Сипион : другие произведения.

Бд-10: Обзор Рассказов из Списка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    По традиции - обзор рассказов из Списка Мошкова


  
   Итак, приступим. К обзору и кусанию рассказов судейских. Первый на очереди М.Рашевский с рассказом:
  
   За...
  
   Рассказ полезный. В нём есть ошибки, которые можно понять, и не допускать таких же у себя.
  
   -Егорыч! - накрашенная девица замахала руками. Манька. Надоедливая смазливая шалава. Замучила приставаниями. "Мол, за час там, в Зазеркалье, могу барахтаться с ней хоть неделю. Да зачем мне?.. Вон, три полки уставлены порно-приключениями: выбирай, не хочу. Приходила с подружкой, удивить хотела. Де, мы же настоящие, да мы тебе! Ничего особенного. Я в "Порнономиконе" такие фортеля могу выделывать! А ей хоть за что, но - туда! Ребёнка своего предлагала. Говорит, забирай, за месяц там - отдам. Потом - за неделю, за три дня... заколебала! Во, как смотрит, рот в лыбе щерит, а то не лыба - оскал! Все они, зазеркаленные, сдвинутые... Может, и правильно, что прикрыли нас. Для "широких масс населения".
   Мрачный переулок. Сквозняк носит обрывки газет, скользит по обломкам разбитых мобильников, ломает ржавые таблички. На кирпичной стене едва угадывается выцветший плакат, на нём - обрывки слов. "Новый мир! Ваш мир! Расскажите ... альтернативное насто... и даже будущее...С любым исходом! Можете манипулировать событиями по вашему желанию. Всего час глубокого сна в нашей реальности, но целая неделя - в ... и только вашем мире! Оптом - деш..." Из колонок покорёженного рекламного монитора сквозь шипение помех иногда пробивается зацикленная реклама: "Здесь я... шшш...а там - руковожу проектным институтом!" "шшш... в Зазеркалье отбоя нет от ухажёров!" "Там у нас жив любимый... шшш..."
  
   Ну, тут всё ясно-понятно. Автор пытается ввести читателя в мир, показать что этот мир из себя представляет. Ознакомить с ГГ, и т.п..
   Ловко ли у него сие получается? Некая Манька назвала по отчеству, замахала руками. И всё. Зачем она появилась? Куда сгинула? И что понятно из сказанного?
  
  
   Егорыч с чувством приложился к жестянке из-под пива, запулив её в обшарпанную стену.
  
   Очень неудачное предложение. Во-первых, "приложился" имеет два значения. У меня, например, возникла картинка, что Егорыч пьёт пиво. Потом пришлось перестраиваться. А во-вторых, сейчас большинство банок алюминиевые, но никак не жестяные. Это баг? Или автор хотел что-то сказать о мире?
  
   Опережая эхо, смятая банка прокатилась по кирпичному тупичку - и тут же была смята ботинком выступившего из полумрака мужчины.
   "Опа. Засада", - Егорыч отработанным движением потянулся к спрятанному на голени засапожником.
  
   Мне очень интересно, где на голени спрятан "засапожник". Автор может толково объяснить? Есть (имхо) два варианта: либо Егорыч носит сапоги (что вряд ли), либо на голени крепятся закрытые брюками ножны. Тут одним движением не отделаешься. Может, это в джинсах имеется длинный карман? Н-да. Верится слабо. Такой ценный для общества чел наверняка имел бы либо травматический пистолет, либо, на худой конец, фирменную выкидуху.
  
   -Василий, - в огоньке зажигалки проявился знакомый угловатый подбородок. - Заждались мы тебя.
   Егорыч перевёл дух и тихо выматерился. Повторил всё сказанное про себя вслух и добавил:
   -Кирюха!
  
   Василий и Кирюха - обращения разные. Что призваны подчеркнуть?
  
   Мать твою за ногу, сколько лет, сколько зим? - они облапили друг друга. Давным-давно, когда вместо этого мрачного тупичка был ярко освещённый всем в городе известный "Мнемос", точка кипения и "самосожжения", они работали в одной фирме. Кирилл - системным наладчиком, а Василий - ключ-оператором их "зазеркального" био-компьютера. Двое в зале. Больше и не надо. Ведь и было всё так просто! Биокомпьютер, ключ-оператор, написанная кем угодно программа-сценарий, мягкие кушетки и счётчик времени. Пришёл, заплатил, выбрал диск или принёс свой, лёг на топчан. Ключ-оператор запустил комп, загрузил программу - и понеслась вторая жизнь! Отщёлкало, сколько заплатил - и прощай до нового сеанса, счастливый человек! Заходи ещё! Заходи когда надумаешь... когда будут деньги.
  
   Вот почему (спрашиваю я у автора) вот в этом месте нельзя было вставить необходимое описание мира и вводные? Засада! - пошло действие. Нет, старый приятель. Пошли воспоминания, и так ненавязчиво вспомнилось всё. :0)))
  
  
   -Привет, Мария! - поприветствовал я "красотку Мари", как её называли меж "своих".
  
   Теперь автор перешел на речь от первого лица. А начни с засады и можно бы было сразу. Учитывая, что на третье лицо автор больше не перейдёт, приём следует считать ошибкой.
  
  
   Пластиковая карта ключа мягко вошла в замочное отверстие сейфовой двери.
  
   Ради красоты пострадала правда. Карточку лучше прикладывать. Есть шутники, которые в дырочки засовывают разные посторонние предметы.
  
   Разгорающиеся лампы. Ровное гудение биокомпа, производящего стандартную проверку. Недовольный взгляд Кирюхи, смахивающего с мониторов паутину.
  
   Ну, наверно всё же не паутину, а пыль.
  
  
   Остановишь - слетят с катушек, выкипят мозги как забытый на плите чайник.
  
   Сомнительное сравнение. Да что там, логически ошибочное. Либо как вода из забытого чайника, либо "выкипит голова".
  
  
  
   Очнулись. Почему-то очнулись. Затёкшие руки нехотя разлепились, напряжённое тело неохотно расслаблялось. Посмотрели друг на друга.
  
   Почему "тело" а не тела?
  
   Они уходили в предрассветную хмурь. Не оглядываясь.
   А я поймал глазом первый лучик всходящего солнца, устало зажмурился и улыбнулся.
   Да, я циничная сволочь. Но, люди, как же вы меня все за...
  
   Автор... Вы это... Задайте "предрассветная хмурь" в поисковик. И "предрассветная хмарь". Вы точно не опечатались?
   :0))
   А финал - забавный. Они - в хмурь, а ГГ весь такой из себя солнечный.
  
  
   ИТОГО.
      -- Авторы, не пытайтесь описывать мир раньше, чем начнётся действие. В коротких рассказах.
      -- Авторы, не пишите рассказы то от одного лица, то от другого, если это не нужно.
      -- Авторы, не пытайтесь представить обыкновенного палача в виде высшего существа, который кроит судьбы людские по собственному разумению.
      -- Авторы, больше читайте классиков! И тогда вы прочтёте старенький рассказ, в котором богатые буратины получали записанные эмоции других существ. Пока им не досталась запись делящейся амёбы и они все умерли, сузившись в пояснице до диаметра позвоночника.
  
   А про что рассказ? Есть палач, к которому приходят два самоубийцы. Палач крут, прежде чем отрубить голову вводит человека в гипносон. По дружбе палач внушает самоубийцам, что их ребенок жив и подсовывает другого ребёнка.
   Занавес!
  
   Мораль? Дружба позволяет делать любые чудеса!
   :0)))
  
   А что там с этим ребёнком будет - не важно.
   Заметим, что описание самоубийц позволяет предположить, что материально они обеспечены не лучше проститутки. Более того, денег Васе они не предложили. Видимо, их у них просто нет.
  
   Описанный автором мир (пиво продолжают производить, сутенёры работать, неон бить по глазам, кстати, это ошибка, ну да пусть сам автор думает, в чем...) позволяет предположить, что Манька через месяц спохватится и напишет заяву о краже ребёнка третьими лицами. И вернут Надежду.
   Но автору не до этих мелочей. Он с упоением описывает сквозняк, который ломает ржавые таблички, а до самого мира ему... Главное - про биокомп!
   :0)))
   Главное, почувствовать себя Богом. Люди, вишь, его за... . А жалкие потуги поиграть словами (Света, Надежда, две Марии) ничего не дают. Не бог он. Шарлатан.
  
  
   Матюхин А.
  
   Еще один последний вздох
  
   Я бы с удовольствием умер в 1033 году, за пару дней до забытого апокалипсиса, но поздней ночью в дом пробрался некто и украл мой последний вздох.
  
   Забытый - это тот, что был. Несостоявшегося, наверно?
  
  
   Первые несколько десятилетий я пытался найти таинственного незнакомца, который коснулся моего лица за мгновение до смерти и лишил возможности отправиться к праотцам. Я не оставлял попыток, втирался в доверие, подкупал стражников, судей, прокуроров, слепых пророков и нищих всезнаек - но все было тщетно. Я чувствовал, что топчусь на одном месте.
  
   Что мы можем сказать о ГГ? Человек опытный (втирается в доверие). Человек не бедный (давал взятки многим). И глупый. Искал незнакомца, о котором ничего не знает. Следовало искать таких же пострадавших. И определять круг лиц, которые могли быть рядом. В том месте и в то время.
  
  
   Оставалось надеяться, что смерть сама вспомнит о моем существовании и наведается в гости. Но она, видимо, забыла обо мне, потому что я даже не старел. Совсем.
   Вдобавок, во сне меня часто мучили кошмары. Я просыпался о собственного крика, и мне еще некоторое время казалось, что дрожащая тень таинственного незнакомца тянется к горлу, к лицу... И я не в силах был ничего сделать, ничего изменить.
  
   Очень много местоимений. Видимо, специально.
  
   В конце концов, я устроился на работу плотником и постарался жить так, как живется.
  
   Ну, допустим. А какая же профессия была прежде? Кстати, замечу, что это время (в Европе) цехов. Ну, хотя, альтернативная история... Можно и плотником. :0))
  
   Прошло несколько лет, и нашлись люди, которые вдруг заметили, что я совершенно не старею, в то время как у них собираются морщины вокруг глаз, появляются седые волосы и выпадают зубы.
  
   Несколько лет? Плохая экология, нехватка витаминов...
  
  
   В этой ситуации мне ничего не оставалось, как вновь бросить работу и исчезнуть.
  
   А зачем же работу бросать? Ушел в другую страну, и плотничай...
  
   Я долго скитался по миру (собирая сплетни, оглашая слухи), зарабатывал на жизнь безо всякого интереса, пытался научиться чему-то новому, но постепенно приходил к мысли, что жизнь мне наскучила. Я поселился в небольшой деревне на краю мира и постарался не умереть от тоски.
  
   А что за слухи оглашал ГГ? А край мира это где? Север Норвегии или юг Испании?
  
   В 1492 году конца света снова не случилось, зато пошли слухи о том, что какой-то испанский мореплаватель открыл новые, ранее никому не изведанные земли. А еще в Римской Империи с неба упал огненный камень. Я счел это знаком и отправился в путешествие.
   350 лет скитался по Европе? Ни в Палестину не ходил, ни в Индию? Бывает... А слухи до "края мира" быстро дошли.
  
   Я устроился матросом на корабль, плывущий по пути Колумба.
  
   Колумб открыл путь в Индию, не более того. Туда плавали вокруг Африки раньше...
  
   Добравшись до невиданных земель, я первым оставил след на девственном пляже, когда глубокой ночью спустился с корабля, прихватив с собой оружие, веревку и кое-что из еды. Я был полон решимости отыскать таинственного незнакомца, который похитил мой последний вздох. Почему-то я был уверен, что ему больше негде прятаться, кроме как на невиданных землях.
  
   Невозможно найти того, кого не знаешь.
  
   Впрочем, спустя три десятилетия я пришел к выводу, что ошибался. Нет на земле лучших лгунов, чем отчаяние, тоска и ложная надежда.
  
   А вот если оставить одного лгуна - надежду, будет круче.
  
   Кроме краснокожих аборигенов, невиданных ранее животных и огромного количества золота я ничего не обнаружил. А потом меня поймали в плен испанские конкистадоры и отправили на Большую Землю (как они называли Европу). Я не очень-то сопротивлялся, мне и самому надоело бродить по бесконечным джунглям, с каждым новым рассветом ощущая безнадежность и абсолютную ненужность этой авантюры.
   Меня бросили в тюрьму какого-то маленького портового городка, но спустя три недели я слегка покалечил охранника и сбежал. Пулевые ранения заживали почти полгода, а по городку поползли слухи об оборотне, которого привезли с Новых Земель и, по неосторожности, выпустили из клетки на волю.
  
   Через полгода поползли?
  
   В 1533 году, когда один немецкий монах предсказал очередной конец света, я начал расписывать стены храмов по всей Европе. Это было увлекательнейшее занятие, но и оно наскучило мне через полторы сотни лет.
  
   Вау! Прожив 500 лет в нём проснулся талант художника? Да такой, что разрешили фрески писать? :0)))
  
   В 1688 году я уехал послом в Россию, а двумя годами позже присутствовал при спуске на воду корабля "Гото Предестинация".
  
   А вот храмов строили мало. И художники были на перечет. 150 лет в профессии - это много. :0)))) А кто ж послал посла? Это надо было быть крутым придворным, а не художником.
  
   Глядя на корабль, я вспомнил о путешествиях, о таинственных и неисследованных землях, и проклятая жажда поиска охватила мою душу с новой силой.
  
   Не, нормально? В России он думает о неисследованных землях! :0)) Да тут всё неисследованное!
  
  
   Я не спал всю ночь, и мне начало казаться, что тень таинственного незнакомца, возникшая в комнате, тянется к моему лицу. Я судорожно корчился на промокших от пота простынях, глотал горячий воздух и все надеялся, все ждал, что вот он - мой последний в этой жизни вздох. Но я остался жив, убедившись в очередной раз, что бессмертие это не дар, а проклятье.
   Спустя неделю, я бросил все дела и отправился в путешествие по безграничной России, надеясь встретиться лицом к лицу со Смертью и напомнить ей о своем существовании.
  
   А вот это правильно! :0) Где ж её искать, как не в России?
  
   Я брел по огромной стране, в полной мере ощущая свое одиночество. Я останавливался на ночлег в крохотных деревушках и современных городах, я подрабатывал дворником и сторожем, газетчиком и лоточником.
  
   А в Петербурге искали пропавшего посла... :0)
   В том числе в "современных городах". :0))
  
   Иногда я просто воровал еду и одежду, а иногда попрошайничал. Часто я спал где придется, а купался в ледяных прорубях.
  
   Типа, "зипуна добывать", не пробовал?
  
   Иногда я подолгу жил на одном месте, и даже пытался снова обрести покой, который удержал бы меня от дальнейшего путешествия. Но во сне приходил образ таинственного незнакомца, и я просыпался, собирал вещи и отправлялся в путь.
   В 1859 году я добрался до самого края Российской Империи. Я был измотан до предела и смирился с бессмертием, так, будто это была какая-то неизлечимая болезнь, от которой вроде бы и не умираешь, но и не живешь в полную силу.
  
   А вот жениться он не пробовал? Найти себе вдовушку, и мирно так лет 20 перекантоваться... :0)
  
   Я снова насытился путешествием.
   Тогда я примкнул к рабочим, которые строили новый порт в Заливе Петра Великого, и провел там несколько лет. Мне отчаянно захотелось иметь собственный дом, в котором я мог бы спокойно провести вечность.
   В 1890 году моя мечта осуществилась. Я приобрел во Владивостоке небольшую однокомнатную квартиру в том же доме, где жил знаменитый ученый Пржевальский.
  
   Что, уже тогда можно было купить квартиру? На зарплату рабочего...
  
   Еще через несколько лет я сдружился с группой писателей и внезапно сам увлекся литературой. Мне было о чем рассказать. Я начал писать мемуары. Я показал первые наброски знакомым, и они пришли в восторг от прочитанного. Видимо, мне больше нечего было предложить миру, а собственные мысли, перенесенные на бумагу, неплохо заполняли пустоту в душе. Пусть и ненадолго. Я писал одну книгу за другой, и пережил еще два несбывшихся конца света.
  
   Хм... Таким же стилем как этот текст писались книги?
  
   А в 1967 году, когда снова ожидался конец света (поговаривали о ядерной войне), я переехал в Ленинград. Конец света не случился, я отнес первые книги в издательство.
  
   Хорошо бессмертным в альтернативном мире. Ни тебе КГБ, ни паспортного режима...
  
   Я размышлял об Америке, об индейцах и конкистадорах, о храмах и вере, о пользе монархического строя и вреде крепостного права, о кораблях и далеких путешествиях к неизведанным землям. Я не просто рассказывал истории, я избавлялся от хлама, забившего мою бедную голову до отказа.
  
   А вот тут верю. :0)) Влезет такая вот идея в голову, и пока не выложишь на бумагу - никак не уходит.
  
   А однажды ночью мне снова приснился таинственный незнакомец, тот самый "никто", укравший последний вздох. Он был похож на призрака, сотканного из белого света и тонких нитей черноты. Он снова тянулся к моему лицу и, кажется, пытался что-то сказать. В тот момент я внезапно понял, что делать дальше.
   Проснувшись утром, я ощутил жажду поиска и путешествия. Только в этот раз я не бросил насиженного места, а заперся в комнате на месяц и старательно писал новую книгу. Я назвал ее "Таинственный Никто", а издатель с радостью сообщил, что лучшей детективной истории он не читал со времен Конан-Дойля.
   Когда книга вышла в печать, мне оставалось только ждать.
  
   Эх, её бы еще на десяток иностранных языков перевести бы...
   :0))
  
  
  
   Я, конечно, дико извиняюсь, но о чем рассказ?
   Тем более, что у нас есть отличное произведение на это тему. Стругацкие. Хромая судьба. Средство Макропуаласа.
   Скука? Так развлекайся! Спиртное, женщины, ублажения яствами, убийства, пытки, наркотики... Власть. Научный поиск. Всё, что угодно. А тут - только путешествия.
   А причина? Украли. Значит, можно воспользоваться чужим последним вздохом? Украсть?
   Искать талантливых людей. Пытаться их заставить работать на себя...
   Можно было быстренько пробежаться по порокам веков. Колумб привёз табак! Здорово! В Европе научились гнать спирт - круто! Во Франции в моду вошёл минет... Появился кокаин! Положил хворост в костёр Гуса.
   Что за прелесть пытать ведьму! И так далее.
   А личные знакомства с Парацельсом, Казановой, Кюри?
  
   А тут... Рабочий во Владике... Фи.
   Что-то ГГ очень зациклен на себя. Ничего нового не сказал для читателя.
   ПС В финал не попадёт ни при каких раскладах. Без имхо.
  
  
   Дачевский В.
  
   Псогос 2072
  
   МотиваторN1
   - И чё мне делать?
   - Иди к доске, отвечай домашнее задание...
   - Б..я, пипец, как оригинально...
   Сериал "Школа"(с)
  
   МотиваторN2
   Компания "Googley" анонсировала разработку
   телефона с функцией автоматического устного перевода
   на 54 языка.
  
  
   И вот они, эпиграфы! Погодите, да эпиграфы ли это? Не... Это мотиваторы. Я с похожим сталкивался в эпоху марксизма-ленинизма: три источника и три составных части.
   Итак, где третий мотиватор? Где? Ах, он в Арбитры подался. Тогда всё ясно с источниками: оригинальность, идейность, кагановость.
   В чем оригинальность? В том, что практически каждый абзац произведения написан в собственной стилистике. Помнится, участвовал я в конкурсе на СИ, который мутил Ю.Маслов. Там как раз на стилистике всё было круто замешано. Успехов на том конкурсе не снискал, но Г.Панченко тот текст в журнале опубликовал, и даже денюжку прислал, за что ему благодарность.
   Это я к тому, что игру со стилями - одобряем.
  
   В чем же тут "пипец, как оригинально"? Видимо в том, что текст написан не просто стильно, а и поэтично. Гекзаметры и хорееватые ямбы сменяя друг друга радуют нас помимо прочего весёленькими рифмасплетениями. Что свойственно скорее средневековым (1000 год, примерно) арабским макамам.
   Автор в теме: и макаму в "Аэлиту" брали, да и "Хрен вам!" вызвал у просвещенной публики здоровый интерес.
   Кстати, кажется, что если бы кто-то из издателей решил составить сборник из произведений такого рода, то сборник ждал бы коммерческий успех.
   Помимо упомянутых текстов туда бы вошли произведения Дэна Шорина, Назара Полночного, Виктора Даческого (каждый из которых не одно в таком римованном стиле забацал) и уж куда же без "Тигрёнка"? И кто как не автор упомянутого "Тигрёнка" оценит Псогос 2072?
   И форма - близка. И темка - как заказывали- про Интернет-технологии!!!
   Ай да Пушкин, айда пиво пить!
   :0))))
  
   Собственно говоря, это и есть третья мотивирующая: "Тигрёнок". Но автор скромно умалчивает. А что так? :0)))
  
   Теперь плавно перейдём к трём составным частям.
   Сюжет - зачет.
   Фабула - зачет.
   Стиль - незачет.
  
  
  
   Я уж с Субботиным воевал - воевал, воевал-воевал.
   Но на его стороне всегда шёл Редактор.
  
   А теперь-то что скажет?
  
   ОПЯТЬ ЭТО НЕ СТИХИ, ЧТО ЛИ?
   До каких пор судьям (в первую очередь в лице Субботина, ибо он старый рецидивист) будут разрешать нарушать правила и подавать на конкурс стихи?
  
   Ну написано же в правилах - на БД стихи не принимают!!!!
  
   Здесь и размер, и рифма. Автор наглым образом использует и то и другое для НЛП читателя. Стихи на БД недопустимы!
  
  
   ДОКЕЛЬ???????!!!!!!!!!
  
   :0))))))
  
  
  
   Дмитриева Т.
  
   Бд-10 Секрет кинематографа
  
   Свет погас, но в зале, как и прежде, стоял ровный шум, и не стихали разговоры. В первых рядах у кого-то звонко тренькнул телефон, и мать сразу же завелась; она вообще легко заводилась. Андрюшка злорадствовал: дурацкая идея похода в кинотеатр принадлежала ей одной, и была какая-то высшая справедливость в том, что теперь мать не получала удовольствия. Он нарочно не поворачивался в ее сторону, не хотелось увидеть гримасу недовольствия; мать сейчас, наверняка, кривила ярко накрашенные губы, щурила глаза и морщила нос. Он терпеть ее не мог, когда она злилась, и даже немного боялся - по старой детской привычке.
   - Что за народ? Ни грамма уважения к соседям! - Ворчание матери отзывалось в ухе неприятно и резко.
  
   НеУдовольствия?
   Я бы посоветовал перенести прямую речь вверх. Сразу после второго предложения.
   Вопрос: что за ровный шум стоял в зале? Возможно, от не стихающих разговоров? Тогда надо убрать союз "и" и, возможно, заменить запятую другим знаком препинания.
  
   "А нечего было сюда приходить!" - мысленно парировал Андрей, но вслух перечить не решался. В этот день, двадцать четвертого сентября, ему испольнилось тринадцать, но вместо подарка мать притащила его в древний кинотеатр, где на огромном экране показывали плоские фильмы без запаха и формы. Сам-то он, если уж выбирать среди старомодных развлечений, предпочел бы лазерную войнушку, но не с матерью, конечно, a с Серегой и Димкой. И она об этом прекрасно знала, но сделала по-своему, испортила ему праздник.
  
   Потом появился третий мальчик. Закадровый персонаж. То, что тут лишь Сергей и Димка - намёк?
  
   - C чего ты взял, что этот праздник - твой? Кто мучился? Не ты, а я. Часов шестнадцать!
   Мать обожала все традиционное, вот и Андрюшку родила натурально, по-старинке, в адских болях и в страшных криках.
  
   По мне, так второй предлог "в" - лишний. Может показаться, что кричали акушерки... А без "в" это будет менее бросаться в глаза. :0))
  
   Теперь, тринадцать лет спустя, ему приходилось расплачиваться. Отсиживание с матерью в кинотеатре - муки те еще, не хуже родов, но попробуй-ка он застонать или крикнуть... Впрочем, насчет "крикнуть" они с ребятами продумали заранее. Где-то там впереди, в темном зале сидели Серега с Димкой и через несколько минут должны были устроить свалку, заорать: "пожар!" и выскочить из зала. Мать испугается - она ужасно боится огня. Предвкушая ее панику и, может быть, даже истерику, Андрюшка с трудом удерживал смех.
  
   Какой психологически неустойчивый пацан. То он злорадствует и следит за реакцией матери на шум, то собирается застонать или даже крикнуть, то с трудом удерживает смех.
   Я бы исправил "с трудом удержал смешок". Как-то так. Мимолётно. :0)
  
   По экрану пробежали последние буквы, титры закончились. Зрители в партере, наконец, притихли, и только на галерках все еще звучали голоса. Там, наверху, кто-то из иммигрантов перебранивался на своем непонятном наречии. Вывернув шею, мать с напряжением сверлила взглядом высоту, но едва ли ей удавалось разглядеть что-нибудь интересное.
   - Опоздавшие ищут места. Хорошо, что мы в партере, сынок, здесь высокие цены, зато народ куда как приличней! Ты знаешь, Андрюшенька, в этом кинотеатре строго держатся старых традиций: иммигрантам билеты в партер не продают, - еле слышно шепнула ему мать.
   Как позже выяснилось, цены не столь уж и высокие. Может, просто "повыше"? :0)
   Фраза "в этом кинотеатре" как-то не в тему. Она подразумевает, что существуют другие кинотеатры, которые данных правил не придерживаются. Что снижает дальнейшую остроту. Имхо.
  
   Нет, Андрюшка ничего об этом не знал, но теперь сообразил: вот почему накануне Сережке и Димке не удалось купить билеты подешевле. Окинув мальчишек внимательным взглядом, кассирша отрезала строго: "На галерку, мальчики, вас все-равно не пустят. В партер возьмете?" Серега с Димкой кивнули и просунули в окошко два пластика синего цвета. Им обоим исполнилось по тринадцать, статус их подростковых карточек на целый класс превышал фиолетовые, детские, но полных прав на любые покупки без ограничений у них пока еще не было. Однако, теперь-то стало понятно: дело было не в возрасте, а в происхождении. Не из простого любопытства разглядывала их кассирша. Предки их, так же как и предки Андрюшкиной семьи, жили на этой планете со времен Адама и Евы, и доказательством чистоты происхождения была ровная форма коротких пальцев и плотно прижатые к черепу уши. "А если б с нами пришел и Абенайка?" - вспомнил Андрюшка и тут же вдруг сообразил: "Он знал... Потому и отказался. Придумал какой-то дурацкий предлог." Абений был иммигрантом, пальцы у него были длинные, крючковатые, уголки ушей торчали над лохматой макушкой.
  
   Иммигранты. Кто бы это мог быть? Мутировавшие обезьяны или собаки, инопланетяне? И те и другие появились позже Адама и Евы.
  
   Карточка у него была такого же синего цвета, но билет в кино ему обошелся бы гораздо дешевле, и сидел бы он сейчас наверху, на галерке. Один. Без друзей. Потому и не пришел. Андрюшка обернулся, пытаясь разглядеть тех, на балконе.
  
   Очень интересно, отчего иммигранты смотрят старый фильм... Что им якуты? Кстати, сегодня Вознесенский умер. Так что, по всей видимости предками иммигрантов были собаки. И в фильме задействован пёс. Это логично...
  
   Сверху, из проема в стене, выбивался пучок яркого света, и по всему полю экрана разливалась скучная сцена из жизни древних. Чуть повернув головy, Андрюшка искоса бросил взгляд на мать, и едва поверил: лицо ее оттаяло, она смотрела на огромный, плоский экран со странным, нежным одухотворением.
   - Какая красота! - Шепнула она, поймав на себе Андрюшкин взгляд; голос ее прозвучал неожиданно мягко, почти беззащитно. Ему вдруг стало ее жаль, и замечательная идея с пожаром теперь уже не казалась смешной и забавной. Но мать сама же все испортила: - Двадцатый век, еще ДО иммигрантов.
  
   Я тоже собак не очень. Кошки лучше.
  
   В соседнем ряду зашевелились. Андрей оглянулся: изогнувшись вежливым гусем, пожилой билетер шептал что-то в ухо сидевшей позади Андрея молодой женщине.
  
  
   О как! Вежливо... А ведь мог бы за шиворот выволочь...
  
   В темноте сверкнул ручной фанарик, администратор направил луч на пропуск:
   - Смотрите, здесь написано: балкон, восьмое место, первый ряд. Прошу вас. Подниметесь, я вас провожу.
   Свет фонаря лизнул билет, скользнул по ладоням: длинные, кривые пальцы. Как и Абенайка, девушка была иммигранткой.
   - Я не знала. Заплатила... Не пойду!
  
   Ну, не знание законов... А кассир виновата! Почему не отражена тема кассира?
  
   Она отвернулась от билетера, оправила воротничек блузки; на узком запястье блеснул изящный браслетик. Администратор ушел, и тут же вернулся вместе с менеджером. Взяв девушку под руки, они вывели ее в проход между рядами и вытолкали из зала. Дверь в фойе открылась и закрылась. Сквозь узкую рамку двери Андрюха успел заметить: в ярко освещенном коридоре неподчинившуюся правилам девушку ожидали два здоровых полицейских.
  
   (умилённо) Ведь могут быстро приезжать!
  
   - Мам? За что ее?
   - А так и надо: гнать их в шею! Закон и традиции на нашей стороне.
  
   Плохо паренька воспитали. Дожил до 13 лет, а правил и законов не знает!
  
   В проходе между рядами промелькнули две фигуры; вслед за арестованной девушкой к выходу пробирались Димка с Серегой. Теперь не до "пожара", им обоим не терпелось посмотреть, чем кончится дело. Если бы не мать, Андрюшка отправился бы вслед за друзьями.
  
   В этом маленьком городочке Амара Авити оказалась случайно, проездом. Остановилась возле придорожного кафе, перекусила и прикупила сладостей в дорогу. На все про все потратила не более часа, но вернулась в машину и почувствовала неладное. Электромобиль сдвинулся с места с трудом, и сколько ни давила Амара на педаль, едва-едва дотянула до ближайшей мастерской, хозяином которой оказался пожилой небритый замухрышка.
   - Сама починка-то займет недолго, час от силы. Но у нас, девушка, очередь. К полудню завтра возвращайся, раньше не выйдет. Вот, на, квитанцию возьми, - мастер покорябал мезинцем в широкой ноздре, выдал Амаре узкую пластинку и бросил напарнику: - А у ее лошадки-то аккумулятор сдох. Ей нужен литиевый, старый образец. Поройся в куче и найди замену.
   Вопреки здравому смыслу, в глубине души Амара обрадовалась неожиданной остановке. Пусть и поневоле, но спешка отменялась, и вместо того, чтобы беспокоиться о прибытии в конечную точку маршрута, Амара могла теперь насладиться самим путешествием, побродить по незнакомому городку без суеты, без цели. О предстоящих неприятностях она пока еще не знала, не подозревала и о том, что отвратительное место предстоящей ночевки уже зарезервировано для нее судьбою, и снятие номера в местной гостинице девушка отложила на поздний вечер. Амара брела по узкому тротуару и отдыхала. Улицы дышали провинциальностью, и на одной из них Амара наткнулась на кинотеатр и заказала себе место подороже. Принимая из рук Амары зеленую карточку, кассирша бросила пристальный взгляд на ладони и пальцы. Выдала билет, предупредила: "Спешите, фильм вот-вот начнется."
  
   Ага! Это была подстава?! Понял.
  
   Амара нырнула в полупустой темнеющий партер и села на первое попавшееся место. Шепотом извинилась перед потревоженными соседями, и не успела еще отдышаться, а в ухо ей уже шипели: "Вам не положено в партере, попрошу!"
  
   Ловко они её. А она, значит, и не знала, что тут такие порядки? О как. Видимо, это закрытый город? Шериф выдумал правила и все по ним живут? Типичная американская сказка.
  
   Ночь Амара провела в изоляторе местной тюрьмы. Обвинение ей предъявили рано утром, суд состоялся в маленьком и душном зале. О всецелой политике на разделение не прозвучало ни словечка. Не глядя в сторону ответчицы и обращаясь только к господам присяжным, Государственный Обвинитель растолковал ее вину: неоплаченный налог на развлеченья и досуг. В купленном Амарой билете черным по белому написано: балкон, одиннадцать рублей, она обязана была занять местечко на галерке.
  
   Ах, вот оно что! Ей таки дали билет на балкон? Упс! Так меня тоже из партера театра Вахтангова гоняли. А если б стал упираться, то мож и 15 суток бы вклеили.
  
   Сидения в партере стоили тринадцать. Пробравшись туда нелегально, Амара Авити не доплатила два рубля по номинальной. Главное же нарушение заключалось в неуплаченном государственном налоге! Ответчица сидела на лавке подсудимых с ровной спиной, чуть приподнявши подбородок; смотрела прямо и гордо. Мысленно умножала два рубля на пять процентов... О том, что она иммигрантка, в суде не сказали ни слова.
  
   Да... Если умножать рубли на проценты, то это долго. Тут рубли на рубли умножаешь, и не понятно, что делать с квадратными рублями... А тут такие монстры получатся!
   А если поделить на 20, то получим 10 копеек.
   И что ей дали? 15 суток или год принудработ? Самое главное я так и не узнал :0((
  
   В тот же самый кинотеатр Андрей вернулся лишь однажды, спустя ровно шестьдесят лет, день в день, ни раньше, ни позже. Свободных мест не было; и балкон, и партер оказались набитыми до предела. Андрей Иванович занял место и, сидя в жестком кресле, вспомнил детство и покойницу-мать.
  
   А где он сидел? Балкон или партер? Это очень важно, нет?
  
   Нынешнюю бы технологию, да в те бы времена, когда ему едва исполнилось тринадцать! Тогда бы он мальчишкой-то не ерзал бы нетерпеливо на неудобном стуле. Но в годы его детства о точном копировании исторической реальности еще и не мечтали.
  
   Когда читал первый раз, подумал, что стулья стали делать лучше.
  
   Впрочем, даже и сейчас новый метод слишком дорог, а потому аутентичные документарии ушедшей жизни были редким, дорогим , едва доступным удовольствием, но сегодняшний показ был особым, специальным выпуском правящей партиии, а потому билеты продавали со огромной скидкой. К политике Андрей Иванович был равнодушен, в кинотеатр его привел свой личный интерес: обещали показать событие, произошедшее не где-нибудь, а в этом зале, и если только он под старость ничего не перепутал, они с матерью в тот день сидели где-то здесь, недалеко от арестованной полицией девушки.
  
   Э-хе-хе. А вот дайте девушке имя Мартина -Лютера, и история зазвучит чуть иначе...
   :0))
  
   Если повезет, то удастся заглянуть в свое собственное детство. Андрей Иванович слушал вступительную речь:
   - На обучение операторов уходит два года... Вычисляет историческую точку... Многомерные координаты события... Подобно машине времени... Присутствие киномеханника неощутимо... Увидеть прошлое собственными глазами... Tочные факты, а вовсе не трактовка подкупленных историков..."
  
   Либо киномеханика с одним "н", либо одно "н" и "и" на конце. Мне кажется - лучше "и" поставить. Ибо киномеханик это тот, кто показывает. А киномеханика - это то, что снимает.
  
   Узнать подробности о новой технологии было бы очень интересно, но не здесь и не сейчас, и Андрей Иванович едва дождался начала документария. Наконец показали оператора. Ловко переключаясь с клавиатуры на рычаг, тот ввел число и точные координаты места. Полупрозрачный пузырь с киномехаником опустился в том же зале, только много лет назад.
  
   А, оказывается в старое слово вложен новый смысл. Выше - просто опечатка. :0)
  
   Медленно поворачиваясь, камера скользнула по рядам. Какая-то из мелькнувших на экране физиономий показалась Андрею Ивановичу знакомой, но исчезла слишком быстро, он даже имени-то вспомнить не успел. В рамках камеры, крупным планом показалось новое лицо. Андрей Иванович замер, узнавая: мама! Вот так она смотрела на экран; показывали древность, мать любила старину. Весь облик ее, родной и такой теперь недоступный, вызвал неожиданную боль. Прижимая руку к сердцу, словно сдерживая ускоряющийся темп, Андрей Иванович готов был съесть экран глазами, но камера вела дальше: в фокусе теперь оказалась сцена с иммигранткой. Девушка показалась Андрею Ивановичу необыкновенно красивой; в стиле прошлых лет ему привиделся и класс, и шарм. И тут же про себя отметил: стареет что ли? Перенял у матери пристрастье к прошлому...
  
   Ого! Семьдесят три, а туда же... :0)) Видимо, там уже и межвидовые браки практикуют?
  
   Хорошо поставленным голосом диктор говорил о дискриминации прошлых лет, об принесении запоздалых извинений и, наконец, объявил двадцать четвертое сентября днем равенства и красоты. На экране опять вдруг появилась мать, а рядом с нею - сам Андрюшка. Андрей Иванович с жадностью уставился в экран. Ему дела не было до политики. Он многое бы дал сейчас, чтобы продлить сеанс подольше и просто насмотреться: молодая и красивая, живая... Мама.
   - Пожар! - Раздалось вдруг где-то на первых рядах. Андрей Иванович вспомнил старую, еще в детстве придуманную шутку, и подумал: на мякине старика не проведешь. Горелым и не пахнет даже, и огня нигде не видно. Он решил не выходить из зала, досмотреть.
  
   Да-да. Проходят десятилетия, а шутки остаются дурацкими.
  
  
   Завыла сирена. Кто-то, должно быть, нажал-таки на кнопку сигнализации. И заварилось! Закричала женщина. Забыв о вежливости, билетеры подталкивали зрителей к выходу. То и дело оглядываясь на экран, Андрей Иванович выходил из зала одним из последних и успел увидеть финальный эпизод.
   - Мам, за что ее? - спрашивал с экрана тринадцатилетний Андрейка.
   Андрей Иванович вздрогнул. Взгляды матери никогда не отличались современностью, она любила старые порядки, и он отлично помнил ее сердитый и честный ответ. Андрей Иванович почувствовал себя неловко. Здесь, в кинотеатре, мог оказаться кто-то из его знакомых.
  
   Да, ерунда! Он был одним из последних... :0)
  
   Ответ матери не вписывался в новейшую справедливую идеологию нынешней партии. "Hеужели они пропустят такое?" - подумал он и, выходя из зала, оглянулся в последний раз.
  
   Иммигранты победили. Захватили власть и поставили своих людей? А всё эта мягкотелость!
  
   - Дурные старые традиции, сынок. А люди так несправедливы! - Незнакомым сладким голосом говорила его мать с экрана. - Когда-нибудь придется исправлять свои ошибки. Мы живем под общим небом, и Бог у нас на всех один.
  
   Ну, да. Я прав. Иммигранты победили, и теперь внушают честным людям обманные мысли. Чтоб забыли традиции. "Люди так несправедливы". А нелюди (новые хозяева) - справедливы... Ну да, ну да...
  
   В общем, такой, чуть ли не профашистский рассказ, надо сказать. Типа, допустишь слабину, не будешь сыновей воспитывать в правильном духе, и всё. Будешь стыдиться слов матери, сказанных 60 лет назад. И радоваться, что их отредактировали.
   Будешь благодарить за такую вот редакцию.
  
   И уже не вспомнишь, что именно Адама и Еву создал Бог по образу и подобию своему. И не было у него ни крючковатых пальцев, ни острых ушей над макушкой, ни рогов, ни хвоста, ни копыт. Как у иммигрантов...
  
  
   Просрали родную планету, Андрей Иванович?
  
   Хотя, возможно, речь не о планете, а о локальной стране? Типа Украины?
   :0))
  
  
  
   Юбер А.
  
   Коробок
  
   Текст, мягко говоря, не ровный. Впечатление, что начинал он писаться на продажу для эстрадного артиста, потом долго лежал в столе, потом дописывался для БД, а под конец торопливо, тяп-ляп, добивался , чтобы успеть в срок.
   А в остальном... Так себе. Поток сознания. И подсознания. Не искусство, а арттерапия. С этим текстом - к психоаналитику, а не к критику.
   :0))
  
  
  
  
   Кузнецов Иван
   Бд-10: Версия изнутри
  
   Когда Первосвет создал мир, то сделал его прекрасным: под многоцветными волнами верхних лесов дрейфовали перламутровые облака планктона.
  
   Автор старался, когда писал первое предложение. Возможно, даже хорошо представлял себе, что именно, но ...
   Перламутр - он тоже многоцветный. За что, собственно и ценим. Облака - они вечно волнами. И как раз именно когда волнами - больше всего напоминают перламутр.
   Планктон - это такие рачки.
   Итого: картинку автор не нарисовал. Хотя и пытался.
   Кроме того, начала меня заинтересовало словом "Первосвет".
   Что этим хотел автор сказать? Что ж, почитаем - увидим! :0)
  
   Стайки быструнов сновали вокруг, пронзая их навылет. Каждая стайка - сверкающий клин, издали маленький, как штрих на расписном камне. Скоро ветер посветлеет, и они разлетятся, напуганные появлением охотников.
  
   В том мире еще есть расписные камни. Которые расписываются штрихами. Стайки летают клиньями. И издалека не видно, что это клин... Интересно, насколько это важно?
  
   А намного ниже, уже в срединном лесу, колышутся под несильным, но постоянным ветром широченные ленты древунов, уходящих корнями в общее сплетение подстила. Острова срединного леса парят в воздухе, почти сплошь закрывая далекую землю.
  
   Ага! Это мир летающих островов... Земля, острова срединного леса, облака планктона и верхний лес. Как всё сложно...
  
   Но местами сквозь этот ковер прорываются горы. Склоны гор облеплены живностью: прыгающей, ползучей или неподвижной, маскирующейся под камни. Здесь свой мир - на островах, возносящихся из глубин, из яркого света - в небесную тьму.
  
   При этом яркий свет внизу... Ну, поскольку мир создал Первосвет, ничто да не покажется странным! Федь это фэнтези? Нет?
  
   Если содрать со скал все, что на них наросло, становится светлее. Камни, не отделенные от основы, светятся. Так глубинное сияние Первосвета проникает в наш мир. Но стоит отломить кусок, и он перестает светиться, пока не приложишь его назад.
  
   Вводные продолжаются... А со скал время от времени срывают всё, что наросло. Ведь "становится", а не "станет".
  
   На ранних стадиях роста мы проходили это явление несколько раз. Сначала, когда завершился цикл быструнов и в разум вошли мысли не только о еде, старшие показали нам, как использовать глубинное пламя гор. Охотники не только поедают быструнов. Они еще расчищают вершины островов и приманивают ярким огнем гигантские шары перемахов. Мы поняли, как можно использовать свет, пока были охотниками.
  
   Так-с... Как я понял, сначала "мы" были быструнами, а после сами стали есть быструнов? Жестокий мир...
  
   А в стадии инкубации, когда разум чист и ничто не отвлекает от мышления, нас научили знанию: свет передается от камня к камню быстрее и сильнее, чем по воздуху. Но камни непрозрачны, поэтому мы видим только их поверхность. Когда кусок откалывается от горы, он становится одиноким, теряет связь с основой глубинного света и темнеет. Мы узнали, что камни растворены в воздухе. Живые существа поглощают их внутренний огонь и приобретают умение отгонять тьму, поэтому светятся тоже.
  
   Ну-ну.
  
   Мы узнали, что внизу, под ковром срединного леса, сияние ярче, чем мы можем вынести. Там обитают пылающие чудовища, и воздух непригоден для дыхания. Иногда эти чудовища прорываются через ковер корней и нитей в наш мир и разрушают все, к чему приближаются. Некоторые чудовища глубин охотятся в срединном лесу, пряча свое сияние. Они прогрызают в корнях норы и проникают к нам, чтобы выскочить из засады и утащить в огненную бездну.
  
   Вон оно как! И что?
  
   Но, как бы там ни было, Первосвет создал мир таким; таким мы принимаем его и восхищаемся им. Мы учимся и умеем жить в нем. Мы познаем его и стремимся к свету. Ведь Первородный Свет есть даже во тьме небес. В той тьме, куда устремилась сейчас моя мысль. Ибо мне поручена опасная и достойная миссия: достичь небесной тверди и сообщить, что происходит там, где великий свет поднял огромную слепящую гору и пронзил, как предполагают старшие, небеса.
  
   Так-так-так... Вспоминается рассказ из Если про разумных крабов, которые жили в воде на люду. Камни падали вверх (на дно), а во льду были лунки (для крабов под "землёй" была атмосфера...) Что там у нас дальше?
  
  
   Я отвел взгляд от перламутра облаков и расправил веер. Охотники уже покинули поднебесье и вернулись на свои скалы. Сквозь разрывы верхнего леса темнело неведомое мне пространство. Тьма опасна сама по себе: она высасывает свет, отнимает жизнь. Чем темнее, тем быстрее слабеешь. Это объяснили старшие. Поэтому я добавил еще несколько слоев светохрана и прикрыл глаза дополнительными прозрачными роговицами.
   Чуть шевеля веером, я полетел под самой крышей верхнего леса, держась мощного светлого ветра, который здесь постоянен. Надо мной совсем близко перекатывались волны плетеной растительности, меняя цвет во всем диапазоне - бесконечная подвижная картина, на которую можно любоваться вечно.
  
   Многоцветные... Весь диапазон. Что бы не добавить - от красного через желтый до фиолетового?
  
   Воздушный поток нес меня быстро. Из редких разрывов леса обдавало небесной тьмой. В эти мгновения тоска и словно бы защемление жизни настигали меня. Я понял, что это и есть то, о чем предупреждали старшие: тьма пытается вытянуть из меня свет. И еще я понял наконец, куда лечу; мне стало страшно.
  
   Ближе к горе ветер разорвался. Появились завихрения, сильные боковые течения вскрывали тонкий покров верхнего леса и светящимися струями уходили во тьму, растворяясь там.
  
   Кажется, что всё это происходит в воде. Это мне кажется со времён планктона... Но прямого подтверждения своей догадке пока не видел.
  
   И тогда я увидел гору. Громадину, подобную которой не было на памяти старших, а уж на моей и подавно. Широким слепящим основанием раздвинула она срединный лес и, постепенно тускнея, вознеслась во мрак. Ветер поднимался по склону, до сих пор свободному от живности. Кое-где потускневшая кожа горы лопалась, и из трещин полыхало так ярко, что пришлось прикрыть глаза еще и светопоглотителями.
  
   Вулкан надо полагать?
  
   Свет может быть опасен. Даже более опасен, чем тьма. Он может сжечь. Я видел, во что превращаются растения вблизи новых гор. Как они становятся вялыми и погибают. Я видел, как умирали быструны, попавшие в облако света, выброшенное из горы. Мне не хотелось повторять это на своем примере, поэтому я держался подальше от склона, встав в один из неярких потоков, понесший меня наверх.
  
   Далеко внизу остался слепящий огонь, и я убрал с глаз фильтры, заменив усилителями.
  
   А какая продвинутая цивилизация...
  
   Я быстро снижал внутреннее давление, чтобы не быть разорванным, но ощущение от стремительного подъема оставалось малоприятным.
  
   На клеточном уровне тоже?
  
   Ветер нес меня, хотя уже и не с той бешеной скоростью, как вначале. Бросив взгляд назад, я обнаружил в глубине под собой слабо светящуюся поверхность леса, совсем не такую красивую, как если смотреть снизу.
   Склон горы продолжал тускнеть по мере подъема. Вместе с тем слабел и темнел ветер. Что ждало меня у неба? Неужели гора действительно окажется сильней и проломит его? Что там, за ним?
   Старшие объясняли, что существуют не только камень и воздух. Есть еще хаос - вещество, которое иногда образует в воздухе пузыри.
  
   Ну, логично. Воздух - это хаос.
  
   Когда гора растет, хаос поднимается над ней вместе со светом. Свойство хаоса - всегда образовывать в воздухе сферу вокруг себя и взлетать в этом пузыре. При этом хаос растет, поскольку видно, что пузырь увеличивается, когда всплывает.
   Старшие знают, что хаос не накапливается под небесами. Это проверено. Значит, он куда-то девается. Они предполагают, что хаос находит путь через небо и просачивается наружу. Что небо - это только купол над миром, подобный стенке пузыря хаоса в воздухе. Что все стремится к идеалу сферы, значит и наш мир - сферичен, хотя мы этого и не видим.
  
   Да я уже понял, понял что здесь на самом деле подводный мир, что тут темнить дальше?
  
   Старшие думают, что за небом - пространство, наполненное хаосом. В котором могут быть сотни таких миров, как наш. Мельчайшие частицы вещества, которые двигаются в хаосе как попало, подобны этим мирам. Сотни миров составляют пузырь Великого Хаоса, так предполагают старшие. Если бы было возможно хоть на миг взглянуть за пределы твердого неба, хоть на миг... Можно было бы узреть эти миры. Узреть и успеть передать знание. Мига достаточно. Так думал я.
  
   Вскоре я увидел небо. Почему-то раньше, в воображении, оно представлялось мне гладким и абсолютно черным. Но оказалось вовсе не так: поверхность неба более всего напоминала камень, каким он бывает, когда перестает расти. Усилители света работали безотказно, и я видел дно неба, освещенное горой: словно изъеденный червивцами корень толстовня. В некоторых отверстиях и расщелинах мне мерещилось движение, но я не заглядывал туда, опасаясь чудовищ, могущих обитать во тьме.
   Небо оказалось не таким темным, как я думал. Но оно было безусловным средоточием тьмы. Даже воздух, приближаясь к нему, темнел и терял жизненные силы. Я чувствовал, что не стоит рисковать и держался на расстоянии, хотя и нес на себе усиленные светохраном покровы.
  
   На границе, где небо смыкалось с горой, происходило что-то странное и интересное. Я подлетел поближе и увидел пузыри. Хаос, выделявшийся из ярких жил горы, взлетал к небесам.
   Величайшая сила разума - любопытство. Казалось бы, никогда не решишься на такое. Казалось бы, только что осторожно обходил опасность и просчитывал последствия. Но вдруг видишь нечто захватывающее, необычное, влекущее новизной - и срываешься, спешишь туда, где, вполне возможно, ждет смерть.
   Увлеченный острым, жгучим любопытством я отбросил мысли о выживании и быстро завибрировал веером, чтобы на собственной скорости пролететь зону турбулентности, обычную для ярких областей гор.
  
   Зона турбулентности! Это же надо! Это, простите, середина ХХ века в нашей науке.
  
  
   И в этот момент случилось.
   Ощутимо тряхнуло, подбросило, и я понял, что оказался в месте, где никто до меня не бывал. Я попал в пузырь хаоса, зажатый между воздухом и небом, был вброшен в него. Прекратив дыхание, я посмотрел вниз на едва светящуюся поверхность воздуха - зрелище, невиданное в срединном лесу. На гладкую поверхность воздуха, где светилось что-то еще. И я увидел в ней то, чего не видел никогда. Я увидел себя.
  
   Не успело увиденное осознаться, как мощный удар сотряс небо, и оно раскрылось прямо надо мной, как распадается надвое панцирь броневицы, вспоротый хищником. Я упал обратно в воздух, наполнившийся новыми яркими пузырями. Что-то происходило надо мной. Что-то, чего я не мог понять. Поток пузырей прекратился и воздух быстро твердел, превращаясь в темный камень. Так вот из чего состоит небо!
   Инстинктивно и изо всех сил я полетел вниз. Но любопытство заставило оглянуться. Там, где только что было заполненное хаосом пространство, оказалась гладкая поверхность. Плоскость. Она была черной, она вытягивала жизнь. Но несмотря на высасывающую силу мрака, я подлетел ближе и посмотрел наверх. Сквозь небо, оказавшееся прозрачным, я увидел сверкающие яркие точки. Их было много. Они походили на застывших быструнов, если бы быструны могли остановиться хоть на мгновение. Одна из точек оказалась ярче других и больше по размеру. Она была другого цвета, и я решил, что она ближайшая.
   Старшие были правы. За пределами твердого неба простор бесконечен и наполнен хаосом. В этой бесконечности, как мельчайшие частицы вещества в пузыре, летают миры, подобные нашему. Из гор каждого выделяется хаос, который ломает небо и убегает наружу. А небо срастается снова, потому что Первосвет создал небо живым, так же, как горы. Оно образовано из темного камня, в который превращается воздух.
  
   Двигаясь навстречу светлому потоку, чтобы не попасть под действие темноты, я медленно опускался. Вот уже стал нестерпимо ярким склон горы, а вот и брешь в верхнем лесу, из которой я начал подъем. Давление вернулось к привычному, и не нужно было больше за ним следить. Все закончилось. Меня ждали, чтобы поприветствовать как смотрящего. Одного из многих, прошедших путь перерождений до предпоследней стадии и вернувшегося из странствия живым.
   Когда-нибудь я буду старшим. Одним из них. А новые смотрящие отправятся куда-то, чтобы проверить и подтвердить мои предположения. Или, кто знает, опровергнуть.
   На пути знания ошибки неизбежны.
  
   Ну, что сказать? Читал я в сборнике японских фантастов 50-60-х годов подобную миниатюру. По смыслу. Посланника разорвало давлением, и рыбаки нашли погибшего динозавра. Но там догадаться о том, что это не инопланетяне до последних строк не имелось никакой возможности.
  
  
   Я почему прихожу критиковать Список Мошкова? А? Потому что тут собрались зрелые и опытные авторы, которым мои наезды, хоть и неприятны (ну, неприятны, понятно, что уж тут) но нисколько не страшны. А это вот, что было? Шутка? Для кого? Для старшеклассников? А, ну тоже имеет место быть такой сорт литературы. Для подрастающего поколения.
  
   А объяснять автору, что такое рассказ - я не готов.
   Мысль "в воде возможно существование разумной жизни!" - заслуживает определённого внимания...
   По поводу "вода быстро твердела"... Забавная фраза.
  
   В принципе, весь рассказ можно свести к одному предложению:
   " В гидросфере планеты, сплошь покрытой льдом, зародилась жизнь и в процессе эволюции появились разумные существа."
  
   И чего дальше? Да, недавно открыли в океане живых существ, которые прекрасно обходятся без фотосинтеза, используя тепло и химвещества, что выделяются из недр. Пожалуй, они могут мутировать и эволюционировать... Ну и?
  
  
   Guinplen
   Федорино счастье
  
  
   Она меня обожает, в ее глазах я мог бы искупаться в елее, мирре и ладане вместе взятых,
  
   Не стоит купаться в "вместе взятых". Кое-что из перечисленного отнюдь не жидкое вещество. Хотя фиксеру это знать не обязательно.
  
   Да, надо полагать, это сверхстильно развозить почту по центру Москвы на "хаммерах" и одевать своих курьеров в Гуччи и Армани, только с тем, что под магнетизм злых чар попали многие звучные имена города, я поделать ничего не могу.
  
   Думается, после "Армани" должна быть не запятая, а либо точка, либо точка с запятой.
  
   - Тише Вадя, девушки смотрят, - шепнул Виталий, одергивая друга, меня это, впрочем, уже не интересовало, но при том, как девушки любят смотреть, а еще чаще - подсматривать, не уверен, что даже малейший бит сцены у зеркала упустят широкоугольные глазки наших прелестниц.
  
   Как-то корявенько...
  
  
   "Остап Бендер попал под лошадь" в наши донельзя циничные времена прозвучало бы с газетной страницы как "Две с половиной сотни лошадиных сил против одной человеческой... угадайте исход".
   - Угадайте исход, - улыбаясь, я вывел машину (зову его Белый Бим, Черный Руль),
  
   Вроде бы нормально. Но две отсылки рядом не смотрятся. Перебор.
  
   В преклонных годах, когда отложенные соли и скрипящие суставы не позволят мне трюкачить, и весь из себя такой солидный я буду неспешно вспарывать междурядье и ловить на себе восхищенные взгляды, засяду за мемуары.
  
   У меня есть подозрение, что в тексте пропала частица "не". Но лучше заменить "буду" на "перестану".
  
   Была "Америка одноэтажная", появится "Москва однополосная". В своем роде это одноэтажность особого свойства. Ого, мне звонят.
  
   Вторая отсылка к Ильфу-Петрову...
  
  
   - В театр я хожу в костюме, и никогда не езжу по переулкам на "хаммере". Это привила приличия, Толик. Мама не учила?
  
   Мне кажется, что лучше переставить местами: "Я хожу в костюме в театр..."
  
   "Толик" его бесит. Всегда бесил. Уверен, господин Семихвостов даже объяснить не смог бы, почему простой "Толик", без намека на отчество так злит.
  
   А как это, с намёком? И почему "господин Самохвостов"? Это не простой курьер?
  
  
   Вряд ли. Ускоряться на перекрестке - глупость. Еще большая глупость - заблуждение, будто "быку" позволено то, что позволительно "Юпитеру".
  
   Что такое "Юпитер"? Марка мотоцикла советского времени? При чем тут он?
  
   Нет, не рассекаю перекресток в громах и молниях, за мной не развевается пурпурный плащ и на эмблеме Бима вовсе не трезубец, но современные Юпитеры пользуются своими привилегиями "без шума и пыли".
  
   Наверно, выше были ненужные кавычки?
  
  
   С минуту "хаммер" молча и тонированно остывал, затем окно приоткрылось.
   - Володя, давайте поговорим.
   - О чем?
   - Ну что вы как маленький? Уйдите в сторону, отступитесь и сможете купить себе десять таких велосипедов.
  
   Выше было сказано про "генерала". Я так понял, что это фирма? Почему не приглашают работать? Да и десять велосипедов - это месяца три работы... Вопрос в одном из множества курьеров?
  
   За грудки выволок Семихвостова и мало не швырнул на
  
   Если сверху, то скорей "за воротник" или "за шиворот".
  
   "большую землю" - аж перекосило беднягу от смеси ужаса и удивления - и едва я сам встал на относительно твердую почву, бедняга "хаммер"
  
   "Спасибо за бескрайние просторы, а наклейка на самом деле дурацкая. Да еще розовая. Езжу по Москве, как волкодав с бантиком. Тьфу... "Парень, уводи его! Долго не выдержу! У-во-ди-и-и!""
  
   Значит, обманул Вова Толю? Придумал про "просторы"? И про то, что наклейка не нравится? :0))) Угадал просто? :0)
  
  
   Что в рассказе не понравилось: показано отношение к велосипеду, но не показано отношение к другим вещам. Советы Аяксам? Ну, это так, слова...
   Сомневаюсь, что автомобиль вдруг стал предупреждать Вову о готовящемся наезде. Мог, конечно, но в контексте "еще бампер о тебя мять... Дуй отседова!" :0))
   Ну, а следующие фразы, может быть и правильные слова. И даже позаботиться о водиле мог. Нет сведений, что Толян не любил "хаммер". А наклейка - не его прихоть, а фирмы. Верно?
   Вот такие мелочи в концовке несколько портят впечатление от "раскрытия" темы.
  
   ПС Кстати, Федора в рассказе именно что Толян. Это ему счастье привалило. И последняя фраза, должна звучать по другому: мол, повезло тебе, что ты вещи свои любишь. Тогда станет правильно.
  
  
  ПОСЛЕВКУСИЕ ОТ РАССКАЗОВ
  
  
   "За..."
  
  Итак, прошло некоторое время и можно вернуться к прочитанному. Что у нас имеется?
   Некоторое будущее. В котором происходят некие события.
   Будущее... Верю ли я ему? Да абсолютно нет. "Господа, если к правде святой..." и так далее. Система с компьютерным программированием сильно напомнила мне обыкновенные наркотики. Оставить один центр, в интересах Правительства и единственного мафиози? Ой, не верю. А тем не менее автор посветил описанию мира сравнительно много места. Нафантазировав знатно. Но... Детскость некая сквозит. Если уж правительство собралось оставить такой притон, то в закрытый городок, на военную базу, или как-то так. Человеку (если нельзя поставить кадровогго военного) вешают или срок, и он трудится в качестве заключенного, или призывают на военную службу. Се ля ви.
   А тут... некое несоответствие между социальным положением персонажа и его "связями".
  
   Так что эта мысль текста - "антиутопия" - меня не то что не впечатлила, а вызвала подозрение в авторской состоятельности. Мир не правдоподобен.
  
   Видимо, автор хотел показать и НФ идею: компьютерный виртуальный мир. но, поскольку идея не нова, ничего в плюс автору я тоже не заношу.
  
   Касаемо самой истории...
   Не удалось показать "предысторию" взаимоотношений. Тем обидней, что автор это зачем-то пытался сделать. Мало автору просто двух людей, надо было обязательно кумовство приплести... Ну, а если б это был друг детства? Или родственник, с котрым давно не виделись? Но нет.. Именно что знакомые и вроде как ГГ испытывал к женщине некие чувства. Что, зачем, для чего? И еще раз: автор что-то пытался такое рассказать. Здесь как в фигурном катании - заявил элемент и не исполнил, тебе минус. Не заявлял бы, никто и не заметил бы.
  
   Продолжение истории... Появляется ребёнок, котоого ГГ "сватает" в дети к этой паре. Ситация тоже наивна до предела. Будто бы социум развален так, что бери любого ребенка и, коли его настоящие родители не спохватятся, то и ладненько.
  
   То есть - всюду натяжки. И ради чего?
  
   В хорошем произведени все линии рассказа должны работать друг на друга. И на главную идею.
   Вот эта-та идея никак не вычленяется. Обычно помогает назване, но , увы, и тут "За...".
  
   Когда читал рассказ в первый раз, создалось впечатленеи, что последней строкой автор хотел перевести ГГ на новый уровень. Вознести его над людьми. На уровень бога.
   Это совершенно не удалось. Просто палач. Отказавший двум самоубийцам. По блату.
  
   Видимо, автор хотел глубоко проникнуть во внутренний мир? Мол, и палачам не чуждо сострадание? Совершенно не удалось. ГГ скорее комичен. И не сострадание им движет, а боязнь "что делать с трупами"? Хотя ответ напрашивается: звони другу Усатому, проси уладить... тут как раз понятно: авор и сам почувствовал, что внутренней мотивации ГГ недостаточно для Поступка, и приплёл внешний фактор, расписавшись в том, что создать нормальную историю не получилось.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Псогос-2072
  
   Практически нечего добавить к сказаному ранее. Крепкий "грелочный" рассказ. Всё есть, всё на месте. Честно говоря, встретив его в каком-нибудь Если не удивился бы. Взяли бы его туда - вопрос, но не удивился бы. И тема даже есть: вон, на Аэлите-Наг сейчас как раз этакая тема: "об обеспечении связью". О провайдерах, короче.
   По большому счету замечание одно: мелкотемье. Но какой "грелочный" рассказ в этом нельзя обвинить?
  
  
  
  
  
   Федорино счастье
  
   Сейчас заглянул перед тем, как писать "рецу в догонку" в комментаи к рассказу. И встратил там потрясшую меня вещь: читатель просит автора познакомить с его велосипедом. Кто-то, занчит, ппосчитал именно велик главным персонажем???
   И мне стало абсолютно ясно, что в рассказе не так. Что надо править.
   Очевидно, что ГГ разговаривал не с автомобилем, а со СВОИМ велосипедом!!! На крайняк, велик мог сообщать хозяину мнение автомобиля...
   Вот тогда в тексте всё встаёт на свои места и никаких непоняток не будет. Ведь велосипед имеет духовную связь с ГГ. Это ГГ любит велосипед, и тот отвечает ему взаимностью. А не то, что ГГ - мощный сенс и может входить в контакт с душами предметов. Это-то как раз начисто выметает идею любви к предметам, и оказывается, что любить вещи не обязательно. Экстрасенсы могут и без любви...
   А сделай именно велосипед источником информации - и рассказ состоится.
  
  А пока... А пока Федора - это водитель лендровера...
  
  
  
   Взгляд изнутри
  
   К автору испытываю искреннюю жалость.
   Есть такая байка, что в АН СССР пришло письмо... Человек тридцать лет разрабатывал собственную телоию. В Академии посмотрели: а это теория относительности Эйнштейна одик к одному.
   Если абстрагироваться, что таких рассказов - пруд пруди, замечание: затянуто, не сдобрано никакой идеей. Кроме как идея множественности миров и способов существования. Ну, да это читатели НФ и априори знают... dd>  
  
  
  
  
  
  
  Секрет кинематографа
  
   Честно говоря, идея рассказа от меня ускользнула. Написано много и "правильно", а вот в итоге...Заявленная тема (антогонизм двух групп людей) вдруг оказалась свёрнутой. Точно так же мальчик мог смотреть футбольный матч, а в старости увидеть "прямую" трансляцию, в которой победила другая команда. И вроде бы идея раска от такой замены не пострадает. А тут... Женская проза: нет жесткой внутренней логики.
   Вот, если бы именно мальчик стал крупным ученым... И именно его работы привели к созданию "времявизора". Вот если бы кроме научных работ он (как Сахаров?) участвовал и в политической жизни. Вот, если бы он с девушкой поженились (ну, 5-7 лет разницы это ничто)... И если бы автор чуть раскрыл механизм перемещения во времени, и если бы этот механизм был связан с людьми... И Андрей в момент показа старастно желал, чтоб мама сказала не те самые слова, какие сказала, а дурие и какие именно...
   То рассказ бы ставил вопрос: а не может ли человек не только трактовать историю, но и реально менять её?
   Ну, это моё ИМХО... Просто я знаю, что человек именно что может менять историю.
  :0))
  
  
   Коробок
  
   По прошествии времени, вспоминаю раск и что-то не могу вспомнить, а когда я его читал: недавно на БД или давно на какой-то Грелке? была такая : сказку надо было состряпать. Почему-то помнится пирожок с глазами, поом что их стало двое, и экивок на политическую жизнь страны. А может и не Грелка, а какой-нибудь Большой КЛФ...
   Может я и ошибаюсь. А может, автор просто запамятовал, что подавал куда-то текст? Порылся у себя в архивах (чтоб разместить в Списке?) ну, нашел что непубликабельно, и выложил?
  
  
  
  
   Еще один последний вздох
  
   .Наверно, я бы мог этот рассказ одобрить. Если бы он был писан ради того, чтоб донести до меня некие неизвестные исторические факты. Ну, ради этого можно бы было читать рассказ. А так... Весь раск умещается в одно предложение: Жил мужик 1000 лет, всё умереть хотел, но дожил до наших дней, получил возможность иумереть - и передумал.
  
   Кажется - всё.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"