Гуларян Артем Борисович : другие произведения.

Святой Грааль и Большой адронный коллайдер

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Свежая статья, вышедшая только что в февральском номере "Уральского следопыта" за этот год. Просьба при цитировании статьи ссылаться на этот журнал

© Уральский следопыт, 2010 ? 2


Гуларян А.Б.

Третьяков О.В.


СВЯТОЙ ГРААЛЬ И БОЛЬШОЙ АДРОННЫЙ КОЛЛАЙДЕР.


В эпоху перемен и социальных потрясений возрастает популярность футурологии и социальных прогнозов. Человечество пристально всматривается в свое будущее, и если прогноз того или иного футуролога сбывается, это производит громадное впечатление на публику.
Так произошло в случае с Самюэлем Хатингтоном, который предсказал, что после разрешения старого векового конфликта между капиталистической и социалистической системами придет новый - 'столкновение цивилизаций'. Здесь нелишним будет заметить, что прогнозы действительно сбываются, если над их осуществлением планомерно работать... США сделали все, чтобы поссориться самим и поссорить весь Запад с быстро растущей и набирающей силу Исламской цивилизацией.
Какие же прогнозы нам грозят теперь? И какие рычаги по их осуществлению уже задействованы?
Отечественный политолог Андрей Фурсов, оценивая изменения, произошедшие за последние 20 лет в обществе, говорит о глобальной смене общественного устройства. В своем докладе на заседании клуба 'Красная площадь' он утверждает, что национальное государство, основа Вестфальской системы мира, уступает место корпорации-государству, которое вступает в конкуренцию с другими подобными корпорациями, и ради успешности в этой конкуренции отсекает большую часть населения от общественных благ и ресурсов [1]. В другом своем выступлении 'Дэн Браун - провозвестник новой эпохи' А.И. Фурсов связывает будущее человечества с системой власти, копирующей средневековые рыцарские ордена [2].
При этом А.И. Фурсов ссылается на доклад 'Кризис демократии' упомянутого выше С. Хатингтона, написанный еще в 1975 году совместно с японцем Дз. Вотануки и французом М. Крозье по заказу Трехсторонней комиссии. Авторы доклада доказывали, что демократия может стать серьёзным оружием в руках среднего класса и квалифицированных рабочих против политической элиты западных стран и предлагали меры, как подобного избежать. Одной из таких мер должно было стать воздействие на общественное сознание населения развитых стран с целью создать представление об инструментальном характере демократии и реабилитации идеи иерархичности общества и сюзеренитета. Инструментом подобной трансформации, по мнению А. Фурсова, стал появившийся на Западе в 80-е годы прошлого уже века жанр fantasy, описывающий 'будущее как прошлое'. То есть, А.И. Фурсов считает фантастическую литературу средством информационно-психологического противоборства, важным рычагом воздействия на общественное сознание, как во внутриполитической, так и во внешнеполитической борьбе. С его помощью социуму можно навязать нехарактерные для него паттерны поведения.
Одно мнение - только мнение. Два одинаковых мнения - уже тенденция. Три и более одинаковых мнения - тренд. О том, что человечество вползает в новую Средневековую эпоху, пишет не только А.И. Фурсов.
Аналогичное мнение высказывает известный философ, политолог и публицист Сергей Переслегин и возглавляемая им группа 'Конструирование будущего'. С.Б. Переслегин утверждает, что современное человечество стоит перед постиндустриальным барьером, который будет преодолеть также сложно, как индустриальный барьер XVI-XVIII веков [3]. Во всяком случае, Римская империя, вплотную подошедшая, по мнению С.Б. Переслегина, к индустриальному барьеру, не смогла его перейти, была демонтирована, после чего человечеству пришлось преодолеть тяжелый обходной путь Средневековья. По мнению философа, современному человечеству предстоит новое Средневековье, если оно не сумеет преодолеть барьер на пути от индустриального к информационному обществу.
Солидаризируются С.Б. Переслегин и А.И. Фурсов и в оценке влияния фантастической литературы на общественное сознание. Более трети статей С.Б. Переслегина - это литературная критика. И критические статьи посвящены научной фантастике. С.Б. Переслегин заговорил об аристократической военно-феодальной основе будущей Галактической империи человечества еще в послесловии к роману Сергея Лукьяненко 'Лорд с планеты Земля' [4].
С оценкой будущего, высказанной С.Б. Переслегиным и А.И. Фурсовым, согласны публицисты из противоположных политических лагерей - либерал-западник Дина Хапаева и консерватор-националист Александр Елисеев.
Д.Р. Хапаева, автор книги 'Готическое общество. Морфология кошмара' [5] утверждает, что человечество уже вступило на путь архаизации. Причем формирующуюся у нас на глазах общественную систему она называет 'готическим' обществом, чтобы отличить его от исторического Средневековья. А.В. Елисеев, историк и теоретик движения 'Русское действие', говорит о 'весне нового Средневековья' и 'новом феодализме по Николаю Бердяеву' [6]. Как и западник, так и почвенник видят черты архаики в каждом новом явлении, проявляющемся в современном обществе.
Сходятся вышеперечисленные публицисты и в оценке творчества основных, знаковых авторов фентезийного жанра и мистического детектива. Так, А.И. Фурсов прямо называет Д.Р.Р.Толкиена и Дж.К.Роллинг создателями новой, неосредневековой идеологии, пытающейся перекроить общественное сознание по принципам иерархической организации общества под руководством духовно-рыцарских орденов. Д.Р. Хапаева утверждает, что Дж.Р.Р.Толкин вовсе не был гуманистом как принято думать, а создателем 'готической' эстетики, из которой нелюди и чудовища вытеснили человека. В этой связи стоит задуматься, что стоит за форменным засильем саги Д.Р.Р.Толкиена на прилавках отечественных книжных магазинов. Независимому наблюдателю ясно, что все, кто интересуется творчеством данного писателя, уже купили книгу и давно с ней ознакомились. Тем не менее, выпускаются все новые тиражи. В российской провинции 'Сага о кольце' пылится на полке каждого книжного магазина и не находит читателя. Это или выбрасывание денег на ветер, или массированная атака на общественное сознание России.
Следствием этой массированной атаки стали так называемые 'хоббитские игры' в Нескучном саду и на 'полигонах' поклонников ролевой игры, которые были особенно популярны в 90-х годах прошлого уже века. Казалось бы, что такого страшного и криминального? До появления персональных компьютеров, а с ними и компьютерных игр, подростки регулярно фехтовали во дворах на деревянных палках, особенно после очередного показа по телевидению 'Трех мушкетеров'. Но тут важна подложка дела, подкладка плаща. В советское время мушкетерский плащ надевали лет в девять и снимали в тринадцать. В ролевые игры играют люди разного возраста - и подростки, и юноши и довольно зрелые люди. Это уже аномально. Кроме того, хотят они того, или нет, ролевики воспринимают и идеологические установки Д.Р.Р.Толкиена: хороший Запад против плохого Востока, красное знамя как флаг Мордора и т.д. Более подробно вызов Д.Р.Р.Толкиена российскому обществу и ответ ему в творчестве Ника Перумова и Кирилла Еськова авторы рассмотрели в другой своей статье 'Будущее России в зеркале фантастики', опубликованной в журнале 'Полдень. XXI век' [7].
А.И. Фурсов считает Дэна Брауна с его мистическим триллером 'Код да Винчи' провозвестником новой эпохи, воспевающим социальную иерархию, тайную власть, сакрализацию знания. Д.Р. Хапаева утверждает тоже самое относительно романов Сергея Лукьяненко 'Ночной Дозор' и Вадима Панова 'Таганский перекресток'. Эти произведения, по её мнению, воскрешают перед современным читателем мир готического романа XIX века.
Показательно, что романы Дэна Брауна очень популярны на Западе, а романы С.В. Лукьяненко и В.Ю. Панова чрезвычайно популярны в нашей стране. О популярности Дэна Брауна свидетельствует обилие пародий на него в западной литературе. Здесь стоит вспомнить, как переживал президент Франции Шарль де Голль, когда из газет исчезли карикатуры на него: 'Я потерял популярность! На меня даже не делают карикатур!' У нас эти пародии стали издаваться вслед за нашумевшим романом. Но, поскольку в нашей стране 'Код да Винчи' Дэна Брауна не обрели популярности произведения Д.Р.Р.Толкина, то и пародии на него не раскупаются.
Другое дело отечественные писатели С.В. Лукьяненко и В.Ю. Панов. Их произведения у всех не только 'на слуху', но и 'на глазах'. По мотивам 'Ночного' и 'Дневного' Дозоров С.В. Лукьяненко Тимур Бекмамбетов снял нашумевший фильм. Роман В.Ю.Панова 'Войны начинают неудачники' был превращен в радиоспектакль, периодически транслирующийся по российскому радио. У обоих авторов есть свои сайты в Интернете. Более того, сайты есть и у их миров - Дозоров Тайного Города. Это освобождает нас от обязанности пересказывать содержание разбираемых романов и сразу перейти к их толкованию.
Помимо того, что в нашумевших 'Дозорах' С.В. Лукьяненко воскресает средневековый мир вампиров, оборотней, колдунов и ведьм, эта нечистая сила - 'иные', организованы в духовно-рыцарские ордена - Дозоры с жесткой иерархией и дисциплиной. И приключения главного героя трилогии - Антона Городецкого - это одновременно инициация, посвящение в сакральное знание. Новые знания дают герою новую Силу и продвигают вверх в дозорной иерархии. Но главная сакральная тайна Дозоров состоит в том, что 'иные' вовсе не супермены, как это кажется большинству рядовых членов, а калеки, которые черпают свою Силу только от нормальных людей и без них не могут существовать. Ну что же, С.В.Лукьяненко был и остается не только талантливым писателем, но и глубоким морализатором. Или это все-таки тонкий намек начавшей игру в ордена и тайны политической элите: без народа, сами по себе, вы ничего не стоите.
В романах В.Ю. Панова, начиная с самого первого - 'Войны начинают неудачники' - борются между собой Великие Дома - кланы различных сказочных народов 'Тайного Города' - мистической тени реальной Москвы. Но Великие Дома Навь, Чудь и Людь, как и примыкающие к ним семьи построены по средневековым принципам организации общества. Каждый клан Тайного Города владеет своей магией - информационными кодами, дающими власть. Обстановка и события серии 'Тайный Город' весьма напоминают Италию времен войны гвельфов с гибеллинами (XV-XVI век): кланы борются между собой, используя как собственные вооруженные формирования, так и наемников из 'челов'. В настоящее время В.Ю.Панов начал новую серию романов 'Мистика Москвы', в котором разбираются между собой уже Искусники - мастера в каком-либо деле. Люди, ставшие на ноги и достигшие вершины. Это тоже средневековый принцип - мастерство дает власть в гильдии или цехе. Человек, претендующий на статус мастера, должен изготовить шедевр. То есть В.Ю.Панов в своих романах постоянно воспроизводит средневековые паттерны поведения.
Показательно, что роман 'Ночной дозор' С.В. Лукьяненко появился раньше статей о постиндустриальном барьере С.Б. Переслегина (в 1998 году), а первый роман В.Ю. Панова одновременно с тезисами о постиндустриальном барьере (2003 год). То есть, писатели почувствовали формирующийся тренд едва ли не раньше, чем философы и публицисты.
Мы обратились к произведениям С.В. Лукьяненко и В.Ю. Панова, потому что они действительно у всех 'на слуху' а значит, определяют развитие читательского интереса и писательского творчества. Но первым обратился к теме тайных орденов современности писатель-фантаст Андрей Балабуха. Действие небольшой повести этого писателя 'Распечатыватель сосудов или на Моисеевом пути' [8] разворачивается в усередненной прибалтийской стране Биармия. Эта страна, как и остальная бывшая одна-шестая часть суши переживает демографическую катастрофу. Люди не в состоянии рожать нормальных детей. Огромное количество уродств и патологий подтолкнуло правительство к чрезвычайным мерам. Была изобретена 'вакцина Трофимова' - мощный контрацептив, который принудительно вводят раз в месяц всем женщинам детородного возраста в виде инъекции.
Официально же населению заявлено, что таким путем нация достигнет некоего 'демографического оптимума': дети будут рождаться по разрешению властей у пар, которые имеют весомые заслуги перед обществом. Таким образом, деторождение становится привилегией и высшей наградой от государства.
На самом же деле, разрешение на деторождение дается после оценки наследственности будущих родителей со стороны специальных медицинских комиссий. И если наследственность тяжелая, не видать паре детей, несмотря на все их заслуги перед отечеством. Что, по мнению многих людей несправедливо. Ты водишь сверхтанкеры или играешь главные роли в национальном театре, а государство раз за разом отказывает тебе в праве на рождение детей. А рядом какой-нибудь среднестатистический гражданин уже обзавелся тройней... В результате рождается (вернее - реанимируется) средневековое тайное женское общество 'Йомалатинтис' ('Стрелы'), которое пытается найти нейтрализатор вакцины и обойти закон о демографическом оптимуме.
Между Биармским государством и Йомалатинтис начинается тайная война на уничтожение. Йомалатинтис похищают известного ученого, медика Виктора Меряча, одного из разработчиков 'вакцины Трофимова'. Реакция силовых структур нестандартна: они привлекают к расследованию частного детектива Марка Айле по прозвищу 'Перс'. Это очень предусмотрительно: одному человеку заткнуть рот гораздо проще, чем группе людей и, тем более, организации, если в ходе расследования страшная правда все-таки всплывет наружу. Детектив оказывается талантливым сыщиком, он находит Меряча (правда, тот гибнет на его глазах) и раскрывает подпольную организацию. Но морального удовлетворения это ему не приносит. Лежа в больнице, он размышляет над тем, что ответит комиссия, когда он со своей невестой подаст заявку на ребенка...
Орденская тема рельефно проявляется и у Олега Дивова в нашумевшем романе 'Выбраковка' [9]. И хотя сам автор посвятил 'Выбраковку' старикам, потерявшим себя в вихре эпохи перемен, его книга применима и к будущему. Что такое Агентство социальной безопасности? Это новая опричнина - силовая структура, независимая от корпоративных интересов правящей верхушки, поэтому эффективно зачищающая всякую мразь, включая некоторых из своих создателей. Но Иоанн Васильевич Грозный создавал свою Опричнину по образцу западных духовно-рыцарских орденов. Опричник должен был ненавидеть бояр, отказаться от родства и слепо исполнять волю Государя. К членам АСБ тоже предъявляются жесткие формальные требования: они должны иметь личные счеты с уголовниками, они должны были стать безупречными, и горе тому, кто польстится на взятки или попробует наркотики! В обмен выбраковщики получали право убивать 'врагов народа' без суда и практически без следствия. К тому же, подобно средневековым рыцарям, они также постоянно носят броню - 'комбидресс'.
Реальная власть - тайная власть. Описанное О.И. Дивовым Агентство социальной безопасности уводит власть из публичной сферы в тень: даже описанный в романе 'недоворот', пресеченный Центральным отделением АСБ, не стал достоянием широкой гласности. Вместо правды населению через СМИ подсовывают не имеющую отношение к реальности информационную химеру. АСБ имеет также свое сакральное знание: 'Меморандум Птицина', автор которого неизвестен. И, по законам жанра, переворотчикам нужно не только перебить старую генерацию выбраковщиков, но и узнать имя автора этого документа, овладеть сакральным знанием. Что они и пытаются сделать, похитив Павла Гусева. Впрочем, они не преуспевают и в этом, и формально автор документа остается неизвестен читателям романа...
Для особо любознательных О.И. Дивов оставляет в тексте намеки, и, если они верно прочитаны, то создатель системы, ее демиург - Павел Гусев - трудится простым полевым сотрудником. На поверхности - это социопат, охотящийся за другими социопатами. Но одновременно - это странствующий рыцарь, пытающийся искупить собственную вину. Пусть даже перед самим собой. Это напоминает средневековый рыцарский роман, того же 'Парцифаля' Вольфрама фон Эшенбаха [10]. Только Парцифаль обречен на странствие, потому что не сказал в критической ситуации нужных слов, а Гусев работает в 'поле', потому что не сумел предотвратить в критической ситуации разглашение определенной информации. Главный герой, созданный Дивовым, примеряет читателей со страшной выбраковкой, придает ей человеческое лицо.
Таким образом, А. Балабуха и О.И. Дивов рассмотрели деятельность орденов по обе стороны закона. В целом можно сказать, что система власти, описанная в их произведениях отвечает положениям, высказанным А.И. Фурсовым: контроль над знанием, в том числе сакральным знанием, контроль над кодами общественного сознания, контроль за личной жизнью человека, быстрое и неотвратимое устранение всех выбивающихся из социальной системы. В случае 'Йомалатинтис' лояльность обеспечивается обещанием обеспечить последователям свободу от государственного контроля.
В орденские игры играют и герои серии романов Василия Звягинцева Новиков, Шульгин, Воронцов и другие члены придуманного им Андреевского братства. Компания друзей-шестидесятников легко превращается в 'герметическое' общество, которое берется менять историю в различных параллельных реальностях, опираясь на абсолютное техническое и интеллектуальное превосходство. Превращаясь при этом постепенно в группу социопатов, не задумывающихся, насколько оправдано их вмешательство даже не с точки зрения морали, а рационального здравого смысла. Читая романы Звягинцева, не можешь отделаться от ощущения, что многие поступки героев по перекраиванию мира продиктованы социопатическими побуждениями.
Авторы уже обращались к рассмотрению творчества В.Д.Звягинцева, в указанной выше статье 'Будущее России в зеркале фантастики', ибо невозможно пройти мимо этого своеобразного явления. И мы отмечали постепенную эволюцию автора от шестидесятнических установок к терпимому отношению к фигуре товарища Сталина. Но сейчас творчество В.Д.Звягинцева интересует нас под другим углом зрения. Его творчество изначально конспиралогично и готично, ибо сводится к описанию различных криптократических систем власти: начиная с 'Андреевского братства' и аналитического бюро Московского военного округа с отрядом 'Печенег' и кончая 'Мировой закулисой' и 'Черным интернационалом'[11].
Андреевское братство имеет все признаки средневекового рыцарского ордена: иерархию, дисциплину, тайную власть, сакральное знание. В книге Д.Р. Хапаевой прослежено влияние готического романа XIX века на творчество С.В.Лукьяненко и В.Ю.Панова. Но не меньше готических образов можно найти и в романах Звягинцева. Вспомнить хотя бы гигантских пауков в Замке из романа 'Бульдоги под ковром'. Да и сам Замок со своим особым пространством и временем, оказывающийся к тому же разумной сущностью, может плавно вписаться в любой готической роман. И усиливающаяся от романа к роману мистическая составляющая описываемого Звягинцевым мира, что проявляется как в увеличении числа сопряженных реальностей, так и в многочисленных путешествиях героев в астрал, которые становятся все вычурнее, а идеи автора, иллюстрациями к которым являются эти путешествия - заковыристей. Вполне готичны Держатели Мира, с которыми контактируют главные герои. Готичны по своему существу описываемые в романах Звягинцева и придворные интриги в Москве 1941 года, Севастополе и Москве 1920 года, а потом и 1927 года, и опять в Москве, но уже 1936 года. Цикл В.Д. Звягинцева - это жанр альтернативной истории с элементами мистического детектива, action и quest. Но к произведениям Звягинцева, как и к творчеству Лукьяненко и Панова, можно также применить определение 'новый готический роман'.
'Новая готика' пошла 'в массы'. И не только читателей, но и писателей. Не только маститые авторы отдали дань орденской теме, но и писатели среднего звена эксплуатируют эту тему. Примером может служить роман Станислава Птаха 'Красная готика' [12]. Поскольку Станислав Птаха - псевдоним, широкому кругу читателей неизвестный, без пересказа сюжета этого романа не обойтись.
Нелегко живется майору Прошкину, следователю Управления ГБ НКВД в губернском городе Н. Худо-бедно жил человек, служил, занимался разоблачением деревенских ведьм и колдунов во время коллективизации, собирал заговоры, пришептывания и заклинания. Да вот незадача - отдал заветную тетрадь коллеге по службе, который захотел вернуть разлюбившую его жену. Коллегу арестовали на следующий день, колдовскую тетрадь вписали в протокол как шифры, и идти бы Прошкину на скамью как соучастнику, если бы не заступничество начальника Коренева. Тот отстоял своего подчиненного и добился его перевода во вновь созданную группу 'Превентивной идеологической контрпропаганды', специализированного подразделения по изучению и применению боевых магических практик. Наш ответ, так сказать, нацистскому 'Ананербэ'.
Но сам состав группы вызывает у майора Прошкина опасения, что эта работа может для него уже не только скамьёй подсудимых, но и стенкой - он должен служить вместе с отозванным из Германии разведчиком, с бывшим порученцем бывшего комдива, а ныне - немецкого шпиона и врага народа и со старорежимным профессором. И новые коллеги не обманывают ожиданий бравого майора: они интригуют, пытаются извести друг друга, оказываются не теми, за кого себя выдают. Постепенно Прошкин проникает в их страшную тайну: в России и до революции и после нее существует тайный мистический Орден полумасонов-полутамплиеров, ищущий некий 'Источник Бессмертия' в дебрях Центральной Азии. А заодно и казну Ордена, которую, вместе с сокровищницей бухарского эмира, спрятал во время гражданской войны подле 'Источника' один из добравшихся до него кавалеров Ордена.
Прошкин участвует в экспедиции в Центральную Азию, достигает 'Источника Бессмертия' и проходит сквозь него. Именно проходит, ибо Источник - внепространственный тоннель в будущее, и из 1939 года Прошкин вываливается к нам в начало XXI века. Именно поэтому сокровища Ордена оказались недоступны его современникам - их спрятали не в пространстве, а во времени.
Этот 'проходной' по своим литературным качествам роман не заслуживал бы внимания наших читателей, но в этом произведении впервые орденские игры совмещены с играми с пространством-временем. Пока что в виде нерукотворного то ли природного, то ли трансцендентного феномена. И это очень симптоматично.
Чтобы подвести промежуточную черту, можно констатировать, что в современной как западной, так и российской фантастической литературе сформировался тренд, описывающий будущее как прошлое, то есть как неосредневековую военно-феодальную иерархию. Этот тренд сближает авторов различного творческого уровня, работающих в разных литературных жанрах - и городской fantasy, и социальной утопии, и фантастического боевика, и мистического детектива.
***
Кризис постиндустриального барьера проявляется не только в отмечаемой публицистами и политтехнологами архаизации общества, и в заигрывании писателей со средневековой тематикой. Есть четкое осознание перенаселенности нашей планеты: нас уже шесть миллиардов человек, а скоро будет двенадцать. Но планета Земля освоена человечеством полностью. Свободных территорий для дальнейшего экстенсивного развития не осталось. А то, что осталось, экстенсивным способом освоить невозможно. При этом авторов представленной статьи, как известного киногероя, терзают смутные сомнения, что форсирование постиндустриального барьера 'по С.Б. Переслегину' способно изменить эту ситуацию в лучшую сторону. Ведь сами по себе информационные технологии - это технологии управления. А управлять с помощью них можно по-разному. Можно сделать всем людям хорошо, оптимизировав потребление ресурсов планеты, а можно 'оптимизировать' само население планеты, избавившись от человеческих 'излишков'.
При этом пилотируемая космонавтика не оправдала надежд человечества. Если в 'Стране багровых туч' Аркадия и Бориса Стругацких мы в 1990 году уже освоили Марс, спутники Юпитера и начали штурм Венеры, то в реальности в 1990 году на орбите одиноко летала станция 'Мир'. И Марс и по сей день остается для нас таким же недостижимым, как и в начале космической эры. Более того, и у нас, и в Америке по непонятным причинам были заморожены программы освоения Луны. Невнятность приведенных обоснований породила даже слух, что американцев с Луны 'попросили' 'большие космические дяди'. Во всяком случае, в общественном сознании он уже закрепился в качестве гипотезы благодаря ряду телефильмов и газетных публикаций. В пору создавать новую науку - теоретическую ксенологию - которая занялась бы изучением психологии и общественного устройства 'зеленых человечков' при отсутствии таковых... Хотя любому независимому наблюдателю ясно, что для освоения Солнечной системы человечеству не хватает самой малости - корабля 'Хиус' братьев Стругацких. На химических ракетных двигателях можно только дерябаться по орбите. Но для проникновения в глубокий космос нужен более мощный движок, например, фотонный.
И вот в этих условиях выходит на сцену 'его величество' Большой адронный коллайдер.
Конечно, поиск 'бозона Хигса' - это задача, объявленная важнейшей для современной фундаментальной науки. Но 'бозон Хигса' стал также символом неведомого, символом открытия тайн естествознания. Подсознательно человечество ждет от Большого андронного коллайдера открытия тайн гравитации и пространства-времени, прорыва в недоступные до этого области знания. Но одновременно БАК стал символом возможной глобальной техногенной катастрофы. Общественное сознание оказалось расколото и поляризовано. С одной стороны, ученые и спонсировавшие их политики ждут от коллайдера открытия тайн строения материи, что, возможно, откроет новые пути в большой космос, в обход орбиты. С другой стороны, публика уже довольно сильно напугана перспективой рукотворного апокалипсиса в результате аварии на коллайдере. В Интернете был даже выложен компьютерный ролик, где Землю пожирает 'черная дыра'.
Конечно, рационально мыслящий и информированный человек не может всерьез воспринимать такие страшилки. Ибо, чтобы создать стабильную 'черную дыру', нужно сжать Солнце до размеров Земли, или Землю в размер спичечного коробка. Адронный коллайдер подобными мощностями просто не располагает. Микро-дыры нестабильны, короткоживущи и не опасны. Тем не менее, дискуссия по поводу коллайдера в 2008 году была очень горячей, было сломано немало копий. Откуда такие шекспировские страсти? Просто человечество в целом не готово к новому рывку в науке и технологии.
И вот на полках книжных магазинов появляются произведения, предлагающие читателю игры с пространством и временем, в которых природная катастрофа или сконструированная учеными машина переносит главного героя в иные миры. В упомянутой выше статье 'Будущее России в зеркале фантастики' авторы уже рассматривали проблему героя, не нашедшего себя в нашем мире и провалившегося в иную реальность на примере произведений Евгения Гуляковского [13], Александра Бушкова [14] и Сергея Лукьяненко [15]. Тогда мы охарактеризовали подобное явление как эскапизм и 'литературу ухода', своеобразный духовный наркотик. Интернет-сообщество тоже заметило многочисленные тексты, в которых герои проваливаются в прошлое, в иные миры, попадают в будущее, к звездам и окрестило этих героев зло и метко - 'попаданцы'. Но сейчас, на наших глазах вырастает новый слой фантастической литературы, где подобный уход предлагается уже не для отдельного человека, а для человечества в целом. Симптоматично это? Да! Особенно если учесть, что подобные игры с пространством тихо уживаются с рассмотренными выше играми в средневековые рыцарские ордена.
Примером может служить творчество начинающего, но подающие большие надежды писателя Андрея Круза, нашего соотечественника, живущего за рубежом. За один год он выпустил шесть романов, в пяти из которых мелькают рассматриваемые нами образы и сюжетные ходы.
Это, прежде всего, трилогия 'Земля лишних', написанная в соавторстве с Марией Круз [16]. В трех романах с 'открытым' концом - от есть, возможно продолжение - описана Новая Земля - совершенно новый мир, заселяемый колонистами из Старого Света, то есть, с планеты Земля. Новую Землю открывает группа ученых, проводящих опыты с пространством-временем в одной из американских лабораторий. Так и не разобравшись, куда попали - в иную звездную систему, в параллельную реальность или в будущее Земли - ученые организуют человеческую экспансию в этот мир, но инициатива тут же переходит из рук ученых в руки курирующих проект деловых людей и политиков. Чтобы сохранить абсолютную секретность, они организуют Орден, контролирующий Ворота в новый мир, отбор претендентов на переселение и переброску людей и материалов на Новую Землю. При этом Ордену удается сохранить свою тайну от 'внешнего мира' уже двадцать лет. На Новой Земле декларируется полная свобода индивидуумов, отношения между ними регулируются с помощью оружия. Этакое второе издание американского Дикого Запада. Но на самом деле Ворота, поставка техники и оружия, финансовые потоки в новом мире полностью контролируется Орденом - организацией, ориентированной на получение максимальной прибыли.
Постепенно ситуация выходит из под контроля Ордена. Его функционерам не удается предотвратить образования на Новой Земле государств: Европейского Союза, Американской Конфедерации, Нового Техаса, Новой Англии, Шотландии и Ирландии, Латинского Союза, Новой Бразилии, Нового Китая, Великого Исламского Халифата, Дагомеи и других. Чтобы исправить ситуацию, Орден наводняет Новую Землю уголовниками, собирающимися в банды и нападающими на фермеров и города. Формирующееся общество отвечает на это созданием профессиональных государственных армий, отрядов рейнджеров и минитменов.
Очень интересно положение русских в Новой Земле. Освоенная переселенцами со Старой Земли территория больше всего напоминает Центральную Америку с примыкающим к ней Мексиканским заливом. Русским досталось место на перешейке, держать 'щит меж двух враждебных рас' - Исламского Юга и Христианского Севера. Но русские оказываются на высоте и в новом мире: они создают самую боеспособную армию Новой Земли, которая не только постоянно 'ломает рога' моджахедам и работорговцам Юга, но и принимает заказы на проведение локальных операций против банд от стран Севера. Правда, для этого армии пришлось отделиться от Новой Москвы, заселенной российскими чиновниками, проворовавшимися в 'старой' Москве настолько, что пришлось быстро 'мотать удочки' в Новую Землю. При этом главное богатство нового мира - нефть - обнаруживается на территории именно Русского Протектората. А это уже повод для войны с Орденом.
И в этот мир попадает главный герой - бывший предприниматель средней руки и снайпер 'по призванию' Андрей Ярцев. Если судить по имени - alter ego одного из авторов книги. Дальнейшее не интересно. Приключения Андрея Ярцева в Новой Земле больше всего похожи на три последовательные миссии в какой-нибудь компьютерной 'стрелялке'. Герой проходит все 'уровни игры' со снайперской винтовкой наперевес, круша врагов направо и налево. В результате Орден посрамлен, справедливость восторжествовала, а в Демидовске открываются свои Ворота, украденные главным героем и его боевым отрядом у коварного супостата, решившего удушить русские территории экономической блокадой.
Читатели могут возразить, что романы жанра фантастического боевика пишутся для изложения героических приключений, а произведения, описывающие тяжелые испытания и гибель героя - немного другой жанр. Мы целиком согласны с этими читателями. Мы просто хотели подчеркнуть, что приключения героя довольно тривиальны, а вот описанный авторами мир очень оригинален.
Чего стоит только Орден - замкнутая структура, социопатическая по своему характеру, 'заточенная' на извлечение максимальной прибыли из всего: переброски переселенцев в новый мир, переброски техники и промышленного оборудования, финансовых операций на территории Новой Земли и даже из цивилизованного рабовладения у себя и нецивилизованной торговли наркотиками со Старым Светом. Пережив нападение русского спецназа на свою территорию - Остров Ордена в Большом заливе, его руководители не бросаются в драку (война - это дополнительные расходы с неизвестным результатом), а посылают к русским переговорщика. Ведь обижаться не выгодно, а выгодно договориться с русскими грабителями о нераспространении самой главной в этом мире технологии - технологии Ворот, на которой Орден наваривает до двухсот процентов прибыли. Это и есть корпорация-государство будущего, о которой говорил А.И. Фурсов. Пробивная научная технология в руках закрытой иерархической структуры. Игры с пространством-временем совмещенные с играми в герметизм. Получился прекрасный политический памфлет возможного близкого будущего.
Безусловно, чета Круз - очень талантливые начинающие писатели. Они обещают читателям 'новое небо и новую землю', но не как обетование Господне, а как чудо современной науки. Они обещают читателям frontier, где каждый человек может попытаться начать жизнь сначала и раскрыться во всей красоте и уродстве. Правда, ключи от нового мира в лапах страшного паука, которого нужно победить. Но авторы и здесь обещают своим читателям 'правильную' войну без дефицита патронов, оружия и без сукровицы стертых погаными сапогами ног.
Но переместиться в новый мир можно не только с помощью чуда современной науки и техники. Наука не исключает теоретической возможности склеек между различными мирами [17], и, следовательно, перемещения в параллельный мир в результате природной аномалии, катаклизма. Именно этой теме посвящены два романа Андрея Круза, объединены в серию 'У Великой реки' [18].
В этом мире произошла катастрофа. На несколько мгновений склеились мир техники и мир магии. Наша Волга совпала с рекой Итиль из иного мира, и потекла по просторам великого континента река Великая, окруженная со всех сторон горами и Дурными болотами, из которых время от времени лезет разная нечисть. И вот двести лет спустя по берегам реки Великой перемежаются индустриальные центры и феодальные замки. Существуют государства пришлых - Тверское княжество, Нижегородская республика, Царицынское и Астраханское княжества. Между ними, как в бутерброде проложены баронства и графства автохтонного населения. Колдуны и маги служат в органах контрразведки новых княжеств а баронские замки превращены в узлы долговременной обороны с помощью пулеметов. Последняя галера пошла на слом еще сто лет назад, и по Великой плавают грузовые баржи и пассажирские пароходы, а сама река патрулируется мониторами и канонерскими лодками.
Но не все так безоблачно: существуют трения между различными расами и группами, населяющими этот мир. Пришлые люди имеют трения с аборигенным человечеством. И ведут открытую затяжную войну на уничтожение с эльфами. С орками установился вооруженный нейтралитет. Единственная раса, с которой им удалось поладить - гномы, такие же технократы как пришлые. В общем, социальная организация этого мира копирует до некоторой степени пресловутую систему британского владычества в Индии, когда сто тысяч человек контролирует миллионное население за счет преимущества в технологии, а также с помощью 'туземных' войск - сипаев, зуавов и гуркхов - да, да, они появились и здесь.
В целом можно отметить, что пришельцы постепенно деградируют из начала XXI в XIX век. Они еще пребывают на уровне эпохи I Мировой войны: выпускаются самолеты и машины с бензиновым двигателем, но государства пришлых - по преимуществу монархии с новоявленным дворянством, а чиновники проходят службу согласно петровской Табели о рангах. Рано или поздно они должны опуститься на уровень 'века пара' - это первая точка стабильности, выделенная С.Б. Переслегиным на случай неудачи с постиндустриальным барьером и демонтажа современной цивилизации. Зато местные аборигены по боевой тактике поднялись с уровня XIII века на уровень эпохи религиозных войн XVI века, а по вооружению - на уровень конца XIX века.
И вот на фоне подобного мира разворачивается основная сюжетная линия Андрея Круза. Его главный герой, охотник за нечистью и нежитью Александр Волков решает помочь молодой колдунье Марии найти её сестру, похищенную злым колдуном Пантелеем. Затем с просьбой найти Пантелея как государственного преступника обращается к нему Тверская контрразведка. К Марии и Волкову по своим соображениям присоединяются: Лария - тифлинглесса, получеловек-полудемон и два гнома - Орри и Балин. В погоне за колдуном Волков и его группа последовательно оказываются на периферии войны с эльфами, в гуще мятежа сипаев, встревают в разборки с тоталитарной сектой, а когда настигают Пантелея, то тот излагает своему свояку (да-да, свояку,ибо 'похищенная' девушка следует за ним добровольно) свою правду. И ситуация меняется, и выглядет уже не так однозначно, как Волкову представлялось в начале пути. Он не может задержать Пантелея не только потому, что он сильнее, но и потому, что тот имеет свою, отличную от официальной, правду. Это делает дилогию Андрея Круза очень привлекательной для читателя.
Аналогичную катастрофу с совмещением разных миров пережили герои писателя Артема Каменистого, автора романов 'Пограничная река' 'Земли Хайтаны' 'Четвертый год'. Их злоключения начинаются на вокзале крупного железнодорожного узла, который в одночасье перенесся из нашего мира в мир раннего средневековья. Вместе с вагонами на запасных путях и товарной станцией, которые на протяжении всех трех романов служат переселенцам исправной кладовой.
Сам же мир, в который они попали, весьма примечателен. Это не первая склейка с иными мирами в его истории, поэтому население мира пестро и разнообразно: здесь и люди, и хайты, и ваксы, и кшарги, и клоты. Кто-то явно забавлялся, пытаясь создать такой пестрый мир - мир перманентной войны друг с другом различных рас. И у пришельцев нет иного выхода, как попробовать вписаться в него, вспомнить навыки сельского хозяйства и охоты, заново изобрести порох и огнестрельное оружие, победить хайтов и аборигенных человеческих феодалов. Расселившись о великой реке Фреоне, они остаются, тем не менее, замкнутым на себя сообществом, своеобразным орденом.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие краткие выводы.
Современные философы и политологи утверждают, что человечество в ближайшем будущем (на протяжении ныне живущего поколения) ожидает глубокий системный кризис. Современная цивилизация совершенно не готова к этому вызову. Ни на уровне правительств, ни на уровне публики не видно никаких приготовлений к преодолению постиндустриального барьера. Общество не готово принять не только Большой адронный коллайдер, но и клонирование человека, пытается ограничить права пользователей Интернета на свободный доступ к информации. В нашей стране разработкой постиндустриального проекта занимается группа 'Конструирование Будущего' С.Б. Переслегина. И нет данных, что их работа востребована российским правительством. Современная фантастическая литература, являющаяся зеркалом общественного сознания, чутко улавливает существующие тенденции. Это выражается в появлении произведений, описывающих настоящее или ближайшее будущее как неосредневековый социум, управляющийся герметическими орденами.
Организация общества по принципу строения духовно-рыцарских орденов становится популярной темой отечественной фантастики. Эта тема появляется в творчестве писателей, работающих в различных жанрах. Описанные в фантастических романах ордена можно разделить на два типа: а) квазиреальные, то есть якобы уже существующие и действующие исходя из своих интересов; человечество просто не догадывается, что находится в сфере действия этих орденов; б) футуристические, то есть те, которые создаются или будут созданы в описываемом будущем в рамках того или иного социального проекта для его эффективного осуществления или как побочный продукт его осуществления.
Орденская тема в фантастических произведениях часто кореллирует с темой перехода или переноса героев в иные миры, в параллельную реальность: орден либо стережет ворота в иное измерение, либо контролирует технику подобного переноса. Очень часто наши современники переносятся в мир, находящийся на уровне Средневековья и превращаются в нем в замкнутую касту или орден.
В целом можно сказать, что современная фантастическая литература активно формирует положительный образ будущего в виде синтеза современного капитализма с неофеодализмом. При этом избыток населения, появившийся в результате осуществления этого проекта, планируется сбрасывать в иные миры посредством научного чуда.
Можно взглянуть на данную проблему и по-другому. Фантастическая литература вообще выполняет очень важную социальную роль. Она подготавливает людей к будущему (по принципу: кто не думает о своем будущем, у того будущего нет). В свое время К.Э. Циолковский и А.Р. Беляев готовили общественное сознание к прорыву на космическую орбиту, что произошло через тридцать лет после публикации их произведений. Современная фантастика готовит человечество к новому прорыву в будущее. Однако, к описанию этого будущего можно, пожалуй, применить горькую реплику персонажа одной малоизвестной фантастической повести, разумеется, 'попаданца': 'Вперед, к Средневековью!' [19]

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Фурсов А.И. Корпорация-государство. Доклад на заседании клуба 'Красная площадь' // http://www.intelros.ru/index.php?newsid=124 [Назад]
[2] Фурсов А.И. Дэн Браун - пророк новой эпохи // http://www.actualcomment.ru/video/245.html [Назад]
[3] Переслегин С., Ютанов Н. Социомеханика: постиндустриальный барьер вместо экологической катастрофы // http://www.archipelag.ru/agenda/strateg/future/correspondence/5/; Переслегин С.Б. Гипотеза постиндустриального барьера // http://www.igstab.ru/materials/Pereslegin/Per_PostInd.htm; Переслегин С.Б. Тезисы к дискуссии: 'постиндустриальный барьер' // http://www.igstab.ru/materials/Pereslegin/Per_Barrier.htm [Назад]
[4] Пересегин С.Б. Доспехи для странствующих душ // Лукьяненко С.В. Лорд с планеты Земля - М.: 'Аргус'-ЭКСМО, 1997. - С.482-493. [Назад]
[5] Хапаева Д.Р. Готическое общество. Морфология кошмара - М.: Новое литературное обозрение, 2008.[Назад]
[6] Елисеев А.В. Весна Средневековья // http://subscribe.ru/archive/rest.interesting.ilyavosti/200407/28110537.text [Назад]
[7] Гуларян А.Б., Третьяков О.В. Будущее России в зеркале фантастики // Полдень, XXI век. - 2004. - ? 5. - С.205-240.[Назад]
[8] Балабуха А. Распечатыватель сосудов или на Моисеевом пути // Уральский следопыт. - 1991. ? 1 - С.25-51.[Назад]
[9] Дивов О.И. Выбраковка - М.: ЭКСМО, 2004. - 384 с. [Назад]
[10] Вольфрам фон Эшенбах Парцифаль // Средневековый роман и повесть. - М.: Художественная литература, 1974 - 638 с. [Назад]
[11] Звягинцев В.Д. Одиссей покидает Итаку. В 2-х томах - Ставрополь, 1995.; Разведка боем - М.: Эксмо, 1996.; Вихри Валгаллы - М.: Эксмо, 1997.; Андреевское братство - М.: Эксмо, 1998. [Назад]
[12] Птаха С. Красная готика - СПб.: ТИД Амфора, 2006. - 382 с. [Назад]
[13] Гуляковский Е. Красное смещение - М.: Эксмо, 1996. - 416 с. [Назад]
[14] Бушков А.А Рыцарь из неоткуда - СПб.: Азбука, 1996. - 443 с.; Летающие острова. - СПб.: Азбука, 1996. - 509 с. [Назад]
[15] Лукъяненко С.В. Лорд с планеты Земля - М.: 'Аргус' - ЭКСМО, 1997. - 493 с. [Назад]
[16] Круз А., Круз М. Земля лишних. Исход - М.: Изд-во Альфа-книга, 2009. - 443 с.; Земля лишних. Новая жизнь - М.: Изд-во Альфа-книга, 2009. - 476 с.; Земля лишних. За други своя - М.: Изд-во Альфа-книга, 2009. - 410 с. [Назад]
[17] См. например: Гуларян А.Б. Судьба первообраза Казанской иконы Божьей Матери с точки зрения эвереттической теории // Время и теория с точки зрения эвереттики (к 50-летию выхода статьи Хью Эверетта 'Формулировка квантовой механики через "соотнесенные состояния"'). Материалы заседания Российского междисциплинарного семинара по темпорологии 29 мая 2007 года - М., 2007. - С.29-30.; Лебедев Ю.А. Феноменологический формализм описания взаимодействующих ветвей мультиверса, мультивидуума и явления 'склеек ветвей мультиверса' // http://www.everettica.org/art/Fen.pdf. [Назад]
[18] Круз А. У Великой реки. Поход - М.: Изд-во Альфа-книга, 2009 - 475 с.: У Великой реки. Битва - М.: Изд-во Альфа-книга, 2009 - 440 с. [Назад]
[19] Шалин А. В путах времени // Сибирские огни. - 1990. - ? 12. - С.99. [Назад]

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"