|
|
||
Только духовная сторона человеческой природы отличает его от животного... |
Все созданное Природой имеет своеобразную иерархию, свои качественные уровни, ступени, что ли. Не будем вдаваться в строгую научную систематику, ограничимся примерно следующим: минерал, растение, животное, человек...
Каждому из этих уровней присущи определенные свойства. Последующая ступень всегда имеет некоторые новые качества, которых не было у предыдущей. То есть, является более организованной, состоящей уже в другом статусе и вышестоящем ранге.
Хотя наука относит человека к животным, неоспоримо его существенное отличие от остальных объектов зоологии. Поэтому внутри этой науки существует обособленная, отдельная наука о человеке - антропология, как комплекс дисциплин, изучающих человека. И уже в ее рамках нас не удивит присутствие таких терминов, как философия, социология, культурология, лингвистика, экономика, право и, даже политика. Наверное, где-то здесь, в связи с перечисленными понятиями и следует искать различия между человеком и другими животными.
Граница между человеком и остальным животным миром мне кажется достаточно размытой, и взаимопроникновения как в одну, так и в другую сторону от нее вполне возможны.
Повод для таких раздумий в очередной раз представился как-то недавно. Конец дня, я почти дома. Открывая ворота гаража, обратила внимание на женщину, сидевшую, прислонясь к боковой его стене. Рядом какие-то узлы, кульки. Ее возраст определить сразу было трудно, но явно - не старушка. Вероятно, она была из тех, кого принято называть бомжами. Не обращая ни на что и ни на кого внимания, она спокойно ела кусок черствого замусоленного хлеба.
Мне стало жалко ее. Заехала в гараж, взяла самых крупных орехов, которые я там сушила и протянула ей: "Хотите орехов?". Ответ последовал не сразу. Наконец, голова повернулась ко мне лицом. Теперь уже можно было сквозь грязь и другую атрибутику человека без определенного места жительства уверенно предположить, что возраст ее раза в два меньше моего. Она отвернулась и неторопливо, но вежливо с хорошей дикцией на правильном русском языке ответила: "Нет, благодарю вас, я не хочу орехов", - и с невозмутимым видом продолжила грызть то, что уже нельзя считать едой.
Я немного опешила. К жалости прибавилось любопытство. И речь, и осмысленно-умный независимый взгляд, даже с некоторым достоинством, другие моменты - во всем этом улавливалась близость к интеллигентной среде. Как личность оказалась в такой ситуации?
Попыталась ее разговорить: "Не любите орехи?". Не проявляя никакого интереса к моей персоне, даже не повернув в мою сторону головы, она все же лаконично ответила: "У меня нет зубов". При этом, не было слышно характерной шепелявости. Весь ее вид говорил: "Разговор окончен, сударыня, не мешайте моей трапезе". Достаточно красноречивый и вежливый сигнал в среде интеллигентов, для того, чтобы предупредить навязчивость. Я нехотя и с сожалением оставила ее в покое.
Дома еще долго не могла переключиться на свои дела. Что-то притягивало меня к окну. Женщина, закончившая своеобразный ужин, сидела на прежнем месте. Как она очутилась в таком положении? Что привело ее на дно? Что такое в ней сломалось, что было бы невозможно исправить в ее возрасте? Казалось, стоит только с ней поговорить кому-то, кто сможет понять ее, кому бы она доверилась, и свет в конце ее туннеля мог бы появиться...
Я как-то без желания тоже поужинала и попутно придумала, как сделать еще одну попытку поговорить с этой несчастной. Еще раз, взглянув через окно на по-прежнему безучастно сидевшую женщину, быстро заварила чай, собрала в кулечек немного фиников, конфет, других сладостей и вышла. Ну, не станет же она отказываться от горячего! Обогнув дом, подошла к гаражу. Женщины там не было. Как будто и вовсе не бывало. Только пара воробьев на том месте, где она сидела, клевала остатки сухих крошек...
Что означало "у меня нет зубов"? Для человека, судя по всему, воспитанного далеко не на свалке, это не могло означать, что она собиралась их грызть зубами. Вокруг много всяких камней и прочего подсобного материала. Тогда, нужно думать, это был вежливый отказ - ну не любит она орехи и все тут! Тоже похоже на абсурд - как можно предпочесть орехам хлеб сомнительного качества при ее, не изобилующем деликатесами, образе жизни? "De gustibus non disputandum est" - "о вкусах не спорят"? Или гордость?
Скорее, дело тут совсем не в ней и, тем более, не во вкусах. Понять психологию большинства таких людей трудно, но, наверное, можно предполагать отказ от поисков выхода, нежелание менять что-нибудь, равнодушие к себе и окружающему миру. Это что-то типа нирваны в буддизме, состояния, которое провозглашается этой религией, как определенная цель. Для живого нормального человека эта цель подобна асимптоте. Стремиться можно, максимально приблизиться - да, но реально достичь...
Почему-то думается, что при желании можно подняться с такого дна. При желании! В нем, видимо, и все дело? И никакая это не философия, не протест и не позиция, а отсутствие всего этого, как по отдельности, так и вместе взятого. Просто утрачена ценность собственной человеческой жизни. Стремиться, достигать, совершенствоваться, чувствовать, заботиться, сопереживать - это сложно, энергозатратно, ответственно. Гораздо проще существовать как большинство из тех, кого изучает наука зоология.
Возможно, это и является причиной того, что некоторые из нас возвращаются за ту, не всегда четкую черту, где заканчивается обычное животное и начинается человек, и для этого возврата достаточно осознанно отказаться от желания быть человеком вместе с характерными ему дополнениями к ряду качеств животного. Ведь различает нас лишь наличие духовной стороны человеческой природы...
Елена Григорян, 09/ 2010
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"