Как-то в разговоре с ителлигентной творческой женщиной, пытающейся и карьеру делать, и двух малышей растить, и мужа не обделять вниманием, я услышала мысль о том, сколько же смогла бы в жизни сделать творческая личность, если бы не было необходимости постоянно отвлекаться на решение множества рутинных проблем и проблемочек, большинства из которых, кстати, могло бы вовсе и не быть в социально правильном обществе. Признаться, у меня самой нередко возникала подобная мысль, когда в очередной раз какая-нибудь банальная ситуация вынуждала меня потратить уйму времени, сил и средств на разрешение очередных жизненных неудобств, искусственно созданных несовершенством общественного уклада.
Мысль эта кажется логичной. Но, думается, только на первый взгляд. Если приподняться над конкретикой и частностями и вспомнить - "для того, чтобы волки были сыты, нужны овцы, а для того, чтобы овцы были целы, они должны хорошо бегать", то логика перестаёт казаться такой уж безупречной.
Тут также будет не лишним вспомнить не только мудрость о волках и овцах, но и серьёзного философа Ницше с некоторыми его мыслями, которые могут показаться негуманными и, даже, жестокими. Войны, бедствия и прочие масштабные несчастья он рассматривал, как мощные стимулы развития общества и личности. Когда у человека и в обществе всё ОК, то нет стимула для действий, направленных на устранение препятствий, на развитие и усовершенствование себя и окружающей реальности. Т.е., как ни горько это признать, но стимулы, связанные с выживанием: несчастья, проблемы, трудности - нужны для развития и совершенствования. Совершенствоваться, так или иначе, заставляет необходимость выживания. Вспомним, что стимулировало творческий ум к изобретению, например, стиральной машины или, скажем, бетономешалки, миксера, пылесоса и прочих вещей, которые, выполняя нетворческую часть работы, экономят человеку время и силы для более достойных его ума действий. Наличие необходимости.
Иными словами, если поместить человека с творческими потенциями в абсолютно идеальные условия, где у него не будет необходимости как-то напрягаться, что-то преодолевать в жизни, чтобы реализовать свои творческие потенции, то эти самые творческие потенции, как минимум, значительно угаснут, если не пропадут вовсе. Нет необходимости - нет стимула, побуждающего к действию. В идеальных условиях, в которые мы теоретически поместили творческую личность, нет необходимости что-то улучшать, к чему-то стремиться - ведь всё и так идеально! Зачем напрягаться физически и умственно? Тело и ум начинают в прямом и переносном смыслах заплывать жиром, и человек, а вместе с ним и общество, начинают деградировать.
Все эти рассуждения несколько поубавили у меня уверенности в, казалось бы, логичном утверждении о том, что творческая личность при отсутствии обыденных жизненно-бытовых препятствий смогла бы достичь вершин своих возможностей. Нет, наверное, всё же не смогла бы. Вероятно, появилось бы что-то ещё, что в отсутствие упомянутых препятствий всё равно будет тормозить достижение человеком своих творческих вершин. Ответ скрывается, скорее всего, где-то в глубинах психологии, а это уже тема исследований для психологов, социологов и других специалистов по вопросам "человек и общество". Я не хочу забирать их хлеб и не ставила здесь задачу детального исследования для утверждения или отрицания упомянутой мысли творческой женщины. Просто предлагаю подумать над этой мыслью, держа в голове народную мудрость о волках и овцах и о том, что нет ничего абсолютно плохого и абсолютно хорошего. Во всём плохом всегда есть доля хорошего. И наоборот.
Поэтому, наверное, не стоит чертыхаться по поводу причин вынужденной занятости не теми делами, которыми хотелось бы заниматься и, в которых, как кажется, много чего "натворил бы",.. если бы не... Это своеобразное самооправдание. Говорят же - если хочешь, ищешь возможности, если не хочешь - ищешь причины.