Гумилевский Геннадий Алексеевич : другие произведения.

Любовь и страсть, что общего? (Или: почему Рогожин убил Настасию Филипповну?)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Любовь и страсть, что общего? (Или: почему Рогожин убил Настасию Филипповну?)
  
  Википедия: Страсть- сильное, доминирующее над другими, чувство человека, характеризующееся энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти. Объектами страсти могут быть как люди, так и предметы и даже идеи. Чаще всего слово "страсть" используется для обозначения высокой степени полового возбуждения в сочетании с эмоциональным влечением к партнёру. Зачастую, страсть как короткоживущее, преходящее чувство, отождествляют с ВЛЮБЛЁННОСТЬЮ, противопоставляя её любви".
  
  Однако, понятие слова влюблённость не противопоставляется любви, но является любовью в её повседневной деятельности. Что такое страсть и что такое влюблённость можно понять из короткой истории из Библии между двумя родными людьми, когда страсть одного участника стала подлостью, а для другого принесла великое горе. Влюблённость- это состояние любви кого-то к кому-то, проявляющее в действии. Однако в мире употребляют это слово как разновидность любви, как что-то неглубокое в любви, обозначая как временное, несерьёзное отношение к кому-то или к чему-то. Иногда влюблённостью называют также половые кратковременные отношения между людьми. Так ли это?
  ------------------------------
  Меня спросили однажды: "поделиться мыслями насчет того, насколько велик антагонизм между любовью и влюбленностью на основе 1Кор.13 и 2Цар.13?" Моё мнение такое, что у Амнона никакой любви (и влюблённости) к Фамари не было. Была страсть сильного плотского влечения, основанная на её привлекательности, а также разогревания в мыслях воображения сексуального владения её телом. Советую прочитать об этом в Библии.
  
  Любая страсть никакого отношения к любви не имеет, так как любовь чувством не является, но является присутствием Божьего Духа в человеке. Оптимальное решение для семейной пары иметь любовь и страсть вместе. Страсть связана с чувствами предстоящих ощущений. Любовь же чувством не является. Слова любовь и влюблённость имеют одинаковый корень. Влюблённость - это слово производное от слова любовь. Все слова производные с буквами ОСТЬ (НОСТЬ) в конце слова обозначают действие (поступок) с определённой направленностью, определяемой основным словом.
  
  Слова: ВЛЮБЛЁННЫЙ и ВЛЮБЛЁННОСТЬ имеют не только одинаковые корни, но они являются и родственными. Также и в английском языке слово "влюблённый" (be in love) происходит от слова ЛЮБОВЬ. А поэтому в основе влюблённости всегда есть ЛЮБОВЬ. А если любовь, то любовь в ненависть никогда не переходит, а страсть очень часто. А поэтому у Амнона никакой любви (и влюблённости) к Фамари не было. Была страсть сильного плотского влечения, основанная на её привлекательности, а также разогревания в мыслях воображения сексуального владения её телом, которая перешла в ненависть.
  
  И вот чем закончилась "любовь" Амнона к Фамари: "Потом возненавидел её Амнон величайшею ненавистью...и сказал ей Амнон: встань, уйди. И Фамарь сказала ему: нет, брат; прогнать меня- это зло больше первого, которое ты сделал со мною. Но он не хотел слушать её. И позвал отрока своего, который служил ему, и сказал: прогони эту от меня вон и запри дверь за нею". Когда Амнон удовлетворил желание своего тела страсть закончилась, а больше уже его ничего не связывало с Фамари. Страсть кратковременна, может быть на одну ночь, может быть несколько больше, но наступит такой день, когда один (одна) скажет, а что собственно я в ней (в нём) нашёл (нашла), а поэтому все отношения между партнёрами заканчиваются и часто перерастают в ненависть, а для этого причины всегда найдутся! Только любовь всегда вечна, потому что она божественна, зародившись в человеке, любовь обретает вечность и об этом можно прочитать для более полного понимания: "Сказание о вечности любви" http://www.proza.ru/2017/12/19/1675 , где разбираются многие вопросы, объясняющие это понятие. Итак, страсть Амнона есть страсть несовместимая с понятием любви и такого негодяя язык не поворачивается назвать человеком.
  
  Половые отношения между людьми должны происходить только в их семье и это определил Бог (Бытиё 1:28 и 2:23,24). Привлекательность к красивому- удивительное чувство, которое Бог дал людям. Всем людям знакомо это состояние, когда просто невозможно отвести взгляда от красивого предмета, от красивых цветов, от красивого пейзажа, от красивого человека. Привлекательность мужчины и женщины друг к другу имеет большое значение в удовлетворении половых отношений. Чтобы стать мужем и женой, это очень важно для них.
  
  Но это еще не является основой, чтобы любить друг друга. Без любви брак будет недолговечен или будет несчастливой вся будущая жизнь у них. Половые отношения связаны с удовлетворением нашей плоти, но любовь- это духовное, это проявление Бога в нас. И это навечно! Нельзя сказать о том, что вот он или она любили кого-то, а потом разлюбили. Этим высказыванием разрушается божественность любви. Можно и правильно надо сказать, что у этих людей никогда не было любви!
  
  Из всех потребностей для нашей плоти, для нашего тела, а это: питание, сон, секс, туалет и так далее половые отношения приносят человеку самое большое наслаждение. Но это никакого отношения к любви не имеет. Отношения между мужчиной и женщиной, основанные на привлекательности, но без любви кратковременны. И если спросить одного из них: может ли он (она) умереть за другую (другого), то ответ будет отрицательный: "Да вы что. С какой стати. Зачем мне это нужно?" Можно ли здесь говорить о любви? Любовь- это когда человек может отдать при надобности свою жизнь за другого, не о чем не жалея при этом!
  
  В семейной жизни привлекательность может быть на всю жизнь друг к другу, но может быть только на непродолжительное время из-за возрастных изменений или из-за того, что можно встретить более привлекательную женщину (мужчину). И тогда семью может сохранить только любовь. Даже тогда, когда может встретиться женщина прекраснее твоей жены (твоего мужа), с которой (которым) ты найдешь намного больше наслаждений в интимной жизни. И тогда преградой для них становится твоя любовь к жене (к мужу), преградой неодолимой, потому что любовь ограждает от всего, что может быть плохим для того, которого ты любишь; потому что любовь неизмеримо выше по своей силе воздействия на человека, по своей силе для его чувств и ощущений, в том числе и от плотских наслаждений при самой большой привлекательности партнера.
  
  Достоевский впервые всех писателей и поэтов в мире описал сущность истинной божественности любви. Некоторым читателям романа Достоевского "Идиот" кажутся непонятными, а другим загадочными отношения князя Мышкина к двум женщинам: к Аглае и к Настасии Филипповне. По словам князя, Аглаю он очень любит и хочет на ней жениться, а Настасью Филипповну он также любит, правда, не добавляет слово "очень". Но это слово "очень" связано с тем, что Аглаю он любит ещё как женщину, в отличие от Настасии Филипповны, которую князь полюбил за её страдания в её прошлой жизни.
  
  После встречи князя с ними двоими в доме Рогожина князь бросает Аглаю и остаётся с Настасией Филипповной, на которой он и собирается в дальнейшем жениться. Князь о своей любви к ним говорил вполне искренне, и мы не вправе сомневаться в этом. Почему же он оставил Аглаю, которую любил очень, но остался с Настасией Филипповной, которую по его словам он любил, но не очень?
  
  Когда Аглая организовала встречу втроём у Рогожина, то сделала это она из-за эгоистических намерений, стараясь доказать Н.Ф., что та в жизни князя ничего не значит. К тому же Аглая унизила Настасью Филипповну перед князем и Рогожиным, напомнив её прошлое, когда она была наложницей у своего покровителя, а поэтому была отвергнута обществом, как падшая женщина. Для Настасьи Филипповны была нанесена такая рана, когда она уже не только не могла контролировать себя, но для её жизни угрожала опасность.
  
  Решение спасти её зависело только от князя, а поэтому он и не мог оставить её. Любовь князя выбрала ту, которой угрожала большая опасность. Любовь отвергает эгоизм. Поэтому князь, спасая Настасью Филипповну, отказался от своей счастливой женитьбы на любимой девушке. Князь пренебрёг собою, своею жизнью, что для многих людей кажется невероятным: отдать свою жизнь для другого. Обыватель, конечно, назовёт такого человека идиотом. Думаю, что христианский писатель Достоевский в качестве основания для этого поступка князя взял притчу Господа "о заблудшей овце".
  
  "Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?" (Мат.18:12). То, что изображается в этой притче, постоянно бывает в жизни каждого пастуха. Пастух не заботится об остальном стаде, потому что знает: в нем животные не погибнут, не подвергнутся опасности. Но заблудшее животное может пропасть, погибнуть. Любовь, существующая внутри человека к другим людям, направляется в своих действиях в первую очередь на тех любящих, которые нуждаются в помощи больше чем другие. Любовь "НЕ ИЩЕТ СВОЕГО" (1Корин.13:5). Это и есть истинная любовь и она есть только от Бога!
  
  К кому бы мы не испытывали любовь везде есть общее- это самопожертвование любящего по направлению к любимому. И оно совершается по нашей внутренней потребности, по нашему желанию и приносит удовлетворение, радость и счастье нам. Но где источник этого? Библия дает ответ нам на это: присутствие Бога в нас! Но почему Бог присутствует в одним людях, а в других нет, хотя любит всех? Почему это так? Ответ один: наше большое "я", забота в первую очередь о себе. Эгоизм человека закрывает сердце для присутствия в нем Бога. Не Бог виноват в этом, в этом виноваты люди.
  
  В связи с неправильным понятием слова "любовь" люди делают и другую ошибку, когда говорят, что любовь может быть причиной страсти, что страсть- это уж очень, очень большая любовь. Непонимание связано с тем, что страсть принадлежит телу, его желаниям, потребностям, возведенным до крайности самим человеком, тогда как любовь никакого отношения к телу не имеет. Страсть принадлежит тем или иным чувствам, источником которых является тело. Источником любви является Бог, это божественное состояние. Любовь вызывает разные чувства, но эти чувства направлены не на себя, не для удовлетворения своих телесных потребностей. Через любовь проявляется наше отношение к людям, но это отношение уже проникнуто и руководствуется Богом, Его Божественным Духом, находящимся в нас.
  
  Любовь никогда не делает зла, тогда как страсть может принести много горя человеку, даже и смерть. И один пример этого, когда человек после длительного перенесенного голода набрасывается на пищу и не может остановиться. В результате человек погибает от отравления. По своему превосходству, данному от Бога, разум человека отличается от разума животного, и человек, в отличие от животного, может преодолеть страсть, когда страсть несет в себе негативные последствия. Но любовь более разумна, так как она от Бога, а поэтому, руководствуясь любовью, человек всегда может остановить негативную страсть. И в этом случае можно сказать, что любовь побеждает страсть.
  ---------------------------------
  
  Очень хорошо о любови и страсти написал Достоевский в своём романе "Идиот", и это можно понять из статей интернета, привожу их в сокращении. Итак, в начале всего этого https://azbyka.ru/strast , а далее читайте по тексту этой статьи.
  
  "Противоестественность страсти заключается в том, что в ней человек отказывается от естественного для своей природы соединения с Творцом, дающим человеку высшее духовное блаженство. Вместо наслаждения общением с вечным Богом человек ищет наслаждения в своем временном земном бытии, среди преходящего и непостоянного мира. Такими наслаждениями могут являться еда (страсть чревоугодия), незаконные половые отношения (блуд), деньги (страсть сребролюбия), унижение других людей, утверждение своего превосходства над ними (гнев, гордость, тщеславие), чрезмерные огорчения по поводу недостатка или лишения материальных благ, неосуществления страстных пожеланий. (уныние, печаль).
  
  Основанием страстей является САМОЛЮБИЕ, всецело противоположное любви к Богу и ближнему. В сущности все страсти зарождаются от извращенной и чрезмерной любви к себе. Главными и наиболее опасными страстями являются гордость и тщеславие. Возникновению страсти предшествует искушение человека помыслом, содержащим греховный образ. Если во время искушения человек начинает услаждаться греховным образом, то это первый признак возникновения страсти. Поселяясь в душе, пристрастие к греховному образу превращается во внутренний греховный навык, который ведет к внешним греховным действиям. Для искоренения страсти человек должен искать помощи у Бога, Который дает человеку силы преодолеть страсть.
  -----------------------------
  И далее отрывок из интересной статьи (http://moezdorovie.info) автора Ханна Шак "Какая разница между любовью и страстью?"
  
  " Для некоторых людей любовь и страсть не имеют ни какого различия. Другие постоянно путают их между собой, не понимая насколько опасно их не различать. Испытывая чувство страсти, они думают, что это любовь. Что постепенно губит. Потому, что неконтролируемая страсть может поглотить человека. Из-за нее люди теряют рассудок, а иногда даже погибают. В словаре "Ожегова" любовь определяет, как сильное чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. А страсть, как пылкое желание. Эти два противоречивых определения помогут нам различить эти чувства. По этим определениям ясно, что любовь основывается на близости, в то время как страсть исключительно на желании. Кроме того, они также отличаются видами взаимоотношений. Но иногда становится трудно разделить страсть и любовь, потому что страсть может быть в присутствии любви. Попробуем провести анализ взаимоотношений во время любви и страсти. Это поможет нам научиться разделять их.
  
  Как проявляется любовь во взаимоотношениях между людьми? Когда любовь живет в отношениях двух людей, то каждый из них высоко ценит счастье и желания другого. Влияние любви проявляется самым разным образом: инициативность в свободное от работы время, поступки и слова. Во время любви пара ведет себя глубокомысленно друг к другу, всегда помня чувства своего партнера. Каждый партнер ставит своего партнера выше себя. В таких отношениях пара проводит свое свободное время, основываясь на взаимной любви и уважении. Каждое действие рассматривается и выбирается с особой осторожностью, учитывая чувства партнера. При разногласиях оба партнера стремятся договориться, найти компромисс или общее решение. Наконец взаимоотношения, основанные на любви, как правило, всегда длительны. Потому, что присутствие любви позволяет паре проходить через любые проблемы и трудности, которые возникают между ними. Вдумчивость и забота помогают паре расти, и выдерживать испытание временем. Как проявляются страстные отношения?
  
  Страстные отношения не всегда могут производить негативный эффект. Но они не могут быть настолько уверенными и позитивными, как любовь. Подобно любви, страсть тоже влияет на отношения, поступки и слова людей. Первичное различие между страстью и любовью- во взаимоотношениях любви партнеры ставят счастье другого выше себя, а в страстных отношениях партнеры стремятся достичь собственных желаний, и ставят их на первое и главное место. Фундаментальный ЭГОИЗМ, который существует в страстных отношениях, медленно сочится и влияет абсолютно на все поступки и на сами отношения в целом. В то время, как в при искренней любви пара стремится найти компромисс и решение с которым они оба будут счастливы, в страстных отношениях каждый из партнеров больше склонен к достижению своих личных желаний, не считаясь с чувствами своего партнера.
  
  Последняя характерная черта страстных отношений- это небольшая длительность самих отношений. Потому, что страстные отношения существуют только благодаря самой страсти и желанию. А когда цель достигнута, страсть исчезает, и партнер больше не становится желанным. Без страсти чувства начинают угасать и распадаться. Более того, характерные черты страстных отношений- эгоизм и нехватка уважения так же приводят к коротким и шумным связям. Все просто. Не так ли?
  
  Но...Любовь не может существовать в пределах страсти. А страсть очень часто может существовать в пределах любви. Страсть не может включать в себя любовь. Потому что основная особенность эгоизм не позволяет вступить любви в качестве фактора в страстных отношениях. Постановка Ваших собственных желаний выше желаний партнеров устраняет формирование любви. Но наличие страсти во взаимоотношениях любви часто проявляется обычным желанием стать ближе к партнеру. Пока оно не превышает любовь - это здоровая часть отношений и может привести к еще большей близости и более сильным связям между партнерами. Отделение любви от страсти может быть усложнено по-разному. Но необходимо всегда помнить разницу между любовью и страстью - отношения любви основываются на самоотверженности и заботе, в то время как страсть характеризована эгоизмом и неосмотрительностью.
  Источник (https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/ljubov-ili-strast.1609/ ) Статья "Любовь или страсть?"
  
  Также очень хорошо о любови и страсти написал Достоевский в своём романе "Идиот". Книга "ИДИОТ" читать (https://ilibrary.ru/text/94/p.1/index.html).
  
  Страсть и половые отношения "воспитателя" и "наставника" Анастасии Филипповны в юности исковеркали её жизнь. Всё это у неё вызвало с одной стороны злость к людям, а с другой стороны гордость по отношению к ним. И об этом сказал князь, рассматривая её портрет. Понимая всё это, князь полюбил её как человека, которому пришлось испытать много горя в своей жизни, полюбил за её страдания. Прочтём вот это:
  
  "Он был рассеян; улыбка, взгляд, задумчивость Гани стали еще более тяжелы, на взгляд князя, когда они оба остались наедине. Вдруг он подошел к князю; тот в эту минуту стоял опять над портретом Настасьи Филипповны и рассматривал его.- Так вам нравится такая женщина, князь? - спросил он его вдруг, пронзительно смотря на него. И точно будто бы у него было какое чрезвычайное намерение.- Удивительное лицо! - ответил князь, - и я уверен, что судьба её не из обыкновенных. Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Всё было бы спасено!- А женились бы вы на такой женщине? - продолжал Ганя, не спуская с него своего воспаленного взгляда.- Я не могу жениться ни на ком, я нездоров, - сказал князь.- А Рогожин женился бы? Как вы думаете?- Да что же, жениться, я думаю, и завтра же можно; женился бы, а чрез неделю, пожалуй, и зарезал бы её."
  Источник: https://nataly-hill.livejournal.com/1905534.html Статья: "Настасья Филипповна: психоанализ"
  
  "Но если она обречена изначально, то причем здесь Мышкин, в чем его вина?
  Говорят, однако, что он должен был её спасти, но не смог, и в этом деле спасения потерпел полное поражение. В романе, однако, эта проблема получает совершенно иное звучание. Мышкин, являясь человеком верующим и православным, прекрасно понимает, что сам он лично, как человек, никого спасти не может, что думать о спасении другого человека лишь своими силами - значит впадать в грех гордыни. Он действительно хочет спасти Настасью Филипповну, но для этого он должен привести её в церковь. Это и происходит в романе. Чтобы спасти Настасью Филипповну, Мышкин ведет её в церковь венчаться. Достоевский хочет сказать, что, во-первых, нет спасения вне церкви, во-вторых, Мышкин делает все, чтобы спасти Настасью Филипповну (ведет её в церковь и желает вступить с ней в брак), в-третьих, нельзя спасти того, кто сам не желает спасения." (Телегин С.М. Страсть и бездна Парфена Рогожина1994. Телегин С.М. Словарь мифологических терминов. М., 2004. С. 27).
  
  И далее ещё одна статья из интернета: "Рогожин Парфён Семёнович ("Идиот")
  
  "Тут же, в вагоне, Рогожин рассказывает князю, Лебедеву и другим случайным попутчикам о своей встрече с Настасьей Филипповной Барашковой, о роковой страсти к ней, о бриллиантовых подвесках за десять тысяч, которые он ей в подарок купил и был за это отцом бит, о недавней смерти отца, оставившего ему миллионное наследство... Встреча с Настасьей Филипповной "ушибла" Рогожина, выбила его из привычной колеи. На всём протяжении романа он находится всё время как бы в исступлении, в горячке, совершает все свои полубезумные поступки в состоянии "аффекта". Он дарит Настасье Филипповне за "секунду блаженства" сто тысяч рублей и вскоре избивает её, он братается с князем Мышкиным и тут же, в припадке ревности, пытается зарезать его, он, в конце концов, убивает Настасью Филипповну и сам заболевает "воспалением в мозгу"...
  
  Ещё, может быть, точнее и полнее, обрисовала суть Рогожина Настасья Филипповна: "ты свои деньги полюбил, что и не два миллиона, а, пожалуй бы, и десять скопил, да на мешках своих с голоду бы и помер, потому у тебя во всем страсть, всё ты до страсти доводишь".
  
  В подготовительных материалах о чувстве Рогожина к Настасье Филипповне сказано: "страстно-непосредственная любовь" (в отличие от "любви из тщеславия" Гани Иволгина и "любви христианской" князя Мышкина). Злобит Парфёна то, что ответного чувства ему никогда не дождаться, и он это понимает-чувствует." Источник
  И это чувство, конечно, тоже вызвало у Рогожина ярость и ненависть к ней после удовлетворения своих половых отношениях с ней. Возможно и прибавилась досада из-за потраченных денег на неё, когда любовь к себе Рогожин в ней так и не нашёл, и он это понял в первые часы при обладании ею.
  
  Послесловие: Страсть должна быть разумна и это возможно только на основании любви. Каков у человека дух, а духу принадлежит разум, таковы и поступки человека. Любовь подчиняет себе страсть, но не наоборот. Мне понравились слова из статьи "Любовь или страсть?": "Любовь не может существовать в пределах страсти. А страсть очень часто может существовать в пределах любви. Страсть не может включать в себя любовь".
  
  Всё дело в том, что человек, в отличие от животных, может и обязан владеть страстями. Если человек увлечён какой-либо полезной идеей, например, стоит на пороге какого-либо открытия или изобретения, то в это время он может быть страстным, забывая обо всём окружающем. Однако это будет плохо, если будет сказываться на его семье, на его родных и близких людях, если он будет неряшливо выглядеть и носить даже носки разного цвета и так далее. Если же он свою страсть ограничит условиями нормальной жизни и сделает жизнь не опасной для семьи и для себя на работе и дома, тогда страсть становится не опасной и поможет ему решить возникшую проблему и на работе..
  
  Так и страсть в половых отношениях не должна привести к греху, плохим поступкам. Одним словом, человек не должен быть похожим на свинью, на животных. Страсть должна быть разумна и это возможно только на основании любви. Безвольного и распущенного человека, который не может владеть своими страстями, надо остерегаться в своей жизни, так как от него можно ожидать всякую мерзость, подлость и гадость. И в этом случае человек, который не понимает этого становится животным, но в отличие от животного он может быть больным психически духовно и физически, и это может принести ему страдания.
  
  Это очень хорошо и наглядно проявляется у пьяниц и у наркоманов. то-есть страсть его становится его болезнью и страданиями. И об этом сказал князь, характеризуя Рогожина: "Не знаю, как вам сказать, ответил князь, только мне показалось, что в нем много страсти, и даже какой-то больной страсти. Да он и сам еще совсем как будто больной. Очень может быть, что с первых же дней в Петербурге и опять сляжет, особенно если закутит". Помочь же человеку освободиться от этого может только Бог и для того, кто имеет мир с Богом!
   В Православии же страсть имеет и другое значение в словах "Страсти Христовы" (strastь "страдание" strad-"страдать") согласно Евангелиям, это совокупность событий, принёсших Иисусу Христу физические и духовные страдания в последние дни и часы его земной жизни. Церковь вспоминает их в последние дни перед Пасхой, в Страстную седмицу, в течение которой верующие постепенно готовятся к празднику. Подробнее можно прочитать об этом интересную статью: Димитрий Ростовский "Страсти Христовы"
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"