Посторонний, или Взгляд извне
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: - А бритва Оккама? Собеседник немного помолчал. - На вашей планете существует определённый класс явлений, - наконец произнёс он, не отводя взгляд от пола, - которые слабо укладываются в модель мира, как будто рисуемую принципом экономии допущений или "бритвой Оккама"...
|
- Ты не мог бы отнести за меня эту бумагу нашему руководству? Мне немного неудобно.
- Тебе? - не сразу поверил я. Конечно, после инцидента в прошлую пятницу, когда в Олеге некстати проявился свойственный ему максимализм и он чуть было не принялся обучать руководителя отдела его же собственной работе, отношения между тем и Олегом оставались несколько натянутыми. Однако не так уж долго и длился тот словообмен; Олег, как и подобает более умному, вышел из него первым предельно дипломатичным образом.
Он вообще всегда быстро усваивал правила игры.
- Что там?
Олег прятал глаза. Я заглянул в бумагу.
- Вау.
Я присвистнул.
- Уходишь? С концами? Вот странно: вроде бы, столько лет, сколько я тебя знаю, мне всегда казалось, что поиск лучшего от хорошего не является твоей мировоззренческой позицией. Или тебе посулили место с окладом в пятьсот евродолларов за неделю?
Олег промолчал.
Я попытался всмотреться ему в глаза, что было довольно непросто; те, по идее долженствующие быть зеркалом души, в случае Олега обычно отражали лишь то, что он хотел показать. Притом Олег не был лицемером или двуличным человеком - так, по крайней мере, мне по опыту общения с ним казалось - и взглядом своим обычно старался транслировать правду.
Сейчас глаза Олега выражали смущение.
- Романтическая история? - попытался угадать я. - Не теряйся, это со всяким может случиться. Вот, помню, познакомился я в Интернете с одной очаровательной преподавательницей хореографии и английского, а потом она узнала, что мне двадцать лет и что я бородат.
- Двадцать? - кажется, Олег немного засомневался в моём психическом здоровье.
- Тогда было, - уточнил я. - Приблизительно. И вообще, сетевой фольклор в наши дни надо знать.
Олег смущённо повертел меж пальцами авторучку, с которой и с листком бумаги подошёл к моему столу.
- Нет. - Он как будто пришёл внутри себя к какому-то выводу. - Дело не в романтике. Понимаешь, я немного опасаюсь, что на меня могут... - он замялся, как будто выискивая наиболее подходящий оборот, - ...наехать.
- Ого. - Я невольно принизил голос. Хотя подслушивать нас было некому; стояли последние часы последнего рабочего дня и большинство сотрудников под разными благовидными предлогами разбрелись по своим хазам. - Ты перешёл дорогу кому-то из крутых? Или группировке какой? Ну-ка, давай, рассказывай.
Я расположился в кресле поудобней, всем своим видом демонстрируя, что не выпущу Олега до тех пор, пока не узнаю от него всю правду.
Не то чтобы я всерьёз полагался на свою способность прикрыть его от любых бед - если на него объявили охоту ребята Стреляного или там Грабовского, то максимум, что можно сделать, это оттянуть несколько миг расправы. Но, с другой стороны, попытка ведь - не пытка, верно?
Да и не верил я, что тихий Олег способен ввязаться в этакое.
- Ещё не перешёл, - голос его также понизился, - но опасаюсь, что само моё присутствие здесь может быть воспринято кем-то как переход дороги.
- Так, - кивнул я. - Поэтому ты собираешься оставить работу? Город, наверное, тоже покинешь?
- Если бы только город. - Олег чуть поморщился. - Уровень опасности столь высок, что мне, скорее всего, придётся покинуть не только город или даже страну.
Я непонимающе моргнул.
- Видишь ли, - Олег, кажется, смутился ещё сильней, - я тебе ни разу не говорил за пять лет нашего знакомства, просто как-то не приходилось к слову... Понимаешь, я инопланетный пришелец.
Произнеся последние слова, он уронил взгляд. Я же смог лишь растерянно повертеть в руках листок бумаги, который он протянул мне в начале нашего диалога.
В принципе, чего-то подобного ожидать стоило.
Познакомиться с Олегом мне довелось в далёком декабре две тысячи седьмого года, когда тот в совершенно бедственном положении бродил по заснеженной Москве, никого не узнавая и не помня точно даже месторасположение собственного жилища. Установить каковое так толком и не удалось, несмотря на все изыскания работников паспортных бюро. Редчайший случай, полная необратимая амнезия - человек без прошлого, без памяти, без биографии.
Если б со мной произошло подобное, я бы сошёл с ума и начал считать себя инопланетянином или эльфом гораздо раньше.
А Олег, по крайней мере, пять лет продержался.
Стойкий характер.
- Ты кому-нибудь об этом говорил?
- Нет, конечно. - Олег энергично помотал головой. - Во-первых, инструкция. Контактами должны заниматься специалисты, а так вообще - контакт есть дело чрезвычайно опасное. Это понемногу начинают понимать уже не только ваши голливудские сценаристы и фантасты, но даже изначально миролюбивые философы с учёными. Наведи как-нибудь в Интернете справки по словосочетаниям "звездолёты-берсеркеры" и "SETI-атака". Во-вторых, кто бы мне поверил?
- Действительно, кто? - философски произнёс я, нажимая кнопку на боку электрического кипятильника.
От откровений Олега мне захотелось пить.
- Сдаётся мне, что и ты мне не веришь, - вздохнул Олег.
- Ну, почему, - вяло воспротестовал я. - С точки зрения когнитивного релятивизма каждый из нас по-своему прав. Поскольку используемая индивидуумом система понятий является частью объективных конструкций его мозга, то...
Олег снова вздохнул и молча посмотрел на меня.
Я осёкся.
- Убери это, - выдавил я несколько мгновений спустя.
- Как хочешь, - пожал плечами Олег. Третий глаз на его лбу постепенно рассосался столь же загадочным образом, как и возник. - Обычная телесная трансформация, не из самых сложных. Мы давно проложили каналы управления от сознания к чуть ли не каждой клеточке организма.
- Как йоги, которые сушат на себе полотенца, что ли? Развивая волю и уровень осознания? Форма есть функция ума?
- Да нет, никакой мистики, обычная технология. Киборгизация, так сказать. Хотя, может быть, путём тренировки сознания и можно достичь чего-то подобного, - Олег вновь пожал плечами, - насчёт вашего сознания я вообще с некоторых пор ничего не знаю.
- С некоторых пор? - Я приподнял бровь.
У Олега был жалкий вид.
- Долгая история.
- Тебе придётся мне её рассказать. - Я потрогал бок зашумевшего пластикового кипятильника, пытаясь определить на ощупь, достаточно ли разогрелась в нём вода и нельзя ли выключить его раньше полного закипания. - Равно как и про тех, кто тебе угрожает. Твои загадочные друзья по звёздным просторам? Или местные люди в чёрном вышли на твой след, найдя в секретном укрытии твою летающую тарелочку?
- Нет, - покачал головой Олег. - Наша цивилизация доселе была известна нам как единственная разумная во Вселенной и мы не воюем между собой. Второе же вряд ли смогло бы составить для меня проблему.
- Тогда в чём дело?
Олег посмотрел на меня.
- Скажи, - говорил он негромко, а чайник шумел уже в полную мощь, так что мне пришлось прислушаться изо всех сил, - ты хорошо разбираешься в религиоведении?
Вопрос меня потряс.
- Ну, - осторожно произнёс я, ткнув пальцем в кнопку выключения чайника и пытаясь собраться с мыслями, - я знаю, что существуют разные религии. Индуизм, буддизм, мунизм. Христианство, ислам. Знаю, что они делятся на традиционные и на нетрадиционные, вторые часто удостаиваются титула сект или в нейтральной формулировке - новых религиозных движений. Знаю также, что существует разделение на религии Откровения и на религии чего-то ещё.
Втайне я был горд, что знаю о религиях столько разного.
- Да уж. - Олег чуть усмехнулся. - Впрочем, это неважно. Любой землянин уже в силу одного своего происхождения неизмеримо компетентней в области религиоведения, чем любой житель нашей планеты.
Гордость моя была задета.
- По-твоему, я... - Тут я завис и до меня кое-что дошло. - Подожди. Ты хочешь сказать, что на твоей планете нет религий?
- Увы. - Олег печально улыбнулся. - Больше того. Не существует мистики, гаданий, веры в значимость совпадений и в вещие сны. Не существует собственно и самих сновидений в вашем понимании, хотя до усовершенствования наших организмов мы нуждались периодически в отдыхе для мозга и впадали на некоторое время в слабый галлюциноз, но галлюцинации при этом были существенно хаотичней, не складывались в абсурдно-странные системы и так или иначе объяснялись логически. Не существует и никогда не существовало богатой палитры психических заболеваний со странной симптоматикой. Кроме того, у нас нет и никогда не было философских теорий о дуализме духа и материи, хотя теоретизирования в духе платоновской "пещеры" имели место, но относились скорее к вопросу об ограниченности наших познавательных сил, чем к идеализму в вашем понимании.
- Скучно живёте.
Ложка моя зависла над сахарницей, решая, зачерпнуть третью порцию сахара или ограничиться двумя.
- Как получается. - Олег с силой потёр ладонями лицо, словно борясь с сонливостью.
- Ты это к чему клонишь? - всё же решил уточнить я, берясь за ручку кипятильника. - К тому, что земляне сумасшедшие, раз у нас есть всё перечисленное? Или к тому, что просветлённые?
- А ты как думаешь? - Олег подавил зевок. Похоже, он настолько вжился в роль землянина и в свою земную оболочку, что его действительно клонило в сон.
Почему-то он с лёгким опасением покосился в сторону двери.
- Ну, - начал я с умным видом, направляя тонкую струйку кипятка себе в кружку, - тут мы имеем довольно банальную завязку сатирического сюжета, маскирующегося под фантастический. Пришелец из мира, где не существует религий, прибывает на Землю и рассматривает под смешным углом всё это мракобесие, взирая на него словно на пляски дикарей. Таков первый вариант, особенно характерный для атеистически настроенных авторов. С другой стороны, прибывший с далёкой звезды инопланетянин вполне может внезапно увлечься религиозным феноменом или даже сам стать адептом какой-нибудь из религий, предприняв в связи с этим шаги высокой или низкой степени рациональности. Таков второй, значительно реже используемый вариант, встречающийся обычно в том случае, если автор - верующий или желает специфическим образом сыронизировать.
Олег, прищурившись, взглянул на меня.
- А как насчёт третьей позиции? Позиции честного исследователя? Тем более, что именно лицо внешнего происхождения, имеющее сформированный разум и при этом доселе не слышавшее ничего о религиях, имеет шансы быть наиболее объективным в этом вопросе. В то время как практически любой землянин - и в этом очередная ваша психологическая странность - занимает в глубине себя изначально либо позицию радикального атеизма, либо позицию религиозной веры.
- Ну почему, - не согласился я. - Существует ещё позиция радикального пофигизма.
- Это, как и агностицизм, на практике эквивалентно атеизму. Более или менее сформированная поведенческая схема вкупе с нежеланием менять её.
Я лишь хмыкнул. Речи Олега всё больше и больше начинали напоминать вступительную часть какой-то религиозной проповеди. "Задумайтесь о своей жизни, каждый человек должен однажды решить для себя самый главный вопрос, второго шанса не будет".
Вдруг мне пришла в голову одна мысль.
- А как на вашей планете обстояло с развитием живых организмов и с аргументами в отношении эволюции и креационизма? Религий у вас нет и не было, следовательно, второе никогда всерьёз в качестве гипотезы не рассматривалось. Получается, ваши живые формы имеют чётко прослеженную историю эволюционного возникновения?
Это, как мне представлялось, могло бы расставить как минимум часть точек над "ё".
- Имеют, - нахмурился пришелец. По лицу его тут же пробежала лёгкая тень неуверенности. - Вроде бы...
- Вроде бы?
Олег виновато улыбнулся.
- Видишь ли, - смущённо кашлянул он, - я и сам точно не помню.
По словам Олега, около пяти лет назад он прибыл в Солнечную Систему на относительно небольших размеров космическом корабле, к слову говоря, внешне не имеющем ничего общего с летающей тарелкой, - ему, как существу, имеющему полный доступ к управлению своим организмом, не особо требовались системы жизнеобеспечения на борту. Сам же корабль, хотя и был оснащён двигателями, позволяющими маневрировать в пределах звёздной системы, большую часть своего разгона для межзвёздного путешествия приобрёл за счёт внешних сил - грубо говоря, им выстрелили, словно ядром из пушки.
Разгон, впрочем, был не столь уж и большим.
Что стоит существу, полностью владеющему своим организмом и способному при необходимости и наличии ресурсов даже изменить его химическую природу, выдержать гигантские перегрузки при старте и затем погрузиться в анабиоз на сколь угодно длительное количество лет?
Олег был разведчиком. Или, если угодно, исследователем. Особо авторитетного ранга у него не было - скорее его можно было сравнить с юными искателями приключений из описанной у Стругацких группы Свободного Поиска.
Использовав слабые двигатели корабля и мощную гравитацию некоторых тел Солнечной Системы, чтобы нейтрализовать разгон, Олег направился к Земле.
Очень уж его наш радиофон заинтересовал.
Естественно, следуя инструкциям, предписывавшим тщательную осторожность перед первой встречей с иной цивилизацией, он, как и полагалось, разделил себя, подобно ящерице, отбрасывающей хвост.
На околоземной орбите осталась вращаться существенная часть его плоти и его памяти. Содержащая в себе как значительную долю информации о родной цивилизации Олега, включая столь компрометирующие данные, сколь местонахождение её звёздной системы или точный уровень научного развития, так и значительную долю воспоминаний о личной жизни Олега.
Если Олег вернётся с Земли, то оставленный им кусок его плоти и его памяти узнает хозяина, после чего - предварительно убедившись, что хозяин не загипнотизирован, не находится под наблюдением и действует по собственной воле, - радостно сольётся с Олегом, возвращая ему его воспоминания.
Если Олег не вернётся - или будет при возвращении находиться под чьим-то контролем - оставленный им на орбите кусок его плоти, несущий в себе едва ли не большую часть личности Олега в спящем режиме, просто уйдёт в глубины космоса за пределы действия всех следящих систем и попытается отправиться обратно к родной звезде.
То же самое произойдёт, если оставленную на орбите "базовую" часть личности попытается кто-либо захватить.
В случае невозможности отступления произойдёт самоуничтожение объекта.
Никто не получит сокровенные сведения.
Что произошло при вхождении Олега, тогда, естественно, не носившего это имя и ничуть внешне не напоминавшего человека, в земную атмосферу?
Тут Олег затруднялся что-либо объяснить.
У меня складывалось впечатление, что ему не хватает терминов или что он просто забыл необходимые в связи со своим отрывом от базовой части памяти. То, что произошло, показалось Олегу сначала похожим на "шмякание магнитным полем" - но тут же, смутившись, он забормотал, что не в магнитных полях тут дело, что такую чепуху он бы заранее предвидел, после чего понёс сущую околесицу об искажениях двенадцатимерного пространственно-временного континуума и топологических многообразиях Калаби-Яу.
Как бы там ни было, при вхождении в земную атмосферу Олега что-то "шмякнуло".
Причём "шмякнуло" столь сильно, что какое-то время он не мог восстановить часть своих трансформационных возможностей и даже утерял тонкий канал теоретически неперехватываемой связи с базовой памятью на орбите - из которой всё-таки иногда можно было бы запрашивать хотя бы самые элементарные сведения.
Беспомощным он оказался.
Через некоторое время, относительно очухавшись и решив разобраться с каналом связи позже, приблизил свой химизм и форму организма к человеческой.
Притворившись землянином-амнестиком, поскольку на том этапе он ещё слишком слабо знал человеческую цивилизацию, чтобы вдаваться в аферы с документами и создавать себе искусственную биографию с нуля.
Ещё через какое-то время я его встретил на улицах Москвы.
- Остроумно, - заметил я, делая глоток уже из третьей по счёту кружки чая. - То есть ты сам теперь толком ничего не знаешь о своей родине и своей цивилизации. Поздравляю.
Хорошо всё-таки, что сейчас у нашей фирмы мёртвый сезон и работы практически нет.
Ничто не мешает обсуждать с коллегой дела инопланетные.
- Почему? - Олег, кажется, даже немного обиделся. - Знаю. Причём даже не меньше, чем среднестатистический землянин о земном обществе. Ведь далеко не каждый из вас знает, как действует электричество, каким конкретно способом изготавливается порох, как мелировать бумагу, как осуществляется защита демократических выборов от фальсификации, по какому принципу работает двухпалатный парламент - и так далее. Просто у нас считается нормальным иметь несколько более полные и точные сведения о своей цивилизации - и вот как раз этих-то полных и точных сведений я сейчас временно лишён.
- В интересах конспирации, - саркастически вставил я.
- В интересах. - Олег безропотно склонил голову.
- Что ж, перефразируя Оруэлла, ты отлично знаешь, "ЗАЧЕМ". Знаешь даже "ЧТО". Ты только не знаешь, "КАК".
- Конкретика огнеопасна.
- Стирать рецепт изготовления пороха из памяти миссионера перед засылкой в Африку - чтобы тот помнил о его существовании и мог в случае чего припугнуть дикарей мощью оружия белых, но не мог даже нечаянно научить дикарей создавать это оружие, - мысль недюжинная и уж точно оригинальная.
- Если бы только порох, - поморщился Олег. - Ещё и местонахождение Евразии, секреты анатомии белого человека и его генеалогическое древо.
Ему явно была неприятна эта тема.
- Что же тебя смущает в наших дикарских поверьях и ритуалах, о многомудрый вестник иных миров? - вопросил я. - Смущает то, что взрослые люди могут вполне серьёзно верить в наличие незримого сверхсущества?
Олег снова поморщился.
- Гипотеза существования богов сама по себе вполне логична. Мысленно начертив шкалу, низшее положение на которой условно занимает амёба, а высшее - ты сам, логично с точки зрения теории вероятности предположить, что тебе известна не вся шкала и что существуют более высокие её отрезки.
- Логично?
Я даже на миг задержал кружку чая у губ.
- Логично, - подтвердил Олег. - Что нелогично - с учётом известного нам эгоизма и изоляционизма всех биологических видов - так это полагать, что гипотетическим богам может быть существенное дело до менее развитых созданий.
Я задумчиво поболтал в чае ложечкой.
- Тоже логично. Религии, утверждающие иное, должны были исчезнуть ввиду отсутствия человеческого интереса к ним.
- Не менее логично, - заметил Олег, - что из всего числа возможных существующих богов запомниться человечеству могли лишь проявляющие к нему какой-либо интерес. О реально существующих богах мы говорим или о посвящённых им религиях - расстановка не меняется.
- А бритва Оккама?
Олег немного помолчал.
- На вашей планете существует определённый класс явлений, - наконец произнёс он, не отводя взгляд от пола, - которые слабо укладываются в модель мира, как будто рисуемую принципом экономии допущений или "бритвой Оккама".
- Например?
- Частично я перечислил их выше, говоря об отличиях нашей культуры от вашей. Существование религий или мистицизма. Существование некоторых странных и слабо объяснимых психических заболеваний. Существование - или вера в существование - странных феноменов вроде НЛО, полтергейстов или упомянутой выше мистики.
Я чуть прищурился.
- То есть, ты хочешь сказать, НЛО...
Под полным безграничной иронии взглядом Олега я осёкся.
- Нет. - Инопланетянин медленно покачал головой. - Это совершенно определённо не мы. Также весьма маловероятно, что под видом НЛО выступает некая третья галактическая раса. Проанализировав и обобщив весь ворох накопленной вами информации и фальсификаций относительно НЛО, я пришёл к выводу, что едва ли способен представить себе ведущую себя подобным образом разумную цивилизацию. Ввиду сходства поведения НЛО с особенностями поведения сумеречных частей человеческой психики и описанных в фольклоре обитателей потусторонних краёв более резонно предполагать, что НЛО - специфически земной феномен.
- Что же это тогда? - пожелал знать я. - Осколки древней цивилизации атлантов? Тайная цивилизация дельфинов на океаническом дне? Нацисты, доэкспериментировавшиеся с антигравитацией и улетевшие от советских танков в центр Земли?
Олег чуть качнул головой из стороны в сторону.
- Не знаю.
Прежде чем я успел произнести хоть что-то саркастическое или язвительное, он добавил:
- Разбирать феномен НЛО в отрыве от иных специфических земных феноменов не имеет смысла. Именно этим страдает большинство ваших аномалистических или тайноведческих исследований - вы пытаетесь рассматривать по отдельности разные части единой проблемы, не замечая явного сродства между ними. При том, что зафиксированные землянами встречи с НЛО, существование религий, вера в магию и возможное её действие, человеческие сновидения, странные психические симптомы - всё перечисленное явно имеет один корень.
- Стоит ли смешивать всё в одном стакане?
Держа кружку с чаем, я нахмурился.
- Существование религий, к примеру, вроде бы косвенно объяснил ещё Докинз. Или не Докинз? - я точно не помню, кто. Сводится всё по большому счёту к иерархическому инстинкту. Предводитель иерархии, доминант, выдумывает несуществующего супердоминанта, который бы незримо контролировал племя во время отсутствия доминанта, или что-то вроде того.
- Ты сам-то в это веришь? - Олег усмехнулся одними губами. - Всё-таки мне трудно объяснить тебе, насколько странной выглядит ваша культура для нашей. Ваш иррационализм - или нечто, лишь выглядящее со стороны иррационализмом? - является частью вашей плоти и крови. Вам кажется естественным, что первобытный человек мог предположить за рокотом грозы существование бога грома, в то время как для существа рационального - и дело тут не в уровне знаний! - сам логический маршрут такого рассуждения представляется совершенно непонятным.
- Разве ваше общество не проходило в своём развитии этапы веры в различные заблуждения? - пожелал знать я. - Мне казалось, что это вполне естественно для развивающейся цивилизации.
- Проходило, - склонил голову Олег. - Но не столь сложные.
- То есть?
- Например, нам также было свойственно заблуждаться по вопросам вращения небесных тел, - терпеливо, словно ребёнку, объяснил Олег. - Нам также было свойственно выдвигать ошибочные гипотезы относительно свойств материи и предполагать простое в сложном. Существование же ваших мистических концепций демонстрирует склонность вашего разума предполагать сложнейшее в простом.
Олег описал рукой пируэт в воздухе.
- А вера в магию? Невероятно систематичная, детально разработанная, со множеством ритуалов и методов?
- Концепции, выдумываемые сумасшедшими, обычно тоже весьма детальны и систематичны.
- Верно, - кивнул Олег. - Правда, само по себе это не даёт полного объяснения ситуации, а лишь переводит стрелки в сторону изучения загадок вашей психики. Почему психика человека так склонна рождать фантазмы? При изучении пласта феноменов вашей цивилизации у исследователя возникает соблазн счесть большую часть этих феноменов чисто психическими, существующими лишь в воображении и восприятии, но тогда он становится неумолимо вынужден прийти к выводу о психическом заболевании большей части человеческой расы.
Он поджал губы.
- Вместе с тем альтернативный вариант трактовки косвенно наблюдаемых на Земле феноменов - например, допущение, что так называемая магия обладает реальной силой воздействия, - порождает целый ряд вопросов не меньшей силы. Почему данное явление ускользает от глаз планетарной научной ортодоксии?
- Им лень возиться с гипотезами? - шутя предположил я.
- Это так же странно, как если бы кому-то удалось утаить существование гравитации.
Помолчав, Олег добавил:
- Наблюдаемые или якобы наблюдаемые землянами явления рисуют нам две полярно противоположные картины мира. В рамках первой картины мира присутствуют паранормальные явления и некая упорядочивающая их сила, следящая за тем, чтобы ни одно паранормальное явление не попало в ракурс достаточно плотного рассмотрения достаточно большого количества представителей научной ортодоксии. В рамках второй картины мира паранормальных явлений не существует, но большая часть человечества страдает галлюцинозом, навязчивыми идеями и бредообразно-сумеречными состояниями сознания. Причём данные феномены человеческой психики сами по себе ненамного более объяснимы, чем упомянутые выше паранормальные явления.
Он кашлянул:
- Взять хотя бы странный механизм вашего разума, рождающий так называемые сновидения.
- Ради небес, они-то тут при чём?
- Неясно, почему хаотично рождаемые мозгом во время отдыха импульсы впоследствии стремятся через сам же мозг обрести сложную и упорядоченную интерпретацию - причём упорядоченную лишь частично, что рождает впоследствии ощущение абсурда. Неясно происхождение заболеваний, при которых у человека в голове может поселиться голос, убеждающий его в необходимости совершения тех или иных поступков, зачастую противоречащих собственным интересам человека - причём противоречащих на всех уровнях, от ближней до дальней перспективы, так что не всегда это Тайлер Дёрден. Получается, если следовать классическим трактовкам земной психиатрии, что часть мозга человека самоорганизуется и начинает действовать против него самого, хотя, казалось бы, её интересы должны совпадать с интересами носителя?
- Почему бы и нет? - пожал я плечами.
Олег смотрел в стену.
- Не будучи, в отличие от землян, связан авторитетом вашей академической науки, - без всякого выражения произнёс он, - я бы предположил, что более убедительным объяснением существования такого рода симптомов является мистическая демонология, чем научная психиатрия.
- Существование невидимого паразита? - Я хмыкнул. - Ну а паразиту-то зачем склонять носителя к вредящим ему действиям?
- Польза может быть косвенной. Например, один из видов микроба начинает своё существование в организме муравья, а завершает в организме коровы. Чтобы попасть в последний, он вынуждает муравья к суицидальному залезанию на вершину травинки, тем самым повышая вероятность для муравья быть съеденным коровой.
- Жёстко, - заметил я.
Олег взглянул на меня.
- Собственно говоря, многим представителям вида homo sapiens также свойственно несколько суицидальное поведение, причём это выступает не в виде единичных актов, как у муравья, а в виде единой системы. Экстремальные виды спорта или секса, борьба с планомерно поднимающимися препятствиями, поиск достойных преград и склонность загнивать при их исчезновении. Характерно, что свойства эти в той или иной степени присущи едва ли не всем людям вообще, если сравнивать их с представителями других животных видов Земли. Можно предположить, что именно эти свойства прямо или косвенно ответственны за пробуждение в человеке аналитических способностей и за его выделение из приматов. Тех из людей, в ком эти свойства наиболее развиты, вы зовёте наиболее одухотворёнными или воодушевлёнными. При том, что определение "души" или "духа" во многом могло бы совпасть с определением "невидимого паразита".
- Человек вроде бы сам отождествляет себя со своей бессмертной душой. - Я почесал губу. - Ну, если верит в её существование, разумеется.
- Возможно, на это есть основания. Так называемая "душа" - если принять обозначенную выше теорию - человекообразующий фактор. Без неё не было бы человечества. При изучении научно-фантастических пластов вашего творчества мне показалось несколько необычным, что в сериале "Вавилон-5", изображающем борьбу условно олицетворяющих Порядок "ворлонов" с условно олицетворяющими Хаос "тенями", Главный Вопрос первых был представлен в виде фразы "Кто ты?"
- Ну а Главный Вопрос вторых?
Олег усмехнулся.
- "Чего ты хочешь?" Впрочем, в контексте нашего разговора это можно считать разными формами одного и того же вопроса. "Кто ты?" - что ты считаешь в себе главным, а что мешающим балластом, какой части себя ты предпочитаешь дать будущее и выбор маршрута? "Чего ты хочешь?" - без ответа на этот вопрос не получится и ответить на первый.
- Ну, хорошо.
Я потёр кончик носа.
- Всё-таки меня эти рассуждения не очень убеждают. Предполагается слишком многое, исходя из слишком малого. Напоминает внешне убедительные модели шизофреников.
- Контраргументируй, - просто предложил Олег. - Времени у нас пока ещё много.
Это "пока" почему-то заставило меня поёжиться.
- Прежде всего, - откашлялся я, - мне не кажется правильным сводить всю сложность симптоматики психических заболеваний к извлекаемым из пыльного сундука средневековым суевериям. Существует немало вполне научных объяснений того, почему в человеке расцветает тот или иной синдром. Услышанная в полубессознательном состоянии неудачная фраза, запавший в память текст, неудачная ассоциация идей - и вот уже в человеке зерно, которое впоследствии расцветёт ростком навязчивой идеи или пресловутого внутреннего голоса.
- Ты дважды употребил слово "расцветёт", - заметил Олег.
- И что? - спросил я.
Чуть сбившись.
- То, что сама склонность психики обволакивать слоями сложного перламутра случайно попавшую внутрь песчинку той или иной идеи, уже не очень понятна, - мягко пояснил Олег. - Что, по сути, ты только что предположил? Что какая-то часть человеческого мозга, услышав или иначе уловив неудачное словосочетание или нечто вроде того, начинает с почти осознанными усилиями работать на него, строить вокруг него сложную конструкцию, арматуры психического сооружения, которые потом будут явным образом работать против интересов мозга и тела в целом.
- Что же в этом невероятного? По меньшей мере, такая гипотеза предпочтительней, чем мистические духи.
- То, что наличие в человеке подобной склонности противоречит интересам эволюции и естественного отбора. - Олег приподнял стоявший на краю стола стакан и взглянул на меня через его дно. - Как бы.
- Не ошибаясь, нельзя прийти к истине. - Меня взяло упрямство. - Не знаю, какими путями шло развитие разума на вашей планете. Однако у нас даже самые примитивные законы логики были открыты лишь Аристотелем и далеко не сразу. Наша психика привыкла строить и сразу разрушать самые разные модели мира, только за счёт этой регулярной привычки мы и смогли со временем прийти хоть к какому-то рационализму.
- Строить и сразу разрушать... - Олег немного пожевал губами. - Как тогда быть с существованием религий, соответствие которых реальности ты, как подобает земному рационалисту, вероятно, отрицаешь? Почему-то эти модели мира до сих пор не были в глобальном масштабе разрушены.
Я скривил губы.
- Вроде бы тебе это должно быть совершенно очевидно, как рационалисту инопланетному. Религия даёт людям надежду на посмертное существование и высшую справедливость.
Олег немного выждал.
- И всё?.. - спросил он с какой-то особенной мягкостью.
Я подумал.
- Ну, ещё она даёт некоторым ответ на загадку смысла жизни.
Олег ещё немного помолчал. И, словно бы в такт некоторым своим мыслям, медленно кивнул.
- Теперь подумай, откуда у существа может возникнуть потребность в том, чего при его существовании и при существовании его предков никогда не было. Не будем говорить о посмертном существовании - допустим, хотя это и спорно, что обычные животные не знают о неизбежности своей смерти и потому не нуждаются в концепции загробного бытия. Но откуда потребность в так называемой высшей справедливости, что бы под ней ни подразумевалось? И ещё...
Олег взял смысловую паузу.
- Смысл жизни. Одно из самых странных понятий, измысленных философией Земли, которое этой же философией и почитается за одно из самых ключевых. Понятие, не имеющее логической сути. Это не понятие. Тень понятия. Задаваясь вопросом о смысле жизни, землянин будто бы заранее специально ставит себя в несамодостаточную позицию, как если бы он был виноват перед кем-то в самом своём существовании и чувствовал некую необходимость оправдаться.
- Сублимация страха перед смертью, - резко сказал я. - Человеку, якобы ищущему смысл жизни, на самом деле хочется найти компенсацию ограниченности своего бытия. Успеть сделать или обнаружить нечто настолько эпичное, чтобы потом, вспоминая об этом, даже умирать было не страшно.
- Возможно, - Олег словно бы чуть развёл руками. - Но почему тогда эта сублимация принимает столь странную, косвенную и чуть унизительную форму?
- Унизительную?
- Естественно. Формулируя задачу сублимации страха смерти как "поиск смысла существования", человек этим как бы признаёт, что само по себе его существование и получение удовольствия от оного - недостаточно осмысленно. Казалось бы, естественный человеческий эгоизм должен отталкивать от этого.
Я слегка пожал плечами.
- Ну, не знаю. Возможно, здесь берёт верх социальное начало и подсознательное стремление человека казаться хорошим?
- Тоже не подходит.
Олег чуть улыбнулся. Похоже, что ему доставляло удовольствие разбивать мои гипотезы.
- Многие из философов в поисках смысла жизни стремились отвергнуть социальные внушения и даже противопоставляли себя обществу, однако при этом не отказываясь от несколько унизительной формулировки своей задачи как поиска смысла существования. Утверждая, даже перед собой, что ищут не просто способ сделать свою жизнь для себя ярче и интересней, а сам смысл своего бытия.
Я раздражённо вздохнул.
- Тогда не знаю. Собственно, не всё ли равно? Тут, дражайший пришелец, твои доводы начинают казаться похожими на спекулятивные аргументы христианского писателя Льюиса - на тему того, что если человек по своей человеческой природе к чему-то стремится, то это "нечто", дескать, обязательно должно быть. Почему бы это вдруг? Растения тянутся вверх. Они бы тянулись вверх, даже оказавшись под стеклянной непробиваемой преградой на высоте сантиметра, стремясь к невозможному. Человеческая же природа по сути своей содержит в себе стремление к невозможному - ты сам говорил только что о том, как люди планомерно ставят перед собой всё более и более высокие барьеры лишь для последующей постановки ещё более высоких. Стоит ли удивляться, что люди сознательно и подсознательно склонны к нагромождению в уме архисложных конструкций, выдумыванию идеальных существ и сверхблагообразных общественных отношений или миров?
Олег, переставший смотреть на меня где-то в середине моей тирады, повертел в руке пачку чая. Выражение его лица было явственно виноватым.
По-прежнему не глядя на меня, он протянул руку к чайнику и чуть качнул его - проверить, осталась ли вода? - после чего нажал кнопку на его боку.
- Жажда. Быть человеком - значит, разделять человеческие слабости. Не возражаешь?
Понемногу отходя от полемического пыла, я кивнул.
- Мне не хотелось активировать блок защиты, - еле слышно на фоне шума вновь закипающего кипятильника проговорил Олег, накладывая сахар в чашку.
Я не был уверен, что правильно расслышал.
- Прости, активировать - что? Что-то на твоём корабле?
- Нет. - Олег замолчал, колеблясь между двумя сортами чая - обычным чёрным и черничным не тонизирующим. Мне показалось, что колебание его имеет и ещё какую-то причину. - Помнишь, мы говорили о том, что большинство людей строго тяготеет как минимум на поведенческом уровне либо к религиозному или околорелигиозному мистицизму, либо к атеизму... Так обычно бывает в случае сражения между двумя силами, как минимум одна из которых обладает чётким полюсом влияния.
Тон Олега был на этот раз совершенно будничным, словно он говорил не о мировоззрении, а о погоде на ближайшие сутки. Вновь сделав паузу, он взял чайник и не спеша наполнил свою чашку кипятком.
- У людей присутствует в мозгу нейронный контур, одной из функций которого является подчинение носителя определённой целевой программе при некоторых условиях, - так же буднично проговорил он, дуя на чай. Мне показалось, что будничность его тона нарочита, словно бы наиграна.
- Это как? Все мы - зомби?
- Потенциальные, - Олег погрозил мне ложкой, которой только что размешивал сахар. Домашняя будничность этого жеста тоже показалась мне искусственной, словно бы нарочито успокаивающей, хотя пафос беседы она снижала. - Есть предположение, что к настоящему времени контур этот в человеке может быть полностью активирован лишь при его добровольном согласии. Хотя, возможно, здесь я делаю ошибку, чрезмерно ведясь на ваш земной фольклор.
- Поясни. - На этот раз я был скорее озадачен, чем раздражён.
Олег подул на чай в ложечке.
- Ну, что тут непонятного? Что есть по сути поиск смысла существования, как не поиск некоего неведомого властелина - или поставленной оным задачи?
Он не торопясь отхлебнул чай.
- Человечество - проект искусственный. Будучи искусственным проектом, оно было создано так, чтобы служить определённым целям, но вышло из-под контроля. Служебная, однако, часть человеческого сознания не забыла о своих функциях и периодически пытается вслепую задействовать их.
- Иерархический инстинкт?
Поморщившись, Олег вновь потянулся за сахарницей.
- Не только. Иерархический инстинкт как раз более или менее объясним эволюцией земных организмов или организмов вообще. - Он с задумчивым видом добавил в чашку пол-ложечки сахару. - Контур подчинения в человеческом мозгу активируется под действием особых переменных, причём объяснить это одним лишь иерархическим инстинктом нельзя.
- Переменных?..
Олег повертел в воздухе ложечкой.
- Переменные эти частично обозначил в одном из своих рассказов ещё писатель Достоевский. "Чудо. Авторитет. Тайна". Кстати, - рассеянно улыбнулся он, - иногда эти три переменные, встречаясь в лице противоположного пола, могут инициировать механизм романтической влюблённости. Но мы сейчас не о том. Изучая сектоведение, науку о механизмах возникновения и распространения религиозных тоталитарных сект, я, с одной стороны, неоднократно видел странные психические симптомы в умах лидеров этих движений - симптомы, которые современной психиатрией были бы классифицированы как бредоподобные или сумеречные, а средневековой демонологией были бы определены как одержимость, - с другой стороны, видел, как то или иное сектантское учение словно целенаправленно подбирает ключик к замку внутри человеческого мозга. Заранее существующему замку, нейронному контуру, включающему в человеке механизм абсолютного подчинения.
Я растерянно помолчал.
- Ты, в общем, не слишком ли увлёкся фантастической литературой нашей планеты? - наконец смог я более или менее вежливо изъявить свои сомнения.
Олег дёрнул носом, вылавливая из чая мошку.
- Не думаю. Впрочем, то, что тема паразитологии и контроля над сознанием всё чаще и чаще появляется в вашем фантастическом и философском творчестве, кажется мне признаком того, что либо ваша раса постепенно начинает понимать истину, либо ей готовятся приоткрыть часть правды. Возможно - чтобы отвлечь внимание от другой части.
- Будь по-твоему, насчёт этого нейронного контура и тому подобного, все люди мира были бы поголовно верующими.
Я всё ещё пытался свести разговор в шутку.
- Возможно, так и планировалось. - Олег отхлебнул ещё чаю. - Возможно. Но что-то пошло не так. Во всех авраамических религиях содержится легенда о грехопадении, причём современные трактовки этого утверждают, что в результате грехопадения человеческая природа исказилась. Человек стал способным принимать за добро то, что таковым не является, или не следовать воле Бога. По меньшей мере не различать её - не следовать ей он, очевидно, в какой-то степени был способен и раньше, иначе как бы состоялось грехопадение? - хотя здесь вопрос довольно мутный.
- Опять религия, - с раздражением выдохнул я. - Знал бы ты, как мне это надоело.
Олег с сочувствием глянул на меня.
- Знаю. Блок защиты.
- Что? - моргнул я.
Олег немного помолчал, прежде чем ответить.
- По меньшей мере со времён Ренессанса, - кашлянул он, - стало вроде как общим местом, что религиозные максимы в строгости своих требований не вполне совпадают с биологическими инстинктами, а подчас и противоречат им. Христианство, хотя и не презирая материю так открыто, как гностицизм, всё же в некоторой степени оппозиционно материальному миру, что видно уже по одним используемым ими прилагательным "мирское" и "светское". То же, в разной степени, можно отнести и к иным авраамическим религиям, которые уже хотя бы в силу их распространённости и влияния на человеческую историю справедливо брать за эталон.
Собеседник вновь наклонился к чашке, словно собираясь сделать ещё один глоток.
Но, передумав, так и застыл на некоторое время над чашкой.
- Видишь ли, - проговорил он, - человечество хотя и является частично искусственным проектом, но нет уверенности, что это можно сказать об устройстве человека в целом или тем более обо всей жизни на Земле.
Он кинул взгляд на меня через стол.
- Пока мне кажется наиболее разумным предположение - хотя это лишь предположение - что сила, стоящая за существованием основных религий и способствовавшая выделению человечества из животного мира, просто модифицировала один из видов обезьян. Возможно, наделив их помянутым мною выше нейронным контуром - по моим предположениям, могущим также играть роль своего рода биологической антенны для дальней связи. Возможно, наделив их душами - что бы сие слово ни означало. Возникновение же жизни на Земле если и было спровоцировано этой силой, то скорее всего гораздо раньше и лишь стратегией "первого толчка".
- С точки зрения религии утверждаемое тобою - ересь, - меланхолично констатировал я. - С точки зрения атеизма - не очень научная фантастика.
- Религия не может убедительно объяснить, почему религиозные писания о возникновении мира и жизни в нём сплошь слеплены из первобытных мифов и, за редким исключением, не содержат в себе ни частицы правды. Понятно, что в библейском Бытии нельзя было открытым текстом описать процесс термоядерного синтеза в звёздах, ну а как насчёт постепенно постигаемых иносказаний? Причём таких, которые не выглядели бы чрезмерно натянутыми? Или стоящая за возникновением религий сила намеренно скрывает своё существование, чтобы сохранить за человеком свободу выбора? Таково одно из утверждений теодицеи, но оно иррационально: с точки зрения сверхинтеллекта, в качестве какового оная сила себя преподносит, мыслительные процессы человека должны быть прозрачны и предсказуемы как механические процессы в шестерёнках часов.
- То есть ты считаешь...
- Что неизвестная сущность или сила, стоящая за возникновением религий и за существованием людей как людей, сама была плохо информирована о делах материального мира, - прозвучал ответ Олега. - Возможно, что эта сила или сущность имеет внешнее по отношению к нашей Вселенной происхождение. В этом случае возникновение человечества - то ли попытка жителей иного мира частично пробиться через барьер меж измерениями, то ли попытка создать По Ту Сторону форпост силами управляемых биороботов.
Он склонился к чашке чая, опустив веки и припав к ней губами. Уж не для того ли, чтобы не встречаться со мной взглядом?
- Естественно, - проговорил он, - что инстинкты живых организмов, возникших в результате миллионолетней эволюции, плохо сочетаются с императивами безоговорочного подчинения неведомо кому. Человеческие биологические инстинкты и их результирующая, которую в данном случае можно вслед за христианством условно назвать "гордыней", протестует против слепого подчинения неконтролируемой и непостижимой силе. Чтобы противостоять действию нейронного контура внутри, человек оказывается вынужден либо паллиативно склониться к хотя бы лёгкой мистике, либо выработать в себе жёсткий эмоциональный блок защиты.
- Гордыня - смертный грех, - вполголоса усмехнулся я.
Глаза Олега были полны печали.