Аннотация: Объёмы современной научно-технической интернет-информации стремительно возрастают. Сложность, противоречивость и терминологический хаос естественнонаучной информации столь велики, что возникла проблема - невозможности без помощи нейросетей извлечь информацию, собранную в Интернете, и проблема определения истинности в хаосе накопленных знаний. Впрочем, эта антропная проблема науки существовала всегда - знания всегда периодически устаревали и обновлялись, а вместе с ними исчезали научные школы и возникали новые, обновлялись аксиомы - движители науки. Нейросети позволяют оперативно извлечь любую информацию, погребённую в Интернете. Одна из концептуальных проблем науки - использование накопленных знаний на границах познания непознанного: старые аксиомы исчерпались, а новые - не работают. Но эту проблему опустим, она требует отдельного обсуждения и тиражируется во множестве научных трудов учёных - физиков и метафизиков. Есть множество сопутствующих проблем использования интернет-информации в инженерной практике - в промышленности и в уже действующих технологиях, а также не имеющих прямого научного отношения к интернет-информации, некоторые рассмотрим в нашем очерке. Вот одна из важнейших социальных проблем, о которую ломают копья политики, социологи и педагоги. Никаким научно техническим прогрессом (имеются в виду нейросети, цифровизация, искусственный интеллект и другие) невозможно воспользоваться без базовых знаний, дававшихся учащимся средних школ и ВУЗов - системой советского образования СССР - всеобщего и бесплатного - необходимое условие научного творчества молодёжи. Благодаря этому российская наука способна к самоорганизации - одно из условий обеспечения научного суверенитета РФ.
|