Написать это меня подвигло сочувственное стремление помочь людям удрученным морально-культурным уровнем СМИ, присосавшихся к сонной артерии нашей замечательной Родины. Увидев такого человека, так и хочется спросить:
- Ты пошто, горемыка, стенашь? Пошто, сирота, рыдашь слезами горючими?
Да и как тут не стенать, как же тут не плакать? Поток пошлости, ураган низкопробной кино-видео-порно-литературной продукции обрушился на неокрепшие мозги, лбы и лобки. Кунсткамера, почти круглосуточно работающая почти на всех каналах, показывает тако-ое... какое двадцать лет назад не могло прийти в самые воспалённые и неугомонные извилины. Фейерверк полуклеточного юмора сменяется стройными колоннами умопомрачительно красивых барышень, которым коварные, алчущие халявного сексу продюсеры нашептали, что те умеют петь почти как Монсеррат Кабалье. Политики, по сравнению с которыми 'политическая п`оститутка Т`оцкий' выглядит монахиней с вековым стажем целомудрия, наперебой врут с экранов, перемежаясь рекламой прокладок и памперсов идущих в одном видеоряде с кофе и пивом. Взалкавшие доли наживы PR- криэйтеры выдают на гора новые ролики с радеющими о народном благе сильными (и пока ещё не очень) мира сего.
И все всё понимают.
И почти всем это не нравится.
И многие, очень многие продолжают это потреблять. И очень многие продолжают это производить. Показателен канал 'Культура', откуда периодически доносится риторический вопрос: - Доколе...? Но через пару часов автора этого вопроса можно увидеть в очередном остросюжетно-малобюджетном боевике, исполняющим роль далеко не князя Мышкина. Ему тоже кушать хочется.
Так в чём же дело?
Неужели Россию, как всегда, одурачили хитрые буржуины, которые вынашивают реваншистские планы в бетонных подземельях Пентагона и ЦРУ?
Вряд ли.
Что Горбачёва, Ельцина и Путина в пломбированном вагоне к нам не везли - мы знаем точно. Наши они - на нашем хлебе и водке взращенные. Хорошо бы, конечно, более детально узнать, что там делалось на Мальте, и по каким нотам дирижировалось тем оркестром, но... сие нам неведомо и потому давайте попробуем разобраться самостоятельно.
Первопричиной происходящего многие видят интересы политические, экономические и социальные. Возможно, мой скромный взгляд покажется совсем дилетантским, но мне кажется, что это вторичные факторы. Истинными организаторами творящегося являются причины биологические.
К сожалению, пресловутая теория г-на Дарвина настолько у всех навязла в зубах, что многие, стремясь отмежеваться от неё, отмахнулись не только от родства с обезьяной, но и вообще от своего животного происхождения.
А зря. Творением 'по образу и подобию' и непорочным зачатием тут и не пахнет.
Поспешив объявить себя разумным, человек забыл, что живёт он, во многом, по законам животного мира. Ага - тем самым законам джунглей, в которых самый первый и самый главный гласит - 'кто сильнее тот и прав'. Пока не очень понятно? Минуту.
Для того чтобы выжить, развиваться, добывать пищу и производить потомство живое существо, а точнее его эмоциональная сфера - на 80% должна состоять из агрессии. Не верите? Вы много видели в окружающем животном мире собак, кошек, птичек, которые при встрече кидались бы друг другу на шею? Нет?
О!
И правильно делают, что не кидаются - кто его знает, что там, на уме у этого ближнего, махнёт когтём по организму и не выполнишь жизненного предназначения.
Полагаете - человек объявив себя разумным, от такой странной причуды природы избавился? Да ни боже ж мой! Посмотрите в глаза встречных прохожих.
Агрессия. Так, на всякий случай, чтобы когтём по горлу не получить.
Здесь и вступает в действие побочная, социальная сторона вопроса. Долго в нас эта самая агрессия безвыходно копилась. Аж с конца Второй Мировой. Другие народы распыляли её в пространстве кто как мог: китайцы воробьёв гоняли, американцы боксы на каждом углу устраивали, французы - тоже секс придумали. Нашему человеку досталась водка, лопата и кувалда. А поскольку выхлоп среднего россиянина несопоставим с таким же продуктом любого другого жителя планеты, оказалось, что часть агрессии никуда не расходуется и копится в населении просто так, на всякий случай. На случай войны, хотя бы. А поскольку большой войны за последние десятилетия не представилось - она вся, почти без потерь, и витала в обществе до наших дней.
А теперь - посмотрите внимательно, как наш человек телевизор смотрит. Не любит он того, что в нём - зубами скрипит, морщится, ругается, с ненавистью - но смотрит. И это ему нужно.
Агрессию выпускает - патамушта.
Вторая сторона медали - кто и с чего решил, что подобное засилье импортной низкохудожественной продукции у нас впервые, потому как либералы ворота настежь расхлебенили?
Отец-государь-заступник-батюшка-царь Пётр Великий окно в Европу прорубил?
Прорубил.
Валом через то окно бусурманская нечисть полезла?
Полезла.
Вальсы, мазурки, польки с чарльстонами танцевали?
Танцевали. А в некие времена Штраус - это похлеще какого-нибудь сегодняшнего Кингдома Кама было.
Книжками бульварными францюзскими зачитывались?
Зачитывались. И свои норовили на францюзском писать, некоторые, весьма уважаемые. Даже страшно сказать - форму иноземную в своей армии вводили.
И это в те времена, когда никаких телевизоров, не говоря про ЦРУ с Пентагоном, не было. Её может и вообще - самой Америки не было, мало ль чего в книжках пишут.
Справедливости ради нужно сказать, что эта напасть, в основном, в рассадниках оседала - в столицах, да в городах крупных. А деревня - как жила, так и жила. А она и сегодня так живёт, деревня-то... - та которая осталась. Мало ее, правда, нету почти.
Третья сторона медали - слаб умишком наш народ оказался, чтобы поп-культуру выдумать, а то бы весь мир сейчас наше дерьмо расхлёбывал. Заняты мы были - танки да ракеты строили. И головы у нас были на другое нацелены. Но, не у нас одних. Те же японцы с китайцами - не в пример нас древней: шёлк, порох, иероглифы каверзные придумали, а на поп-культуру кишка у них тонка оказалась. Японцы, правда, вклад внесли - мультики страхолюдные делать научились. Ну... и то молодцы, бог вам японский в помощь.
Тут ведь сейчас и не поймёшь, кто против нас заговор организовал. Сериалы показывали бразильские да мексиканские, фильмы голливудские, музыка европейская, одёжа китайская да турецкая. А национального самосознания, чтобы гордо отказаться от всего этого у нас не хватило. А ведь кое-кто отказывается. Слышал - есть такое государство Бутан, так там телевизоры эти, поганые, запретили, куртки кожаные, турецкие презирают, музыку европейскую не слушают, потому как батареек для приёмников у них нет. Одна неприятность - сексу кругом много, девки очень голые ходят круглые сутки, но это, потому что жарко.
Четвёртая сторона...
А вы себе представляете, какие там бабки крутятся?
Да за такую бабку, отца родного с матерью... можно в 'Фабрику звёзд' отдать.
И ведь голосует наш потребитель - рублём голосует, кровным. И на концерт 'Руки вверх' идёт, и порошок стиральный, какой надо покупает, и кассеты с фильмами, самыми раздурацкими такими тиражами расходятся, что Джеки Чан удавился бы от тоски на страховом фале, ежели б узнал всю правду.
Так что, получается - высокое искусство ему не нужно, потребителю?
Нужно. И на концерт Башмета не попасть, и театры хорошие переполнены и в картинные галереи не ради буфета идут. И хочется верить, что должно всё это сбалансироваться. Говорят, что за семьдесят лет кирзухи и ватников подрастеряли стремление к высокому и прекрасному. Возможно и так, но боюсь, что чума, прокатившаяся в последние пятнадцать лет, проредила культурный слой почище расстрельной команды. Самое поразительное заключается в том, что явления, приходящие в Россию со стороны, принимают особо уродливые, извращенные формы. На смену латиноамериканским сериалам пришли наши - по глупости, банальности и мастерству актеров, сравнимым с уровнем городской канализации, намного превосходящие их прототипы. На смену музыкальной итало-европейской попсе пришла наша - с запредельным непрофессионализмом и высочайшим стремлением петь под фанеру. На смену голливудским боевикам пришли наши - по жестокости и омерзительности могущие дать фору, какой угодно кинопродукции. И та самая молодежь, которая в силу своей информационной голодности и энергетической бесконечности впитывает все то, что её окружает, впитывает именно это. Так кто пойдет на Башмета лет через десять? Пойдут - пятьсот человек, которых ещё надо будет поискать. Но на концерт 'Руки вверх' (чтоб они сдохли) в том же городе пойдут пятьдесят тысяч, которых найти будет просто - только свистни.
Хочется верить, что будут приняты какие-то государственные программы по спасению нации как социального вида, что ещё не прошли мы точку возврата. И что не только считаемся духовным народом, а и являемся им. И, наверное, когда каналы будут жить не с рекламы, а с федерального бюджета - можно будет посмотреть в прайм-тайм Тарковского и Стенли Кубрика, а не 'Поле чудес' и послушать 'Князя Игоря' а не 'Фабрику звезд'. И появятся новые - умные и талантливые.
И когда-то всё это будет.
Хочется верить.
Аминь!
Хотя, с точки зрения физических процессов Вселенной всё это не имеет ровно никакого значения.