Редакция православного журнала "Фома".
Книга Екклесиаста

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Усталость вязкая, беспросветная, один день ничем не отличается от другого, рутина на работе, рутина дома, и кажется, даже церковная жизнь не поднимает дух... Неужели обещанное Христом блаженство недосягаемо?
    Книга Екклесиаста удивительно точно передает это гнетущее состояние. Именно в ней звучит известная теперь на весь мир фраза: "Все суета сует и томление духа". Эта книга не только пропитана усталой печалью человека, которого мы бы сегодня назвали успешным, но и дает ответ, в чем причина нашего духовного и психологического выгорания и как вырваться из пожирающей жизнь суеты. Как ни парадоксально, автор Екклесиаста через свой текст, который кажется депрессивным, подводит нас к полноте и счастью, открывающимся в Евангелии.
    Здесь статья из православного журнала "Фома" под названием "Екклесиаст: как в Библии оказалась такая "депрессивная" книга? И почему её стоит прочесть". foma.ru
    "Фома" - ежемесячный некоммерческий культурно-просветительский и информационно-аналитический журнал с миссионерской направленностью. Основан в 1996 году. ru.wikipedia.org*ru.ruwiki.ruazbyka.ru
    Основная тематика: рассказ о христианстве и его роли в культурной и общественной жизни. Журнал позиционирует себя как "православный журнал для сомневающихся". ru.wikipedia.org*azbyka.ru
    Аудитория: все заинтересованные читатели, независимо от их вероисповедания, отношения к вере и политических взглядов. ru.wikipedia.org*azbyka.ru
    Авторы: общественные деятели и журналисты, а также священнослужители, учёные, студенты и выпускники высших учебных заведений, положительно относящиеся к православию. ru.wikipedia.org*ru.ruwiki.ru
    Журнал не является официальным органом Русской православной церкви, но активно сотрудничает с представителями духовенства и различными церковными структурами. ru.wikipedia.org*lavkafoma.ru
    С 15 декабря 2010 года журнал имеет гриф "Одобрено Синодальным информационным отделом Русской православной церкви". ru.wikipedia.org*
    Сайт: foma.ru. ru.wikipedia.org*

  Редакция православного журнала "Фома".
  
  Книга Екклесиаста.
  
  "Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь" (1:18)
  "А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг - конца не будет, и много читать - утомительно для тела" (12:12).
  "Текст Книги откликается на глубинный человеческий кризис, к которому приводит девальвация смысла жизни и духовное "выгорание".
  "Природные циклы, вечное возвращение, которые казались Пифагору возвышенной тайной бытия, здесь оценено как невыносимая и неизбывная бессмыслица".
  Метафизики, вопреки воинствующим физикам-атеистам - предполагают, что по сути, Книга Екклесиаста - сопряжение антропной религии и антропного.естествознания.
  
  ИНТЕРНЕТ-СПРАВКА. "Книга Екклесиаста" (также известна как "Экклезиаст") - книга, входящая в состав Ветхого Завета и еврейской Библии (Танах). В Танахе это седьмая книга раздела Писаний. ru.ruwiki.ruru.wikipedia.org*
  Название книги означает "говорящий в собрании", то есть проповедник. Древние богословы считали эту книгу прощанием и покаянием царя Соломона. ru.ruwiki.ru
  Жанр книги - философское размышление, вершина развития ветхозаветного понятия мудрости. pravoslavie.wiki
  Суть проповеди Екклесиаста - в мире, где всё непостоянно и словно движется по замкнутому кругу, невозможно достичь прочного счастья. Автор приходит к выводу, что обретение мирских благ не зависит от человека, однако стремление к высшему благу вложено в человеческое сердце Богом. ru.ruwiki.ru
  Время создания книги датируется от 450 года до н. э. до второй половины III века до н. э.. ru.ruwiki.ruru.wikipedia.org*
  Автором книги традиционно считается царь Соломон. Хотя его имя прямо не упоминается в тексте, но персонаж, символически принимающий на себя имя Экклезиаста, называет себя "сыном Давида" и "царём Иерусалимским". polza.belturs.rubolshoyvopros.ru
  Однако есть и сомнения в авторстве Соломона. Некоторые исследователи считают, что книга - запись более ранней устной традиции, а не творение царя. polza.belturs.ruweekend.rambler.rubolshoyvopros.ru
  СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ.
  Книга Экклезиаста - философское размышление о смысле жизни, справедливости, времени, труде и других темах. Автор исследует различные аспекты жизни и приходит к выводу, что все земные дела пусты и бессмысленны. bible.spb.ru
  ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КНИГИ.
  - Подлинное счастье и радость возможны лишь в единстве с Богом. spassmon.ru
  - Всякого человека ждёт Божий суд. spassmon.ru
  - Жизнь движется по замкнутому кругу, где всему есть своё время: не только природным явлениям, но и эмоциям - радости, ненависти, печали. pravoslavie.wiki
  - Смерть Экклезиаст называет великим уравнителем: каким бы достатком и статусом ни обладал человек, в момент смерти он уподобится последнему нищему. pravoslavie.wiki
  
  САМАЯ "НЕ БИБЛЕЙСКАЯ КНИГА.
  Многие исследователи называют эту книгу самой "небиблейской". Действительно, можно понять тех, кто, прочитав ее, спросят: а зачем вообще тогда жить? Но, тем не менее, это часть Библии, и совсем не случайная. Почему? Давайте разбираться.
  Усталость вязкая, беспросветная, один день ничем не отличается от другого, рутина на работе, рутина дома, и кажется, даже церковная жизнь не поднимает дух... Неужели обещанное Христом блаженство недосягаемо?
  Книга Екклесиаста удивительно точно передает это гнетущее состояние. Именно в ней звучит известная теперь на весь мир фраза: "Все суета сует и томление духа". Эта книга не только пропитана усталой печалью человека, которого мы бы сегодня назвали успешным, но и дает ответ, в чем причина нашего духовного и психологического выгорания и как вырваться из пожирающей жизнь суеты. Как ни парадоксально, автор Екклесиаста через свой текст, который кажется депрессивным, подводит нас к полноте и счастью, открывающимся в Евангелии.
  
  Екклесиаст - это точная древнегреческая калька с еврейского "Кохелет", что значит "говорящий в собрании" или "проповедующий". Это одна из самых загадочных и противоречивых книг Ветхого Завета. В ней нет яркого свидетельства веры, чудес или грозных пророчеств. Все сакральное здесь словно выветрено, обнажены лишь человеческое бессилие и усталость.
  
  "И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё - суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!" (2:11)
  
  Не случайно многие исследователи называли эту книгу самой "небиблейской", - настолько ее главный мотив - бессмыссленность человеческого бытия, кажется, противоречит духу Священного Писания. Даже само включение Екклесиаста в еврейский библейский канон вызвало напряженный спор раввинистических школ Гиллела и Шамая в I веке после Р. Х. Судьбу книги тогда решило то, что она традиционно приписывалась царю Соломону, чей авторитет для иудеев был непререкаем. Древние христианские экзегеты - Ориген, святитель Василий Великий, святитель Григорий Нисский, блаженный Иероним - также полагали, что это прощальная речь царя Соломона. Однако в современной научной библеистике это вызывает сомнение.
  Книгу Екклесиаста, как правило, датируют III веком до Р. Х., временем после окончания Восточного похода Александра Македонского (334-325). Эта военная кампания расшатала прежний политический и социальный миропорядок; античность вступила в диалог с востоком - началась эллинистическая эпоха. Именно это, как утверждают специалисты, и объясняет совершенно нетипичную для Священного Писания тональность Книги Екклесиаста. И особенно - повторяющийся рефрен о вечной цикличности событий, природных явлений и человеческих судеб, столь близкий греческому духу и столь чуждый духу ветхозаветному:
  
  "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас" (1:9-10).
  
  Однако есть и иная точка зрения, ее придерживался Сергей Аверинцев: "Природные циклы не радуют Кохэлэта* своей регулярностью, но наводят на него скуку своей косностью. 'Вечное возвращение', которое казалось Пифагору возвышенной тайной бытия, здесь оценено как невыносимая и неизбывная бессмыслица. Поэтому скепсис книги Проповедующего в собрании есть именно иудейский, а отнюдь не эллинский скепсис; автор книги мучительно сомневается, а значит, остро нуждается вовсе не в мировой гармонии, а в мировом смысле, он утратил и оплакивает не Божественный космос, а Священную историю".
  Важно, что этот текст откликается на глубинный человеческий кризис, к которому приводит девальвация смысла и духовное "выгорание", но даже на глубине отчаяния он вплетается в ветхозаветную реальность. Как справедливо заметил культуролог Михаил Эпштейн: "Если Екклесиаст находится на границе канона, то это его входные врата".
  
  ДИАЛОГ МЫСЛИ И ТАЙНЫ.
  Автор Екклесиаста - человек, который ничего не ищет. Он не взывает к Богу, требуя от Него помощи или ответа. Он успешен, уважаем и мудр. Тем удивительнее, что его уверенность в бессмысленности и тщетности всех человеческих дел настолько тотальна и рациональна, что, кажется, совсем не оставляет места ни вере, ни надежде.
  Последовательно взвешивая различные стороны человеческой жизни, автор каждый раз лишь устало отмахивается: все это суета. Переведенное на русский язык как "суета" слово "хавель" имеет и другие значения - "пар, вздох". Это слово употребляется в тексте более 30 раз - настолько емко и точно оно передает основную тональность авторских размышлений. Земное счастье и благополучие, все самые значительные и животрепещущие вопросы человеческого бытия и даже человеческая мудрость -
  
  "Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь" (1:18)
  
  - все это "хавель": пар, дуновение, пустое, тщета.
  Однако, если внимательно вчитаться, в тексте можно заметить внутреннюю драматургию. В сущности, перед нами разворачивается, как говорил священник Павел Флоренский, "диалог мысли и тайны". И мысль автора здесь совсем не статична и не догматична, она мучается, пульсирует, ходит по кругу, пытается обрести твердую почву, но, не найдя ее, каждый раз остается в молчаливом недоумении перед суетностью мира и своим внутренним нежеланием эту суетность принять.
  Это особенно ощущается в его удивительно противоречивых суждениях. То он риторически вопрошает:
  
  "Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? (1:3); то заявляет: Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости (9:10). То категорично осуждает веселье: Сказал я в сердце моем: "дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром"; но и это - суета! О смехе сказал я: "глупость!", а о веселье: "что оно делает?" (2:1-2); то утверждает обратное: И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем" (8:15).
  
  Выходит, автор непоследователен? Или он нарочно пытается сбить нас с толку? Некоторые комментаторы полагали: он просто иронизирует, потому что настолько разочаровался в жизни, что смотрит на все с усталой насмешкой.
  Однако едва ли Церковь включила бы эту книгу в библейский канон, если бы ее содержанием была обычная, пусть и горькая, ирония. Дело в том, что за внешним скептицизмом и противоречиями открывается совершенно особенное богословие. В пустыне всеобщей тщеты автор ищет оазис евангельского блаженства, словно предчувствуя слова Нагорной проповеди, с которыми Христос обратится к тем, кто желает преодолеть суетность мира и обрести подлинное счастье.
  
  ВЕСЁЛЫЙ ПЕССИМИЗМ.
  "Кто не видит суеты мира, тот суетен сам", - писал Паскаль. Екклесиаст не суетен, он эту суетность осознал и над ней поднялся. Он без жалости лишает человека всех иллюзий в этом мире. Да, мы не можем знать, для чего нам суждено трудиться. Да, наше веселье и наше земное довольство - признак нашей глупости. А приобретенное нами знание и вся человеческая мудрость только умножают скорбь. И даже искание правды и справедливости на этой земле не более чем очередная тщета - автор прямо об этом пишет:
  
  "Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это - суета!" (8:14).
  
  Все одинаково бессмысленно и ничтожно перед лицом смерти. Однако там, где у Екклесиаста возникают явные противоречия, их напряжение всегда снимается именем Божиим.
  Вот лишь несколько примеров:
  
  "Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим (9:7); Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все (11:5); Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это - доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем" (9:9).
  
  Человеку не дано знать судьбу того, что он посеял, не говоря о том, как распорядится его наследием потомство. Но это знает стоящий над всем Бог, и этого достаточно.
  "Мы видим, как смыслоотрицание 'нет пользы', - пишет в связи с этим культуролог Михаил Эпштейн, - переходит в жизнеутверждение 'нет ничего лучшего, как'. Это вовсе не противоречие, а глубочайшая правда веры как сомнения, как отрицания положительного знания. Человек не знает, для чего ему посланы его труды, но именно поэтому он знает, что ничего другого, ничего лучшего ему не дано. Этим предвосхищается знаменитое 'верую, потому что абсурдно', приписываемое Тертуллиану. Мысль Екклесиаста, как впоследствии мысль Тертуллиана, Дионисия Ареопагита и Сёрена Кьеркегора, движется <...> от абсурда и отчаяния - к надежде, от суеты и томления духа - к вере".
  Когда человек, с такой ясностью сознающий тщетность всех своих усилий, полностью принимает волю Божью, рождается, по выражению того же Михаила Эпштейна, "позиция веселого и деятельного пессимизма". Это жизнь - вопреки ее абсолютной бессмысленности - с абсолютным упованием на Бога. Иного человеку не дано.
  В этом, если угодно, вся "каноничность" Книги Екклесиаста. Вера безосновательна, подсказывает нам автор. Она питается не формальным исполнением обрядов "по расписанию", а простотой хождения перед Богом - вот лаконичный и при этом бесконечно глубокий призыв к ветхозаветному человеку. И христианское мировидение - такой же радостный и деятельный пессимизм.
  Верующий знает: Царство Небесное на земле неосуществимо - в Церковь никогда не войдут все населяющие ее народы, к ней всегда будет прислушиваться меньшинство, а всеобщая справедливость возможна только в утопических грезах. Христианский пессимизм - это трезвый, очищенный от иллюзий взгляд на мир.
  Но в то же время он радостный, более того, деятельный, потому что все, что дано человеку в этой жизни, - от Бога, а Его благодать изливается на верующего просто так, помимо его мнимых или действительных заслуг. И значит, христианин не имеет права опускать руки. Он знает, что в суете и мимолетности земного существования всегда присутствует перспектива вечности и подняться над усталостью и рутиной быта, подобно Екклесиасту, можно - если помнить о том, что только в Боге обретаются покой и счастье. Такая вот нехитрая формула.
  Вспоминаются слова блаженного Августина, сказанные им уже после Боговоплощения: "Не знает покоя сердце наше, пока не упокоится в Тебе".
  
  ВСЁ СУЕТА СУЕТ: КАК НЕ СОЙТИ С УМА ОТ ЭТОЙ МЫСЛИ? Читаем Екклесиаста вместе с американским священником Протоиереем Стивеном Фриманом.
  
  Протоиерей Стивен ФРИМАН
  Песня Пита Сигера (американский фолк-певец (1919-2014). - Ред.) "Как было - так и будет..." (To Everything There Is a Season) была очень популярна в Америке в 60-е годы. Она стала гимном Peace Movement (движение, которое выступало против войны во Вьетнаме. - Ред.). А после того как в 1965 году ее исполнила рок-группа The Byrds, она стала мировых хитом.
  Удивительно, но кроме "turn, turn, turn" ("вновь, вновь, вновь") и двух заключительных строк, все остальные слова этой песни прямо позаимствованы из Книги Екклесиаста (3:1-8) - настолько созвучны оказались ее смыслы настроениям того времени:
  
  "Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру". (3:1-8).
  
  Эта самоочевидность вообще характерна для Книги Екклесиаста, которая относится к жанру библейских учительных книг. Мудрость, которая в них открывается, не несет в себе ничего сверхъественного. Наоборот, она открывает человеку то, что он и сам должен был бы видеть и понимать, но по каким-то причинам не видит и не понимает.
  На первый взгляд кажется, что широко растиражированная фраза Екклесиаста: "Всё - суета сует и томление духа" - это крик отчаяния, вырвавшийся у человека, который абсолютно во всем разочаровался. Но такая интерпретация в корне неверна. Многие евангельские изречения, совершенно чуждые какому бы то ни было пессимизму, пропитаны духом именно этой книги.
  Да, наша жизнь наполнена делами и событиями, постоянной тревогой, страхом перед будущим. Но Книга Екклесиаста напоминает нам, что все наши проблемы и тревоги на самом деле не имеют никакой ценности: в тот день, когда мы умрем, в мире все останется прежним. Что же тогда вечно и незыблемо, на что человек может по-настоящему опереться? Тот, кто нашел ответ на этот вопрос, следует истинным путем мудрости, говорит Екклесиаст. И путь этот - в Богочеловеке.
  Помните, что Христос ответил на жалобу Марфы, что ее сестра Мария не помогает ей в хлопотах по хозяйству?
  "Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее..." (Лк 10:41-42).
  Работать по дому нужно будет и завтра, и послезавтра, а Христос скоро покинет их, и значит, в этот момент важно только одно - быть с Ним. Разве то, что Он - Сам Богочеловек! - сейчас с ними, не заслоняет собой все остальное, не является уже бесконечным счастьем? И потому Иисус не позволяет Марфе навредить тому, что бесценно и не соизмеримо ни с какими другими земными благами, - душе Марии.
  
  И Книга Екклесиаста - одно большое упражнение, которое учит человека видеть то, что ему по-настоящему необходимо, правильно расставлять приоритеты. Ведь все, что кажется нам важным - работа, здоровье, красота, веселье, власть, - временно и призрачно.
  Очень важно впитать эту мысль Екклесиаста, потому что мир, в котором мы живем, пропитан соблазнительными, но глубоко ложными идеями. Современный человек, надменно полагаясь только на свои силы, вообразил, что способен изменить этот мир к лучшему, что технологии и научное знание приближают "светлое" будущее. И хотя во времена Екклесиаста люди вряд ли с таким же воодушевлением относились к науке, им было свойственно такое же высокомерие.
  Есть у Екклесиаста одно туманное высказывание, которое проясняется только в контексте Нового Завета:
  
  "Всему и всем - одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы. Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим..." (9:2-3).
  
  Христос говорил, что
  
  "Бог повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми" (Мф 5:45), и что
  "Он благ и к неблагодарным и злым" (Лк 6:35).
  
  С одной стороны, эти слова лишают надежды тех, кто, совершая добрые дела, думают, что гарантированно получат ровно столько же добра в ответ. С другой стороны, именно потому мы и должны быть добры и великодушны к каждому - даже к злодеям! - что призваны быть совершенными, как
  
  "Отец Небесный, который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми".
  
  В жизни со Христом именно то, что кажется Екклесиасту "худым", становится путем к обóжению.
  И предел всякой мудрости, говорит нам, христианам, ветхозаветный автор, - это смиренная память об этом и исполнение Божьих заповедей исключительно из любви к Нему, а не ради ожидаемой награды. Это и есть хождение перед Богом. А без Него даже самые великие добрые дела - суета и несут человеку лишь уныние и усталость. Перед лицом беспощадной и равнодушной смерти остается только то, что было изначально укоренено в вечном.
  А на все, что мы оставим здесь, на земле, Екклесиаст учит смотреть с юмором. Мой любимый отрывок - в самой последней главе его книги - особенно актуален для тех, кто много пишет или читает:
  
  "А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг - конца не будет, и много читать - утомительно для тела" (12:12).
  
  Каждый раз, когда я читаю эти строки, мне сквозь века улыбается загадочный автор, пожалуй, самой отрезвляющей во всей мировой литературе книги.
  
  ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИК: "Екклесиаст: как в Библии оказалась такая "депрессивная" книга?" И почему её стоит прочесть. https://foma.ru/ekklesiast-kak-v-biblii-okazalas-takaya-depressivnaya-kniga.html.
  
  НЕЙРОСЕТЬ. Реакция метафизиков на Книгу Екклесиаста, авторство которой приписывют Соломону. Источник: samlib.ru'g/gpebenchenko_j_i/060036-22.shtml. "Книга Екклесиаста".
  
  Человек с современной психофизиологией - не захочет жить вечно. Из этого следует ряд сопряжённых научно-технических и философских следствий, в том числе следующие:
  - Человечество обречено на психо-физиологическую, культурную и научно-техническую и технологическую стагнацию.
  - Межзвёздные путешествия человека - невозможны, по той "простой" причине, что никакое твёрдое тело не может двигаться со световой и, тем более, со сверхсветовой скоростью. Такая скорость тождественна достижению твёрдым телом собственной частоты, численно равной скорости света. Но такая скорость твёрдым телом, названная критической - недостижима. По достижении телом критического значения скорости-частоты тело, вернее, энергия, переносимая телом - будет претерпевать бесконечную дискретную последовательность метаморфоз, связанных с возрастанием собственных частот тела.
  С позиции МЕТАФИЗИКИ всё это чрезвычайно длиннопериодические волны энергии.
  Тело-энергия периодически, в "критических точках" промежуточных состояний энергии - будет "длиннопериодически" преобразовываться в разночастотные полевые формы энергии, вплоть до преобразования в "тёмную материю" - "чёрную дыру".
  - Аналогичные ограничения максимально возможных числовых значений параметров и свойств-проявлений энергии - любой физико-химической природы - в критических точках промежуточных состояний энергии - имеют все известные формы и виды энергии. Например, температура Дебая в тепловой энергии, критическое состояние инерционных вещества, числовые значения фундаметальных постоянных и стехиометрических коэффициентов в атомно-молекулярных структурах вещества. Более того во Вселенной, атомы химических элементов - также промежуточные состояния энергии между полевыми формами и инерционным веществом, что экспериментально подтвердили уральские учёные А.И. Гусева.
  НЕЙРОСЕТЬ сообщает, что по данным на 24 декабря 2024 года, 192,22 км/с (692 000 км/ч) - максимальная зарегистрированная скорость космического аппарата - достигнута зондом Parker Solar Probe при максимальном сближении с Солнцем-ускорителем. guinnessworldrecords.com
  Скорость космических кораблей зависит от высоты орбиты, целей миссии и типа используемого двигателя. ssl-team.com.
  Скорость "свободного" движения космических тел зависит от "гравитационных ускорителей":
  - 74 км/с - максимальная зарегистрированная скорость метеорита, с которой в атмосферу Земли влетал метеоорный поток Леонидов в ноябре 1998 года. sciteclibrary.ru
  - В целом метеоритные тела входят в атмосферу Земли со скоростью от 11,2 до 72 км/с. Нижний предел - скорость убегания от Земли, а верхний - скорость убегания из Солнечной системы (42 км/с), сложенная со скоростью орбитального движения Земли (30 км/с). ru.wikipedia.org*
  
  Реакция философов на книгу Екклесиаста.
  Роберт Ли выражал беспокойство по поводу того, что книгу Екклесиаста высоко ценили философы-атеисты, например, Вольтер строил свою скептическую философию на основе некоторых положений Екклесиаста. Ли также подчёркивал, что книга содержит рассуждения, которые отличаются от остального учения Библии, и одобряет то, что отвергают христиане. dzen.ru
  Однако есть мнение, что выводы философов основаны на неверной интерпретации и вырывании некоторых мыслей из контекста книги. dzen.ru
  Эрнест Ренан разглядел в Екклесиасте своего современника и назвал его "Шопенгауэром древности". При этом Ренан отмечал, что Екклесиаст любит жизнь, хотя видит отсутствие в ней всякого смысла. cyberleninka.ru
  М. И. Рижский видел в Екклесиасте человека, ищущего смысл жизни в рамках существовавшей в Иудее III века до н. э. теологической идеологии. При этом Рижский отмечал, что автор не боится выступить с критикой этой идеологии, не способной обеспечить разумную и счастливую жизнь человека на земле. cyberleninka.ru
  Таким образом, реакция на книгу Екклесиаста разнообразна и зависит от точки зрения и мировоззрения читателя. cyberleninka.ru
  
  Метафизики, вопреки воинствующим физикам-атеистам - предполагают, что по сути, Книга Екклесиаста - сопряжение антропной религии и антропного.естествознания.
  
  Подборку интернет-информации для интернет-журнала М.Е. Мошкова "Самиздат" - выполнил Гребенченко Ю.И. Волгоград, 17.05.2025, 20:05.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"