Время неизменно движется вперёд. Вкусы людей меняются в зависимости от возраста, от того, что их окружает, от места учёбы или работы, от усвоенных знаний, от своего характера, от вкусов в конце концов. Некоторые практически не смотрят телевизор, заменив его компьютером (ноутбуком) либо смартфоном. Не понимаю, для кого снимают сериалы - по восемь серий, по шестнадцать... Потом продолжают снимать ещё восемь и т.д., хотя часть артистов уже не те, а сюжетная линия сменилась до неузнаваемости. Затраты на сериалы вряд ли могут окупиться.
Реально смотреть сериал можно только по подписке на всяких новых сайтах, да и то только неработающим пенсионерам и домохозяйкам в почтенном возрасте, а молодёжь давно даже фильмы продолжительностью час-полтора не смотрит. Не та сейчас молодёжь, которую заинтересует история страны, у неё компьютерные игры, матерщинные песни Шнурова...
Пользуясь свободным временем, решил пересмотреть некоторые фильмы давних лет. Там, где играют лучшие артисты Советского Союза и России. Буду давать свой комментарий на каждый фильм и понемногу добавлять в эту статью информацию о полученном удовольствии. Желающие могут присоединяться.
1.Для начала выбрал мелодраму 1979 г. "С любимыми не расставайтесь" о молодых супругах, пошедших испытание ревностью и расставанием. Здесь сыграла реальная актёрская пара. В ролях Ирина Алфёрова, Александр Абдулов, Леонид Куравлёв и ещё много известных актёров. Нужно сказать, что не всё с Абдуловым смотрелось, в 70-х, 90-х он был очень популярен и старался стать ещё популярнее. Поэтому снимался иной раз в трёх-четырёх фильмах за год, из которых некоторые были просто слабыми. Да и начало этого фильма когда-то мне не понравилось и не стал его досматривать. Ну как же, вначале почти четверть часа показывали, как суд рассматривает дела о разводе нескольких пар, никак не связанных с главными героями, только потом приезжает на мотороллере Абдулов (муж Митя) и присоединяется к ожидающей всё это время в приёмной Алфёровой (жена Катя Лаврова). Суд удовлетворил их просьбу о разводе. Такое вот начало. Показалось тягомотиной.
До этого Алфёрова снялась в 1978 г. в фильме "Д"Артаньян и три мушкетёра" по роману А. Дюма - в роли Констанции Бонасье. Для фильма выбрали жанр мюзикл. Именно несерьёзность жанра и, в какой-то мере, красота исполнительницы несколько, на мой взгляд, сдвинул мозги режиссёрам, и они считали актрису неспособной для серьёзных ролей. Хотя ещё в 1977 г. Алфёрова снялась в прекрасном сериале "Хождение по мукам" по одноимённому произведению А. Толстого, посвящённого сложным историческим событиям в России во времена Первой Мировой войны.
Бесконечная суета разведённого Мити в фильме - поездки на своём мотороллере, встречи с другими женщинами в попытках устроить свою новую жизнь - не очень впечатляет. Даже непонятно, любит он свою бывшую жену или нет. Да и Катя ведет свою пешую (без мотороллера) жизнь своеобразно. В позднем своём интервью Абдулов говорил, что только благодаря этому фильму он понял всю глубину таланта своей супруги. И мне понравилась игра Алфёровой. Она во всех сценах выглядела искренней, любящей женой вначале и стремящейся к воссоединению после развода. В финале фильма актрисе удалась потрясшая зрителей сцена со словами: "Я скучаю по тебе, Митя..." в больнице. Не хочу подробно рассказывать всё, советую посмотреть самим и оценить.
В семье Абдулова в те времена - во время съёмок фильма - уже возникали разногласия, и даже режиссёр позволил себе снять часть кадров скрытой камерой. Такая вот история...
2. Хотел напомнить о сериалах, выпущенных ещё в СССР. Их немного, а качественных, интересных для современной молодёжи ещё меньше. 'Место встречи изменить нельзя' - пятисерийный фильм с Владимиром Высоцким. Снят одним из лучших режиссёром СССР и России Говорухиным в 1979 году. В фильме снялось много известных актёров, можно рекомендовать любому зрителю. Не пожалеет - один Высоцкий чего стОит! 'Семнадцать мгновений весны' - снят режиссёром Лиозновой по одноименному роману Юлиана Семёнова, год выпуска 1973-й. Всенародно любимый сериал 'из жизни полковника Исаева'. Короче - про знаменитого Штирлица, сыгранного одним из лучших актёров СССР и России Вячеславом Тихоновым. Двенадцатисерийный, с напряжённым сюжетом о военной разведке в тылу фашисткой Германии. Молодёжи нужно посмотреть, ведь это о Великой Отечественной Войне, в которой погибли многие миллионы солдат и жителей нашей страны и других стран мира. В школе, к сожалению, не все хорошо учатся, тем более мало запоминают. Смешно и грустно смотреть в Инстаграме, как армянский блогер на улицах Москвы опрашивает молодых людей, а они не знают ответа на элементарные вопросы. Так, на вопрос, на какой реке расположен Ростов на Дону, молодая девушка рассмеялась и сообщила, что с географией у неё всегда было плохо, на вопрос какой страны не существует - Швеции или Швейцарии, она ответила, что это одна страна, просто так говорится. У другой спросил, кто придумал закон Ньютона, она не задумавшись отчеканила - Эйнштейн! Вот такая у нас молодёжь... 'Большая перемена' - четырёхсерийный телесериал 1973 года, самая любимая мелодрама 70-х. И сейчас здорово смотрится. О ней, может быть, и не надо напоминать, её и сейчас показывают. Но телик для молодых, как говорилось выше, не существует. А неплохо бы им 'Большую перемену' посмотреть и получить массу удовольствия, ведь там играют большие мастера киноэкрана. Телесериалы 'Тени исчезают в полдень' и 'Вечный зов' в 70-х были очень популярны, но нашей молодёжи сейчас будут неинтересны. Пятисериный фильм-размышление о гражданской войне 'Адъютант его превосходительства' прекрасен из-за игры актёров, среди которых Юрий Соломин, Вячеслав Стржельчик и др. Основанный на реальных событиях, фильм не только рассказывает о блестяще проведённых разведчиком Кольцовым операциях, но и раскрывает сложный внутренний мир героев, живших в противоречивое, трагическое время. Вышел в 1970 году. Режиссёр Евгений Ташков. Один из моих самых любимых фильмов 'Два капитана' по роману Каверина. На мой взгляд - лучшая постановка у режиссёра Карелова с актёрами Борисом Токаревым, Юрием Богатырёвым, Николаем Гриценко, Ириной Печерниковой. Шестисерийный. Вышел в 1976 году. Кажется, он пришёлся бы по нраву и нынешнему зрителю. Возможно, и кому-то из молодёжи. Упомяну одноименный односерийный фильм 1955 года режиссёра Венгерова с актёрами Михайловым, Лебедевым и др. Этот фильм мне пришлось увидеть в Доме Культуры в ранней молодости и именно тогда девиз 'Бороться и искать, найти и не сдаваться' запал мне в душу. Начал искать книгу, тогда с этим было неважно. Нашёл однажды в магазине, неспеша прочитал, понял, что можно бы раскрыть содержание глубже (в фильме - 98 минут просмотра, что это для такого большого романа?). И сегодня фильм с удовольствием пересматривают, хотя на телевидении он не частый гость. Десятисерийный фильм 'Рождённая революцией' 1974 года о работе советской милиции, главный герой списан с реального следователя. Пересматривать такие фильмы не захочется. 'Хождение по мукам' режиссёра Ордынского. Выпущен в 1977 году. Тринадцать серий, повествующих о жизни двух сестёр Булавиных и их возлюбленных в годы Первой мировой войны и Гражданской войны. Снят по роману Алексея Толстого. В ролях: Ирина Алфёрова, Светлана Пенкина, Юрий Соломин, Михаил Козаков, Георгий Бурков, Михаил Ножкин, Александр Лазарев, Сергей Никоненко, Николай Ерёменко мл., Перечисляю из-за того, что люблю этот фильм и хочу, чтобы желающие его посмотреть знали, что их ожидает. Из других сериалов СССР отмечу '12 стульев': вариант в двух частях Леонида Гайдая и четырёхсерийный - Марка Захарова, остросюжетный 'Противостояние', 'Долгая дорога в дюнах', 'Вариант 'Омега', 'Мёртвые души', 'Овод' по роману Войнич, 'Угрюм-река', 'Дни хирурга Мишкина' с Олегом Ефремовым. Эти фильмы привлекли внимание зрителей в своё время. Из российских сериалов отмечу только три. 'Мастер и Маргарита' режиссёра Владимира Бортко, вышедший в 2005 году. Хорошая экранизация романа Булгакова, чудесные актёры. 'Метод', 2015 год, несколько сезонов про маньяков. С лёгкой руки Цикало сериалы с маньяками заполонили наше телевидение. Крови показали столько! Думаю, что количество маньяков во всех этих сериалов уже перевалило всё население России. Поэтому не советую смотреть такое молодёжи, нетрудно и самому маньяком стать. Хотя дуэт Паулины Андреевой и Константина Хабенского впечатляет... Лучший и не только по моей оценке - двенадцатисерийный фильм режиссёра Валерия Тодоровского 'Оттепель' 2002 года с Михаилом Ефремовым, Евгением Цыгановым и др. Много прекрасных актёров.
3. Теперь напомню зрителям старого и среднего поколения очень хороший фильм - мелодраму 1978 года 'Расписание на послезавтра'. Дуэт Маргариты Тереховой и Олега Даля просто восхитителен. Чувствовалось, что актёры играют с удовольствием, будто сценарий написали именно для них. Сюжет: в специализированную физико-математическую школу приходит работать новая учительница литературы. С удивлением она замечает, сколь уважительно здесь относятся к ученикам - как к творческим личностям. Дальше нужно обязательно посмотреть самому, кто заинтересовался. В мелодраме снялись и другие известные мастера экрана, например, Александр Леньков, Валентин Никулин, Евгений Стеблов, Валентина Титова, Борис Новиков, Владимир Басов. В этом фильме впервые появилась на экране Ирина Метлицкая, которую сейчас мало кто помнит. Училась в десятом классе и среди артистов выглядела тогда гадким утёнком. 'Заболела' кинематографом, а позже расцвела неземной красотой. Яркая и талантливая, она играла в театре, снималась немного, успела всего в 24-х фильмах...
4. Продолжим о фильмах Советской эпохи позже. Хочу рассказать о российском фильме 'Без границ', выпущенном в 2015 году. Актёры - и 'великие', и средние, и молодые: Инна Чурикова, Олег Басилашвили, Грант Хотатян, Милош Бикович, Ровшана Куркова, Иван Янковский, Анна Чиповская... Всего полтора часа комедийной мелодрамы. Всё начинается в московском аэропорту, откуда главные герои отправляются захватывающие путешествия к живописным долинам Армении, утопающим в зелени улочкам Тбилиси и праздничным огням новогодней Москвы навстречу яркой и страстной , наивной и нелепой, трогательной и грустной, счастливой и безрассудной, которая не знает границ и условностей, возраста и национальностей. Сложные съёмки, сцены с разными героями перемежаются по времени, но всё в итоге 'устаканивается'. Мне понравилась игра всех актёров, хотя так не бывает. Замечательно сыграла слепую девушка Саёра Сафари. Не буду перечислять режиссёров, там их целых три, фильм снят дружной компанией на постсоветском пространстве. Для зрителей взрослой аудитории. Хорошие отзывы.
5. Один из любимых фильмов - 'Чайковский' (1970 год) режиссёра Игоря Таланкина. Блистательные Иннокентий Смоктуновский, Владислав Стржельчик, Евгений Леонов, Евгений Евстигнеев, Кирилл Лавров, Майя Плисецкая, Антонина Шуранова. В основе фильма - переписка Петра Ильича Чайковского с баронессой Фон Мекк, сыгравшей большую роль в его творчестве. Картина рассказывает о самых важных событиях, которые происходили в жизни великого композитора. Самое замечательное в фильме то, что зритель может насладиться музыкой Чайковского, она наполняет фильм. Не все аспекты жизни удалось перенести на экран, но общее понимание жизни видно и понятно. Смоктуновский потрясающ, Впечатление, что на экране сам композитор, застенчивый, поглощённый творчеством человек, раздираемый душевными порывами и противоречиями, которого вдохновение настигает в самые неожиданные моменты жизни. 'Чайковский' дважды был номинирован на 'Оскар'. В Сан-Себастьяне И. Смоктуновский получил приз за лучшую роль. Смотрел несколько раз. После 'Гамлета', где в 1964 году увидел Смоктуновского первый раз, это было такое же потрясение. Но здесь ещё была гениальная музыка гениального композитора. Нужно смотреть и слушать...
6. Мне захотелось вспомнить фильм Говорухина 'В стиле JAZZ' - 2010 год. Не знаю точно, насколько популярны фильмы Станислава Говорухина у сегодняшней молодёжи. Наверное, пятисерийный детектив 'Место встречи изменить нельзя' с Владимиром Высоцким в главной роли (1979 год) кое-кто и смотрел. Реплики персонажей в своё время пополнили словари крылатых выражений и афоризмов. А упомянутый выше фильм - 'В стиле JAZZ' - оказался одним из последних художественных у Говорухина. У самого известного советского режиссёра была трудная судьба. Родился в Березниках Пермского края, отца репрессировали, жили бедно. После школы работал геологом, окончил геологический факультет Казанского университета. С 1959 г. - редактор и ассистент режиссёра Казанской студии телевидения, где два года работал и оператором, и автором и ведущим. Затем окончил в Москве режиссёрский факультет ВГИКа и отправился в Одессу на киностудию художественных фильмов. Здесь он снял первый свой полноформатный фильм 'Вертикаль' (его за год просмотрели 30 миллионов зрителей). На Одесской киностудии у Станислава Говорухина получился особый период в работе, всего он участвовал в создании 18 фильмов (как актёр, сценарист и больше всего как режиссёр). Кроме 'Вертикали' можно отметить 'Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо', 'Пираты ХХ века', 'Место встречи изменить нельзя', 'В поисках капитана Гранта', 'Тайны мадам Вонг', 'Десять негритят', 'Асса' и др. С 1988 по 1993 г.г. Говорухин - режиссёр концерна 'Мосфильм'. Он был не только киноактёром, кинорежиссёром, сценаристом, кинопродюссером, но и знаковым политическим и общественным деятелем своего времени, даже баллотировался в президенты России в 2000 году. И любил рисовать, считал, что режиссёр это должен уметь для пользы своей профессии. Даже организовывали выставки его картин.
Почему рекомендую россиянам посмотреть фильм 'В стиле JAZZ'? Причём россиянам любого возраста начиная с 18 лет. Это комедия, история о непростых и в то же время забавных отношений между мужчиной и тремя женщинами. Герой - успешный молодой человек, обладающий редким мужским обаянием и, соответственно, способностью нравиться всем женщинам без исключения, независимо от их возраста и положения в обществе. В этой роли снялся поляк Михал Жебровский, прекрасное исполнение. Впервые отметилась игрой в художественном фильма 17 - летняя Аглая Шиловская. Её хочу особо отметить, много позже в разных телешоу она продемонстрировала своё певческое и актёрское дарование. Сожалею, что сейчас и А.Шиловская больше втягивается в проекты с длинными сериалами.
7. В 1964 году советский режиссёр Григорий Козинцев снял фильм 'Гамлет'. Вчера увидел пост о нём в Фейсбуке. Не смог разобраться, кто именно поместил материал, но будет интересно знать, какие страсти происходили при организации съёмок: 'С одной стороны, принято считать фильм каноническим. Мол, вот он Шекспир, как он есть. Действительно, зритель будто на машине времени переносится в средневековье и погружается в интриги и быт королевского двора. И чёрно-белая картинка (а не цветная, как требовала министр культуры СССР Фурцева) сыграла в этом не последнюю роль. Фильм можно назвать апофеозом и живой иллюстрацией системы Станиславского, где каждый эпизод наполнен жизнью и правдой. Толпы простолюдинов, солдат, стражников, вельмож. Огромный замок, массивная дубовая мебель, уходящие вверх своды, мрачные пустынные просторы королевства, бушующее море, затянутое облаками небо... Рискованным ходом режиссёра было представить длинные и значимые тексты Гамлета как его мысли. Лицо неподвижно, мы смотрим в глаза артисту, используется долгий крупный план, а зритель слышит текст. В том числе знаменитый монолог 'Быть или не быть'. Но действительно в этой экранизации великого Шекспира не к чему придраться, Фильм совершенен'. Роли играли лучшие советские актёры (Иннокентий Смоктуновский. Михаил Названов, Эльза Радзиня, Игорь Дмитриев, Юрий Толубеев, Анастасия Вертинская...), музыка лучшего композитора современности Дмитрия Шостаковича. В 1964 году фильм был признан лучшим отечественным фильмом, а Смоктуновский - лучшим актёром года.
Пост мне очень понравился, в нём значительно больше описания, чем приведено здесь. Не удержался и в своём комментарии отметил, как мне пришлось пережить может быть самый главный период своей жизни: '...Помню тот год, осень 1064-го, учусь на четвертом курсе техникума, с сокурсниками - нас четверо пацанов - занимаемся на перемене всякой ерундой. Вдруг девчонка с соседней парты, стоя против меня, протягивает руку и говорит подружкам: - 'Вот он на Гамлета похож из наших!' Её удивлённо слушают товарки, качают неуверенно головой.
- Слушай, - обращается она ко мне. Ты не ходил в кинотеатр на 'Гамлета'?
- Нет, - отвечаю, а что, фильм интересный?
- Ребята, сходите обязательно, это отпад!
Конечно, мы пошли в кинотеатр после такой рекомендации. Хотя не планировали, интересовались тогда детективами, зарождавшейся фантастикой. Шекспир у нас не был на слуху. С тех пор прошло больше шестидесяти лет, но помню тогдашнего Иннокентия Смоктуновского, те шикарные сцены из фильма, действительно был отпад! Никак на Гамлета похож я, конечно, не был, только если ушами, но монолог 'Быть или не быть' в том переводе Пастернака запомнил до сих пор. И перечитал у Шекспира довольно много вещей, Смоктуновский - великий был актёр! И Гамлета потрясающе сыграл, а много позже - Чайковского. И в других ролях был хорош'.
Наверное, нашей современной молодёжи 'Гамлет' будет не по зубам, Шекспир сегодня в России тоже не популярен. Но рекомендовать к просмотру могу. Хотя бы из-за монолога 'Быть или не быть', причём именно в исполнении моего любимого Смоктуновского.
Кстати, наш фильм 'Гамлет' тогда получил много премий и номинаций...