Аннотация: Из писем не вошедших в первую часть очерка
Из писем Светлова Алексея и его жены, эмигрировавших в 1970 году из СССР в Австралию адресованные Пасынкову И.Н. и не вошедших в первую часть очерка http://samlib.ru/g/gorbunow_g_a/mnbvcxzasdfghj.shtml
Очерк в письмах рассчитан на всех тех, кто интересуется историей своего Отечества и жизнью русского человека в эмиграции.
1976 год
- ... в Австралии церкви на каждом шагу, а народ только в Русских церквях! Католики, англичане часто церковь отдают для сборищ и танцев поп-музыки. От всего этого хочется бежать, куда? Доктора страшные рвачи - грабители, повышают и повышают стоимость за визит. А наши русские привыкли и живут этой жизнью. Нам с Алешой очень тяжело.
- У нас все идет, как "шло" все эти годы в Австралии, крутимся, вертимся, и нет ни одного дня без спешки. Жизнь тут несется с невероятной быстротой. Дети учатся. Становятся взрослыми и страшно скучают по Родине. Дикие и развратные нравы. Первое время мы приходили в ужас, но теперь все как-то притупилось. У меня был случай, на пятый день, как мы приехали в Австралию. Я пошла в школу за сыном и дочкой. Стою и жду, когда прозвенит звонок. Дети шести лет уже закончили занятия, и один из них стал ломать красавицу пальму, отрывать большие и красивые листья. Все смотрят и молчат, я не могла оставаться спокойной, подошла, и не зная языка отвела руки ребенка от дерева. Так его мать набросилась на меня, хорошо, что полька, которая была со мной, объяснила, что у нас в России и Европе этого не допускается. Они дико смеялись над нами. Свободы столько, что плачешь от этой свободы.
1983 год
- Я до бешенства не люблю ходить в гости или спрашивать, как поживает тот или иной представитель человеческой расы, каковы у него подлеца дела и, где он мучается, т.е. работает. Мне до омерзения неприятно встречаться с местным "обществом", да, и вообще, какое мне дело до него, до всех этих "членов", составляющих корпорацию эгоистично-бездушного мира, для которых критерий порядочности человека заключается в том, сколько он имеет на личной книжке, какой дом, какая дача, какая машина и т.п. Мне священник отец Павел Суслов сказал, что здесь в Австралии самые тесные дружеские связи заканчиваются и, наоборот, деловой бизнес, деловое общение процветает. Деловой контакт - верх достижения и успеха, на сцене алчности и непревзойденного лицемерия. Все сопровождается улыбкой, кислой морды нигде, где не увидишь. Это - закон. И в положительном смысле улыбка играет подбадривающее-рыцарскую роль. Больной умирает в страшных мучениях, но он не жалуется, не показывает своих страданий, а старается ободрить своих близких бодрой, конечно, искусственной улыбкой, улыбкой и оптимистическим настроением. Нытье, жалобы на свое здоровье считается некрасивым тоном. Я с русских эмигрантов перескочил на австралийцев. Ты, пожалуйста, не приписывай положительной стороны австралийца русскому эмигранту.
В церковь - грешник, да еще большой грешник (я же осуждаю людей) если и хожу, то стараюсь уйти пораньше, что бы из "членов" никого не встретить. Как неприятно кривить душой, быть любезным, выдавливать с невероятным напряжением улыбку перед людьми, которых в душе не только не уважаешь, но в геометрической прогрессии чувствуешь к ним тошнотворное отвращение. Вот, например, Борис Рухлядев. Друг, конечно, бывший - детства. Когда Тася, его сестра, она бывает у нас часто, позвала его к нам, он ответил, что не хочет иметь никаких отношений с "бедными родственниками". Борис смог построить дом, купить машину, так сказать подбарахлиться. Но это вовсе не является основанием для самовозвеличивания и зазнайства. Я не люблю просить людей оказать мне услугу или чем- либо помочь. Мне это противно. И никому обязанным я быть не хочу. Я не нищий и милостыни с протянутой рукой не прошу и ни на чью помощь не рассчитываю. Да мне она и не нужна. Первое время я с восторгом и радостью встречал знакомых. Готов был обнимать и целовать. Ведь свой - харбинец. Но встретил только бездушную холодность и подчеркнутое равнодушие. Когда я нечаянно как-то встретил Карыпова с его женой Юлей, то он, не доходя до меня шагов десять, вдруг круто повернул в сторону и быстренько удалился. Потом мне передали его поступок тем, что я твой друг. А он из-за тебя потерял в Харбине работу, на которую ты якобы хотел устроиться. Работа была интересная, легкая и по специальности, а ему после этого пришлось работать кочегаром. Вот тебе и "жизнь есть ряд встреч". Нет, лучше, чтоб таких встреч не было. Такой холодный "психический душ", если так можно выразиться в теплой, солнечной Австралии, сказывает благотворное влияние на реальные жизненные установки пострадавшего и винить его в развитии отрицательного отношения к "близким" не приходится.
Оленьку Кулинич как-то видел в соборе, передавала тебе привет. У нее на лице не заметишь ни единой морщинки. Ум свежий, здравый рассудок. Пишет по-прежнему стихи. Читает она их, в каком-то научном обществе. Иногда даже делает доклады о жизни Китая и его культуре. Михаил Алексеевич Серебряков много труда положивший здесь для русской школы недавно умер.
- Как хорошо, что ты свободное время уделяешь Пушкиноведению. Это благородная работа, да и сам ты, видимо, наслаждаешься, когда знакомишься с жизнью и творчеством этого великого писателя.
- Да, забыл сообщить, что сын брата Игната Ивановича стал старообрятчиским священником. Он пользуется любовью и уважением своей паствы. Старообрядческая община насчитывает тут несколько толков: поповцы, беспоповцы, часовенное согласие и прочее. Идейные споры переходят часто в потасовки, особенно, когда идейным вдохновителем является хмель. Народ они здоровый, жизнеустойчивый, умеющий жить при любых обстоятельствах. Помогает природная смекалка и ремесло. Многие из них с высшим образованием - доктора, учителя, архитекторы. Удивительно способный, талантливый народ. Галю Кукулинскую встречаю крайне редко. Она стала страшно сутулиться. На спине прямо таки целый верблюжий горб. Она одинокая, муж у нее умер. Сейчас пенсионерка. Жалуется на сердце. Степаненков по-прежнему продолжает преподавать русский язык в Мельнбурском университете. Я даже забыл его имя. Но помню, что парень был славный. И помню его сестру тоже весьма скромного человека. Звали ее Валя.
- Русские в Австралии совсем не те, что в Харбине - забудь об этом. Живут только своими домами (кирпичными), машинами, счетами в банках. Большая часть - это ремесленники, приспособленцы. Вас всех в свое время "вывезли". А "эта" публика приехала сюда. Они растеряли все человеческие чувства и привязанности. Если у тебя нет дома, машины - ты ничто. Мы с Алешей не такие, поэтому нас совсем не интересуют эти люди, а мы их. С Тасей Рухлядевой мы дружим и часто видимся, она крестная мать наших детей - твоя кума. Мы с Лешей живем своими интересами, у нас свой маленький круг знакомых. Очень милых людей, которые 5-6 лет, как приехали из России - врачи, учителя- дипломы врачей не признают тут и все с высшим образованием работают на тяжелых физических работах, на заводах или уборщиками. Люди интеллигентные в высшей степени. В Русской школе встречаются люди из старой эмиграции.
Мы с Алешей вкладываем свои силы в русскую школ, для того, чтобы дети знали о России, о ее прошлом, чтобы не забыли Великий Русский язык и ее культуру. Наши дети уже закончили и русскую, и английскую школу. Они - наше богатство - наши дома, машины и банковские счета. Мы гордимся своими детьми. Они у нас чудные - они остались русскими...
- Ольгу Кулинич еще не встречал и не смог спросить о твоих друзьях детства.
- Да, Ирочку Ляченкову всегда вспоминаю, как человека с большой душой и прекрасного друга. Какая жуткая, ужасная судьба. Рано она ушла из жизни.
- Логунов Саша имеет свою ремонтную мастерскую, чуть ли ни миллионное дело и поэтому, конечно, старается не узнавать прежних знакомых. Люди крепко блюдут своих предков, уважают только равных себе тузов, а на прочую тварь не обращают своего благосклонного внимания.
1984 год
- Петр Первый страшно пил и ежедневно употреблял большое количество спиртного, все свои славные дела и реформы творил в пьяном виде. Поэтому не удивительно, что после него настало "второе смутное время" - бироновщина, временщики. Достоевский обвиняет Петра, что единый, монолитный в своей национальной культуре русский народ был поделен на два враждующих, непонимающих друг друга лагеря: пресловутую русскую (хотя ее по политическим и религиозным убеждением нельзя назвать русской) интеллигенцию и народ, преданный своему национальному прошлому.
- .... ни при каких обстоятельствах я не соглашусь с принципом, что "цель оправдывает средство". И тирания, террор, насилие, жестокость никогда не приведут к "сияющим вершинам" всеобщего счастья.
1985 год
- ..... Не верю я в медицину, которая лечит и не может вылечить такие тяжелые заболевания, а занимается не тем что нужно. Столько женщин, а они эти "медики" берут человеческую сперму и помещают в пробирку, в ненормальные для развития зародыша условия, и выходит ненормальный человек, хотя из пробирки он опять попадает в детородные органы женщины без всякого удовольствия и восторга для нее и там развивается в нормального идиота. Ведь тысячи лет люди не мудрили и выпускали сперму туда, где ей положено природой. Или пересаживают от орангутанга сердце невинному ребенку, и видимо, сама природа возмутилась таким собачим обращением и детский организм предпочел смерть жизни - "брата" Дарвина - орангутанга.
- О смерти Игната Ивановича узнал почти сразу. Нас пригласила его сестра на панихиду в староверческую церковь, где его племянник, сын Моисея Ивановича служил панихиду, которая длилась часа три. Так, что получилось фактическое отпевание, так как панихида - сокращенное отпевание. Я может быть пристрастен, но служба мне не понравилась. Знаешь, что-то сектантское чувствуется и в службе и в поведении самих старообрядцев. Все без души. Ни на одном лице не прочтешь переживания скорби по усопшему. Неимоверно быстрые поклоны сменялись бездушным, однообразным пением. А крестное знамение творится так, как будто мух отгоняют. И не чувствуется красоты православия, той красоты, что так истово берегли греки и которую русский народ в своем большинстве бережно хранил и хранит до сих пор. Игната Ивановича бесконечно жаль. Таких людей встретить в своей жизни большое счастье. Столько такта, доброжелательности, сердечности, столько душевной теплоты. Гостеприимность чисто русская, а сердце, чудное прекрасное сердце. Вечная память, его светлой, прекрасной душе, мир и покой!
- Передай привет при случае Жоржику Ушакову, Шуре Курсакову, Виктору Шубенко. Лица их постепенно стираются памятью и как сквозь пропотевшее стекло выплывают их неясные очертания.
- Твоя просьба относительно Шинкаренко К.И. еще не выполнена. Близкие знакомые его не знают. Постараюсь продолжить розыски. Смерть Коли Тимофеева тяжело осознать. Как и Коли Остафьева, как и Нади Шубенко и других очень трудно пережить. Мы становимся все более одинокими. Трудно, тускло, безысходно и только вера в милость Божью и Божественный промысел спасет нас.
- Что-то в последнее время приступы жестоких сердечных болей не оставляют меня. Так что, если что случится, то прости, если я чем-то обидел тебя.
1986 год
- Поголовное заболевание ангиной всей нашей семьи. Головные боли, разбитость и слабость замучили. Каких только антибиотиков не принимал - результатов никаких. Все же, наконец, стало немного легче, но кашель и боль в горле не проходит. А мне стыдно сознаваться, трудно себя в таком состоянии заставить что-нибудь сделать. Совсем силы, воли нет. Обломовщина. Нет, не верю я, что Обломов физически вполне здоровый человек лежал бы, как парализованный в постели и ровно ничегошеньки не делал. Даже лошадь или бык в здоровом состоянии ни могут, ни минутки стоять на месте, а перебирают ногами, а бык даже старается воспользоваться счастливым случаем и лягнуть кого-нибудь. Да, это глупость все бока так можно отлежать, все отечет, нарушится циркуляция крови, человек ослабеет, потеряет аппетит и быстренько даст дубаря. Чтоб вполне здоровый человек, полный сил и энергии лежал бы, как колода, годами и ничего не делал, то ли он лопнул от избытка сил и энергии или с ума сошел. Нашли козла отпущения в русской жизни. Ведь это глупо и не логично. Тут или физическая или психическая болезнь. Да еще он человек с высшим образованием, знающим несколько иностранных языков и большими умственными и духовными запросами. И попалась русская интеллигенция, "провели ее на мякине" и лепит этот ярлык всяким тунеядцем, барчукам и людям не знающим, куда от скуки свои руки приложить. И, если глубоко вглядеться в этот литературный тип и заглянуть в душу Ильи Ильича, то увидим, что это не активная, а созерцательная натура, что жизнь его наполнена глубоким смыслом, что в нем происходит напряженная умственная работа, что сердце наполнено пылкими глубокими чувствами, а если он, как бизнесмен или пресловутый деятель, не кричит, не размахивает руками и не делает глупостей, какие делают буквально все люди, то это он объясняет "не к чему", "незачем". Пройдет время, и Обломова признают еще святым и ему воздвигнут литературный памятник. Одно только не реально - это его лежание и абсолютное физическое бездействие. В нормальных условиях с нормальным человеком этого быть не может.
- Сын получит "градюейшен" в следующем году, так как у них в институте церемония вручения диплома происходит только раз в год. Несмотря на прогресс в Англии и Австралии еще придерживаются университетских традиций средних веков, и студенты при получении диплома одевают средневековую тогу и шапочку, как символ: включения в университетскую корпорацию, товарищества и жертвенного служения науке.
- Все письма от тебя получил с чудесными видами Родины и фотографиями. Спасибо огромное за стихи. Они как-то освежают и, подбадривают.
- Достал томик стихов Бальмонта. Оказывается фамилия его предков Баламутовы, а они или сам Бальмонт переделал его. И с большим удовольствием читаю его. Действительно "гений звуков", как называл его И.И.Костючик.
- Печальная новость. Умерла Параскева Степановна Рухлядева. Сколько хороших воспоминаний связано с этой семьей. Ну, кажется, из моей пустой головы больше ничего не выцарапаешь. Память ужасная. А вместе с прогрессирующей глухотой ощущаешь леденящую наступающую на тебя пустыню одиночества.
- Относительно твоего высказывания "тьмы низких нам дороже наш возвышающий обман", то тут палка о двух сторонах. Конечно, если художник весь талант употребляет на изображение уборных, мусорных ям, на сексе, на всем самом отвратительном и бесчеловечном, смрадном и грязном, на всей клоаке человеческих отношений, то извини, мне такого реализма не нужно, какими бы словами ты его не назвал. "Добро и красота незримо разлиты в этом мире" и художник должен выявить их и показать в своем произведении и научить людей любить их. А срывать покровы и обнажать человека и показывать остальным, что он такой же скот, как и другие и, что поэтому он и должен себя вести по скотски, не задача искусства. Помнишь у А.К.Толстого: "Неволя заставит пройти через грязь, купаться в ней свиньи лишь могут. И переводчик должен ставить перед собой задачу передать смысл произведения, а не преподносить читателю, особенно молодому поколению отвратительные подробности, в которых повинен автор. Это принесет мало пользы в смысле воспитания и эстетического восприятия. Если бы Бальмонт не изменил своей фамилии, а остался Баламутом, то и для него было бы неприятно и для поклонников таланта - этого подлинно гения звуков. У нас проживает русский по фамилии Сулсен. Настоящая его фамилия Ослов. По-твоему это "искажение подлинника", да искажение, которое избавляет его от злой насмешки, издевательства над человеком и избавляет от унижения.
- "Еще один рассвет расщедрился..." и жизнь "капризна, как дитя и призрачна, как дым", "очью бешено сверкая", выделывая для нас грешных самые неожиданные трюки, будет по прежнему бешено мчаться вперед делая нас счастливыми мудрыми старцами, хотя эта мудрость со своим коэффициентом полезности годна только псу под хвост. У меня произошло радостное событие в моей жизни: чуть кондрашка не хватила, как здесь говорят "харт атак". Этот звонок с того света не был неожиданным. Но главное не в прогнозах, а самочувствии. Достаточно почувствовать себя относительно хорошо, как забываешь про все, и жизнь кажется прекрасной.
- ... но почему я должен быть рабом общественного мнения. Почему я должен, как другие курить, пить, или еще хуже - принимать наркотики, или зимой раздеться голым и прыгать в прорубь. Хорошо, если вынурну, то в лучшем случае схвачу воспаление легких и дам дубаря. Я не морж. Я человек.
- Жена преподает русскую литературу и мне попался В. Саводник. Оказывается по Белинскому "Чацкий - отщепенец от общества, "чудак", "крикун", "фразер", "идеальный шут" - лицо безусловно комическое. Он хочет исправить общество от глупостей. "Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который изображает, что сидит на лошади". Белинский даже готов признать Чацкого подобно Софье, "полоумным", за то, что он в своих обличительных речах "свирепствует против общества" и "несет такую дичь, что все уходят" (стр.407,408 В.Садовник. Очерки по истории русской литературы). Вот тебе и Белинский в эпоху, когда он был Гегельянцем. А кем он только не был, этот "неистовый Виссарион" и как часто он менял свои взгляды. Но критика его всегда была объективна и разбор произведений - это ярлык на вечные времена. И писательский талант он угадывал с одного взгляда и никогда не ошибался.
- Вот, мы с Алешей и выполнили свой долг, детям дали образование, и сын окончил университет, посылаю вам карточки с градуэшен. В этих трудных условиях мы с Алешей сохранили их, они остались русскими с русской душей и глубокой верой.
- Я по-прежнему люблю Сергея Ильича Ражева, но не согласен с его новым резким поворотом мировоззрения, с его взглядом на русский народ, как на народ дикий, азиатский с налетом татарщины. Патологически развившаяся нелюбовь к родному народу. Он отошел от всего русского. Даже русская природа с ее жесткими морозами и длинными зимами и "убогой" по его мнению растительностью под стать русскому человеку: мрачному, унылому, бездушному. Москва для него олицетворение азиатчины и всю историю России он рассматривает, как торжество дикого, первозданного хаоса, который вылился в разгул террора и полного отсутствия всяких культурных навыков. Преклоняется перед Европой и мечтает умереть где-то на подмостках Парижа или Лондона. Он написал роман "Звонит колокол", где так много досталось и русскому человеку и русской природе. Я не выдержал и написал довольно резкий отзыв о его труде. Он тактично ответил, что уважает мое мнение и ему приятно было, что все мои взгляды были логично обоснованы, но отошел от России и от русского народа и не может переменить ни своего настроения, ни своего мнения. Все это очень горько, но это так. Его роман никто не хотел печатать. Наконец в Америке его закадычный друг согласился сам набирать и печатать роман, но тут же горько упрекнул его за необъективность и пристрастность. Симпатии эта вещь у людей не пользуется.
1989 год
- Мне вспомнилось выражение одного писателя, что мы "ограблены трезвостью". И до того ограблены, что ума и сердца не осталось, осталось только сухая вычислительная машина, сухая бухгалтерия выгод и прибылей. И.... Вот тут то умный человек сделает такую глупость, на которую и дурак не способен, а порядочный, честный человек сделает такую подлость, на которую способен самый отъявленный негодяй. А вся причина в том, что мы забыли Бога и считаем себя на месте Бога непогрешимы абсолютами, забывая и не принимая во внимание величайшую ценность - мудрость Божью и Божью Благодать.
- О том, как я не кланялся японским богам, вернее родоначальнице императорской фамилии, ты не знаешь, потому что в это время был в Японии. Тогда меня японцы взяли насильно на курсы военной подготовки (45 дней), где я отказался кланяться в сторону резиденции японского императора, за что меня лишили обуви, постели и свидания с родными, угрожали расправой в японской жандармерии. Сорок пять дней прошло и все кончилось благополучно.
- Мы пожилые люди можем предложить стране приютившей нас честный труд и свое старание содействовать благополучию Австралии. Конечно, неприятно, что мы плохо владеем языком. Но что возмутительно, что некоторые греки, итальянцы, турки, не зная языка, и не делают никаких попыток хоть слабо изучить его, а это очень затрудняет общение и создает много неразрешимых проблем. Я читаю на этом языке любую литературу, а вот овладеть разговорным языком никак не могу. Многому препятствует моя глухота.
- Сообщаю тебе очень печальную новость, умер Юра Галкин. Человек с чистой, открытой душей, наредкость задушевный и откровенный, что принималось многими за наивность и чуть ли не глупость. Оставался до конца доброжелательным, искренним, в полном смысле слова христианином. Царство ему небесное! Вечная память!
- Искренне рад за тебя, за твою активность, когда прочитал вырезку из газеты: "Заслушаешься его лекцией". Ты очень способный, талантливый оратор, говорю это искренне, и очень серьезный собеседник, как по части русской литературы и по медицине, а в этой области у тебя больше чем богатый опыт. Ты можешь оказать огромную пользу окружающим, членам клуба и особенно молодежи.
- У нас уже три месяца подряд идут дожди, не переставая. И, хотя наводнения, как и засухи, ураганы пожары нас посещают часто, но этот год побил все рекорды. Города и населенные пункты много раз оказывались под водой.
- Очень печальная новость смерть В.П.Скорнякова. Одно только можно произнести: царство ему Небесное и вечный покой!
- Твои письма как всегда отдают свежестью. В них всегда сквозит серьезность, высокие мысли в сочетании с романтикой, вернее красотой переживаний прошлого и настоящего. Как у тебя это все сочетается - просто загадка. Редко бывает, чтобы ум с чувством образовали такой мирный симбиоз.
- Приезжают к нам в Австралию из Союза певцы, музыканты, ученые и довольно часто выступают по радио, куда их приглашают для интервью. Они очень интересно рассказывают о жизни в Союзе, об экономических, социальных, бытовых и прочих проблемах. По телевизору иногда видим М. Горбачева с супругой, слышим его выступления и других членов правительства на злобу дня. Даже передавали посещение им чернобыльской А.Э.С., а так же Армении после землетрясения. Так что мы в курсе всех интересующих нас событий на Родине.
- Ты заметил опечатки в нашей газете и приписал их безграмотности корректора. В этом случае ты ошибся. У нас существует довольно глупый закон печатать так, как написал автор. И он отвечает перед публикой за свои ляписы. Было несколько случаев, когда корректор не выдержал явно вопиющую безграмотность и исправил ошибку, за что на газету было подано в суд. По этому скачи враже, как хахол или какой нибудь чухонец каже, а у нас безграмотных навалом, десять рублей ведро. Вот тебе и логика, на которой, как на непоколебимом фундаменте стоит ее величество грамматика.
1990 год
- Мне сказали, что ты собираешься печатать свои воспоминания в нашей газете "Единение". Буду краток. Прежде всего, я желаю тебе удачи. Но единственная убедительная просьба от меня и всей нашей семьи не поминать имени моего отца, которое для нас очень дорого, свято и которое никто из здешних харбинцев не знает за исключением двух, трех человек. Местная мразь, прости за выражение, относится к духовенству с издевкой и насмешкой. Владыку ныне покойного Феодосия они называли колхозным конем. Нашему батюшке о. Михаилу Клебанскому разбили и измазали машину, а самого в коридоре схватили за бороду со словами: "Мы покажем тебе кузькину мать!". Я не хочу, чтобы всякая сволочь произносила бы с насмешкой имя моего отца. И моего имени тоже, покорнейшая просьба, не употребляй. А ходят в церковь на всякий случай", как один сам признался. Другие ходят по привычке. Я эти отбросы встречать не хочу и сразу же после "Отче наш" выхожу из собора,
чтобы не столкнуться с кем-нибудь и не портить себе настроение.
Мода на религию не только у вас, но и у нас, при чем наши опередили ваших на
много десятков лет. Единственная часть нашего русского общества, которая
ведет себя с достоинством, это наше православное духовенство и те, которые
после войны прибыли из Европы, прошли гитлеровские лагеря смерти, не
говоря о переживаниях в Союзе, и попали в Австралию. Это люди культурные
большей частью с высшим или техническим образованием, по развитию,
конечно, выше здешних харбинцев, так как элита, большая часть харбинской
эмиграции была увезена в Союз. Осталась шваль без твердых убеждений и
ограниченным кругозором. Конечно, у тебя тут есть друзья, с которыми тебя
связывают воспоминания лучших дней юности. Их, безусловно, немного. Пиши
для них. В добрый путь. Но, только повторяю убедительнейшую просьбу, не поминай имени отца, ну и моего имени тоже.
Свои воспоминания я тебе с открытой душой послали для тебя, как друга и
для всех русских людей, которых может быть мало, но которые интересуются прошлым, трагедией нашего поколения. Я постарался ради правды, ради истины все упростить, не сгущать красок, не преувеличивать и описать только
самые острые моменты на грани жизни и смерти. Может быть, от этого стиль пострадал, может не всегда гладко, причесано получалось, но главное я стремился к истине и это, прежде всего.
- Что сейчас только в мире не происходит. В Южной Африке криминал-
бандит Мандела, просидевший за убийство некоторое время в тюрьме, и
почему-то освобожденный стал национальным героем негритянского населения
благодаря "демократии", в руках у которой все средства массовой информации,
чтобы дурить народ. Жена Мандела тоже убийца-садистка, убивала молодых
негров. Но так как при "демократии" правит чернь, и толпа околпаченная,
хорошо подготовленными матерыми демагогами - агитаторами, как у нас в России во время октябрьской и февральской революций, то так называемый "народ" потребовал снять с них обвинения и бывшие убийцы стали героями,
которые теперь разъезжают по всей Африке и Европе и паскудная
Европа им рукоплещет и встречает с восторгом. А мы тоже хороши -
присудили ему премию борца за мир. Я смотрел наше телевидение и узнал эту
печальную новость.
- Очень интересное время для всего человечества. В Америке школьник не имеет права читать вслух Отче Наш, так как это оскорбит слух ребенка другого
вероисповедания. А в Новозеландии учитель не имеет права объяснить
значение символа креста. В Брисбине на улице арестовывают человека за то,
что он читал Евангелие вслух. Это же не времена Нерона! Гомосексуалисты устраивали демонстрации, требуя, чтоб их церковь венчала. И английская
церковь, чтобы быть "демократичной" выполнила требование отбросов
общества. Люди голые ходят по улицам и им за это ничего не грозит. С такой
"демократией" я не согласен. А она именно таковая и есть. Другой не будет
никогда. Потому что все средства массовой информации в руках патентованных демагогов, а свободной прессы, теле, радио и прочив атрибутов общения никогда, ни при каких обстоятельствах не будет. Печально, но факт.
1991 год
- Относительно туберкулеза, поломки ребер, ключицы, перелома второй фаланги правой руки, вколоченного перелома левой лучевой кости, то я предпочитал не упоминать об этом, а показывать свои слезы, как случилось с зубным врачом, когда на его вопрос, почему в верхней челюсти справа на ренгенснимке отсутствует довольно большой участок костной ткани, я объяснил ему, что вместе с двумя зубами при расстреле была вырвана пулей часть челюсти. При объяснении не сдержался и разревелся. Так получилось подло, низко, отвратительно, что потом долго проклинал свои нервы. Сколько унижений приносят "приятные" воспоминания.
- Насчет того, что мои воспоминания попадут в Австралию я особенно не беспокоюсь, так как они станут доступны ограниченному числу людей, а "Единение" покупают все, это более мощное средство массовой информации.
Мне кажется, я лежал в больнице?4, в туберкулезном бараке ?12. За забором сразу же находилось кладбище, куда с нашего отделения особенно часто уносили покойников.
- По поводу воспоминаний. У тебя "аргументы и факты", идеальная документация, все логично, все по порядку убедительно серьезно и главный упор на логику. А я не могу радость и печаль, выстраданное и пережитое горе разложить на отдельные части. Ты не подумай, что как крикливая девица я стараюсь быть экстравагантным и чем-то выделиться, нет, наоборот, я боюсь потерять свою индивидуальность, так как каждый человек неповторим в своей ему только одному дарованной индивидуальностью и в этом отношении он имеет абсолютную ценность, он бесценен. И как бы он низко ни пал, по учению святого Григория Нисского отца церкви, он, в конце концов, спасется. И церковь его не осудила за такое дерзновение.
- Не согласен с тобой, что "язык цифр - язык богов". Слишком материально это звучит по смыслу, хотя число относится к идеям, к идеальному миру.
- Толстой не признавал историю за источник истинного знания и считал произведение искусства, в данном случае художественную литературу, более объективными и более реальными, чем историческая наука, пишущаяся часто по усмотрению и под контролем власти и "Войной и миром " он старался наглядно показать это.
- Твою публикацию "Соловки" получил. Да, живой ужас, сколько таких Соловков было разбросано по всем необъятным просторам нашей Родины.
Насчет упоминания в моих воспоминаниях моего имени и фамилии, то я тебе несколько раз писал и опять повторяю, что я не хочу, что бы в моих воспоминаниях здесь в Сиднее, в Австралии упоминалось обо мне. А в России, на Родине мне было бы очень и очень неприятно, чтобы мое имя было заменено Янкелем, а Папочкино еще каким-нибудь негодным именем, он этого не заслужил. Это было бы для него оскорбительно. А вот где-нибудь в другом месте в Америке северной и южной, в Европе, пожалуйста. И мы не преступники и не уголовники, чтобы скрывать свои имена. Повторяю, что только харбинская сволочь, я имею ввиду местная (новой формации), не способна понять Галгофу русского народа, а заявляет, что "для эксперемента можно было бы уничтожить и больше народу, и история это оправдывает". Повторяю, что в Союзе пусть наши имена не скрываются, мы не преступники.
- Я недалекий человек никак не пойму, что истинный ученый, который должен приносить только блага человечеству, изобретает водородную бомбу, которая может уничтожить миллионы и миллионы людей. Никак не пойму, что светила науки, которые должны просвещать и учить только добру, изобретают газовые камеры, изучают способы заражения и распространения чумы, холеры и других страшных инфекционных заболеваний, строят, вернее по их плану строят бомбардировщики по самому последнему слову техники для уничтожения массового людей. Оказывается все это делается для блага науки, и ученый, занимающийся этой гадостью приравнивается чуть ли ни к лику святых. И доктору Гильотину, изобретшему это страшное оружие нужно оказывается поставить памятник, а заодно изуверам Гитлеру, Сталину, Мао-Дзе_Дуну и прочим вождям, купающихся с наслаждением в потоках слез и крови.
- Да, вспомнил наших русских землячков. Многие из них оказались сволочами. Я в Товде попал в бригаду кирпичного завода. И в первый же день ребята пристали ко мне рассказать подробности моего побега. Я особенно не распространялся, но отвечал на интересующие их вопросы. А как только возвратился в зону, меня сразу же направили в изолятор. Бригадиром у нас был Феоктистов со своим сыном. Их почему-то не разлучали, как всех, а держали вместе. Это навело меня на мысль, что стукнул на меня бригадир. Я может быть глубоко не прав. Но в меня вкралось подозрение, как так всем не разрешают быть вместе, а ему, пожалуйста. Но это только подозрение ничем недоказанное. Но у нас часты были случаи доносов. Мне кажется, что это самый низкий, подлый вид предательства своего ближнего. А ведь официально, почему-то наш шпион, занимающийся самым презренным делом, называется разведчиком, хотя он на самом деле шпион, а иностранный почему-то шпионом. Нет, и тот и другой негодяй, попросту выражаясь, сволочь. И для моей семьи и для своего самого близкого я никогда бы не занимался тайной слежкой.
- В псих-изолятор я попал с карьера, подкомандировка вблизи Тавды. Тяжелая работа и голод довели меня до нервного расстройства. Я долго на лечении не находился, всего месяца два-три, и меня отправили обратно в Тавду. Причем перед отправкой меня сестры из хирургического и других отделений устроили проводы. Они очень тепло отнеслись ко мне. Столько ласки, столько теплоты, сколько дружелюбия. А я их ведь не знал. Одна из Болгарии, другая из Венгрии, были и местные. Особенно припомнилась мне Оленька Крафт, ее молодой человек находился в Тавде и я должен был передать ему привет. Она работала учетчицей. Когда я оказался в вагон-заке, то слезы невольно катились у меня по щекам. Это было по моему, точно не припомню, в 1949 году. Проклятая память!
- Кеночка, родной, ну разве я бесшабашный могу вспомнить, для меня это невозможно, как не напрягай память. Знаю, что с нашей больницы ходили этапы на вашу колонну. Прости, это мне не под силу. После моего ранения в голову, когда я вернулся с того света после расстрела, память у меня атрофировалась. Лечился я в туберкулезном бараке ?12 и врачом была женщина, имени и отчества тоже не помню. Средний медицинский персонал состоял из полячек красивых и милых. Человек не цифра, а лицо, и я его помню, но фамилии и имени, т.е. ярлыка не помню.
- Помню в Тавде был некто Давид. Ходил в военной форме. Ему почему-то разрешалось это. Как он над нами русскими издевался, всегда повторяя: "Вот вам небо, тыкая пальцем в небо, а вот земля, вот здесь гуские и будите гнить".
- Да, среди евреев есть порядочные люди, не будем поминать Левитана, Рубинштейна, Надсона и много других неизвестных фамилий. Только обидно, что эти порядочные, благородные люди большей частью всегда страдают незаслуженно. Помню какой был у нас прекрасный заведующий мед.училища Илья Исаевич, его сестра Ида Исаевна. Много, много встречал я таких чудесных людей.
-Да, нужно простить. Нужно, несмотря ни на что и впредь прощать, хотя это и тяжело. К этому обязывает нас имя христианина, простить по-человечески. Но забыть? Нет, этого нельзя забыть! Я никогда не забуду бедную Валичку. От всего этого кошмара она сошла с ума. Бедная Мамочка, что ей пришлось пережить - расстрелы близких, бессонные ночи, а ее переживания, когда нас взяли с Папой. Как ее жизнь покалечила, обезобразила, наделив всякими телесными и душевными недугами. От прежнего не осталось и следа. И всякая сволочь, всякая падаль могла над ней смеяться, не сознавая, что в этом исковерканном человеке был высокий ум и прекрасная, благородная душа. Мне рассказала Вера Петровна Апанаскевич, что Папа рассказывал, какая Мама была красавицей, какое нежное лицо, какие красивые глаза. И вод благодаря миллиард раз проклятым жид..., покалечившим всю Россию, она превратилась в урода по сравнению со своим прежним состоянием. Ведь она княгиня Грипачевская, потомок сосланных в Сибирь во время восстания декабристов князей Грипачевских. К ним суровых мер не применяли, а просто сослали в район реки Оби. Работали, как простые крестьяне, были довольны своей относительной свободе и сибирским раздольем. Потом оказалось, что они не виновны, им возвратили их прежнее положение. Только золото и бриллианты, которые они закопали и все фамильные реликвии были утеряны. И дедушка с горя запил и прогулял все свое имение. Так сложилась печальная Мамина судьба.
- У нас по телевизору одно безобразие. Для детей показывают самую отвратительную пакость. Вместо зайчиков, лисичек, мишек, кошечек демонстрируют монстроподобные, уродливо-безобразные существа всю болотную пакость, чтобы пугать ребенка. Лягушек, страшных гадов, скорпионов, вообще все отвратительное. Хотят детей приучить к чертям и всяким отвратительным существам. Даже лягушек показывают с рогами. Для взрослых только секс со всеми подробностями или постоянные ограбления банков, коммерческих учреждений или извращенные убийства женщин и девушек. Редко, очень редко идет нормальный фильм. Высмеиваются священнослужители, памятники искусства или, например, стоит "вид наших" перед иконой "Тайной вечери" берет кисть и замазывает Спасителю лицо. Гадливо становится на душе. Что ж поделаешь? В их руках власть и у вас и у нас. Вся надежда на Бога!
- Возьмем быка за рога и коснемся темы: "светлячки во тьме" по твоему выражению. Если один единственный светлячок, один на десять тысяч, то даю голову на отсечение, что я с тобой согласен, потому что могу их всех пересчитать по пальцам. Я их на всю жизнь запомнил, за их высокие нравственные качества, за их поистине благородное отношение к близкому, за помощь в беде и искреннее доброжелательство. Но, как их ничтожно мало среди своей нации и они как "светлячки" среди своей темной, жестокой, беспринципной, отдающей дьявольской злобой и ненавистью ко всему человечеству. Все эти Ленины со своим сифилисом и картавящем голосе, свойственном только его нации. Свердлов и вся когорта, расстрелявшая царскую семью, Троцкий, расстрелявший десятки тысяч заложников, Каменевы, Зиновьевы, Ягоды, Френкеля им же нет числа. Боже мой! Как вспомню, как эти "светлячки" налетели вооруженной бандой по 20-30 человек на село во время раскулачивания и коллективизации. Во время изъятия ценностей врывались эти бандиты с волчьими повадками и страшными искаженными злобой мордами, и начинали варварски забирать у порядочных людей все ценное. Составлялась опись для сдачи, при чем добровольной, государству ценностей. А затем .... Затем ценности прикарманивали себе, люди вместе с детьми стариками и женами расстреливались, чтобы не было свидетелей, нужно было замести следы. А теперь "светлячки" третьей волны вывозят эти ценности заграницу и спокойно торгуют ими, понося Россию и русского человека. Синявский, известный своими сексуальными произведениями заявляет: "ты Россия, сука!". Как тебе это нравится? Нет, нет, не забуду бесконечного числа жертв совершенно невинных, горя, сплошного горя и бесконечного потока слез и крови. И все это твои "светлячки".
Сколько раз в лагере спасал я этих "светлячков" от разбоя блатных. Бросался забывая себя в самую гущу людей, обезумевших с одной стороны от ненависти, а с другой от страха и старался защитить их, выручить их, спасти. Вера в то, что я смогу спасти от избиения незащищенных людей всегда, всегда оправдывалась. Я верил, что "светлячек" человек и чем мог, оказывал ему посильную помощь. Но у меня и в голове не возникало мысли о канонизации их, как святых. Этому противоречила многотысячная история "избранного народа". И что им сделала Россия, чтобы по дьявольски спланированному плану так жестоко, изуверски уничтожить ее, русский народ, русскую культуру? Когда Ленина спрашивали, почему он окружил себя интернационалистами, он отвечал, что русские очень мягкие и не будь одного с четвертью миллионов людей его нации, которые служили в карательных отрядах, ГПУ, министерстве внутренних дел, и других ответственных государственных должностях, он не удержался бы у власти.
После дела врачей некоторая часть подонков человеческого общества попала в лагеря. К нам на ОЗЗ в Иркутской области попали трое сионистов, среди них глава румынских сионистов профессор Лурье. По обычаю "своих" никогда не гнали на общие работ, а тут, нарушая все традиции, погнали их вместе с нами гоями на земполотно. Миллионы мошки, комаров, оводов. И надо же было, что "они" не успели получить накомарники. Дали всем топоры в руки, чтобы вырубать кустарник на болоте. На бедного Лурье и его товарищей напала ненасытная стая насекомых и тут они заплясали. Это были головокружительные трюки, это был потрясающий цирковой номер, многие бы акробаты позавидовали им. Лурье так азартно махал топором, что мог нанести травму себе и своим товарищам. Все лицо у троицы было исцарапано до крови, чем привлекали еще больше к себе насекомых. Конвой давай над ними смеяться. Представляешь опухшие, обезумевшие лица пострадавших. Вместо глаз были одни щели. И я не выдержал и снял с себя накомарник и отдал Лурье, по моему примеру последовал Коля Кропачев и еще один харбинец. А каково было нам оставшихся без накомарника! Через два, три дня "свои" устроились в бухгалтерию, как обычно, выгнав оттуда русских. Проходит несколько времени. Лурье получает посылку и угощает содержимым своих Агасферов. А дальше произошло самое замечательное, это придумать мог только "светлячек". Он собрал косточки от вишень и .... угостил Кропачева. Тот меня после встретил и рассказал о благодарности еврея гою. Так что настоящих "светлячков" насчитывается сотые процентов.
- Относительно самобичевания ты не прав. Я знаю себя. И если что-нибудь говорю о себе искренне, то это не самобичевание, а объективная правда. Просто заглянешь себе в душу и становится стыдно за самого себя. Какое же это самобичевание?
- Очень тебе благодарен за твои письма. Они как-то оживляют и взбудораживают меня.
- Спасибо за присылку газетных вырезок и твоей публикации о потомках М.Лермонтова.
- В чем дело? Почему ты не отвечаешь на мои письма. ...... У меня вызвало невольную улыбку твое замечание, что СССР подписал декларацию о сохранении тайны переписки. Ты такой умный, практичный и в тоже время беспредельно наивный. И у нас в Австралии и в США письма перлюстрируются за каждым шагом следят. Только разница в том, что без всякой причины человека не преследуют и не портят ему настроение. Государство обязано ограждать себя от всяких неприятностей, а подлецов, пакостников везде и всегда навалом и, конечно, с ними нужно бороться. Но нарушать эту переписку, нагло прерывать ее - на это только горилоподобные коммунисты способны. Ведь дегенераты ненавидят окружающих за то, что они не подобны им подчеловеки.
- Согласен с тобой вполне относительно Михаила Сергеевича Горбачева. Да, он выдающийся государственный деятель и руководитель. Ему народ многим обязан. Да и не легко ему быть на таком посту в такой критический момент. Да еще вся эта мордатая стая хищников партократов, в общем, вся система Дарвина, препятствует ему на каждом шагу. Хочется, чтобы его окружали исключительно львы и не опасались поступательного движения вперед. Помнишь у Ницше: "Победят сто ослов, предводительствуемые львом, сто львов, предводительствуемых ослом". А Михаил Сергеевич и сам лев и хочется, чтобы окружение его тоже состояло из львов.
- Рад, что ты уяснил, что не всех земляков можно считать порядочными, я говорю об оставшихся в Харбине после арестов. Но, если глубоко вдуматься то ведь человеческая душа отражает в себе, как в капле воды, весь мир, всю вселенную. Она безгранична и бездонна, она охватывает все и, следовательно, и другие души и в ее бездонной глубине и широте - какой то сухарик, маленький, незначительный, который и заметить можно только под микроскопом, да и то случайно и не может служить оценкой для характера человека.
- И опять таки с вопросом скепсиса. Всем и всему верить нельзя. Но и одним разумом, как это делали философы рационалисты, жить тоже не возможно. Даже немцы практичные и рассудительные по духу возмутились отрицанием духовной жизни, отрицанием веры и выдвинули в противовес рационализму свою идеалистическую философию. И как можно прожить в обществе, не доверяя друг другу. Мне понравилась мысль, выраженная в манифесте "Союза христианского возрождения": "России нужны не идеология, а вера, не политика, а духовность, не демократия, а соборность, не союз республик, а великая держава".
- В отношении веры и знаний. Я согласен, что благороден путь к Богу через науку. Я же не могу достигнуть "непостижимой высоты" ученого мужа. Поэтому довольствуюсь детской верой "Верую, Господи, помоги моему неверию!".
1992 год
- У нас социалисты своими экспериментами довели страну до 10,5% безработных. Каждый держится за свое место и боится потерять. А профсоюзам уже материально не помогает коммунистическая партия бывшего Советского Союза и они беспомощны. А компартия Австралии без поддержки наших прохвостов прекратила свое существование.
- У нас сложились целые легенды про нашу и вашу почту. Везде много недостатков, но то, что творится у вас в почтовом ведомстве, ни в какой сказке не встретишь. Письма от вас идут нередко по 1,5 - 2 месяца. Мы послали посылки тебе и сестре жены. Ты по счастью получил все в целости и сохранности. А Катину посылку раздербанили и они получили одну труху. Очень многие здесь получают от своих родственников, которым они посылали посылки, такие же неприятные сообщения. Иногда вместе с изъятием какой-нибудь вещи вкладывается для издевательства, что ли кусок дерева, булыжник.
- Великие люди подчас делают великие ошибки. Борис Николаевич Ельцин показал себя как здравомыслящий, опытный государственный деятель, как истинный слуга народа. Ему честь и хвала. Но почему он связался с этим случайным сбродом, не имеющим ни чувства собственного достоинства, ни чувства ответственности за свои поступки. Ведь все обещания Кравчука оказались блефом и он тут же "наградил" с черноморским флотом, с Крымом и другим его достойными деяниями.
1994 год
- У нас за десятилетие сменилось три владыки из-за террористических угроз со стороны своей паствы. Первый пострадал от угроз владыка Павел, милый, доступный, простой в общении, высоко эрудированный, культурный, владеющий многими иностранными языками. От угроз, от неприятностей он в конце концов заболел. Затем пострадал владыка Даниил, которому обещали судьбу владыки Павла и, наконец, последний владыка Алипий, которому наши харбинцы готовят ту же злую учесть. Все это кучка подонков, с грязной душонкой и грязными мыслями.
- Теперь относительно зайца. Когда его подстрелит охотник, то он кричит, как ребенок. Я, вообще, презираю людей, которые убивают животных, т.е. охотятся для своего собственного удовольствия. Это тоже подонки общества, к какому бы классу или сословию они не принадлежали. Святой Франциск Ассийский говорил, что животные, как творение Творца наши младшие братья и обижать их без всякой причины большой грех. А охотники нагло смеются над криком раненного зайца. Вот и вспоминаешь А.С. Пушкина: "Кто жил и мыслил, тот не может в душе не призирать людей!".
- Все газетные вырезки получил. Большое спасибо. Сильное впечатление от трагического стихотворения о Калыме. Самое страшное в наших воспоминаниях то, что это страшное погружает нас в бездну кошмара, от ужаса которого нам никак не избавиться. И мы остаемся пришибленными на всю жизнь.
- Тяжелый пасторский путь прошел не мученик, а более правильно великомученик Отец. Никакое пребывание на 020 кол. вместе с Отцом, ни те "обывательские" погрешности, которые бывают со всеми живыми людьми, ни бесконечные мелочные придирки окружающих не смогут стереть в моей памяти истинного облика Отца, долгие часы он стоял на коленях и горячо молился, проснешься, снова проснешься, а он молится. Никогда не был в унынии. "Слава Богу за все", - был его ответ при любом тяжелом обстоятельств, при любом горе, тяжелом переживании. Он постился не только в посту, но в среду и пятницу. Никогда не любил хвалить своих, был очень строгим родителем, говорил только правду. На кладбище на радоницу служил панихиды почти только для бедных. Народ знал и к нему обращался. По этой причине псаломщики отказывались ходить с ним. Служил искренне, отдавая всего себя молитве. Был случай, какой-то служащий электростанции, который очень любил и уважал отца, попросил его помолится за свою жену, которая ослепла, отслужить водосвятный молебен и окропить ей святой водой глаза. Папа пришел домой. Глаза сияют. "Она прозрела, видит!", - шепнул он маме. "Только никому не говори. Я им тоже запретил говорить об этом". Я был в следующей комнате, но, ни Папа, ни мама мне ничего не сказали.
1995 год
- .... (о детях, о двух внуках и внучке) Радоваться бы нам, да наше тяжелое детство - мой голод в Ленинграде, Алешина "академия" - дают знать свое и, иногда ничего не хочется, хочется уснуть и не встать. Страшно и за Россию и за всех Вас, что будет? Только хочется верить Достоевскому, что Россия - это феникс - и что красота и вера спасет ее!