Грузман Вячеслав Моисеевич : другие произведения.

Рецензия на книгу Дмитрия Быкова "Булат Окуджава"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Случайно познакомился с первой главой будущей книги Дмитрия Быкова о Булате Окуджаве в серии "Жизнь замечательных людей". Блок по одной пылинке оценил целый мир. Глава не пылинка, тем позволительнее представить по ней довольно странной (мягко говоря) будущую книгу.


"Случайно на ноже карманном

Найдёшь пылинку дальних стран

И мир опять предстанет странным....

А.Блок

"Домыслы вместо доводов"

   Случайно познакомился с первой главой будущей книги Дмитрия Быкова о Булате Окуджаве в серии "Жизнь замечательных людей". Блок по одной пылинке оценил целый мир. Глава не пылинка, тем позволительнее представить по ней довольно странной (мягко говоря) будущую книгу.
   Книжная серия "Жизнь замечательных людей" была задумана А.М.Горьким, как одно из средств реализации своей парадигмы "Человек! Это звучит гордо!". В ней должны были публиковаться биографии людей, которыми можно гордиться, а не осуждать. Книга же Быкова начинается с осуждения Окуджавы за "роль Поэта, берущего сторону победившей стороны. В семнадцатом её сыграл Александр Блок, в девяносто третьем - Булат Окуджава". На этом домысле Быков пытается строить своё нелепое открытие реинкарнации в Булате Александра Блока. Булат в отличие от Блока не брал сторону Победивших, в 93 он оставался на своей стороне убеждённого антифашиста, понимающего, что людоеды воспринимают только язык силы. :"Я не за насилие, а за силу. Я не за жестокость, за жёсткость" сказал он в интервью Андрею Крылову. Как здорово, как точно , как не банально сказано! Уверен, что мой восторг поддержит каждый честный и мыслящий человек. Как мог Быков, числящийся в аналитиках и причисляющий себя к учителям жизни, проигнорировать эти слова. Да и Блок, на самом деле, взял сторону не победивших большевиков(в 1918 мало кто верил в устойчивость их власти ), а сторону их благих намерений. Блок страдал от обжорства роскошью, развратом, праздностью на фоне крестьянской России, которая даже на фотографиях той поры не была столь благостна, как Россия, которую потерял, несостоявшийся русский аятолла Солженицын.. А Окуджава никуда не убегал от "ликующих, праздно болтающих", и если выполнял долг, то не перед Ельциным ,а перед собственной совестью (все кто мало - мальски были знакомы с Окуджавой, знают, что он никакому начальству органически служить не мог). Для поддержки своего домысла о реинкарнации Быков довольно топорно использует литературоведческие работы Александра Жолтовского, Леонида Дубшана и Корнея Чуковского. Обширная цитата из книги Жолтовского "Поэтический мир Булата Окуджавы" венчается заключением: "Окуджава занимает в русской поэзии место, зеркально симметричное месту Блока: если тот по замечанию Шкловского канонизировал и поставил на службу символизму, жанр цыганского романса, то Окуджава как бы популяризировал достижения символизма и вообще высокой поэзии, обогатив ими песенно-поэтическую публицистику современных бардов и менестрелей".(Скажите, причём здесь реинкарнация !?). Из статьи Л.Дубшана вообще цитат не приводится, а в работе Корнея Чуковского говорится о безволии Блока, что известно ,впрочем из перипетий его семейной жизни.( "Качай чужую колыбель, ласкай немилого ребёнка")., ("Он вообще был не властен в своём даровании и слишком безвольно предавался звуковому мышлению, подчиняясь той инерции звуков ,которая была сильнее его самого") Но ни слова не говорится об Окуджаве. И вдруг Быков опять осуждает Булата: "Это сказано не о Блоке, а об Окуджаве, ибо приложимо к нему до последней буквы??". Что не только осуждение, но и ложь. Я лично имел возможность в общении с Булатом наблюдать завидную силу его воли. О чём уже писал в своих опубликованных воспоминаниях об Окуджаве и ещё раз свидетельствую здесь. Кроме того, в беседах со мной Булат неоднократно подчёркивал, что он не композитор, а музыка для него средство усиления эстетического воздействия поэзии. А Быков "находит" всё новые подтверждения придуманной им реинкарнации: "Окуджава тоже наследовал Блоку и ритмически они близки как никакая другая пара в русской литературе:

По городу бегал чёрный человек

Гасил фонарики, взбираясь на лестницу

(Блок,1903)

Девочка плачет - шарик улетел

Её утешают, а шарик летит

(Окуджава, 1957)"

   Следуя этой логике, Анна Ахматова реинкарнировалась в Николая Тихонова ещё при жизни.

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу

(Ахматова, 1912)

Мы разучились нищим подавать,

Дышать над морем высотой солённой

Цедить вино и в лавках покупать

За медный мусор золото лимонов.

(Тихонов, 1922)

   Увлекаясь поиском новых "подтверждений" он переходит к голословным опасным высказываниям: "Текстуальных и композиционных совпадений у Блока и Окуджавы такое количество, что подчас трудно признать их случайными....". Помилуйте, но это уже смахивает на обвинение в плагиате! Быков чувствует, что его заносит, и неуклюже добавляет: "Хотя я не сомневаюсь, в том, что, сочиняя свой "Романс". Окуджава думать не думал о блоковской "Легенде"" Не найдя, выражаясь языком математической статистики, значимых ( не случайных) подтверждений реинкарнации Блока (чего стоит. "Даже в авторском облике ..Окуджава и Блок были рослыми кудрявыми красавцами...отмечается разительное сходство??), Быков хитрит. "Можно долго перечислять тематические перечисления, но ограничимся констатацией: кажущееся безволие Окуджавы и Блока их подчинённость звуку, их установка на звучание , не на смысл отражение важной черты их поэтических личностей."
   Это Окуджава после "Возьмемся за руки друзья", после "Совесть, человечность и достоинство- вот оно святое наше воинство" нацелен не на смысл!?. Да, смысл правит всеми его песнями. Разумеется, по моему убеждению, но и по объёктивным причинам. Может быть, Блок от серебристости начала века и установился на звучание. Но после мясорубки середины двадцатого века, вряд ли Окуджаве хотелось просто петь.
   Исчерпав возможности нахождения новых параллелей Окуджавы и Блока , дабы не заехать в тупик Быков начинает реинкарнировать в Окуджаву ещё и Жуковского. Прибегая к сомнительным не литературным приёмам :
   Явственно представляю бешенный гнев Булата на выводы, уместные разве, в среде неопытных собаководов. Например: вывод о тождестве психологии Жуковского и Окуджавы, т.к у первого мать была турчанка , а у второго - армянка: "Жуковский - сын пленённой турчанки, Окуджава - сын армянки, в обоих живёт неутомимый интерес к востоку.."Какие близкие нации после геноцида армян! А какая великолепная чушь пассаж о фотографическом сходстве Жуковского и Булата, просто нельзя не привести ее подробно: "В самом внешнем облике Окуджавы и Жуковского на известных ранних портретах много общего - та же меланхолия, курчавость , большие томные глаза; иногда кажется, что на своей фотографии военной поры Окуджава нарочно позирует - до того похож он на тот самый портрет, под которым сделал Пушкин свою прославленную подпись насчёт пленительной сладости и вздыхающей младости". Но глава называется "Окуджава и Блок..." и Быков вынужден возвратиться к Блоку совершенно голословным утверждением. " В русской жизни 1950-1990 годов Булату Окуджаве выпало играть ту же роль, которая досталась Блоку. Он занял эту вакансию, ...Блока и Окуджаву... боготворили, как ни одного другого поэта - современника" Высказавшись столь категорично, Быков боковым зрением замечает Высоцкого и клевещет на него. "Разве, что Высоцкий мог рассчитывать на подобный ажиотаж - но это уже, так сказать, есенинские саморастраты, эскапады , скандальность - преобладание нелитературных факторов"
   Со стороны Быкова не могу признать это только лукавством. О похождениях Высоцкого, о его женитьбе знала столица, а в провинции знали только песни Высоцкого и боготворили больше чем других поэтов, в том числе и Окуджавы (при всём моём пиетете к нему). Перед Окуджавой преклонялась только интеллигентная часть общества, а перед Высоцким весь советский народ. Высоцкий настоящий народный русский поэт.
   Не найдя ещё сколько нибудь вразумительных доводов в пользу реинкарнации ( чего стоят ссылки на плодовитость, на любовь к фольклору на неравнозначность качества стихов как у Блока, так и Окуджавы), автор переходит к своему первоначальному любимому домыслу о 93 годе. Где утверждает, что Окуджава не мог осудить расстрел Белого дома, будучи должником власти Ельцина, как "имевшие на такое осуждение полное моральное право: Андрей Синявский и Владимир Максимов. Они не были обязаны ельцинской власти...." А по Быкову совесть Булата требовала осуждения, о чем ему напоминали окружающие "Некоторые Окуджавой раззнакомились, иные ограничились сухой констатацией своего разочарования (кто не сказано),"Назван, только "прекрасный артист Владимир Гостюхин - человек умеренно патриотических и советско - ностальгических убеждений". Этот умеренный патриот "сломал и швырнул под ноги Окуджаве пластинку его песен"
   Как мог Быков назвать Гостюхина, злобного, кирзового мужика, который во всех фильмах сам себя играет..... прекрасным артистом. Даже самым воспалённым воображением невозможно представить, чтобы он сыграл как, например, Юрий Яковлев и поручика Ржевского и князя Мышкина. Как мог применить эпитет "прекрасный" к субъекту, растоптавшему пластинку с замечательными стихами. Да будь Гостюхин и трижды талантлив, после топтания пластинки, для каждого порядочного человека не должно быть больше артиста Гостюхина.
   В начале двадцатых годов ехал в трамвае на работу Арон Александрович Сольц. Бывший профессиональный революционер: "замечательный человек нашей революции", как называл его великий писатель Юрий Трифонов, а старые большевики - "совестью партии". К тому времени Сольц был одним из руководителей ЦКК. В трамвае подвыпивший ухарь стал приставать к девушке и Сольц сделал ему строгое, властное замечание, а парень начал оскорблять и угрожать не только ему , но и всем его родственникам. Сольц был некрасив: маленького роста, большеголовый, с выпуклыми глазами и толстыми губами. Пассажиры встали на сторону хама: евреев всегда не любили. Тогда на каждой трамвайной остановке находился пост милиции и Сольц обратился за помощью к постовому, но тот активно присоединился к антисимитствующим пассажирам. Приехав на работу, Сольц рассказал о случившемся Феликсу Дзержинскому. Тот взял с собой двух чекистов и прибыв в отделение, где служил черносотенный милиционер , забил вход крест на крест двумя досками со словами: " Не может быть в советской республике такой милиции!". С тех пор в Москве не стало отделения с таким номером.
   Сейчас принято ругать большевиков, пускай во многом справедливо, но это были люди поступка, а не замаха без последействия. Поэтому власть их продержалась семьдесят лет, а не семь месяцев после авантюристического октябрьского переворота и умерла естественной смертью от дряхлости. Если бы Хрущёв не только выбросил Сталина из мавзолея, но и не хоронил в двух шагах от Кремля, то умер не жалким пенсионером, а лидером страны. Если бы Ельцин не только стрельнул по Белому дому ,но и поставил вне закона охранявших его последышей Гитлера (изыскано политкорректный Быков называет их националистами), , которые в первый же час после прорыва блокады бросились рыскать по соседней гостинице в поисках постояльцев с фамилиями типа Финкельштейн, то он тоже бы кончил дни свои на посту президента. А Дима Быков не осуждал бы Окуджаву за подпись к письму в поддержку Ельцина-93. Большая часть доказательств реинкарнации продуцируется Быковым филологическими методами. Я не специалист в области филологии, но я читатель и мне, как читателю, все эти филологические изыски напоминают препарирование живого тела поэзии ,а если при жизни поэта, то и живого человека. Представляю, насколько неприятно, было бы Булату читать о своём безволии и приоритете музыки в его стихах. Я лично слышал от него неоднократно, что музыка лишь вспомогательное средство для усиления эмоционального воздействия стиха. Я лично был свидетелем проявления его незаурядной воли, когда он не пошёл на завод,( который строил его отец) после того, как ему сообщили, что пропуск выписан только ему, а жене -нет. Я лично слышал в 1964г., как он, тогда ещё не очень известный и соответственно материально не очень обеспеченный заявил тысячной аудитории во Дворце культуры Уралвагонзавода: "К счастью нигде не служу". Представляю, (а со мной все кто его знал) возмущение Булата, что надломился он в октябре 93 года от вины за свою позицию." .. "Он погиб четыре года спустя Лет ему было не так уже много по нынешним меркам...был ещё крепок. - заключат главу Быков -Но надлом чувствовался с октября девяносто третьего - тут ошибиться было трудно"Чистый домысел, умер он не от надлома и не от старости, (такие люди не стареют), а от старых ран, нанесенных ему такими, как Быков препараторами в штатском.
   От чтения главы создаётся впечатление, что при написании автором владела жажда создания нечто неожиданно нового, громкого, а трудиться не хотелось и у него вместо доводов: домыслы. домыслы, домыслы.
   В советские годы, 22 апреля ( Ленинский субботник) нашу лабораторию направили работать в литейный цех .Литейный цех не место для веселья, но мы шли туда игриво и весело. Эпоха была застольная. Работали до обеда, а затем возвращались в лабораторию , пили технический спирт, настоянный на корках московских апельсинов, закусывая югославским салом и над столом всходила звезда молодого пушистого счастья. В предвкушении всего этого, болтая и смеясь, мы вошли в цех. Задержавшиеся в душевой, после ночной смены, рабочие ещё стояли у табельной. "Добро пожаловать в крематорий"- весело пригласил я своих товарищей. (Старый запущенный цех, где правили бал отвратительная вонь и чернота, так называли его многие на заводе .) Неожиданно, один из рабочих, наверно (по виду и акценту) татарин сказал: "Зачем так говоришь. Тут же люди работают!". Мне до сих пор вдвойне стыдно перед этим человеком. Вдвойне потому, что я сам когда -то работал в литейном цехе и знал - там работают не второсортные, а уважаемые и уважающие себя люди.
   Прочитав первую главу книги Д. Быкова о Булате Окуджаве, я почувствовал себя тем оскорблённым нацменом из литейного цеха. Уверен, что каждый уважающий себя серьёзный поклонник поэта и особенно те, кто знал его лично, при прочтении ощутит нечто подобное Окуджава живой человек и не всё в нём может нравиться кому- то по иному воспринимающему этот мир. Но каждый, кто знает и любит поэзию Окуджавы не может упрекнуть поэта в поступках противоречащих его сути ратника святого воинства. Ему не было необходимости вслед за Некрасовым каяться: "Не торговал я лирой ,но бывало...".
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"