Гуров Валерий Александрович : другие произведения.

Экзистенция сознания. Онтология пространства

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Существует ряд фактов, которые либо плохо, либо никак не вписываются в общепринятую картину мироздания. Это порождает многочисленные попытки построения альтернативных теорий. К их числу можно отнести и работы по многомерности пространственно-временного континуума. Почти все известные публикации на эту тему развивают идеи многомерности на принципах формальной логики. С другой стороны, имеются многочисленные наработки по философскому осмыслению проблем субъективизма в восприятии объективной сущности, и среди них представляется достаточно основательными по глубине проработки данной проблемы идеи экзистенциализма М. Хайдеггера. В предлагаемой вниманию статье, исходя из принципа экзистенциальности сознания человека, делается попытка обоснования возможности расширить трехмерные рамки восприятия сущности.

   Введение
  
   Вызовы, бросаемые новым этапом цивилизации, связанные с расширением сферы роботизации, с проблемами формирования искусственного интеллекта, практических приложений генной инженерией, ставят непростые вопросы встраивания человеческой сущности в эту изменяемую цивилизацией реальность. В этой связи, представляется целесообразным обратиться к идеям и наработкам философии экзистенциализма, как одного из направлений исследования проблем соответствия представлений человека об окружающем мире с сущностью этого мира. Как один из основателей философии экзистенциализма, М.Хайдеггер, как никто другой скрупулёзно и обстоятельно дал философский анализ, именуемый им как экзистенциальный, отношения "Я" к внешней сущности или "бытию-в". Но М.Хайдеггер в своем анализе исходит из рассмотрения уже сформировавшегося "Я" в его взаимоотношении с внешним миром. Пожалуй, только у С. Кьеркегора есть зачатки историчности становления "Я". Не учет данного фактора существенно влияет на некоторые выводы и положения в теории М. Хайдеггера, да и ограничивает применимость этой теории к философскому осмыслению достижений современной научной мысли.
   В обоснование термина "Экзистенция сознания" сошлемся на М. Хайдеггера: "Сущее мы схватываем терминологически как присутствие". "Само бытие, к которому присутствие может так или так относиться и всегда как-то отнеслось, мы именуем экзистенцией". [с.7,1]
  
  
  
  
  
  
   Аксиоматика экзистенции сознания
  
   "Присутствие есть сущее, которое есть всегда Я сам, бытие всегда МОЕ. Это определение указывает на онтологическое устройство, но и только. Оно содержит вместе с тем онтическое - хотя и вчерне - показание, что всякий раз одно Я есть это сущее, а не другие. Ответ на "кто?" идет из самого Я, "субъекта", "самости"". [с. 66,1]
   И вот это утверждение встречает определенное возражение. Доказать, что вся окружающая субъекта суть не есть плод субъективных ощущений, невозможно. Признать же утверждение Хайдеггера - деструктивно. Понимая такую деструктивность Хайдеггер вводит в рассмотрение понятие "Мы":
   "Мир присутствия есть совместный-мир. Бытие-в есть со-бытие с другими. Внутримирное по-себе-бытие есть соприсутствие". "И даже когда присутствие само себя отчетливо определяет как: Я-здесь, то это местное определение лица должно пониматься из экзистенциальной пространственности присутствия". [с.68,1]
   "Свое присутствие, насколько оно имеет сущностную структуру события, есть лишь как встречное для других соприсутствие". [с.69,1]
  И далее конструируется, и вводится в рассмотрение понятийный мир такой субъективной сущности. Несмотря на дальнейшее столь же обширное логическое построение, его искусственность от этого не исчезает. Соприсутствие неявно требует некой субстанции, стоящей над совместным-миром и реализующей его взаимосвязанность. При этом "Под субстанцией мы не можем понимать ничего другого как сущее, которое есть так, что оно, чтобы быть, не нуждается ни в каком другом сущем". [с. 52,1]
  Исходя из сказанного, представляется более корректным утверждение не присутствие бытия в себе ("бытие всегда МОЕ"), а присутствие СЕБЯ в бытие. При этом сохранятся такие хайдеггеровские принципы, как: "Я" есть сущее, соотносящее себя с множественностью сущего; мир присутствия есть совместный-мир; "бытие-в" есть со-бытие с другими: "событие есть всегда определенность своей экзистенциальности". Тогда под "бытием-в" здесь и далее понимается экзистенциональное пространственное присутствие среди себе подобных, по отношению к которым "Я" определяет себя как действующую сущность бытия.
   И еще. Скрупулезное введение в рассмотрение новых терминов в сущностный мир неожиданно сменяется введением в этот мир категорий "Я" и "МЫ" на чисто бытовом восприятии, ломая объективность предыдущего экзистенционального анализа. Вот так, "Я" есмь, и все. Хотя онтически, "Я" всегда содержит в себе историчность своей экзистенции. И эта временная историчность проявляется в совместном мире, в мире соприсутствия, и никак иначе. Другими словами, "Я" являюсь действующим субъектом мира соприсутствия или экзистеном некого социума. Историчность становления экзистена состоит в том, что МОЕ "бытие-в" есть ТО, что сформировалось во времени на основе ощущений, посылаемых органами чувств. Вот это "ТО" в дальнейшем предлагается называть образом или моделью, окружающей "МЕНЯ" сущности. Сущности, с которой "Я", как сущность, могу взаимодействовать, получая в ответ сигналы от органов чувств, вызванных как внешним ответным воздействием, так и изменениями внутренних условий своего существования. Соответствие модели внешней сущности проверяется на подсознательном уровне адекватностью реакции организма на внешние воздействия этой сущности. При этом под адекватностью реакции понимается такая реакция организма субъекта, которая обеспечивает ему допустимые границы его физического существования во внешней для него сущности, а в пределе - комфортное становление и развитие в ней.
   Онтически сознание субъекта воспринимается как проявление способности к адекватному поведению и реакции на внешние воздействия. Тезис о первичности модели в становлении сознания является онтологическим основанием экзистенции сознания.
  
  
  Онтология пространства
  
   "Всегдашний мир открывает всякий раз пространственность принадлежащего к нему пространства. Допущение встречи подручного в его мироокружном пространстве оказывается онтически возможно только потому, что присутствие само в плане его бытия-в-мире "пространственно". Если мы приписываем пространственность присутствию, то это "бытие в пространстве" надо видимо понимать из способа бытия этого сущего. [с.60,1]
   "Ни пространство не в субъекте, ни мир - в пространстве. Пространство наоборот "в" мире, насколько оно разомкнуто конститутивным для присутствия бытием-в-мире. Пространство не обретается в субъекте, ни он не созерцает мира, "как если бы" тот был в пространстве, но онтологически верно понятый "субъект" пространственен" [с.64,1].
  "Пространство само по себе, в виду заключенных в нем чистых возможностей голой пространственности чего-то, остается наоборот сначала еще скрытым. Что пространство по сути себя кажет в мире, еще ничего не решает о виде его бытия. Оно не обязательно имеет бытийный способ чего-то тоже пространственно подручного или наличного. У бытия пространства нет и образа бытия присутствия". "Пространство может быть схвачено лишь в возвращении к миру. Пространство не становится впервые доступно только через размирщение окружающего мира, Пространственность вообще открывается только на основе мира, именно так, что пространство все же соконституирует мир, соответственно сущностной пространственности самого присутствия в плане его основоустройства бытия-в-мире". [с.65,1]
   Исходя из вышеизложенного можно утверждать, что генная основа мироощущения в трехмерно-временном пространстве не может претендовать на полноту соответствия. Она лишь отражает тот факт, что все события, воздействующие на органы чувств субъекта, вполне достаточны для выработки этим субъектом адекватного поведения во внешней для него сущности. Другими словами, если во внешней сущности существуют другие измерения, то события, возникающие от их проявления, не могут оказать статистически значимого влияния на поведение, и тем более, на судьбу субъекта. Здесь не случайно введено определение "статистически значимое", так проявление феноменов, связанное с возможным проявлением таких измерений, допустимо в рамках предлагаемой аксиоматики.
  И действительно. Для мира, свернутого в точку, не применимы ни пространственные, ни временные категории. Если предположить, что "что-то" с точкой и происходит, то это будет восприниматься лишь как проявление хаоса. Под хаосом понимается при этом полное отсутствие причинно-следственных отношений между проявлениями этих "что-то" или максимальная информационная энтропия. Физически, такой точке соответствует состояние вакуума или единицы пространства, в каждой квантовой точке которого непрерывно и хаотично происходят процессы возникновения и уничтожения материальной субстанции.
  Пусть теперь мир представляет собой бесконечное множество элементарных точек, располагаемых в линию. Каждая из точек множества может взаимодействовать с соседней, а сама линия может разветвляться, но непременно представлять замкнутую сама на себя конструкцию. Под взаимодействием при этом понимается способность передачи некого изменяющегося состояния элемента множества соседним. Если бы такое взаимодействие передавалось мгновенно, то рассматриваемый мир ничем не отличался от мира точки. Отличие последнего проявляется только при наличии ограничения в скорости передачи взаимодействия. Вот такое различие и воспринимается как временное разделение и, по сути, является определением категории "времени". Одновременно с категорией времени появляется и понятие "размера или расстояния", как только речь заходит о соседстве (соприкосновении) точек множества в линии. Очевидно, что если есть понятия время и размер, то определено и понятие "скорость взаимодействия".
  Следующий уровень "мирового конструирования" - плоский. Плоский мир образуют множество элементарных точек или линий, каждая из которых соприкасается с бесконечным множеством "соседей" или других элементов множества. Так же, как и для линейного мира, плоский мир полагается замкнутым. Физически - это мир некой оболочки, толщиной в квантовый уровень. Для такого мира уже допустимо понятие "направления распространения взаимодействия". Плоский мир довольно реален в его обыденном восприятии. Все зеркальные отображения трехмерного мира не более как плоские миры. События, отражаемые на экранах, также проекция событий трехмерного мира. Да и большинство исследований реального мира начинается с плоской интерпретации пространственного мира. В конце концов, то, что проецируется на сетчатке глаза, всего лишь плоская проекция реального мира. А уж затем мозг достраивает в сознании это изображение до объемного, трехмерного.
   Что характерно для плоского мира - неприменимость понятия "массы". Масса, а вместе с ней гравитационное взаимодействие, способно проявиться лишь в трехмерном пространстве, порождая тот мир, который и дан нам в наших ощущениях. В этом мире магнитные и электрические взаимодействия способны порождать электромагнитное взаимодействие, которое вместе с гравитационным и образует основу трехмерного мира.
   С другой стороны, в соответствии с начальным принципом "конструирования" миров, трехмерный мир есть множество сопрягаемых множеств плоских миров или суперпозиция плоских миров.
  Не останавливаясь на трехмерном мире, который в общем-то достаточно понятен, и продолжая далее "конструирование" можно таким же образом получить представление о четырехмерном мире. На основе римановой геометрии для такого четырехмерного мира доказано, что для него можно построить не противоречивую теорию, в которой электромагнитное и гравитационное взаимодействия могут быть объединены.
   'Мы полагаем, что ещё одним важным аргументом в пользу реальности 5-мерия являются результаты разработанной нами 5-мерной геометризованной теории объединения гравитационного и электрослабых взаимодействий, которая объединяет в единую конструкцию все фундаментальные физические взаимодействия - гравитационное, слабое и электромагнитное, кроме сильного взаимодействия.' [с 82,4]
   Наглядно представить четырехмерный мир трудно. Существующие интерпретации не вызывают доверия. Однако, если исходить из принципа суперпозиции, то физически такой пятимерный мир представляет из себя некую квантово-различимую множественность параллельных миров. Каждый из этих миров обособлен своим набором фундаментальных переменных, а скорее всего своим набором значений диэлектрической и магнитной проницаемости, определяющих скорость света в вакууме, и поэтому на уровне электромагнитного взаимодействия являющийся условно независимым миром. Известны работы по обоснованию возможности реализации мультимиров [4,5]. В некотором смысле идеи многомерности пространственно-временного континуума породили теорию тонкой настройки нашей Вселенной. С другой стороны, такая тонкая настройка наталкивала на мысль о возможности сведения набора фундаментальных констант к нескольким. Из известных работ на эту тему следовало бы отметить единую нелинейную теорию Гейзенберга и теорию Планка [2,3], где значения всех констант определялся бы исключительно константами гравитации, постоянной Планка и скорости света. Но они не доведены до непротиворечивых результатов. Это и безрезультативные десятилетние усилия Эйнштейна в этом направлении позволяют предположить, что в рамках 4-ех мерного пространства-времени решений этой проблемы нет, а также то, что в пятимерном измерении суперпозиция параллельных миров реализуется лишь на дискретном и ограниченном множестве значений фундаментальных констант. И все миры, в которых реализуются эти значения констант объединены гравитационным и информационным взаимодействием в некий пространственно-временной пятимерный континуум. Примерно к такому же выводу пришли и в исследованиях В.Г. Кречет и С.Д. Иванова. [с. 82,4]
  Подавляющее число взаимодействий материальных тел в трехмерном мире осуществляется при посредничестве квантов электромагнитного поля, либо путем взаимодействия магнитных и электрических полей фермионов. Результатом такого взаимодействия является изменение состояние частиц. В квантовой физике изменение состояния частицы описывается уравнением Шредингера над волновой функцией, зависящей как от координат, так и от времени. Решение этого уравнения позволяет вычислить физические характеристики частицы в квантовых полях в их вероятностной интерпретации. Гамильтониан системы, входящий в уравнение Шредингера, определен в стандартных решениях для трехмерного пространства. Очевидно, что для четырехмерного пространства он должен быть дополнен еще одной координатой. Сложность решений возрастает, если учесть, что с четвертой координатой импульс зависит от времени, равно как и в волновой функции функция времени является зависимой от значения дополнительной координаты.
  Но как бы там не было, дополнительное измерение не является препятствием к применению уравнения Шредингера, а экспериментально доказанное соответствие его решений практическим результатам для трехмерного пространства, позволяют предположить, что и решения для пространства с дополнительным измерением будут соответствовать реалиям.
  Если с гравитационным взаимодействием более-менее понятно, исходя из ОТО (так называемое гравитационное искривление пространства и есть проявление пятимерности), то информационное взаимодействие требует пояснения.
  Природе в целом свойствен феномен памяти, под которым понимается интегрированное обобщение по времени и месту изменений состояний элементарных объектов системы с выработкой функциональной корректировки текущего воздействия. Функциональность корректировки определяется в общем случае физическими свойствами системы противодействия энтропии или свойство продления функциональной устойчивости системы. Сформулированное выше экзистенциальное определение бытия-в-мире, т.е. присутствия, прежде всего предполагает наличие у субъекта информационной составляющей, как об окружающей субъекта сущности, так и о собственной сущности, и их взаимосвязи.
  Вот такое свойство систем и определяет суть информационного воздействия. С материальных позиций его как бы нет, но оно проявляется на уровне взаимодействия структурных элементов системы. Обобщенно говоря, без информационной составляющей систем нет, и весь мир тогда превращается в энтропийный хаос. Таким образом, вот такая идеализированная реальность, тем не менее соответствует объективной реальности внешнего мира.
  И еще одно свойство, которое появляется с введением дополнительного измерения. Из-за неизменности скорости взаимодействия в трехмерном пространстве динамика изменения событий зависит от времени лишь в локальной точке. Всякое удаленное внешнее воздействие относительно данной локальной точки будет запаздывающим по времени возникновения. Это искажает восприятие истинной картины мира в ее больших измерениях. В измерениях с дополнительной координатой этот недостаток исчезает.
  При рассмотрении мерных миров предполагалось, что все они замкнуты. Другими словами, n-мерный мир в n+1 измерении обладает кривизной и размерено ограничен. Такая кривизна позволяет строить туннельные переходы через n+1 измерение между точками n- мерного пространства, при условии физической обратимости таких переходов. Физически такой переход в n-мерном мире будет восприниматься как телепортация. Ее возможность определяется физической возможностью переходов без потери структурной целостности исходной системы.
  Можно предположить, что для нашего трехмерного мира переход в мир с дополнительным измерением скорее всего проявляется в черных дырах. Но такой переход по существующим воззрениям сопряжен с потерей структурной системности на макроуровне. Да и вопрос существования обратных переходов, так называемых белых дыр, остается открытым.
  Дополнительное измерение позволяет объяснить квантовую запутанность элементарных частиц на примере реального объекта трехмерного мира и его зеркального отражения в двухмерном. С одним уточнением, что изменять состояние объекта можем только в трехмерном мире, а двумерный пассивно отражает. А вот для случая четырехмерного мира такого ограничения нет. В концепцию дополнительного измерения укладывается и проявление слабого взаимодействия, ответственного за радиоактивный распад, да и объяснение физической природы темной материи.
   Свойство мира с дополнительным измерением порождает информационную коммуникабельность между суперпозициями трехмерных миров. Информационные переходы между "параллельными мирами" являются видимо фактом, но в силу случайности и относительной редкости их проявлений, а также необъяснимости в рамках физических законов трехмерного мира, они просто игнорируются официальной наукой. Это так называемые паранормальные явления. В том числе и так называемый феномен провидения, но который объясним фактической экзистенцией субъекта в мире с дополнительным измерением.
  В силу редкости паранормальных явлений подсознание подавляющего большинства субъектов просто игнорирует случайные факты их появления, не встраивая их в сущностное восприятие. Тем более что они практически никак не влияют на адекватность реакции субъектов. Лишь у отдельных феноменов в силу то ли особенностей восприятия, то ли факторов, обусловивших необходимость встраивания паранормальных проявлений в сущностную картину мира, формируется способность воспринимать информацию из "параллельных миров" на уровне взаимодействия с собственными сущностями (своего рода клонами) из этих миров.
  Выводы: Концепция мира с дополнительным измерением формально непротиворечива и позволяет удовлетворительно интерпретировать ряд известных фактов, в том числе и с использованием математического аппарата, но резко противоречит обыденной сущности, воспринимаемой субъектом и навязываемой социумом, и поэтому неизбежно вызывает сопротивление к пониманию. Но вот пример, связанный с теорией Большого Взрыва. В основе его лежит в том числе и известный факт красного смещения в спектрах от излучения Галактик. Однако, вот странность. Это смещение одинаково во всех направлениях. Но такое возможно только на расширяющихся поверхностях. Тогда получается, что через точку наблюдателя проходит бесчисленное множество таких поверхностей. Если положить, что все наблюдатели находятся на поверхности некой гипотетической вселенской сферы, то из этого факта следует, что видимая вселенная сохраняясь как шар, реально будет имеет размеры вдвое превосходящие расчетные. А таких гипотетических сфер во Вселенной бесконечное множество. Тогда и Вселенная эдакий бесконечный шар. И как обыденность восприятия согласуется с расширяющейся бесконечностью? А потом, если Вселенная расширяется, то расширение должно происходить и на квантовом уровне. Но как быть с неизменностью физических констант? Да и откуда берется всюду плотное квантовое наполнение вакуума?
   Таким образом, не только на квантовом уровне сформированная в сознании трехмерная модель внешней сущности не согласуется с фактами, но и на макроуровне вопросов к ее соответствию не меньше.
  
  
  
  Список литературы
  
  1. Хайдеггер М. Бытие и время. // Пер. с нем. В.В. Бибихина. - Харьков: "Фолио", 2003 - 503с.
  2. Розенталь И.Л. Физические закономерности и численные значения фундаментальных постоянных. // Успехи физических наук. Том 131, вып. 2 1980 Июнь - 237-256с.
  3. Нелинейная квантовая теория поля. // Сборник статей. Проблемы физики - М. ИИЛ 1959 -464с.
  4. Кречет В.Г., С.Д. Иванова О реальности существования 5-мерного пространства-времени и параллельных 4-мерных миров. М. РУДН Метафизика. 2017 ?4 (26)
  5. Владимиров Ю.С. Системы отсчета в теории гравитации - М.: Энергоиздат 1982 -256с.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"