Григорян Елена Николаевна : другие произведения.

Что такое хорошо и что такое плохо

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Со всем этим трудно будет согласиться людям, относящимся к себе только как к телу, то есть считающим, что они есть то, что отражается в зеркале, когда они смотрят в него...

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО

Как-то в детстве я услышала как моя престарелая родственница перед предстоящими важными для нее семейными событиями тихонько шептала: "Господи! Не прошу Тебя сделать так, как для меня сейчас очень желательно, сделай так, как будет для меня хорошо!". Тогда мой неопытный детский разум был несколько удивлен, почему она не просит положительного решения предстоящего события. Как можно считать хорошим то разочарование и даже слезы, которые обязательно последуют в случае отрицательного результата?

Я еще не понимала этого и тогда, когда с переживаниями в советский период вынуждена была "по собственному желанию" уйти с любимой работы, где было потрачено много энергии на создание нового, преуспевающего подразделения. Оно, к несчастью, приглянулось подруге нового директора учреждения. Слава Богу, вскоре меня пригласили работать в другое место, где я пожалела только о том, что новый директор не пришел к нам раньше. А ведь накануне, чуть не доведенная до нервного срыва явной несправедливостью, я даже предположить не могла, что это неприятное событие сулит мне перемены к лучшему.

Позже, будучи уже в достаточно зрелом возрасте, я также почти как трагедию восприняла неожиданное и, казалось, безосновательное разрушение своей уже устоявшейся семьи. Через пару лет, когда боль улеглась, поняла - и эти перемены к лучшему! Я потеряла лишь то, что нужно было потерять для приобретения более ценного в жизни. Совершенно справедливо мудрое народное выражение: "Не было бы счастья, так несчастье помогло". Мир представился совершенно в другом виде, поскольку исчезла пелена, мешающая его правильно видеть.

В результате "несчастья" во мне открылись способности, спавшие прежде, но проснувшиеся с появлением личностной свободы, с полученной возможностью самой определять свои жизненные приоритеты. Теперь если случались удачи, то они были моими удачами, и неудачи тоже были только мои. И опять я подумала: "Почему это не случилось раньше, столько времени потеряно". То, что раньше понималось мною как благо, на самом деле было тормозом в моем личностном и духовном движении вперед.

Почему мы так часто, когда теряем что-то, терзаем себя ненужными, как потом оказывается, переживаниями? Только ли потому, что не можем заглянуть в будущее? Думаю, ответ здесь и да, и нет. Наверное, дело не только в том, что мы лишены возможности видеть свое будущее в пределах этой нашей земной жизни. Наверное, еще важнее было бы умение заглядывать... за ее пределы и притом не только вперед, но и назад, в ...прошлые наши появления на этой земле.

Существование этих прошлых своих жизней, думается, вполне стоит допускать - в этом случае многое для думающего человека становится понятным и логичным. Например, кажущаяся несправедливой, неприятность, случившаяся с человеком, может быть воздаянием за боль, причиненную ним кому-то в прошлой жизни, иными словами тем, что называют отработкой отрицательной кармы.

А может мы остановились в своем развитии или вовсе отклонились от своего индивидуального пути и нас этим неприятным событием направляют, как это делает, например, пастух, когда кто-то из стада, идущего к водопою, отбился в сторону? Конечно, у овцы не вызывает восторга кнут пастуха, при помощи которого она возвращается на путь к воде. Но в результате она все же придет к необходимой живительной влаге.

Я пока не из тех, кто нашел, но из тех, кто ищет. Поэтому могу только с определенной степенью вероятности предполагать, что все, происходящее с нами, до последней мелочи не случайно, более того, необходимо для продвижения вперед по пути нашего духовного развития. Во всяком случае, вопросов типа "за что мне это?" или "разве это справедливо?" себе уже не задаю. У всякого события или явления обязательно есть причина, а у всякого творения - творец. И причина эта увязана с необходимостью движения в русле самосовершенствования. Именно оно и есть, скорее всего, целью нашей жизни вообще и нашего очередного прихода в земное существование, в частности. Каждое рождение есть что-то вроде получения билета в оба конца с открытой второй датой.

В этой мысли укрепляешься после знакомства с основами этической философии древнекитайского мыслителя Конфуция; с поучительным литературно-этическим наследием более позднего мыслителя - француза Мишеля Монтеня; с философскими трудами и живописными работами русских по рождению, но космополитов по масштабности мысли Елены и Николая Рерихов.

К этим же выводам приводят и теософские труды Елены Блаватской, а также подталкивают мысли почти современного нам Дмитрия Лихачева, мудрейшего человека и ученого в области русской культуры. В одной из своих статей он пишет: "Ничто так не разлагает человека, ничто не уничтожает в нем с такой быстротой все человеческое, как незаслуженные блага, незаработанные почести". В мыслях этих людей основное место занимает осознанная необходимость стремления к совершенству.

При упомянутых выше допущениях становится понятным, почему Бог - воплощение справедливости, нередко посылает хорошим людям страдания, а плохим - благо. Еще Эпикур называл "домыслами толпы о богах", представления о том, что "дурным людям они посылают вред, а хорошим - пользу". По его мнению, это величайшие заблуждения. Сказанное относится к античному пантеону множества богов, но смысл этой мысли вполне применим и к культу единого Бога. Действительно, если понимать жизнь в более широком смысле, чем мы привыкли, то было бы слишком преждевременным ожидать справедливости в пределах только одной нынешней жизни.

Некоторые психологи и достаточно современные философы, занимавшиеся онтологией (Фрейд, Вышеславцев, Гартман...) считают, что наше сознание знает о существовании смерти, а вот подсознание, имеющее отношение к жизни нашего духа, на этот факт как бы "не обращает внимания", не верит в нее. Поэтому мы бессознательно, интуитивно живем так, как если бы смерти не было.

Не говорят ли эти их выводы о том, что текущая земная жизнь нашего материального существа и сознания, которое с ним связано, является лишь эпизодом в эволюционном развитии нашего естества, нашего духа?.. Может, нам стоит глубже поразмыслить о вещах не столь масштабных как человеческая жизнь, но в определенном смысле являющихся своеобразными аналогами. Например, о гусенице Ричарда Баха: "То, что гусеница называет концом света, называется бабочкой".

Со всем этим трудно согласиться людям, относящимся к себе только как к телу, т. е. считающим, что они есть то, что отражается в зеркале, когда они смотрят в него. В нашем обществе, долгий период воспитывавшемся на основе материализма, таких людей большинство.

Как бы невзначай с нами происходят события, способствующие продвижению личности в желаемом свыше русле. Так, когда на светофорном перекрестке мальчик-распространитель сунул мне в машину газету, содержащую рекламу-приглашение одного из издательств с текстом, написанным как будто именно для меня, я уже понимала - это для меня и есть. Взяла свои рукописи, которые были написаны "в стол", для души, а не для печати и поехала в это издательство.

То, что нашему сознанию закрыта возможность заглянуть в свое будущее или прошлое, уверена, тоже необходимо и необходимость эта также укладывается в понимание самосовершенствования как главной цели, главного закона жизни.

А впервые осознание того, что все в этом мире происходит по непреложным законам, установленным не людьми, как и то, что этот "Высший законодатель" действительно существует, ко мне пришло после смерти мамы. Неожиданный телефонный звонок, сообщивший, что она в реанимации, заставил меня совершенно неосознанно повернуться в сторону восточного угла в комнате и, будучи тогда еще неверующим человеком, умолять: "Господи, если Ты хочешь ее забрать, то только не сейчас!.. Я не готова!.." Маме стало лучше, она прожила с хорошим самочувствием еще два месяца. Умерла она почти мгновенно, как бы беспричинно, как-будто закончилось время полученной отсрочки. Наверное, это и было отсрочкой. Значит, мой душевный крик был тогда услышан...

Может, чтобы научить людей быть максимально бережными, нежными и внимательными к своим близким и любимым людям, нужно вынуждать их чувствовать тяжелые потери? Жестоко?.. Больно?.. Но как иначе можно понять, что есть хорошо, если не будет плохо? Ведь невозможно почувствовать, даже просто определить это хорошее, если совсем не будет его антипода, плохого? Никто же не отрицает, что все познается в сравнении?

Поэтому существуют свет и тьма, добро и зло, щедрость и корысть. Этот ряд парных понятий, которые не имеют смысла одно без другого, можно продолжить. Действительно, если представить, что в мире есть только свет, добро, щедрость и другие положительные половинки этих пар, а отрицательных не существует как таковых, то как тогда мы будем понимать, что именно есть свет, добро, щедрость и так далее?..

Наверное, каждый наш приход на эту землю нужно считать суровой школой, поступательным обучением души для решения поставленной свыше долгосрочной задачи ее совершенствования. Суровость только ускоряет путь. Страдания, как правило, побуждают к раздумьям, а они рождают крупицы мудрости, кристаллизующиеся из жизненного опыта. "В дни благополучия пользуйся благом, а в дни несчастья - размышляй" - учит ветхозаветный Екклесиаст.

На фоне этих рассуждений размываются границы между тем, что мы привыкли называть хорошим или плохим. Нечто плохое может на самом деле быть хорошим, а хорошее оказаться в итоге плохим. Многое в этом вопросе зависит от того, в каких временных рамках данное событие или явление рассматривается. Если масштаб сиюминутный, то получим один результат. В глобальном же смысле, часто выходящем за пределы нынешней нашей жизни, ответ может оказаться совершенно противоположный.

Критерии оценки событий, явлений и поступков соотносятся с понятиями хорошо и плохо приблизительно так, как классическая механика Ньютона и релятивистская теория Эйнштейна. И в одном, и во втором случаях законы физики рассматриваются в различных исходных условиях при разных допущениях.

Мир, в котором мы живем, не черно-белый, но даже если бы он и был таковым, то, как утверждают представители художественного мира, только черный цвет имеет пятьдесят, различимых глазом оттенков. Все совсем не так просто, как в известной нам детской книжке Маяковского, давшей название этому эссе.

Елена Григорян

06/2009


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"