за которых мы дрались в этой тяжкой и вязкой войне, проснется совесть, что они скажут простое человеческое спасибо тем ребятам, которые уми-рали в чеченской грязи и на щебенке разбитого Грозного, пока отечественные сценаристы и режиссеры мучались от тесных во-ротничков смокингов и давились бутербродами с икрой на творческих тусовках.
Невзоров с его "Чистилищем" и Говорухин младший, влепивший своей чеченской документалистикой звонкую пощечину российской элите - долго оставались замалчиваемыми исключениями.
Даже когда террор пришел в наши города, в наши дома, протрезвели далеко не все и далеко не сразу.
Но, лед тронулся. "Честь имею" - первый после "Чистилища" серьезный фильм о Чечне. Не боевик по голливудским стандартам, и не скоростная конъюктурная поделка.
На всех военно-патриотических сайтах в Интернете - оживленное обсуждение. От глаз профессионалов не укроется ничего. Ни то, что в летящем МИ-8 Чисел спокойно разговаривает с экипа-жем, а не перекрикивает знакомый каждому летавшему грохот двигателя. Ни то, что на протяжении всего фильма маячат пустые, ни разу не выстрелившие подствольные гранатометы. Ни чистые борта боевой техники, в реальной жизни всегда уляпанные грязной обувью десанта. Ни бесполезные очереди пулеметчика, стреляющего чуть ли не в упор по густой толпе боевиков, ни, наоборот - неадекватный плотности огня "падеж духов" в других эпизодах.
Очень многие сходятся во мнении, что неудачно выбран актер на роль главного героя. Командиры, как и все другие люди, бывают разные: по весу, по росту, темпераменту и еще сотне качеств. Но всех их отличает одно. Их реальная сила - в том труднообъяснимом, но реальном явлении, которое сейчас модно называть ха-ризмой. Командир ИЗЛУЧАЕТ силу и властность. Воля режиссер-ская, но... Не похож Александр Лазарев на человека, который одним движением бровей, одним коротким словом заставит подчиниться и поведет за собой навстречу смерти разведчиков десантуры - элиту, храбрейших из храбрых, упрямейших из упрямых, не признающих авторитетов "по должности".
Схематичны, а порой и окарикатурены герои-чеченцы. Будто с доперестроечных политзанятий списаны диалоги финала.
Есть в фильме и несомненно сильные стороны. Многие сцены не просто правдивы. Они совершенно очевидно пришли из реальной жизни, из реальной войны.
Старлей Лева - абсолютно узнаваемый тип. Будто вчера с ним общался. Мальчишка, прыгнувший из училища в кровавую кашу и сумевший стать отцом-командиром для таких же пацанов. Вот он, по всем повадкам - Командир. Потрясли и молодые артисты, игравшие солдат - десантников. Они временами заставляли забывать, что это - "игровой" фильм. Во многих я просто узнавал своих бывших подчиненных, таких же молодых, простых, незатейливых. Таких же не святых. Но так же живших и служивших по простым законам боевого братства и чести.
Но все, что касается собственно съемок, отдельных эпизодов, героев, это - детали.
Гораздо важней суть произошедшего ЯВЛЕНИЯ. Фильм не просто создан. Он СОСТОЯЛСЯ. Очень важно, что его успели смонтировать и показать до 29 февраля. Ради него даже сняли с эфира очередную мыльную оперу. И благодаря этому, теперь даже самые беспамятные запомнят день, появляющийся в календарях лишь раз в четыре года. День, когда 90 российских десантников проявили мужество, достойное самых великих подвигов наших предков.
А люди, за которых они отдали свои жизни, наконец сделали то, что были обязаны сделать давно.
Творческие - сняли этот фильм. А мы - смотревшие - вспомнили и склонили головы.