Гуляев Сергей Александрович : другие произведения.

Краткий путеводитель по укреплениям Владивостокской крепости

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Краткий путеводитель

по крепостным укреплениям города Владивостока

  
   Старая крепость, Укрепления крепостного обвода проекта 1899 года.
   Одной из самых интересных достопримечательностей Владивостока являются довольно хорошо сохранившиеся до наших дней крепостные сооружения начала XX века. В городе было построено две морские крепости - старая и новая. Эти грозные оборонительные сооружения, построенные в революционный для всей российской фортификации период - совершенно различны по своей конструкции и принципам строительства. И в них как в зеркале отражается бурное развитие русской инженерной мысли начала XX века.
   Для того, что бы понять, что такое крепость и крепостной форт, нужно немного углубиться в историю строительства крепостей. В стародавние времена, наши предки быстро поняли, что для того, чтобы защитить нажитое от супостата, нужно огородить свое добро забором, а еще лучше стеной. Вскоре они придумали возводить в углах стен круглые башни, для защиты оных, поскольку угол представлял весьма удобное место для штурма. Перед стеной часто выкапывались рвы, а чтобы затруднить их преодоление, пускали в них воду. Но, вот, один человек изобрел пушку, а другой решил установить ее в крепость, так в крепостях появились специальные пушечные укрепления, называемые бастионами, тыльная часть которых именовалась горжей. Путь к бастионам преграждал сухой ров, в котором устраивались ловушки - палисады, поскольку устройство рва с водой требовало не только источника воды, но и больших затрат по его содержанию. Но в один прекрасный момент пушки стали нарезными, а дальность и точность их стрельбы возросла многократно, тогда бастионы отделились от крепостных стен - куртин и стали самостоятельными единицами - фортами, а крепостные стены вообще исчезли. Артиллерийский огонь заставил строить скрытые ходы для прохода к различным частям укреплений - потерны, а оборону сухих рвов производить из специальных казематов - кофров.
   Началом строительства системы укреплений Владивостока стало укрепление интересов России на Дальнем Востоке, что привело к необходимости укрепления вновь приобретенных рубежей, строительства городов и защищенных военных баз. Из-за определенных природных особенностей, Владивосток не рассматривался как первостепенно важный военный порт, зимой главную бухту сковывал лед, затрудняя действия военных кораблей и лишая их надежного укрытия. Посему, основные силы молодого Тихоокеанского флота были сосредоточены в незамерзающем Порт-Артуре. К концу XIX века, Владивосток не имел сколько-нибудь значимой защиты от нападения врага с суши, за исключением старых полевых укреплений, глубоко вошедших в сектор городской застройки и как следствие этого, утратившими свое оборонительное значение. Но усиленное развитие Японии, и ее быстрое превращение в современное индустриально развитое государство с агрессивными намерениями по отношению к Китаю привело российское военное командование к необходимости укрепления порта Владивостока и его превращению во вторую, независимую базу флота. К сожалению, отсутствие достаточного финансирования, а также определенные трудности с поставками строительных материалов, заставили Владивостокских фортификаторов во главе с начальником инженеров К.Ф. Чернокнижниковым, использовать наименее затратные проекты крепостных укреплений. Ими стали полудолговременные форты профессора Николаевской военно-инженерной академии Н.А. Буйницкого, в которых основную часть защиты представляли земляные валы и отсыпки, количество бетонных, казематированных сооружений было сведено к минимуму. Толщина сводов бетонных казематов рассчитывалась на сопротивление обстрелу орудий калибра не более 152мм, так как считалось, что на то время орудий большего калибра у армий Японии и Китая не существует.
   Проект был достаточно дешев, и позволял возвести укрепление за короткий период времени, однако, на тот момент времени, большинство типовых проектов крепостных укреплений разрабатывалось для использования в районах европейской части страны, и возведение их в условиях ландшафта южного Приморья потребовало не только определенной доработки, но и увеличения финансовых затрат.
   Рассматривая предложенный проект крепостного обвода, военный министр А.Н. Куропаткин посчитал линию обороны слишком затратной, растянутой и требовавшей для занятия слишком большого количества войск. Для выработки нового проекта во Владивосток в 1899 г. Был командирован военный инженер, полковник К. И. Величко, которому дали четкие указания о необходимости сокращения линии обороны, чтобы максимально уменьшить численность гарнизона крепости, не считаясь с возможностью бомбардировки бухты Золотой рог со стороны суши. В результате, Владивосток получил крепостной обвод, практически вдоль городской черты.
   Основными укреплениями новой крепости стали видоизмененные, полудолговременные форты Буйницкого и форты Величко, используемые в качестве главных опорных пунктов. В фортах с целью экономии средств, были частично или полностью убраны некоторые элементы первоначального проекта, что снижало их обороноспособность. Тем не менее, к 1903 году крепостной обвод был завершен, и Владивостоку был официально присвоен ранг военно-морской крепости.
   Но эта крепость просуществовала недолго. События Русско-Японской войны и героическая оборона Порт-Артура показали несовершенство полудолговременных оборонительных сооружений проекта 1899 года. Полное уничтожение флота в войне и запрет на дальнейшее использование морских вооруженных сил на Тихом океане потребовало изменения всей системы обороны Владивостока, ставшего после сдачи Порт-Артура единственной военной базой России на Тихом океане. В 1906 году, укрепления проекта 1899 года были признаны морально устаревшими и не отвечающими современным требованиям, предъявляемым к фортификационным объектам. Выведенные за штат, они частично использовались военными, а частично исчезали под городской застройкой.
   В настоящее время, из всех сооружений крепостного обвода проекта 1899 года в относительной сохранности находятся, временное укрепление N1, форт Графа Муравьева-Амурского, Саперный редут и форт Графа Суворова. Сильно повреждены городской временное укрепление N2 и редут N5. Практически полностью уничтожены: Люнет N1, люнет N2, люнет N3 и форт Линевича.
   Но, несмотря на свое прошлое, укрепления проекта 1899 года представляют большой интерес, который заключается в том, что они, в некоторой степени, идентичны укреплениям Порт-Артура, что позволяет понять некоторые действия русских войск во время русско-японской войны 1904-1905 гг.
  
   Маршрут 1 Западная группа укреплений города
   Осмотр укреплений проекта 1899 года начинается с улицы Днепровской. Пройдя мимо чудом сохранившейся горжевой казармы первого люнета, в которой теперь расположен стрелковый тир, можно выйти к самому первому типичному форту - временному укреплению N1, расположенному за жилыми домами на вершине сопки Саперная (43®8'37"N 131®55'4"E). Поднимаясь к укреплению, можно увидеть небольшую часть чудом уцелевшего рва крепостной ограды, с выложенным каменной кладкой эскарпом. Следуя вдоль рва можно подойти к головному кофру укрепления, или пройти вверх и подойти к горжевой части форта и войти в главные ворота.
   Укрепление было рассчитано на роту пехоты и полуроту крепостной артиллерии. Вооружение составляли десять противоштурмовых пушек и четыре скорострельные капонирные орудия Нордфельда, впоследствии замененные на четыре устаревшие 3х-фунтовые пушки Круппа, вмурованные в амбразуры кофра. Укрепление заброшено, но бетонные постройки более-менее восстановлены общественными силами, хотя и размалеваны местными детишками, вкусившими блага грамотности.
   Временное укрепление N1 обладало наиболее полным набором элементов теоретического форта Буйницкого. Особенность укрепления - превращенная в боевую галерею потерна между головным кофром и казематом дежурной части. Она проходит не под рвом, а поперек рва, делая колено. Из галереи осуществлялся обстрел смежных участков рва крепостной ограды. В стены вмурованы тела четырех 3-х фунтовых стальных полевых пушек. С правой внешней стороны галереи они выглядят хорошо, но у ближней к кофру полностью сбита казенная часть. Пушки левой стороны находятся в худшем состоянии, один ствол треснул в длину.
   Других проходов и потерн на территории укрепления нет. Казарма-убежище в горжевой части укрепления и убежище для пушек, устроенное в виде бетонного арочного прохода, изолированы, а само убежище вынесено вперед от казармы на довольно большое расстояние. По странному совпадению, такое расположение конструктивных элементов было повторено на укреплении N3 в Порт-Артуре.
   От Временного укрепления N1 нужно проследовать к вершине сопки Холодильник, где располагается главный форт оборонительного обвода - форт Графа Муравьева-Амурского (43®8'46"N 131®56'22"E). Участок между укреплением и фортом прикрывал люнет N2, но теперь он полностью уничтожен, как и основной ров крепостной ограды, соединяющий эти укрепления в единую боевую группу.
   Форт Графа Муравьева-Амурского занимает господствующую высоту и мог эффективно препятствовать продвижению неприятеля по долине Первой речки, посредством ведения стрельбы из 75мм пушек промежуточных полукапониров и внешних артиллерийских батарей. По условиям местности, вершину горы, на которой располагался форт, можно было надежно защитить лишь укреплением, занимающим большую площадь. Небольшой полудолговременный "Форт Буйницкого" в этих условиях не мог обеспечить должной защиты и К.И. Величко изменил первоначальный проект, добавив еще один кофр к имеющимся двум напольным и горжевому, он превратил профиль укрепления в пятиугольник. Соединив, расположенный под напольным валом, каземат дежурной части длинной потерной с лишенной окон казармой, он создал надежное убежище для гарнизона. После внесенных изменений, участок рва, примыкающий к форту с левого фаса, стал обстреливаться из специальной фланкирующей постройки, а позади форта, но под его защитой, было возведено два промежуточных полукапонира для обстрела западного участка ограды и долины Первой речки. По флангам форта были подготовлены позиции батарей крепостной артиллерии. Детальный проект устройства форта разрабатывал военный инженер капитан Карпинский.
   Старая крепостная дорога давно разрушена, поэтому, чтобы подняться на форт приходится идти через многочисленные предприятия промышленной зоны, петляя мимо заборов и оград. Вскоре дорога превращается в тропу, которая выводит, к белеющим на склоне бетонным постройкам литерных батарей крепостной артиллерии.
   Батареи земляные, состоят из 4х двориков, рассчитаны на четыре 87мм орудия на крепостных лафетах Дурляхера и имеют по одному убежищу личного состава и пороховому расходному погребку. Орудийные дворики теперь настолько оплыли, что увидеть в них грозные боевые сооружения можно с большим трудом. До конца 80х годов XX века, бетонные постройки использовались как склады и регулярно окрашивались в защитный цвет, но в середине 90-х, они были полностью заброшены, краска с фасадов стерлась от ветров и дождей, и убежища стали хорошо видны со стороны города, на фоне темной растительности сопки. От батарей можно выйти к промежуточным полукапонирам, которые заброшены и медленно разрушаются.
   Интересны их архитектурные проекты. Западный полукапонир, возведенный по проекту К.И. Величко, довольно типичен для крепостных построек конца XIX , века, но восточный, фланкирующий долину Первой речки, имеет более интересную конструкцию, поскольку возведен по проекту казематированной фланкирующей постройки военного инженера Я.К. Мясковского, и является единственным подобным сооружением на территории Владивостокской крепости.
   В настоящее время на самом форте стоит военная часть, поэтому осмотреть его можно только снаружи. На головном укреплении срыты земляные брустверы и барбеты для протвоштурмовых пушек, частично засыпаны рвы, но все же, когда военные покинут это сооружение, он будет представлять большой интерес.
  
   Маршрут N2 Саперный редут и форт Графа Суворова
   Для того, чтобы осмотреть эти наиболее хорошо сохранившиеся крепостные укрепления, нужно от площади Баляева подняться вверх к авторынку "Зеленый угол", что можно сделать пешком, пройдя по улице адм. Юмашева или воспользовавшись маршрутным такси N16 (остановка Роддом). Редут находится на вершине сопки, поэтому нужно подняться вверх, пройдя мимо многочисленных автостоянок. По дороге, слева, можно увидеть пороховой погреб литерной батареи "С", над которым, практически на траверсах батареи расположилась автостоянка.
   Несмотря на то, что рынок почти уничтожил две батареи поддержки "С" и "С'", основное укрепление сохранилось в относительно удовлетворительном состоянии.
   Саперный редут(43®7'21"N 131®57'43"E) был построен на месте существовавшего с 1895 г. полевого укрепления и представляет собой в плане ромб. Левый и правый напольные рвы обстреливаются из кофра, в амбразуры которого были вмурованы четыре четырехфунтовые (87-мм) пушки обр. 1867 г. Сейчас два орудия полностью выломаны, а два, простреливающие северный ров спилены. Горжевые рвы защищались из открытого земляного капонира. В отличие от типового решения на редуте отсутствует земляная маска, защищающая головной кофр. Однако пространство перед кофром обстреливается с правой стороны из открытого капонира, примыкающего к углу напольного и правого бокового рва. Открытый капонир имеет сообщение по траншее с прикрытым путем, оборудованным над контрэскарпом правого бокового рва. С левой стороны подступы к кофру можно обстреливать с примыкающего участка ограды. Кофр соединен потерной с казематом дежурной части, который может также служить и убежищем противоштурмовых орудий. Убежище-проход для противоштурмовых орудий на редуте отсутствует и казарма-убежище, расположенная у горжи редута, таким образом, не имеет выхода в центральную часть редута. Однако, в отличие от типового проекта, позади редута устроены позиции для двух батарей для крепостной артиллерии, на которых имеется по одному бетонному казематированному погребку.
   Сейчас, еще можно рассмотреть оплывшие капониры и барбеты для выкатной артиллерии. Горжевая казарма используется коммерсантами под кафе и здание более-менее приведено в нормальный вид. К сожалению этого нельзя сказать ни о каземате дежурной части, ни о головном кофре.
   Каземат дежурной части представляет собой закрытое напольным валом, полностью лишенное окон помещение, в котором объединены убежище для двух выкатных противоштурмовых орудий и пороховой погреб, прикрытый прямым сквозником.
   Из левого убежища начинается потерна, спускающаяся к головному кофру, защищающему напольный ров. Вооружение кофра должны были составлять четыре скорострельные капонирные пушки Нордфельда, но из-за сбоя поставок, они были заменены на устаревшие 4х-фунтовые пушки Круппа, которые из-за отсутствия лафетов вмуровали в амбразуры кофра. В настоящее время, эти орудия уничтожены, причем, из амбразур южной стены они сняты сознательно, и в настоящее время составляют часть экспозиции музея военно-морского училища.
   Впереди редута, находится самый большой форт крепостного обвода проекта 1899 года - передовой форт Графа Суворова (43®7'34"N 131®59'1"E). Форт построен по проекту типового форта Величко 1889 года, с горжевым промежуточным полукапониром, примыкающем к казарме, но возведенном без подбрустверной и контрминных галерей, а так же без связующей центральное укрепление и головной кофр потерн. Примечательно, что К.И. Величко из-за особенностей рельефа поменял местоположение двойного кофра и добавил еще три одиночных каземата для более полной обороны рва.
   Дорога на форт проходит через автомобильный рынок, заполненный японскими праворульными авто, и используется довольно интенсивно, так как позволяет напрямую выйти к поселку Горностай, а от него и на объездную трассу. При этом, ее состояние вполне достойное, без больших выбоин и ям.
   Упразднив форты "Северный" и "Северо-Восточный", но ясно понимая, необходимость выноса оборонительных позиций от города, К. И. Величко запроектировал в двух километрах впереди восточного участка ограды передовой форт, получивший впоследствии название форт Суворова. Занимая одну из главенствующих высот, форт мог противостоять атаке при захвате противником позиций на хребте "Богатая грива".
   В конструкции форта был использован проект классического русского форта проекта 1890 года (проект К.И. Величко), в котором промежуточные полукапониры из-за изолированного положения форта размещались на его территории. Форт имел большую площадь казематированных помещений, в главный вал на правого фланга был врезан промежуточный полукапонир для обстрела долины Первой речки. Выход во внутренний дворик к пороховому погребу, осуществлялся через короткую потерну. Другой промежуточный полукапонир, предназначенный для обстрела западного участка ограды, пристроен к горжевой казарме. В центре форта располагался большой каземат-убежище дежурной части, соединенный с казармой короткой и широкой потерной. Кроме того, под фасами главного вала были оборудованы отдельные небольшие казематированные убежища. Автором детального проекта и строителем форта был военный инженер капитан А. М. Новицкий.
   Перед фортом расположена большая литерная батарея "И" на шесть крепостных орудий. Она построена типично для всех литерных батарей проекта 1899 года, за исключением "А" и "Б" на которых были оборудованы пещерные убежища для личного состава. Батарея поддерживала форт своим огнем, и препятствовала штурмовым атакам по Снеговой пади.
   В укреплениях проекта 1899 года, литерным батареям отводится практически главная роль крепостной обороны. Вместе с тем, батареи располагались на гребнях сопок и были довольно слабо маскированы. Особенно это заметно со стороны долины, т.е. с позиции вероятной атаки. Возможно, в конце XX века, военные стратеги не предполагали, что наступающий неприятель будет иметь в своем распоряжении что-то более существенное, чем легкие полевые пушки, а грозно возвышающаяся над долиной батарея должна была показывать мощь русского оружия, действуя на врага деморализующее. Но этим проектам не суждено было сбыться.
   Между фортом и батареей возвышается ангароподобная постройка из бетона, закрывающая собой левый фас форта. Это здание бывшей дизельной электростанции, питавшей электричеством командный пункт ПВО, располагавшийся на форте в советское время. Сейчас здание заброшено, и поражает своими размерами и необычной формой.
   На правом фланге форта расположились еще две батареи, это литерная "К" и литерная "Л", предназначенные для обороны побережья Уссурийского залива. Последняя, сильно разрушена, но это не следствие Советского прошлого. В 1906 году на батареи проводились испытания новых боеприпасов и стойкости казематов к обстрелу современной артиллерией.
   Далее начинается сам форт. Дорога ныряет в горжевой ров, откуда по пандусу или по лесенке, можно подняться в центральное укрепление, минуя южный артиллерийский полукапонир. Постройки форта сильно искажены, артиллерийский полукапонир почти не виден под более современными строениями из кирпича и бетонной опалубки. Крыло разобрано, только небольшая часть, характерного для всех строений проекта 1899 года, позволяет понять, что под всей массой современных конструкций скрывается старинное укрепление. Фланкирующие ров кофры сильно разрушены, но еще сопротивляются напору времени. Под ногами валяются гильзы от ружейных патронов, а иногда попадаются и латунные, от нарезного оружия, по маркировке тоже охотничьи. Если подойти ближе к кофрам, то видно, что использование рва в качестве стрельбища проводилось довольно давно, возможно, что ее и в советское время, столько пулевых отметин на стене кофра.
   По правому напольному рву можно выйти к двойному кофру, кстати, именно двойной кофр, представляет кофр в полном смысле этого слова, одиночный, называется полукофром. У головного кофра стены целые, хотя сильно побиты стрелковым оружием. С целью экономии средств, все кофры фортов проекта 1899 года были построены изолированными, они не были соединены между собой контрэскарпной галереей и потернами с головным укреплением, как предусматривал первоначальный проект. Личный состав, закрывая за собой бронедверь, оказывался один на один с неприятелем, и не мог в случае подхода неприятеля рассчитывать на помощь, только на поддержку противоштурмовых пушек из открытых угловых капониров. Контрминные галереи тоже отсутствуют, но они даже не предусматривались проектом, хотя на чертежах типового форта Величко 70х годов они есть. Дело в том, что в после Русско-Турецкой войны, появилось ошибочное представление о ненужности контрминой защиты крепостей. Мины и сапы были объявлены устаревшими методами ведения крепостной войны, а штурм укрепленных пунктов рассматривался исключительно с позиции стремительных атак и обходов.
   Обойдя форт по рву, можно подняться в форт. Пандус выводит к казематированному пороховому погребку западного артиллерийского полукапонира и к каземату входа. Западный полукапонир сохранился лучше, чем южный, видно крыло и можно различить четыре заложенные кирпичом амбразуры, перед которыми видны остатки какой-то легкой постройки. По конструкции, западный полукапонир схож с западным полукапониром форта Графа Муравьева-Амурского проекта К.И. Величко, но его земляная маска оплыла намного сильнее.
   От капонира можно пройти на противоштурмовой барбет, минуя колодец наблюдателя корректировщика. На барбете есть небольшой кольцевой окоп, выложенный камнем. Это убежище личного состава орудия и стрелковая позиция. Других оборудованных мест для стрелков нет. В форте отсутствует бруствер с банкетом для стрелков, как на фортах более позднего проекта. Возможно, он был земляным, и время его размыло, но может он в целях экономии и не планировался как отдельное сооружение, а стрелки сами выбирали себе место, где было удобнее, создавая позицию с помощью мешков с землей, ведь основной противоштурмовой защитой считалась артиллерия.
   В 1904 году эта доктрина дорого обошлось русским войскам в Порт-Артуре. Японцы, укрываясь в траншеях и галереях от артиллерийского огня крепостных орудий, подходили к кофрам и подавляли их, после этого, занимали ров, а после штурмовали гласисы форта, в мертвых для противоштурмовых орудий зонах.
   На центральном укреплении еще угадываются отсыпки открытых капониров, хотя за прошедшее время они капитально оплыли. Выход из подземной казармы на центральное укрепление сохранен почти в первозданном виде, а вот каземат дежурной части трудно рассмотреть под более новыми постройками.
   Несмотря на заброшенность, форт Суворова вполне сохранный и интересный объект. Как и все укрепления проекта 1899 года, он выглядит слишком академичной постройкой, словно сошедшей со страниц учебника по полевой фортификации. Возможно на равнине, эти укрепления действительно бы представляли грозную силу, но холмистый характер Владивостока создал массу неудобств, как для строительства, так и для обороны этих интересных фортификационных сооружений.
  
   Маршрут N3 Крепостные укрепления и городская застройка
   Этот маршрут показывает, как современная городская застройка изменяет вид исторических объектов, когда те оказываются оставленными на произвол местного самоуправления.
   Начав путь с площади Баляева, нужно пройти за здание ДальРыбВВТУЗа. И начать подниматься вверх, по направлению к авторынку. На вершине сопки, во дворе жилого микрорайона будет находиться укрепление N2 (43®7'41"N 131®57'8"E).
   Временное укрепление N 2 имело форму искаженного ромба, причем тупой угол между горжевыми рвами делал его более похожим на треугольник. Головной кофр соединялся длинной и широкой потерной с внутренним двориком. Поскольку потерна могла служить убежищем для гарнизона, то для вентиляции и освещения ее оборудовали двумя световыми люками-колодцами. Укрепление не имело ни убежищ для артиллерии, ни казармы, но его горжевые рвы обстреливались ружейным огнем из бетонного капонира, который служил также мостом через ров. Мертвые пространства перед головным кофром обстреливались из передового открытого капонира, имевшего бетонное убежище для артиллерии и боеприпасов. Для сообщения укрепления с передовым капониром был оборудован траншейный ход сообщения, который соединялся с напольной стеной кофра. В амбразуры кофра были вмурованы четыре четырехфунтовых (87-мм) пушек образца 1867 г. Еще четырех таких орудия использовались в качестве противоштурмовых. Автор детального проекта и строитель укрепления военный инженер капитан Гнучев 1-й.
   Сейчас территория укрепления сильно разрушена городской застройкой. Капониры и барбеты срыты, ров засыпан. Сохранились только бетонные постройки, но они находятся в плачевном состоянии. Строители укреплений сильно экономили на бетоне и теперь это видно, особенно в местах, где внешний слой поврежден.
  
   Далее, воспользовавшись маршрутным такси N 16 можно проследовать к следующему укреплению крепостного обвода, редуту N5 (43®6'28"N 131®57'44"E), который по своим размерам и устройству вполне мог бы считаться небольшим фортом.
   Редут N 5, построен на месте существовавшего с 1895 г. полевого укрепления, имел в плане ромбовидную форму, характерную для форта Буйницкого. На его территории предполагалось разместить два промежуточных полукапонира для обстрела распадка между редутом и фортом Суворова, а также фланкирования долины речки Объяснения в промежутке между редутом и фортом Линевича. Условия местности, допускавшие глубокий обход редута, а также его относительно большие размеры, затрудняющие обстрел рва с открытого капонира, потребовали размещения в противолежащих углах рвов двух кофров, а не одного, как в типовом проекте. Во внутреннем дворике редута под напольным валом размещается каземат дежурной части, но казарма, убежище для противоштурмовой артиллерии и потерны, связывающие кофры с внутренним двориком, отсутствуют. Правый промежуточный капонир и потерна к нему построены не были. Автор детального проекта и строитель редута военный инженер капитан А. М. Новицкий. (По материалам книги Н.Б. Аюшина с соавт. "Крепость Владивосток").
   В настоящее время укрепление располагается на сопке, выше остановки "Бомбоубежище" среди гаражной застройки, похоронившей под собой ров и два кофра. Промежуточный полукапонир, для фланкирования долины реки Объяснения простроен не был. Открытые капониры и земляной бруствер срыты до основания, остались только бетонные постройки казармы и каземата дежурной части.
   Для того, чтобы осмотреть последний форт крепостного обвода города Владивостока проекта 1899 года, необходимо подняться на противоположный край долины р. Объяснения. Прямого пути нет, поэтому нужно вернуться на площадь Баляева и воспользовавшись трамваем N6 проехать весь маршрут до самого конца. Выйдя из вагона нужно пройти вверх за дома.
   Форт Линевича (43®5'41"N 131®58'22"E), последний форт крепостного обвода проекта 1899 года сейчас находится во дворе жилого комплекса и практически полностью уничтожен. Чудом сохранившиеся бетонные постройки скрыты под гаражами и более современными строениями.
   Форт Линевича представляет собой в плане ромб, по своей конструкции он больше всего соответствовал проекту Буйницкого и имел большинство исходных элементов. Его напольные рвы защищал головной кофр, соединенный потерной с внутренним двориком и прикрытый земляной маской, опоясанной рвом, обстреливаемым с главного вала. Здесь же располагалась казарма, соединенная потерной с убежищем для артиллерии, которое также служит дополнительным выходом из казармы. Горжевые рвы защищал открытый капонир, орудия которого можно было укрывать на время бомбардировки форта в двух небольших казематах-убежищах. Автор детального проекта и строитель форта военный инженер капитан А. М. Новицкий. Основным отличием форта Линевича от типового проекта было наличие двух казематов-убежищ для артиллерии в открытом капонире и отсутствие каземата-убежища для дежурной части под напольным валом.
  
   Маршрут 4 Укрепления Острова Русский
   Еще два укрепления проекта 1899 года расположены на острове Русский, это форт Царя Иоанна Грозного и форт Поспелова.
   Для того, чтобы посетить эти укрепления, нужно попасть на остров Русский. Пока строится автомобильный мост, остров с городом связан паромным сообщением. Ближайшая к форту пристань - "Подножье". Форт расположен на горе, возвышающейся над поселком.
   Форт Царя Иоанна Грозного или форт "Русских" (43®1'49"N 131®50'7"E) ключевой форт обороны всего Русского острова. Форт построен по проекту русского типового форта, но представляет собой не классическое полевое укрепление, а фактически последний в мировой фортификационной истории форт-батарею. Форт был запланирован в составе первого проекта крепостного обвода Владивостока и построен по проекту форта Величко образца 90х годов. При строительстве форта, как и на форте Графа Суворова, было изменено положение головного кофра. Автором первоначального проекта, утвержденного в 1896 году, был военный инженер капитан А.П. Романович, дальнейшую переработку проекта и строительство укрепления осуществлял капитан Э.О. Маак.
   На территории форта расположены две большие батареи под тяжелые крепостные пушки, которые могли перекидным огнем поражать все бухты острова, препятствуя высадке вражеского десанта. Как и форт Графа Суворова, форт Царя Иоанна грозного предусматривался как крепостное сооружение способное вести борьбу в условиях изоляции он основных сил крепости, поэтому на нем также много завершенных бетонных построек, хотя и отсутствуют подбрустверная и контрэскарпная галереи, стрелковый бруствер с банкетом. Кофры изолированы от головного укрепления, контрминных галерей нет.
   При изменении первоначального проекта К.И. Величко объединил горжевую казарму, павильон ворот и два стрелковых каземата в единую постройку и форт получил классическую горжу бастионного начертания. Изолированное положение форта на острове, заставило применить классический проект к возможности изолированного существования, поэтому на территории укрепления были возведены батареи крепостной артиллерии, превратившие форт в артиллерийскую позицию. Жилые помещения казарм были более просторны, чем на других укреплениях, было проведено электрическое освещение и водопровод из артезианской скважины, для того, чтобы гарнизон форта мог пребывать на укреплении постоянно.
  
   Укрепление N4, Форт Великого Князя Дмитрия Донского, (Форт Поспелова)
   Форт Поспелова рассоложен на оконечности саперного полуострова. От поселка "Подножье" можно добраться на машине или на автобусе, идущем вдоль бухты "Новик" до поселка "Поспелово", а там сориентироваться по указателям. С пристани поселка можно и вернуться в город.
   "Форт Великого Князя Дмитрия Донского" (43®2'58"N 131®52'53"E). Расположен на высоте в средней части п-ова Саперный (о. Русский). Построенный по проекту полудолговременных фортов Буйницкого, форт, как и временное укрепление N1, является типичным сохранившимся прототипом укреплений Порт-Артура. Строительство было окончено в 1903 году, инженер - строитель Капитан Гунчев 2-й. Как и на всех малых фортах, оборона кофра осуществлялась с помощью вмурованных в амбразуры устаревших 87-мм орудий образца 1867 года. В 2000 году эти ценные экспонаты фортификационного строительства были уничтожены мародерами.
   Как и форт "Русских", укрепление имело просторную казарму, предназначенную для постоянного пребывания гарнизона, и автономное водоснабжение из артезианской скважины. Вместо каземата-убежища дежурной части были возведены два укрытия противоштурмовых орудий, одно из которых было соединено потерной с кофром. Оборона горжевых рвов осуществлялась из специального капонира, служившего одновременно и мостом через ров.
   Крайне интересна потерна форта, связывающая центральное укрепление с головным кофром. Для ее освещения, в своде были проделаны специальные световые окна. Очевидно, фортификаторов нимало не смутило появление в конце XIX века бризантных снарядов, оснащенных новым мощным взрывчатым веществом - миленитом, в армиях враждебных государств. Такие снаряды были способны поражать осколками живую силу противника, укрывающуюся за простыми укрытиями.
  
   Укрепления первого крепостного обвода крепости Владивосток показывают, что к началу прошлого века Россия не была готова к боевым действиям на Дальневосточном театре боевых действий. Плохое представление ландшафтов и использование фортификационных технологий разрабатываемых для равнинной части средней полосы России и степных регионов, отсутствие строительных материалов и техники, а так же недооценка реальных сил противника и привели к поражению России в Русско-Японской войне.
  
   Новая крепость, укрепления проекта 1910 года
   По окончании Русско-Японской войны и подведении ее итогов для России в заключении специальной военной комиссии было принято решение о совершенствовании крепостной обороны города Владивостока, ставшего основным, а по сути единственным выходом России к Тихому океану. В условиях полного уничтожения Тихоокеанской эскадры и запрета мирового сообщества на содержание русских военных кораблей в этом регионе, именно на крепость легла задача обеспечения беспрепятственного развития морского судоходства и охраны морских рубежей.
   Морально устаревшие полудолговременные крепостные сооружения проекта 1899 года не могли справиться с такой задачей, к тому же, они и изначально не выполняли своей основной задачи - защиты бухты "Золотой рог" от обстрела неприятелем с суши.
   Все это вызвало необходимость к возведению новых крепостных сооружений, в которых был бы детально учтен опыт предыдущей войны, а так же решены задачи по автономному действию против войск противника без поддержки флота.
   В выработке новой стратегии принимали участие видные деятели российской фортификации, такие как генерал-лейтенант А.П. Вернандер, участники обороны Порт-Артура, комендант крепости генерал-лейтенант В.А. Ирман, начальник крепостной артиллерии генерал-лейтенант В.Ф. Белый, военный инженер капитан А.В. фон Шварц и многие другие. Ознакомившись с результатами работы комиссии, в 1907 году Николай II подписал резолюцию о совершенствовании обороны города Владивостока и переводе крепости в первый ранг.
   Большую работу по выработке основной концепции укрепления Владивостока и возведению нового крепостного обвода провел участник обороны Порт-Артура, военный инженер А.В. фон Шварц.
   Согласно его рекомендациям, в укреплениях нового проекта была значительно увеличена толщина бетонных сводов. Вся крепостная артиллерия крупного калибра была полностью выведена из укреплений. В конструкцию фортов были введены бетонные брустверы с нишами для стрелков и широкими подбрустверными галереями, которые могли служить убежищами дежурных частей. Защищенные бронеколпаками наблюдательные посты и разветвленную сеть скрытых ходов сообщения. Для повышения защиты входы и выходы казематов были защищены коленчатыми сквозниками, а не прямыми как на укреплениях проекта 1899 года. На многих фортах были оборудованы потерны выходящие в тыл к главной крепостной дороге.
   Изменилось и расположение укреплений на местности, если в укреплениях проекта 1899 года, местность приспосабливалась для возведения укрепления посредством отсыпок и выравниваний, что в конечном итоге демаскировало форт, то при возведении укреплений проекта 1910 года эта ошибка была устранена. Теперь сами укрепления вписывались в окружающий ландшафт, располагаясь на склонах занимаемых высот, на разных уровнях, что позволило добиться лучшей маскировки от вражеских наблюдателей.
   Владивостокские фортификаторы настолько смело подошли к изменению основных проектных решений, что в своей работе значительно опередили всю мировую инженерную мысль. Во многих странах Европы, практические решения, использованные при строительстве Владивостокской крепости начали использоваться только спустя десятилетия поле постройки укреплений Владивостокской крепости.
   Подготовка проекта нового крепостного обвода была вновь поручена профессору Николаевской военно-инженерной академии, генерал-майору К.И. Величко, как специалисту наиболее знакомому с особенностями дальневосточных ландшафтов.
   Взяв за основу идеи В.Ф. Чернокнижникова, и используя в качестве ключевых элементов новой крепости, ранее упраздненные по приказу военного министра Куропаткина форты Северо-восточный и Северо-западный, К.И. Величко создал новый проект оборонительного обвода. Основными опорными пунктами стали крупные форты, расположенными на вершинах господствующих высот хребта "Богатая грива", представляющего естественную природную защиту области расположения города Владивостока. Несмотря на единое типовое решение вновь возводимых укреплений, в новом проекте гораздо большее внимание было уделено маскировке фортов на местности. Военным инженерам была обеспечена большая свобода в принятии тактических решений соответственно сложному рельефу используемой местности. Не допускалось сокращения основных элементов конструкции, и большое внимание уделялось защите личного состава от поражения осколочными снарядами. В отличие от крепостного обвода проекта 1899 года, новый проект не имел единой замкнутой ограды, защита участков осуществлялась ведением перекрестного огня с открытых капониров фортов, а в наиболее важных участках крепостного обвода предполагалось возвести малые оборонительные сооружения - опорные пункты, представляющие упрощенные форты, но имеющие довольно сильное вооружение.
   Новая крепость возводилась на протяжении 1910 - 1914 годов, за это время было выполнено большинство работ первой и второй очереди, но начавшаяся Первая мировая война вызвала сокращение финансирования строительных работ и отток специалистов в действующую армию. В связи с этим, многие работы были законсервированы, а к строительству объектов третьей очереди, тыловых фортов N8 и N13 и батарей крепостной артиллерии, вообще не приступили.
   В результате, было возведено семь крупных фортов по хребту "Богатая грива", опорные пункты литер А-З, питательные тоннельные погреба, большой крепостной мясохолодильник, аэродром на Второй речке, большие форты 9, 11, 12 на Русском острове и более 200 км. дорог.
   Все укрепления имели большое количество бетонных казематированных построек, толщина сводов которых составляла 3 метра, и была рассчитана на повторное попадание крупнокалиберных орудийных снарядов. Помимо утолщения сводов, были применены системы противооткольного укрепления сводов для предотвращения поражения, укрывшегося в казематах личного состава, а так же система ретраншментов.
   Все крепостные сооружения нового проекта были связаны между собой большой рокадной шоссейной дорогой, а с центром крепости системой радиальных дорог. Укреплениям предыдущего крепостного обвода была отведена роль главного ретрашмента и на его укреплениях были размещены различные хозяйственные и тыловые службы.
   Таким образом, Владивосток получил мощные крепостные сооружения, действительно превратившие его в грозную военно-морскую крепость первого ранга.
  
   Укрепления сухопутного сектора обороны города Владивостока
  
   Маршрут N 5 Знакомство с фортом N7 Наследника Цесаревича Алексея Николаевича и новой техникой строительства крепостных укреплений
   Форт N7 (43®11'24"N 131®55'47"E). Знакомство с Владивостокскими фортами проекта 1910 года начинается в районе фабрики "Заря", отстоящем от центра города и бухты "Золотой рог" почти на 14 километров. Здесь расположен самый западный из фортов проекта 1910 года - форт N7 Наследника Цесаревича Алексея Николаевича. Для пешей прогулки лучше всего доехать на общественном транспорте до остановки "Академическая" и подняться вверх, пройдя по грунтовой дороге через лесной массив. Дорога выходит к заброшенной артиллерийской батарее проекта 70х годов прошлого века, от нее, в настоящее время осталось несколько кольцевых бетонных двориков. Они основательно заполнены землей и мусором, поэтому увидеть оснований 100 мм береговых орудий Б-13С не удастся. От двориков нужно идти влево по тропе, которая выведет в напольный ров форта, а затем и к головному кофру форта.
   В отличие от укреплений проекта 1899 года, головной кофр форта N7 представляет собой огромное сооружение. Над землей видны два его этажа, а третий уходит вниз, связывая кофр с подбрустверной галереей центрального укрепления и разветвленной сетью контрминных галерей. На укреплении отсутствуют характерные для ранее строившихся укреплений элементы гражданской архитектуры, такие как наличники и карнизы. В настоящее время на форте действует музей, проведено электричество, все внутренние помещения доступны и освещены.
   Форт построен по проекту форта треугольного начертания профессора Николаевской военно-инженерной академии Н.А. Буйницкого строитель - военный инженер, подполковник В.С. Торопов, Форт вписан в окружающий ландшафт не плоскостью, как форты Буйницкого предыдущего крепостного обвода, а трехмерно. Используя опыт Русско-Японской войны, детально переработанный участником обороны Порт-Артура военным инженером А.В. фон Шварцем, строители укрепления расположили основные элементы укрепления на разных высотах г. Торопова. Они полностью охватывают вершину горы, на которой расположились наблюдательный пост и редьюит. Ров представляет собой не замкнутую конструкцию, целиком охватывающее все укрепление по периметру, а только два главных напольных рва, обороняющихся из двойного кофра. Горжевые рвы были полностью редуцированы и заменены на заграждения из колючей проволоки, которые были дешевле, а по эффективности не уступали рвам.
   Форт оснащен бетонным бруствером, на банкете которого расположены ниши-убежища для стрелков. При внезапно начавшемся обстреле, личный состав мог укрываться в них от осколочного поражения. Каждая третья ниша имеет голосовое сообщение с подбрустверной галереей, одновременно являющейся казематом дежурной части, в виде вмурованной в стену трубы. На каждые два убежища приходится одна маленькая ниша для расходного боекомплекта.
   Перед бруствером расположена классическая для фортов Буйницкого арка-убежище для выкатных противоштурмовых орудий, но в отличие от укреплений проекта 1899 года она выполнена более массивно и без карниза - украшения. На флангах бруствера расположены бетонные площадки - барбеты, на которые устанавливались выкатные орудия.
   Горжевая казарма на форте отсутствует, поскольку была запланирована как объект третьей очереди, но сам форт имеет подземную тоннельную казарму, предназначенную для укрытия личного состава во время обстрела. В горже форта располагались казематированные помещения дизельной силовой установки и пекарни с кухней.
   Имея главную цель, оборону участка от побережья Амурского залива до г.Торопова, форт развернут в северо-западном направлении, в отличие от других укреплений, повернутых фронтом на северо-восток.
   Рядом с фортом N7 расположен опорный пункт Литер З, представляющий собой открытый с тыла редут лишенный головного рва и контрминных галерей. На опорном пункте был возведен бетонный бруствером, с подбрустверной галереей, двумя укрытиями и двумя барбетами для противоштурмовых выкатных пушек, построенный для поддержки форта N7 и предотвращения его обхода в мертвой зоне г. Торопова.
  
   Маршрут N 6 Вдоль по большой Рокадной дороге
   От форта N7 начинается большая шоссейная дорога, связывающая все семь фортов между собой. Главная рокадная крепостная дорога проходит по сопкам хребта "Богатая грива" поперек полуострова Муравьева - Амурского, соединяя между собой все укрепления главной лини обороны Владивостока. Оборона Порт-Артура показала всю необходимость существования удобных путей сообщения между крепостными укреплениями и центром крепости. По рокадной дороге лучше всего путешествовать, имея в наличие какое-нибудь транспортное средство. Особенно она популярна у любителей велотуризма.
   Проект 1910 года предусматривал строительство двух рокадных и сети радиальных дорог. Рокадные дороги служили для сообщения между отдельными фортами, а радиальные дороги соединяли укрепленные позиции с центром крепости и позволяли быстро прераспределить войска между наиболее опасными участками.
   С центром крепости, форты соединялись радиальными дорогами для осуществления маневра войсками.
   Все дороги прокладывались по обратным скатам высот вне сферы наблюдения со стороны направления вероятной атаки. В тех случаях, когда это было невозможно, дороги прикрывались от наблюдения специальными земляными масками.
   Для защиты дорожного полотна от размывания потоками дождевой воды на всех наиболее уязвимых участках дорог были установлены специальные коллекторы и участки уменьшающие энергию водных потоков. Стенки желобов и сливов отделывались диким камнем для предотвращения оплывов и засорений. Спустя сто лет, эти сооружения еще исправно работают, поддерживая исправное состояние крепостных дорог.
  
   Канатная дорога
   Канатная дорога, которая многими людьми воспринимается как большой аттракцион или необходимый атрибут лыжного курорта, в строительстве Владивостокской крепости сыграла очень важное значение.
   Во время строительства особо остро встал вопрос доставки материалов от железнодорожных терминалов Второй речки и Снеговой пади до строительных площадок. Организация и прокладка шоссейных дорог приводила к значительному удорожанию строительных работ и требовала большого количества транспортных средств. В условиях Дальнего востока это могло сорвать все сроки возведения крепости.
   Проблема была решена с помощью устройства канатной дороги, позволившей связать железнодорожные терминалы со строительными площадками хребта Богатая грива. Такой метод не требовал ни прокладки новых путей, ни увеличения транспортного парка, в тоже время, он позволял непосредственно доставлять необходимые строительные материалы к строительным участкам.
  
   Памятник жертвам сталинских репрессий
   Между фортом N6 и опорным пунктом литер Ж недалеко от дороги стоит одинокий памятник жертвам сталинских репрессий. Его место выбрано здесь не случайно, вглубь леса тянутся не то рвы, не то валы, а на самом деле это могильник ГУЛАГа, в котором хоронили заключенных из форта N7, превращенного в те мрачные годы в тюрьму для политических заключенных.
   Заключенные содержались в тоннельной казарме, под усиленной охраной НКВД. К сожалению, устройство форта из защитного сооружения могло быстро превратить его в тюрьму, для этого нужно было только поменять пост на траверсе основных ходов, и место проживания защитников форта превращалось в страшный каменный мешок.
  
   Маршрут N7 Форт N6 Императора Николая Александровича", опорный пункт литер Ж и Форт N5
   Форт N6 (43®11'34"N 131®57'19"E) Укрепление находится на горе Седанка (около 300 м). Попасть на форт можно с Федеральной трассы, поднявшись вверх от остановки троллейбуса N6,7 "Чайка", либо с крепостной рокадной дороги, или из района завода "Варяг", конечной остановки троллейбуса N2, N4, N5.
   Это один из большх фортов Владивостокской крепости, рассчитан на две роты пехоты и два батальона крепостной артиллерии. Окончательный проект форта был составлен военным инженером, капитаном В.В. Буйко.
   По форме укрепление напоминает искаженный и растянутый пятиугольник. Ров форта защищается одним двойным кофром и тремя одиночными, все кофры связаны потернами с подбрустверной галереей головного укрепления, а та в свою очередь связана подземными проходами с 4 тоннельными казармами глубокого залегания.
   К левому одиночному кофру пристроены помещения силовой установки и кухни. Хотя такое расположение и нельзя считать идеальным, но левый одиночный кофр находится в горжевой части укрепления, поэтому был достаточно хорошо защищен во время атаки с напольной стороны.
   В настоящее время на форте еще остаются остатки воинской части связи, поэтому полному осмотру форт недоступен. Один из одиночных кофров был не достроен, и можно почти в разрезе увидеть его конструкцию. Наличие таких хозяйственных построек как кухня и пекарня говорит о том, что форты проекта 1910 года, в отличие от укреплений прежнего крепостного обвода, устраивались как долговременные укрепления с постоянным гарнизоном.
   В новых фортах нет тяжелых орудий крепостной артиллерии. События Русско-Японской войны окончательно поставили точку в споре виднейших мировых фортификаторов о ведении обороны крепостей. Новые укрепления представляли только пехотные опорные пункты, молчащие до начала атаки на них противника и тщательно скрывающие свое положение от обстрела вражеской артиллерией. Все крепостные батареи выносились внутрь кольца крепостного обвода, располагаясь скрытно, на обратных склонах сопок.
   Опорный пункт литер Ж и Форт N5 (43®10'34"N 131®58'27"E). Укрепления доступны как с рокадной дороги, так и из района завода "Варяг". Лучше всего ориентироваться по карте и GPS, так как форт расположен не на вершине горы Зубрицкого, а на ее склоне. На форте иногда проводятся стрельбы, так, что нужно соблюдать осторожность.
   Опорный пункт литер Ж не был достроен, война 1914 года привела к замораживанию работ, а после революции уже было и не до строительства. В своем заключительном виде он должен был бы выглядеть как форт, сходный по конструкции с фортами N7 и N5, и его основной задачей было фланкирование распадка между горой Седанка и горой Зубрицкого. Сейчас в этом месте наибольший интерес вызывает карьер, огромная выемка земли, предназначенная для строительства казематированных построек. На карьере можно проследить этапы начального строительства укреплений, и оценить тот факт, что буквально каждый кубометр извлеченной породы в дальнейшем использовался на строительстве. Ничего не пропадало, ничего не сваливалось и не вывозилось, с одной стороны это обеспечивало секретность объемов работ, а с другой значительно экономило государственные средства. Вот бы современные строители могли бы так. Карьер используют альпинисты и, судя по разбросанным везде гильзам, любители пострелять.
   От литера Ж, дорога пересекает просеку и дает ветку к форту N5, Императора Александра Освободителя. Форт имел конструкцию, сходную с фортом N 7, проект форта Н.А. Буйницкого 1909 года, строителями укрепления были военные инженеры капитан А.З. Зубрицкий и полковник В.А. Свиньин. Сейчас форт заброшен, выжжен, а после печального инцидента с подрывом боеприпасов в 2005 году, частично разрушен. Форт N5, Императора Александра Освободителя". Находится на горе Зубрицкого - 352 м., но вершину горы не охватывает. Основные строения форта расположены на террасе, из-за чего хорошо просматриваются с вершины горы. Форт расчитан на роту пехоты, что и сделало его проект сходным с фортом N7. В северо-восточном углу горжевого рва находится двойной кофр, а в юго-восточном - одиночный кофр. Бетонная горжевая казарма отсутствует.
   Рядом с фортом расположен опорный пункт литер Е, его назначение не только прикрывать недоступные для артиллерии форта юго-восточные участки, но и фланкировать подходы к вершине горы Зубрицкого. Из всех семи фортов, форт N5 имеет самое невыгодное расположение на местности, поскольку не захватывает главную высоту. Вероятно, строитель форта полковник Свиньин старался близко следовать проекту, может из-за ограниченности средств, а может и причинам стратегического характера, так как с вершины горы практически не просматривается распадок между горой Зубрицкого и горой Проценко, тем не менее, форт N5 по своим оборонным качествам значительно проигрывает остальным.
  
   Подрыв крепости
   В 2005 году военные решили уничтожить на форте некоторое количество списанных артиллерийских снарядов, вероятно у кого-то в руках оказалась инструкция 40-х годов об уничтожении, оставляемых армией объектов, дабы те не достались врагу. Пострадали убежище для противоштурмовой артиллерии и кофр. Теперь кто это будет восстанавливать не совсем ясно. Военные как всегда оказались в стороне, а тех, кто давал разрешение на подрыв снарядов практически в городской зоне, теперь отыскать невозможно.
  
   Маршрут N8 Форты восточного сектора обороны
   Маршрут лучше всего начать от остановки транспорта "Дальхимпром", конечная остановка маршрутных такси N3 и N57, откуда нужно подняться по радиальной дороге до ее пересечения с главной крепостной рокадной дорогой, а затем, идти влево, ориентируясь по GPS или по вершине горы Попова, выходя к форту N3. С горы Попова будет открываться вид на форты N4 и N2, представляющие наиболее значительные укрепления восточного сектора обороны крепостного обвода проекта 1910 года.
   Форт N4 (43®9'49"N 131®59'0"E) Императора Александра Благословенного", находится на горе Проценко 431м.и рассчитан на роту пехоты. Внешне он максимально схож с базовым проектом форта Величко, поскольку при его возведении было использовано основание укрепления "форт Северный", входившим, в план обороны города 1896 года. На форте стоит военная часть, поэтому для самостоятельного осмотра форт недоступен. На форте большой интерес представляет ступенчатая конструкция бетонного бруствера головного укрепления и оригинальная конструкция двойного кофра.
   Форт N3 (43®9'4"N 131®59'55"E) Императрицы Екатерины Великой, расположен на горе Попова 426 м. По конструкции представляет собой, так называемый, расчлененный форт. Строитель форта военный инженер, капитан Н.Н. Ионов. Укрепление рассчитано на две роты пехоты и полуроту крепостной артиллерии. По мнению некоторых экспертов, он напоминает австрийский форт Ханика или укрепление Фев в немецкой крепости Мец. Форт состоит из трех укреплений, левого люнета, главного укрепления и правого редута. Такое сходство обусловлено идеей создания укрепленной группы (Фесте), активно предлагаемой в начале XX века германскими военными строителями. Но при строительстве форта N3, российские инженеры уже отошли от нее в пользу создания более передовой технологии расчлененного укрепления ближнего боя. Что в европейских странах было осмыслено только перед самым началом Первой мировой войны.
   В настоящее время форт заброшен и полностью доступен для осмотра. Сюда часто устраиваются экскурсии, так, что можно не только самостоятельно осмотреть укрепление снаружи, но и, воспользовавшись услугами опытного проводника, заглянуть и в подземные сооружения.
   По замыслу конструкторов все три укрепления должны были связываться друг с другом потернами через подбрустверную галерею главного укрепления. Из нее можно было выйти по ретирадному ходу на обратный скат горы Попова к рокадной дороге.
   С напольной стороны форт защищен угловым рвом, защита которого осуществляется из двойного кофра, соединенного потерной с подбрустверной галереей левого люнета, и одиночного кофра, соединенного с правым редутом. Стратегически, противник должен был вначале овладеть напольным рвом, подавив сопротивление кофров, затем захватить укрепления левого люнета и правого редута, и только после этого начать штурм головного укрепления. В это время, личный состав форта мог перемещаться с оставляемых позиций по подземным ходам, организуя участки сопротивления в них, а в случае невозможности обороны, обрушая проходы. Противник же вынуждался находиться на поверхности, под постоянным огнем противоштурмовой артиллерии головного укрепления.
   Интересным фактом вооружения фортов проекта 1910 года стало расположение в кофрах рвов, снятых с береговых батарей скорострельных 57мм пушек Нордфельда. Изначально кофры планировалось оснащать стандартными казематными 57мм орудиями на крепостных станках, но из-за перевооружения береговых батарей, с которых снимались морские пушки Нордфельда, обладавшие лучшими тактическими характеристиками, было решено оснастить ими кофры и казематы новых фортов. Орудия устанавливались на береговых станках, что потребовало внести изменения в конструкцию кофров, проделав специальные отверстия в перекрытиях этажей для установки береговых станков, имевших по сравнению с крепостными большие размеры.
   Спускаясь с главного укрепления, можно пройти к левому люнету, воспользовавшись ответвлением дороги, которое выведет ко входу в подбрустверную галерею. На люнете устроен бетонный стрелковый бруствер с убежищами для стрелков и большой барбет для выкатных противоштурмовых пушек.
   Вернувшись к дороге, можно пройти на правый редут форта, огибая гору Попова выше крепостной дороги.
   Правый редут не достроен. Возведен бетонный бруствер с технологическим разрезом для обустройства потерны и построен одиночный кофр обороны рва. Толщина бетонных сводов укрепления достигает от трех до пяти метров, что было устроено в соответствии с рекомендациями полигонных испытаний новейших на то время артиллерийских систем.
   Форт N2 (43®9'29"N 132®1'3"E) Императора Петра Великого - самый крупный форт Владивостокской крепости. Является передовым пограничным фортом, что обусловило его первоочередное строительство и максимальную мощь элементов. Укрепление расположено на горе Варгина (458 м), откуда отлично просматривается прибрежная полоса Уссурийского залива и почти все форты линии обороны 1910 года.
   Возведенный на основании старого укрепления форт "Северо-Восточный", он представляет собой наиболее завершенное крепостное сооружение, о чем свидетельствует возведенная горжевая казарма. В системе укреплений крепостного обвода проекта 1910 года, форту N2 отводилось такое же место, как и передовому форту Графа Суворова в крепостном обводе проекта 1899 года. Форт является интереснейшей достопримечательностью всей крепости и г. Владивостока, но в настоящее время доступ на него закрыт.
   Форт N1 (43®8'9"N 132®1'27"E) Царя Михаила Федоровича расположен над бухтой Горностай на горе Кудрявцева - 192м, представляет собой сооружение, сходное с фортами N7 и N5. Форт расчитан на полторы роты пехоты. Строитель, военный инженер, капитан К.Н. Кудрявцев. По форме форт представляет собой ромб, с трех сторон опоясанный рвом. Кофры рва двухэтажные и связаны потернами с подбрустверной галереей и замыкают на себя контрминные галереи. В настоящее время активно используется частями Военно-морского флота, и доступ на него закрыт.
   В конструкции форта использовался проекты форта Величко, проекта 1909г. и форта тупоугольного начертания военного инженера Малыкова-Панина 1910г. Укрепление построено с минимальными отхождениями от первоначального проекта, за исключением контрэскарпной галереи, замененной на потерну, связующую подбрустверную галерею с одиночным кофром, и вынесенного за пределы форта правого промежуточного артиллерийского полукапонира.
   Примечательным, в конструкции форта является то, что вся отделка рвов произведена полностью из бетона, что было связано с необходимостью обеспечения максимального укрепления форта из-за угрозы обстрела крупнокалиберной артиллерией с кораблей противника.
   Правый промежуточный артиллерийский полукапонир связан с левым промежуточным полукапониром потерной, но, по сути, представляет собой отдельное укрепление - редут, способный к самостоятельной обороне.
  
   Морской сектор обороны крепости
   Остров Русский представляет собой естественный плацдарм, закрывающий подходы к бухте "Золотой рог" и городу Владивостоку, поэтому его укрепление новыми фортификационными сооружениями было совершенно необходимо. Но удаленное расположение крепостных укреплений от центра крепости и сложный рельеф острова заставили военных инженеров прибегнуть к использованию совершенно новых фортификационных идей - строительству расчлененных и распыленных фортов. Такой подход в передовых странах Европы был переосмыслен и внедрен в практику только спустя несколько лет, при строительстве глубоких линий обороны во Франции.
   Идея русского расчлененного форта была предложена еще в начале XX века, К.И. Величко, форт представлял собой не единое укрепление, а группу независимых сооружений, способных к самостоятельной обороне. Это позволяло лучше применить их к местности и повысить их устойчивость.
   На территории острова было запланировано возведение трех больших фортов, получивших номера 9, 10, 11 и 12. По предложению генерала В.А. Ирмана, им были присвоены собственные имена. Форт N9 стал называться фортом Князя Рюрика, форт N 10 - фортом Князя Олега, форт - фортом Князя Святослава, форт 12 - фортом Князя Владимира Святого.
  
   Маршрут 10 Расчлененные форты острова Русский
   Начать маршрут можно от пристани Поспелово, куда приходит паром из Владивостока, и закончить его, добравшись до пристани Подножье, пройдя все южное побережье острова Русский. Учитывая большую протяженность маршрута лучше всего использовать какой-нибудь транспорт. Форты расположены вблизи дороги, но использование карты и GPS все же не помешает.
  
   Форт N12 (N42.992124, E131.913443) Князя Владимира Святого, расположен на г. Ахлестышева и должен был препятствовать проходу неприятеля на территорию Саперного полуострова, защищая позиции береговых батарей пролива Босфор Восточный.
   При строительстве форта, головной кофр укрепления был максимально приближен к горжевой казарме, что изменило профиль напольного рва на обратный. Сами рвы были значительно редуцированы и представляют собой скорее валы, лишенные контрэскарпов.
   Форт состоит из трех независимых узлов обороны, левого люнета, правого редута и казармы, которая не была возведена. На укреплениях обустроены бетонные стрелковые брустверы с банкетами для стрелков и подбрустверными галереями, выходы из которых прикрыты коленчатыми сквозниками. Противоштурмовые пушки, располагаемые на площадках барбетах, могли эффективно поражать цели в промежутке между бухтой Новик и фортом N11. Контрминные галереи на форте отсутствуют.
   Форт N11(42®58'30"N 131®53'1"E) Князя Святослава Игоревича представляет собой большое укрепление, возведенное по проекту русского типового форта 1909 года. При строительстве не успели возвести кофры обороны рва и вспомогательное укрепление на правом фланге. Стрелковый бруствер форта является самым протяженным среди всех укреплений владивостокской крепости, вытянувшись на 350 метров, прерываясь несколькими убежищами для выкатных орудий противоштурмовой артиллерии.
   Форт N10 (42®58'9"N 131®50'46"E) Князя Олега является самым маленьким фортом оборонительного обвода проекта 1910 года. Он представляет собой типичный форт Буйницкого, но лишенный классических рвов. Они были заменены проволочными ограждениями. На форте отсутствуют скрытые ходы сообщения, потерны, связующие центральное укрепление и головной кофр и контрминные галереи. Но построен стрелковый бруствер и подбрустверная галерея.
   Форт N9 (42® 59' 24.53"N 131® 48' 33.90"E) Князя Рюрика должен был защищать самое уязвимое место острова Русский - большой полуостров Кондратенко, где неприятель мог установить осадные орудия и проводить инженерную атаку. Форт наиболее полно соответствует проекту Величко, и имеет как систему рвов с обороной из двойного и одиночных кофров, так и систему контрминных галерей, отсутствующих на других фортах острова. Форт построен по расчлененной схеме и состоит из двух укреплений. Головное укрепление, представляет собой классический форт Величко проекта 1910 года, с измененным положением двойного кофра и добавлением дополнительного одиночного. Все кофры связаны с подбрустверной галереей центрального укрепления потернами, и замыкают на себя контрминные галереи.
   Правый люнет, представлен упрощенным фортом тупоугольного начертания военного инженера Малыкова-Панина, лишенного горжевой казармы. Подбрутверная галерея люнета связана потерной с двойным кофром, на который замыкаются контрминные галереи.
   Основной задачей строительства фортов морского сектора обороны была защита береговых батарей острова Русский от захвата неприятельским десантом, высадившимся на побережье острова. Предполагая более легкое вооружение неприятеля, форты строились по облегченным схемам, в сравнении с укреплениями береговой линии обороны. Даже строения, возводимые в 1915 -16гг., имеют толщину бетонных сводов, меньшую, чем было рекомендовано согласно результатам минно-взрывных испытаний.
   После Первой мировой войны, использование фортов морского сектора обороны было признано нецелесообразным, поскольку новая военная доктрина рассматривала более широкое использование береговых батарей, оснащенных дальнобойными пушками и новыми средствами обнаружения вражеских кораблей, позволяющих уничтожить врага в море до подхода к берегу.
   Подобная участь ожидала и укрепления берегового сектора обороны, так как новая доктрина ведения сухопутной войны предполагала возведение новых оборонительных систем - укрепленных районов, в которых основными опорными пунктами, становились малые долговременные огневые точки, связанные между собой системой траншей.
   Таким образом, крепостной обвод проекта 1910 года повторил судьбу своего предшественника, крепостного обвода проекта 1899 года. Революционные изменения способов ведения боевых действий заставляли искать новые способы обороны, в которых старым укреплениям уже не было места. Фотографии с мест событий можно посмотреть здесь http://sergruss.blogspot.com/
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"