Горчилин Дмитрий Ильич : другие произведения.

Флот, предложения по развитию флота для условий Украины

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Флот, предложения по развитию флота для условий Украины
  
  "Умные" противокорабельные и тактические ракеты- основной элемент современной технологической войны. Быть может есть смысл приобрести небольшое количество такого оружия у иной страны?
  
  17 мая 1987 г. иракский истребитель "Мираж" выпустил 2 ракеты AM-39 Exocet по американскому фрегату "Старк" (ракеты и истребитель произведены во Франции). Обе ракеты попали в борт фрегата, но взорвалась только одна, вторая пробила дыру размером 2х3 метра. оставим в стороне мотивы, побудившие командование Иракских ВВС выполнить этот удар- скорее всего, имела место ошибка. Фрегат получил тяжелые повреждения, потерял часть экипажа, но пришел своим ходом в порт. Этот случай продемонстрировал две важные вещи:
  1.Иностранное оружие имеет непредсказуемую надежность.
  2.Головной части массой 150 килограмм недостаточно для гарантированного уничтожения столь скромной цели как фрегат.
  
  4 мая 1982 г. в ходе войны за Фолклендские острова ракета Exocet угодила в эсминец "Шеффилд", пробила большую дыру в корпусе, но не взорвалась, от остатков ракетного топлива начался пожар. Борьба за живучесть корабля продолжалась 5 часов и не увенчалась успехом.
  
  В тот же день фрегат "Плимут" заблаговременно обнаружил ракету и выставил завесу из дипольных отражателей.
  
  25 мая при атаке авианосца "Гермес", Exocet была дизориентирована и поразила авиатранспорт "Атлантик Конвейер".
  
  30 мая самолет "Супер Этандар" выпустил 2 ракеты Exocet по английскому авианосцу "Инвинсибл". Корабли охранения и вертолеты поставили завесы в виде облаков из дипольных отражателей, в результате чего обе ракеты сбились с курса и упали в море.
  
  Более того- во время операции "Буря в пустыне" Франция заявила, что противокорабельные ракеты ее производства не смогут поразить корабли коалиции. Оказывается, еще на этапе производства в них была заложена эта возможность. То есть добросовестный покупатель оружия должен спрашивать разрешения продавца на применение этого оружия для защиты своей Родины. Если такое разрешение не последует- Родину будет защищать нечем.
  
  Дико звучит- но по своей эффективности современные ПКР иной раз напоминают деревянные болванки, а вот по стоимости- сродни болванкам золотым. Например, российская сверхзвуковая противокорабельная ракета Х-31А при стартовом весе 600 килограмм и массе боевой части 90 при поставке на экспорт партией 20 единиц обходится в 15 миллионов долларов за партию, то есть 750 тысяч долларов за штуку. 1 грамм ракеты обходится дороже 1 доллара. Еще бы- это прежние ПКР "Комета" изготавливались из алюминиевой штамповки, это раньше на них ставили отлетавшие свое авиационные двигатели после капитального ремонта. Более того- часть деталей ФАУ-1 изготавливалась и вовсе из фанеры! Нынче ПКР- это самые современные титановые и нержавеющие сплавы, это уникальные технологии. Эти уникальные технологии в боевых условиях уже описаны выше- обидно, честное слово! Что касается ПКР "Комета"- этот исключительно удачный комплекс нес боевую часть массой почти тонну, топливом для него служил банальный керосин, дальность действия составляла более сотни километров. К сожалению, его электроника морально устарела.
  
  Да что алюминиевая штамповка- в конце 70-х годов по инициативе французской компании Microturbo SA был создан самолет Microjet 200. Оснащенный двумя газотурбинными двигателями тягой 184 кгс он развивал скорость до 555 километров в час. Взлетная масса 2 с половиной тонны, размах крыла 7 с половиной метров. Идеальный прототип для крылатой ракеты! Особенность конструкции- машина цельнодеревянная!
  
  Каковы же требования к новой отечественной управляемой ракете?
  1.Универсальность- ракета должна изначально рассчитываться на возможность применения с летательных аппаратов, кораблей и наземных установок, она должна иметь возможность поражать морские и наземные цели.
  2.Модульность- ракета должна представлять из себя стыкующийся с боевой частью модуль управления, выполненный по аэродинамической схеме "утка" и основной модуль, при необходимости модернизации или ремонта любой модуль должен иметь возможность быстрой замены.
  3.В качестве боевой части должно быть предусмотрено использование 500-килограммовой или 100-килограммовой авиационной бомбы, что позволит гибко распоряжаться их запасами, при необходимости применять заряды различного назначения.
  4.Морские и наземные варианты должны предусматривать возможность вертикального старта из транспортно-пускового контейнера.
  5.Первые варианты выполняются в виде простейшей крылатой ракеты, после освоения технологии основная ракета должна быть выполнена аэробаллистической.
  6.Ракета должна быть полностью выполнена на основе отечественных комплектующих, из дешевых материалов.
  7.Ракета должна предусматривать возможность модернизации и исполнения в нескольких вариантах, как с твердотопливным, так и с газотурбинным двигателем, как малой так и большой дальности, как с малым так и с большим зарядом- модульная конструкция это позволяет.
  8.Ракета должна иметь средства РЭБ.
  
  Основой отечественного ВМФ должен стать носитель таких ракет. Флот- штука очень дорогая, но без флота надежная защита государственного суверенитета невозможна. Какого же класса корабль должен стоять на его вооружении?
  
  Увы- крупный боевой корабль, тем более их эскадра стране не по силам. Даже те корабли, что есть крайне сложно поддерживать в боеспособном состоянии. Зачастую стоят они в портах по простой причине- нехватка топлива. Да и боевая эффективность их мизерна- три советских линкора так и не сделали за всю войну ни одного выстрела по равноценному противнику. А без боевых кораблей обеспечить защиту морских рубежей почти невозможно- современные крылатые ракеты морского базирования могут достигать целей на расстоянии несколько тысяч километров. Задача флота- постоянно контролировать районы возможного пуска ракет противника, создавать угрозу его надводным кораблям и подводным лодкам. Идеальное средство для этого- ракетный катер.
  
  Но у ракетного катера есть существенный недостаток- ограниченная мореходность, дальность плаванья, плохие условия обитания экипажа. Кроме того, у него мизерная боевая живучесть- при близком взрыве осколки прошивают борта практически насквозь. То есть корабль должен быть более крупным кораблем УРО, класса фрегат или эсминец. Большая скорость ему ни к чему- от крылатой ракеты все равно никуда не денется и от самолета не убежит. А вот мощные средства поражения кораблей противника он должен иметь, кроме того, он должен оснащаться средствами разведки, целеуказания, радиоэлектронной борьбы, противоракетной обороны, противолодочными средствами. Особо оговаривается способность боевого корабля в кратчайшее время произвести пуск противокорабельных ракет- в реальных условиях у него будет для этого всего несколько минут, поэтому желательна вертикальная установка ПКР в ТПК. Важнейшее требование- минимальные эксплуатационные расходы.
  
  По ряду соображений целесообразно выполнить этот корабль на базе освоенного промышленностью небольшого сухогруза, при чем силовая установка должна включать основной паротурбинный (а то и вовсе паровой) двигатель экономичного хода и боевые дизельные (а то и газотурбинные) двигатели, обеспечивающие высокую скорость и маневренность. Топливом для основного двигателя должен быть дешевый уголь, скорость хода экономичным ходом- порядка 10 узлов. Адаптацию такого корабля к военным целям можно произвести только в момент строительства, но использование стандартных агрегатов приведет к снижению стоимости постройки, эксплуатации и ремонта.
  
  Нормальной практикой является путь увеличение грузоподъемности судна путем добавления в среднюю его часть дополнительной секции корпуса. При этом с дополнительной секцией это будет экономичное и грузоподъемное судно, а без нее- компактный боевой корабль с достаточной энерговооруженностью. При этом мы унифицируем данные плавсредства не только по оборудованию и оснащению, но и по используемым корпусным деталям.
  
  Что касается боевых возможностей- в конце концов неважно, с какого именно корабля запущенна крылатая ракета. То ли с ракетного крейсера "Слава", то ли с вот такого нехитрого работяги. При определенных условиях, стоимость ракет может значительно превысить стоимость несущего их корабля. В конце концов, коза- корова бедных.
  
  На базе такого плавсредства можно создать малый противолодочный авианесущий корабль. Дело в том, что у Украины на сегодняшний день есть в наличии одна подводная лодка, и та старая, а у Турции- два десятка, при чем построенных по германскому проекту. Новых подлодок нет, и перспективы строительства мощного подводного флота откладываются, по меньшей мере, лет на 5. Средств обнаружения иностранных ПЛ в виде БПА так же почти не осталось. Борьба с подводными лодками без противолодочного вертолета нынче крайне проблематична, но КА-25 и КА-27 стоят по нынешним временам баснословных денег. Нормальная заправка КА-27 3270 литров топлива, практическая дальность 800 километров, радиус действия 200 километров, боевая нагрузка 800 килограмм. Да и вертолетная площадка боевого корабля должна иметь возможность принять машину с диаметром винтов почти 16 метров. Можно ли найти сопоставимую замену этой машине?
  
  Да, можно. С 1954 года производится самолет AH-4, классический AH-2 на поплавковом шасси. Самолет оказался крайне удачен, неприхотлив. Аэродромом для него может служить большая часть поверхности Земли. Топлива этот самолет требует вчетверо меньше, чем у КА-27, дальность полета значительно выше, малая скорость как нельзя лучше подходит для выслеживания субмарин, грузоподъемность даже чуть выше. По технической сложности и цене AH-4 несопоставимо проще и дешевле, имеет простой поршневой двигатель вместо пары газотурбинных. Что касается безопасности- даже аварийная посадка на такой машине куда как безопаснее эквилибристики над палубой боевого корабля в хорошую качку. Необходимые доработки корабля-носителя предусматривают установку кран-стрелы и крепежа на палубе. Размах крыла АН-4 лишь на 2 метра превосходит диаметр несущего винта вертолета. Безусловно, в первозданном виде эта машина применяться не может и не должна- но после доработки она превзойдет по своим тактико-техническим характеристикам вертолет, сможет решить множество разнородных задач.
  
  Во время Второй мировой Эрнест Хемингуэй на своей яхте выслеживал германские подводные лодки. История не сохранила свидетельств расправы великого писателя над посудинами Денница, но в наши дни эта наивная история может иметь весьма интересное продолжение.
  
  Дело в том, что современный боевой корабль может обнаружить подводную лодку на достаточно ограниченной дальности- шум его механизмов просто глушит звук, идущий от подводной лодки. Мощное магнитное поле стального корпуса ограничивает возможности магнитометров. Одним из выходов является использование авиации- пока корабль гремит своими механизмами, вертолет бросает на значительном расстоянии от него акустический буй и слушает. Ревут турбины, винты молотят воздух, керосин течет рекой, оператор прислушивается. Допустим, у авиации есть важное преимущество- она может оперативно обследовать большую акваторию. Но контролировать ее не может- очень это дорогое удовольствие, да и опасное, летные происшествия случаются с завидной регулярностью. Для отдельных летательных аппаратов (ЯК-38) полеты и вовсе напоминают смертельный номер в цирке.
  
  Резко ограничивают возможности применения флота минные заграждения. Современные мины- сложное и коварное оружие, они фиксируют целый ряд физических полей корабля, оснащены механизмом кратности. Борьба с этими минами- очень непростое дело, изобилующее специальными методами. Обычные тральщики для борьбы с такими минами неэффективны, поэтому применяются особые боевые корабли- тральщики искатели. Корпус такого тральщика изготавливается из немагнитного дерева или стеклопластика, он оснащен специальными подводными роботами для обнаружения и уничтожения мин. Но тральщик сам оборудован мощным дизелем, имеет достаточное количество стальных деталей, так что вероятность подрыва все же сохраняется.
  
  Каков же должен быть новый боевой корабль?
  Это должна быть парусная яхта- тримаран водоизмещением 25 тонн, с неограниченным районом плаванья. Корпус должен быть изготовлен из немагнитных материалов (дерево, стеклопластик) с использованием элементов жесткости из нержавеющей стали. Автономность должна составлять не менее 30 суток, экипаж- до 10 человек. Яхта должна быть оборудована вспомогательным двигателем (тракторный дизель 60-80 лошадиных сил) и мощным электрическим ветрогенератором. Грузоподъемность по спецоборудованию должна составлять не менее 5 тонн.
  
  Вооружение и оснащение:
  1. Радиолокатор кругового обзора.
  2. Радиолокатор высокой дальности с ФАР.
  3. Средства акустического контроля.
  4. Средства магнитометрического контроля (ММП-3).
  5. Стабилизированная платформа для наблюдений в оптическом и ИК диапазоне, средства контроля лазерного излучения.
  6. Средства наведения ПКР, запущенных с береговых установок или иных боевых кораблей.
  7. Средства связи и обмена тактической информацией в реальном масштабе времени, комплекс радиоразведки, комплекс РЭБ.
  8. Средства ПВО, комплекс "Стрела-10М" (типичная цель- вертолет, палубный штурмовик, крылатая ракета).
  9. Универсальная пулеметная установка на базе НСВТ, стрелковое оружие экипажа.
  10. Унифицированная по типоразмеру пусковой "Стрела-10М" легкая противокорабельная ракета малой дальности (типичная цель- патрульный катер, фрегат, вертолет).
  11. Две легких противолодочных самонаводящихся торпеды (ТТ-4 или АПР-3).
  12. В случае необходимости- буксируемые гидроакустические буи, противоминный зонд- искатель, другое оборудование.
  13. Дымовые гранатометы, дымовые шашки, дипольные отражатели.
  
  Основными задачами этого боевого корабля будет:
  1. Контроль перемещения боевых кораблей, подводных лодок, летательных аппаратов и гражданских судов в зоне, откуда возможно применение корабельного оружия против территории Украины, то есть, до 5000 километров от ее границ.
  2. Проведение комплекса мероприятий в области радиоразведки.
  3. Контроль испытаний и боевого применения оружия, в данном регионе, выявления тактико-технических характеристик используемых образцов.
  4. Раннее предупреждение о пусках и вылетах в направлении территории Украины.
  5. Уничтожение летательных аппаратов и крылатых ракет в случае начала боевых действий.
  6. Уничтожение подводных лодок в случае начала боевых действий.
  7. Уничтожение мелких боевых кораблей противника, поставка разведывательной информации и целеуказание для уничтожения средних и крупных.
  8. Дезорганизация применения ВВС и флота противника средствами РЭБ.
  9. В случае необходимости- постановка мин, участие в международных миротворческих операциях, пресечение пиратства и т.д.
  
  Реально в боевых условиях такой корабль сможет уничтожить до 3 летательных аппаратов, до 1 мелкого боевого корабля, с вероятностью 30 процентов поразить подводную лодку. Но его боевые возможности являются лишь самообороной- главная задача этой яхты заключается в поставке развернутой разведывательной информации силам ВМФ, ВВС, ПВО и осложнение действий группировки противника.
  
  В районе боевого патрулирования такие яхты выходят в сопровождении плавбазы, автономно патрулируют в течение месяца, после чего пополняют запасы и заменяют команду (месяц на мелком суденышке в открытом море это сложно). Через несколько месяцев флотилия возвращается в порт приписки.
  
  Могут ли уничтожить в бою такой корабль? Да, но чем же его достать можно? Традиционное средство противокорабельной борьбы- противокорабельная ракета для борьбы с деревянным кораблем с мизерной ЭОП малопригодна, да и стоит она дороже этого корыта. Палубный штурмовик или вертолет? При заблаговременной реакции корабля он произведет пуск зенитной ракеты, поставит дымовую завесу, выбросит дипольные отражатели и немедленно развернется (у яхты с этим легко). Попытка применения высокоточного оружия (лазерная подсветка цели, теленаведение) будет сразу зафиксирована с теми же последствиями. Может ли подводная лодка достать эту яхту? Да, наверное- если попадет торпедой прямо в киль, это примерно 4 квадратных метра. Самонаводящейся торпедой достать немагнитный и нешумящий корабль просто невозможно. Единственный надежный способ поражения такого корабля- ведение огня надводным кораблем из артиллерийского орудия, при этом обладая преимуществом в скорости, вооружении и живучести боевой корабль противника сможет эффективно решить такую задачу.
  
  Это так- и ни так. Прежде всего, современные артиллерийские средства получают целеуказание от радиолокационных прицелов, эффективность последних снижается средствами РЭБ и дипольными отражателями. Эффективность оптических средств снижается применением дымовых завес, при этом производится запрос на пуск ПКР с ближайшего корабля или береговой установки. Боевой корабль противника вполне может преодолеть противодействие, сократив дистанцию, но пока он пройдет лишних 5 миль, крылатая ракета пройдет более 120 километров.
  
  Звучит дико- но живучесть деревянной яхты в боевых условиях выше, чем у эсминца или крейсера. Тем более, что ей легче затеряться в огромном числе легких плавсредств третьих стран. Стоимость современной яхты более миллиона долларов, но нас интересует не круизная яхта, а рабочая лошадка. Вовсе не нужны сверхоблегченные пластики или сверхтонкие паруса, скорость для этого корабля большого значения не играет. По примерным расчетам, такая яхта без вооружения может стоить бюджету не более 50-100 тысяч долларов.
  
  Что касается престижности военной службы, мол, моряков на корабли не заманить- если нам понадобится найти экипаж для месячной вахты под парусами, включающей заход в пару средиземноморских портов, то матросов будем выбирать сплошь из лиц с ученой степенью и несколькими высшими образованьями, от желающих отбоя не будет.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"