Гук Александр Анатольевич : другие произведения.

Каменная книга

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Написано около 7 лет назад, пока не закончено, но в процессе. Это наша реальность ,перенесенная в каменный век, прототипы героев угадайте сами - если сможете, значит, что-то мне удалось...


На свете нет ничего, что когда-то уже не происходило.

Афоризм автора

0x01 graphic

Скрижали экономики.

Мировой финансовый кризис - доисторические корни.

   В некотором месте земного диска (а диск это или овал, или куб, или плоскость никто тогда толком и не знал, да и знать не хотел) на заре периода, который умные профессора зовут теперь четвертичным, жило великое племя урков, правил ими мудрый великий вождь Юван, а с ним совет старейшин. Жили урки на благословенной плодоносной равнине, покрытой в одних местах густым лесом, а ближе к югу он переходил в степь с тучными травами, оврагами и перелесками, с севера-северо-востока от холода их защищал горный хребет Гор-Бу, что в приближенном переводе на наш язык значило - Ходить-Табу, Идти-Нельзя или Не влезай-Убью. Как-то так, ведь слов в лексиконе урков было очень мало, и каждое имело по нескольку значений, этот атавизм сохранился у некоторых индивидуумов и доныне, двумя-тремя словами неизвестного происхождения они описывают все явления жизни, причем в нескольких уровнях-этажах, (ученый мир должен бы обратить на таких внимание, ведь это прямые потомки Великих Урков). На западе земли урков текла Река, она выходила откуда-то из далекого севера и, по древним легендам впадала на юге в огромное озеро, никто этого сам в племени не видел, но по преданиям великий ходок далекого прошлого Лакмай-Клух первым дошел туда и долго потом рассказывал, что воды там очень много, что дальше уж никто не живет, потому что вода солено-горькая, для водопоя непригодна.
   Старики племени немного знали о прошлом своего народа, только то, что им поведали отцы и деды, племенная же верхушка с некоторых пор не приветствовала распространение сведений о прошедших веках, называя их Темными. Официально было провозглашено, что нельзя травмировать молодое поколение рассказами об ужасах из жизни предков, это сделали еще при прежних вождях, особенно при Чукре, первом великом вожде урков. Когда-то, во время Великого Трясения сошлись стены Ущелья Соединения и закрыло проход в горном хребте, через который можно было выйти к племенам соседей - урсов или убров, через который люди протоптали в камне изрядную тропу, через который носили друг к другу много разных нужных вещей. Более того, в Ущелье в то время были люди, и не простые, а Мудрецы от всех тех племен, собравшиеся в пещере Каменной Книги, которая лежала там с незапамятных времен и хранила вековую мудрость предков. Если возникали трудности в жизни, то совершив необходимые обряды, самые уважаемые члены племен собирались в Пещере и читали каменные страницы, предварительно записав в неё всё, что произошло на свете после последнего посещения. И всегда Книга давала советы, изменяя чудесным образом текст на своих страницах. В тот же роковой день и Книга, и Мудрецы остались в Пещере погребенными, ответа на то, как быть, что делать не было и в племенах начался разброд, разделенные они зажили каждый сам по себе.
   По каким-то причинам расчищать дорогу не спешили, стихийную инициативу отдельных членов племени старейшины примерно утихомирили и после камлания со звоном бубнов, криками, даже драками на поляне старейшин порешили от имени народа урков избрать Чукру великим вождем без благословения Мудрецов. Чтобы это не смущало электорат все упоминания о Книге, Мудрецах и прошлом укладе старательно замалчивали, наспех придумывали новые законы и ценности, были назначены новые мудрецы, новая мораль, даже новый язык, правда очень похожий, но, по указу вождей - единственно верный.
   Потому то и называется горный хребет теперь так, если раньше кто-то и пытался его пересечь, то потом постепенно вожди и их помощники обрушили и все горные тропы и хождения прекратились, и по прошествию времени следующие поколения не знали почти ничего ни о соседях, ни о Каменной Книге.
   Надо сказать, что народ урков был умным и трудолюбивым, земля была богатой и плодородной. Люди приручали животных, сажали в землю зерна и деревья, ухаживали за ними и собирали плодов больше, чем сами могли съесть, в кладовых оставался изрядный запас от прошлых лет, в семьях перестали избавляться от стариков и хилых детей, кормить их было чем, а они хоть и не могли охотиться и работать в поле, но стремились тоже стать полезными - старики учили молодежь, а слабаки научились разным полезным ремеслам. Появились люди, которые сами себе еду не добывали, но делали разные полезные вещи для других, а те не возражали, потому что самим не надо было после охоты или пашни лепить горшки или шить одежду, чинить и делать новые мотыги, копья и луки. Ремесленники обменивали свои изделия на продукты и старались делать их как можно лучше и удобнее, чтобы брали у них быстрее и давали больше снеди, чем другим.
   Надо сказать, что правители племени первыми усекли возможность поживы, они объявили, что вождю и старейшинам "нельзя" (по урковски - впадлу) работать, а надо усиленно думать о благе народа, дымить, камлать и совещаться. Поэтому каждый должен в определенный срок приносить на поляну совета часть своих запасов, а так как поляна лежала в низине, в логу, и когда череда соплеменников шла туда с котомками, корзинами, штанами, щенками, горшками, ишаками..., то говорили: "Идем на лог",- ну и прижилось это понятие, и до нас дошло, будь оно неладно. К слову, если кто не приходил, то старейшины сперва сами ходили увещевать нерадивых отеческой дубиной, а потом поняли, что это не царское дело, они де "умные головы" (па ханы) и посему объявили народу, что из-за некоторых несознательных граждан, опять же для всеобщего блага, вводится в племени "служба безопасности" (ше стерка)! Теперь уже ретивые служаки па_ханов бегали по хатам и подгоняли народ, а на лог нужно было приносить больше - для прокорма ше_стерок.
   Всё это еще ничего, но со временем начались раздоры в племени, обиды на соседей, споры о том, сколько надо отдать в обмен мер ржи на одну арбу, или сколько коз за копьё, бегали к паханам с жалобами, те меряли, думали, судили и решали, но жалоб становилось всё больше и больше, паханы несказанно уставали. Даже ввод должности "мервесов" (судей) не решил проблемы, так как каждый из них имел много родни и решал хоть чуть-чуть, а зачастую и по беспределу, в её пользу. Лучшие умы урков ломали голову над такой глобальной проблемой. И вдруг в один пасмурный день, какого-то года, месяца сбора мёда на поляну старейшин пришел человек и заявил, что он придумал как быть!!!
   Итак, что же он придумал??? Надо сказать, что в племени водилось несколько чудаков, которые немного отличались от других, то есть внешне почти ничем, разве что они были менее опрятны, гораздо беднее и беспомощнее остальных в житейских вопросах. Их мало волновало собственное благополучие, количество запасов в кладовке, свиней в хлеву или курей на насесте, они постоянно были объектом насмешек соседей и террора со стороны собственных жен, правда таковые, к счастью, имелись буквально у одного-двух из них. А происходило это потому, что своим поведением они попирали все нравственные устои общества, спину в огороде не гнули, забор не чинили, а часами могли сидеть и что-то малевать углем на камне, палкой на песке, рассматривать травинки и букашек, надолго пропадать в неизвестных местах, а возвращаясь приносить разные диковины, в основном бесполезные для большинства нормальных людей. Наш чудак относился как раз к этим путешественникам, звали его Гео.
   Но пришел к старейшинам на поляну, конечно не он!!! Есть такой афоризм, что открытия делают гении, внедряют их в жизнь прагматики, а пользуются плодами подлецы. Это как раз про нашу историю. А было всё так - Гео, возвращаясь из очередной экспедиции зашел в гости к своему сводному брату Ги, отец у них был один, а матери совсем разные. Мама Гео была простой женщиной, все её предки жили тут, она рано познала мужчину, много работала, много детей родила и умерла чуть старше тридцати весен, что считалось абсолютно нормальным, то, что у Гео и Ги был один отец, скорее случайность, так как мужчины урков не утруждали себя узами брака и обязательствами верности. Но о матери Ги надо сказать особо, её нашли охотники далеко от обычных мест травли, был голодный год и уходить за зверем приходилось всё дальше и дальше, она лежала на лесной опушке истощенная, нагая, вся в рваных ранах от когтей и зубов, с черными как смола кудрявыми волосами, но рядом лежала дохлая, задушенная дикая кошка размером с саму пострадавшую. Отец Гео и Ги - Анви, тогда еще молодой охотник очень удивился силе и ловкости такой хрупкой девушки, надо сказать, что она была совсем невелика, в отличие от женщин племени, которые с такой кошкой обычно справлялись быстро, а при случае гурьбой и пещерного амбу-медведя обращали в бегство, да и дротиков ему в зад пару засаживали. Но то бабы-урки, мощные, широкие и в плечах, и в бедрах, а тут совершенный на первый взгляд подросток, хотя если приглядеться, то уже вполне зрелая женщина, а уж вожак охотников в этом знал толк. И пока Анви пытался привести её в чувство, он похотливо облизывался, а когда она пришла в себя, оттолкнул молодого, чтобы не мешал вожаку отправить сексуальную надобность, Анви сразу и не возражал, но его пригвоздил к месту испуганный и молящий взгляд огромных темных глаз, так могут только немногие женщины - одним взглядом сказать всё. Анви понял и могучей рукой, еще не сознавая, что делает, отшвырнул вожака в сторону и стал между ним и девушкой. Вожак такого не прощал никому, дротик стремительно свистнул, но Анви нырнул вниз как молния и своим топором распорол живот вожака, потом одним махом вырвал печень вожака и съел её - всё, теперь вожаком стал он, ибо вся доблесть и сила старого перешла к нему. Охотники склонились перед ним, а он гордо зашвырнул на спину девушку, как законную добычу и зашагал в стойбище.
   Так мать Ги, черноглазая Раса, оказалась в племени урков, обучилась языку, родила от Анвы сына, но так и не сказала никому кто она и откуда. Старики же поговаривали, что слышали от прадедов, а те еще от своих, что такое племя жило у Соленой воды, а имя ему вроде бы зары.
   В силу этого Ги был несколько иным и внешне, и по характеру, он не отличался физической мощью, почти не дрался ни в юном, ни в зрелом возрасте, он любил слушать стариков, охотников, земледельцев и всё услышанное сразу запоминал. Особым трудолюбием он не отличался, с сохой или лопатой его не видели, в сообщество охотников он не вступил, не сеял, не жал, не занимался ремеслами, но как-то у него всё появлялось и всегда было. У него можно было всегда найти меру зерна, горшок для пива, каменный нож, и даже бронзовый топор, ценность немыслимую. Ги как и Гео часто уходил из дому, но не затем, чтобы рыться в каменных отвалах, или на речном плёсе в песке. Он ходил из деревни в деревню сперва с мешком, потом с арбой и двумя быками, носил из села в село разное барахло, которое почему то именно там и в то время было нужно позарез и менял его так, что у него всегда оказывалось больше товара или тот становился намного ценнее. Дома у него образовался целый склад разных вещей, соплеменники суеверно его побаивались, они не понимали как такое возможно и подозревали, что этот Ги знается с Торчем - страшным и вредным духом.
   Итак, веселый и усталый Гео зашел к Ги, он надеялся чего-то перекусить у названого братца, тот ему никогда не отказывал, правда просил показать добычу и иногда выбирал себе какой-то камешек, обычно полупрозрачный и цветной, но Гео этому был бесконечно рад, остальные родичи просто смеялись над его находками, а великодушный Ги его еще и подкармливал, да и мог дать старую шкуру на куртку или на обувь. Гео разложил свои находки, Ги принес ему ломоть вкусной рыбы со странным названием шиф и внимательно рассмотрел диковины, среди них лежало не очень большой сверток в тряпице, Ги развернул его и застыл, у него перехватило дыхание. Почему, да он и сам не понял, в руке лежал небольшой камень солнечно-теплого цвета и необыкновенной для своего размера тяжести, Ги неловко оступился и камень упал с руки на кучу минералов, на поверхности его осталась зазубрина, он был настолько мягок, насколько и тяжел. Ги вопросительно глянул на Гео, тот закивал радостно, ведь если Ги что-то брал, то всегда и давал взамен нужную вещь, для Гео впрочем все вещи были нужны - у него и не было ничего. Кратко расспросив Гео о том, где он нашел камень и отдав ему, кстати себе на удивление, новое копье с бронзовым острием и остатки рыбы, проводив Гео Ги зашел на половину своей матери и показал старой Расе находку, глаза её при виде камня загорелись... Через время Ги вышел из дома и пошел к ручью, там он сел на берегу, достал удивительный камень и задумался, душа его была в смятении, он прикоснулся к великому, он чувствовал, что в его жизни произошло главное событие, сидел и сидел глядя на текущую по руслу воду.
   Две руки дней его не было дома, а потом солнечным утром он появился перед вождем и старейшинами на поляне совета. Поскольку просто так в совет не приходили, на поляне перед священным огнем никто не смел говорить о пустяках или лгать, а также, что пришел не кто-нибудь, а сам Ги, которому обязана в разной степени и по разным делам половина совета и сам вождь Ювань, то слушали его с большим вниманием. Сперва он поднял руки и поклялся на священный костер, что всё сказанное им правда и все его предложения только во благо племени. Потом он выложил на глиняное блюдо два шарика - один был из всем известного мягкого материала о_лова, а второй цвета солнца, очень красивый и блестящий. Блюдо он поставил на треногу и разжег под ней огонь, пока грелась миска он достал из мешка глиняный сосуд, запечатанный воском и сказал, что ровно семь лун тому положил туда две пластины, одна из неизвестного солнечного металла, а вторая из знакомого красно-рыжего металла. Первая пластина сияла как новая, а вторая была покрыта темным налетом и выглядела лет на пятнадцать строгого пещерного режима. Тем временем блюдо на треноге нагрелось и оловянный шарик уже растекся по дну блестящей лужицей, а желтый комок та и остался целым и твердым. Далее Ги выложил из своего волшебного мешка несколько желтых блинов разной величины от размера с ноготь до бычьего глаза в диаметре. На одной поверхности блина были выдавлены контуры разных зверей - зайца, рыси, волка, оленя, медведя и лося, на другой стороне был нарисован глубокой бороздой странный знак в виде шести линий, соединенных по три и образующих по кругу шесть острых шипов. Дав совету рассмотреть блины и результаты опытов, Ги выступил в середину, отвесил поклон старейшинам и вождю и начал свою речь.
   - О, мудрейшие мужи славного племени урков, под вашим прозорливым оком пришли долгие дни мира и благоденствия, независимости и сытости, пусть Великое Солнце продлит ваши дни на долгие-долгие времена. Я не должен бы ничего говорить, конечно ваш изощренный, подобный соколу, разум уже сам предугадал мои мысли, но я, простите мне моё косноязычие, всё же позволю себе, недостойному, сказать несколько слов.
   - Вы знаете, что я много походил по земле племени, даже, в странствиях, видел людей из других племен, каждый раз приходилось объясняться очень долго, потом, если у них были добрые намерения, то мы менялись с ними, отдавали то, что было у нас и брали их диковины, оружие, посуду, неизвестные травы и животных. Каждый раз приходилось спорить сколько и чего отдать за это, сколько за то, иногда они обвиняли и угрожали, если бы в этих походах меня не поддерживали вы, дав мне сопровождение из самых сильных воинов, то я бы давно погиб, а у вас бы не было одежды из белого полотна, вычурных расписных кувшинов, пахучих горьких трав.
   - А что у нас творится, везут налог и каждый раз чего-то много, а чего-то почти и нет совсем. Ваши шестерки потом обратно бегают и меняют горшки на мед, мотыги на капусту, люди из дальних деревень бросают дела и гурьбой везут возами свой налог, тратят время и силы, часть добра пропадает в дороге, а часть лежит без дела тут на Логу, это очень прискорбно и бесхозяйственно. Я предлагаю ввести в середину любого обмена вот эти предметы! Почему именно их?
   - Как вы видите, первое - они обладают малым размером и большим весом, это весомый аргумент; второе - они не горят в огне, не текут и не меняют форму и вид; третье - они спокойно пролежат в любом тайнике, в земле, воде и не потеряют ни вид, ни блеск, ни вес; четвертое - этот металл редко встречается, ни у кого в нашем и соседнем племенах такого нет, даже вы, умудренные Солнцем, не видели его никогда, так что можно не бояться, что кто-то принесет такие камни и будет забирать наши товары и прибавлять нам лишний металл, чтобы он терял свою способность к обмену, и происходило его обесценивание (инфляция- словарь урков); пятое - он податлив в обработке, хотя и очень трудно плавится (но есть таланты-кузнецы), и в обмен мы введем, если будет принято ваше мудрое решение, не сами природные камни, а вот такие кругляши, разного размера и точно определенной тяжести для каждого, на них с целью защиты от подделок и злых духов начертаны магические знаки и тотемы племени, которые придадут им быстроту и ловкость зайца, внимательность и бесшумность рыси, свирепость и выносливость волка, красоту и грацию оленя, силу и несокрушимость медведя, упорство и бесстрашие лося. Да и людям будет легче различить ценность их по виду, без сравнения веса.
   Тут поднялся самый мудрый советник вождя Пошерон и спросил, - "А уверен ли ты, досточтимый Ги, что наши соплеменники захотят менять что-то на эти удивительные кружки, если хотя бы часть людей заупрямится, то они так и пролежат тут на поляне без дела?"
   - О, прозорливейший и достойнейший Пошерон, ты спросил как раз то, о чем я хотел сейчас поведать, думаю, что желание обладать этими кружками станет для всех урков выше всех других и они будут счастливы уже звоном хотя бы нескольких таких в своем мешке! Конечно случится это не сразу, надо проявить терпение, настойчивость, ум и использовать вашу власть и мудрость. Во-первых, надо объявить, что отныне налог будет браться исключительно такими кружками, но у людей их нет, не беда, мы у всех желающих будем покупать их товар и распространим часть их в народ, товар же распределим по деревням где он более нужен и продадим, так и вернем их обратно еще и с выгодой; во-вторых, всем вашим воинам, шестеркам, а также тем, кто добровольно приходит на ваши поля и сады работать будем предлагать их в качестве оплаты полностью или частично, они возьмут, ведь налог платят все, таким образом они появятся в избытке у людей, которые не имеют собственной земли и её плодов, а значит будут источником этого универсального товара для остальных, покупая еду, одежду и предметы жизни; в-третьих, чтобы вызвать интерес народа к этим кружкам я сам тут в центральной деревне на своем подворье открою пункт обмена товара (ма-га-зин) на кружки солнца (солнце по-урковски голда), так вот на голду буду менять самые нужные товары очень дешево, люди сразу кинутся её искать, такие же магазины, с вашего высокого разрешения своими слабыми силами постараюсь открыть и в дальних селах и весях, люди привыкнут и подружатся с голдой. Уже одно то, что можно будет не тащить с собой припасы при путешествии, или на дальние работы, а взять просто мешочек кружков из голды и купить себе в другом селении всё необходимое тоже будет помогать нам в её распространении.
   Со своего высокого камня неожиданно поднялся сам Великий, Грозный и Громогласный Вождь Ювань, его лицо выражало решимость, несмотря на ряботу и крапины, он поднял руку и установилась мертвая тишина, никто не смел ничего сказать вождю, спросить его или обратиться первым, разве что его глупая и взбалмошная наложница Люя позволяла себе такое, но кто обращает на такую мелочь внимание, а Ювань благосклонно уже который раз назначал её первой герлой гарема.
   - Я хочу спросить тебя, Ги, что лично ты хочешь от племени и старейшин за своё полезное предложение?
   - Великий вождь,- Ги упал на колени,- мне не надо ничего, я пекусь только о благе племени, шоб я так жил и кушал, неужели я похож на крохобора Шома, который за какой-то вшивый меховой лепень (костюм), сшитый кстати так шо слушать больно, хотел содрать с тебя, Отца племени, целую дойную козу (ему, поцу нехорошему, ни одна шмара плохого поведения уже не даёт), да пусть отсохнет мой поганый язык, и загребут меня куры лапами, я хочу лишь, чтобы вы позволили мне работать для вас и всех, договариваться с кузнецами, эти упрямцы не хотят ни с кем больше иметь дело, боятся сглаза и духов, я буду считать для вас кружки, проверять их вес, держать их у себя в погребе (банке-урк. яз) и менять на товары в магазине. Вы же будете безраздельно владеть всеми запасами голды как уже известными, так и еще ненайденными, мне вы будете выдавать голду для кружков солнца (мо нет - урк. яз) только если товаров, хлеба и мяса станет много и монет не будет хватать. Я же буду отвечать за учет каждой монеты и следить её путь из банки, магазина, лога и почтительно докладывать вам, о мудрейшие и величайшие. Монет в племени должно быть столько же сколько вещей можно за них купить, станет больше монет хитрые люди захотят получить больше за ту же меру товара, вздуют цены, люди-обороты с лишними монетами (спекулянты) много скупят, если монет мало, а товара много, то цена его упадет, он не продастся и частью пропадет, а у людей не станет монет для налога.
   Тут все на совете удивились великой мудрости Ги, хотя он уверял, что это они сами его надоумили, когда позволили иногда присутствовать на совете и слушать их речи, но старейшины приговорили и вождь утвердил - этот важный день считать в племени праздником с танцами и хороводами, выдать народу по ведру бузата, чтобы славил Ги, и наректи его в честь оного - День Ги!
   В какой день это случилось по нашему календарю неизвестно, но до сих пор в любой день и час мы слышим про деньГи, как становится хорошо и уверенно в день получки, воистину до сих пор день Ги - всенародный праздник!
   Прошло несколько солнцеворотов, племя потихоньку привыкло к новым отношениям, не сразу и не без конфликтов, которые Ги гасил сам без вождя и его воинов, он умел показать людям выгоду от принятия денег в оборот прежде всего как единую меру для совсем различных по природе вещей, никто, да и сам Ги не понимали, что собственно можно соизмерять в кожаных сандалиях и злаковой лепешке, в ожерелье из колечек бронзы и горшком для воды, никто не говорил об "овеществленном труде" и "прибавочной стоимости", до времен марксизма и политэкономии еще лежали многие тысячелетия впереди, но Ги своей незаурядной интуицией понял основы экономики и сумел донести её до соплеменников. Прежде всего он установил эквивалент денег к каждому товару, а почему этот предмет дороже, а тот дешевле, объяснил уркам довольно просто.
   Прежде всего Ги с помощью доверенных людей подсчитал, причем собрав сведения за несколько последних лет, сколько урожая и каких плодов собрали урки с полей и сколько людей работали в поле при этом, сколько вырастили свиней и коров, птицы и рыбы, опять же с учетом количества использованной рабочей силы, сколько один неплохой, но и не лучший, этакий средний ремесленник, делает в год то ли горшков, то ли ножей и мотыг, то ли мягких кож, мокасин, готовой одежды... Но учет шел не просто по тому, что произвели в общем и стихийно, а еще и с учетом того, каких вещей и продуктов было с избытком, а каких постоянно не хватало и за ними надо было побегать и поискать. По этим сведениям Ги без калькулятора подсчитал среднюю за несколько лет стоимость в единице веса голды человеко-часа труда хлебороба, животновода-пастуха, кузнеца, гончара, кожемяки и портного, после этого он для тех вещей, которых не хватало (дифисит), установил повышенную цену, а за те предметы и снедь, которых было в избытке, цена была уменьшена, по паре наименований "производство и потребление было идентично" (когда Ги увлекался и начинал говорить своими новыми словами и терминами, то даже в совете старики его грозили побить палкой), так вот, цена на эти предметы осталась на уровне "среднестатистической".
   Жалованье воинам и шестеркам совет, по подсказке Ги, установил так, чтобы общая сумма не была выше пятой доли от налога, но и обеспечивала им "уровень жизни", как у обычного "среднестатистического" урка. По этому валовому показателю Ги и установил необходимое количество денежных единиц, которые заказал для чеканки кузнецам, получив из "голдового запаса" правителей племени необходимое количество голды строго по весу. Но кузнецы, недовольные переселением в закрытый и хорошо охраняемый "двор монет" (резер федер - урк.), работали медленно и количество монет росло плохо, но тем не менее, хотя Ги распределил деньги по селам пропорционально их деревенскому ВВП и потребность дал еле-еле на четверть, но для расчетов денег почему-то хватало, а в некоторых особо бойких по торговле селениях даже образовался излишек монет. Ги после долгих раздумий в бане с молодой герлой, глядя на случайно попавшую на полок монету с корявым краем, вспомнил, что эта монета пять ночей тому уже была у него в руках, он получил её в банке и отдал в уплату за ведро пива, а сегодня ему её принесли в уплату за товар из личного склада, она ВЕРНУЛАСЬ! Ги вдруг заорал громко что-то типа "кариэва", мол "нашел еду", а герла очень испугалась, что этой едой вполне может стать она сама и с воем убежала даже без неглиже. Ги же прыгал и орал еще сильнее, а потом сказал: "ОБОРОТ! (круг - урк.)",- так впервые среди урков поняли закон денежного оборота, для платежей за одну луну денег надо ровно во столько раз меньше, сколько раз одна монета перейдет круг от банки в ту же банку! Значит денег надо не столько, сколько по его расчетам, а несколько меньше, одна и та же монета при быстром обороте освобождает другую такую же. Половина отчеканенных денег останется в банке, что же с этой кучей делать? Ги выпил пива и лег на полку, надо было крепко подумать!
   Далеко не всем понравились цены, шел ропот от недовольных, хотели даже собраться толпы и пойти на Наймад (поляну духов) и там, покрасить охрой (цвет "пореманш"-урк.) губы и шеи идолов, да покамлать, пошуметь, попить бузата..., чтобы наказали духи этого плохого Ги, но Ги через гонцов провозгласил во всех селениях, что каждый волен свой товар не нести на его склады (закрома), где цены твердые, а вынести просто на особое место торговли в селении (рынок) и продать кому угодно хоть за мешок голды. После пары дней на рынке с утра до вечера, да с мешками, да без прибыли, да с горя по ведру бузата, да потом по горбу мотыгой от жен, в общем у бедных крестьян надолго отбилась охота торговать на рынке (в генетической памяти и до сих пор), понесли они свои котомки в закрома и лабазы, где приобретатели (заготовители - урк.) сразу всё у них купили, навьючили ослов и пошли караваны по земной коре. Заниматься торговлей, тут особый талант нужен, где уж урку исхитриться!
   Но вернемся к нашему Ги, он уже вылез из бани и принял сосредоточенный вид, как известно деньги лежать не должны, они должны РАБОТАТЬ! Но как? Утром, идя по рынку, Ги увидел Гео, хлопающего глазами возле прилавка с инструментом, первооткрыватель голды стоял без гроша в кармане и облизывался на диковинный инструмент, то ли маленькую мотыжку, то ли молоток с острым клювом из черной бронзы, очень твердого и дорогого материала. Он представил как этим клювом он мог бы крошить камешки, делить их надвое и любоваться диковинными узорами на расколе, Ги остановился, поняв всё без слов, он спросил цену, достал три монеты и купил клевок, отдал его Гео, прыгающему от радости, и пошел дальше. "А если бы это был не этот чудак Гео, вон их сколько с дырявым карманом ходит без голдышки за душой. У меня в банке есть запас монет, дать им, если захотят сейчас, пусть купят что надо, а через время вернут мне монеты. Однако я же им оказал услугу, помог купить в срок тот же лемех, они вовремя вспашут и засеют, зерно вырастет и будут вкусные лепешки, значит без меня они были бы в убытке. Так пусть же отдадут чуть больше, чем взяли просто в благодарность, никто не возразит, надо только толково объяснить, а монет у меня станет больше, и это хорошо!",- так впервые у урков появился кредит под проценты.
  

Продолжение будет

  
  
  

7

  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"