Гунин Лев : другие произведения.

М. Фицино. Трактат по алхимии (фрагмент) - в переводе Льва Гунина

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:




Отрывок из трактате Марсилио Фицино (1518?)
"Об искусстве алхимии"

(вольная интерпретация):


С латыни на русский и английский перевел Лев Гунин (перевод-пересказ)

1. (Глава Первая: Об образовании металлов в недрах земли) Все металлы образуются в недрах земли из испарений серы и подвижного серебра (меркурия?). В золото, серебро, олово, медь, свинец, железо они превращаются благодаря высоким температурам в глуби земной коры, воде, с которой соединяются, и невидимым лучам космических тел.

2. (Глава Вторая: О природе искусства) Девственная природа - модель любого искусства. Природа постоянно что-то создает и что-то трансформирует. Любое искусство копирует природу, но иногда превосходит ее, усиливая отдельные качества копии. Одни мыслители (философы) - простые описатели, тогда как другие проникают в самую суть явлений. Но так как природа создает все металлы из двух веществ, серы и меркурия, и оставляет нам "высшие", произведенные из них ("низших"), ясно, что производитель может делать то же самое.

3. (Глава Третья) Существуют предположения, что, раз металлы генерируются из серы и меркурия, последние, как основа металлов, должны быть подвергнуты длительному нагреванию (выпариванию), пока не соединятся, образуя металл. Это ошибочное мнение. Сера и меркурий действительно были основой вещей до их самого первого соединения, но сейчас они таковым не являются, так как приведены к другому качеству: в настоящее время из них нельзя произвести металл. Также неизвестна цепочка превращений, через которую Венера и Меркурий спаривались в нужной пропорции.

4. (Та же глава) К примеру, все небольшие деревья, цветы и растения произошли от воды в соединении с нежными элементами земли. Но мы ведь не станем в наши дни брать воду и землю, чтобы из них произвести растения, а воспользуемся семенами, что происходят от них. Таким же образом искусство алхимии учит, как брать "семена" от наиболее совершенных тел (веществ?), посадить их в философскую почву, приготовленную искусством, и подвергнуть нагреванию постоянным теплом (окислению), пока они не превратятся в белый или красный порошок, что, как говорят, помогает превращать низшие тела (вещества) в высшие.

5. (Глава Четвертая) Автор говорит о том, что алхимики получают вдохновение от самого Бога. Он - источник всех явлений и веществ. Каждая вещь (сущность) в этом мире наделена своим собственным духом, своей собственной структурой (молекулярной или клеточной?). Этот дух концентрируется в зерне (зародыше). Воздух (кислород и другие вещества в нем?) принимает участие в химических процессах, в частности, в окислении металлов, а также в разложении всех естественных веществ. Почему из одного зернышка (духа) вырастает целое поле злаков (натуральная мультипликация), а дух металла не способен мультиплицировать неограниченную массу себе подобного вещества? Это потому, что дух (металла) был задержан более высокой сущностью (духом). Освободить (выделить) его можно сублимацией, и тогда, разделенный, он обретает качества семени. Отсюда философы предполагали перенести свет наиболее совершенных тел на менее совершенные, так как открыли, что разные тела (вещества) отличаются друг от друга исключительно благодаря тому, какой длительности де-кокции (выпаривания) подвергалось исходное вещество - меркурий. Отсюда - предположение, что таким образом можно добывать и золото. После, как они считали, следует отделить чистое от нечистого. Конечный продукт они назвали трансмутационным камнем философов.

6. (Глава Пятая) От того, что философы выражали свои мысли терминами и фразами, понятными лишь посвященным, множество людей всегда сомневались в возможности существования философского камня. Для лучшего понимания сущности философского камня надо разделить этот вопрос на две части. Первая - это "земное Солнце" (Æs медь - это наиболее чистая сера мудрых, то, в чем природа сохраняет свое семя). Так лучи солнца проникают повсюду, в мир примитивных вещей. Так же и камень философов: он, продукт физической операции его производства из золота, из солнца, распыляется и в другие металлы, и будет вечно уравнивать их по отношению к себе по достоинству (свойствам), цвету и весу. Люди происходят от людей, дерево - от дерева, трава - от травы, лев - от льва. По-видимому, это не философ способен произвести золото, скажем, от серебра, но это сама Природа очищается навыками оператора.

7. (Глава Седьмая: вторая часть вопроса о философском камне) В основном - подвижный меркурий: это вторая часть вопроса о философском камне. Говорят, что он растворяет вещества, т.к образует с ними соединение. Солнце (Sol) и подвижный меркурий (ртуть?) в соединении образуют философский камень. Лишь меркурий способен сделать золото тоньше и низвести Сол до вещей первого уровня. Он растворяет все (соли?): растворяет и смягчает, и вынимает душу из тела. Если она будет сублимирована, тогда образуется aqua vitae. Итак, на вопрос, что такое камень философов, можно ответить, что меркурий и Сол - это физический камень. Однако, такие камни мертвы на Земле, и только человек своей деятельностью в состоянии вдохнуть в них жизнь.

8. (Та же глава) Высший мир был закрыт для людей, так, что все они вынуждены были спуститься в нижний мир и быть тут в вечном плену. Но Иисус Христос открыл ворота в высший мир, и отомкнул царство Плутона, из которого души могут быть исторгнуты. Чудо Святого Духа в утробе Девы Марии сделало возможным спасение мира и всех, способных грешить, если они отдадутся на милость этому чуду. Вот с чем можно сравнить меркурий. Он - девственница, которая никогда не размножалась в утробе Земли и металлическом теле, и тем не менее генерирует камень для нас; растворяя небеса - золото - он открывает их, и освобождает душу. Ребенок - камень - рождается для нас, и его кровью второстепенные (нижние) тела переносятся на золотые небеса, а меркурий все еще так и остается девственным, без единого пятнышка, таким, как был до того.

9. (Глава Седьмая: Почему философы держат эти знания в секрете) Философы намеренно затуманивают эти знания неопределенными образами и неясными аллегориями; это сделано для того, чтобы право выбора вручить самому Господу: кого он выберет, того он просветлит, откроет ему глаза. Расис в своей книге "Свет Света" пишет, что, если бы он описывал все слишком ясным языком, то этим бы уравнял глупца и мудреца. Турба пишет, что, при ясном описании, даже дети были бы способны украсть наши знания. Какой-нибудь злобный Зоил использовал бы их для зла. Тем более, что источник этих знаний выше их. Его сравнивают со всемогущим Богом, и с самым святым и неделимым Триединством. Что не принадлежит ни природе небес, ни природе элементов: его называют особенным именем, душой, средней природой. Оно везде в целом мире.

10. (Глава Восьмая) Бог, создатель всего сущего, до начала мира ничего не желал, он был самодостаточен. Но акт созидания сущего происходил из логики неизбывной красоты, так как первозданный хаос был пуст и требовал формы. В утробе этого хаоса все вещи находились неразделенными и неотличимыми, и Создатель придал им формы по плану, скопированному с его же внутреннего духовного мира. Один из принципов формирования сущего - это помещение высших вещей над низшими, так, чтобы они гарантировали существование друг друга. Не случайно женщину делает плодоносящей мужчина. Ведь Создатель с самого начала заложил во все семенные смыслы, так, что они могут, при определенных условиях, размножать себя, с вечным плодородием и потомством.

11. (Та же глава) Определенному порядку и гармонии, музыкальным пропорциям в высших мирах соответствуют те же структуры в низших мирах. Но в низших мирах они представлены в земной манере. Еще Анаксагор заметил, что все есть во всем. Меньшие частицы вложены в большие, и так до бесконечности. Видимая материя состоит из мельчайших невидимых частиц, а те в свою очередь из мельчайших частиц следующего порядка. Говорят, что, раз Бог создал все вещи на свете, то они все должны наполнять его. На самом деле, скорее, они наполнены им. Такая же ошибка полагать, что в больших вещах большая частица Бога. Он отделил себя от созданных ими вещей огромной дистанцией. Он непознаваем и недосягаем, невыразим и неназываем; он стоит над всяким воображением и представлением. Он не имеет определенной формы, но трансформирует себя до подобия любой вещи на свете. Он бесконечен, вечен и всемогущ.

12. (Глава Девятая) 717 - это магическое число, в котором косвенно присутствуют все остальные числа, и все пропорции, математические и геометрические. Числа сами по себе являются магией и властью. Диас или двойственность имеет отношение к материи; триас или три - к девственности; хексасы и хепнасы или шестерки и семерки к человеку; енеас или десятки - ко всему сущему и ко всем существам. Так же, как все сущее - в Боге, все цифры - в единстве; оно воссоздает их в каждую данность, так же, как Бог воссоздает мир в каждую данность. Каждая сущность в мире стремится вобрать в себя столько Бога, сколько она способна вместить света. То же и душа, средняя природа. Без души тело ничего не значит, оно лишается жизни. Так как самое яркое в нашем мире - это солнце, стремление души к свету и золото сравнивают с солнцем. Так же, как сердце - наиболее важный видимый орган, который нагнетает кровь и питание во все органы тела, свет - это основа мира, без которой наш мир не мог бы существовать. Он вдыхает жизнь в низшие сущности. Феб восседает на троне мира со скипетром, как правитель.

(Marsilius Ficinus, "Liber de Arte Chemica", Theatrum Chemicum, 2, Geneva, 1702)
=========================================
=========================================
=========================================
=========================================



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"