Говорилкиен Буривой :
другие произведения.
Современная теодицея
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Комментарии: 1, последний от 14/07/2008.
© Copyright
Говорилкиен Буривой
Размещен: 14/07/2008, изменен: 17/02/2009. 10k.
Статистика.
Пьеса; сценарий
:
Поэзия
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Аннотация:
По мотивам Вавилонской теодицеи
СТРАДАЛЕЦ
Постой, мудрый муж, погоди!
Послушай того, кто страдает
с тех пор как явился на свет
невинным младенцем. Тебе
подобного нет, господин,
ученого, - буду всегда я
тебя прославлять за совет,
как выжить среди этих бед?
Всевышний не дал мне родню;
судьбою отец был похищен;
в Страну Без Возврата ушла
еще во младенчестве мать.
Я с детства попал в западню,
где не было крыши и пищи,
и не было в ней ни угла,
где боги дают благодать.
УТЕШИТЕЛЬ
Конечно, почтенный мой друг,
что ты мне поведал - печально.
И мать, и отец, и родня,
увы, покидают всех нас.
Но сила рассудка и рук
богами дана изначально, -
так что и богач и бедняк
имеют сил равный запас.
Различие в том лишь, к чему
направлены силы и соки.
Свобода великая нам
дана сделать выбор такой.
Тому, кто сподобил уму
глупца свой рассудок высокий,
а в руки берет только хлам,
найти благодать нелегко.
СТРАДАЛЕЦ
Муж мудрый! пусть речи твоей
сердечной поток не иссякнет, -
как воды морские, всегда
да будет обильна она!
Свой взор обрати на людей -
и глупых, и умных, и всяких:
полна чаша жизни труда,
но в ней благодать не видна.
Нас жаждою мучит нужда,
и руки сковала усталость,
и сил не осталось искать
свой хлеб и сикеры глоток.
Я верил, надеялся, ждал,
но мне ничего не досталось;
затмила мой облик тоска,
болезнями я изнемог.
УТЕШИТЕЛЬ
Бессмысленно верить и ждать,
судьбу свою вверив кому-то.
В тебе божий дар полагал
создатель и роду людей
в рассудке воздал благодать.
Но ты, как безумец, запутал
свой разум, - так чем же богам
воздать по молитве твоей?
Наверное, вел ты себя
рассеянно и неразумно;
трудился всю жизнь наобум,
шагал, как слепой, наугад -
куда поведут - и скорбя
теперь проливаешь слезу мне.
Но ты, кроме шишек на лбу,
других и не стоишь наград.
СТРАДАЛЕЦ
Склоняюсь, мой друг, пред тобой
и слушаю мудрое слово.
Как будто стрела, острием
оно прямо в душу разит,
и боль эту терпит любой
внимающий черноголовый.
Скажи, отчего под бельем
не знает о ней паразит?
И дикий онагр и осел,
не мудрствуя, кормят утробу,
и плоть пожирающий лев
не ведал во веки веков
о том, что довольство во всем
дано лишь разумным до гроба, -
что умный имеет свой хлев,
а бедность - удел дураков.
УТЕШИТЕЛЬ
Мой брат, ты стоишь на земле,
а промысел божий - далече!
Взгляни на онагра, в хлебах
сраженного быстрой стрелой,
на ловчую яму, где лев
до смерти себя покалечил:
у всех есть своя боль, и страх -
нисколько не меньше, чем твой.
Роскошный костюм на плечах
уродству красы не добавит.
Богатством не купишь никак
снадобий от немощных сил.
Ничтожна вся власть богача,
когда царь его обезглавит;
богаче - последний бедняк,
пока головы не сносил.
СТРАДАЛЕЦ
Твой разум подобен тому,
как дует в лицо вольный ветер!
Слова твои мудрость несут
на крыльях прозрачных острот,
но в толк не возьму, почему
ничтожность за мной ходит с плетью,
дурак - впереди, сбоку - плут,
а сверху - богатый урод?
Как бога мне в том оправдать,
что знают дорогу успеха
лишь те, кто не ищет богов,
вкушая земные плоды?
Позволено им благодать
насильно взимать без помехи
у тех, кому боль батогов -
единственный дар за труды.
УТЕШИТЕЛЬ
Дороги успеха, мой брат,
подобны светилам несметным;
их свет недоступен для тех,
кого луч дневной ослепил.
Я бога оправдывать рад
за то, что тщеславия свет нам
не заслоняет успех
открытия прочих светил.
Бог - это когда человек
в душе говорит сам с собою,
готовый к духовной борьбе
с несовершенством своим.
Вот с этим прими мой ответ:
судиться бессмысленно с богом;
один приговор есть - себе,
и нет приговора другим!
СТРАДАЛЕЦ
Себе приговоры пусть знать
выносит, а голым и босым -
отнюдь не тщеславие! - глад
глаза застилает. Друг мой,
вольготно вам звезды считать,
а нам - разглядеть бы отбросы
да путь отыскать до угла,
где голод смыкается с тьмой.
Какой может быть кругозор,
когда есть лишь мусора груда?
Какую я жертву воздам
из этих отбросов богам?
Ей богу! однажды, как вор,
пойду и открою запруду:
пусть вместе смешает вода
богатство и бедность - как хлам!
УТЕШИТЕЛЬ
Богатством является ум,
и речь твоя - чистое злато!
Нелепо с такой головой
не ведать, что в темном углу
скрывает твой бедный костюм
богатство под ветхой заплатой,
а план разрушительный твой
самоубийственно глуп!
Всемирный потоп никогда
порядок вещей не нарушит.
Богатство и бедность ведут
борьбу в недрах нашей души.
Друг мой, не утопит вода
противоречивые души
вовек, ибо выплывет плут
и душу продаст за гроши.
СТРАДАЛЕЦ
Премудро уста говорят,
но странные слышу слова я!
Выходит, в лохмотьях бедняк
скрывает богатство ума,
тогда как богатый наряд
убогость ума прикрывает.
Зачем все устроено так?
К чему эта вся кутерьма? -
Великий умом - бестолков,
когда он не выше вас носом,
и доброго малого - всяк,
кто может, унизить горазд.
Злодеев из высших кругов
на царство земное возносят,
но если вы - добрый босяк,
вам бог лишь за это воздаст.
УТЕШИТЕЛЬ
Как стелется в поле туман,
дороги скрывая из вида,
так в разум к тебе заползла
корысть, друг почтенный, а в ней
тщеславие нянчит обман,
и зависть лелеет обиды.
Нет в мире источника зла
такой колыбели главней!
Пока есть в Евфрате вода,
и мир бесконечный нас обнял,
пока от предутренних рос
исходит божественный свет,
откуда мы, кто, и куда
идем, и на что мы способны? -
вот мужа достойный вопрос,
и вся его жизнь - есть ответ.