Грарк Алекс : другие произведения.

Окно времени

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Открытие, которое перевернёт мир...

  Однажды Тофик Байрамов задумался, сидя за паяльником дома в пустой квартире. Почему другие мужчины в его возрасте давно женаты, воспитывают детей, отдыхают семьей на даче или на море, разъезжают в красивых иномарках между большими городами. А у него всё получается как-то нескладно: однажды нечаянно женился на однокласснице, но вскоре брак развалился по нелепому обстоятельству - не понравился тёще, о чём и вспоминать-то не хочется. Бывшая жена Тофика давно живёт в Италии и, похоже, не жалеет о своей старой ошибке с замужеством. Положил Байрамов паяльник на стойку и в раздумье вынул огромный альбом старых фотографий, накопленных за долгие годы. Здесь были ещё фотки с детских лет Тофика, которые собирала покойная его мама. Что он хотел высмотреть в старом альбоме, Тофик и сам не знал, просто решил внимательно просмотреть своё прошлое.
  Целый час он потратил, в общем-то, на ненужное дело, вздыхая при просмотре некоторых фотографий, и хотел было спрятать альбом снова под стопку книг. И вот здесь-то у него мелькнуло в памяти одно из только что просмотренных фото, где не очень отчётливо было запечатлено совсем не ординарное лицо молодой женщины. Что-то оно Байрамову напомнило, что-то такое не до конца определённое, что стоило бы вспомнить подробнее. Найти вновь ту фотографию труда не составило и Тофик впился взглядом в несколько странное лицо, которое кого-то напоминало, но совершенно непонятно, кого именно. Это лицо красивой женщины он изучал ещё минут десять, прокручивая свою сорокалетнюю жизнь месяц за месяцем, год за годом, но ни имени, ни обстоятельств появления фотографии ему вспомнить на этот раз не удалось и, с большим сожалением, Байрамов альбом всё-таки прибрал на место. Тем не менее, долгое время лицо это иногда появлялось ему во сне и именно во сне, что было совершенно невероятно, Байрамов вспомнил всё-таки, кто был на этой фотографии.
  
  Ему было тогда всего двадцать пять лет, он только что счастливо женился, получил прекрасную должность в фирме своего босса Володина, с которым удачно свёл его давний друг детства Жуля Ломоносов. Фирма была большая, с генеральным директором, главным инженером, начальниками многочисленных отделов и несколькими корпусами современных цехов, выстроенных по современной технологии. В этот же год Байрамова назначили начальником одного из вновь возведённых цехов и по роду службы ему приходилось частенько наведываться в управленческий корпус и посещать совещания главного инженера. Там-то - в приёмной - он как раз и встретил женщину с фотографии. Её временно устроили в секретариат фирмы, где она быстро печатала с помощью компьютера, сохраняя невозмутимый вид. Народ же, попадающий в совмещённую приёмную директора и главного инженера, не мог отвести глаз с новенькой. Она была идеальной модельной внешности - и лицо, и ноги, и рост, прекрасно одевалась и ни на кого не обращала внимания. Последнее особенно работало в её пользу, некоторые мужчины Большой конторы, как здесь прозвали заводоуправление, по нескольку раз в день находили предлог, чтобы заглянуть в приёмную и поймать взгляд с прекрасного лица. Но обычно этого не происходило. Эмма была равнодушна ко всем мужчинам без исключения. Выполняла свои секретарские функции она безукоризненно, поэтому руководство фирмы подумывало сократить кого-то из старослужащих женщин, работавших здесь же, только чтобы осталась замечательно выполняющая свои обязанности Эмма, не страдающая лишними разговорами, не увиливавшая от дополнительной работы.
  Байрамов не был исключением из основной массы мужчин, кому приглянулась Эмма, но он трезво оценивал свои возможности и дополнительные вояжи в Большую контору из-за неё не совершал. Однако ему нравилось, что при Эмме в приёмной все сразу становились джентльменами, были изумительно вежливыми и втихаря, правда, редко, приносили ей кто шоколадку, кто букетик цветов.
  И было совершенно невероятно, когда Эмма сама пришла к нему в цех, расположенный вне территории завода. Она очень спокойно, без обычного стука зашла к нему в кабинет и прошла прямиком к ближайшему стулу у рабочего стола Байрамова. Он в это время разбирался с чертежами последнего прибора и был очень этим увлечён, поэтому, когда с ним поздоровались нежным знакомым голосом и он увидел почти рядом с собой изящно сидящую в норковой шубе Эмму, у Байрамова ослабели ноги. Он вскочил и торопливо попросил прощения за свою невнимательность.
  - Бросьте, Тофик! - несколько вяло произнесла Эмма. - Не обращайте на мой визит внимания, мне просто нужно было временно свалить из конторы, и я пришла к вам. Вы ближе всех расположены к моему рабочему месту и не настолько прилипчивы, как некоторые. С вами мне тихо и хорошо. Я не сильно помешала вам в работе? Вы так были увлечены!
  - Что вы? Какие пустяки! - ответил Байрамов и сел. Он не представлял, как себя вести в присутствии столь очаровательной дамы, которой место сейчас - на съемках какой-нибудь мелодрамы, а не в его рабочем кабинете.
  - Бросьте переживать, через несколько минут я уйду, не буду вам мешать, - сказала Эмма. - Вы вряд ли поверите, но я пришла сказать вам, что на днях выхожу замуж и уезжаю.
   Она как-то странно смотрела на Байрамова, что ещё больше приводило его в страшное смущение. Но он почувствовал, что её слова каким-то образом задевают его самого, его личную жизнь, но не мог сразу догадаться, как именно.
  - Можно я закурю? - несмело спросила Эмма и после его поспешного кивка вынула пачку "Kэмeл", закурила одну сигарету, затем быстро смяла её, неловко сунула обратно в пачку. - Извините... Так вот сложилась моя жизнь: замуж я выхожу за немца и уезжаю из страны. Больше вы меня не увидите...
  
  Байрамов теперь вспомнил всё отчетливо. В тот день он доработал до конца дня чисто автоматически; использовав какой-то предлог, заглянул в приёмную, но Эммы не было. И больше он её действительно никогда не встречал. Делиться своими мыслями Тофику было не с кем. Не с женой же? К тому же семейная жизнь у него в те дни уже подходила к концу. Он ушёл с головой в работу, и дни понеслись очень быстро. С его отношением, как трудоголика, к работе, жизнь бежала сложно, но удачно в творческом плане. Он защитил кандидатскую диссертацию, вошёл в ряды лучших программистов страны, получил какие-то награды. Кроме огромного удовлетворения своей работой, Тофик ничего не чувствовал. Даже дома он придумывал новые, не существующие ещё в мире схемы, опубликовал в специальных журналах научные статьи и даже имел почетный вызов в один из американских университетов, но не заинтересовался им.
  
  И в это утро, после удачного сна-воспоминания Байрамов понял, что он может предпринять. Ему срочно нужно было сначала получить кое-какую информацию. По пути в цех заглянул в приёмную Большой конторы и разговорился с Аллочкой Ефимовой, одной из тех, кто мог помнить старое лучше, чем он сам.
  - Эмма? Как же, помню! Ты хотел бы её найти? - стала расспрашивать любопытная Аллочка, возраст которой превышал Байрамовский, но от этого и любопытство было сильнее.
  - Ты, Алла, не совсем меня правильно поняла, - сказал ей Тофик. - Эмму я случайно увидел на старой групповой фотографии, и вначале не понял, кто же это мог быть среди наших? И только через несколько дней дошло - она же совсем немного в конторе проработала. Вот и решил поинтересоваться, что ты о ней слышала. Ведь из сегодняшнего состава фирмы вряд ли кто ещё её запомнил, как никак пятнадцать лет прошло.
  - Здесь ты прав, она у нас мельком задержалась, случайно. Мужики-то таких ярких баб, конечно, помнят, но старые кобели у нас уже повывелись, шеф фирму всё молодёжью усиливает. Поэтому из той породы никого не осталось. Ты у нас был всегда такой тихий и спокойный, к тому же умный, поэтому сохранился. А про Эмму я почти ничего не знаю, так, слухи одни. Несколько лет назад была делегация из Германии, один парень - моего, конечно, возраста - хорошо по-нашему трепался. И обмолвился об Эмме ненароком. Кофе я им заносила, он искоса на меня глянул и сказал шефу, что наша, мол, Эмма, которая здесь когда-то работала, давно с мужем развелась и переехала во Францию. Я там ещё какое-то время с ними была, но больше ничего про Эмму не услышала, а шеф к таким делам очень равнодушен был всегда и ничего спрашивать не стал. Но, знаешь, как-то я перебирала свои папки, порядок наводила, и где-то мне встретился номер телефона, может быть, той самой Эммы. Фамилия отсутствует, но имя редкое... Хочешь, поищу? - Аллочка не стала ждать ответа Тофика, залезла по пояс в рядом стоящий книжный шкаф и вытащила несколько стареньких папок, развязала тесемки одной из них. Пролистала бумаги и протянула одну из них Байрамову.
  Не веря в такую удачу, Тофик быстро записал номер, сказав:
  - Спасибо, Алла, с меня шоколадка! Вряд ли он мне пригодится, но всё равно спасибо!
  С тем он и ушёл из приёмной под пристальным взглядом Ефимовой.
  
  Тофик шёл в цех и спрашивал себя, что ему с этим номером делать? Проще всего было позвонить и расставить всё на свои места. Однако, Тофик никогда не делал дела просто. Ему всегда нужна была интрига в любом предприятии, оригинальное решение проблемы. Хотя проблемы особой здесь вроде бы и не было, но была одна техническая идея, которую Тофик давно уже замыслил воплотить в жизнь, да текущая работа мешала, её правильная организация тоже требовала времени. И теперь Байрамову захотелось быстро приступить к завершению задуманного. Теперь он охотно займётся воплощением идеи во внеурочное время, используя ресурсы цеховой лаборатории до работы, да, может быть, и после. Но требовался ещё дополнительный стимул. И Тофик решил позвонить по найденному для него номеру сразу после обеда, когда в западной Европе уже должно было проклюнуться утро.
  Байрамов родился в России, отец у него был исконно русским человеком, но не смог сохранить себя в опасной ситуации, когда они вместе с сослуживцами брали притон наркоманов. Мать Тофика, носившая в те дни сына ещё в животе, чуть не сошла с ума от горя, молила русского бога, чтобы оставил мужа в живых, но огнестрельные раны в итоге оказались смертельными. Тогда мать решила оставить сыну свою фамилию и дала имя, придуманное её народом. Тем не менее всё в Тофике Байрамове было русским: и голубые глаза, и прямой открытый взгляд, и чисто славянское лицо, и быстрота усвоения русской грамоты. У матери Тофик взял только её застенчивость, повышенную вежливость. Она умерла от воспаления лёгких, когда Тофик сдавал приёмные экзамены в институте. Он долго раздумывал, а стоит ли учиться в этом институте, оторвавшем его от матери как раз в те дни, когда она в нём особенно нуждалась. Достаточно было не послушаться её и не ездить на экзамены, но она настояла, сказала, что сама справится с болезнью. Оставшись один в пустой квартире, Тофик так и не смог устроить свой быт подобающим образом.
  И сейчас, когда жизнь заставила его быть более решительным, чтобы без проблем вести производственный цех, руководить большим коллективом, Байрамов мог позволить себе выкроить время и заняться своими личными вопросами. Ровно в полдень он набрал номер телефона, который дала Аллочка. Вначале никто не ответил, и он повторил звонок через четверть часа. На сей раз телефон ожил сразу:
  - Да! Это Россия? - раздался довольно знакомый голос. - Кто это?
  - Как ни странно, но это Тофик беспокоит! - он не готовил слова, посчитал, что нужно быть естественнее.
  - Тофик? Не может такого быть! Байрамов, это действительно вы? Столько лет! - голос у Эммы явно был радостным.
  - Да, Эмма, это, к сожалению, я! И надеюсь, что не помешал...
  - Ты никогда не можешь мне помешать, Тофик! - ласково воскликнула Эмма. - Очень рада твоему звонку, совсем недавно вспоминала тебя и мою короткую работёнку на вашем заводе. У тебя всё нормально? Извини, что я перешла на ты, всё-таки мы уже взрослые люди.
  - Более-менее нормально. А позвонил я, чтобы узнать, где ты сейчас, чем занимаешься? Как устроилась в жизни?
  - Раз ты меня нашёл, значит, знаешь, что жизнь немного не удалась. Сейчас я живу вблизи Парижа, у меня небольшой модельный бизнес. Но, если позовёшь, то могу вернуться в Россию! Шучу-шучу! Не обращай внимания...
  - Эмма! Я очень рад за тебя. И рад слышать твой голос! - больше ничего сказать он не успел, связь по непонятной причине прервалась.
  Больше Байрамов Эмме не звонил. Может, его звонки ей помешают, а он старался никогда людям не мешать в их жизни. Тофик достиг главного, того, что он хотел: он услышал Эмму, удостоверился, что у неё всё в порядке и начал работать над тем прибором, который грезился ему днём и ночью, изобретение которого могло повлиять на жизнь всех людей планеты. За несколько плодотворных дней ему удалось смонтировать небольшую приставку к своему рабочему компьютеру и разработать установочную программу к ней. Осталось соединить системный блок с приставкой. После этого Байрамов на какое-то время успокоился, решил ещё раз проверить расчёты и подождать с запуском программы. Он опасался, что допустил просчёт и программа не заработает, а ему хотелось, чтобы она обязательно заработала и вернула ему тот удивительный день пятнадцатилетней давности. Он желал иметь постоянную возможность хотя бы со стороны и из далёкого времени всматриваться в лица с живых открывшихся картин. Но главная картина прочно сидела в его голове, как оказалось, все эти годы и поджидала, пока он очнётся он долгого сна.
  
  Никто не скажет, отчего Тофик решился опробовать своё изобретение, придя с работы тёплым летним вечером в свой день рождения. По дороге домой он заехал купить бутылку шампанского и цветы. Он свой день рождения всегда так отмечал: один и с шампанским.
  За окном ярко светило клонящееся к закату солнце. Байрамов постоял немного перед окном в зале, подумал и накрыл для себя стол, главным украшением которого был установленный в середине большой букет из красных роз. Затем присел к компьютеру, включил его и попробовал - на удачу - новую программу. Она к его удивлению установилась нормально. Тогда Тофик ввел подготовленные данные: точное время далёкого зимнего дня и мировые координаты своего рабочего кабинета. И монитор отразил именно то событие, которое ему хотелось по крайней мере ещё раз в своей жизни увидеть.
  Чётким возникшее изображение назвать было нельзя, но Байрамов и не надеялся на это. Он считал любое событие из прошлого как бы проходящим через призму времени и, чем больше было до него лет, тем более размытым могло быть изображение. Но над этим эффектом можно ещё поработать, Тофик надеялся полностью его убрать и уже наметил технические приёмы, с помощью которых он добьётся полного успеха. Но и того, что он видел сейчас, ему было достаточно.
  Какой же он тогда был молодой! Сидит и внимательно смотрит на разложенные на рабочем столе синьки чертежей. Задумался не на шутку, да так, что не обратил внимание на открывшуюся дверь кабинета и вошедшую женщину в шубе. Она прошла к столу и села на свободный стул.
  - Добрый день, Тофик! - нежным голосом произнесла Эмма.
  Как интересно со стороны увидеть себя таким растерявшимся, словно ребёнок!
  - Простите, Эмма, я, видно, чересчур заработался...
  - Бросьте, Тофик! Не обращайте на мой визит внимания, мне просто нужно было временно свалить из конторы, и я пришла к вам. Вы ближе всех расположены к моему рабочему месту и не настолько прилипчивы, как некоторые...
  Разговор на мониторе продолжался, но Тофик его не слушал, он по-новому смотрел на чудесную женщину из своих очень давних снов и только теперь начал понимать, почему она пришла в этот зимний день именно к нему. Как за помощью...
  Люди часто не понимают, что их в жизни связывает. Не понимают, почему именно они встретились на перекрестке времён и что их потянуло друг к другу. Байрамов смотрел на остановленную картинку из давнего прошлого сухими глазами и теперь ясно представлял, чего он когда-то лишился. Затем прошёл в зал вскрыть шампанское. И здесь его застал звонок в прихожей. "Вот не вовремя-то!" - поморщился Байрамов, но пришлось идти открывать. Перед дверью он увидел красивую женщину. Вначале Байрамову показалось, что сон продолжается и он спросил совершенно невпопад:
  - Вы ко мне?
  - Я - к тебе! - просто сказала Эмма. - Считай, что я - твой подарок на день рождения! Так впустишь или мне твоих соседей на помощь звать?
  Остолбеневший Байрамов не мог поверить, что человек с экрана монитора появился у него в гостях! Он шагнул внутрь, пропуская Эмму в коридор.
  - Но как?... - начал было он. Однако Эмма не дала ему ничего сказать:
  - Никак! Знал бы ты, сколько лет я ждала твоего звонка! День рождения твой совпадает с моим, это я установила ещё в те давние времена. А узнать, где ты живешь, легче лёгкого, не забывай, что мне посчастливилось работать с тобой на одном предприятии. Один звонок и адрес твой был раскрыт. Как и мой телефон для тебя.
  Эмма нисколько не изменилась. Она относилась к тем женщинам, которые практически не старятся.
  - Почему молчишь, Тофик? - изменила Эмма тему. - Не ожидал меня увидеть?
  Она прошла в зал, посмотрела на розы.
  - Их ровно сорок одна! - не зная, что сказать, пробормотал Байрамов.
  Эмма продолжала спокойно рассматривать квартиру. Она зашла в раскрытый рабочий кабинет и на мониторе увидела остановившуюся картинку пятнадцатилетней давности. Эмма даже не удивилась, просто внимательно присмотрелась к изображению и сказала зашедшему за ней хозяину:
  - Как давно это было! И сильно ли я изменилась?
  - Ты не изменилась совсем, - осмелел Байрамов, - удивляюсь, как это вам - женщинам - удаётся!
  - Как это называется? - спросила Эмма, кивнув на монитор. Тофик включил воспроизведение:
  - С вами мне тихо и хорошо, - произнёс её голос с экрана. Тофик выключил компьютер и, повернувшись к гостье, ответил:
  - Это теперь называется "Окно времени". Оно перевернёт весь мир.
  - Положим, весь мир мне не интересен, - своим неподражаемым нежным голосом сказала Эмма. - Я бросила всё во Франции, а вещи мои появятся здесь через пару дней. Я не шучу и приехала к тебе совсем. Скажи что-нибудь!
  - Скорее всего, Эмма, ты не удивишься, - Тофик постарался, чтобы голос его не дрожал, - если признаюсь, что сегодня я получил на день рождения лучший подарок за всю мою сознательную жизнь! Думаю, для твоих вещей у меня места найдётся...

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"