Грачев Роман : другие произведения.

"Хроники Недоделкино". Как это создавалось (Предисловие)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Для всех, кто мечтает стать писателем.


   ТАК РОЖДАЮТСЯ "ХРОНИКИ НЕДОДЕЛКИНО"
  
   Рекомендуется молодым авторам и соискателям контракта с приличным издательством
   (Прочесть до конца)
  
   На каждом приличном DVD-издании есть дополнительные материалы: рассказ о том, как снимался фильм, интервью его создателей, трейлеры и прочее. Во многих случаях эти материалы не добавляют к фильму ничего нового - не делают его лучше или хуже, - но иногда все-таки хочется заглянуть за кулисы и понять, чего же на самом деле хотели авторы.
   Материал, который я предлагаю вашему вниманию, преследует цель не только рассказать, что там было за кулисами и какой черт меня дернул делать гадкую и циничную пародию на современную литературу. Есть еще кое-что. Но об этом - чуть позже.
   Итак...
  
  
   ...Своим рождением "Хроники Недоделкино" обязаны двум фактам:
   а) деловой беседе с главным редактором одного крупного и успешного московского издательства;
   б) выходу одного из номеров журнала "Русский Newsweek".
   Между этими двумя фактами протянулись долгих два года - годы мучительных поисков "философского камня" и изучения содержимого черепных коробок издателей.
  
   В сентябре 2003 года я принес в московское издательство (то, что недалеко от Останкино) свою новую работу - роман "Молчи и танцуй". Это была первая серьезная работа, за которую мне не было стыдно и которую я готов был представить на суд публики (предыдущие два романа и три десятка рассказов до сих пор вызывают у меня дрожь, да и не только у меня). Это остросюжетный роман о том, как сошлись на поле боя хорошие ребята, работающие на молодежной радиостанции, и нехороший кандидат в губернаторы и его хищная команда. Весело так, с музыкой, танцами, сексом и погонями на джипах.
   Редактор полистал рукопись, отметил, что фактура профессиональная, а текст он отдаст на изучение.
   - Но вообще-то, молодой человек, - отметил дядечка, - сразу предупрежу, что у нас новые работы разбиваются по тематическим сериям. А у вас под одной обложкой слишком много всего. Даже и не знаю...
   - Но ведь есть же и просто авторские серии, без конкретной темы, - возразил я.
   Редактор усмехнулся и посмотрел на меня так, словно я пытался втолковать ему, что он неправильно любит свою жену.
   - Авторские серии, молодой человек, делаются под авторов, чьи имена - брэнды. А вам до этого пока далеко, согласитесь.
   Я промолчал. Лишь позже, уже когда шел по Звездному бульвару обратно к метро "ВДНХ", подумал: "Брэндами не рождаются. Брэндами становятся после того, как кто-то однажды рискнул своей репутацией и деньгами, связавшись с таким салагой, как я". Иными словами, как говорилось в фильме "Москва слезам не верит", чтобы стать женой генерала, надо выйти замуж за лейтенанта и помыкаться с ним по сибирским гарнизонам.
   Я очень жалею до сих пор, что не высказал редактору эти мысли. Судя по выражению его лица, замуж за лейтенантика он явно не торопился, ему нравились готовые генералы.
   Через пару недель я написал ему письмо, и он ответил: "К сожалению, результаты экспертизы по вашей рукописи отрицательные. Это не значит, что роман плох - наоборот! - но (внимание! - Р.Г.) он не подходит ни под одну нашу серию. Творческих удач!".
   Я выпал в осадок. "Роман хорош, но у нас его некуда сунуть". Не знаешь, плакать или смеяться.
  
  
   В последующие два года роман "Молчи и танцуй" собирал хорошие отклики первых читателей в Интернете (в том числе и в журнале "Самиздат") и тех, кто получил на руки бумажный экземпляр. Мои друзья и знакомые утверждали, что я совершу преступление, если не стану профессиональным писателем (подозреваю, что не все откровенно льстили), и постепенно я приходил к мысли, что роман действительно неплох. Впрочем, полтора десятка московских издательств не удостоили меня даже ответом типа "Извините, у нас под вас нет серии".
   Попутно я написал еще один роман - "Новинки звукозаписи". В нем речь шла о трех молодых оболтусах-музыкантах, которые в школьной юности так сильно повздорили из-за женщины, что бросили к чертям свою музыку и к тридцати годам, опустошенные и злые, начали друг друга откровенно мочить. Так же остросюжетно, весело, местами трагично, с музыкой, сексом и погонями на джипе. Я, словно маньяк, накачивал свои творения всеми этими стероидами детективного жанра, временами вступая в сговор со своей совестью и пытаясь создать то, что нужно загадочной русской душе главного редактора. Отклики первых независимых читателей, которые мусолили мою новую рукопись за чаем и пивом, свидетельствовали о том, что я иду правильной дорогой, но реакция издательств вновь вызывала во мне приступы ярости. Подобно Ивану Грозному из фильма Гайдая мне хотелось орать: "Боярыня красотою лепа, червлена губами, бровьми союзна... Чего ж тебе надо, собака?!". Когда "Новинки звукозаписи" ушли в штопор с оглушительным свистом, я сказал себе: "Ромыч, ты - бездарь. Иди в управдомы". Но вдруг...
   ...Весной 2004 года издательство "Пальмира" заявило, что покупает роман "Молчи и танцуй" для издания и экранизации.
   Оба-на!
   Описывать чувства, которые я испытывал, нет необходимости - они знакомы любому, кто хоть что-то сделал своими руками. Я пил неделю, а моя жена гладила меня по голове и говорила, что даже не подозревала, с каким талантищем она живет. "А ведь чуть не развелась с тобой, дура такая"! В перерывах между моими приступами похмелья мы строили планы. Лет через пять я получаю "Оскара" за лучший иностранный фильм как сценарист, покупаю дом на берегу самого красивого озера Челябинской области - Увильды - и оставшиеся до пенсии годы я строгаю детей и новые романы, как Стивен Кинг, а жена готовит яичницу...
   Осенью 2004 года издательство "Пальмира" рухнуло и не оставило правопреемника.
   Я пил две недели. Жена сказала, что, пожалуй, разведется. Мало того, что бездарь, так еще и алкоголик!
   Видите ли, моей жене нужно было иметь на руках документальное подтверждение того, что я писатель. Скажите, где выдают такие справки?
  
  
   За четыре года, в течение которых я окучивал издательский рынок Москвы и ее окрестностей, у меня в голове потихоньку начал складываться образ современного книгоиздания. Я начинал узнавать, что нужно этому рынку, и то, что я узнавал, отнюдь не приводило меня в неописуемый восторг. Скорее, наоборот.
   Я понимал, что со своим авторским отношением к сюжету, персонажам, образам и текстовым конструкциям начисто переигрываю многих из тех, кого издают. Я бродил по книжным развалам и магазинам, вычитывал названия и судорожно икал. Я брал наугад книжки в мягких обложках, открывал первую страницу и, пробежав пару абзацев, тут же ее бросал в ужасе. "Это они печатают?! - пульсировала в голове мысль. - Если уж это они печатают, то почему отбрыкиваются от меня?!". Я был уверен, что первый мой роман, права на который где-то гуляют уже третий год, написан лучше, чем большинство серийных детективов даже признанных авторов, и он гораздо изобретательнее, и энергичнее, и менее заштампован. Так кому же, черт побери, дать в лицо кулаком?! Что я делаю не так?!
   Подозреваю, друзья, что подобные чувства большинству из вас знакомы. Мы с вами союзники...
   В общем, летом 2005 года, когда на глаза мне попался свежий номер журнала "Русский Newsweek", я был уже на грани помешательства.
   Тема номера, по-моему, звучала так: "Читай - не хочу!". Речь в материалах шла о том же, что и меня беспокоило последние четыре года: конъюнктурность, мода, потребности читателей, кризис жанров и т.д. Но не это меня зацепило более всего. В конце материала был небольшой коллаж - пять бюстов самых продаваемых в России авторов, чьи тиражи в прошлом году были просто колоссальными. Все пятеро - женщины-детективщицы.
   Тут же в моей голове соединились две вещи. Первая - фраза "Роман хорош, но у нас для вас нет серии", и вторая - эти пять бюстов. Я понял, что нашел тему.
  
  
   Я придумал маленький подмосковный городок Недоделкино. В нем, в отличие от реального Переделкино, населенного реальными писателями, живут вымышленные персонажи самых продаваемых детективов, боевиков, гламурных мелодрам и иных одноразовых произведений. Они живут как реальные герои, совершают свои подвиги, купаются в славе и миллионах, но это замкнутая система. Чтобы попасть в Недоделкино, получить хороший домик и прописку, нужно понравиться Хозяину. А тот, в свою очередь, руководствуется исключительно конъюнктурой рынка. "Попадаешь в серию и приносишь прибыль - получаешь место под нашим незакатным солнцем". Недоделкино стал фантомной моделью современного книгоиздания. И я с превеликим удовольствием, напоминающим оргазм, погрузил этот город во мрак.
   Поначалу я задумал написать "антииронический детектив". Я начал убивать главных героев - надоевших частных сыщиков с их мопсами - одного за другим, как курортников в "Десяти негритятах". Я использовал все стандартные ходы, соблюдал все законы развлекательных жанров, пытаясь создать квинтэссенцию коммерческого идиотизма. Я полагал, что ЭТО - КУПЯТ СРАЗУ. Но с каждой новой главой я начал понимать, что безобидная пародия разрастается до размеров идеологически вредной антиутопии, поскольку маленький городок с угрожающей быстротой стал походить на модель всего современного мира, а не только книгоиздательского. И дерьма в этом мире было больше, чем гладиолусов.
   Четыре месяца я жил в этом городке, сталкивал лбами местных жителей и приезжих, готовых звезд и претендентов, взрывал дома и вертолеты, "стрелял в несчастных по темницам". Не буду раскрывать сюжет. Скажу лишь, что в "Хроники Недоделкино" я вложил все, что чувствую и думаю о том, как функционирует современный шоу-бизнес (а развлекательная литература - именно элемент шоу-бизнеса, и попробуйте меня переубедить), о популярных героях нашего времени, о способах формирования спроса и предложения и о многом другом. Я никогда не был снобом и брюзгой, я сам любил и люблю хорошие детективы, боевики, фантастику и комедии, сам люблю выпить и поколбаситься, но нынешние масштабы и качество этих явлений поражают даже меня, старого поклонника массовой культуры и молодого пофигиста. Прибавьте к этому уязвленное самолюбие непризнанного гения, и вы поймете, что представляют собой "Хроники Недоделкино".
   Сейчас я по ним скучаю. Я скучаю по этим персонажам, даже по самым отъявленным негодяям. В процессе сочинения истории герои отказывались вести себя так, как им предписывалось, они действовали самостоятельно, подчас уводя сюжет в другую сторону. И это не метафора. Ибо когда персонажи в твоей голове "живые", они действительно сами ведут за собой Автора, а не следуют послушно за его пером. Кажется, эту мысль я однажды вложил в уста Хозяина. И мысль эта, украденная мной у кого-то из великих, к сожалению, не известна многим популярным ныне писателям. Персонажи большинства детективов, боевиков и фантастики будто вырезаны из картона, надуманны и глупы, и поступают они глупо, ибо следуют по пятам за измученной фантазией автора, у которого над головой висит срок сдачи рукописи в издательство.
  
  
   Как вы думаете, что я сделал с "Хрониками"? Ха-ха...
  
  
   Десять издательств ответили гробовым молчанием. Два ответили "спасибо, не наш профиль", три - "у нас под вас нет серии". Одно издательство, получив по почте первые три главы, вроде живо заинтересовалось продуктом и попросило выслать текст целиком. Я просьбу выполнил и уже начал потирать ручки: премия "Оскар" через пять лет, дом на берегу озера Увильды и пожизненная яичница от жены...
   Фигу! Ознакомившись с текстом целиком, главный редактор, очевидно, пришел в ужас и поставил меня в бессрочную очередь, как за бюджетной квартирой.
   До свиданья, наш ласковый Мишка!
  
  
   Я уже ни на кого не обижаюсь. Мне не нужна справка, в которой написано, что я писатель. Я не стремлюсь усесться на пыльную магазинную полку в один ряд с пушечным мясом трэша, чтобы сгинуть там в безвестности, но с осознанием, что меня кто-то напечатал. Сейчас стать популярным автором, оставаясь при этом автором хорошим, крайне сложно, и если даже тебе удастся подписать контракт и опубликовать пару вещей для их штампованных "серий", то нужно, чтобы о тебе пошло что-нибудь по ТВ. Например, снять сериал - это вообще предел мечтаний. Иные схемы уже не работают. 15-20 человек в этой стране решили, что именно граждане хотят читать, слушать и смотреть. То, что мы, оказывается, хотим, на поверку оказывается сущей тухлятиной.
   Мне нужен Читатель. И я его найду. Я продолжаю писать другие вещи, самые разные, и плевать я хотел на их серии, правила и законы жанров. А "Хроники Недоделкино" - это Знамя. Фига В Кармане. Плевок В Вечность. Называйте как хотите.
   Если этот роман написан плохо (у вменяемого автора всегда остаются сомнения, а я, смею вас уверить, автор вменяемый), то и черт с ним. Если он написан хорошо и если он, что называется, "заходит" на читателя, то он себя рано или поздно продаст. И меня заодно. Если вы, дорогие друзья, решитесь потратить несколько вечеров на чтение и оставите пару строк в комментариях, буду весьма признателен. Если вы оставите хорошие оценки и отзывы, значит, вы присоединяетесь к этому протесту против пошлости, глупости и непрофессионализма. Если вы оставите критические заметки и подскажете свежие идеи, я готов внести правки и взять вас в соавторы. Мы вместе поднимем это знамя и гордо понесем его через баррикады издательского бизнеса!
   Ура, товарищи!!!
  
  
   P.S. Предвижу три мысли, которые могут появиться в вашей голове по прочтении этого материала.
   Первая: "У парня мания величия. Ничего толком не сделал, а уже обиделся".
   Мой ответ: Да, вы правы.
   Вторая: "Е-мое, да на этом сайте таких тысячи!"
   Мой ответ. И вы правы, друг мой.
   Третья: "Да чувак просто свой текст раскручивает".
   Мой ответ: Ну, дык... (краснею).
  
   P.P.S. Одного мальчика в детстве не признали как художника. Он вырос и стал фюрером. Бережнее надо относится к талантам... Кажется, это из Шендеровича.
   Шутка.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"