Гуров Валерий Александрович : другие произведения.

Становление цивилизации: Энеолит

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В отличие от неолита период эволюционного развития человечества, называемый энеолитом, прошли довольно немногочисленные этносы. Но тем не менее этот период явился очень важным временем, проложившим путь к качественно новому этапу, резко ускорившему все цивилизационные процессы на основе развития и совершенствования производящего хозяйства с использованием металлических орудий труда и, к сожалению, оружия взаимного уничтожения.

  Энеолит - период цивилизационного становления человечества, когда наряду с каменными изделиями стали все больше и больше появляться и металлические, преимущественно из меди. Четких границ этот период не имеет, да и применим большей частью к отдельным районам, с богатыми залежами сырья, для выплавки меди.
  Но системно изделия из самородного металла использовались еще в палеолите. И преимущества в возможностях обработки металла по отношению к каменным были очевидными. Но редкость таких находок ограничивало область применения металла в основном изготовлением украшений.
  Украшения из медной руды и самые ранние артефакты (с 11 по 9 тысячелетие до нашей эры) из природной меди обнаружены во многих неолитических стоянках на юго-западе Азии, таких как пещера Шанидар на северо-востоке Ирака, Зави-Чеми на востоке Турции, Халлан Джеми, Рош Хореша на восточном побережье Средиземного моря. В Чайоню Тепеси (неолитическое поселение в юго-восточной Турции) были найдены сотни малахитовых бусин и много обломков от обработки малахита; и всё это было сосредоточено в двух местах этого поселения - во дворах зданий периода около 8 000 лет до н. э. Среди артефактов большой ценности, в Чайоню Тепеси была обнаружена кованая самородная медь. Были найдены порядка 113 медных бусин, крючков, шил и булавок. Эти находки датируются 8 200 лет до н. э. - 7 500 лет до н. э.
  Объективности ради следует упомянуть и некоторые сообщения о признаках наличия зачатков металлургии в районах севера Сибири, в частности на плато Путорана, которое изобиловало месторождения полиметаллов, включая и медь. Очаги древней металлургии предполагали обилие древесины для тепловой обработки руды, а подобное могло быть лишь в конце плейстоцена, когда начали отступать ледники и климат севера Сибири был схож с климатом средних широт, то есть примерно 13-14 тыс. лет назад. Если сообщение о вытаявшей из вечной мерзлоты древней ладье из древесного материала, скрепленного кованными железными гвоздями соответствует действительности, то северная цивилизация к моменту геологической катастрофы 12,5 тыс. лет назад достигла уровня в металлургии, когда могла выплавлять даже железо.
  В том, что эта древняя региональная цивилизация смогла достичь такого уровня можно обосновать тем, что основу существования северных племен составляла не только охота на земную живность, но и добыча морских и речных обитателей, что вело к необходимости иметь в достаточном количестве надежные плавсредства, и, как следствие, к необходимости обработки древесины в значительных объемах. Совершать подобную работу каменными орудиями - предельно трудоемкое занятие. К тому же каменные изделия хрупки и быстро приходят в негодность, заставляя непрерывно совершать не менее трудоемкую работу по изготовлению новых. Поэтому замена каменных орудий на металлические было несомненно революционным шагом в обработке древесины.
  Наиболее вероятными кандидатами такой региональной цивилизации были родоплеменные сообщества Татры, упоминавшиеся ранее в разделе "Неолит". Именно они обладали на то время развитыми навыками обработки камня, являлись носителями древнего индоевропейского языка, оставив после себя названия на этом языке многих водных объектов на севере Сибири и северо-восточной части Европы.
  Вот строки из священной книги ариев, иранской Авесте:
  "Наилучшую из стран и мест обитания я, Ахура Мазда, сотворил: Арианам-Вайджа (Vaiga) с рекой Вахви-Датией... Десять месяцев там зимние, два - летние, и в эти зимние месяцы воды холодные, земли холодны, растения холодны там в середине зимы, там в сердцевине зимы; там зима когда идёт к концу, там большое половодье".
  АхуРа -верховное божество ариев.
  Из всех возможных кандидатов на роль Вайги (Вайджи) подходит остров Вайгач, с подобными климатическими условиями, изобилующий полиметаллическими рудами и относительной близостью к плато Путорана.
  Климатическая катастрофа 12,5 тыс. лет назад, с последующим резким похолоданием в районах северной Сибири, поставили крест на металлургии в этих районах. Уцелевшие племена подались частично в северо-восточную часть Европы вслед за миграцией крупных животных, частично на юг в предгорья центрального Урала. Отсутствие на новых местах легкодоступных источников сырья для металлургии надолго отбросило производство металлических изделий в значимых объемах, а возможно и прервало совсем на несколько тысячелетий. Хотя последнее и сомнительно, так как спустя несколько тысячелетий вдруг спонтанно в предгорьях Урала возникает довольно совершенное производство металла.
   На Таймыре в слое 5-го тысячелетия были найдены несколько мечей и кольчуга, которые через 2 тысячи лет стали использовать скифы, а за ними и гунны. А ведь Таймыр во все времена был совсем не тем местом, где могли быть востребованы кольчуги. И наиболее вероятная версия их обнаружения в этих краях - эти предметы здесь и создавались.
   Первые металлургические центры в Восточной Сибири появляются только через 500 лет после металлургии Крайнего Севера. А ещё через тысячу лет появляется Аркаим. Эти металлургические центры Крайнего севера поименованы почти во всех рукописях Китая, Тибета, в сказах и мифах Монголии, есть их искажённые названия и в анналах Европы
  Есть еще одно любопытнейшее открытие. В районе озера Тургояк, на острове Веры, найдены печи для плавки меди возрастом 7 тысяч лет. Причём, это была уже отточенная техника, печи имели идеальное строение и форму. Следует отметить, что почти все древние плавильные печи строились либо на берегах водоемов, либо вблизи колодцев с целью использования природной тяги для поднятия температуры горения в зоне плавки.
  Самые ранние известные тигли (применявшиеся для плавки или очистки меди от примесей) относятся к 7-му тысячелетию до нашей эры, например, тигель в Чатал-хойюке (Турция).
  Начиная с конца 8-го тысячелетия до нашей эры, различные металлические предметы из меди стали часто появляться за пределами центральной области северного Ирака и восточной Турции, включая Телль-Рамад в Сирии и Али-Кош на юго-западе Ирана, на Балканах и даже в центральном Пакистане.
   В Европе вместе с замороженным телом, которое относят к 5300 годам до н.э., найден топор из меди, чистотой более 99%. У холмов Заге в Казвине (Иран) найдены печи и медные массы, принадлежащих к 5 тысячам лет до н.э., что показывает на наличие в этом районе плавки и литья меди. В холмах Сильк в Кашане также обнаружены медные инструменты, которые принадлежат к 6 тысячам лет до н.э. Обнаружение медных шлаков в этом районе и изменение формы найденных вещей говорит о том, что, помимо добычи и плавки меди, люди в этом районе научились искусству литья и ковки.
   До примерно 5000 г. до н.э. не имеется никаких прямых и надежных археологических свидетельств развития металлургии ни в одном из вышеперечисленных регионов, да и вообще в мире. Однако синхронное зарождение балканской и иранской металлургий примерно 5000 г. до н.э. вкупе с наблюдающимися волнами миграций внутри самой Анатолии и за ее пределы с синхронными же им сменами культур в Северной Месопотамии позволяют предположить существование длительного инкубационного периода в развитии металлургии в VII тыс. до н.э..
  Широко распространенная версия спонтанного зарождения системной металлургии на платформе термического обжига керамика представляется маловероятной. Если где-то и происходила случайная выплавка металла в печах обжига керамики, то в условиях крайне низкой информационной связи между редкими поселениями такие события вряд ли могли получить дальнейшее продвижение. Более вероятной выглядит версия тысячелетнего миграционного распространения достаточно сложной технологии выплавки металла из области ее зарождения на северо-востоке Сибири на юг, вплоть до горных районов Загроса, изобилующих большими запасами медных руд. Версия выглядит еще более правдоподобной, если учесть, что указанная область миграционного распространения технологии литья ко времени такой миграции уже стала ареалом обитания родственных племен носителей гаплогруппы R1a1, с их близкородственным языком и культурой.
  Производство меди во все возрастающих объемах дало толчок к расширению ее применения не только для производства украшений и мелких бытовых изделий, но и в качестве орудий охоты, земледелия и главное - в обработке древесины. Такие преимущества меди перед теми же обсидиановыми и кремневыми изделиями, как пластичность и легкость заточки, привели к исторически быстрому вытеснению каменных инструментов как в строительстве жилья, так и в постройке различных плавсредств. Вот последнее, в свою очередь, дало импульс к интенсификации миграционных процессов. Теперь водные препятствия и лесные массивы не становились препятствиями для миграции племен с последующим их обоснованием в лесистых местах. В этой связи можно считать естественной волну миграции с пространств Анатолии на Балканы. Аридизация климата в регионах Ближнего Востока, длительная эксплуатация относительно ограниченных площадей возделывания сельхозкультур при отсутствии какой-либо агрокультуры приводило к длительным неурожаям с серьезными последствиями для жизни общин. Поэтому, как только появились возможности миграции в более продуктивные районы, с более благоприятными климатическими условиями проживания, она и стала реализовываться.
  Миграция коренного населения происходила не только на Балканы, но и в другие более благоприятные климатические условия для возделывания сельскохозяйственных культур, как-то: восточное побережье Средиземного моря (Левант), и прибрежные районы таких рек как Тигр и Евфрат. К этому времени (6000 лет до н.э.) относится и возникновение первых городов в Леванте: Бейда (Иордания), Иерихон (Израиль), Мурейбет (Сирия) путем слияния отдельных поселений, основу питания населения которых являлись сельскохозяйственные продукты.
  Особое место в истории становления цивилизации по-видимому занимает ирригационное земледелие в районах Двуречья Тигра и Евфрата. Появление медных орудий труда с предгорий Загроса в корне поменяло технику выращивания сельскохозяйственных культур, за счет доступности больших объемов земляных работ, что резко сказалось на стабильности урожаев.
  Медь - металл мягкий, подвержен быстрому износу и потере формы. Но в отличие от камня, она была всегда дефицитной. Уже в силу этого можно полагать, что с появлением металлических орудий возникла и необходимость в тех, кто владел искусством их обработки и переплавки, своего рода - в кузнецах. Логично предположить, что на их роль привлекались умельцы из племен, традиционно занимавшихся добычей руды и выплавкой металла. Возможность такого привлечения быстро падала по мере удаленности от мест производства меди, что до поры, до времени ограничивало как скорость распространения металлических изделий, так и ареалы ее использования, совмещая ее применение вместе с каменными изделиями.
  Логично предположить, что вот такие "варяги" занимались не только изготовлением и правкой медных изделий, а также поиском руд, пригодных для выплавки меди в пределах обитания племени. Только этим и можно объяснить сравнительно быстрое появление металлургии меди на Балканском полуострове и становлении на ее основе культуры Винча, период процветания которой приходится на 5500 - 4000 гг до н.э. Хотя вот самые первые поселения на территории нынешней Сербии, которые возникли в ходе волны миграции появляются уже 9000 лет назад.
   Шахте в Рудной Главе около 7000 лет, ее вертикальные стены уходят в глубину до 20м. В южной части Сербии была найдена с кузнечным оборудованием, медным долотом, молотком и топором.
  Объективности ради следует отметить и еще одну возможную побудительную причину возникновения металлургии на Балканах. Уже первые мигранты столкнулись на Балканах с обширными лесами, которые сильно ограничивали как земледелие, так и выпас скота. Вырубка леса каменными топорами крайне трудоемкое занятие из-за невозможности добиться нужной остроты в орудиях труда. Куда проще оказалось выжигание участков леса. К тому же пожар уничтожал не только древесину, но и выжигал корни, удобряя землю. Вдобавок образовывалось большое количество древесного угля, использование которого в очагах сильно повышало отдачу тепла и температуру в топке, вплоть до того, что могли плавиться и некоторые камни, из которых складывали очаги. И если среди камней попадались экземпляры с высоким содержанием меди, то и образовывались слитки, привлекавшие внимание своей необычностью. Вот только от таких случайностей до техники выплавления металла в специально изготовленных глиняных сосудах - дистанция огромного размера в условиях примитивных хозяйств малочисленных племен со слабой коммуникативной связью, чтобы настаивать именно на этой версии возникновения металлургии на Балканах.
  "Основными сельскохозяйственными культурами у них были пшеница, ячмень, просо, лён, вика, чечевица, горох. Умели делать муку. Убирали урожай серпами, зерно хранили в больших корзинах из лозняка, всё это обмазанное глиной.
   Винчанцы знали и скотоводство, они вывели множество типов домашних животных, у них были большие стада, коров, овец. Вывели они и специальных волов, на которых тянули соху, тоже своего изобретения.
   Цивилизация породила множество поселений, в поздний период стали появляться и города. Все сооружения для жилья отличались просторностью, были в городах и культовые сооружения в виде дворцов с храмами. Храм Соломона появился на несколько тысячелетий позже храмов Винча. В среде поселений архитекторы Винча возводили мегароны, в которых пребывала знать.
   Работали ремесленники цивилизации Винча по глине, плотничали, были у них ткачи по льну, занимались металлургией, кузнечным делом". [1]
  "В ходе раскопок на территории Южной Сербии, в районе города Плочник, на площади 1,2 квадратных километра учёные обнаружили свидетельства существования племени, представители которого уже по крайней мере 7500 лет назад занимались металлургией, активно торговали, а также знали толк в искусстве и моде.
  Более того, как отмечают археологи, жители города старались эстетизировать не только свой внешний вид, но и окружающую их повседневную действительность. Так, найденные при раскопках фрагменты посуды и малых скульптурных форм продемонстрировали, что древние ремесленники могли производить как минимум 60 различных вариантов статуэток и предметов быта, которые были прекрасно украшены. И, как утверждает Кузманович-Цветкович, эти украшения не всегда сопровождали изображение божеств: часто они создавались просто для того, чтобы радовать людей.
  По словам исследователей, интерес представляет не только художественная и эстетическая сторона жизни обитателей города, но и удивительно обустроенный быт. Судя по результатам работы археологов, люди этого племени знали, что такое централизованное управление и разделение социальных ролей, что позволило им создать развитый город. Как отметили исследователи, поселение состояло из отапливаемых зданий, кроме того, неподалеку от основных "жилых кварталов" располагалось аккуратно устроенное кладбище. В домах имелась не только печь, но и специальные отверстия для мусора, а люди спали на шерстяных или меховых циновках, шили одежду из льна, шерсти и кожи и, соответственно, держали домашний скот".{2}
  Для культуры Винча было характерным не только металлургия и городская жизнь, но и развитая керамика. Керамика Винча отличалась особым стилем, который представлял собой глубокую резьбу и белое глазурованное покрытие. Художественную керамику культуры отличает большое количество стилизованных женских статуэток, а также такая странность, как статуэтки с явно неземными лицами.
  Неожиданная находка обнаружилась в Трансильвании, в маленьком румынском поселке Тэртерии, которую представляли три небольшие глиняные таблички, испещренные пиктографическими знаками, очень похожими на пиктограммы шумеров. Вот только возраст табличек был на 1000 лет старше их шумерских аналогов.
  "Диагностическим признаком цивилизации является такой уровень развития производящей экономики, когда появляется прибавочный продукт, высвобождающий часть общества для осуществления технического и культурного прогресса. Этому сопутствуют значительные перемены в социальной структуре: оформляется иерархия сословий; регулирующей жизнь общества становится власть вождя (царя) и института жрецов. Все эти явления оставляют след в материальной культуре, а, следовательно, могут быть зафиксированы в археологических памятниках. Так, характерным внешним выражением перехода к цивилизации является появление города (на базе даже одной территориальной общины - Дьяконов, 1982, с. 34-36), а в нем - дворцов или храмов; разнообразных строений, связанных с разными их функциями, специализированных мастерских, свидетельствующих о выделении некоторых ремесел, и, наконец, письменности, без которой нет цивилизации...Древняя цивилизация - это культура классового общества, овладевшего письменностью." [2]
  Интересно вот такое прочтение одной из табличек: "Четырьмя правительницами лика бога Шауэ старейшина разума глубокого сожжен один". Содержание записи подтверждается и тем, что таблички находились рядом с обгорелыми костями останков мужчины.
  Эта запись подтверждает, что религия играла ведущую роль; на ранних этапах ее становления уже были служители культа; есть признаки сословной дифференциации социума по уровню знаний и интеллекта; ритуал захоронения сословно выделяемых лиц отличался от захоронений рядовых членов общины и, в частности, для них практиковалось сожжение с последующим индивидуальным захоронением в конструктивно оформленных могилах. Известно, что практика кремации как религиозный обряд была широко распространена в арийских племенах с гаплогруппы R1a1 - Z93. Если принять известную гипотезу о полярном генезисе данной гаплогруппы, то становится понятным и истоки этой практики: в приполярных областях кремация была скорее всего единственным способом утилизации тел, чтобы не привлекать к стоянкам хищников.
  Тотемы тэртерийской таблички не только совпадают с шумерскими, но и расположены в той же последовательности. Совпадение тотемов и их последовательности вряд ли случайно. Оно наводит на мысль о происхождении религиозных воззрений жителей и Тэртерии и шумерского Джемдет-Насра из одного общего корня. Письменность тэртерийских табличек, как и архаическая шумерская письменность, была идеографической, слоговых знаков и грамматических показателей еще не существовало.
  Знаки, иногда полностью идентичные винчанским, были найдены в легендарной Трое (начало III тысячелетия до н.э.). Тогда же они появляются и в других районах Малой Азии. Отдаленные отголоски письменности Винчи содержит в себе пиктографическая письменность древнего Крита. Пиктографическая протоэламская письменность, одинаково близкая и к шумерской и к тэртерийской.
  Изучение законов внутреннего развития шумерской пиктографии показывает, что к концу IV тысячелетия до н.э. пиктографическое письмо как система находилось в состоянии не становления, а распада. Из всей шумерской системы письма (насчитывавшей около 38 тысяч знаков и вариаций) употреблялось немногим более 5 тысяч, причем все они вышли из 72 древних гнезд-символов.
  Вот такая широкая географическая распространенность пиктографического протописьма с узнаваемыми совпадениями многих знаков позволяет с большой долей вероятности предположить, что как минимум до 7 тысяч лет назад во всех географических областях распространения упомянутых выше этносов начальный импульс, а может быть заложили даже основу их цивилизационного развития, существенно развитая культура племен единого рода или племен, находящихся в близкородовых отношениях. В рамках рассматриваемой же в настоящей работе версии - это были носители гаплогруппы R1a, - общающиеся на языках с единой основой, но с его вариациями, обусловленными влиянием языков автохтонного населения в географических местах обитания отдельных племен популяции носителей данной гаплогруппы. В этой связи по-иному воспринимается и библейские утверждения, что люди перестали понимать друг друга со времен Вавилона - времени, когда интеллектуальное воздействие носителей R1a на социум полностью утратилось.
   С другой стороны, наиболее часто встречаемая Y-хромосомная гаплогруппа винчеанцев - G2, наряду с гаплогруппами I2, I1. Но вот в районе Днепра были выявлены два ископаемых образца гаплогруппы c датировками 9-8,7 тыс. лет назад и 10,8-10,5 тлн. Наиболее убедительной версией такого генетического несоответствия и появления несколько позднее в отдалении носителей R1a, является версия "профессиональных варягов" из племен гаплогруппы R1a в составе автохтонных племен, вовлеченных в земледелие и скотоводство. Потомство этих "старейшин разума глубокого" размножилось со временем, вписавшись рядовыми членами новых племен и проявившись спустя тысячелетия в захоронениях.
  Общины культуры Винча широко практиковали обменную торговлю, в том числе далеко за пределами той территории, которую занимали. Так предметы культуры Винча были обнаружены даже на южном побережье Франции. Активный поиск рудных месторождений привел к появлению и росту добычи золота, как металла весьма похожего на самородную медь. Технологичные свойства золота оказались еще ниже, чем у меди, зато оно идеально подходило для изготовления украшений. Редкость и красота металла быстро обеспечили престижность владения им, вложив уже в те времена изрядную долю лепты в имущественную дифференциацию внутри сообществ. Об этом свидетельствует Варненская "золотая" могила с захоронением 7000 лет назад. Одних золотых предметов на скелете содержалось почти на 1,5 кг. Судя по наличию изделия типа скипетра, можно полагать что был захоронен либо вождь племени, либо высокий культовый служитель.
  Интересно, что Y-хромосомная гаплогруппа этого "вождя" была T. Необходимо отметить, что это одна из поздних гаплогрупп, представители которой мигрировали еще в мезолите из предгорий Гималаев, через Месопотамию частично в Африку, частично в Европу, дойдя до Нижней Силезии, где был найден самый древний скелет этой гаплогруппы. Очевидно, что отдельные сообщества этой гаплогруппы закреплялись на всем пути такой миграции. Какие-то из них приходили в упадок и исчезали, но некоторые, обладая некоторым преимуществом в технике изготовления керамической посуды и каменных изделий, осваивалась на новых местах и даже доминировала.
  В третьем тысячелетии культура Винча приходит в упадок. Характерной особенностью этого периода является сжигание всех построек поселения и миграция с освоением новых территорий. Очевидно, что такая миграция шла в сторону малоосвоенных территорий и была сопряжена со столкновениями с автохтонным населением. Последнее обстоятельство стимулировало как развитие и совершенствование орудий борьбы, так и организационных форм вооруженной борьбы.
   Есть несколько версий причин упадка, в том числе и падение урожайности земель после тысячелетней их эксплуатации, а также миграция из-за давления эпидемий, типа чумы. Последнее весьма вероятно, так как появление зернохранилищ стимулирует рост численности грызунов, а охота на них с последующим употреблением в пищу чревата возникновением и распространением вот такой заразы.
  Влияние культуры Винча отразилось и на цивилизационном развитии общин соседних регионов и прежде всего в становлении Трипольской культуры. Это обусловлено и миграционными процессами винчеанцев, обусловленных как вышеуказанными причинами, так и демографическими причинами, связанными с ростом общин винчеанцев. И если на первых порах это была тихая экспансия по отношении к автохтонному населению Днестровско -Днепровского междуречья, то ближе к закату культуры Винча экспансия приобрела явные формы вооруженного насилия.
  Подтверждением связи ирригации с появлением металлургии меди являются наиболее древний ирригационный канал в Чога Мами (6000 лет до н.э.), который относится к Самаррийской культуре. Кроме ирригации самаррские общины первыми ввели культуру льна, шестирядного ячменя. Само Чога Мамми является одним из древнейших поселений, которое по количеству построек из сырцового кирпича вполне относится к городским. Просуществовав примерно 500 лет, Самаррийская культура была поглощена Убайдской.
  Период Убайда (6500-4000 гг. до н.э.) - это доисторический период Месопотамии.
  В Южной Месопотамии этот период длился очень долго, примерно по 4000 год до н. э., когда его сменил период Урука. Поселения этой культуры, располагаясь в районах с более благоприятными природно-климатическими условиями чем поселения Самаррийской культуры и уже в силу только этого фактора имели преимущества в урожайности сельскохозяйственных культур. Поселения и предметы сельскохозяйственного инвентаря в самых древних культурных слоях появляются как-то сразу совершенными для того времени, что говорит об освоении данной территории мигрантами. В соответствии с предложенной версией - с южных районов Анатолии. После разрушительного наводнения около 8000 лет назад, поселения возрождаются вновь и на их основе зарождается древнейший культурно-экономический центр - город Эриду. Одновременно с возникновением города появляется и разветвленная сеть ирригационных каналов, обеспечивавшая стабильно высокие урожаи зерновых. Избыток продовольствия обеспечил рост численности населения, появление новых городов-поселений, таких как Ур, Урук, Лагаш, и расширение торгово-экономического влияния культуры на всю Месопотамию. Более того, уже в конце V тыс. до н. э. убайдская культура простирается от восточного побережья современной Саудовской Аравии, далее через всю Сирию, до средиземноморского побережья, севернее гор Тавра, на северо-востоке ареал её распространения доходил до Азербайджана, а через Хузистан формировались её восточные торговые пути.
  О высоком развитии культуры Убайд свидетельствует керамика прекрасного качества и хороший уровень строительного мастерства. В постройках широко использовался добротно отформованный кирпич. Стиль и приемы этих построек легли в основу всего последующего архитектурного развития на территории Месопотамии.
  В центре поселения в Эриду возвышался храм или в дальнейшем комплекс священных построек. По мере сложения развитой урбанистической системы, жилая застройка планировалась уже в соответствии со структурой социальной иерархии. Ближе к храму располагались дома правящей элиты, затем шли жилища ремесленников, на окраине города селились земледельцы. Подобная система поселения пережила многие века, а её основа сохранилась до наших дней. В период позднего Убайда храм становится центром экономической и политической жизни. В некоторых поселениях храмы становятся больше. Строятся поселения нового типа. Дома в городах и деревнях отличаются друг от друга - в зависимости от того, кому они принадлежат - знатному человеку или обычному земледельцу. Власть сосредотачивается в руках жрецов. Вместе с появлением религиозного культа закрепляется определенный ритуал захоронений. Массовые захоронения сменяются одиночными, тела укладываются непременно на спине, вместе с покойником в могилу помещают и бытовые предмета обихода, керамическую посуду.
  Одной из интригующей особенностей культуры Убайда являются керамические фигурки с рептилоидными головами, найденные в разных местах и явно различного авторского исполнения. Преимущественно женские. Одна из них - кормящая мать младенца-рептилоида. Отлично исполненные и похожие друг на друга фигурки оставляют впечатление, что это не фантазии авторов, а исполнение с натур. Такое впечатление подкрепляется убеждением большинства археологов, что эти фигурки никак не связаны с культовой практикой убайдицев.
  Конец Убайдского периода характеризуется более быстрыми темпами развития на основе более широкого применения изделий из меди как в быту, так и при изготовлении наконечников стрел, копий.
  Одной из главных особенностей послеубайдского периода было развитие городских центров. Этот период называют урукским по имени одного из крупнейших в Шумере города-государства Урук.
  Убайдская культура одна из первых продемонстрировала, что расширенное воспроизводство продовольствия является ведущим фактором цивилизационного развития любого социума на всем доиндустриальном этапе эволюции человечества. Расширенное воспроизводство продовольствия стимулирует рост численности популяции, ее консолидацию с образованием системных органов управления жизнедеятельности таких консолидированных образований. К числу таких системных органов следует отнести, прежде всего, как отдельных служителей культа, так и культовые структуры. На более поздних этапах развития, в результате имущественной дифференциации общества на базе закономерно возникающего неравномерного перераспределения прибавочного продукта, появляются социумные авторитеты, контролирующие и определяющие общественную жизнь социума. Расширенное производство продовольствия является базой для появления и развития других направлений деятельности членов социума, прежде всего ремесленнической. И не только внутри социума, но на основе торгово-обменных отношений и в сопредельных общинах.
  Одной из таких культур, становление которой произошло на основе таких торговых отношений является Халафская культура на территории Северной Месопотамии и Восточной Сирии в конце 6-ого - начале 5- ого тысячелетий. Не имея развитой агрокультуры, но обладая на то время достаточно обильными древесными ресурсами, население этих областей специализируется на производстве керамической посуды довольно высокого качества. Этой керамикой население успешно торгует своими изделиями не только с Убайдом, но и со скотоводческими племенами Леванта, обменивая их на молочно-сырную продукцию. Совершенствование способов обжига керамики, не обошлось без совершенствования и печей для обжига, в результате чего в позднем периоде культуры появляются и первые печи, связанные с производством и обработкой медных изделий. Но, как это часто происходило в последующей истории, вот эти престижные новшества и явились одной из основных причин поглощения данной культуры Убайдейской цивилизацией.
  "В книге "Тайны дунайской цивилизации" историк Харальд Хаарманн привел данные, что именно в дунайском регионе Балкан примерно 9 тысяч лет назад был создан первый алфавит. Эта датировка также и культуры Лепенского Вира, оставившего в истории загадочные символы. К тому же, датировка этой культуры совпадает со временем прибытия носителей гаплогруппы R1a на Балканы. До этого они проделали многотысячелетний миграционный путь с востока, скорее всего, с Алтайского региона через Иранское плато, и через Анатолийский полуостров...
  Так, в горах Загроса между притоками Тигра и озером Урмия (Северный Ирак) в период 12-8 тысячелетий до н. э. находились поселения, как полагают, предков индоевропейцев (праиндоевропейцев), носителей культуры геометрических микролитов, так как технологией изготовления микролитов и микролитических орудий владели исключительно праиндоевропейцы...
   Нельзя исключать, что в горной системе Загроса и на Армянском нагорье 12 000 лет назад, в принципе, спасалась от библейского всемирного потопа значительная часть носителей R1a. Там берет свое начало и земледелие (2 вида пшеницы, чечевица) и животноводство (козы и овцы). К слову, в Европе широкое распространение земледелия начинается с Балкан. Начиная с 8 тысячелетия назад праиндоевропейцы, проникающие с Ближнего Востока в Европу, приносят земледельческо-скотоводческие традиции на Балканы, в Нижнее и Среднее Подунавье...
  Итак, у озера Урмия по археологическим данным около 12000 лет до н.э. свой след оставили предки индоевропейцев. И это могла быть именно точка миграции носителей древней R1a с Юга Сибири, куда они предположительно пришли с территории Синьцзяна, где обитали 15 тысяч лет назад" [3]
  В балканской культуре Лепенского Вира (8-10 тысяч лет назад) обитали именно носители R1a. Добавили уверенности в этом и лингвистические данные об обнаружении в Анатолии и на Балканах в те времена протоиндоевропейского языка.
  В отличие от сообществ охотников-собирателей и скотоводческих племен, миграция которых преимущественно целевая и поэтому затрагивает целиком сообщество, миграция
  земледельческих племен преимущественно вынужденная, в силу складывающихся неблагоприятных обстоятельств, на которые по-разному реагируют отдельные части сообщества или племени. В результате на всем тысячелетнем миграционном пути земледельческих племен остаются очаги оседлости, которые при благоприятных условиях развиваются в самостоятельные культуры со своей историей зарождения и исчезновения. Вот и племена носителей R1a на своем миграционном пути оставили ряд таких культур,
  оказавших влияние на последующее цивилизационное развитие целых регионов. К числу таких культур относится Таримская, которая возникла не менее чем 6000 тыс. лет назад в Таримской впадине на территории Синьцзяна, а если исходить из данных палеогенетиков так и вовсе 10 тыс. лет назад. В те далекие времена зарождения культуры климатические условия в Таримском бассейне были благоприятными для жизнедеятельности и, несмотря на начавшуюся 5000 лет назад сильнейшую аридизацию региона, Таримская культура продержалась вплоть до 400-х годов до нашей эры. Расцвет культуры приходится на период с 4000 по 2000 гг днэ. Ограниченный труднодоступными горами ареал обитания носителей данной культуры находился продолжительное время в относительной изоляции. И тем не менее они делали сыр из молока жвачных животных, а также выращивали пшеницу, ячмень и просо. Считается, что первоначальная доместикация этих культур была осуществлена в районах Афганистана и Северного Китая, поэтому техника их выращивания вместе с зернами попала в Синьцзян возможно извне, через горные перевалы Тянь-Шаня. С другой стороны, почти полное отсутствие керамической посуды несколько озадачивает. Перенять достаточно сложную технологию выращивания злаков и одомашнивания скота, и не перенять относительно простого способа изготовления керамической посуды, как-то не логично. А так как практически ничего не известно о природно-климатических условиях того периода в Таримской котловине и тем более о ее флоре и фауне, то и делать однозначные выводы о паритетности районов доместикации зерновых культур и полорогого скота трудно. Нужны дополнительные генетические исследования.
  Другой отличительной особенностью является высокое искусство изготовления плетенных шерстяных тканей, одежды, изготовления войлочных изделий.
  Клетчатые и диагональные узоры голубого, коричневого и зеленого цветов на тканях. Вместе с покойником в могилу укладывали горшки, гребни, иглы, заколки из дерева и кости. Некоторые могилы буквально усеяны кусками сыра. Нечто подобное находят и в древних захоронениях Чатал-Хююка (Турция). Да и плетенные таримские сосуды весьма напоминают подобные сосуды в самых древних слоях Чатал-Хююка.
  Высокие (до 2-ух метров), светловолосые, с белой кожей и европеоидными чертами лица таримцы вызвали много споров относительно своего генезиса. Но вот один из последних выводов палеогенетиков: "Таримские мумии принадлежат к географически изолированному, но широко распространённому в более древние времена западноевразийскому генофонду древних северных евразийцев, представительницей которых была жительница участка Афонтова гора 3, в районе современного Красноярска, возрастом около 17 тыс. лет".[5] И это подтверждает версию, что "Таримская цивилизация" одна из тех культур, которые сформировались на пути многовековой миграции сибирских носителей гаплогруппы R1a1 в поисках лучших условий для земледелия и скотоводства, а географическая изоляция региона позволила законсервировать на многие тысячелетия многие элементы культуры, которая была свойственна племенам данной гаплогруппы времен процветания Чатал-Хююка.
  Возникновение Джейтунской культуры, существовавшей в период с 7000 до 4500 гг до н.э. на территории южного Туркменистана - северо-восточного Ирана, также обязано миграционной волне племен рассматриваемой популяции. Это они принесли технику выращивания таких зерновых культур как ячмень и пшеницу, разведение мелкого скота, стойловое содержание крупного рогатого скота и верблюдов. Они освоили и строительство жилищ из сырцового кирпича, большей частью однокомнатного. Изготовляли и керамические изделия. Где-то в VI тысячелетии осваивают и выплавку меди, хотя основными рабочими материалами до распада своей цивилизации у них оставались камень и кость. В условия нарастающей аридизации климата освоили и технику строительства ирригационных систем, позволяющих стабильно получать хорошие урожаи.
  Еще одна подобна культура возникла южнее, на территории Пакистана примерно в том же VIII тысячелетии до н.э., которая получила название Мехргарх. Просуществовала она дольше, вплоть до III тысячелетия до н.э. Они также строили дома из кирпича-сырца, выращивали зерновые культуры, разводили мелкий рогатый скот. С 5500 годов до н.э. начинает развиваться ремесло изготовления кож и формовочного литья медных изделий. Впервые начинают выращивать хлопок, сучить из него нити и осваивать ткачество. Представители этой культуры стали использовать каменные и медные свёрла, печи для обжига, большие печи для плавки медной руды, тигли для выплавки более чистой меди.
  Характерным для Джейтунской и Мехргархской культур является то, что на ранних этапах становления этих культур они не знали керамики. И лишь в VI веке до н.э. появляются керамические изделия. Причинно-временная связанность возникновения двух рассматриваемых культур позволяет сделать предположение, что где-то на территории нынешнего Афганистана также существовали некие древние племена рассматриваемой гаплогруппы, которым принадлежит пальма первенства в доместикации ряда зерновых культур. И лишь позднее одомашненные сорта этих зерновых и техника их выращивания распространились и в соседние ареалы миграционного распространения племен данной гаплогруппы, создав предпосылки возникновения рассмотренных выше культур. Но слабая археологическая изученность территории Афганистана пока не позволяет подтвердить данную версию.
  
  Литература
  1. О. Данкир Винча цивилизация https://proza.ru/2022/07/27/1050
  2. У истоков европейской цивилизации (культура Винча) http://rugiland.narod2.ru
  3. Б. Новицкий Неолитические предки ариев (индоевропейцев) шли в Европу с гор Загроса, где зародилось земледелие https://dzen.ru/a/ZFJy1kVptCkTNG8q
  4. Х. Хаарманн "Тайна Дунайской цивилизации: открытие древнейшей цивилизации Европы" ‎ Marix Verlag- 30 октября 2019 г. 287с.
  5. Разгадка происхождения таримских мумий. https://dzen.ru/a/Ybo_3kE6WABUwBom
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"