(По Нестору Летописцу. 1056 - 1114г., 'Повесть временных лет')
Они явились с Востока и воевали в Троянской войне (Гомер). Дальше их путь лежал через Фракию (Страбон) и Иллирию (Геродот), после чего они вторглись в земли Кельтов (Полибий). Отсюда они начали расселяться на Север и Восток. Это так называемые Норики (Нестор Летописец), или первые Паннонцы (Великопольская Хроника). От них родились три брата - Лех, Рус и Чех, которые владели тремя королевствами - Полян, Русов и Богемцев (Великопольская Хроника). Издревле, этот народ у Эллинов назывался Энэтами, - Антами (Иордан Готский) их знали на Востоке, Венедами (Иордан Готский) на Севере, от того этих расселенцев позднее прозовут - Склавянами (Иордан Готский), что означает "споры полей" (Прокопий Кесарийский) - Поляне (Нестор Летописец).
2.
Многих народов семя,
Энеты, - славное племя.
Дух Кромны, Сесама, Китора,
Песня азийских просторов.
"Там дикие мески стадятся",
Мест легендарных, признаться.
Окрест Эгиал и Парфения,
Cкал Эрифин заточении.
Славных домов обитатели,
Богатой судьбы страдатели.
От того народа часть,
Пилемена взяли власть.
Сердцем храброго вождя,
Предводительством горя.
Судьбою, скованная нить.
Пришли сюда сполна испить,
Земли красот, ирония,
Кой имя, - Пафлагония.
Но жители, правители,
Земли той наполнители,
Скорбел их дух безвольный,
Пришельцам недовольный.
Однако, вот напасть,
Судьбою послана тем власть.
Пилемен - Парису братом,
Стал Троянцу федератом.
И в троянской войне,
На Париса стороне,
Бился он с Эллинами.
Но какими винами,
Будто страшный сон,
Был повержен он.
И подняли его воины,
Грустные, расстроены,
В колесницу возложили,
К Илиону проводили.
Как пришла Парису весть,
Так царевич вспыхнул местью,
И вдевает в тетеву,
Медножальную стрелу,
Ловко он ее пустил,
И героя поразил.
(Энеты в Пафлогонии. Троя. По Гомеру. VIII век до н. э., 'Илиада')
3.
"Очень хорошо известно...",
Начинает интересно ,
Тит в своей "Истории...".
При падении же Трои,
Расправились жестоко,
Ахейцы лютые, но только,
С двоими обошлись по чести.
Эней и Антенор, минула месть их.
Гостеприимства, в силу давнего,
Не в правиле войны, бесславно.
Но обстоятельства, сатира,
Ведь те всегда желали мира,
Желали выдать им Елену,
Но вынуждены впасть, в такую сцену.
Так спасся Антенор с Энетами,
Ведут сейчас совет они,
Ведь нету места им теперь,
И в Пафлагонию закрыта дверь.
Пришельцам без надежд,
Восстали местные, мятеж.
Увел их новый вождь, замена,
Погибшего под Троей Пилемена.
Минула вечность, и не миф,
Пришли в чудеснейший залив.
На Адриатику. Там Евганеев,
Изгнали из земель своих,
Живущих между Альпами и морем.
Чужбинная досталась доля.
Троянцы и Энеты здесь осели,
С тех пор местами овладели
(Энеты в Адриатике. По Титу Ливию. 59 до н. э.- 17 год н. э., 'История от основания города' )
На иллюстрации изображены предметы быта Энетов (Анетов, Венетов) и украшения в разноцветных эмалях, использовавшиеся c I-IV века нашей эры, на наших землях, до нашествия Гуннов, до климатического катаклизма и массовой миграции народов. До сего дня, огромное количество этих памятников, в том числе и бесчисленные клады римских серебряных монет, высвобождается из земли археологами и копателями на обширной территории России, Украины и Беларуси. В Киевской, Черниговской, Сумской, Черкасской и Харьковской областях Украины; Гомельской и Могилёвской областях Баларуси; Брянской, Курской и Белгородской областях России. Это Римская провинциальная культура, привнесенная в теперешние земли Энетами, предками. Весьма налажены были римские пути в этих землях. Хорошо известна история о том, что Апостол Андрей Первозванный, благополучно добрался одним из таких путей до Ладоги, где также проповедал народу и наблюдал праславянские бани с вениками, отличные от римских, а другим путем вернулся обратно в Римскую Империю.
4.
Эпитомы Юниан слогая,
Об Энетах вскользь упоминает.
У моря Верхнего придел,
Остатки там народа видел.
Изгнанных с земель своих,
Антенор сюда привел их.
Некоторые здесь остались,
Многие до Балтики добрались.
Тогда Эллины Трою покорили,
С тех пор века проплыли.
(Энеты в Адриатике. По Марку Юнинану Юстину, III в., 'Эпитомы сочинения Помпея Трога 'История Филиппа'')
Что касается Энетов,
Вот примерные портреты.
Племя пришлое, чужое,
Стран, лежащих в изголовьи,
Адриатики пределы,
Силой ими завладели.
В отношении их нравов,
И одежды, очень мало -
Отличаются от кельтов, все же,
Языки у них не схожи.
У творцов поэзии,
Часты в их трагедиях.
Множество историй и чудес,
В рассказах слышим мы окрест.
Как-то Кельты во сражении,
Ввергли Римлян в поражение,
Преследовали их потом,
И все же взяли Рим с трудом.
Однако, вызваны домой,
Ворвался в землю враг иной,
Весть об Энетах, их прервала пир,
Срочно с Римом заключили мир,
Возвратили города их,
И на родину вернулись в миг.
Также у Галатии, Энетов воины,
Воем племени угроза, лагерем устроены.
Так в союзе с Римом состояли.
Границам Кельтов угрожали,
Чтобы те, всех войск не брали,
И на Рим не нападали.
Вои - племя, соседствующее с Энетами.
(Энеты в Адриатике. По Полибию, 200 до н. э.- 120 до н. э., 'Всеобщая История'