Григорян Елена Николаевна : другие произведения.

Мысли с выставки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это же дорога в никуда! А может, я просто пока не могу ничего разглядеть там, вдали, куда она ведет?..

Мысли с выставки

Грош может заслонить самую яркую звезду, если вы будете держать его перед глазом.

С. Грэфтон

На розоватую плитку морского вокзала неумолимо и тупо лил первый, по-настоящему осенний, хмурый сентябрьский дождь. Небольшой храм Святого Николая, составляющий с Морской арт-галереей единый современный архитектурный комплекс, понуро сейчас смотрел в непроглядную даль. Тяжелые темные облака почти слилась с водой. Вокруг, за перилами этого лоскутка когда-то искусственно намытой земной тверди плескалась морская жидкость такого же плотно-свинцового цвета, как и небо.

Сквозь скрывшиеся за густым серым туманом морские просторы, пыталась что-то разглядеть, не обращая никакого внимания на ненастье, женская фигурка с ребенком на руках, машущим кому-то в непроглядную мокрую даль. Эту бронзовую скульптурную композицию архитектор расположил у самого края в выступе выгнутых в море перил. По ней струями стекала дождевая вода, как впрочем, и по мне, и по многочисленным, промокшим людям, бегущим во встречном направлении.

Также бегом под дождем и порывами ветра, которые то и дело выгибали наизнанку зонт, я возвращалась с выставки современного живописца с известным, хорошо "раскрученным" именем. Именно туда сейчас стремились промокшие любители живописи и все бежали и бежали навстречу.

Скорее к транспорту в укрытие! Наконец, миновала "Золотое дитя", подаренное одесситам Эрнстом Неизвестным. Вот уже позади последние биг-борды с рекламой выставки. Вот и крыша на колесах!

Что же такого я видела только что? Ради чего мокла в непогоду я и все бежавшие навстречу мне люди? Этот вопрос возник в моем мозгу и повис рядом с другим недоумением, появившимся еще вчера после посещения другой выставки в одном из лучших музеев Одессы, где не так давно из-за недостаточного финансирования охраны был похищен шедевр экспозиции - работа Караваджо.

Там тихо, без лишнего шума, рекламы и почти без посетителей проходила выставка, по сути, являвшаяся событием, выходящим далеко за рамки нашего, имеющего давние художественные традиции, города. Но где почитатели творчества, ценители живописи и просто одесситы, никогда не бывшие равнодушными к искусству?

Перед входом в музей стояло облако белесой пыли - два человека на деревянных строительных козлах неторопливо скоблили облупившуюся стену. Безлюдно. Только небольшая афишка о выставке, приколотая кнопками к массивной старинной двери, говорила о том, что музей работает, а не закрыт на ремонт, как показалось сразу. С закрытыми глазами проскочила пылевое облако и, попав внутрь, где, казалось, не было ни души, поднялась по знакомой, ориентированной на барокко, роскошной лестнице.

В нескольких залах с потрескавшимися потолками и забывшими о ремонте стенами уникального памятника архитектуры действительно выставлялись работы большого мастера, художника, чье творчество высоко ценится в профессиональных художественных кругах страны. Множество работ мэтра давно получило постоянную прописку в музеях и частных собраниях по всему миру.

Уверенные мазки и линии, масло, уголь, сангина и мысли, мысли, мысли... Все в его живописи рождало гармонию формы и содержания. Мастерски выполненные работы разговаривали со зрителем, как бывает, когда художник - философ и свои размышления умеет выразить на холсте, когда автору есть, что сказать, а не только продемонстрировать живописную технику.

Наверное, именно такое творчество имел в виду живший намного раньше Павел Флоренский, российский ученый и мыслитель, когда говорил, что цвет в искусстве воплощает чувства, а линия - мысль.

При всей авторитетности в среде профессионалов, мастер известен своей "несветскостью". Он не распыляется на разговоры вокруг искусства на всевозможных художественных тусовках и прочих богемных собраниях. Все его время распределено между собственным творчеством и преподаванием художественного мастерства. В училище так много желающих попасть для обучения в его мастерскую, что пришлось ввести ограничение.

Истинный талант всегда неповторим и не боится оказаться в тени другого дарования, поэтому на выставке большая часть экспозиции - работы его воспитанников, давно ставших зрелыми самостоятельными художниками. По ним видно, что их авторы научены трудиться у мольберта и размышлять с кистью в руках. Линия и цвет следуют за мыслью, как бы визуализируя ее. Но при этом каждый ученик индивидуален и не опускается до тривиального подражания мэтру.

Переходя от работы к работе, забываешь о своем пребывании в этой реальности, но через некоторое время в нее возвращает абсолютная тишина. Где же посетители?..

Наконец, в зале появляется мужчина со школьником-сыном. Из их двух-трех фраз становится ясно, что мальчик учится в художественной школе. Там и узнал о выставке. Да и я сейчас здесь тоже благодаря информации, полученной не из рекламы, этой откровенно "продажной девки", кричащей только о тех, кто за это платит. По поводу этой выставки сегодня, к сожалению, платить некому.

Что-то неладно в нашем обществе, если не оплачивается настоящее искусство, воспитывающее общественный художественный вкус и способствующее рождению и развитию мыслей, которые во все времена были главными: что есть добро, красота, что есть главное в этой жизни, что есть ее смысл?..

Когда перестают платить за творчество, помогающее искать ответы на подобные вопросы, тогда мастер, к сожалению, вынужден, как правило, оставлять его и тратить себя на то, за что платят. Творец - он ведь тоже человек, который, как и все мы, родился вместе с дурной привычкой трижды в день что-то кушать. Платит не государство - оно сейчас нищее. Платят немногочисленные "толстые кошельки", у которых часто не все в порядке со вкусом. А, как известно, "кто платит - тот и музыку заказывает".

Художники, которым в силу личностных качеств легче приспособиться к потребностям "заказывающих музыку", превращают свое творчество в банальный бизнес. Такие "творцы" сегодня зарабатывают далеко не только на то, чтобы покушать. За эту сторону их жизни можно только радоваться. Но "творчество" их умрет вместе со своим временем.

Наверное, то, что я видела в дождливый день на выставке в арт-галерее морского вокзала и есть бизнес от искусства. Художник отлично научился рекламировать, подавать и продавать себя. В тонкостях искусства народ в массе своей, увы, не всегда отлично ориентируется и "раскрученная" реклама, несмотря на ненастье, вызвала у людей стадное стремление в эту очередь, где нужно отдавать немалые деньги за входной билет. Сразу за порогом предлагалось обилие такой же непомерно дорогой рекламной продукции, растиражированной в виде плакатов, бумажных пакетов, открыток, каталогов и прочего, на чем неизменно красовался портрет "творца".

В оживленных, многолюдных залах присутствовало несколько молодых людей, судя по характерному говорку, служащих в штате художника и профессионально занимающихся организационными и другими вопросами его бизнеса. Уже в начале пребывания на выставке до меня донеслись слова одной из таких сотрудниц.

Девушка отвечала на звонок мобильного телефона. Назвав имя живописца, она говорила, что только вчера разговаривала с ним, он подтвердил сумму в десять тысяч долларов. Не покидало ощущение, что находишься внутри четко работающего бизнес - механизма, внешне похожего на изысканный деловой центр. Это чувство не подавлялось даже звучанием приятной фоновой музыки.

Долго стояла у полотна с названием "Деньги всегда богатство". На нем изображена россыпь монет старинной чеканки, поблескивающая под водой. На все это падает человеческая тень, похоже, тень пирата. Все попытки мысленно совместить изображение с возможной морально привлекательной идеей остались безрезультатными.

Многие холсты из-за своей "неодушевленности" похожи на большие стандартные открытки. Вероятность использования таковых в процессе создания художником своих работ, как мне показалось, нельзя исключать. Особенно после того, как в одном из интервью он сказал, что в настоящее время работает над портретом очень известного политика, занятого сейчас своей предвыборной кампанией. Живописец не обременяет его необходимостью отвлекаться на позирование. Со слов мастера, отличная память позволяет ему писать портреты и без сеансов. Этим для меня отчасти объяснилось отсутствие души в живописи этого художника.

Любое произведение искусства не может быть простым фотографическим воспроизведением реальности. В нем должны отразиться характер портретируемого, мировоззрение творца, впечатления, наконец, субъективное отношение к изображаемой реальности - все то, что условно можно назвать душой конкретного произведения искусства. Этому способствует непосредственное наблюдение, общение с этой реальностью. Тем более, если ею является человек. Поэтому портрет считается наисложнейшим видом изобразительного искусства.

Во всяком случае, мне не известен художник, создававший когда-либо достойную портретную живопись по фотографическому или любому другому изображению, в том числе изображению, существующему в памяти живописца, какой бы отличной она у него ни была. Настоящий портрет это всегда работа с натуры. Пожалуй, не стоит продолжать писать о том, что вполне очевидно даже для учащегося художественного училища.

Вероятно, я слишком увлеклась анализом увиденных выставок и спешу подчеркнуть, что это отнюдь не критическая статья. Я совсем не хочу отнимать у профессиональных художественных критиков их хлеб. У меня здесь другая задача, лежащая даже не в искусствоведческой плоскости, а, скорее, где-то на пересечении общественной морали и личностной этики, а эти выставки лишь стали еще одним поводом поговорить на подобные темы.

Убеждена в том, что в глубинах такой творческой профессии, как художник вообще, а это музыкант, писатель, живописец, режиссер, актер, архитектор и т. д., формируются основные мысли эпохи и это накладывает на их представителей определенную ответственность. По большому счету художник - это Божья антенна, поэтому он должен думать, КАК создает, ЗАЧЕМ создает и ЧТО означает им созданное, ибо оно выражает не только его взгляды, но и философию времени, продолжая жить в "духовном поле" гораздо дольше своего создателя.

Понимаю, во время господства товарно-денежных отношений многое рассматривается с точки зрения экономической целесообразности. Согласна. Многое. Но ведь не все! Существуют вещи, такие как искусство, наука, религия, которые во все времена должны стоять над этим. Как известно, об искусстве мы говорим как о форме общественного сознания, о факторе познающем, осваивающем действительность, о явлении просветительском и воспитательном. Поэтому в широком смысле искусство не может быть товаром и превращаться в бизнес. Иначе подобное "искусство" теряет свои основные признаки и перестает быть таковым.

В силу этих своих качеств искусство особенно ответственно в такое время, когда появляется много явлений, которые трудно истолковать как признаки нового художественно-философского этапа в перспективах развития общества, а больше походят на его элементарную деградацию. Трудно назвать иначе творчество, когда, например, берется обычный предмет, не являющийся искусством, и утверждается, что теперь это искусство.

Подобное бессодержательное "искусство", не несущее в себе предыдущего опыта ни по форме, ни по содержанию, так или иначе, связано с появлением в жизни нашего времени своеобразных фонвизинских "недорослей", не желающих размышлять, развиваться, обучаться. "Зачем географию учить, - говорил у Фонвизина Митрофанушка, - если ямщик куда надо отвезет?". Главное завладеть деньгами, неважно каким способом, потом можно будет держать сколько угодно "ямщиков" - кредо современных "недорослей".

Есть связь у этих явлений в искусстве и с тем, что еще несколько десятилетий назад девочек почти поголовно родители отдавали в музыкальные школы, а теперь - в школы моделей. Не утверждается, что последние не имеют права на существование, но они не должны приоритетно затмевать других, более глубоких по своему духовно-воспитательному содержанию, устремлений. Папа, приведший на выставку в музей сына - достаточно редкое явление для наших дней.

Возвращаясь к выставкам, о которых шла речь выше, невольно задаешься некоторыми вопросами. Что почерпнет на них молодой формирующийся или просто не подготовленный к восприятию искусства ум? Какой вывод он сделает? К каким жизненным приоритетам его это подтолкнет? К тем, за которыми созидающее творчество, основанное на осмысленном труде по воплощению в жизнь важной мысли или малозатратное ремесло для получения незаслуженно высокой материальной отдачи?..

Когда в обществе ослабляется влияние выработанных веками духовных ценностей, когда оно бросается в процесс делания денег из воздуха, почти не создавая при этом ценностей даже материальных, не говоря уже о духовных, тогда оно неминуемо приходит к таким тяжелейшим кризисам перепотребления (отличать от кризисов перепроизводства!), в котором оказалось сейчас. Неужели и дальше оно будет двигаться вглубь обозначившегося тупика? Это же дорога в никуда!

А может, я просто пока не могу ничего разглядеть там, вдали, куда она ведет?..

Елена Григорян

09/2009


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"