Сипион : другие произведения.

Обзор Списка Мошкова на Бд-7

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  ВСТУПЛЕНИЕ
  Для начала: есть желание поёрничать. Поскольку предполагается, что в жюри люди тёртые и привычные, то ёрничать буду на их текстах. Это у меня традиция. Начал писать отзывы на БД-3. Но в комментариях к рассказам. Позже стал оформлять в обзор.
   Но теперь мне кажется, что Список Мошкова не так уж отличен от остального массива текстов на конкурсе.... Да и судьи пошли куда более нервные. Больше всего мне, кстати, понравилось общаться с Остапенко. Не Сашей, а другой... Вспомнил - Юлей, да. Хотя замечаний к её тексту я выдвинул много. Что не помешало ему победить. :--)))
   Есть впечатление, что уровень Списка снижается. Это не говорит о том, что менее умелые авторы в жюри, нет. Вот, мне кажется, что прошлогодний текст Субботина был сильней, чем нынешний. Возможно, стало проще напечатать текст, и лучшие уходят не на БД, а в журнал прямиком?
   Всё нижеследующее, конечно, ИМХО. Надеюсь, никто не обидится.
   ...........................................................Ваш Сипион.
  
  
  Бд-7: Хромой Будда
  
   Догорает последний луч, и каленый шар падает в Нижний мир, волоча через лабиринты домов, холмы, поля, озерную сталь- рваный багровый шлейф.
  
  [Не очень-то понял... Может, знаки препинания не так стоят?
   Если уж тут такая заявка (лабиринты, сталь...) то почему не "ЗЕЛЕНЬ холмов, ЗОЛОТО" полей? Стиль надо держать.
   Кстати, Вы в курсе, чем дефис отличается от тире? И сколько по вашему мнению, я должен рассуждать: "сталь- рваный" - пропущен пробел в начале, или проставлен лишний в конце?]
  
   Последний выдох уставшего дня срывается горячим ветром с раскаленных крыш, закипает кронами деревьев, лижет загорелые плечи ночных стрекоз.
  
   [ Хочу Вас разочаровать. "Раскалённых крыш" - некий штамп. Они (крыши, а не штампы) бывают сильно нагретыми, но к вечеру они уже несколько остывают.
   А "загорелые полечи" тех, кто ни в жисть не загорает - смешно. Это юмор? Тогда - плюс.]
  
  
   Центр не спит.
   Тесная улочка, залитая огнями игорных шалманов.
  
   [Я не понял. Может, это потому что в Москве нет таких дураков: заливать огнями тесные улочки? У нас только широкие проспекты огнями заливает. В улочках - совсем другие дела...
  ]
   Майская мошкара ткёт бороды фонарным столбам.
  
   [Это май? И крыши раскалены? Хм... Наверно, это в Эквадоре... Но что не Австралия - очевидно. :)]
  
  
   Спальные районы стелят свои обшарпанные галеоны, раздувая простыни-паруса.
  
  [У меня отчего-то подчеркнуто красным и писан вариант: "стелют". Советую написать в Майкрософт, что они там не знают русского язык. ;)
  (Эквадор, однозначно...)]
  
   По светящимся канатам, над черной пропастью улицы ползет последний трамвай.
  
  [ПС Да что это всех судей тянет на Тибула?]
  
  
   Летучие мыши быстрыми стежками штопают дырявое небо,
   подбираясь к прорехе Луны.
  
   [ Слёзы на глазах у читателя: в мегаполисе - летучие мыши! Зелёные победили! (Может, там и филин ухает по ночам?)]
  
   Из провала арки очерчивается одинокая фигура:
   бездомный бродяга- скарабей с ворохом мешков.
  
   [ Скарабей, как известно (ну, очевидно, что Эквадор, а не Ближний Восток, там в курсе) толкает свой груз перед собой, а не тащит на спине... Точно - "ворох мешков"?]
  
  
   Пивной блеск замирает неподалеку.
  
   [ Это был "Джин-тоник"...]
  
  
  
   Русая прядь на лбу красится росой испарины.
  
  [ШЕДЕВР!!! Тут испариной лоб не покрыть - а уж прядь...]
  
   Женщина топит пуговицы в прорезях халата, полы распахиваются, обнажая вздутые бока.
   Приподняв голову, она разглядывает свой тугой шар.
  
  [Н-да... Вам бы, мон шер, в мастерскую художника или в анатомичку. Там бы научились отличать бока от живота...]
  
  
  
  
   Запирает один из патронов в кулак и гладит большим пальцем холодную сталь.
  
  [Критик в интересе: к-где у патрона сталь? Я, конечно, могу допустить, что для автора "сталь" и "металл" - синонимы... Но кто его тогда пустил тогда судить конкурс, где есть НФ? А если сталь - это ствол?
  )))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))]
  
  
   От нее ему надо немного- помочь высечь потухший вчера огонь.
   [Вердикт: не ствол...
  
  Не фантастика.]
  
  ПС Будда не может быть хромым. Потому что тогда он вырастает Тамерланом. Да и аллюзия на "Хромая судьба" - не в кассу.
  
  
  Субботин Вадим
  Надева
  
  
   В цехе пахло яблоками.
  
  
   [Помню-помню. Было у кого-то на СИ. Про запах яблок. Что-то там про блиндаж... Дешевый приём.]
  
   Сары-синап мешался с апортом и золотым парменом, зимой же сочился из оконных переплётов аромат кальвиля. Как-то, набравшись смелости, Гурьян спросил мрачноватого Бурова: отчего, мол, так? Начальник смены отмерил тяжёлый взгляд, приблизил угрюмый нос, подивился, не учуяв перегара, да поглядывал после дня два со значением.
   Больше Гурьян о том никого не спрашивал и лишний раз глаза поднять боялся.
  
   [ Н-да... Не стоит так близко к сердцу принимать утверждения о том, что в текст следует впихивать слова "нос, глаза, уши" и слова с ними связанные.]
  
   Спину разгибал, от резака отойти, по нужде, только если уж совсем невмочь терпеть было. А когда этикетка шла - и вовсе воды не пил; к полуночи горло трескалось, сосал огрызок карандаша, коим отмечал на планшетке количество резов.
  
  [Коим... Ибо... Аки... Паки... :--)))) Не кинематографическая переделка М.Булгакова, нет: Куприн...]
  
   Млада приходила редко, почитай только по первым средам месяца и появлялась, да раз пришла перед Пасхой. Шепталась с Буровым, принимала деньги, скороговоркой справлялась у Гурьяна о здоровье, вкладывала в руку часть увядших купюр, уходила не оглядываясь.
   Половину отдавал он в тот же вечер глухой бабке, что сдавала ему комнату. На крохотном рынке за железнодорожным переездом покупал чай, сетку картошки, шмот сала, а в тёплое время и зелени всякой.
  
   [ Шмот... ? Если не знаете, как пишется слово - лучше им вовсе не пользоваться.
  :--))))))))))))))) шмАт ... хотя, может это опечатка и должно быть. "шамот"? :--)))]
  
  
   В аккурат на Яблочный Спас встала в цехе "Планета". Под ухабистый мат Бурова снимали с машины валы.
  
   [ И зачем его занесло на машину? Вот из=за этого "Планета" и встала. Нет? А.... Тогда, видимо, матерились и снимали Бурова "вОлы"? Матерящаяся скотина - эт можно. ;)
   А "ухабистый" - это значит "неумелый", в смысле "корявый"?
  :--))))))))))))))))))))))))))
  пс Вы это... Русский в совершенстве знаете? Типа разницу между "ухабистый" и "разухабистый" улавливаете?]
  
  Работа враз кончилась. Гурьян и не помнил уж, когда ему днём доводилось присесть вот так без дела; незаметно задремал, упёршись затылком в станину резака, и вскоре нашёл себя утвердившимся на шатком стуле. В спину дышало холодом, маршировали по стенам тени. Он поискал глазами, и тут же, откашлявшись, назвали по имени, и сумерки подвинулись ближе, открывая бледное лицо собеседника. "Ранет", - узнал Гурьян нахлынувший запах, и дождь, поселившийся однажды в душе его, ослеп, подчиняясь, и отворились многие двери, и стало ненужным боле жить навстречу, и когда растолкали, окунув в грохот ожившей машины, узнал он жгучий пряный вкус обиды.
  
  [ А теперь, мой милый Автор от вас требуется объяснить, откуда Гурьян знал столько сортов и умел отличать их по запаху.]
  
  
   В день без числа не вышел напарник. Осилив в яблочном бреду две смены, очнулся Гурьян у железнодорожной насыпи; неслись из тьмы огни поездов, дробно стучали колёса, мимо, мимо... пришёл под утро, сорвал щеколду, повалился в чём был на продавленную кровать да и не поднялся уже. В горячем сне приходила мать, молилась беззвучно бабка Дарья, улыбалась Млада, хрустел антоновкой Буров, а после сожрала их всех пыльная пропасть трещины - и не стало ничего.
  
  [ Мне кажется, что на вас сильное влияние оказал Д.Лондон. Рассказ "Отступник". Опять вопрос: сон горячий или горячечный? ]
  
  
   И в чашу холодного неба бился звон колокольный, и света было много, и разливался окрест неслышный никому боле густой запах спелых яблок.
  
  [ Резюме: афтор, выпий йаду.
  
  ПС Это у меня ещё настроение хорошее, так как я зарядил на победу Зенита и что Кубань не проиграет...
  ППС Вот зачем тут слово "боле"? То есть - только автор что ли его чует? Ко всему прочему, "боле" - нечто среднее между "больше" и "более". Так может у вас "более густой запах"? Так что хорошо, что его никто не чуял... Это я о том, что приём ("а вот и забытое слово") хорош, но надо им ловчее пользоваться. А на двух стандартах матч не выигрывают. :--))))]
  
  Дьяков Сергей Александрович
  Бд-7: Пост-апокалипсис
  
   (с) Сергей Дьяков ака Фанг Илтмарский
  
   Когда сверло, пройдя сквозь кость, натужно взвыло и провалилось в вязкую мякоть мозга, сидевший в пыточном кресле обмяк.
  
  [ Не уверен, что нужны первые две запятые. Тормозят... И делают "сверло" - главным в предложении. А главный - "сидевший". Нет?]
  
  
  Голова поникла (насколько позволяла длина проводов тянущихся к височным контактам), из рваного рта вытекла струйка кровавой слюны.
  
  [ Тут же (имхо) напротив, то, что в скобках перенести бы перед "поникла" и ограничить запятыми.
  ]
   - Готов, - палач, весь сплошь черная кожа и заклепки, включил реверс и освободил электродрель.
  
   [ Н-да? Купите кусок мяса, разморозьте и попробуйте посверлить. И - реверс... Фантаст...
  ]
  Повесив ее на крючок рядом с прочими пыточными инструментами, он достал одноразовый носовой платок и отер потное лицо. Нет, жарко не было. Просто работа всегда требовала определенного рода напряжения. А когда он напрягался - неизбежно начинал потеть.
  
   [ Нда? А брызги крови? Он ведь не пот вытирал!
  ]
  
   палач прекрасно знал, что тот плачет не от боли. Если бы он боялся боли, то не лез бы в этот мир раз за разом, как настырный таракан.
   Ритуальный нож. Пальцы ковыряются в кровавом мясе, направляя лезвие между позвонками.
   Палач отстегивает обезглавленное тело и открывает заглушку мусоросжигателя. Где-то в пропахшей гарью глубине ревет адское пламя.
   Инквизитор аккуратно упаковывает голову в экологически чистую пленку, рисует кабалистический знак
  
  [Словарик даёт: кабалистический...пс Упс... Заодно и там исправил... Ну, что ж теперь? ))
  ]
   и бросает в жерло пневмопочты. На секунду, пока голова еще в его руках, чистый разум тревожит странное видение - темная зала, невероятной длинны, и стенды... стенды... стенды... сплошь уставленные тысячами голов нереализовавшего себя мессии...
  
  [нереализовавшего - раздельно?
  ]
  
  и что-то темное сидит на троне, благожелательно взирая из мрака прямо в глаза инквизитора.
  
  [ Ну, не знаю... По мне, так масштаб уменьшен... Может,
  
   "И что-то тёмное, покрывающее всё небо..." ?
  
  Ну. Что сказать? Реализация слабая. ]
  
  
  
  
  Тибул
  
  Ненависть омывала его, как светлый кокаиновый драйв, когда легко и уже совсем не больно.
  
   [Тут смысл какой? Ненависть=драйв. Или он=драйв? Как всё психоделично!
   А вот это "когда легко..." к чему относится?
   Мне не понять. Я не лю... Э-э-э-э... Не нюхал.]
  
  Больно. Можешь разорвать меня на части, сообщил он Бультерьеру, который как раз и собирался это проделать. Заглянув в глаза присевшему на корточки человеку, собака приложила все возможные усилия, чтобы поджать обрубок хвоста. Когда это ей не удалось, скотина взвыла и полезла в подпол. Она протискивала и протискивала длинное тело в куриный лаз, отчаянно работая ляжками.
  
  [Сипион: Вау! Бультерьер? "Длинное тело"...
  Ответ автора: Ну... Это был очень странный бультерьер.]
  
  - Как же я вас всех ненавижу, суки подлючие, - ласково сказал человек, вытащил из кармана Макаров и разрядил всю обойму в дергающуюся собачью задницу.
  
  [Всех ли Макаров он разрядил? Достал он мальчиков с пальчик. Шестеро парнюг. Ну, фамилия, видать по деду - Макаровы, и всю эту обойму - разрядил.
   Обойма Макаровых - и вся ряженая. В одну задницу. Н-да...]
  
  Человека звали Гимнаст Тибул, и нынче вечером он как раз собирался прогуляться по канату.
  
  [ Ну, я смотрю телевизор, выступления всякие. Не ходят гимнасты по канату. Брусья, кольца, вольные, опорный... А по канату... Ну, спросим у Немова при случае.]
  Прогулка по канату смахивает на прогулку по доске, с одной разницей - падать, как правило, чуть дольше, а приземляться чуть больнее.
  [С интересом: точно? А мне говорили, что всё зависит от высоты, на которой натянут канат. Врали? Или "по доске" - это пиратское выражение? Шутка такая была у пиратов.
  ПС Кстати, не понял, откуда падать больнее?]
  
  "cвиньи и ублюдки" , - так обычно думал Тибул, глядя на толпу внизу. Макушки волосатые и лысые, макушки в шляпах и в платках, лица, задранные кверху так старательно, что даже со своей высоты Тибул различал черные дула ноздрей.
  "чтобы вам всем сдохнуть" - думал Тибул, ступая на дрожащую струну. Таракан на гитаре, вот кем он себя представлял. На электрогитаре, добавлял он к середине каната, и волоски на затылке невольно дыбились в предчувствии того, как чья-то злонамеренная рука врубит ток в шесть тысяч вольт. Из окон скалились молоденькие горожанки, и улыбки их казались белыми таблетками яда в тараканьей ловушке.
   [ Не знаю, что и сказать. Тут, видно что-то личное?]
  
  Вечером он пробирался к себе на чердак, в тараканью каморку. Мыши разбегались, услышав его шаги. Били по крыше ветки старого каштана.
  [ Ветки тоже слышали его шаги?]
  
   На кровати Тибула ждала Суок. Мыши слегка погрызли ее щеки, но чудесные длинные ресницы уцелели, и так же безмятежно глупы были кукольные глаза. Тибул падал на колени, зарывался лицом в шуршащие муслином юбки и выдыхал всю грязь длинного дня.
  - Суок, - говорил он, и кукла благословенно молчала. - Суок, боже мой, Суок.
  Потом голос переходил в стон. Кукла продолжала молчать, и только тряслась старая раскладушка и дребезжали часы на полке. Трещал за мотками изоляции сверчок, потерявший своего Буратино.
  [Упс! А это уже другая сказка!
  Пс Автор, вы слова "благосклонно" и "благословенно" не путаете?]
  Время выходило на новый круг, звезды теснили другие звезды с орбиты. Никому не было дела до Тибула с Суок в их каморке, никому, решительно никому.
  [ А чо, у звезд есть орбиты? Как у планет? Ишь ты, чудны твои дела, господи!]
  Странно тихи на границе дня и ночи дома. Они умеют петь, но не умеют говорить, они умеют молчать, но не умеют спрашивать. В каждом доме есть своя крыса Шушара, свой Яго с платочком, своя тараканья ловушка со сладким ядом.
  [Ого, еще две сказки.. А начитанный у нас автор! И про пост-модернизьм в курсе...]
   Ловушка Тибула была в пупке Суок. Казалось, для чего бы кукле пупок
  [ Философский вопрос... А для чего бы пупок кому другому?]
  
  
  Утром звенел будильник. В раковине стояла ржавая вода, внизу ссорились соседи, отправляя сына в школу - а что сын уже пятнадцать лет как сгинул на чьей-то чужой войне, они так и не успели заметить. На стене в рамочке висела пожелтевшая страница, сочинение третьеклассника "мой город".
  "Я ненавижу мой город, - писал малыш. - Я хочу, чтобы на него упала ядерная бомба, прямо на папин гараж, когда папины пятки торчат из-под его чертова запора". Под сочинением стояла крупная красная отметка "отлично". Бомба упала на город пятнадцать лет назад, но, как ни странно, ничего не изменилось, только больше стало лысых - и толпа под Тибулом теперь напоминала то ли промышленный инкубатор, то ли булыжник после дождя".
  
  
  [Дождя. Человек
   А это ваще не сказка, а фильм.]
  смял листок, вытащил собаку из дыры за заднюю ногу и принялся запихивать ей в пасть бумажный комок. Сжатые в последней судороге зубы все никак не хотели разжиматься.
  - Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет! - орал человек, разбрызгивая сапогами жидкий снег.
  Но вернемся к Тибулу.
  [А рази мы от него уходили? ]
  
  "Однажды вечером он не нашел в каморке Суок. Вместо нее на раскладушке лежала записка. "Встретимся полночь кладбище, целую, твоя крыша". Крыша у Тибула была такая, что долго размышлять не приходилось.
  Городское кладбище тянулось от горизонта до горизонта, длинные ряды братских могил. Крыша не оставила инструкций о точном месте встречи, но Тибул безошибочно вышел к могиле Буратино. Пятнадцать лет назад выходки деревяшки надоели папе Карло, и он убил сына - обтесал снова под полено, отрубив ручки, ножки и нос. Потом из полена столяр вырезал тельца, выкрасил золотой краской и принялся ему молиться, но и телец не принес удачи. Тогда папа Карло выкинул тельца на кладбище, и статуэтка лежала там среди зарослей ромашки и розмарина.
  [ Ромашки на кладбище...
   А что, в этом что-то есть. Символ любви растёт на кладбище. А то всё крапива да крапива...
   ]
  Крыша покуривала рядом со статуэткой - казалось, нервно.
  - Где Суок? - спросил Тибул.
  - Да не лезь ты со своей Суок, - раздраженно отмахнулась крыша. - Не знаешь, что в городе творится? Беспорядки, смена власти и все такое. Три Толстяка заперлись в железном дворце и не желают предстать перед справедливым народным судом.
  - Где Суок? - повторил Тибул.
  - Будет тебе Суок. Взберешься по железной стене дворца. Под крышей есть небольшое оконце. Пролезешь в него и убьешь Трех Толстяков, а заодно и этого, как его, Маленького Принца Тутти.
  - Хорошо, - сказал Тибул.
  - Ты сделаешь это до завтрашнего утра.
  - Хорошо, - сказал Тибул.
  - В доказательство принесешь ровно в шесть утра сюда, на кладбище, уши толстяков и Маленького Принца.
  - Хорошо, - сказал Тибул.
  - Тогда получишь обратно свою Суок. И, может быть, мы даже назначим тебя героем-освободителем.
  - А вот этого не надо, - сказал Тибул. - Пошли вы все в задницу. Верните мне только Суок.
  Крыша расхохоталась.
  [Как-то слишком реалистично. Потерян стиль.]
  
  Оружия у Тибула не было,
  [(Уточнить, куда пропали Макаровы)]
  и поэтому он зашел к соседям спросить, нет ли у них чего подходящего. Соседи стояли на пороге детской и переругивались.
  - Ты буди его, - говорил муж.
  - Нет, ты, - кричала жена.
  - Он меня каждый раз пинает.
  - Меня он почему-то не пинает.
  - Ну так ты его и буди.
  - Я его каждый раз бужу.
  Тибул решил не мешать им. Он прошел на кухню и выбрал здоровенный мясницкий тесак.
  [Как-то не интересно. Булыжник бы, а? А то тесак... Кроме одной сцены из "Даурии" (авт. К.Седых) не могу припомнить, где бы фигурировал тесак.]
  Когда стемнело, Тибул вскарабкался по железной стене. Рукояткой тесака он вышиб ржавую решетку в окне и спрыгнул в комнату.
   [
   Отличный рассказ! Думаю, он (М.Мошков) вполне может послать Логинову. А Логинов напишет восторженный отзыв и поставит на первое место. Но сам текст вторичен. До Уткина далеко. ]
  "Наррата о Пере"
   [На конкурсе стилизаций ( СИ, 2006 год) этот текст не вышел бы в финал. (Факт. Ничего личного.) Правда, и текст Ю.М. на БД-6 лавров не снискал.
  
  ИТОГО ПО СПИСКУ:
  
  Это вот, увы никак к Логинову не попадёт. А мы... А мы не будем уподобляться горлопанам, некогда кричавшим в сторону Рашевского "Ему всего восемнадцать лет, а он нас будет судить.!!!"
   Решение Мошкова одобрямс! Судьи должны представлять народ: быть и разного возраста и разного уровня.
  
  ] dd>  
   Тим Таллер
  [ Вспомнился кружок немецких писателей из Праги. До первой мировой войны. Кафка, Цвейг и др... Вот как будто кто-то из этих др. написал текст. В плюс - хороший слог.]
  
   Руна Аруна
   [
   Есть замечания... Парящие комья...Христианские мотивы под конец (монастырь и белый голубь). Еще какая-то смешная ошибка... Но главное - мало чем отличается от "Ольхи". Веллер в своё время сказал про прозу Довлатова, что такое можно писать километрами. Эту прозу так писать нельзя: читатель устаёт.Нагромождение образов, причем выкинь часть - ничего не изменится. О, вспомнил! Буйволиные хвосты. :0))) Видимо, если бы пахал на волах были бы ВОЛИНЫЕ.... Сочетание бйволов с деревьями средней полосы России посмешило. Количество дочерей не понятно: почему 4 а не 6 или 10? :))) И сын тут не при пришей к сюжету... В общем - поэзия. Которая, по меткому определению Пушкина должна быть глуповата.] Ждем-с продолжения пополнения Списка.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"