Гуларян Артем Борисович : другие произведения.

Статья 2: Идеал службы и служения в структуре Российской цивилизации

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Если в Европе сакрализировалась частная собственность и свобода личной инициативы индивидуума, то в России всегда сакрализировалась служба Богу, Царю и Отечеству. Чтобы понять, насколько глубоко укоренилось это представление в сознании русского народа, достаточно вспомнить пословицу: "За Богом молитва, за Царем служба не пропадает".

© Гуларян А.Б. 2003


ИДЕАЛ СЛУЖБЫ И СЛУЖЕНИЯ В СТРУКТУРЕ

РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.


В журнале "Вопросы истории" за 1993 год опубликована статья Т.П.Коржихиной и Ю.Ю.Фигатнер "Советская номенклатура: становление и механизмы действия". В этой статье авторы противопоставляют номенклатурный принцип комплектования штата госслужащих институту частной собственности и имущественного ценза. Под номенклатурой авторы статьи имеют в виду, с одной стороны - профессиональную управленческую группу, выделяемую правящей элитой страны, с другой - документ, определяющий должности в государственном аппарате. [1] Вхождение в номенклатуру определяется многими условиями: лояльностью, наличием образования и специальной подготовки, деловыми качествами. При этом авторы статьи пользуются теорией югославского социолога Милована Джиласа, описавшего превращение аппарата компартии в новый правящий класс. [2] Но М.Джилас проделал свой анализ на материале социалистической Югославии. В эту страну, как и в другие страны Восточной Европы и Балканского полуострова номенклатурная система пришла из Советского Союза в законченном виде, как "Минерва из головы Юпитера". Т.П.Коржихина и Ю.Ю.Фигатнер также начинают рассматривать процесс развития советской номенклатуры с момента октябрьского переворота, не замечая, что делают большую ошибку, уподобляя царскую Россию Западной Европе, где управленцев действительно готовит институт частной собственности и имущественного ценза. [3] Значит, Россия до революции не имела отличительных признаков общественного развития, породивших феномен номенклатуры.
Однако это не соответствует истине: в основе номенклатурного принципа лежит более глубокая идея службы государству, а служба играла немаловажную роль в жизни России. Если в Европе сакрализировалась частная собственность и свобода личной инициативы индивидуума, то в России всегда сакрализировалась служба Богу, Царю и Отечеству. Чтобы понять, насколько глубоко укоренилось это представление в сознании русского народа, достаточно вспомнить пословицу: "За Богом молитва, за Царем служба не пропадает".
"Государева служба" была формой организации жизни на Руси, то есть выступает в качестве системообразующего фактора. Каждый русский человек служил, хотя содержание этой службы у солдат и крестьян, дворян и казаков, купцов и церковнослужителей была разной. Иностранцы, приезжавшие в Россию при Иване III, Алексее Михайловиче или Петре I жили здесь не по западным правилам, а также поступали на службу русскому государю.
Служба является диалектическим явлением: и одной стороны, она требует сознательного подчинения человека интересам государства и общества, а в отдельных случаях - и жертвенности; с другой стороны, служба предполагает вознаграждение, то есть означает допуск к материальным благам. Поэтому с течением времени принятый в русском обществе идеал службы деформируется и требует обновления. Это сопровождается скрытым или явным кризисом социально-политической системы. И, главное, служба во все времена оформлялась институтом номенклатуры. Разрядные книги выполняли роль номенклатуры Московского государства, петровская Табель о рангах являлась номенклатурой Российской империи, и, наконец, собственно "Номенклатура № 1, № 2, № 3 ЦК ВКП(б) ". [4]
Итак, в Московском государстве статус и положение служилого человека в иерархии закрепляли разрядные книги. По ним определяли обязанности дворян в случае объявления войны. Вознаграждение дворян и "детей боярских" выражалось универсальным словом "корм". В качестве "корма" могло выступать земля с крестьянами - поместье, и "дача" - денежное пожалование, и поборы с населения определенной волости. Кризис этой системы выразился в местнических спорах и стрелецких бунтах. Служилые люди "по отечеству" - дворяне, и служилые люди "по прибору" - стрельцы - одинаково хотели меньше служить и больше получать. Это вынудило царя Алексея Михайловича сжечь разрядные книги и превратить стрельцов в полицейскую силу.
Но служба как идеал общественного устройства продолжала господствовать. Обращаясь к народу в "подметных" письмах, Степан Разин писал: "А кто Богу, Государю, да Великому войску Донскому, да и атаману Степану Тимофеевичу послужить хочет..." [5] Казаки бунтовали, потому что хотели служить русскому царю "хоть с росы и травы, но вольно, без кабалы".
Поэтому Петру I сравнительно легко удалось восстановить равновесие общественной системы. Для этого он интенсифицировал службу дворян, превратив ее в обязанность, и сократил все остальные категории "служилых людей", создав вместо них армию европейского образца. При этом петровский Воинский устав и служебные артикулы устанавливали своеобразную "военную демократию": дворянин начинал службу со звания рядового гвардейского корпуса и только потом становился офицером. Универсальным вознаграждением служилого сословия стало поместье. Статус дворянина в обществе определялся чином по Табели о рангах.
Однако успех Петра Великого оказался временным: созданная им система быстро эволюционировала. Уже в конце жизни Петра поместье по положению сравнялось с вотчиной, а при его наследниках служба для дворян перестала быть обязательной. Сложились предпосылки для перехода к модели западной, либеральной цивилизации. Но второй шаг не был сделан: частная собственность продолжала обслуживать интересы службы. Этот подчиненный характер частной собственности выражался в следующих характерных явлениях: 1) обогащались прежде всего те дворянские фамилии, представители которых находились на гребне служебной карьеры; [6] 2) богатство не задерживалось в руках одного рода дольше трех поколений; [7] 3) сохранился непроизводительный характер вложения капитала. [8] Таким образом, и в это время идеал службы оставался очень устойчивым, и не даром старик Гринев из "Капитанской дочки" А.С.Пушкина говорит о сыне: "Потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон!"
Но совмещение внутри российской цивилизации традиционного и либерального начала породило внутренний конфликт, который привел, с одной стороны - к необычайно мощному взлету культуры XIX века, а с другой - к глубочайшему социально-политическому кризису. "Благородное сословие" хотело служить еще меньше и получать еще больше. Это заставляло государство увеличивать пресс обязанностей на другие сословия. [9] Чтобы заменить дворянство на государственном поприще, русское общество выделило из себя новый социальный слой - разночинную интеллигенцию. Именно интеллигенция создает великую русскую культуру XIX века. Именно в этой среде идеал служения Государю трансформировался в идеал служения Народу. Именно интеллигенция выдвигает претензии правящему сословию и самодержавному государству и начинает борьбу с существующим порядком. [10]
Революция 1917 года до основания потрясла российское общество. Старая дворянская элита была полностью устранена и уничтожена, общество было полностью модернизировано. Была создана новая элита - носительница коммунистических социальных ценностей. Она сформировала новую советскую номенклатуру - профессиональную управленческую группу. Новое государство, перестроив страну и общество, воспроизвело старый общественный идеал и старую систему управления. Служба в советском государстве абсолютизировалась: делу Ленина-Сталина должны были служить все граждане с раннего детства до глубокой старости. Через подчиненные себе организации Коммунистическая партия охватывала все слои и категории населения. Служба делу коммунизма была очень интенсивной. Не удивительно, что на путь к социальной катастрофе советское государство потратило не две сотни лет, а всего семьдесят.
Принуждая служить всех остальных граждан, советская бюрократия сама беззастенчиво "кормилась", особенно после того, как 8 февраля 1932 года был отменен партмаксимум. Вознаграждением выступали и крупные денежные оклады, и социальный престиж, и система привилегий. [11] При этом привилегии были столь колоссальными, что никто не хотел расставаться с ними добровольно, что породило явление геронтократии и замедлило естественную смену поколений в верхах государства.
Горбачевская "перестройка" явилась очередной попыткой либерализации общества. Возмущение народа было направлено против коммунистической государственной идеологии, которой сама правящая элита уже стала тяготиться. Номенклатура, советские чиновники и управленцы, была освобождена от обязательной государственной службы за счет приватизации государственной собственности. Более всего это напоминает "Манифест о вольности дворянской", который императрица Елизавета Петровна, к слову сказать, отказывалась подписать до последних дней своей жизни. [12] Однако, если в "золотые" екатерининские времена "благородное сословие" продолжало следовать дворянскому кодексу чести и сохранило патриотические идеалы, то проведение перестройки спровоцировало наступление нового "смутного времени". [13] Оказалось, что советская бюрократия не имеет за душой ни кодекса чести, ни идеалов, ни каких-либо принципов вообще. Единственным сдерживающим фактором для нее являлась тоталитарная система. После ее развала российское общество, фактически, осталось и без идеологии, и без квалифицированного управления.
Почему же в России эпохи нестабильности сменяются периодами казарменного порядка? Почему Н.А.Бердяев писал, что Россия - самая бюрократическая и самая анархичная страна в мире? [14] По-видимому, эгоизм российской государственной власти монополизировал идеал служения, на котором строится вся российская цивилизация. Это сократило, во-первых, саму опору цивилизации, и втиснуло, во-вторых, общественную жизнь в узкие рамки заданной формы. Русский уклад жизни потерял устойчивость, и служение, то есть сознательное подчинение себя интересам государства, сменяется анархией - освобождением от всех запретов.


ПРИМЕЧАНИЯ.
[1] Более строгое определение номенклатуры такое: 1) это перечень руководящих должностей, замещение которых производит не начальник данного ведомства, а вышестоящий орган; 2) это перечень лиц, которые такие должности замещают или же находятся в резерве для их замещения.
См.: Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М.: Советская Россия. 1991. С.83. [Назад]
[2] См.: Джилас М. Новый класс. Анализ коммунистической системы. Нью-Йорк, 1957. [Назад]
[3] Вопросы истории. 1993, № 7. [Назад]
[4] См.: Вопросы истории. 1993. № 7. [Назад]
[5] Соловьев В.М. Степан Разин и его время. М.: Просвещение, 1990. С.67. [Назад]
[6] Нарышкины и Морозов при Алексее Михайловиче, Меньшиков при Петре I, Орловы, Потемкин, Зубовы при Екатерине II. [Назад]
[7] История родов графов Шереметьевых, графов Коменских, купцов Морозовых. [Назад]
[8] Потемкин поразил екатерининский двор бриллиантовыми пряжками на туфлях, граф Коменский основал один из первых в России театров и разорился на праздниках и балах, Третьяков основал знаменитую галерею. [Назад]
[9] "Прежде крепостные с другими податными классами оплачивали войско, приказных и духовенство под предлогом внешней безопасности, внутреннего порядка и душевного пастырства. Сверх того крепостные доплачивали особо своим помещикам за их обязательную службу, а таких помещиков с семействами приходилось не менее 14 человек на 100 их крепостных мужского пола. Но под каким предлогом и по отмене обязательной службы дворян их крепостные продолжали кормить их своим обязательным трудом, в то же время разделяя с остальными податными оплату содержания пенсионеров трех других неподатных классов?"
Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991. С.232. [Назад]
[10] Из листка "Свобода": "Единственным источником всех бедствий, терзающих Россию, есть самодержавный деспотизм; под влиянием его сложился весь настоящий порядок вещей, давящий нас и губящий всякое развитие. Самый поверхностный взгляд на все отрасли русской жизни подтверждает эту очевидную истину и убеждает, что все они парализованы и убиты бессмысленным самодержавием, составляющим непрерывную иерархическую цепь, начинающуюся державным императором и оканчивающуюся самым последним чиновником, таким же самодержцем в сфере ему подчиненной".
Дмитриев С.С. Хрестоматия по истории СССР. Т.3. М.: Учпедгиз, 1948. С.94. [Назад]
[11] См.: Восленский М.С. Указ. Соч. С. 273-314. [Назад]
[12] См.: Ключевский В.О. Указ. Соч. С.241. [Назад]
[13] "Екатерине служат способнейшие. Ее "орлам" прощаются все пороки, кроме одного - бездарности. Отсюда победы и блеск".
Эйдеман Н. Твой восемнадцатый век. М., 1986. С.204. [Назад]
[14] См.: Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Мысль, 1990. С.10-12. [Назад]

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"