Говорилкиен Буривой : другие произведения.

Смутное время

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Прошедшее от нас неотделимо. Как знать, быть может, в атмосфере есть частички дыма от пожаров Рима да инквизиторских костров - бог весть.


         СМУТНОЕ ВРЕМЯ
  
  
  
              Предисловие
  
   Любому русскому не будет внове
   услышать о Борисе Годунове.
   И многие сочтут, что это хлам,
   никак не относящийся к делам;
   у нас, мол, нынче дел - хоть пруд пруди,
   а сколько еще будет впереди.
   Что толку про покойных толковать
   да над прошедшим головы ломать? -
   ну, разве что гадалке или снобу
   отрадно мертвых вызывать из гроба.
  
   Я в этом отношении, увы,
   не спорю с человеком деловым
   и, более того, согласен с теми,
   кто возражает, что на эту тему
   написано довольно всякой дури:
   и в исторической литературе,
   и в беллетристике - и прозой, и в стихах, -
   всего не перечислишь впопыхах,
   да в том и нет нужды, когда есть Пушкин,
   а прочее не стоит и полушки.
  
   Во веки вечные пребудет новым
   поэзии божественное слово!
   Но трудно согласиться, что сюжет
   исчерпан русским гением уже.
   Все, что в отечестве посеял пращур,
   обильно прорастает в настоящем.
   И в благодатный день, и в непогоду
   мы, год за годом, пожинаем всходы
   и собираем новый урожай,
   на ниве исторической кружа.
  
   Там, сколько ни кружился бы с серпами,
   сюжет останется неисчерпаем.
   На ниве этой, - низок ли высок, -
   дает побеги каждый колосок:
   и гений, и злодейство, и напасти,
   и бунты, и оцепененье власти.
   Зачем на современном рубеже
   привлек о Смутном времени сюжет
   и заглянул в далекие века я,
   гораздый к размышленьям - да смекает!
  
  
                        1
  
   Зимою опочил царь Феодор.
   На масленицу в пятницу Собор
   открыт был патриаршим изволеньем, -
   осиротело Рюриково племя.
   В монастыре - жена царя, Ирина.
   Правитель Годунов престол не принял;
   Борису и на ум не приходило
   о царстве, - так публично говорил он.
   "Как мне, слуге преславного царя,
   себя с государями ставить в ряд? -
  
   Теперь бы надо промышлять о том,
   как душу нам, молитвой да крестом,
   государя устроить в божьем царстве.
   О земских же делах и государстве
   тебе, отцу святейшему Иову,
   дано промыслить и замолвить слово.
   А мой сгодится труд, так - повели!
   Рад буду за одну лишь пядь земли
   да за младенца кровь свою пролить,
   и верой-правдой голову сложить!"
  
   В обитель затворясь с сестрою вместе,
   был Годунов примером благочестья,
   когда Москва, звоня в колокола,
   им предначертанный свершала план.
   Роль главную вручили земским людям,
   дабы пресечь в боярстве пересуды:
   "Вам, людям выборным, сегодня впору
   советовать священному собору
   и мысль великую нам объявить:
   кому государем отныне быть?"
  
   Затем, не дав на пересуды срока,
   Иов воскликнул, как бы ненароком:
   "А у меня, и всех митрополитов,
   и у всего вселенского синклита, -
   бояр, дворян, приказных и гостей,
   людей служилых всяких волостей,
   у православной христианской паствы, -
   мысль и совет у всех единогласный,
   что мимо нам Бориса Годунова
   государя и не искать иного!"
  
   Писали очевидцы, что народ
   там не безмолвствовал, - наоборот,
   все делегаты земские восстали,
   ответствуя едиными устами:
   "Желанье наше заодно с твоим, -
   Бориса Федоровича хотим!
   Царя иного из боярской рады
   на государство нам искать не надо!
   Веди, отец святой, нас на поклон -
   Государю Борису бить челом!"
  
   Загадочней явления в природе
   нет, чем единодушие народа
   в стремлении бить оземь головой.
   "Наверное, тут что-то не того... -
   подумает досужий аналитик. -
   Избранники народные в синклите
   бездушны могут быть, великодушны
   и просто- криво- прямо- равно- душны,
   но было бы ошибкою большой
   считать их всех единою душой.
  
   Свидетельствам событий вдругорядь
   не следует всецело доверять, -
   нас "очевидцы" сплошь и рядом "парят",
   кривят душой - заказчика пиарят.
   Один из ста, быть может, и кричал
   от всей души, а весь народ молчал.
   Единство - нонсенс, выражаясь кратко;
   безмолвие народа - вот загадка:
   он не заявит о себе с трибун,
   а, между тем, устраивает бунт".
  
   Возможно, так и есть на самом деле,
   возможно, это - Русская Идея.
   А может быть, все было и не так?
   Случается, что разные цвета
   вдруг вспыхивают радугою в небе
   восторженным поэтам на потребу,
   но вскоре все разнообразье это
   становится в единстве белым светом.
   Вот так и люди, радуге подстать,
   теряют в совокупности цвета.
  
   Есть мнение, что вопреки дебошам
   в России-матушке народ хороший,
   и только оттого творилось зло,
   что нам с начальниками не везло.
   Бояре да цари - за все в ответе,
   а люди русские - как малы дети:
   наивны, простодушны и невинны;
   народной машут иногда дубиной, -
   сажень косую размахнув в плечах, -
   но большей частью терпят и молчат.
  
   Историк этому примеры даст вам,
   но все же, есть в том мнении лукавство,
   спасающее русских от вины
   за неурядицы своей страны.
   Таится в нем мировоззренье рабье:
   с ним наступаем мы на те же грабли,
   что били наших пращуров по лбу, -
   когда в грядущее ступаем наобум.
   Лукавством этим, как в трехгранной призме,
   мы искажаем свет патриотизма.
  
  
                        2
  
   Загадочная русская душа!
   Скажи, кто говорить тебе мешал,
   когда интриги плел боярин хитрый,
   когда был убиен царевич Дмитрий;
   когда добро и зло сплетались в звенья
   с одной лишь целью - ради воцаренья;
   когда ростки лукавства Годунова
   стараньем преподобного Иова
   возделывались много лет подряд, -
   тогда как должно было чистить вертоград.
  
   На семена лукавства молча глядя,
   обильно сеемые в винограде,
   возделыватель нивы изнемог
   и духом ослабел, и навзничь лег.
   На господа единого глазами
   взирал он и горючими слезами
   недобрую ту ниву обливал, -
   не в силах сокровенные слова
   во всеуслышанье произнести
   и от лукавства виноград спасти.
  
   Давала людям горький урожай
   привычка страшная не уважать
   ни жизни, ни имущества, ни чести,
   ни право слабого, - все это вместе
   в России не ценили никогда,
   общественного не боясь суда;
   в отдельности - случалось ненароком,
   но не имело никакого прока.
   Народ к неуважению привык,
   его вкушали все - и я и вы.
  
   И по привычке этой изначальной,
   все происходит будто бы случайно:
   сегодня ты - боярин на коне,
   а завтра - чернь на социальном дне.
   Но между этих двух противовесов
   нет повода для общих интересов,
   и до общественной нужды нет дела, -
   своя рубашка - всяко ближе к телу.
   Когда в карманах фига и кулак,
   то общества не может быть никак.
  
   Так что же можно ожидать, скажи,
   от тех, кто взялся обществу служить,
   раз в евроазиатской части света
   издревле общества в помине нету?
   К чему направить личные стремленья,
   пред кем держать ответ за преступленья,
   имея многолетнюю историю
   лихих людей на общей территории?
   Единственный общественный наряд
   возможен тут - служить государям.
  
   Служить не содержанию, а форме -
   вот русская общественная норма;
   по внешней форме отслужи обет,
   а содержание оставь себе.
   Не внутренними связями в России
   народ крепчал, а только - внешней силой,
   способной дело общее наладить.
   Но при таком общественном раскладе
   становится единою страна,
   когда власть государева сильна.
  
  
                         3
  
   Однако отзвонил уж пономарь
   заздравную. Теперь ты - государь!
   Страна - огромная, народу - бездна.
   Властителям такой страны полезно
   учить Ивана Грозного урок:
   сгибал он подданных в бараний рог,
   Россию принуждая бить поклон,
   но был ли он от этого силен?
   В нем было столь же силы, к сожаленью,
   сколь в подданных, стоящих на коленях.
  
   От тирании прошлой все ослабли:
   нет общей цели, нет событий славных,
   все - сами по себе, а кто сильней -
   бьет слабого дубиной по спине.
   Никто не застрахован от напасти,
   когда корысть и зависть очи застят,
   когда люд совесть из виду теряет,
   и никому никто не доверяет.
   Ты, наконец-то, взял желанный приз,
   но что ты будешь делать с ним, Борис?
  
   "Отче великий, патриарх Иов!
   Да будет бог свидетель этих слов:
   я буду царствовать во благо людям,
   и человека бедного не будет".
   Сказавши так, рубаху взял за ворот
   в сердцах Борис, и возвестил собору:
   "Последнюю рубашку разделю
   с тобою вместе, православный люд!"
   И ликовали все, рубашки теребя
   в надежде царскую - примерить на себя.
  
   Был царь Борис прилежный ученик, -
   в суть двух учений глубоко он вник,
   используя для личных целей ловко
   и чередуя их по обстановке.
   Учил людей вести себя гуманно
   Сильвестр - наставник Грозного Ивана:
   "Коль хочешь выгоду приобрести,
   изволь желанья ближнего блюсти".
   Иван учиться у него не стал, -
   ему милее был иной устав.
  
   Быть может, выгодно, но хлопотливо
   гуманным быть, а потому он вывел
   и доказал другую теорему:
   нет человека - вот и нет проблемы!
   Немало есть у ближнего добра, -
   убрал проблему, а добро забрал.
   Учение сие, возможно, злобно,
   зато надежно, выгодно, удобно.
   Мужей обоих Годунов ценил,
   ибо учили выгоде они.
  
   Успешно школу Грозного пройдя,
   он плоть от плоти был народное дитя,
   и дослужившись до государя,
   он никому вокруг не доверял.
   Терзал и власть, и подданных вокруг
   господствующий времени недуг:
   подозревая люд, власть боязливо
   шла по возделанной лукавством ниве,
   но не был и у власти люд в долгу,
   подозревая, что властитель - лгун.
  
   Народ и власть опасную игру
   ведут, когда они друг другу врут:
   какие бы любезные слова
   ни говорились властью, их молва
   народная по своему толкует,
   в их искренность не веря, - ни в какую.
   "Слыхали, люди-то что говорят?
   Царевича убил, извел царя!" -
   шептались сплошь и рядом за углом,
   когда шли ходом крестным на поклон.
  
   Есть свойство сокровенное у лжи:
   как ты ее в секрете не держи,
   как ни выказывай, что с правдой дружишь,
   а ложь себя возьмет и обнаружит.
   И нет с проклятой никакого сладу!
   Казалось бы, устроил все как надо:
   от трона уклонялся, что есть сил,
   пока соборно люд ни попросил,
   но все же догнала молва кривая, -
   мутит народ, царя подозревает!
  
  
                        4
  
   Дабы молву худую сбить со следа,
   Борис замыслил громкую победу.
   На выдумки он мастер был большой
   и повод хитрый для "войны" нашел:
   "Пошлет, в связи со сменою царей,
   посольство крымский хан Казы-Гирей,
   так мы молву окоротим бедою.
   Достаточно послов назвать ордою,
   собрать ей супротив большую рать
   и с крымцами сраженье разыграть".
  
   И вот из иноземных палестин
   весть не замедлила в Москву прийти,
   что скоро на российские просторы
   придет с ордой великой крымский ворог!
   Царь, лично, ратный труд взвалил на плечи
   и вывел воинство врагу навстречу.
   Когда послы, приблизившись к Оке,
   пальбу из пушек услыхали вдалеке
   и увидали русские полки,
   они от сраха потреяли языки.
  
   Посольство мирное по коридору
   вели, - как вражеских парламентеров, -
   сквозь строй с вооруженными людьми
   до царской ставки добрые семь миль.
   Там царь московский, одержав "победу",
   их принял ласково и заповедал
   на православных не ходить с войною;
   дал им обед и с головой хмельною
   с почетом отпустил, отправив в Крым
   с посланием богатые дары.
  
   Хан крымский, принимая злато,
   отлично понял смысл даров богатых,
   полученных как-будто невзначай,
   и впредь дарителю не докучал.
   А царь Борис после победы лживой
   устроил угощенье для служивых,
   всех жалуя налево и направо.
   Имея искони рассудок здравый,
   смысл милостей уразумел народ, -
   знать, жаловать царь будет и вперед!
  
   Въезжал Борис под колокольный звон
   в столицу, где с великим торжеством
   всем миром поклониться собрались
   герою: "Радуйся и веселись!
   возлюбленный, благочестивый,
   народом избранный, христолюбивый
   и добрый пастырь, наперед смотрящий,
   в Христово царство стадо приводящий.
   Благодарим тебя на вотчине родной
   и низкий бьем поклон за подвиг твой!"
  
   Вслед за Иовом на колени пало
   все духовенство и народ бывалый.
   Слез умиленья пролили немало,
   моргалы послюнив под покрывалом,
   когда лжеца на царствие венчали,
   как полагается - по ритуалу.
   Никто еще не ведал о дыре
   ничтожной в Чудовом монастыре,
   где соблазнял бесплатным сыром мышку
   один боярский сын - Отрепьев Гришка...
  
  
                  Послесловие
  
   Как бы там ни было, но песня - спета,
   и точку бы поставил я на этом,
   когда бы знал, что современник впрок
   изввлек из песнопения урок.
   Коли народ дает свое согласье
   лукаво подчиняться лживой власти,
   то ничего хорошего не жди, -
   согласия не будет впереди.
   По всем статьям ничтожен договор,
   в котором ложь не ставится в укор.
  
   Вот если бы царь Годунов был признан
   предтечей и столпом постмодернизма,
   грядущего вопрос был бы решенным:
   что победит - реальность или шоу?
   И было всякому бы ясно плуту,
   что симулякрами он сеет смуту,
   что уравнение на коромысле
   лжи с правдою ведет к потере смысла.
   Гражданскую войну всех против всех,
   как правило, дает такой посев.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"