Громов Альберт : другие произведения.

Человек есть Род

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сказание относит читателя в прошлое тысячелетие. Времена проходят, а повадки человека остаются неизменными. Текст находится в процессе доработки.

MedVed []
ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ РОД
  

         В одном государстве жил царь. Была у него красавица жена и две взрослые дочери, готовые на выданье замуж. Царь был правителем мудрым и очень властным. Никто не мог перечить его воле. Никто не смел возразить его слову. Если царь не мог самостоятельно принять решение, то он собирал совет из мудрецов, образованных и разбогатевших людей своего государства, слушал их споры до тех пор, пока у него не рождалось своя мысль. Порой такие споры длились очень долго, иные не очень. Все зависело от царя и его желаний. Сколько он пожелает, столько и будет продолжаться совет. И вот однажды задумался он о том какой он правитель. Что о нем говорят люди. Собрал он совет для решения насущных дел, а под конец заседания задал единственный вопрос:

     - Какой я царь - хороший или плохой?

     - Хороший царь, конечно, если позволяешь такие вопросы нам решать! - Ответили единогласно советчики.

     - Тогда скажите, как это проверить? Как убедиться, что вы не льстите мне? Как я могу быть уверен, что за моей спиной не говорят обо мне плохо?

     - Спроси сам у народа. Любой человек от простолюдина до уважаемого человека ответит, что ты - хороший правитель. Народ уважает тебя, это можешь увидеть своими глазами, услышать своими ушами.

     - Слушайте! Чтобы узнать, как процветает мое царство, я решил пойти в люди, но когда это произойдет, никто, из вас всех сидящих, этого не узнает, иначе вы помешаете мне выполнить задуманное. - Сказал царь и распустил совет.

    Царь сдержал свое слово и тайно собрался выйти в люди, но никто, кроме родных, не знали этого. Взял с собой самых преданных слуг, переоделся в простые одежды и отправился за стены городища. Однако старшие дочери очень любили своего отца, и жена беспокоилась за мужа. Для его безопасности, они подкупили других слуг, которые вышли раньше царя за городские ворота и подкупили встречных людей, чтобы они говорили о царе хорошие слова. Обошел царь окрестности и ближайшие к городу земли. Вел он разговоры в лачугах убогих с нищими, в зажиточных дворах пищу принимал, ночевал вместе с крестьянами на полу, но услышал о себе только хорошие слова и вернулся обратно весь довольный собой. Поделился этим он со своими дочерями и женой, а они довольны, что царь здоров и весел. Сидит он как-то вечером в своем троне да скучает, вспоминает то, как его принимал люд крепостной. Рядом с ним на подлокотниках трона его дочери присели. Старшая былины рифмует, а младшая музыку на гуслях подбирает. У ног жена присела на подушки, вяжет из шерсти теплую одежду и говорит:

     - Много в нашем царстве умельцев есть, но вот, беда, никто их творчество не оценит настолько, чтоб выгода для них была, и интерес новое придумывать. Все вещи расходятся только по нашему царству, а за пределами о них ничего неизвестно. Да и нам мало что известно, чем иноземцы богаты, какими делами озабочены.

     Призадумался царь над словами жены, а потом решил за пределы своего царства отправить толковых торговцев для того, чтобы чужого опыта перенять и достижения своих умельцев показать, а также совершить дело для налаживания взаимных отношений с иноземными государями. Собрал вокруг себя гонцов и велел им ехать во все стороны для оглашения царского указа.

     - Слушай мой указ! Велю, чтобы все мастера, умельцы, ремесленники и прочие творцы к третьему дню после оглашения принесли свои лучшие достижения. А кто утаит, того выпорю лично перед всем честным людом на городской площади, - распорядился царь. - Собирайтесь в путь сегодня и возвращайтесь через семь дней со списками всех умельцев и их делами.

     Вот, прошло семь дней и еще три и стали приходить к царю разных дел мастера, умельцы, ремесленники, которые принесли с собой их творения. Показывают царю самое лучшее, что есть: шкурки зверей выделанные, механизмы железные, живность хозяйственную, хитроумные устройства ручного изготовления, приспособления умные. Ходит царь со своими советниками среди них, а то, что понравится, отмечает красным словцом. Долго стоял он перед клетью с бером, сомневаясь в его пользе и чуде. Но после артистичного представления на дворе согласился включить его в список. По исходу смотрин набралось множество полезных вещей, яств, животных, которые решил царь отправить в иноземные государства для обмена или продажи.

     Наконец, пришло время везти товары за границу. Велел царь собрать вооруженный отряд, чтобы провести обозы до границы с соседним царством, а сам остался ждать его возвращения дома. Через десять дней вернулся первый гонец для доклада о передвижении товаров за границу и рассказал царю необычную историю.

     "Было дело в пяти днях ходу от города. Шли они мимо лесов и полей, озёр и рек. Вооруженные стражники сопровождали вереницу обозов, охраняя их от зверей и бандитов. Иногда передвигаться приходилось ночью так, как путь пролегал мимо больших воинствующих поселений или вблизи земель, населенным дикими зверями. Лошади, навьюченные тюками, тащились довольно медленно. Обозы, груженные коробами, скрипели под тяжестью, порой их приходилось даже толкать при подъеме в горку.

     День начал подходить к концу, пора было искать место для привала. Раньше, чаще всего, ночевка происходила в деревне, но деревня опустела после прошлогоднего нападения кочевников. Дорога проходила через глубокую долину, которая давным-давно в древности служила руслом широкой реки. Спустя вечность внизу долины остался протекать мелкий ручей, напоминающий о том, что здесь раньше было, и что может быть еще. Ходили слухи о том, что в бывалую весну, когда за зиму выпадает много снега, этот ручей превращается в полноводную реку, несущую в своих мутных быстрых водах вырванные деревья, травяные острова и катит камни валуны по дну. Эти камни можно встретить повсюду. Они возвышаются над зеленой травой, напоминая забытое кладбище погибших жителей ближайшей деревни. В настоящее время года здесь всегда было спокойно и тихо, поэтому эту долину путешественники называли Сонной долиной. Когда обозы спустились к ручью, солнце скрылось за горизонтом и стало быстро темнеть. Более чем безопасного места в округе было не найти, поэтому уставшие путешественники решили сделать привал в долине. Здесь можно было пополнить запасы чистой воды, накормить вьючных животных травой. Люди расположились между большими камнями, создав из повозок импровизированную крепость. Разведенные костры согрели нехитрую еду и людей. На случай появления непредвиденных гостей по кругу был организован сторожевой дозор. Темнота сгустилась вокруг стоянки, на небе появились звезды, притих назойливый гнус. Люди расселись у горячего костра, глядя на костер, между разговорами расслабились и стали рассказывать истории.

     В одной из повозок была клеть с диковинным зверем - бером. Бурого бера нарочно не кормили обильной пищей, что бы подавить в нем дух и силы. Временами он начинал реветь и драть деревянную клеть, чтобы вырваться на свободу. Тогда торговцы и усмиряли зверя заострёнными палками и покрикиваниями. Случилось так, когда все люди успокоились и приготовились ко сну, неожиданно бер, лежащий до этого спокойно, стал реветь и метаться по клетке. В припадке ярости он принялся разрывать зубами и когтями деревянные стены своей тюрьмы. Стражники принялись усмирять палками взбесившееся животное, но кровавая пасть ревела и драла, пока не протиснулась в разлом. Деревянная клеть сломалась, и бер оказался на свободе. Торговцы и стражники кинулись бежать в разные стороны в поисках укрытия. Зверь бегал вокруг обозов и по пути яростно задирал каждого, кто попадался у него на пути, а потом скрылся в темноте. Через некоторое время далеко в долине послышался дикий рев, и кровь заледенела у всех, кто это слышал. Под утро из надвигающегося тумана к кострам подошли трое необычных существ с виду похожих на людей, но значительно шире и выше ростом. Вместо голов у них были черепа животных: оленя, медведя и кабана. Одетые в одежды из шкур и мехов, они держали корнеобразные посохи в руках. Рядом с тем, что был с головой медведя и стоял в середине, сидел сбежавший бер. Торговцы и их стражники подошли к неизвестным и направили на них свое оружие. Из толпы торговцев вышел хозяин бера и потребовал вернуть зверя, но трое неизвестных не шелохнулись и ничего не ответили. Тогда один из стражников не выдержал напряжения и кинулся на того, что стоял посередине. Он ударил копьем в голову, от чего она упала с плеч на землю, обнажив обезображенное лицо незнакомца. В это же мгновение бер бросился с ревом на нападающего стражника и разорвал его на куски. Увидев это, торговцы и их охрана испугались и стали отступать, ругая бранными словами непрошеных гостей. Незнакомец поднял упавшую голову бера, указал своим посохом на толпу испуганных торговцев и сказал на ломаном языке путешественников низким хрипящим голосом:

     - Вы ослепли от богатства, поэтому вам не дано видеть свет изнутри!

     Не поняли слов торговцы и стражники, стали кричать и ругаться. Неизвестные тихо развернулись к ним спиной и исчезли в тумане в сопровождении смеренного бера. Больше их никто и никогда не видел. Ходят слухи, что вовсе это не люди были".

     Выслушал царь эту необычную историю и сильно рассердился. Значит, есть в его землях еще племена, которым его законы не по нраву, которые живут сами по себе и слову царскому не доверяют, а когда захотят, то предадут. Не везде воспринимается его воля, не всем царь по нраву, а поэтому сила царя не оказывается под сомнением. Велел тогда царь собрать отряд опытных следопытов и воинов и направить их на поиски прокаженных нелюдей.

     - Я думал, что всех уродов истребил, а нет, остались еще на моей земле неугодные роду создания. Приказываю! Отыскать прокаженных и подчинить, а если они противиться будут или, того хуже, ворожить, уничтожить. Наказать, чтоб другим неповадно было! Головы их и вещи личные сюда привезти, пусть их наши ведуны изучат. - Приказал им царь и благословил в путь.

     На следующий день отправился вооруженный отряд из опытного старшины и его воинов на поиски диких племен туда, где их видели последний раз торговцы. Среди воинов оказался молодец, с которым младшая царская дочка хороводы водит, и глазки ему строит. Вышла младшая царская дочка из дома и провожала своего ненаглядного молодца далеко за ворота. Тем временем чудная история гонца о свободных прокаженных пошла по дворам разглашаться. Разошлась из уст в уста по всей округе царства, превращая сказанное в какую-то небылицу, а про царя стали говорить, что не всем он правитель и не везде его слово есть закон. Пошатнулась вера в царя и стали говорить о нем неприятные речи.

     Узнав про недоброе, сказанное про себя, собрал царь вновь совет. Из разных уголков государства прибыли все советчики. Прибыли первые люди государства: мудрейшие из мудрейших, умнейшие из наиумнейших, богатые из богатейших. В общем, сидят за одним столом и не понимают, зачем их царь созвал. Неужто, у царя дар правителя пропал и теперь он ищет мудрость среди них. Выходит царь серьезный и садится во главу стола, а потом говорит:

     - Какой я царь - могущественный, справедливый или тряпка? - Задал вопрос царь.

     - Могущественный, справедливый, конечно, если позволяешь такие вопросы нам решать! - согласился единогласно совет.

     - Так вот, собрал вас здесь затем, чтобы сказать, как обо мне в народе говорят. Был я ранее переодет в простого странника, были со мной слуги верные. Странствовали мы по селениям, ночевали в избах народа и заходили в дома зажиточные. Везде вели разговоры разные. Говорили про жизнь, про царя. Между всем прочим о себе много услышал хорошего, а вот гонец мой недавно прибыл с вестью, что есть еще в моих землях племена, которые не признают моей власти и всячески противятся ей. Значит, не все так однозначно, как вы меня тут убеждали. Что делать будем?

     Заговорили между собой советники, заспорили между собой, заглушая последние царские слова. Увидав эту суету, задумался царь и ушел в собственные мысли, не обращая внимания на совет. Сидит и голову кулаком подпирает, глаз со стола не сводит. А тем временем проходит один день, другой, третий. Советники много едят, спят, выходят только по крайней нужде. Оглашают свои надуманные решения.

     - Изловить тех, кто сплетни разводит и наказать прилюдно, чтоб другим неповадно было болтать, что не попади. Вот и сила и власть. Царь хорош тогда, когда его боятся.

     - Врага опасного придумать, людей заставить поверить в опасность. Народ начнет защиты искать у тебя. Вот сила и власть в тебе.

     - Всех поголовно обучать мастерству и грамоте. Народ делам новым научить и читать, а из книг все узнают, какой вы хороший правитель.

     - Сделать так, чтобы жизнь у народа стала невыносимой, потом к празднику чуть ослабить. Всем станет легче, и царя станут любить да почитать.

     Думал, думал царь. Слушал, слушал. Вдруг, стукнул царь кулаком по столу и встал резко. Притих, наконец, совет. Сидят все советчики и на царя с ожиданием смотрят. Тишина, слышно аж, как комар крыльями жужжит.

     - Молчать всем, я говорить буду! Видел я ночью видение, которое поутру растворилось в заботах. В моих руках две монеты были, но одна на другую непохожая. Одна из светлого металла, а другая из темного, но обе равнозначные. Бросил я эти монеты в толпу народа и с этого момента время словно остановилось. Такое видение вспомнил я сейчас. Может, растолкуете, к чему это?

     - Видение пророческое, несомненно! - Сказал самый мудрый ведун, и с ним согласились многие. - Давно пора товары к деньгам приравнять, а то разнотолков много ходит. Народ не понимает, как им обмениваться между собой вещами, когда одному легко добывается, а другому трудно.

     - А коли так, то велю собрать старые обменные деньги, вдобавок взять из хранилищ все ценные металлы и изготовить в моем царстве единые монеты. Каждому сделать монет столько, сколько стоит его казна целиком и никак не больше. Выковать монеты круглыми из солнечного золота и лунного серебра. Ценность одной солнечной монеты приравнять к трем пудам ржи или к пуду козьего мяса, а дюжина лунных монет равна одной солнечной. На золотых монетах изобразите с одной стороны колос, а на другой мое имя. На одной стороне серебряных монет меч и корону, а на другой мое имя. За образец веса для солнечных монет возьмите братские малахитовые камни из моей короны. Они все одинаковые, из одной глыбы выделаны, весят ровно, сам проверял. Вес лунных монет будет равен десятой части золотой.

     - Простите царь, но нам не ясно, как это поможет добиться вашего могущества? - Спросил один советник из давних купцов, сын которого нравится младшей царской дочке, и с ним согласились остальные купцы.

     - Отвечаю! По истечении года со дня выхода монет в оборот, мы соберемся здесь и пересчитаем количество монет в казне. Если большинство монет соберется золотых, значит, верит в меня народ, не копит деньги на черный день, знает, что вернется к нему богатство. Будет тогда праздник в моем царстве, выдам замуж младшую дочь за твоего сына купец.

     - А если будет лунных монет больше, тогда что?

     - Если лунных монет будет больше, значит, плохи дела в моем царстве. Не верят в меня люди, скрывают от меня правду, хотят малым отделаться, а золото припрятывают для тайных сделок за моей спиной. Придется тогда пошлину повышать, чтобы самому без портков не остаться.

     Не могли не согласиться с волевым решением царя советники и уступили, хотя и не верили целиком в задуманное дело. Разошлись они по своим городищам для доведения царской воли до дела. Стали все делать монеты из солнечного металла и лунного, все весом равным царскому малахиту и продавать людям в обмен на товары и услуги. Трудно было простым людям объяснить волю царя, да ничего, вскоре все привыкли. Деньги разошлись по всему государству так, что даже у самого бедного и то, было пара разных монет. Однако монет для размена не хватило и тогда по велению царя золотые монеты четвертовали и о царе стали говорить, что он самый мудрый правитель.

     Тем временем из дальних стран вернулись обозы, груженые товарами. Завидев их, сторожевые в колокола зазвонили, извещая народ на сборище. Прикатили обозы в город на главную площадь для показа царю в первую очередь, а народ толпой идет следом, всем хочется поглядеть на иноземные вещи. Вышел им навстречу царь, а сам для начала каждого путешественника обнимает и чествует, о здоровье спрашивает.

     - Спасибо царь, что о здоровье спрашиваешь в начале, а не о делах. Спасибо, что позаботился о наших семьях во время долгой разлуки. Устали мы очень с дороги, соскучились по родне, повидаться бы. - Сказал глава от лица торговцев, и все это подтвердили.

     - Ладно, ладно! Будь, по-вашему. Везите свои обозы в склады, сами же расходитесь, но к завтрашнему полудню быть здесь бодрыми и разговорчивыми, - распорядился царь.

     На следующий день пришли отдохнувшие торговцы и стали в полдень иноземные товары показывать, ткани разворачивать, ковры раскатывать для царя. Показывали ему кувшины, раскрашенные в несмываемые цвета, книги с картинками перед ним раскрывали, музыкальными инструментами воздух раздражали. Специями нюх перебивали до чихоты. Работу приспособлений демонстрировали и то, как можно сделать много с малыми силами. Нахваливает каждый торговец свой товар и то, как он ему достался. Слушает народ, слушает царь, радуется рассказам, интересуется, как такое самим изготовить. Хвалит земляков за их любознательность да смекалку торговую. Не просто вещь привезли, а еще и устройство поняли. Народ пришлый как на выставку пришел поглазеть, дела отложили, стоят с детьми на руках и целый день смотрят.

     - Благодарю вас мои земляки, что порадовали меня и наш народ своими товарами. Пока вы странствовали, в моем царстве появились деньги. Поэтому все товары я покупаю, а что дорого для вас не продавайте, оставьте себе на память, - сказал довольный царь, потом добавил. - А что, прокаженные нелюди сильны духом ли, или нет?

     - Тебе спасибо, великий царь, за внимание и понимание! Спасибо, что отблагодарил нас деньгами! - Поблагодарил царя глава от лица торговцев. - А прокаженные свободу любят больше чем власть твою. Поиметь с них нечего, так как живут они подобно диким животным. Что с животного возьмешь, кроме мяса, да и то порченное. Царь, мы тут посовещались и решили вновь собрать товары и отправиться за границы. Скажи, что думаешь по этому делу?

     - Дело говоришь. Ну, если дикари не опасны для вас, собирайтесь в новый поход, а как готовы будете, приходите ко мне, я вам стражу в помощь дам и помогу, чем надо. Встретите опять этих, купите у них то, чем они дорожат, договорились? - Сказал царь.

     Разъехались торговцы по селениям царства для сбора товаров для нового путешествия. Не прошло и одной луны, а новые обозы с разными поделками стояли во дворе крепости и ожидали отправления. С этих пор зародилась в царстве челночная торговля, которая стала полезна царю и всему народу. Ходят царские дочери в тканях заграничных, носит жена украшения богатые, радуются. Народ простой им подражает и тоже старается лицом не падать, на дешевизну не вестись. Одежды шьют красивые, удобные для дел и отдыха. Приспособления для ускорения работы применяют и свои придумывают, а истории в книги записывают. Все хорошо, да вот ложка дегтя в бочку меда упала. Вернулся из дальнего похода старшина с отрядом воинов, которые должны были прокаженных отыскать, а среди них молодец, к которому младшая дочка царя неравнодушно дышит. Вышел к ним царь, а на крыльце младшая дочь осталась. Ждут от них добрых вестей.

     - Здравствуй наш царь! Долго пришлось ходить по округе, много опасностей пришлось пережить, а отыскались прокаженные сами собой. Не смогли мы подчинить прокаженных нелюдей твоему закону. Не смогли мы их умертвить ради охоты. Хоть живут они как звери, но связь их с природой сильнее, чем у нас. Чудеса они могут делать, которые обычному человеку неведомы. Прости нас, великодушный царь, не поднялась рука отделять тело от души у безобидного существа. - Заявил старшина и склонил голову.

     - Верно, ты служил мне старшина долгое время. Помню тебя я с ранних лет. Не знал за тобой трусости или предательства никогда, а потому верю каждому слову. Ступай сейчас на отдых, а будет что рассказать особое, заходи завтра. - Печально ответил царь и отпустил старшину и его воинов на отдых.

     Через день пришел старшина к царю и просил рассказать легенду о послании предков, которую он узнал во время долгого похода. Собрались в доме царь, его дочери, красавица жена, а также пожилые мудрецы из крепости и его округи. Младшая царская дочка села рядом со своим молодцем, гусли взяла и струнами звуки стала извлекать, чтобы старшине легче было слова подбирать. Почувствовал всеобщее внимание старшина начал свой рассказ.

     - Произошел этот случай с моим отрядом еще до того, как мы встретились с прокаженными, во время стоянки в лесу, когда на небе звезды зажглись от искр костра, когда насекомое царство замирает в темноте, чтобы услышать удивительные истории. К костру подошел один мужичок, случайно прибившийся к отряду двумя днями ранее и направлявшийся в родное селение. Он закончил свою трапезу и теперь решил посидеть вместе со всеми. Возраст этого человека вызывал уважение, а слова внимание. В этот раз его появление не вызвало интереса у воинов, так как их лица были обращены к костру. Все знали этого человека как мирного и доверяли ему. Когда мужичок устроился, то достал из кармана курительные принадлежности и затянул в себя непривычно сладкий дым. Каждый раз, когда он так закуривал раньше, то рассказывал что-нибудь новое. Все настроились на его выразительный голос и принялись слушать новый рассказ. Мужичок засучил рукав правой руки и вытянул руку перед собой. На его запястье находился странный предмет в виде браслета из широких железных колец. Тогда он рассказал, что это за предмет и какова его природа происхождения.

Браслет []

     "Мир, окружающий нас со всеми его обстоятельствами многогранен, а нам дано принимать его таким, какой он есть, подстраиваться под него, либо конфликтовать и быть отвергнутым. Всем известно, что поверхность нашей земли сильно искажена, как она имеет форму неровной хлебной лепешки, поэтому мы видим восходящее светило, то не видим того, что творится за горизонтом. Все реки, в силу своей тяжести, стекают к краям, а от краев сливаются на противоположную сторону, где впитываются в землю и опять бьют источником с нашей стороны. Макушкой земли является пустыня, вроде той плешины, какая бывает у зрелого мужа на голове. Отважные путешественники, уходившие за край, больше никогда не возвращались, поскольку им попросту не хватало жизненных лет вернуться назад. Проходило много времени с тех пор, пока их погибшие тела на противоположной стороне всплывали в наших краях, как правило, в виде полуразложившихся трупов. Это было единственным доказательством потусторонней жизни. Так было не всегда и свидетельство тому перелетные птицы. Весной птицы прилетают в наши места для гнездования с противоположной стороны Земли, только птицы могут обогнуть острый край земли и остаться в живых. Однажды прилетела стая гусей с железными браслетами на лапах, на которых выгравированы были странные знаки. Сами птицы не смогли бы повесить такие украшения, значит, их сделали разумные существа, возможно даже такие же люди как мы. Но зачем? А для того, чтобы передать нам послание о своем существовании. Гуси были выловлены и съедены, а браслеты вот остались. Сорок дней и сорок ночей думали мудрецы над тем, что могли бы означать колечки, а также странные символы на них. Думали, думали и придумали. Так, вот, когда колечки приложили в правильном порядке, то они сомкнулись между собой, и получилось слово "ЧЕЛОВЕК", а другие образовали слово "РОД". Но все-таки чего-то не хватало. Странные колечки отложили и вскоре почти про них забыли. Прошел целый год. Когда снег растаяли, на реке начался ледоход, а в небе появились перелетные птицы, земля вытолкала на поверхность нашего мира очередное послание потустороннего мира в виде человеческой жертвы. При обыске этого тела в животе был обнаружен недостающий широкий браслет, такой же, как у съеденных гусей, на котором выгравировано было слово "Есть". Браслет приложили к тем, что были найдены ранее, и они крепко соединились вместе, получив загадочное послание, которое пришлось прямо по запястью руки. Теперь этот браслет передается из поколения в поколение, от деда к отцу, от отца к сыну, от сына внуку и так будет до тех пор, пока кто-нибудь не живой не вернется с противоположной стороны земли и не раскроет секрет этого послания".

     Закончился рассказ, и затихла музыка. Люди сидели, молчали, каждый думал о своем. За окном давно стемнело, собаки лаяли в ожидании вечерней пайки. Случайные порывы ветра прорывались в незримые щели и наперебой завывали свою протяжную песню. Огонь на лучине дрожал при каждом таком сквозняке. Первым встали со своих мест молодые люди и шумно вышли вон, отбивая сапогами шаги по деревянному полу, за ними, шаркая ногами, все остальные слушатели разошлись по домам, оставив царя, его жену и дочерей в покое. Сидел царь, сидел, тяжело вздыхал, а потом высказал свои мысли вслух:

     - Удивительный рассказ поведал нам старшина. И верить в него хочется, и старшине верю, но чувствуется, что надуманного полно, вымысел складывается какой-то. В старичка с браслетами верю, в перелетных птиц тоже, а как они сквозь землю просачивались, никак не понимаю. Не понимаю и все. Пока не увижу собственными глазами, не поверю. Завтра народный праздник будет - День петуха, надо выспаться, чтобы весело его отметить. Давайте спать. Утро вечера мудренее.

     Каждое год в царстве отмечался День петуха. Приходился он на последнее воскресение лета, когда начинаются сборы корнеплодов на полях. Этот выходной начинается с приготовления еды, приготовления большого застолья на площади в крепости. Приготовлением праздничного стола занимаются взрослые замужние женщины. Необычной забавой была игра Веселые покатушки. Уже никто из старожил не вспомнит, откуда появилась такая традиция, однако в народе она прижилась с удовольствием, особенно среди резвой молодежи. Молодые девушки должны были забраться на косую крышу дома, потом лечь на нее и боком скатиться вниз прямо в руки, поджидающих их внизу молодцев. Бывало и так, что никому девушка не нравилась, и тогда ее никто не ловил. Девушка скатывалась с крыши и падала на солому, уложенную на земле. Как правило, народная забава проходила без серьезных увечий. После Веселых покатушек народ ловил петухов, которых выпускали из дворов. Тот петух, которого ловить пришлось дольше всех, избирался символом праздника. Такого петуха привязывали к Т-образной палке, а палку ставили в отверстие в столе. Затем народ усаживались за этот стол, и вел беседы с петухом. К нему, будто к божественному проводнику, обращались с поздравлениями и просьбами, над ним смеялись, шутили, ему рассказывали о своих бедах, а он постоянно кукарекал, чем радовал участников застолья. Стол являлся главной частью праздника. Специально для тех, кто переел, во двор закатывали круглые тесаные бревна. Объевшийся человек ложился животом на бревно и катал его по двору до тех пор, пока еда не уминалась в животе, либо не выходила наружу естественным путем, после чего участник застолья опять присоединялся к пиру. Заканчивался День петуха застольными песнями, с которыми народ расходился по своим домам. Молодцы провожали девиц, женатые в обнимку шли любоваться. Старики убирали стол от остатков еды и отпускали охрипшего петуха восвояси.

     Прошло время. На смену осени зима завьюжила, замела дороги, снегом завалило по самые крыши. Ждет царь прибытия торговцев к весне, когда теплом растопит стужу, подсушит ветрами дороги. Ночи стали длинными, а дни серыми и короткими. Видит царь, как мирный народ к весне готовится, не сидит, сложа руки. Слышит, как кузнецы деньги печатают. Считает, как ежемесячно налоги в казне пополняются. Все бы хорошо, а на душе у царя неспокойно. Кажется ему, как будто враг к городским стенам идет. Тому свидетельством видение. Видел его царь и его старшая дочь, а растолковать, сразу не вышло. Собрались звезды на ночном небосводе в правильные фигуры, образовав при этом карту царства с видными подробностями, а одна из сторон та, что у края на юге, стала меркнуть и проминаться к центру. Хоть видение длилось короткое время, но его видели и другие люди, но ничего не поняли. Наутро велел царь собрать совет у себя в доме, где поведал мысли вслух.

     - Поскольку наделен я правом царя, пришло мне видение нынче, будто к нашим южным границам недоброе движется. Дочь моя старшая может подтвердить это и те, кто видел это, да не понял, к чему небесное явление. Что скажете земляки?

     Стали советчики отвечать царю вялыми голосами, еще не проснувшиеся от зимней спячки. Никто в угрозу не поверил. Не время в лютую зиму войной ходить.

     - Простое видение, еще не повод для беспокойства.

     - Любого врага купить можно и отправить восвояси.

     - Небось, на золотишко повелись, говорил я вам, не надо было ценным металлом хвастаться.

     Слушал царь советчиков, слушал, а сам кулаком голову подпирал, да думу думал. Потом как будто очнулся от мыслей и предложил собрать небольшой отряд для разведки. Ничего не поделаешь, царь всегда прав, на то он и глава. Собрался в разведку отряд со старостой и его доблестными воинами, а среди них тот молодец, который младшенькой любим, и отправился с утра в поход.

    Пробирается отряд во главе со старшиной по заснеженным полям, лесам к южным границам царства. День идут, ночью отдыхают, и так семь дней подряд. Для восполнения сил по пути дичью питаются, ягоды под снегом выискивают, зверье на колья ловят. И вот видят, прямо в ясный день движутся им навстречу угрюмые прокаженные нелюди те самые, которые ранее им являлись. Ведут они за собой свои семейства из женщин и детей. Все в шкурах одетые, поклажу на палках за собой тянут. Встал старшина и его отряд у нелюдей на пути.

     - Остановитесь странники, если быть убитыми не хотите. Кто у вас тут главный выйди для честного разговора.

     Из толпы вышли трое зрелых мужчин с непокрытыми головами. У каждого в одной руке по посоху, в другой головы оленя, медведя и кабана. В волосах насекомые шевелятся, по телу лесные твари ползают. Выстроились они вряд и по очереди сказали на ломаном языке, понятном простому человеку.

     - Три головы есть одно слово! За нашей спиной беда. Дай пути до тепла, после уйдем сами.

     - Да, что же за беда такая, что даже вам уродам бежать понадобилось? - Спросил старшина.

     - Сила смерти идет. Воды рек окрашены кровью. Наши жилища в огне.

     - Ничего не понять, говорите же яснее, чурки вы тупоголовые, - выругался старшина и приложил руку к клинку меча. - А не то от нашего оружия вмиг пострадаете.

     Только вместо ответа, нелюди взгляд у старшины и его воинов затуманили, от чего те попадали сонные на снег. Но не сон им приснился и ясновидение. Увидели они, как толпы иноземцев снега белые вытаптывают до черной земли. Увидели незнакомых людей, со своими женами и детьми, которым местный закон вовсе не закон. Увидели, как сила иноземцев в количестве кроется, а по отдельности робость и слабость. Когда очнулись воины и староста, то увидели племя прокаженных, которые никуда не ушли, а все это время оставались на месте.

     - Если то, что мы видели, правда, будете жить в мире, но если обман, то не дойдет до стен городища не один из вас. Понятно? - Сказал старшина.

     Выбрал старшина самого младшего воина и отправил его обратно в город рассказать о происшествии царю, а сам продолжил поход дальше на юг. Прокаженные же пошли в сторону города ради сохранения своего рода у стен кремля. Тремя днями после отряд храбрых воинов достиг большого холма, с которого старшина воочию убедился в правоте видения.

     - Присядьте, что ли, а то засекут нас вражины зенки. Вот сколько черни на нашу землю пожаловало, аж в глазах рябит!

     - Это от усталости у тебя рябит, а врагов не так уж и много. Надо бы узнать их намерения, а потом домой возвратиться. - Предложил один из воинов отряда.

     Как стемнело, спустился с холма старшина со своими воинами для ловли вражеского языка. Выбрали молодого человека, который по нужде отдалился от своих временных палат и повязали его. Под покровом темноты выдвинулись они в сторону города, в родные края. Долго шли, но обратно путь всегда короче, кажется. Спустя десять дней прибыл отряд к царю уставший, но с чужеземцем. Собрался совет и стали допрашивать пленника. Для речи иностранной переводчика из купцов отыскали. Чужак сначала молчал, а потом рассказал о великой беде на его родине. Страшная засуха на краю земли высушила все пресные водоемы, обезводила подземные хранилища воды, выжгло урожай. Начались междоусобные войны. Люди были вынуждены спасаться бегством в северных странах, а там, где их не принимали, лилась кровь. Иноземцы движутся на север и скоро будут возле стен города.

     - Вот, что я думаю, родные мои! - сказал царь после допроса. - Во-первых, недавно у наших стен поселились гости вшивые. Надо бы их во вражеские тылы запустить, пусть там заразу селят. Во-вторых, старшина, собирай с завтрашнего дня войско из местных мужиков. В третьих, собрать гонцов. Пусть отправляются в соседние селения для оглашения сборов. Прогоним врага, не дадим вытаптывать пашни, защитим свои семьи от черни!

     С уговорами выпроводили одного мудреца к прокаженным сходить и объяснить, как им побороть врага велено своими силами. Вернулся тот с переговоров и в бане заперся, весь остаток дня отмывался от мнимых нечистот. К нему посыльные пришли, а он им кричит из-за двери, мол, все в порядке, договорился. Так царю и передали.

     Спустя время собралась вооруженная дружина под стенами города. Народу пришло видимо невидимо. Бурлит войско ненавистью к иноземному врагу, гудит людская толпа от ярости кипучей. Тут тебе и конные, и пешие воины стоят. Вышел на стену царь и дал команду отправляться в бой, а сам спустился и на коня сел, чтобы следом за войском ехать, видеть сражение ему самому надо. Движется войско на юг, впереди повозки снег уминают, следом обозы с едой и вещами, за ними отряды мужчин бредут. День идут, ночь отдыхают. Вот и стоянка иноземцев показалась вдали. Стоят их жилища, словно скирды в поле, а жизни не видно. Подошли ближе и видят, лежат люди болезнями замученные, некоторые стонут в предсмертной муке, другие прямо на руках умирают от болезни неведомой. Испугались воины и у царя спрашивают:

     - Как же это так получается? Мы сражаться пришли с врагом, а враг в болезнях погиб.

     - Куда же нам силушку невостребованную девать?

     - Что нам дома теперь рассказывать детям?

     - Раз мы собрались, то может нам войной на соседа пойти и силу свою показать и царя прославить?

     Слушал царь людские волнения, не слезая с коня. Чувствовал голос каждого человека, понимал людское настроение, чем может ему обернуться неправильно подобранное слово. Но как только собрался и начал ответ держать, тут же все затихли. Царь говорит, а народ за спину его смотрит и руками показывает. Повернулся царь и видит, стоят прокаженные нелюди, а перед ними трое с головами оленя, медведя и кабана.

     - Исполнили мы твою просьбу! Загубили чужеземцев безродных. Пропусти нас в родные края. Спасибо за приют и защиту! - Сказали нелюди, обращаясь к царю стоя, не приклонив коленей.

     - Свои люди, сочтемся! Ступайте спокойно в свои края, живите и размножайтесь, а нашего брата обходите стороной, пока как люди жить не станете. Пропустить прокаженных! - Объявил царь.

     Расступилась толпа людская перед колонной нелюдей и пропустила их свободно возвратиться в свои леса. Разошлось войско по своим поселениям. Вернулись мужики в семьи свои целыми и невредимыми и оружие в углы сложили. О несостоявшейся битве вспоминают с досадой, что не удалось повоевать. А о прокаженных больше никто ничего слыхом не слыхивал. Пропали они или вымерли вовсе, ничего неизвестно, одна легенда осталась. Спустя год посчитал царь всю казну, собранную в своем государстве и удивился количеству золотых монет, коих количество намного превысило серебряных. Сдержал он слово и объявил тогда о свадьбе своей младшей дочери и сына купца за три дня перед Днем петуха, чтоб народу веселье надолго запомнилось. Прошумел праздник на все царство, весело народу и все невзгоды позабылись. На том и конец.

Петух []

    Альберт Громов, "Человек есть Род", 2015 год.


Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список