Аннотация: Наверное первая более-менее осмысленная небольшая статья) Не судите строго)
Очень странно в последнее время происходит деление литературных произведений. Невероятно точно относительно этого выразился известный шотландский писатель Ирвин Уелш: "Современная литература всё чаще соответствует половым стереотипам". А ведь это правда. В электронных библиотеках всё чаще появляются графы "Женские романы", "Мужские детективы" и такое прочее. Моё мнение относительно этого очень однообразно: "Литература не должна разделяться"!
Я хочу показать это на примере повести Эрнеста Хемингуэя. Этот писатель прожил очень тяжелую жизнь, но, не смотря на это, он является одним из величайших мастеров слова, именно за это, в частности за свою повесть "Старик и море" он получил Нобелевскую премию по литературе. Это случилось при очень странных обстоятельствах, и сам автор неоднократно подчеркивал своё разочарование относительно этого. Да-да, именно разочарование! С одной стороны, чего уж греха таить, Нобелевскую премию получают люди достойные за тяжелую и кропотливую работу, вклад в развитее мировой литературы. Эрнест написал довольно много произведений, и все они неоднократно подвергались острому перу цензуры, либо же вовсе отвергались изданиями как непригодные к напечатанию. Во время очередной волны бедности и безденежья он пишет, по его мнению, обыденную повесть "Старик и море", за которую и получает впоследствии Нобелевскую премию. Следующее его высказывание стало едва ли не самым известным и не наиболее употребляемым среди молодых писателей: "Нельзя ли теперь утверждать, что безденежье является самым большим источником вдохновения". Спорно, но не гениально ли?
Старик и море, безусловно, одно из лучших произведений за всю историю существования литературы. Из примитивной ситуации, незамысловатых литературных и природных образов Эрнест Хемингуэй создал воистину великолепное произведение. В чем же его "великолепность" спросите вы?
Во-первых, оно написано для всех слоёв общества. Стиль написания настолько прост, но в то же время настолько продуман и точен, что чувства, испытуемые героями невольно поселяются в наши головы. Сюжет книги соединяет в себе спокойствие, меланхоличность автора, и крик души, зов к новым свершениям и коренному изменению психологии человека. В принципе, старик, ловя рыбу, косвенно, на уровне подсознания понимал, что даже если он достанет громадное морское чудовище, ему нужно будет много трудиться, что бы доставить к берегу хотя бы треть. Но его это не останавливало. И знаете почему? Любовь. Старик рыбачил только лишь для того, что бы доставить своему другу мальчику хоть немного удовольствия, ведь он невольно сходя с ума, повторял фразу о том, как хорошо было бы, если бы мальчик был с ним. Но в то же время это косвенно послание людям, которые либо останавливаются на пол пути, либо считают возможное свершение не столь важным, поскольку они много уже достигли. Но ведь "Страшно не упасть, страшно не подняться". Ни слова не упоминая о человеческой психологии, либо же о каких-то человеческих качествах автор книги поднимает ряд жизненно важных проблем современного общества. Именно это, наверное, уловили люди из Нобелевского комитета.
Но насколько многогранна эта повесть. Насколько благородна и могущественна. Хемингуэй не зря заставил мальчика в конце повести плакать, ведь он пытается показать, что повесть написана не только для людей с таким характером и душевной силой как у старика Саньтяго. Он пытается придать некой женственности повести, тем самым расширить кругозор читателя, мол, "для всех". Это у него получилось вполне. Ведь сколько раз приходилось читать произведения как современных, так и классических писателей, ориентированных явно на мужскую или на женскую аудиторию. Мне кажется это абсолютно неправильным, ведь литератор, он на то и литератор что бы расширять логическое мышление, кругозор, мысли и даже тот же словарный запас. А половая направленность демонстрирует лишь недальновидность и примитивность писателя. Для расширения представления нужно немного отойти от основной темы и углубиться в современный литературный мир, полный воистину странных вещей. Снова обращаемся к Уелшу. Этот писатель на Западе стал невероятно популярным благодаря своим книгам о наркоманской молодежи Британии. Один из лучших современных новеллистов был подвергнут критике в славянских странах только потому, что правительство считает его книги пропагандой наркотиков. Чем- то вспоминается донесение графа Воронцова русскому царю относительно Пушкина. Очень большая ошибка, как по мне. А ведь наркомания это, наверное, единственная гадость, которая смешала в кучу мужчин, женщин, детей, взрослых, стариков. И каждому, я уверен каждому, хочется испытать это ощущение, но не попасть в зависимость, не стать наркоманом. Книги Уелша дают такую возможность! Читая их можно углубиться в самую глубь наркоманских мыслей, можно изнутри прочувствовать то, что чувствуют наркоманы со стажем и в то же время получить такое отвращение от наркотиков, которое невольно будет сопровождать тебя всю твою жизнь. Но современная цензура, правительство уж очень беспомощно против подобных вещей. Им совершенно непонятно для чего пишутся подобные книги.
А ведь, сколько молодой подростковый мозг мог уловить и извлечь из таких произведений, предопределив свои взгляды на жизнь на много лет вперед. Такой целью задётся чуть ли не каждый современный писатель, ведь эпоха сентиментализма и романтизма уже давно не актуальна. На полки книжных магазинов и постеров в интернете попадают всё чаще произведения классического "жизненного реализма". Это и позволяет держаться на плаву таким гениальным классикам как О. Генри, Джек Лондон, Сомерсет Моэм, Джон Голсуорси, Джеймс Олдридж и др.
Возвращаясь к Эрнесту Хемингуею, нельзя не заметить всю силу литературного таланта. Читая это произведение, мы невольно сидим в воображаемой машине времени, то и дело помогая старику облегчить, или хотя бы разделить его боль. Настолько точное описание природных явлений может оставить без заработка любого критика или редактора. Подобные произведения должен прочитать каждый, без исключения. "Старик и море" относится именно к той серии книг, которые учат жить и выживать.