Аннотация: ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Автор оставляет за собой право не соглашаться с высказываниями, действиями и мыслями своих героев.
текст переписан - смотрите одноименный файл
/Соловьев М.Н., личный архив, письма неизвестного друга, предположительно 1906, фрагменты/:
'...Пишу, зная твою страсть к племенам диких и особо к дикарям островов нетронутых, и то, как ты едва ли не со школьной скамьи мечтаешь побывать в тех местах, чтобы увидеть все в первозданности, а теперь не просто потешить любопытство, а с тем, чтобы понять их собственное осознание этой первозданности. Но с того времени, можешь смеяться и не верить, нашел племя дикое, прежде никому неведомое в наших палестинах, причем, в европейской части, усыпанной густо деревнями христианскими, что давно к себе требуют, и здесь прав Петр Аркадьевич, расселения в иные наши земли, с раздачей их безвозмездно и даже с государственным вспоможением. Но последнее к слову, а о диких не шучу. Так выпало, что случайно, но спас ребенка от...'
/ отсутствует лист письма/
'...и сколь завлекательная древняя ересь, не удивительно, что наши старообрядцы в растерянности постепенно впитывают ее! Верю, что подобное от времен Никона могло сохранить себя лишь в староверческой среде, даже, так думается, изначально не нравилось староверам, но коль никогда не спорило с ними, словно зная, что время и география, быт, сходство обычаев и уважение соседей, устроят все само по себе, устранят все шероховатости, приведя одних к готовности крестить лоб и соблюдать дни Православия - как дань уважения поселенцам, других, как старших, отнестись отечески к невинным играм детей.
Вараги или варажники. Я называю их по строениям, которые они возводят, но как называют они себя сами, втайне от других, мне неведомо, может статься, такого названия вовсе нет, что не особо не удивляет, если подробнее рассмотреть их обычаи.
Говорят языком местности, и не отличаются от других ни видом, ни одеждой, ни прочим, но все носят ножи, а женатые, у которых дети, уже на животе, и не с возраста, а с урока, носят бороды, но не длинные, не чрезмерные, как некоторые наши сектанты, а удобные хозяйству и не порочащие внешность. Но на Руси, в отличие от города и определенного класса, все крестьянство бородато. Мне, будешь смеяться, тоже пришлось, иначе не во всякий дом будешь приглашен. Хотя местное общество, которое поспешило записать меня к себе, и... впрочем, не буду. От этих дрязг, как ты знаешь, я и уехал.
Случается, иногда живут на два-три двора, в которых ведут полное хозяйство. Что удивительно скажешь ты? Но как тебе такое, что разбросаны они на сотню верст - впрочем, преувеличиваю, - но как-то умудряются везде поспевать, для чего выправляют себе бумаги ремесленника, и надо сказать, что некоторыми ремеслами владеют, но вот выправляют себе паспорта они на разные имена. Но зачем такие трудности, скажешь ты, а вот зачем, и это самое скандальное - разрешенное их обычаем многоженство. Далеко не все этого держатся, потому как, это складывается обстоятельствами, такими, как мне объяснялось, что нельзя оставить без средств вдовую браткину жену, равно жену побратима, да и просто тот случай, когда хорошая честная женщина остается без мужа с малыми детьми, и едва ли способна тянуть этот воз.
В Христа они, похоже, верят не более, чем в собственных богов, а в тех верят мало, но послушно выполняют обряды, которые требуются, чтобы не отличаться, чтобы пальцем на них лишний раз не указывали, не вменяли. Но вера наша не строга, и несоблюдение поста, святого воскресения и всего прочего, хоть и порицает, но склонна прощать. Держатся староверских деревень, которых у нас все еще много и на Псковщине, но есть сведения, что с ними же переместились в Сибирь, где опять же пишутся староверами, считаются староверами, но равно или даже более живут собственными уставом, где веру не делят от обычаев, а обычаи не являются обязательными...'