Горица Олег Михайлович : другие произведения.

04. "Частное мнение о доистории Славян и Руси". "Русы на территории доисторической Беларуси ". Части 22-36

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    История нашей Сущности

  
   22.
  
   Таким образом, сказано больше, чем нужно было, для того, чтобы понять, что Руги и Русы, это название одного и того же народа, только звучащее на разных языках.
  
  От сединной давности, не один уж век,
  Росами и Росью называл их Грек.
  Ругами и Ругией, нарекали Римляне,
  Древние Германцы, звали тем же именем,
  Русами и Русью - Склавенин сказатель,
  А поздней в трудах своих, и Араб писатель.
  
  Как уже и говорили ранее, от нашествия Готов, миграция Русов разбрасывает их род вокруг Балтики, а именно, часть из них остается на островах, часть отплывает в Норвегию (Ругаланд), часть же соединяется с Готами, часть отступает к Паннонии (Ругиланд), и основная часть отходит за Вислу (Ругорум или Русия), на территорию, живших там местных племен Сембов, Натангов, Помезан, и так далее, которые так и назовутся по-славянски, как жившие по Русии, то есть По-Русы, Пруссы. О последней Ругорум, мы сейчас и поговорим. Этот восточный путь, шел по территории Пруссии, современной Калининградской области, и Полоцкой земли. Три реки окаймляли Старожитную Русию - Висла, Неман и Западная Двина. На востоке эта земля граничила с Гардами, на юге и западе с Гуннуландом (Татария) и Рейдготландом. Михайло Ломоносов замечает нам, что и "автор Преторий (Арнольд. Кн.1, гл.2.), довольно знать дает" нам свое мнение, "совокупляя Руссов и Пруссов в одно племя", и добавляет, что "положение места тому соответствует". Также Михайло замечает, что "восточное плечо реки Немана, впадающее в Куршский залив, называется Руса", и это название "конечно, носит на себе по Варягам-Россам". И далее нам цитирует источники Михаил Васильевич, что "Литва, Жмудь и Подляхия исстари звались Русью (Вейсель, лист 18)". Что же касается Гунналанда, в свое время, большая часть Европы была владением Аттилы, потому у скандинавов это были земли Гуннов - Гунналанд. Но, после V века, в поражении от Гепидов и Готов, власть и слава Гуннов угасла, и владения их уменьшились. На западе Гунналанд сократился, так как, придвинулись границы Королевства Готов - Рейдготланда, на востоке усилился Гардский союз племен, а южнее зарождалось новое государство - Хазария.
  
   23.
  
   Вокруг же балтской Русии (Ругорум), уже после падения Аваров, на совершенно маленьком остатке Гунналанда также управляли Русы, из которых и выходит наш Рюрик, как мы рассмотрим. В прекрасной исландской "Саге об Эгиле Одноруком и Асмунде Убийце", написанной в IX веке, якобы до заселения Исландии, нам упоминается конунг Херт-Руг, "который правил Русью, - обширной, густонаселенной страною, которая находится между Гунналандом и Гардарикой (Hertryggur hefir konungr heitit. Hann réð fyrir austr í Rússía. Þat er mikit land ok fjölbyggt ok liggr milli Húnalands ok Garðaríkis)". Вполне, не исключено, что этот конунг Херт-Руг когда-нибудь окажется дедом Полоцкого князя Руг-Волода и прадедом его дочери Руг-Неды. Ведь полоцкая земля лежала тогда в пределах этой Старожитной Ругорум - Русии, оформившейся между I-IХ веками, а Сага соответствует IX веку, как мы увидим дальше. Многие скажут, что "Рогволод пришел из-за моря", как и Рюрик с Руссами, согласно Летописи, однако так оно и было, он ведь пришел в Новгородскую землю а не Киев. К тому же, Рюрик в Полоцке, как и в других городах, садил людей из своего Рода. Описание Балтийской Руси, периода VI - VIII веков, можно также обнаружить у Саксона Грамматика (XII век), в его "Деяниях Данов". Куршы граничили с этой Русью. Когда на Куршей напали Норманны, и повергли их, вместе с их королём Дорно, то после этого, они нападают на флот Русин (Dan 2.1.6) и их правителя Транно (...Inde profectus in Trannonem Rutenae gentis tyrannum incidit...). Используют конечно хитрость, продырявив ночью днища кораблей, которые раскупориваются днем, во время осады, и таким образом, тонущие Русины в замешательстве (...Ancipiti periculo circumventi Ruteni, armis prius an undis resisterent, haesitabant...). Соответственно, спросим мы у Норманистов, как же Русины могли быть Норманнами, когда Норманны очень часто сами нападали на Русин? Читаем далее. Разбив флот Русин (Dan 2.1.7), их предводитель Фрото теперь уверен, что земля будет взята (...Victis itaque Rutenis, patria Frothoni repetitur...).
  
   24.
  
   Норманны отправляют в эту Русь послов, чтобы предложить выплачивать дань, но послы погибают (...Qui cum legatos in Rusciam exigendi tributi studio missos incolarum perfidia atroci mortis genere consumptos animadverteret...). Тогда, они по Западной Двине направляются к самому Полоцку. Плотной осадой захватывают подорожный город Роталу, также использовав хитрость, осушив до мелководья, глубоководные подходы к городу. И вскоре армия Норманнов была уже у града Полоцка (...His gestis ad urbem Paltiscam exercitum contulit...). Поскольку, город был хорошо защищен, то Фрото прибегает к новой хитрости. Уезжает подальше с посвященными в это, и устраивает свои похороны в кургане, после чего все, в том числе и противник узнают о якобы смерти Фрото. После этого, царь города Веспасий начал ликовать и праздновать победу, что сделало ослабленным его и весь город во время внезапной атаки (...Qua fama rex urbis Vespasius, perinde ac victoria potitus, tam languidam et remissam defensionem egit...). Уже в Пятой книге "Деяния Данов", мы читаем о Фродо III, легендарном датском короле. Более тридцати королей, с разных земель были его друзьями или вассалами, и число их постоянно увеличивалось. Среди этих королей были легендарные побратимы Хедин и Хегни, последний, же известен, как предводитель островных Русов. Также, рассказывается об Олимаре, короле Русов в стороне восточных Славян ( Кривичей) на Русии, который становится вассалом Фродо. Изначально, Олимар был союзником Гуннов и командовал многочисленным русинским флотом, однако потерпел поражение от Норманнов, и очевидно Фродо сохранил ему жизнь, сделав таким образом вассалом. Сказано (Dan 5.7.5 ), что из всех руссинских королей, побоище пережили только двое - Олимар и Даго (...Iamque cuncti Rutenorum reges, Olimaro Dagoque exceptis, Marte conciderant...). А началось все с того, что Фродо посватали на дочери короля Гуннов, после чего она была обманута и возвращена отцу.
  
   25.
  
   Описывая битву на суше (Dan 5.7.12), автор говорит, что "три главных реки Руссии (Висла, Неман и Западная Двина) были покрыты мостами из тел и по ним можно было ходить (...Cuius prima dies tanta interfectorum strage recruduit, ut praecipui tres Rusciae fluvii cadaveribus velut ponte constrati pervii ac meabiles fierent...)". Фродо в конце концов, Олимара посадил править в Холмгард, а Онефа в Коногард (Киев) (...Praefecit autem Olimarum Holmgardiae, Ønevum Cønogardiae...), Даго поставил править Эстами и так далее... Каждому положено было теперь собирать дань в своих землях и привозить ему, "так что области Фродо охватили Руссию на востоке, а на западе были ограничены Рейном (...Itaque Frothonis regnum, Rusciam ab ortu complectens, ad occasum Rheno flumine limitatum erat...)". У гуннской принцессы от Фродо был сын, именем Фридлейв, жил он в Руссии. Когда Фродо умер (Dan 6.1.1), датчане и не предпологали, что Фридлейв жив и может стать приемником Фродо (...Defuncto Frothone, Dani Fridlevum, qui apud Rusciam educabatur, falso exstinctum rati, cum iam regnum heredis inopia claudicare nec in regia gente continuari posse videretur, hunc sceptro dignissimum arbitrati sunt, qui illustrandi Frothonis gratia recenti eius tumulo plenum laudis carmen affigeret famamque exstincti regis specioso posteris titulo commendaret...). Из-за сложно сложившейся ситуации в Скандинавии, Хальфдан, сын Эрика, конунга Швеции, был вынужден скрываться в Руссии, и просить Фридлейфа о помощи. Далее (Dan 6.5.9), о Русии мы читаем, что в нее вторглись Датчане Старкад и Бимон после того, как они пограбили в провинции (... profligatis late provinciis, ardore quoque tyrannico Rusciam invasissent...). Но Русины использовали против них гвоздевые изделия, разбросанные в необходимых местах. Каждое стостояло из остро наточенных четырех гвоздей, которые распологались так, что как бы не разбрасывать, будут стоять остриями вверх. Однако, датчаном это не помешало, они обулись в деревянные башмаки и таким образом напали на русинского вождя Флока, разбили русинов и захватили много добычи, золота и серебра.
  
   26.
  
   Один , очень известный в Руссии того времени (Dan 6.5.14), гладиатор Висин, поселился на горе Ана-фиал и нападал на соседние провинции (...Eximiae opinionis gladiator, nomine Wisinnus, apud Rusciam rupem, quae Anafial dicitur, sede et mansione complexus vicinas longinquasque provincias omni inuriae genere vexavit...). Это стало известно Старкаду, который пришел сюда с датчанами. Старкад бросил вызов Висину и убил его. Ана-фиал (Анафиелас) - гора вечности по религиозным преданиям языческой Литвы. Это также говорит о том, что эта часть современной Литвы лежала, в так называемой Русии того времени. Когда между Альваром, королем из Швеции и Русинами началась война, то Хальвдан, о котором уже упоминали, отправился в Русию, как союзник (Dan 7.9.12), и оказал великую честь русам (...At ubi inter Alverum Suetiae regem Rutenosque bellum flagrare cognovit, e vestigio Rusciam petit oblatoque incolis auxilio summa cum omnium dignatione suscipitur...). Однако, когда Хилдигер, воин Альвара, в бою увидел Хальвдана, своего брата, то не захотел с ним сражаться. Таким образом, Хальвдан с русами одержали пальму первенства. Из многих таких рассказов, можно смело предположить, что Шведы с Русами не всегда враждавали, но часто находились в военном союзе, поэтому и в Летописи часто обращаем внимание на связи Русов со Скандинавами, но это не делает их Норманнами. Далее (Dan 7.9.17), Русь, упоминается в контексте, когда Хальвдан, находящийся в ее приделах, узнает от торговцев и путешественников о Гурит (...Quod Haldanus apud Rusciam per negotiatores expertus, tanto studio navigationi incubuit, ut nuptiarum tempus adventu praecurreret...). Гурит (Гудрит) нравилась Саксонцу Сивару, который, чтобы получить ее руки, пытался выполнить ее условие, объединить царство Датчан. Хоть ему это не удалось, но всё же подкупленные опекуны, предоставили ее Сивару для помолвки. Гурит была последней Датчанкой королевской крови, но всегда тайно предпочитала Хальвдана. Позже, уже во времена Рюрика, упомянем о Рагнаре Лодброке (Dan 9.4.20), когда последний был конунгом Дании.
  
   27.
  
   Рагнар призвал, по закону в поход, от каждой семьи по мужчине. Таким образом, собрав огромную армию, вместе со своими детьми от жены Торы, двинулся на Геллеспонт (вероятнее уже тюркский, нежели греческий). Атаковав, они захватили Геллеспонт, в том числе и их короля Диа. Однако, сыновья этого царя, которых звали одного, также Диа, другого Даксо, были женаты на дочерях короля Русии (...Cuius filii Dian et Daxon, olim Ruteni regis filias maritali sorte complexi, impetratis a socero copiis...). Не известно пока, о каком короле Русов того времени идет речь. Так они повели огромную армию Русов, вместе со Скифами, которые были родственны матери Даксо, как сказано. Но Рагнар, проявил мудрость в тактике боя. Разогнав бронзовых коней на колесах, он пустил эти громоздкие механизмы в плотные ряды противника и разрушил их линию. И так, одного предводителя убили, другой же из них - Даксо бежал, а соответственно и вся армия отступила, вместе с отрядами Русов (...Quorum provincia Withserco attributa, Rutenorum rex parum viribus fidens formidolosa Regneri arma fuga praecurrere maturavit...). Провинция эта была отдана Хвитсерку, сыну Рагнара. Через несколько лет, этот Даксо, как описано (Dan 9.4.29), находится в Скифии, или вернее Гуннуланде, так, как южнее уже в то время Хазария (...Interea Daxon Withsercum Scithiae principantem diu nequicquam superare conatus, tandem fictae pacis commento circumventum aggreditur...). Он воюет против Хвитсерка, правящего тогда в Швеции. Напомним, Гунналанд окружает Русию, на западе примыкает к Балтике и граничит с Рейдготландом и Франками, на востоке граничит с Гардарикой и на юге с Хазарией. Даксо удается обмануть Хвитсерка, заинтересовав того заключением мира. "Хвитсерк принимает гостеприимство", но был захвачен вооруженным отрядом воинов, переодевшихся в торговцев. Хотя Даксо позже и передумывает убивать его, и даже предложил руку своей дочери с приданым, однако Хвитсерк восстал духом и предпочел смерть, напоминая о мести Рагнара. Его сожгли вместе с его людьми, по собственному выбору способа смерти.
  
   28.
  
   Рагнар обо всем узнает (Dan 9.4.32). Оставляя вместо себя сына Ивара управлять королевством, сам "направляет свой флот к берегам Русии" (...Ivaro ergo regni tutelam deferens Ubbonemque pristinae gratiae redditum paterna caritate complectens, traiecta in Rusciam classe, comprehensum Daxon catenarumque poena coercitum apud Ugarthiam custodiae causa relegavit...). Русы с Гуннами в тот период, как рассмотрим и в дальнейшем находятся в непрерывном союзе, как военном, так и династическом. Однако Гунны в VII - IX веках, это уже не тот народ, что был пару сотен лет назад, но скорее остается название территории, на которой все еще главенствуют тюрки. Во многих же западных источниках и картах, эта земля до очень позднего периода называлась также Татарией. Далее, Рагнар захватывает Даксо, заковывает его в цепи и отправляет в Утгард. При этом, Рагнар, все продумав и взвесив, проявляет удивительную мудрость и милосердие, не убив убийцу своего сына. И как пишется дальше, "это сострадание пристыдило Русин от любой дальнейшей ярости против такого короля" (...Qua quidem humanitate magnus Rutenis iniectus est rubor ulterius adversus eum saeviendi regem, quem ne iniuriarum quidem acerbitate ad infligendam captivis mortem impellere potuerant...). Очень скоро Рагнар возвращает Даксо и восстанавливает его в качестве вассала на этой земле. А вместо Хвитсерка, Швецией ставит править другого своего сына - Эрика, по прозвищу Шляпа ветра.
  
   29.
  
   В скандинавских Сагах, имена персонажей с чужих земель вполне могут быть вымышленными по незнанию их, либо по еще каким причинам. То есть, скандинавы, путешествующие по Гардарике, Гунналанде или Русии, сохраняют свои имена в Сагах, а имена местных правителей или героев могут быть не известны, или искажены, но позже реставрированы своеобразными методами, потому не достоверны. Очевидно, "Сага об Одде Стреле", "Сага об Эгиле Одноруком и Асмунде Убийце Берсерков" и "Сага о Хальвдане Эйстейнссоне" имеют непосредственное отношение ко времени Рюрика, так как в них есть связующие звенья, которые мы можем сопоставить между собой, а также с другими источниками по данной теме. Совместим эти источники в один рассказ, как бы собственную Сагу для рассмотрения вопроса. Конечно это не лучший вариант представления событий, но на начальной стадии изучения вопроса, такой метод может быть необходим. Как художники нанесем образные начертания событий, со временем отбрасывая грубые места, доведем до тонкости и достоверности. Аран или Бравлин, Херрауд или Рюрик ...? (Предположительно 819-й год) "...Они приветствовали друг друга, и Асмунд спросил незнакомца, как его зовут. Тот отвечал, что звать его Аран и что он сын конунга Татарии Родиана... (Сага об Эгиле Одноруком и Асмунде Убийце Берсерков)". Двенадцатилетние юноши Асмунд и Аран встречаются у леса, знакомятся, меряются силами и заключают союз побратимов. Аран, сын конунга (кагана) Родиана из Гунналанда или Татарии, как читаем в Саге. Асмунд же, сын конунга Оттара из Халогаланда, Норвегии. Может ли Аран быть вымышленным именем?
  
   30.
  
   Не исключаем возможность, что Аран или Бравлин это одно лицо истории, только с разными именами в разных источниках. "Асмунд спросил, есть ли у конунга Родиана еще дети. Аран отвечал, что у него есть еще один сын и зовется он Херраудам (Рюриком). Херрауда мать, дочь хана гуннов. Херрауд (Рюрик) - храбрый человек, его любят, и он является наследником гуннского царства. У моего отца имеется два брата, Хрэрек и Сиггейр, оба берсерки, с ними трудно поладить, и люди очень дурного мнения о них. Отец совершенно им доверяет, поскольку они делают все, что он пожелает. Они часто ходят в грабительские походы и привозят конунгу сокровища (Сага об Эгиле Одноруком и Асмунде Убийце Берсерков)". По моему предположению Херрауд это и есть Рюрик, поскольку период и место его правления, детали, как раз согласуются с летописью и остальными, перечисленными Сагами. Все-таки интересно высказывание в Саге. Отец Родиан, из рода Ругов, по нашему представлению, взял себе вторую жену, судя по рассказу, гуннскую принцессу. От нее и появился Херрауд (Рюрик), который становится наследником Гуннского царства, так сказано. Это, еще больше наводит на смысл, почему именно Рюрика призывают во княжение над союзом племен Гардарики, а не его братьев, к примеру, из того же рода Русов. Как уже и говорили раньше, в этот период, Гунналанд стал гораздо меньше, чем бывшие владения Аттилы несколько веков назад. Гунналандом, который окружает Русию, также управляют Русы в тот период. Рюрику, младшему брату Арана (Бравлина) предположительно пять лет. Поход на Византию (примерно 838-й год). "...То, что следует далее, и еще более удивительно. Было нашествие варваров, руси [βαρβάρων τῶν ῾Ρῶς], народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия... (Житие Св. Георгия Амастридского)". Бравлин тогда был ярлом в стране Гард, в тех местах, где ныне Новгородская земля. Это еще до того, как Рюрик станет призванным правителем тех земель. И в летописные времена, как нам известно, варяги захватывали те или иные территории Гардарики.
  
   31.
  
   В какой-то момент, собирается дружина в поход на Византию, во главе с Бравлином. Возможно с ним был и Асмунд, и Рюрик, уже достигший 24-х лет. У конунга Родиана, вполне вероятно появились еще сыновья, Трувар и Сивар. Ослабленная политическая ситуация в стране Хазар, играло только на руку, чтобы беспрепятственно пойти по Днепру к морю на грабёж прибрежных греческих городов. "Зверские нравами", как описано в источнике, они начали разорение от Пропантиды. Убивали всех подряд, и стариков, и женщин, и младенцев. Христианские храмы грабили и уничтожали, святыни оскверняли. Но как описано в житии, Бог имел промысел на них. Когда они вошли в один храм, то поспешили залезть в гробницу, вообразив, что там могут быть сокровища. Однако, в тот же момент почувствовали расслабленность в руках и ногах. Будучи сильно удивлены происходящим, они впадают в страх. "...По смерти же святого мало лет минуло, пришла рать великая русская из Новаграда. Князь Бравлин, очень сильный, пленил [всё] от Корсуня и до Керчи. Подошёл с большой силой к Сурожу, 10 дней бился зло там. И по истечении 10 дней Бравлин ворвался в город, разломав железные ворота...(Житие св. Стефана Сурожского)". "...Иже и преже Рюрикова пришествия в словенскую землю, не худа бяша держава словенского языка; воинствоваху бо и тогда на многие страны, на Селунский град и на Херсон и на прочих тамо, якоже свидетельствует нечто мало от части в чудесах великомученика Дмитрия и святого архиепископа Стефана Сурожского...(Степенная книга царского родословия)" В гробнице лежали мощи Святого Стефана Суражского. Чтобы понять, что произошло, и избавиться от навязчивого недуга, естественно были позваны служители церкви. Бравлин и бывшие с ним, остановили убийства и грабёж. Пришел епископ и сослужили молитву Богу.
  
   32.
  
   Неизвестно, сколько дней там пробыл Бравлин со своим воинством, но описано, что в конце концов он принял решение креститься. Естественно что, все происходящее здесь, произвело в нем сильные перемены, и он должен был ознакомиться с христианским учением. Соответственно, о сем событии нападения на византийские города сообщили императору Феофилу. И как правило, Византия предлагает примирение Русам, и возможно подарки, чему результат - посольства между Византией и Русами. Об одном из них, мы прочтем в следующем источнике. Император Феофил... (Примерно 839-й год) "Он также послал с ними тех самых, кто себя, то есть свой народ называли Рос, которых их король, прозванием каган, отправил ранее... (в анналах о посольстве Феофила к Людовику 18 мая 839 года)". События, произошедшие с Бравлином, этот контакт русинов с византийцами, и послужил по нашим представлениям поводом к дальнейшим дипломатическим отношениям между Византией и Русью. В анналах о посольстве византийского императора Феофила к франкскому императору Людовику Благочестивому сказано, что с византийским посольством шли люди из народа Русов, которым нужно было благополучно добраться до своей земли. В сопроводительном письме Феофил просил Людовика оказать содействие этим людям, и описал что они были отправлены своим Каганом для установления дружбы с Византией. Феофил не хотел, чтобы Русы возвращались теми же путями, которыми добирались до Константинополя, "среди варваров очень жестоких и страшных народов". Тогда Людовик повелел тщательно исследовать что это за люди, и откуда они. Предварительно решив, что они скорее лазутчики из Швеции, нежели какие-то дипломаты, он приказал удерживать их до тех пор, пока не известно станет наверняка. Приметно, что конунга Русов, источники описывают каганом, это явно подчеркивает, что речь идет о каганстве в Гуннуланде. Русов же определяют к Шведам, потому что род их со времен Готского вторжения, как и сказано выше рассеян. Рогланд в Норвегии, Ругиланд в Паннонии, Рюген у Дании, островные Русы на всем побережье Балтики, в том числе и островах у Швеции, на юго-востоке Балтики - Русия.
  
   33.
  
   А чуть позже, Русию и Хазарию внесли в список племен и народов "Баварского Географа". Эта рукопись также датируется, как появившаяся в первой половиной IX века. Русь и Хазарией в ней, это соседствующие народы, расположенные восточней Франкской империи. Гостомысл... (приблизительно 844-й год) "...Людовик пошёл войной на ободритов, которые замышляли измену, и подчинил их. Король этого народа Гостомысл погиб, и Людовик велел эту страну и её народ, которые по воле Божьей подчинились ему, передать под управление герцога... (Фульдские анналы)". Почти слово в слово записано и в "Ксантенских анналах". Но так ли это было на самом деле, или все-таки, известнейший славянский вождь Гостомысл с остатком дружины укрылся на Востоке в землях Радимичей и Вятичей, в Гардарике. И поскольку был хорошо знаком с Русами, именно он держал совет со старейшинами племен о призвании Русов в союз. Если конечно, можно будет со временем это установить, но Русские летописи, как сговорившиеся описывают Гостомысла здоровым и невредимым, прожившим до глубокой старости мудрецом. "И в то время в Новаграде некий бе старейшина именем Гостомысл, скончавает житие, и созва правителей сущая с ним Новаграда, и рече: "совет даю вам, да пошлете в Прускую землю мудрыя мужи и призовете князя от тамо сущих родов... (Воскресенская летопись)". Очевидно, Воскресенская летопись также согласна с нашим представлением, о том, что Пруссия эта лежала в земле Русов. А Иоакимовская летопись подробней описывает этого старца. "Варяги же, тотчас пришедшие, град Великий и прочие захватили и дань тяжелую возложили на славян, русь и чудь. Люди же, терпевшие тяготу великую от варяг, послали к Буривою, испросить у него сына Гостомысла, чтобы княжил в Великом граде. И когда Гостомысл принял власть, тотчас варягов что были каких избили, каких изгнали, и дань варягам отказался платить, и, пойдя на них, победили, и град во имя старшего сына своего Выбора при море построил, заключил с варягами мир, и стала тишина по всей земле.
  
   34.
  
   Сей Гостомысл был муж великой храбрости, такой же мудрости, все соседи его боялись, а его люди любили, разбирательства дел ради и правосудия. Сего ради все близкие народы чтили его и дары, и дани давали, покупая мир от него. Многие же князи от далеких стран приходили морем и землею послушать мудрости, и видеть суд его, и просить совета и учения его, так как тем прославился всюду... (Иоакимовская летопись)". К сожалению, пока точно не установлено современной наукой о смерти Гостомысла, мы не можем отдавать предпочтение ни более поздним источникам русских летописей, ни также Фульдсим или Ксантенским анналам, не только потому что они переписаны друг у друга, судя по контексту, а то что одно свидетельство не может подтверждать истинность событий. Смерть Родиана... (Предположительно 849-й год) "...Тур-Медведь и Визин из Эфиопии, убили конунга Родиана, опустошили большую часть страны и нанесли ей полное разорение. Аран и Асмунд побратимы настигли и перебили неприятелей, после чего Аран (Бравлин) стал конунгом...(Сага об Эгиле Одноруком и Асмунде Убийце Берсерков)". Арану (Бравлину) сообщили о нападении на землю его отца. Тогда они с Асмундом, вероятно после какого-то длительного морского путешествия достигают гавани конунга Родиана, где видят двенадцать боевых кораблей и две ладьи с драконами на носу, как описано, столь великолепные, что никто из них не видел ничего подобного прежде. Корабли принадлежали двум братьям из Эфиопии, по прозванию Тур-Медведь и Визин. Очевидно, речь идет о гавани на Балтике, где западная сторона Гунналанда доходила до побережья, западнее Вислы. Там же находился и град Родиана, судя по саге. Что там могли делать Эфиопы? Известно только, что на территории Эфиопии в те времена, процветало могущественное царство, называемое Аксумским, воинственные мореходы которого, вполне могли заплыть и в Балтику. А тем временем, враги уже убили Кагана Родиана, опустошили и разорили большую часть Гунналанда. Битва завязывается не далеко от гавани, когда грабители уже возвращались к своим кораблям.
  
   35.
  
   Сага подробно описывает битву и как были убиты Тур и Визин, а остальные сдаются. Арана (Бравлина) ставят тогда конунгом над Гунналандом, очевидно по старшинству, так как Херрауд - Рюрик в нашем случае, был младше. Тогда Аран (Бравлин) объявил всем про свой уговор с Асмундом о побратимстве и отдал ему половину того, чем теперь владел, то есть половину Гунналанда. Не будем упускать из виду, что Бравлин имел в те времена и завоевательное, согласно летописи ярлство у так называемой Ладоги, в Новгородской земле, что делало его в той же области ближе к Скандинавам и морскому образу жизни. Где же в то время находился, предположительно 35-летний Херрауд - Рюрик? Сага как будто о нем на время замолкает. Возможно находится на востоке Гунналанда, ближе к Гардарике, а еще более вероятней, замещает отсутствие брата в Новгородской земле, так как написано, что приплывает уже позже. Рюрик Конунг... (Предположительно 850-й год) "... Меньше, чем месяц спустя после их приезда, Аран внезапно упал замертво, когда входил в свои палаты. Тело обрядили для погребения согласно обычаю. Асмунд воздвиг над Араном курган и подле тела разместил коня вместе с уздой и седлом, а также стяги и оружие, сокола и пса, которые принадлежали покойному... (Сага об Эгиле Одноруком и Асмунде Убийце Берсерков)". Понятно, что Аран (Бравлин) мог быть отравлен. Тело обрядили для погребения согласно обычаю Русов. Интересно, что Н.Н.Ильина в своей книге "Изгнание норманнов из русской истории" приводит пример такого же обряда из труда Готье "Железный век в Восточной Европе", если это конечно не тот самый курган. В славянских курганах, пишет, на реке "Ловати [река в Витебской и Новгородской областях] кроме костей человека, покоящихся в урнах, найдены и кости коня; они лежали в слое земли ниже урны, вместе с костями собаки и сокола". Асмунд воздвиг над Араном курган, возможно и правда у реки Ловати, которая тогда пересекала границу между тогдашней Русией и Гардами, а ныне между Белоруссией и Россией. Прошел почти месяц, и они могли свободно оказаться в тех местах.
  
   36.
  
   Подле тела, рассказывается разместил коня вместе с уздой и седлом, а также стяги и оружие, сокола и пса, которые принадлежали покойному. Затем он развел огонь и сжег Арана (Бравлина), обратив его в пепел. Асмунд забрал все сокровища из кургана с собой, пишется в Саге. Немного погодя Асмунд созывает народ на совет и спрашивает, намерены ли те чтить уговор, который был заключен у него с Араном. Не многим пришлось по вкусу это предложение, и лишь люди, которых Аран дал Асмунду, были готовы поддержать его. В какой-то момент случилось всем обратиться к морю, и увидели, что приближается несколько кораблей. Предводителями этой флотилии были берсерки, братья Хрэрек и Сиггейр. Люди на берегу были не слишком-то рады их появлению, написано. Асмунд предложил себя в качестве военного вождя, но никто не хотел затевать сражение с берсерками, и Асмунд с людьми вернулись к кораблям. Когда берсерки узнали обо всем, то заявили собственные права на страну. Естественно, они не обратили никакого внимание на уговор Асмунда с Араном. И велели Асмунду убираться. Однако Асмунд вызывает их обоих на поединок, и начинается жестокая сеча. Так, что Асмунда с меньшими силами, и без помощи народа одолевают, его людей убивают, и самого связывают. Так, как дело было к вечеру, то Асмунда привязывают к лебедке для подъема якоря, а сами уходят на берег, на ночлег, в разбитом тут же лагере. Эти братья спали в палатке и несколько человек еще с ними. Асмунду каким-то образом удалось выпутаться, напасть на них и перебить всех в этой палатке. Он убегает в лес, за ним снаряжают погоню, но он уходит. Как рассказывается, прежде чем занялся день, прибыл Рюрик на двадцати кораблях, и народ почувствовал облегчение. Естественно он слышал о том, что произошло, созывает совет, и провозглашает свою власть над страной. Те же, кто поддерживал берсерков, уплывают. [Продолжение следует...]
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"